Музыка
Началом своей творческой карьеры сам Федор Шаляпин называл 1889 г., когда ему удалось получить должность статиста в драматической труппе Серебрякова. В следующем году он впервые вышел на большую сцену, исполнив одну из партий в опере Чайковского «Евгений Онегин».
После этого Шаляпин отправился в Уфу, где продолжил работать оперным певцом. В тот период биографии ему начали все чаще доверять сольные партии. После этого он сменил еще не одну труппу, пока не оказался в Тифлисе.
Именно тут Федор всерьез занялся развитием и постановкой своего голоса. Любопытно, что только в Тифлисе он первый раз попробовал исполнить в опере басовые партии. В 1895 г. его пригласили работать в Санкт-Петербургскую оперную труппу.
На одном из спектаклей Шаляпина заметил меценат Савва Мамонтов, который уговорил его перейти в свой театр. Савва по достоинству оценил талант парня, вследствие чего предоставил тому полную свободу действий.
В итоге, Федор Шаляпин смог в полной мере раскрыть свой потенциал и приобрести большую популярность на территории всей страны. Мамонтов делал все от себя зависящее, чтобы певец ни в чем не испытывал нужды. По словам самого певца, именно тогда ему удалось развить в себе все главные черты своей артистической натуры.
Шаляпин мастерски исполнял знаменитые басовые партии как русских, так и зарубежных опер. К примеру, роль Мефистофеля в «Фаусте» Шарля Гуно до сих пор считается образцовой. Позднее он представит похожий образ в арии «Мефистофель» в театре «Ла Скала», чем удостоится похвал от музыкальных критиков мирового значения.
В последующие годы биографии Федор Шаляпин с огромным успехом выступал на сценах Большого и Мариинского театров. Одновременно с этим он давал гастроли в Европе, США и Южной Америке.
Будучи всемирно известным артистом, Шаляпин обзавелся знаменитыми друзьями, среди которых Куприн, Врубель, Рахманинов, Горький и многие другие звезды. Кроме оперных выступлений, он исполнял романсы и русские народные песни, включая «Дубинушку» и «Вдоль по Питерской».
Шаляпин и Куприн
После прихода к власти большевиков Федор Иванович удостоился звания Народного артиста Республики (1918). Спустя 4 года он вместе с семьей отправился гастролировать за рубеж, в частности в США, откуда уже не вернулся обратно.
В России это вызвало большое негодование у правительства, которое вскоре лишило Шаляпина звания Народного артиста РСФСР. Владимир Маяковский даже написал стих, обращенный к певцу, в котором присутствовали такие строчки:
«Вернись теперь такой артист назад,
на русские рублики – я первый крикну:
Обратно катись, народный артист Республики!»
Не смотря на это Федор Шаляпин, как и раньше продолжал активно давать концерты в разных странах, с каждым годом увеличивая свою армию поклонников. Параллельно с этим, он увлекался самыми разными видами искусства, включая живопись, лепку и съемки в кино.
Современники отмечали прекрасную дикцию Шаляпина и невероятно глубокий и объемный голос, который было слышно даже в самых удаленных уголках концертных залов. Он приводил зрителей в восторг своей природной харизмой, органичностью и умением выпевать каждую ноту.
Краткая биография Федора Шаляпина
Шаляпин Фёдор Иванович (1873— 1938), певец. Родился 13 февраля 1873 г. в Казани в семье мелкого служащего. Рано начал трудиться: работал резчиком по дереву, переписчиком бумаг, был подмастерьем у сапожника. С юных лет обладал уникальными вокальными данными. Пел в архиерейском хоре, подрабатывал статистом в оперном театре, пытался играть и в драматической труппе.
Дебют Шаляпина как оперного певца состоялся 18 декабря 1890 г. на сцене Городского театра в Уфе — он исполнил партию Стольника в опере польского композитора С. Монюшко «Галька».
С этого момента начались скитания по городам и оперным труппам. В 1892 г. Шаляпин попал в Тифлис (ныне Тбилиси). Здесь его уникальные возможности оценил известный в городе музыкальный педагог Д. А. Усатов, у которого Шаляпин стал заниматься, одновременно выступая на сцене Тифлисского музыкального театра.
