Аполлон майков: биография и творчество поэта

Семейное воспитание Аполлона Майкова

Детские годы поэта прошли в центре Москвы в родительском доме, где царила особая атмосфера, часто бывали в гостях художники, писатели и музыканты. Дети росли в обстановке любви к творчеству, чрезвычайного почитания занятий искусством и наукой как главнейшего смысла существования. Все это способствовало тому, что Аполлон Майков много читал, неплохо рисовал и рано стал писать лирические стихи.

Родители поэта и их друзья служили для детей образцом для подражания, их пример помогал формированию духовных интересов, уважения к нравственным ценностям и высоких жизненных принципов. В доме выпускали рукописные издания для опубликования произведений членов семьи и гостей – альманах «Лунные ночи» и журнал «Подснежник», в которых и вышли первые стихи юного Аполлона.

Летние месяцы будущий поэт проводил в подмосковном помещичьем имении бабушки в деревне Чепчиха. Здесь происходило знакомство А. Майкова с природой родной земли с ее тишиной и раздольем, с жизнью русского села и народным бытом.

В жизненную пору детства и юношества, когда впечатления особенно сильны и глубоки, основы личности поэта были заложены воспитанием в духе творческой интеллигенции, а также жизнью на лоне вольной матушки-природы и бытом русской деревни с его правдой и простотой.

Поэт доверял предсказаниям гадалок и решал, что ему делать при помощи монетки

Практически всю жизнь Михаил сильно увлекался гаданием. Однажды после того, как он уехал на Кавказ, он посетил одну гадалку. Женщина рассказала ему о скорой гибели поэта Александра Пушкина, а также то, что сам Лермонтов больше никогда не приедет в северную столицу. Но причины не назвала. На деле так все и произошло.

Для справки. Известное стихотворение Лермонтова «Смерть поэта» было написано сразу после того, как он узнал о смерти Александра Пушкина. За это впоследствии был заключен под стражу.  Только с помощью своих хороших друзей он избежал довольно серьезных последствий, которые ему грозили.

Интересный факт! Однажды простая монетка решила дальнейшую его судьбу. Михаил долгое время никак не мог определиться, оставаться ли ему в Пятигорске или лучше уехать на службу. Он подбросил вверх монетку, которая выдала ему ответ. Он отправился в Пятигорск. Но это стало его роковой ошибкой. Через несколько дней он был убит на дуэли Николаем Мартыновым.

Путешествие за границу

Первый сборник стихов Аполлона Майкова был представлен Министром народного просвещения государю Императору. За книгу поэт был удостоен от Николая I пособия – средств на длительное путешествие в Европу, где он пробыл почти два года. Вначале Майков отправился в Италию, где занимался творчеством, посетил многие города, побывал в музеях и на выставках. Затем во Франции, в Париже, слушал лекции по мировой литературе и искусству. С целью изучения европейской культуры посетил также Дрезден и Прагу.

Поездка послужила прекрасным своевременным дополнением к университетскому образованию Аполлона Майкова, давшим богатейший материал для дальнейшего творчества и ставшим неисчерпаемым источником вдохновения для написания многих замечательных произведений на протяжении всей жизни поэта.

О творчестве

Картина П. Кончаловского «Пушкин в Михайловском»

11. В 1817 года на квартире будущих декабристов братьев Тургеневых Пушкин написал оду «Вольность», которая стала одной из причин Южной ссылки поэта. В оде Пушкин выступил как борец с тиранией. Тема свободы стала одной из главных для него. В стихотворении «Памятник», подводя жизненные итоги,  поэт напишет: «… в мой жестокий век восславил я Свободу». Пушкин справедливо считал это одним из главных своих достижений.

12. Одним из литературных кумиров Пушкина был английский поэт Джордж Гордон Байрон (1788-1824). Каждый год 19 апреля (7 апреля по старому стилю) в день смерти Байрона Пушкин ставил свечку и заказывал панихиду на помин его души. Евгений Онегин – главный герой одноимённого пушкинского романа – имеет черты печального и одинокого «байронического героя».

13. Литературные источники четырёх поэтических сказок Пушкина: «Сказки о попе и работнике его Балде», «Сказки о царе Салтане…», «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о Мёртвой царевне и о семи богатырях» — были определены ещё при жизни поэта. Часть из них записана со слов Арины Родионовны или услышана на сельской ярмарке, часть является переложением немецких народных сказок из сборника братьев Гримм. Происхождение пятой, самой загадочной «Сказки о Золотом петушке» было раскрыто Анной Ахматовой, доказавшей связь произведения с «Легендой об арабском звездочёте» американского писателя Вашингтона Ирвинга.

14. Роль Пушкина в становлении отечественной литературы, пожалуй, так же велика, как вклад Петра I в русскую историю. Поэт был вдохновлён личностью великого императора и упомянул его имя во многих произведениях: в стихотворении «Моя родословная», поэмах «Арап Петра Великого», Полтава» и «Медный всадник», незаконченном историческом сочинении «История Петра».

15. В «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери» Пушкин создал настолько убедительную версию отравления Моцарта завистливым и менее талантливым композитором-современником, что имя Сальери на долгие годы стало нарицательным. История смерти 35-летнего Моцарта окутана тайной, легенды об отравлении и причастности к нему Сальери бытовали в обществе до самой смерти обвиняемого в 1824 году. Что касается когда-то популярного, а ныне почти забытого итальянского композитора, то в 1997 году миланский суд оправдал Сальери.

Связь с петрашевцами и редакцией «Москвитянина»

Аполлон Николаевич в те годы был идеологически близок западничеству. Он вовлекся в движение петрашевцев через своего брата Валериана. Однако вскоре его начала угнетать их постоянная критика правительства. Майков увидел утопизм в движении петрашевцев, «много эгоизма», «много вздору» и «мало любви».

Переживавший кризис Аполлон Николаевич попал в редакцию «Москвитянина». Здесь он неожиданно нашел не только участие, но и поддержку своих взглядов. Майков отрицал принципы цивилизации Западной Европы. Эта мысль прошла через весь его сборник «1854 год», который точно отразил мировоззрение Майкова в то время. Еще одной сквозной темой книги стала историческая миссия Российского государства, которое преградило путь на Запад полчищам Батыя и тем самым предотвратило гибель цивилизации Европы («Клермонтский собор» и др.). Тогда же Майков стал убежденным монархистом. Он уверовал в величие Николая I.

Аполлон Майков: стихи о русской природе

В пейзажной лирике талант поэта проявился наиболее ярко. Тонкость красок, естественная красота и гармония, увиденные в самых обычных и всем знакомых явлениях, таких как приход весны, летний дождь, увядание осени – все это Аполлон Майков. «Ласточки» – замечательное трогательное произведение, в котором мысли о скоротечности жизни поэт выразил через описание действий птиц, успевших за несколько летних месяцев построить гнездо, взрастить потомство и улететь в теплые края.

Созерцательность, задушевность, наблюдательность и напевность – этим отличается в пейзажной тематике Аполлон Майков. «Весна», «Под дождем», «Сенокос», «Осень», «Летний дождь» считаются лучшими произведениями поэта о природе родной земли.

Отечественная литература гордится богатым вкладом, внесенным творчеством поэта А. Н. Майкова. Его стихотворения навсегда останутся одним из интересных явлений в русской поэзии.

Ему поклонялись как богу музыки и исцеления

Аполлон почитался как бог музыки в древней Греции. Он рассматривался в качестве мастера игры на многих инструментах, но наиболее известный инструмент был лира. Согласно мифу, сразу после его рождения Аполлон потребовал лиру. Более того, через четыре дня после рождения он убил дракона Питона за то, что беспокоил греков, а также преследовал свою мать, когда она была беременна. После убийства Питона Аполлон исполнил песню победы, чтобы все слышали. Роль Аполлона как убийцы Питона привела к его ассоциации с битвой и победой. Из-за этого в более поздние времена стало римским обычаем, когда армия пела во время похода; перед вступлением в бой; когда флот покинул гавань; а также после победы. Из-за своего мастерства в музыке Аполлона часто изображают в компании муз; вдохновляющих богинь искусства, литературы и науки; а также частых исполнителей на свадьбах богов. Более того, считалось, что его божественная музыка могла избавить людей от их боли и страданий. Данный факт в сочетании с его преданностью искусству медицины сделала Аполлона греческим богом исцеления. Как бог исцеления, Аполлон обладал способностью избавлять людей от эпидемий. Тем не менее, он мог также приносить нездоровье и смертельную чуму своими стрелами.

Деталь из статуи Аполлона с лирой

Биографическая справка

Аполлон Николаевич Майков родился 23 мая (4 июня – по новому стилю) 1821 года в Москве. Отец – живописец Николай Аполлонович Майков. Мать – писательница Евгения Петровна Майкова. В 1834 году семья переехала в Санкт-Петербург. Аполлону и его брату Валериану в качестве преподавателя латинского языка и русской словесности наняли Ивана Александровича Гончарова, который позже прославился благодаря романам «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». По словам Гончарова, «дом Майкова кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства».

С 1837 по 1841 год Майков учился на юридическом факультете Петербургского университета. Стихи он начал писать в подростковом возрасте, но мечтал о карьере живописца. В итоге Аполлон Григорьевич отказался от нее. В первую очередь на то повлияли два фактора: развивающаяся близорукость, из-за которой Майков не мог уделять живописи достаточно времени, и высокая оценка его юношеских стихотворений, полученная от поэта Петра Александровича Плетнева и историка литературы Александра Васильевича Никитенко.

В 1842 году Майков отправился в заграничное путешествие. Около года он жил в Италии, затем перебрался в Париж, где посещал лекции в Сорбонне и Коллеж де Франс. В Россию Аполлон Николаевич вернулся в 1844 году. Результатами поездки стали поэтический сборник «Очерки Рима» и кандидатская диссертация, посвященная древнеславянскому праву. После возвращения Майков поступил на службу в министерство финансов, затем стал библиотекарем в Румянцевском музее. В середине 1840-х годов Аполлон Николаевич сблизился с петрашевцами и Белинским. Впоследствии об этом периоде он высказывался следующим образом: «Много вздору, много эгоизма и мало любви. Это была моя глупость, но не подлость».

В 1850-х годах Майков стал ближе к патриотическому лагерю. В частности, он общался с редакцией журнала «Москвитянин». В 1852 году Аполлон Николаевич получил должность цензора в Комитете цензуры иностранной (с 1894 года – Центральный комитет цензуры иностранной), где прослужил более сорока лет. В 1850-70-е годы Майков писал стихи, активно занимался переводами. Особенно высоко ценится его перевод в поэтической форме «Слова о полку Игореве (1870). Над ним он работал около четырех лет. Кроме того, Аполлон Николаевич переводил Гете, Гeйне, Мицкевича.

Майков скончался 8 (20 – по новому стилю) марта 1897 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.

Аполлон и его любовь

Бог света и искусств был ослепительно красив и, как вы догадались, весьма любвеобилен

Среди возлюбленных Аполлона были как женщины, так и мужчины, но я хотела бы остановить внимание на самых ярких личностях

Пожалуй, самый известный миф рассказывает о трагедии, произошедшей с Дафной. Прекрасная нимфа встретилась с Аполлоном в лесу. С первого взгляда бог в пастушьем одеянии влюбился в девушку, бросившись к ней. Испуганная красавица побежала прочь, не предполагая, чьего внимания удостоилась.

Джованни Баттиста Тьеполо «Аполлон, преследующий Дафну», 1755-1760 годаКартина находится в Национальной галерее искусств, Вашингтон, США

Аполлон преследовал нимфу, крича вдогонку, что он – вовсе не пастух, а бог. Конечно, Дафна не верила этим словам. Когда девушка поняла, что спастись не сумеет, она взмолилась к своему отцу, речному божеству. Просьба была услышана, и в то же мгновение Дафна приняла облик лаврового дерева, которым осталась до конца своих дней.

Безутешный Аполлон корил себя за излишнюю настойчивость, оплакивая любовь. С той поры лавровый ветви стали символом этого бога. Они не вянут, что олицетворяет бессмертие его чувств к красавице-нимфе.

Аполлон считается одним из самых красивых образов у богов Teresa Ramos / teradiam.artstation.com

Ещё одним возлюбленным бога и прорицателя был Кипарис. Юноша очень любил животных, а однажды ему удалось приручить оленя

Во время одной из прогулок Кипарис по неосторожности ранил оленя. Когда питомец умер на его руках, молодой человек взмолился к Аполлону

Просьба Кипариса показалась Аполлону абсурдной (он хотел уйти из жизни), но искренняя мольба убедила его. Своими чарами бог обратил друга в высокое красивое дерево.

Сложные отношения связывали Аполлона и знаменитую пророчицу Кассандру. Влюбившись без памяти в девушку, бог одарил её способностью видеть будущее. Однако своенравной красавице Аполлон наскучил, и она отвергла его. Оскорблённый бог сделал так, что предсказаниям пророчицы никто не верил, что и стало причиной трагической судьбы – как Кассандры, так и её родной Трои.

Аполлон – солнечный покровитель искусствПомпео Джироламо Батони «Аполлон, Музыка и музыкальный Такт», 1741 годМестонахождение: Лувр, Париж, Франция

Порой Аполлон демонстрирует невероятную жестокость. Матерью его сына Асклепия была Коронида. Незадолго до родов женщина прониклась страстью к обыкновенному смертному мужчине. Узнав об измене своей супруги, Аполлон убил её вместе с любовником. Но бог не забыл о своём ребёнке. Он извлёк Асклепия из живота Корониды, после чего передал того на воспитание Хирону, мудрому учителю-кентавру.

Почитание Аполлона было распространено по всей Древней Греции. Во многих крупных городах находились оракулы бога, куда постоянно приезжали люди, желающие узнать своё будущее. Слово Аполлона было священным. Нередко в мифах рассказывается о правителях, принесших в жертву собственных детей по велению оракула. В то же время Аполлон никогда не обманывал людей. В его храмах служили лишь искренне верующие, преданные люди, которые с рождения были наделены мучительным и могущественным даром видеть то, что придёт в грядущем.

Аполлон Николаевич Майков

Родился 23 мая (4 июня н.с.) 1821  в Москве в дворянской семье. Его отец был известным художником. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, которые часто посещали художники и литераторы. С детства был увлечен искусством — живописью и поэзией.

С 1834 семья переселилась в Петербург, и дальнейшая судьба Майкова была связана со столицей.

В 1837 — 41 Майков учился на юридическом факультете Петербургского университета, не оставляя литературных занятий. После окончания университета служил в Министерстве финансов, но вскоре, получив от Николая I пособие для путешествия за границу, уехал в Италию, где занимался живописью и поэзией, затем в Париж, где слушал лекции по искусству и литературе. Побывал он и в Дрездене, и в Праге.

В 1844 Майков вернулся в Россию. Сначала он работал помощником библиотекаря при Румянцевском музее, затем перешел в петербургский комитет иностранной цензуры.

Его первый поэтический сборник вышел в 1842 и получил высокую оценку В. Белинского, отметившего «дарование неподдельное и замечательное». Сборник имел большой успех.

Впечатления от поездки по Италии были выражены во втором поэтическом сборнике Майкова «Очерки Рима» (1847).

В эти годы поэт сблизился с Белинским и его окружением — Тургеневым и Некрасовым, посещал «пятницы» М.Петрашевского, поддерживал близкое знакомство с Ф .Достоевским и А.Плещеевым. Хотя Майков  и не разделял их идеи в полной мере, но определенное влияние на его творчество они оказали. Такие его произведения, как поэмы «Две судьбы» (1845), «Машенька» и «Барышня» (1846), содержат гражданские мотивы.

С 1850-х Майков все более последовательно переходит на консервативные позиции, о чем говорит вышедшая в 1853 поэма «Клермонтский собор» и опубликованные в 1858 (после поездки в Грецию) циклы «Неополитанский альбом» и «Новогреческие песни». Крестьянскую реформу 1861 встретил восторженными стихами «Поля», «Нива». Окончательно противопоставив свое понимание искусства идеям революционных демократов, он стал сторонником «искусства для искусства», что вызвало резкую критику со стороны М.Салтыкова-Щедрина и сатирические пародии Н.Добролюбова.

Увлеченный эпохой Древней Руси и славянским фольклором, Майков создал один из лучших переводов «Слова о полку Игореве».

По мотивам истории Древнего Рима он написал поэму «Два мира», удостоенную Пушкинской премии в 1882. Если раньше поэта привлекала античность, то теперь его интерес переместился к христианству как новому нравственному учению, противостоящему эстетизму язычества.

К числу лучших творений Майкова относится его пейзажная лирика: «Сенокос», «Под дождем», «Ласточки» и др. Эти произведения отличаются  задушевностью и напевностью. Многие его стихи вдохновляли композиторов на написание романсов.

Умер А.Майков 8 марта (20 н.с.) 1897 в Петербурге.

Краткий анализ творчества

Дебютный поэтический сборник Майкова увидел свет в 1842 году. Книга удостоилась положительной оценки Белинского. По мнению критика, многие стихотворения «обличают дарование неподдельное, замечательное и нечто обещающее в будущем». В сборнике отразился интерес Майкова к Древней Греции и Древнему Риму. Фактически Аполлон Николаевич выступил в качестве продолжателя традиций антологической поэзии Гнедича и Батюшкова.

Важную роль в творчестве Майкова играет сборник «Очерки Рима», вдохновленный путешествием по Европе в 1842-1844 годах и опубликованный в 1847 году. По сравнению с дебютной книгой здесь существенно расширен круг тем. Среди них: тема сравнения «двух Римов» – древнего и современного. Кроме того, в «Очерках Рима» стала разнообразнее лексика. Изменения коснулись и интонационной системы. Уравновешенный элегический стих соседствует с лирическими эмоциональными, а также приподнятыми ораторскими интонациями. Порой они сменяют друг друга в одном стихотворении.

В некоторых произведениях середины 1840-х годов ощущается влияние петрашевцев. В частности, речь идет о поэме «Машенька». Она создана в духе натуральной школы и характеризуется наличием гражданских мотивов. В 1850-х годах взгляды Майкова меняются. Патриотические чувства поэта перед Крымской войной нашли отражение в поэме «Клермонтский собор», сборнике «1854». В 1858 году Аполлон Николаевич посетил Грецию. Итогом поездки стали циклы «Неаполитанский альбом» и «Новогреческие песни». Отмену крепостного права в 1861 году Майков встретил восторженными стихотворениями. В их числе – «Нива», «Поля», «Картинка». Поэт стал противопоставлять себя нигилистам и либералам, встав на сторону «чистого искусства».

В творчестве Майкова часто встречается историческая тема. Например, русской истории посвящены стихотворения «Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне», «В Городце в 1263 году», «У гроба Грозного». Древнеримской – драматические поэмы «Три смерти», «Смерть Люция», «Два мира». Кстати, последняя получила Пушкинскую премию в 1882 году.

Высоко ценится пейзажная лирика Майкова, особенно та, которая посвящена русской природе. В этих стихотворениях есть задушевность, напевность, акварельная тонкость красок.

После 1880 года Аполлон Николаевич мало писал нового. В основном он сосредоточился на правке собственных произведений, чтобы подготовить их для собрания сочинений.

  • «Весна» (Уходи, зима седая!..), анализ стихотворения Майкова

  • «Поле зыблется цветами», анализ стихотворения Майкова

  • «Пейзаж», анализ стихотворения Майкова

  • «Рассвет», анализ стихотворения Майкова

По писателю: Майков Аполлон Николаевич

Пейзажная лирика

Но особенно ярко проявился талант Майкова в пейзажной тематике. Природа родной земли всегда волновала поэта. Каждая пейзажная картина для него полна красоты, естественной гармонии, ощущения родства и особой теплоты. Он видел в природе невероятные творческие силы. Его волновали совсем обычные явления, знакомые всем: наступление весны, увядание осени, полет ласточки, летний дождь. В его стихах о русской природе есть задушевность, акварельная тонкость красок, напевность, зоркая наблюдательность.

Среди лучших стихотворений пейзажной лирики Майкова можно назвать «Сенокос», «Ласточки», «Весна», «Осень», «Летний дождь». Многие стихи Майкова когда-то вдохновили некоторых великих композиторов на создание романсов (Чайковский, Римский-Корсаков и другие). Но в отличие от пейзажной лирике А. Фета, стихотворения Майкова не отличаются тем утонченным «психологизмом», которым прославился выдающийся лирик — Фет .

В 1893 г. было выпущено в свет шестое собрание сочинений Майкова в трех томах, последнее прижизненное издание за шестьдесят лет его литературной деятельности. Умер Аполлон Майков 8.03.1897 в г. Петербурге.

Аполлон Николаевич Майков родился в Москве 4 июня (23 мая по старому стилю) 1821 года. Отец Аполлона Майкова — Николай Аполлонович Майков — был талантливы художником, достигшим звания академика живописи, а мать, Евгения Петровна, писала книги. Художественная атмосфера родительского дома способствовала формированию духовных интересов мальчика, который рано начал рисовать и писать стихи. Его учителем словесности был писатель И.А.Гончаров . Двенадцатилетним подростком отвезли Майкова в Петербург, куда вскоре переехала вся семья.

Почти все члены семьи пробовали свои силы в литературе. Возник замысел издавать рукописный журнал, который назывался просто и красиво «Подснежник».

Номера «Подснежника» за год сшивались и украшались массивной красной обложкой с золотым тиснением.

В 1837 году А.Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета. Занятия римским правом пробудили в нем глубокий интерес к античному миру, проявившийся впоследствии в его творчестве. Майков знал в совершенстве несколько языков, в том числе латынь и древнегреческий.

Дебют А.Н.Майкова как поэта состоялся в 1841 году. Он стал известным поэтом своего времени. Майков — живописец слова, создатель прекрасных стихов о родной природе. Он — переводчик бессмертного памятника древности «Слова о полку Игореве».

Стихи поэта вошли во все школьные хрестоматии России.

На склоне лет Аполлон Николаевич приобрел в окрестностях Петербурга на станции Сиверская Варшавской железной дороги скромную дачу. Здесь, как отмечали его современники, «нашел он свою честь и свое место», занимаясь благотворительной деятельностью. Благодаря его хлопотам и стараниям в Сиверской были построены церковь, школа и библиотека-читальня, носившая имя поэта.

Аполлон также имел несколько любовных интриг с мужчинами

Однополые отношения имели широкое распространение в греческой мифологии. У Аполлона было несколько любовников мужского пола. Помимо бесед с многочисленными женщинами, Гиацинт, спартанский принц, был одним из любовников Аполлона. Согласно мифу, они когда-то практиковали бросать диск. Диск, брошенный Аполлоном, сорвался с курса ревнивым Зефиром и ударил Гиацинта в голову, убив его мгновенно. Из-за смерти Гиацинта, Аполлон наполнился горем и создал цветок из гиацинта и назвал его в честь любовника. 

Лепестки цветка были отмечены AI, AI ( «Увы») скорбным восклицанием. Аполлон также был вовлечен в отношения с Кипарисом, потомком Геракла. В другом случае Аполлон был увлечен Адметом, царем Феры. Во время своего изгнания, которое, согласно разным мифам, продолжалось либо один год, либо девять лет, Аполлон остался пастухом и служил Адмету. Другие мужчины-любители Аполлона включают Бранкуса, пастуха; Адониса, смертного любителя Афродиты; Элена, сына Приама и троянского принца и Хуменауса, бога брачных гимнов.

Смерть Гиацинта — Картина Александра Киселева

Аполлон божество многообразных функций

Аполлон является одним из наиболее широко почитаемых и влиятельных древних греческих и римских богов. Ему поклонялись как Богу света, оракулов, знаний, болезни, поэзии, танца, стрельбы из луки и как богу защиты молодых. Одной из основных ролей Аполлона была защита стад и сельскохозяйственных культур от болезней, вредителей и хищников. Благодаря этому он был покровителем Бога пастухов. Будучи Богом оракулов, он сыграл роль в общении со смертными своими знаниями о будущем и воле своего отца Зевса через пророков и оракулов. Как и почему он стал пророческим богом в Греции, неизвестно, но об этом упоминается в самых ранних записях. Самая важная из его святынь, посвященная пророчествам, находилась в Дельфах. Аполлон был также Богом, который заставил людей осознать свою вину и очистил их от нее. Одной из лучших подтверждений роли Аполлона в древней Греции была его способность защищать молодежь. Говорят, что он следил за здоровьем и образованием детей, за переходом во взрослую жизнь. Длинные волосы, являющиеся прерогативой мальчиков, подстригались по достижению совершеннолетия и посвящались Аполлону. Аполлон был также покровителем моряков и иностранцев и защитником беглецов и беженцев.

Детство и годы юности, первая книга стихов

Детство Аполлон Николаевич провел в имении, принадлежавшем его отцу. Оно находилось около Троице-Сергиевой лавры. Семья Майковых в 1834 году переехала в Петербург. Аполлон в детстве увлекался одновременно и литературой, и живописью. Однако близорукость помешала ему пойти по стопам своего отца. В первых прозаических опытах Майкова видно влияние Гоголя. Затем увлекся поэзией Аполлон Майков. Биография его этого периода отмечена также обучением в Петербургском университете, на юридическом факультете. По окончании университета Аполлон Николаевич опубликовал первую книгу своих стихов

Это важное событие произошло в 1842 году

Композиторы

Пётр Чайковский – профессиональный композитор, творение музыки было смыслом его жизни. Тематика произведений обширна, каждая пьеса вызывает отклик у любого слушателя. Музыка проникнута лиризмом, напевностью, элементами народных мотивов. В театрах всего мира исполняются его балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».

Николай Римский-Корсаков – великий оперный композитор, опиравшийся на историю и сказки (оперы «Снегурочка», «Три чуда»). Думал, что музыкальные формы объединят слушателя с подлинной природой мира. В арсенале его выразительных средств: настоящая мелодика народных песен, частицы гармоний, позаимствованных у скоморохов. Был одарённым педагогом и дирижёром.

Дмитрий Шостакович – композитор советского периода, много экспериментировавший в музыке. Он работал во всех жанрах, и в стиле модерн. Однако, оперу «Леди Макбет Мценского уезда» не одобрил глава государства И.В.Сталин, после чего композитор подвергся репрессиям. Творчество ограничили рамками «государственных» предпочтений. Но каждому слушателю ясен подтекст настроений и смыслов симфоний № 5 и № 7.

Краткая биография

  1. В 1837 Майков пошел учиться в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет. В годы учебы проявлял интерес к истории и культуре Древней Греции и Рима, планировал пойти по стопам отца и заняться живописью. Однако хорошие отзывы о его поэтических произведениях, а также проблемы со зрением убедили его заняться написанием стихов.
  2. В 1940 году он опубликовал два стихотворения «Сон» и «Картина вечера» в ежегоднике «Одесский альманах на 1840 год». После окончания учебы устроился на госслужбу в Департамент казначейства.
  3. В 1842 году напечатал сборник своих работ «Стихотворения Аполлона Майкова». Общественности его стихи понравились, положительный отзыв о них оставил известный литературный критик В.Г. Белинский. Император Николай I, ознакомившись с его стихами, выделил молодому поэту пособие, которое позволило ему отправиться в путешествие по Европе.
  4. Майков пробыл в Европе 2 года, посетив Италию, Францию, Австрийскую империю и Саксонию. Вернувшись в 1844 году в Россию, работал в Румянцевском музее на должности помощника библиотекаря, написал кандидатскую диссертацию об истории права славян.
  5. В 1846 году опубликовал стихотворение «Машенька», отличающееся от остальных его работ более реалистичным стилем.
  6. В 1947 году он выпустил сборник произведений «Очерки Рима», созданный на основе впечатлений от пребывания в Европе.
  7. Также в этот период поэт пробовал себя в прозе, написав серию коротких рассказов, среди которых выделяются «Воля дяди» (1847) и «Старуха — фрагменты из записок добродетельного человека» (1848).
  8. В конце 40-х Майков стал интересоваться идеями петрашевцев, сблизившись с Ф. Достоевским и А. Плещеевым, посещая их собрания. Однако, после разгона данного движения, преследования со стороны властей ему удалось избежать, ввиду его не особо активного участия. В дальнейшем, он заявлял, что его увлечение идеями вольнодумцев-петрашевцев было ошибкой молодости. До конца жизни придерживался консервативных взглядов на общественное устройство.
  9. В 1852 году устроился работать в Российский комитет иностранной цензуры, где проработал 40 лет, дослужившись до должности председателя, возглавив это ведомство.
  10. События Крымской войны вдохновили его к написанию стихотворения «Клермонтский собор» (1853 г.), посвященного роли России в борьбе с монгольским нашествием.
  11. Годом позже издал сборник стихов, отличавшихся монархическими и реакционными настроениями, чем вызвал критику множества литераторов.
  12. После завершения Крымской войны, которая была не особо удачной для России, взгляды Майкова изменились, что нашло отражение в критике действующей системы в стихах «Война окончена. Подлый мир подписан …», «Вихрь» (1856), «Он и она» (1867).
  13. В 1858 году совершил путешествие к берегам Греции и Италии в составе корвета «Баян». После этого путешествия выпустил сборники «Альбом Неаполя» и «Песни современной Греции». «Альбомы Неаполя» первоначально были приняты читателями без восторга, но позже, в них был найден скрытый смысл. В сценах и текстах итальянской жизни, читатель мог угадать те комментарии к Российской действительности, которые нельзя было открыто публиковать.
  14. В 1870 году издал научно прокомментированный перевод с древнеславянского «Слова о полку Игореве», который по сей день считается одним из лучших переводов.
  15. С 1874 года и до последних дней был членом особого отдела Учёного комитета Министерства народного просвещения.
  16. В 1888 года получил чин тайного советника.
  17. В последние годы жизни поэт купил небольшой дом-дачу недалеко от Санкт-Петербурга на станции Сиверская и провел там остаток своей жизни. Он способствовал постройке там церкви, школы библиотеки, которую назвали его именем.
  18. Умер поэт от простуды 20 марта 1897 года. Могила его находится на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.

Незадолго до смерти

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: