Интересные факты о жизни сергея прокофьева, биография, музыкальные произведения, личная жизнь

Гастроли С. С. Прокофьева по всему миру

Творчество композитора совершенствовалось в противоречивой атмосфере в сфере искусства. Возникали новые течения, спорные темы. Сергей Сергеевич проявлял самостоятельность, независимость, не плыл «по общему течению». Дореволюционные его произведения отличались разножанровостью.

Первое выступление в период 1908 года уже известного музыканта состоялось в Петербурге. Впоследствии концертная деятельность велась регулярно.

Начиная с 1918 года, начались его многочисленные гастроли в разных странах:

  • США,
  • Франции,
  • Японии,
  • Англии.

В продолжение 15 лет длились зарубежные гастроли. Временами Sergei Prokofiev жил на постоянной основе в Германии, во Франции.

В период постоянных гастролей Прокофьев посещал с концертами и города СССР. Возвращение на родину с поселением в Москве произошло в 1932 году.

Жизнь Прокофьева в военные годы

Во время обучения в консерватории Прокофьев несколько раз побывал за границей. В одной из поездок он познакомился со знаменитым антрепренером Сергеем Дягилевым, и это заставило его по-новому взглянуть на балетное искусство. Это случилось летом 1914 года. Прокофьев стал постоянным участником Русских сезонов в Париже, для Дягилева он написал балеты “Шут”, “Блудный сын” и некоторые другие произведения. Они сотрудничали до конца 20-х годов, то есть до смерти Дягилева. Несмотря на то, что в 1914 году началась война, Прокофьева в армию не взяли, поскольку других сыновей в семье не было. Поэтому он продолжал заниматься творчеством. Кроме балетов для Дягилева, в 1916 г. Прокофьев написал оперу “Игрок”, но поставить ее сразу не удалось. К этому периоду относятся романсы на стихи Ахматовой, пьесы из цикла “Сарказмы” и другие произведения.

Рис. 4. Сергей Прокофьев и его первая жена Каролина

Интересные факты

  1. Редакция оперы «Игрок», написанная для Мариинского театра в 1916 году, так никогда и не была поставлена на его сцене. Премьера второй редакции состоялась только в 1991 году.
  2. При жизни Прокофьева в СССР были поставлены только 4 его оперы. При этом – ни одной в Большом театре.
  3. У Сергея Прокофьева остались две законных вдовы. За месяц до ареста Л. Прокофьевой, не дававшей ему развод то ли из соображений собственной безопасности, то ли по причине того, что искренне не хотела отпускать любимого человека, композитор женился повторно. Ему посоветовали воспользоваться юридическими нормами указа о воспрещении браков с иностранцами, признававшего церковный брак с Линой Ивановной, заключенный в Германии, недействительным. Прокофьев поспешил узаконить отношения с М. Мендельсон, тем самым подставив бывшую жену под удар советской репрессивной машины. Ведь она росчерком пера и против своей воли из жены Прокофьева превратилась в одинокую иностранку, поддерживающую отношения с другими иностранцами Москвы. По возвращении из лагеря, первая жена композитора в судебном порядке восстановила все свои супружеские права, в том числе на значительную часть наследства.
  4. Композитор был блестящим шахматистом. «Шахматы – это музыка мысли» — один из его самых известных афоризмов. Однажды ему даже удалось выиграть партию у чемпиона мира по шахматам Х.-Р. Капабланки.
  5. С 1916 по 1921 год Прокофьев собирал альбом автографов своих друзей, которые отвечали на вопрос: «Что вы думаете о солнце?». Среди ответивших – К. Петров-Водкин, А. Достоевская, Ф. Шаляпин, А. Рубинштейн, В. Бурлюк, В. Маяковский, К. Бальмонт. Творчество Прокофьева часто называют солнечным, оптимистичным, жизнерадостным. Даже место его рождения в некоторых источниках называют Солнцевкой.
  6. В биографии Прокофьева отмечается, что в первые годы выступлений композитора в США, его там  называли «музыкальный большевик». Американская публика оказалась слишком консервативной для понимания его музыки. Кроме того, у нее уже был свой русский кумир – Сергей Рахманинов.
  7. По возвращении в СССР Прокофьеву предоставили просторную квартиру в доме на Земляном валу, 14, где, в частности, проживали: летчик В. Чкалов, поэт С. Маршак, актер Б. Чирков, художник К. Юон. А также позволили привезти с собой синий «Форд», купленный за рубежом, и даже обзавестись личным водителем.
  8. Современники отмечали умение Сергея Сергеевича со вкусом одеваться. Его не смущали ни яркие тона, ни смелые сочетания в одежде. Он любил французские духи и дорогие аксессуары – например, галстуки, хорошие вина и изысканные блюда.
  9. Сергей Прокофьев 26 лет вел подробный личный дневник. Но после переезда в Советский Союз решил, что разумнее больше этого не делать.
  10. После войны Прокофьев в основном жил на даче в подмосковном поселке Николина гора, которую купил на деньги пятой сталинской премии. В Москве его домом были три комнаты в коммунальной квартире, где помимо композитора с супругой проживал и отчим Миры Абрамовны.
  11. Композитор часто включал в свои произведения фрагменты и мелодии более ранних работ. Среди примеров: — музыка балета «Ала и Лоллий», от постановки которого отказался С. Дягилев, переработана Прокофьевым в Скифскую сюиту; — музыка Третьей симфонии взята из оперы «Огненный ангел»; — Четвертая симфония родилась из музыки балета «Блудный сын»; — тема «Степь татарская» из картины «Иван Грозный» легла в основу арии Кутузова в опере «Война и мир».
  12. «Стальной скок» впервые увидел российскую сцену только в 2015 году, через 90 лет после его создания.
  13. Работу над дуэтом Катерины и Данилы из балета «Сказ о Каменном цветке» композитор закончил за несколько часов до своей смерти.
  14. Жизни С.С. Прокофьева и И.В. Сталина оборвались в один день, из-за чего о кончине композитора было объявлено по радио с опозданием, а организация похорон значительно затруднена.