В 1894 г. Фёдор Иванович приехал в Петербург и начал петь в частной опере Панаева. 5 апреля 1895 г. он дебютировал в Мариинском театре в опере Ш. Гуно «Фауст», исполнив партию Мефистофеля.
Но настоящая слава и признание пришли к певцу на сцене Московской частной русской оперы, где Шаляпин по приглашению С. И. Мамонтова работал в 1896—1899 гг.
Его бас великолепно подходил для классических партий русского оперного репертуара: Иван Сусанин («Жизнь за царя» М. И. Глинки), Борис Годунов («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Иван Грозный («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова).
В 1901 г. по инициативе С. П. Дягилева Фёдор Иванович выехал в заграничное турне. 3 марта он с триумфом выступил на сцене миланского театра Ла Скала в заглавной партии в опере итальянского композитора А. Бойто «Мефистофель». С 1907 г. Шаляпин регулярно участвовал в Русских сезонах за границей, организованных Дягилевым в Париже. Он много пел в опере и концертировал, но никогда не отказывался выступать перед простой публикой, занимался благотворительностью.
В 1918 г. певцу присвоили звание народного артиста Республики.
В 1922 г. Шаляпин эмигрировал.
За границей он продолжал создавать яркие оперные образы и вёл большую концертную деятельность. Сделал множество записей, в конце 20-х гг. снялся в первом звуковом фильме «Дон Кихот».
Каждый оперный образ Шаляпин выстраивал не только как певец, но также как актёр и режиссёр. Он был первым русским певцом, который получил мировое признание.
Умер 12 апреля 1938 г. в Париже.
В 1984 г. прах певца был перенесён на Новодевичье кладбище в Москве
Источник
Федор Иванович Шаляпин (1873-1938 гг.) является одним из великих русских оперных певцов, первым получивший звание народного артиста Республики.
Детство будущего певца проходит в Казани, где мальчик начинает свою певческую карьеру в хоре при местной церкви, параллельно занимаясь обучением сапожному ремеслу, а позднее поступив в Казанское приходское учебное заведение.
Творческий путь Шаляпина начинается в драматической труппе Серебрякова В.Б., в которой он впервые исполняет сольную партию в опере «Евгений Онегин», исполняя роль Зарецкого. Затем на протяжении нескольких лет певец меняет певческие труппы, выступая сначала в Уфе, а затем перебравшись в Тифлис, где работая в дергачевской театральной труппе берет уроки вокала у знаменитого оперного певца Усатова Д.А. и исполняет в местном театре ведущие певческие партии своим неповторимым басом.
Поступив на службу в 1894 году в труппу Императорского театра в Петербурге, жизни Шаляпина претерпевает кардинальные изменения в связи со встречей с благотворителем Саввой Мамонтовым, оценившим талант молодого певца и давшим ему возможность достичь всемирной оперной славы. Перед началом революции в России Шаляпин является уже сформировавшимся оперным вокалистом, снискавшим уважение и почет не только любителей оперного искусства, но и новых властей, присвоивших ему высокое звание народного артиста.
Память
Файл:Musorgsky Grave.jpg Памятник на могиле Мусоргского (Петербург, Александро-Невская лавра).
Файл:1989 CPA 6047.jpg Почтовая марка СССР, 1989 год.
Файл:5415-0006-reverse.gif Памятная монета России.
27 ноября года на могиле композитора был установлен памятник. Авторы – архитектор И.С. Богомолов и скульптор И.Я. Гинцбург – работали над проектом и моделями бесплатно. Средства на изготовление памятника были собраны по общественной подписке, в которой приняли участие Репин, Римский-Корсаков, Лядов, Глазунов и многие другие.
Объекты, носящие (носившие) имя М.П. Мусоргского
- Уральская государственная консерватория в Екатеринбурге с года;
- Михайловский театр в Санкт-Петербурге;
- Музыкальное училище имени М. П. Мусоргского в Санкт-Петербурге;
- Малая планета – “1059 Mussorgskia”;
- В честь М.П. Мусоргского назван “Мусоргский кратер” на планете Меркурий.
10 интересных фактов о композиторах. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ВЕЛИКИХ РУССКИХ КОМПОЗИТОРАХ
Михаил Иванович Глинка
Успех композитору принесла его опера “Жизнь за царя” (“Иван Сусанин”). А вот премьера второй оперы композитора — “Руслан и Людмила” — принесла Глинке ряд чувствительных огорчений. Премьера оперы состоялась в Большом театре в Санкт-Петербурге в тот же день, что и премьера первой оперы Глинки — 9 декабря. Высшему обществу опера не понравилась, публика ее освистала, а император Николай I и вовсе, не дождавшись конца оперы, после четвертого акта демонстративно вышел из зала. Подобная реакция принесла Глинке тяжелые переживания. После этого он много путешествовал, попеременно живя в России и за рубежом, не прекращая сочинять. В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. В 1990-х годах “Патриотическая песня” Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.
Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень легок на подъем и прекрасно знал географию. Возможно, если бы он не стал композитором, то стал бы путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.
Согласно распространённой версии, Пушкин посвятил свое стихотворение “Я помню чудное мгновенье…” Анне Керн. Через пятнадцать лет Глинка положил стихи на музыку и посвятил романс ее дочери — Екатерине Керн, в которую был долгое время влюблен
Жена Глинки была совершенно равнодушна к музыке. Как-то раз композитор пришел домой после концерта, в котором исполнялась Седьмая симфония Бетховена, потрясенный до слез. Жена испуганно спросила:
— Что с тобой, Michel?!
— Бетховен… — едва смог выговорить Глинка и заплакал.
— Боже мой, да что он тебе сделал, этот Бетховен?
Александр Порфирьевич Бородин
Александр Порфирьевич Бородин — русский композитор-самородок. Профессиональных учителей-музыкантов у него не было, и всего в музыке он достиг, благодаря самостоятельному овладению техникой композиции. Свое первое музыкальное произведение Бородин написал в 9 лет. Играл на фортепиано, флейте и виолончели.
Самым известным музыкальным произведением Бородина является опера “Князь Игорь”, созданная по сюжету “Слова о полку Игореве”. Написание оперы растянулось на 18 лет. В 1887 году Бородин умер, так и не окончив это музыкальное произведение. Завершили же работу по записям Бородина Римский-Корсаков и Глазунов.
Музыка была не единственной страстью Бородина. Он весьма успешно занимался медициной и химией, получив 1858 году степень доктора медицины. Бородин руководил химической лабораторией, был ординарным профессором и академиком Медико-хирургической академии, почетным членом Общества русских врачей и одним из основателей Русского химического общества. У композитора Бородина более 40 работ по химии.
Бородин в жизни был очень рассеянным человеком. Однажды он вышел из дома, оставив в дверях записку: “Буду в пять часов. Подождите, пожалуйста”. Вернулся Александр Порфирьевич без десяти пять, прочитал записку и присел на лавочку с тем, чтобы дождаться пяти часов. А как-то он с женой переезжал на поезде границу. Жена вышла в дамскую комнату, а в это время к нему зашли пограничники. Проверили его документы, потом начали выяснять данные жены. Но композитор даже не мог вспомнить, как ее зовут. Когда она вернулась в купе, он взмолился:
— Катя, ради Бога, скажи: как тебя зовут?
Модест Петрович Мусоргский
Модест Петрович Мусоргский — отпрыск княжеского рода, Рюрикович. Вершина его творчества — опера “Борис Годунов” — первый образец народной музыкальной драмы, где русский народ предстал как сила, которая решающим образом влияет на ход истории.
В жизни Мусоргского было все — и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием. Во второй половине жизни бедствовал, сильно пил, не женился, в сорок лет выглядел стариком. Умер в петербургской больнице после трех сердечных приступов.
В конце жизни Мусоргский, под давлением “друзей” Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову.
Петр Ильич Чайковский
Многие считали его западником, но ему удавалось удивительным образом соединять наследие Шумана, Бетховена и Моцарта с русскими традициями. Чайковский творил практически во всех музыкальных жанрах. Он написал 10 опер, 7 симфоний, 3 балета, 4 сюиты и 104 романса.
Чижик-пыжик — это вовсе не безобидная птичка, которая, как известно, пьет водку, а студент Императорского училища правоведения, открытого в Санкт-Петербурге в июне 1835 года на реке Фонтанке, в доме № 6. Будущие юристы носили желто-зеленые мундиры, за что и получили такое смешное прозвище. Одним из “чижиков-пыжиков” был Петр Ильич Чайковский.
Начало творческого пути
Историками замечено, что в те времена музыка русских композиторов подвергалась жесткой критике. Например, оперой М. Глинки «Жизнь за царя» остались недовольны последователи традиционной музыкальной школы. Но Мусоргскому, который воспитывался на народном фольклоре, его произведения пришлись по душе.
Состоявшаяся встреча на квартире Даргомыжского с великим композитором перевернула жизнь Мусоргского и направила ее в иное русло. Впоследствии он вспоминал, что тогда он впервые встретился с единомышленниками, настоящими профессионалами. Тот вечер превратил его из военного в композитора. Так Мусоргский стал членом музыкального сообщества и его частым гостем.
Здесь же произошла еще одна весьма значимая для композитора встреча. Он смог серьезно писать музыку после знакомства с Балакиревым, которого попросил позаниматься с ним композицией. Тот согласился, и они быстро нашли общий язык. Балакирев объяснил значение оркестровки, форму музыки, давал Модесту домашние задания.
К уютному музыкальному сообществу вскоре примкнул Римский-Корсаков, после чего известный критик того времени В. В. Стасов назвал их «Могучей кучкой». Вся жизнь молодых композиторов была посвящена особенностям русской музыки и развитию ее традиций.
Михаил Иванович Глинка (1804-1857)
Он стал первым русским композитором мирового значения и первым русским композитором-классиком.
Как Пушкин в поэзии, Глинка был гармоничен в музыке и воплотил идеи патриотизма, красоты жизни, торжества разума и справедливости.
Родина М.И. Глинки – Смоленская губерния, село Новоспасское, имение его отца, военного в отставке. Ранние годы мальчика прошли под полным влиянием бабушки, которая фактически не допускала мать к воспитанию сына.
Только после её смерти будущего композитора начала воспитывать мать. Она заметила музыкальные способности мальчика, и с 10-летнего возраста он начал осваивать музыкальные инструменты: флейту, фортепьяно, скрипку. Круг его интересов был широк: участвовал в крепостном оркестре своего дяди, любил рисование, чтение, мечтал о путешествиях.
В возрасте 13 лет начал учёбу в Благородном пансионе, где его воспитателем был будущий декабрист В. Кюхельбекер. На художественное и нравственное становление юноши сильно повлияли события того времени: восстание декабристов, общая атмосфера литературных и политических споров, знакомство и общение с А. Пушкиным, В. Жуковским, А. Грибоедовым, А. Мицкевичем.
Своё музыкальное образование завершил в Берлине и задумался о создании русской оперы. Возвратившись в Петербург, написал оперу «Иван Сусанин», сюжет которой подсказал ему В. Жуковский.
Её премьера состоялась в 1836 г. в Большом театре Петербурга. Главная тема оперы – подвиг русского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего своей жизнью для спасения родины от врагов.
Затем началась работа над оперой «Руслан и Людмила» (на сюжет поэмы Пушкина), были написаны романсы на стихи поэта, создан первый вариант «Вальса-фантазии». Одновременно занимался преподавательской деятельностью.
М.И. Глинка умер в Берлине от хронических болезней, обострившихся простудой, в 1857 г. Там же был и похоронен. Его младшая сестра Людмила настояла на его перезахоронении на Тихвинском кладбище в Петербурге.
Сочинения:
- 2 оперы;
- 6 симфонических произведений;
- 7 инструментальных сочинений для фортепьяно, альта, струнного квинтета, фагота и фортепьяно, фортепьянный цикл;
- более 20 романсов, самые известные из них «Не искушай» на стихи Е. Баратынского, «Сомнение», «Жаворонок», «Попутная песня» на стихи Н. Кукольника, «Я помню чудное мгновенье» на стихи А. Пушкина.
Обучение в школе и военная служба
Когда Модесту исполнилось 10 лет, семья переехала в Петербург. Поскольку в военное училище принимали мальчиков с 13 лет, то младшего сына решено было определить в частную школу
Преподавали там исключительно на немецком языке, давали довольно серьезные знания, и особое внимание уделяли дисциплине
В эти годы Модест познакомился с известным преподавателем Антоном Герке, который не рассмотрел талант мальчика, однако сделал все, чтобы сделать из него отличного пианиста. Занимаясь со своими учениками, преподаватель старался отточить их мастерство до блеска. Игра Мусоргского имела огромный успех.
После 3 лет обучения в частном заведении Мусоргский поступил в Николаевское кавалерийское училище, которое заканчивали многие видные полководцы. Однако его в мыслях и мечтах была только музыка. Мальчику очень повезло, поскольку у него и в военном училище появилась возможность брать уроки фортепиано.
Мусоргский успешно окончил военное училище в 1856 году, поэтому он без труда поступает на службу в Преображенский полк. К этому моменту отец семейства умер, оставив детям и жене долги. Теперь им приходилось снимать частную квартиру. Служба не доставляла удовольствие Модесту, тем более что ему не хватало средств на светскую жизнь и развлечения.
Модест Мусоргский. Биография
Модест Мусоргский родился в 1839 году Псковской губернии. Отец его принадлежал к древнему княжескому роду, которой происходил от самого Рюрика, мать также была дворянкой. Своего сына она учила музыке и игре на фортепиано, а сам Модест в детстве любила слушать русские народные сказки, которые ему рассказывала няня.
В самом юном возрасте он играл сложные произведения Ференца Листа и выступал на домашних концертах. Заметив явный талант, его начали учить у профессиональной пианистки. Отец Модеста хотел, чтобы его дети получали образование в Петербурге, так Мусоргский оказался учеником старейшей Петербургской школы, где он учил иностранные языки, но не оставил и музыку.
Он был желанным гостем на концертах Петербургского дворянства. После школы ему предстояло стать кадровым военным, учился он старательно. В то же время Мусоргский сочинил первое собственное музыкальное произведение — пьесу для фортепиано. Эту работу он посвятил своим товарищам по юнкерской школе, их дружбе.
Биография
Детство
Родился Мусоргский в помещичьей семье. Отец его, Пётр Григорьевич, принадлежал старинному дворянскому роду. Мать, Юлия Ивановна (в девичестве — Чирикова), и привила маленькому Модесту любовь к музыке с детских лет. Он был четвёртым, самым младшим ребёнком в семье, но два старших брата умерли в младенчестве, и Модест воспитывался с братом Филаретом.
Образование
До 1849 года Модест получал домашнее образование, а затем вместе с братом поступил в немецкое училище Петришуле Санкт-Петербурга. Не закончив училища, будущий композитор поступил в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков. Во всё это время Мусоргский не оставлял занятий на фортепиано у Антона Горке.
Творческий путь
Мусоргский и музыка были неразрывно связаны между собой. Во-первых, он обладал прекрасным камерным баритоном, а поэтому на всех вечерах его просили что-нибудь исполнить. Во-вторых, будучи прекрасным пианистом, он рано стал сочинять музыкальные произведения. Его по достоинству смогли оценить музыкальные корифеи того времени — М. А. Балакирев, В. В. Стасов и Ц. А. Кюи, которые на тот момент времени уже организовали знаменитую «Могучую кучку». Одним из самых последовательных членов этого творческого кружка и стал Мусоргский.
Уже в 1852 году была издана его первая фортепианная пьеса «Подпрапорщик», навеянная учёбой в Школе гвардейских подпрапорщиков, после окончания которой Мусоргский 2 года служил в Преображенском полку.
В 1860 году его скерцо было исполнено под управлением Рубинштейна на концерте Русского музыкального общества.
После этого Мусоргский начинает работать уже над более крупными формами. Он начал писать музыку к знаменитой трагедии Софокла «Эдип», но так и не закончил это своё творение. Не законченными остались оперы на сюжет Флобера «Саламбо» и по пьесе «Женитьбы» Гоголя. Первым крупным замыслом, который Модест Петрович довёл до конца, стала опера «Борис Годунов».
Будучи бедным, он не может посвятить себя целиком любимой музыке. Из-за финансовых трудностей ему приходится постоянно работать на государственной службе: в Инженерном управлении, лесном департаменте, ревизионной комиссии Государственного контроля. Зарабатывал он и выступлениями.
С 1872 года Мусоргский работает над народной музыкальной драмой «Хованщина» и «Сорочинской ярмаркой» по Гоголю.
С середины 70-х годов в творчестве Мусоргского начинается кризис, который обусловлен развалом «Могучей кучки». Этот крах Модест Петрович во многом принял как предательство и малодушие её членов — Балакирева, Римского-Корсакова, Кюи и других. Следствием стала депрессия, закончившаяся алкоголизмом. В 1879 году певица Д. М. Леонова попыталась вытащить его из этого ужасного состояния, организовав для него гастроли по югу России.
Личная жизнь
Многие музыковеды до сих пор пытаются открыть тайны личной жизни Мусоргского, хотя всё прозаично просто. Модест Петрович никогда не был женат и не имел детей. Многие биографы объясняют эти факты нетрадиционной ориентацией композитора, о чём свидетельствуют его личные письма. Сердечными привязанностями Мусоргского стали Виктор Гартман и Арсений Голенищев-Кутузов.
Гартман был известным архитектором, талантливым сценографом, художником и очень интересным человеком. Многие объясняют запой композитора не развалом «Могучей кучки», а смертью Гартмана в 1873 году.
Граф Голенищев-Кутузов был поэтом, прозаиком, публицистом. Их отношения с Модестом Петровичем были неясными и смутными, но именно его многие биографы композитора называют трагической страстью всей жизни Мусоргского.
Рядом с его именем упоминается и женское имя — Надежда Петровна Опочинина, которая была ему близким другом, советчиком и ценителем его произведений. Она умерла в тот же год, что и Виктор Гартман, что усилило боль Мусоргского от потери самых близких ему людей.
Смерть
Умер Мусоргский в 1881 году в военном госпитале после приступа белой горячки. Был похоронен, как и многие великие люди того времени, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Много путешествовал и знал 6 иностранных языков
Стоит отметить, что Михаил знал 6 иностранных языков, благодаря которым, мог спокойно общаться с различными музыкантами мира.
Он знал немецкий, французский, английский, испанский, персидский и итальянский. Практически все давались ему очень легко. Например, немецкий язык он смог выучить всего за полгода. Это очень сильно удивило его преподавателя. Многие же современники удивлялись образованности композитора.
Глинка довольно много за свою жизнь путешествовал. Однажды он отправился в Италию, но по пути заезжал в различные страны и города для большего ознакомления. Но даже постоянное пребывание в дороге не смогли заставить его забыть о музыке. Во время остановок, он часто сочинял.
Модест Петрович Мусоргский. Новации в русской классической музыке XIX века
Модест Петрович Мусоргский родился 21 марта 1839 года в Псковской губернии в селе Карево. Его семья принадлежала к старинному дворянскому роду. Детство мальчика прошло в родовом поместье в атмосфере крестьянского быта. По словам самого Мусоргского, время, проведенное среди простых русских людей, стало для него движущей силой будущих музыкальных импровизаций.
Как было принято среди дворян того времени, Модест вместе со своим братом Филаретом начальное образование получили дома. Музыкальный талант Мусоргского открылся в раннем детстве. И отец, и мать всячески поощряли занятия музыкой, но о будущем Модеста как музыканта никто не помышлял.
В 1849 году, по семейной традиции, десятилетнего мальчика отвезли в Петербург на учебу в Петропавловскую школу, а затем в Гвардейское училище подпрапорщиков.
Во время учебы Мусоргский был позитивно оценен императором. Вкупе с высоким дворянским происхождением перед юношей открывались блестящие перспективы военной карьеры.
И действительно, по окончании учебы в 1856 году Модест Петрович Мусоргский прибыл на службу в лейб-гвардейский Преображенский полк. Но знакомство с Кюи, Балакиревым, Даргомыжским, Тургеневым, Писемским и другими талантливыми людьми поменяли мировоззрение юноши. В 1858 году молодой офицер уходит в отставку, чтобы всецело отдаться музыкальному искусству.
Страстное увлечение музыкой
Творчество Мусоргского развивается бурно. Он изучает теорию музыкального искусства, много читает, размышляет. Под руководством Балакирева композитор анализирует гармонию, читает партитуры для оркестра, играет произведения Бетховена, Шумана, Листа, Берлиоза.
В короткий промежуток времени Мусоргский добивается виртуозного исполнения на фортепиано. Имея хорошо поставленный баритон, с большим удовольствием выступает на музыкальных вечерах. В 1852 году публике была представлена первая фортепианная пьеса композитора – полька «Подпрапорщик».
Бурная творческая деятельность Модеста Петровича была сопряжена с нервными срывами и кризисами. Новые произведения открывали горизонты, в то же время многие из них оставались незавершенными. Это и оперы «Эдип» (по трагедии Софокла), «Саламбо» (по роману Гюстава Флобера), «Женитьба» (по сюжету пьесы Николая гоголя) и ряд других сочинений.
Наиболее известными произведениями Мусоргского считаются:
- опера «Борис Годунов» на сюжет одноименной драмы А.С. Пушкина (1868-1872);
- опера «Хованщина», посвященная жизни простого русского народа (1873-1880, не окончена);
- комическая опера «Сорочинская ярмарка» по одноименной повести Н.В. Гоголя (1874-1880, не окончена);
- цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» (1874);
- сборники сочинений для голоса с фортепиано, в том числе «Юные годы», «Детская» (1870), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1877):
- более ста песен и романсов, в основном, по мотивам русского быта и фольклора.
Последние годы жизни Мусоргского
Мусоргский тяжело переживал кризис сообщества «Могучая кучка» и неоднозначное отношение к своему творчеству в академической среде. Это привело композитора в полное уныние, вследствие чего он стал злоупотреблять спиртным.
На помощь Модесту Петровичу всегда приходили друзья – композиторы. Светлым лучиком на закате жизни композитора стали гастроли по югу России, устроенные подругой Мусоргского – оперной певицей Дарьей Михайловной Леоновой. Этот вояж принес композитору моральную и финансовую поддержку.
После очередного серьезного приступа в феврале 1881 года Мусоргский был помещен в один из петербургских госпиталей. Лечение не принесло результатов, и в марте великий композитор скончался. Одним из последних, кто посетил его в госпитале, был русский художник Илья Репин, написавший единственный прижизненный портрет Модеста Петровича Мусоргского.
Мусоргский. Картинки с выставки. Святослав Рихтер (1956)
https://youtube.com/watch?v=ntDVLLOE2Ik
Musorgsky Boris Godunov Coronation Scene
Эксперименты
Начало 1960-х годов можно охарактеризовать временем музыкальных экспериментов. Модест Петрович, который очень любил поэзии, сочинял музыку. «Песнь старца», «Царь Саул» и «Калистрат» — это не все композиции, которые получили признание у русских деятелей культуры. Эти произведения дали начало народной традиции в творчестве маэстро. Мусоргский затрагивал в работах социальные проблемы. Композиции были наполнены драматизмом.
Затем наступила пора лирических романсов. Пользовались популярностью следующие композиции: «Светик-Савишна», «Песнь Яремы» и «Семинарист». Представленные работы были горячо восприняты современниками. Творчеством Модеста Петровича начали интересоваться далеко за пределами России. В конце 1960-х годов состоялась презентация невероятной симфонической композиции «Иванова ночь на Лысой горе».
В тот период времени он входил в состав объединения «Могучая кучка». Модест впитывал, как губка, идеи и веяния в музыке, которые были обусловлены политической обстановкой в стране. Маэстро понимал, что задача культурных деятелей заключалась в возможности передать трагизм тех событий через призму музыки. Модесту удалось передать драматическую картину событий, которые проходили на Руси в прошлом и в настоящем.
Композиторам хотелось приблизить творчество к реальным событиям. Таким образом, они находились в поисках так называемых «новых форм». Вскоре маэстро презентовал публике композицию «Женитьба». Биографы назвали представленную работу Мусоргского «разогревом» перед презентацией мирового шедевра «Борис Годунов».
Модест Мусоргский: Биография композитора