Три факта о прокофьеве. Сергей Прокофьев биография

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953) – русский композитор, дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат шести Сталинских премий и Ленинской премии. Один из самых значимых музыкантов ХХ века.

Прокофьев Сергей Сергеевич родился 11 (23) апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Любовь к музыке привила мальчику мать, которая была хорошей пианисткой, часто играла сыну Шопена и Бетховена.

Начальное образование Прокофьев получил дома.

Важно

С раннего возраста Сергей Сергеевич увлекся музыкой и уже в пять лет сочинил свое первое произведение – маленькую пьесу «Индийский галоп» для фортепиано. В 1902 году произведения Прокофьева услышал композитор С. Танеев. Он был настолько впечатлен способностями мальчика, что сам попросил Р. Глиэра давать Сергею уроки по теории композиции.

В 1903 Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию. Среди преподавателей Сергея Сергеевича были такие известные музыканты как Н. Римский-Корсаков, Я. Витола, А. Лядова, А. Есипова, Н. Черепнина. В 1909 году Прокофьев оканчивает консерваторию как композитор, в 1914 – как пианист, в 1917 – как органист. В этот период Сергей Сергеевич создает оперы «Маддалена», «Игрок».

Впервые со своими произведениями Прокофьев, биография которого уже была известна в музыкальной среде Петербурга, выступил в 1908 году. После окончания консерватории, с 1918 года Сергей Сергеевич много гастролировал, посетил Японию, США, Лондон Париж. В 1927 году Прокофьев создает оперу «Огненный ангел» В 1932 году записывает свой Третий концерт в Лондоне.

Обратите внимание

В 1936 году Сергей Сергеевич переезжает в Москву, начинает преподавать в консерватории. В 1938 году завершает работу над балетом «Ромео и Джульетта». В годы Великой Отечественной войны создает балет «Золушка», оперу «Война и мир», музыку к кинолентам «Иван Грозный» и «Александр Невский».

В 1944 году композитор получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1947 – звание народного артиста РСФСР.

В 1948 году Прокофьев завершает работу над оперой «Повесть о настоящем человеке».

В 1948 году вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором Прокофьев подвергался резкой критике за «формализм». В 1949 году на Первом Съезде Союза композиторов СССР Асафьев, Хренников и Ярустовский с осуждением высказывались об опере «Повесть о настоящем человеке».

С 1949 года Прокофьев практически не выезжал со своей дачи, продолжая активно творить. Композитор создал балет «Сказ о каменном цветке», симфонию-концерт «На страже мира».

Жизнь композитора Прокофьева оборвалась 5 марта 1953 года. Великий музыкант умер от гипертонического криза в коммунальной квартире в Москве. Похоронили Прокофьева на Новодевичьем кладбище в Москве.

Совет

В 1919 году Прокофьев познакомился со своей первой женой – испанской певицей Линой Кодиной. В 1923 году они поженились, вскоре у них родилось два сына.

В 1948 году Прокофьев женится на Мире Мендельсон – студентке Литературного института, с которой познакомился в 1938 году. Сергей Сергеевич не оформлял развод с Линой Кодиной, так как в СССР браки, заключенные за границей, считались недействительными.

  • Первые оперы будущий композитор создал в девятилетнем возрасте.
  • Одним из увлечений Прокофьева была игра в шахматы. Великий композитор говорил, что игра в шахматы помогает ему создавать музыку.
  • Последнее произведение, которое Прокофьеву удалось услышать в концертном зале, была его Седьмая симфония (1952).
  • Прокофьев умер в день кончины Иосифа Сталина, поэтому смерть композитора осталась почти незамеченной.
  • Краткая биография Прокофьева для детей нашла отражение в книге «Детство», написанной самим композитором.

Сергей Прокофьев и Уолт Дисней

2016 год стал юбилейным не только для Прокофьева, но и для великого мультипликатора, режиссера и сценариста Уолта Диснея. Именно он первым создал мультипликационную экранизацию симфонической сказки Прокофьева “Петя и Волк”. Кстати, у “Пети” тоже почтенный юбилей в этом году – ему 24 апреля исполнится 80 лет.

Удивительно, но эту сказку Прокофьев сочинил всего за неделю! Написана она была для Центрального Детского театра по заказу Наталии Сац. В 1938 году Прокофьев в последний раз гастролировал за рубежом: побывал в Чехословакии, Франции, Англии и Соединенных Штатах. В Лос-Анджелесе он посетил кинофабрики Голливуда, где внимательно изучил технику музыкального оформления фильмов.

Там же он собственноручно исполнил Уолту Диснею своего “Петю”, подарил режиссеру ноты и сказал: “Эту музыку я сочинил с надеждой, что она когда-нибудь вызовет у вас желание поставить по ней фильм”. И ровно 70 лет назад, в 1946 году, киностудия Уолта Диснея выпустила мультфильм про храброго мальчика Петю.

На государственной службе

В начале 60-х молодой человек устроился в Министерство Юстиции, занимался разрешением крестьянских дел. Свободного времени было не много, но когда оно появлялось, Чайковский с удовольствием посещал оперу.

В 1861 у Петра Ильича появилась возможность съездить за границу. Побывать в Европе молодой человек мечтал давно. Небольшое турне освежило творческие силы будущего композитора. Желание связать свою жизнь с искусством вспыхнуло снова.

Интересно, что преподаватель фортепиано, Кюндингер, считал П. И. Чайковского бездарным учеником. Он не видел в нем ни таланта, ни способностей к музыке. Кроме того, на момент окончания обучения ему было за 20. Для профессионала возраст слишком большой, начинать карьеру считалось поздно.

Несмотря на довольно нелестную оценку (сам Чайковский о мнении своего наставника не подозревал), Петр Ильич отправился учиться в консерваторию Санкт-Петербурга. На тот момент это были курсы для дилетантов.

В 1861 он стал полноправным студентом. Среди его преподавателей были выдающиеся музыканты, в том числе Заремба, Рубинштейн и прочие. Чайковский учился композиции, игре на флейте и органе.

В 1863 по настоянию преподавателей, которые видели природную одаренность, он бросил чиновничью службу. Сочетать профессиональное творчество и работу было невозможно.

В это время Чайковский принял твердое решение связать свою жизнь с музыкой. Увольнение со службы принесло немало проблем. В первую очередь — финансовых. Несмотря на это, отец композитора не стал мешать его планам и поддержал на выбранном пути.

Молодой хулиган

Вскоре звезда Прокофьева уже вовсю сияет на столичной сцене — и как исполнителя, впервые сыгравшего русской публике сочинения Шенберга, и как передового композитора, «крайнего модерниста», по определению одного из критиков, «музыкального кубиста», по гневному замечанию другого. Премьера Второго фортепианного концерта сопровождается настоящим скандалом — дело, впрочем, привычное в те времена, когда серьезное искусство было принято и воспринимать на полном серьезе. «Прокофьев ворвался в русскую музыку и принес с собой молодой задор, смелость, свежесть вдохновения, неистощимую фантазию и жизнерадостность, бодрость ритма», — писал о нем много позже Леонид Сабанеев, по иронии судьбы в 1910-х стоявший в первых рядах критиков прокофьевской музыки.

Первые прижизненные издания произведений композитора Сергея Прокофьева

Обе революции Прокофьев принимает безоговорочно, однако уже в 1918 году добивается через Луначарского разрешения на выезд в Америку. Связано это было скорее с врожденным прагматизмом композитора. «Здесь — закисание, там — жизнь ключом, здесь — резня и дичь, там — культурная жизнь, здесь — жалкие концерты в Кисловодске, там — Нью-Йорк, Чикаго. Колебаний нет. Весной я еду», — писал он в своем дневнике. Летом 1918 года через Японию он уезжает в США. Там он успешно концертирует как пианист и активно работает — его оперы «Любовь к трем апельсинам» и «Огненный ангел», балеты «Стальной скок» и «На Днепре» с успехом идут и на «буржуазных» сценах, и в стране победившего пролетариата. Сам он, впрочем, не спешит пока возвращаться домой — он успел обзавестись семьей, к тому же выданное в 1918 году Луначарским командировочное удостоверение давно истекло. В 1927 году Прокофьевы восстанавливают советское гражданство, но на родину вновь не торопятся.

«Не скрывая своих симпатий к коммунизму (без демагогии или политического доктринерства), он признавался в то же время, что предпочитает жить и творить в атмосфере покоя и удобств «капиталистического» мира», — вспоминал близко общавшийся с Прокофьевым в эмиграции художник Юрий Анненков. Помимо музыки, Прокофьев не забывал и о своем увлечении — шахматах. Как шахматист, однако, он был немногим ниже уровнем, нежели пианист и композитор — достаточно вспомнить, что ему довелось обыграть и великого Капабланку.

Композитор, народный артист РСФСР Сергей Прокофьев

Играл Прокофьев и в теннис и крокет, а еще был заядлым картежником — много раз бывал и в знаменитом казино Монте-Карло. Правда, будучи натурой строгой и склонной к точности, описываемого писателями (и в первую очередь его любимым Достоевским, «Игрока» которого он переделал в оперу) азарта и трагических страстей там не обнаружил. «Азартный клуб для меня довольно безопасен, так как я не проиграюсь. Происходит это потому, что мне слишком жалко проиграть деньги в карты и, кроме того, это слишком глупо», — писал Прокофьев в своем дневнике еще в молодые годы.

Серьезное отношение к материальной стороне жизни, некоторый даже цинизм (с иной точки зрения) подвигли Прокофьева и на возвращение в СССР в 1936 году. Если верить всё тому же Анненкову, Прокофьев так обосновывал свое решение: «Меня начинают принимать в советской России за эмигранта. Понимаешь? И я начинаю постепенно терять советский рынок. Но если я окончательно вернусь в Москву, то здесь — в Европе, в Америке — никто не придаст этому никакого значения, и мои вещи будут исполняться здесь так же, как и теперь, а то и еще чаще, так как всё советское начинает входить в моду. Понял? Почему же в таком случае не доить разом двух коров, если они не протестуют? Понятно?»

Так оно было или старого художника, некогда писавшего портреты Ленина и Троцкого, а во Франции превратившегося в записного антикоммуниста (он сомневался даже в полете Гагарина — не врут ли большевики и на этот раз), подвела память — бог весть.

Творческая деятельность композитора Сергей Прокофьев

Прокофьев зарекомендовал себя в качестве новатора музыкального языка. Композиции Сергея Сергеевича воспринимали далеко не все. Ярким примером можно назвать презентацию композиции «Скифская сюита». Когда произведение зазвучало, то зрители (большая часть) встали и ушли с зала. «Скифская сюита», словно стихия, распространилась по всем уголкам зала. Для меломанов того времени такое явление было новинкой.

Он достиг подобного результата благодаря миксу сложной полифонии. Вышесказанные слова прекрасно передают оперы «Любовь к трём апельсинам» и «Огненный ангел». В 1930-х годах прошлого столетия Прокофьеву не было равных.

Со временем Прокофьев сделал правильные выводы. Его композиции обрели более спокойный и тёплый музыкальный оттенок. В классический модерн он добавил романтизм и лирику. Подобный музыкальный эксперимент позволил Прокофьеву создать произведения, которые вошли в список мировой классики. Значительного внимания заслужили оперы «Ромео и Джульетта» и «Обручение в монастыре».

В биографии Прокофьева нельзя не упомянуть блистательную симфонию «Петя и волк», которую маэстро написал специально для детского театра. Симфония «Петя и волк», а также «Золушка» — это визитные карточки композитора. Представленные композиции считают вершиной его творчества.

Прокофьев создал музыкальное сопровождение для кинофильмов «Александр Невский» и «Иван Грозный». Таким образом, он хотел доказать самому себе, что может творить и в других жанрах.

Творчество Прокофьева ценно и для зарубежной публики. Меломаны говорят, что Сергею Сергеевичу удалось приоткрыть занавес настоящей русской души. Мелодии маэстро использовал певец Стинг и популярный режиссёр Вуди Аллен.

9. Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891—1953)

Сергей Сергеевич Прокофьев — один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер. 

Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных «вундеркиндов», с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков. Начало профессиональной карьеры вызвало бурю критики и непонимание его индивидуального принципиально антиромантического и крайне модернистского стиля, парадокс в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам и впоследствии стала сдерживающей силой модернистского всеотрицающего скептицизма. С самого начала карьеры Прокофьев много выступал и гастролировал. В 1918 году он выехал в международное турне, в том числе приезжал в СССР, окончательно вернулся на родину в 1936 году.

Страна изменилась и «свободное» творчество Прокофьева вынуждено уступило реалиям новых требований. Талант Прокофьева расцвел с новой силой — он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам — острая, волевая, предельно точная музыка с новыми образами и идеями, заложила фундамент советской классической музыки и оперы. В 1948 году произошли почти одновременно три трагических события: по подозрению в шпионаже была арестована и сослана в лагеря его первая жена-испанка; вышло Постановление Полибюро ЦК ВКП(б) в котором Прокофьев, Шостакович и другие подверглись нападкам и обвинениям в «формализме» и вреде их музыки; произошло резкое ухудшение здоровья композитора, он удалился на дачу и практически не покидал её, но продолжал сочинять. 

Одними из ярких произведений советского периода стали оперы «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория «На страже мира»; музыка к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный»; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.

Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.

Цитата С.С.Прокофьева: 

«Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…»

«Я — проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному»

Цитата о С.С.Прокофьеве: «… все грани его музыки прекрасны. Но есть здесь одна совершенно необычная вещь. У нас у всех, видимо, бывают какие-то неудачи, сомнения, просто плохое настроение. И вот в такие минуты, даже если я не играю и не слушаю Прокофьева, а просто думаю о нем, я получаю невероятный заряд энергии, испытываю огромное желание жить, действовать» Е.Кисин 

Интересный факт: Прокофьев очень любил шахматы, и обогатил игру своими идеями и достижениями, среди которых изобретённые им «девятерные» шахматы — доска 24х24 поля с расставленными на ней девятью комплектами фигур.

Биография знаменитостей – Сергей Прокофьев

Детство

Родился Сергей Прокофьев 23 апреля 1891 года. Родина Сергея – село Сонцовка в Екатеринославской губернии (теперь Донецкая область). Родители Сергея были образованными людьми: Сергей Алексеевич, его отец, избрал профессию агронома, Мария Григорьевна (мама) имела музыкальное образование.

Мальчик получил музыкальный дар от мамы, которая передала ему не только умение играть на фортепиано, но и поощряла желание сына сочинять музыку. Она записывала все произведения, сочиненные Сергеем. В десять лет молодой сочинитель пишет свои первые оперы. Через год родители с подачи композитора С.Танеева, оценившего способности мальчика-композитора, посылают его брать теоретические уроки у Р.М. Глиэра.

 Талант Прокофьева проявился в юном возрасте – в 10 лет он уже пишет свои первые оперы

Начало творческого пути Сергея Прокофьева

В тринадцать лет Сергей начинает учебу в консерватории в Санкт-Петербурге. Выдающиеся музыканты стали его педагогами: Римский-Корсаков, Лядова, Есипова и другие. В консерватории Сергей Прокофьев изучает различные направления музыкальной культуры, совершенствует свое композиторское мастерство и талант исполнителя пианиста. За игру на рояле его отмечают медалью и премией. Далее он осваивает еще один музыкальный инструмент – орган.

Карьера Сергея Прокофьева

Сергей продолжает сочинять музыку. Его талант оценивают, и в 1911 году издают музыкальные произведения композитора Прокофьева. Он стал создателем своего стиля в музыке. Его произведения отличались гармоничностью и звучали сверхмощно. В основу своего стиля композитор положил дисгармонию звучания духовых и струнных инструментов. Часто слушатели не понимали музыку Прокофьева, резкие звуки, по сравнению с привычной классической музыкой, вызывали отторжение.

 Сергей Сергеевич много работает и добивается огромного успеха

1918 год стал для Прокофьева переломным – он принял решение уехать из страны. Поклонники таланта Сергея Сергеевича находятся в Америке, в Европе, в Японии, где он исполняет свою музыку. В СССР композитор вернется почти через десять лет, приезжая с выступлениями. В 1936 году Сергей Прокофьев со своей семьей приезжает в Москву, где остается жить. Еще несколько лет ему удается выезжать за рубеж с выступлениями.

В 1930-е годы музыка композитора стала плавной, мелодичной, почти исчезли резкие переходы. Появляются балет, оперы и много других интересных композиций. Выдающаяся музыка композитора прозвучала в фильмах: «Иван Грозный», «Александр Невский», оставив свой след в кино.

В 1941-1945 года Прокофьев много сочиняет. Появляется балет «Золушка». В 1847 году он становится Народным артистом РСФСР. В 1948 году Прокофьев получает порцию серьезной критики. Ранее сочиненная им опера «Повесть о настоящем человеке» оказалась не отвечающей требованиям социалистической действительности.

В следующем году у Прокофьева начались проблемы со здоровьем. Врачи запрещали трудиться, но, несмотря на запреты, он верен своему призванию, по-прежнему занимается музыкой.

Умер Прокофьев в 1953 году 5 марта. Фасад дома композитора в Москве украшает мемориальная доска. Из его увлечений стоит упомянуть шахматы. Он хорошо играл, говоря, что шахматы помогают ему в сочинительстве музыки.

В память о Прокофьеве создан музей, его имя присваивают музыкальным школам, оркестрам, конкурсам исполнителей музыки. Его профиль есть на почтовой марке и памятной монете. О Сергее Прокофьеве и его творчестве сняты документальные фильмы.

Личная жизнь Сергея Прокофьева

Первая жена Сергея Прокофьева – испанка Лина Кодина. Имел сыновей Святослава и Олега. Второй супругой композитора стала Мендельсон Мира Абрамовна.

 Семья Сергея Прокофьева

Детство и начальный этап образования

Село Сонцовка является колыбелью талантливого композитора. Именно здесь в 1891 году, 11 (23) апреля Серёжа Прокофьев явился на свет.

Отец его (купеческого происхождения) Сергей Алексеевич работал в селе агрономом. Мария Григорьевна, талантливая пианистка, с детства воспитывала в сыне любовь к музыкальной стране. Дарование мальчика зарождалось на произведениях великих Бетховена, Шопена.

Обучение в начальной школе Сергей получил на дому. Математике сына обучал отец, языкам – мать. Но музыка его увлекала особо. В пятилетнем возрасте он уже испробовал себя в роли композитора. Свет увидела пьеса-миниатюра «Индийский галоп».

М. И. Глинка (1804-1857 гг.)

Великий русский композитор, который сыграл огромную роль в развитии русской классической музыки. Обобщив достижения своих предшественников, он заложил основы национального музыкального стиля, открыл, подобно Пушкину в литературе, классический период в истории русской музыки. Творчество Глинки отразило передовые устремления времени. С вольнолюбивой поэзией Пушкина и декабристов его искусство сближают гуманизм, идеи патриотического служения народу.

Наибольшее значение имеют оперы Глинки, правдиво воссоздающие героику исторического прошлого, романтику национального эпоса. В тонкой лирике романсов раскрывается исполненный красоты мир чувств. Живописность и красочность свойственны его симфоническим произведениям. Открыв в народной песне неистощимый источник поэзии, Глинка сотворил подлинно демократическое национальное искусство.

Создание оперы «Иван Сусанин» (1836 г.) имело огромное значение для дальнейшего развития русской музыкальной культуры. Высокой творческой зрелостью отмечена вторая опера композитора — «Руслан и Людмила» (1842 г.). Образы народной поэтической фантазии, запечатленные в юношеской поэме Пушкина, воплотились в опере Глинки с подлинно эпическим размахом. В годы работы над «Русланом и Людмилой» были написаны также музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (1840 г.) и многочисленные романсы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: