Великие стройки ссср

Схема Беломорско-Балтийского канала

Сооружения канала включают 128 объектов, из них шлюзов 19, плотин 15, водоспусков 19, дамб 49 и 33 искусственных канала, 5 гидроэлектростанций, а также ряд других сооружений. Водоток естественный

До начала Великой Отечественной войны было проведено шесть операций по переброске по каналу эскадренных миноносцев, две операции по переброске сторожевых кораблей и девять перебросок подводных лодок. Благодаря новому каналу Балтийский и Северный флоты стали резервом друг для друга.

Потенциальные враги нашей страны высоко оценивали построенный объект. Когда в 1939 году началась советско-финская война, Англия и Франция готовились в порядке помощи Финляндии высадить десант на севере СССР. Командующий французским флотом адмирал Жан Дарлан настаивал на захвате канала неповрежденным, считая его использование союзниками ключевым фактором для захвата Ленинграда. Но им этого сделать не позволили.

В том, что в годы Великой Отечественной войны успешные действия Северного флота способствовали удержанию Советского Заполярья, тоже сыграл огромную роль Беломорско-Балтийский канал.

Папиросы Беломорканал

  • Папиросы «Беломорканал» стали самыми массовыми табачными изделиями в СССР. Говорят, что диаметр советских папирос, в том числе «Беломорканал» 7,62 мм: якобы для того, чтобы в случае необходимости на тех же станках запустить производство патронов.
  • Сленговое название окурка «бычок» получилось благодаря этим папиросам (сокращенно БК), которое трансформировалось в «бычка».
  • В Советском Союзе папиросы использовались для дачи взяток. При этом из них извлекался табак, и в пустую гильзу вставлялась свернутая в трубочку банкнота. После этого получателю взятки предлагали закурить и протягивали эту папиросу.

Кстати

Панамский канал длиною 80 км строился 28 лет, Суэцкий протяженностью 160 км 10 лет, Беломорканал в 227 км был выкопан за 1 год и 9 месяцев.

Стройка

Идея строительства Беломорско-Балтийского водного пути витала в воздухе еще со времен первых путешествий английских купцов, торговавших с Великим Новгородом в середине XVI века. Им приходилось добираться до цели, огибая Скандинавию с севера.

Самая яркая страница в истории вопроса — это, конечно, Петр Первый и его Осударева дорога. Водного пути от Белого моря до Онежского озера не было, и по указу царя в 1702 году меньше чем за месяц через леса и болота прорубили дорогу. Тридцатилетний Петр с двумя полками прошел от Нюхчи до Повенца за восемь дней. В результате столь непредвиденного маневра одержал первую впечатляющую победу над шведами, «на аккорд» взял Нотебург, обеспечил выход в Балтийское море. И подарил мечту о северном водном пути всем будущим российским государям.

И в XVIII, и в XIX веке проекты канала предлагались не однажды. Но реализованы не были — всё упиралось в деньги, строительство обещало обойтись в миллионы рублей.

К началу XX века ученый-гидротехник Всеволод Тимонов разработал очередной проект Беломорско-Балтийского водного пути. Он предполагал устройство морских портов на Ладожском и Онежском озерах. На Парижской всемирной выставке в 1900 году проект удостоили золотой медали.

Но ни тогда, ни даже в начале Первой мировой, когда канал весьма пригодился бы российскому флоту, к строительству так и не приступили.

Август 1932 года. Шлюз № 5, ряжи нижней камеры. Фото из фондов Национального музея Карелии

Бригада заключенных-бурильщиков. К новой жизни на строительстве шлюза № 17. 25 июня 1932 года. Фото из фондов Национального музея Карелии

ББК, 1932.Строительство Хижозерского водохранилища. Фото из фондов Национального музея Карелии

Хижозеро, впуск воды через перемычку к оголовку. 14 декабря 1932 года. Фото из фондов Национального музея Карелии

На строительстве ББК. Фото из фондов Национального музея Карелии

Строительство канала началось при Сталине в 1931 году. Отец народов хотел поразить мир грандиозной стройкой, соизмеримой разве что с возведением пирамид. К слову, орудия труда на строительстве ББК были не современнее египетских: лопата, деревянная тачка и деревянная же платформа с четырьмя колесами для перевозки крупных валунов. Рабочие фактически вручную валили лес, копали и бурили землю, долбили скалу.

Это была первая большая советская стройка с использованием рабочей силы заключенных. Под лозунгом «перековки» на строительство канала направлялись десятки тысяч осужденных по самым разным статьям.

Власть пробовала силы, устанавливала правила: не выполняешь норму — получаешь меньше еды (то есть меньше сил, меньше шансов выжить). За перевыполнение могли дать кило хлеба. За уклонение от работ или приписки (то есть «туфту» — еще одно слово, появившееся в русском языке благодаря ББК) увеличивали срок заключения. Или расстреливали.

— Без туфты и аммонала не построили б канала, — говорит Константин Гнетнев, автор пяти книг о ББК, — такая была поговорка. Но вообще-то ББК — это еще и пример отлично организованного трудового процесса. Блестящий пиар, и внутренний, и внешний. Работал мощнейший пропагандистский аппарат, соревнование шло без дураков. И бОльшая часть рабочих искренне верила, что участвует в стройке века и после завершения их ждет совсем другая жизнь.

Титульный лист газеты «Перековка» от 20 июля 1933 года. Из Национального архива Карелии

Заметка из газеты «Перековка» от 20 июля 1933 года. Из Национального архива Карелии

В художественной мастерской на строительстве ББК. Фото из фондов Национального музея Карелии

Регулярно выходила газета, называлась «Перековка» (большим форматом, как «Правда»). Только в типографии работали 50 человек. Писали не об одних достижениях, печатали критические материалы заключенных строителей на бригадиров и руководителей, которые «мешали делу».

Зимой 1932 года на завершении строительства канала был объявлен «штурм». Со всех участков стройки сюда отправляли передовые бригады и лучших специалистов, тридцать тысяч заключенных работали круглые сутки. Вдоль котлована была проложена узкоколейка, по ней ходила дрезина с духовым оркестром на платформе, который играл день и ночь — для духоподъемности.

Марки папирос, произведенных в СССР

Нужно отметить, что к разряду престижных относились сигареты с фильтром. Они отличались не только улучшенным качеством, но и большей стоимостью. Народ попроще, а также заядлые курильщики довольствовались папиросами без фильтра.

К бесфильтровым сигаретам в Советском Союзе относились:

  • «Прима».
  • «Астра».
  • «Памир».
  • «Ватра».
  • «Полет».
  • «Казбек».
  • «Любительские».
  • «Наша марка».
  • Папиросы «Беломорканал» производителей Москвы и Ленинграда.

Популярными марками сигарет с фильтром в СССР были:

  • «Ява».
  • «Космос».
  • «Золотое руно».
  • «Союз-Аполлон».

Первая пачка папирос появилась в 1932 году на фабрике им. Урицкого. Родиной «Беломорканала» стал Ленинград. В скором времени марка стала весьма популярной в СССР и за рубежом.

На самой пачке папирос «Беломорканал» рисунок границы Союза в состоянии до Советско-Финской войны. Однако в 1940 году на изображении карты добавились и Суэцкий и Кильский каналы. Целью такого дизайна упаковки было показать самую большую длину Беломоро-Балтийского водохранилища.

Сегодня в музее конопли столицы Нидерландов среди предметов, предназначенных для курения, находится и пачка «Беломорканала».

Существует интересная легенда, связанная с папиросами. Она состоит в том, что советские летчики в карте, изображенной на пачке «Беломора», получают отличный ориентир своих маршрутов.

Тетрис

Середина 80-х. Время, овеянное легендами. Идея тетриса родилась у Алексея Пажитнова в 1984 году после знакомства с головоломкой американского математика Соломона Голомба Pentomino Puzzle. Суть этой головоломки была довольно проста и до боли знакома любому современнику: из нескольких фигур нужно было собрать одну большую. Алексей решил сделать компьютерный вариант пентамино. Пажитнов не просто взял идею, но и дополнил ее: в его игре собирать фигурки в стакане предстояло в реальном времени, причем сами фигурки состояли из пяти элементов и во время падения могли проворачиваться вокруг собственного центра тяжести. Но компьютерам Вычислительного центра это оказалось не под силу — электронному пентамино попросту не хватало ресурсов. Тогда Алексей принимает решение сократить количество блоков, из которых состояли падающие фигурки, до четырех. Так из пентамино получился тетрамино. Новую игру Алексей нарекает “тетрисом”.

Сахалинский тоннель

Строительство колоссального тоннеля между материком и
островом Сахалин стартовало в 1950 году. Длина подводного сооружения составляла
порядка 10 километров, в работах задействовали более 27 тысяч человек.

Действующая паромная переправа не позволяла перебрасывать на
Сахалин серьезные военные группировки, поэтому для обеспечения безопасности острова
от потенциального вторжения инженеры разработали проект тоннельного перехода.


Татарский пролив на месте тоннеля

К 1953 году на территории Хабаровского края построили 120 километров
железнодорожного полотна. Были отсыпаны дамбы, а на мысе Лазарева, откуда
предполагалось прокладывать тоннель, прорыли ствол шахты и насыпан искусственный
остров в 1,6 километрах от берега.

Грандиозный проект отменили через три недели после смерти
Сталина. Некоторые исследователи утверждают, что крест на стройке поставила последовавшая
после похорон Сталина амнистия — после нее продолжать работы было практически
некому.

Советские сигареты: интересные факты

Табачное производство в Советском Союзе занимало не последнее место. Благодаря большому количеству изготовленных сигарет ежегодно (около 365 миллиардов штук) страна вошла в тройку самых крупных компаний мира (на первом и втором месте – США и Китай). Все дело в пагубной привычке первых лиц государства. Так, верховный генералиссимус Иосиф Сталин с удовольствием курил «Герцеговину Флор», а Леонид Брежнев предпочитал сигареты «Новость».

Первые сигареты в СССР выпускались без фильтра. В 1966 году появились папиросы «Космос», «Ява», «Золотое руно». Все они были оснащены цилиндром из ацетатного шелка, обернутого в бумагу. Папиросы «Беломорканал» заканчивались простой картонной гильзой.

Примечательно, что видов сигарет в СССР было больше, чем сортов колбасы или твердого сыра. По разнообразию советские папиросы превосходили любую разновидность товаров народного потребления.

Советские сигареты: интересные факты

Табачное производство в Советском Союзе занимало не последнее место. Благодаря большому количеству изготовленных сигарет ежегодно (около 365 миллиардов штук) страна вошла в тройку самых крупных компаний мира (на первом и втором месте – США и Китай). Все дело в пагубной привычке первых лиц государства. Так, верховный генералиссимус Иосиф Сталин с удовольствием курил «Герцеговину Флор», а Леонид Брежнев предпочитал сигареты «Новость».

Первые сигареты в СССР выпускались без фильтра. В 1966 году появились папиросы «Космос», «Ява», «Золотое руно». Все они были оснащены цилиндром из ацетатного шелка, обернутого в бумагу. Папиросы «Беломорканал» заканчивались простой картонной гильзой.

Примечательно, что видов сигарет в СССР было больше, чем сортов колбасы или твердого сыра. По разнообразию советские папиросы превосходили любую разновидность товаров народного потребления.

Самолёт Можайского

Над решением сложнейших задач по разработке самолета работали многие умы по всему миру. Многочисленные чертежи, теории и даже тестовые конструкции не давали практического результата – самолет не поднимал в воздух человека. Талантливый русский изобретатель Александр Федорович Можайский первым в мире создал самолет в натуральную величину. Изучив труды своих предшественников, он развил и дополнил их, используя свои теоретические познания и практический опыт. Его результаты в полной мере разрешали вопросы своего времени и, несмотря на очень неблагоприятную обстановку, а именно отсутствие фактических возможностей в материальном и техническом плане, Можайский смог найти в себе силы для завершения постройки первого в мире самолета. Это был творческий подвиг, навеки прославивший нашу Родину. Но сохранившиеся документальные материалы, к сожалению, не позволяют в необходимых подробностях дать описание самолета А. Ф. Можайского и его испытаний.

Трансполярная магистраль

Впервые идея строительства Трансполярной магистрали высказывалась
еще до революции. Работы начались в 1949 году — после одобрения Сталиным. К
грандиозной стройке привлекли более 80 тысяч человек, в основном заключенных.

Главная цель строительства — соединение Мурманска и
Архангельска с побережьем Охотского моря железной дорогой. Фактически,
советский север должен был получить собственный аналог Транссибирской
магистрали протяженностью несколько тысяч километров, что в дальнейшем
облегчило бы освоение территорий.

Стройка велась в условиях вечной мерзлоты, без
предварительных геологических изысканий, которые приходилось делать на месте.
За пять лет было проложено несколько действующих веток, но после смерти
советского вождя строительство Трансполярной магистрали прекратили.

Несколько участков приняли в эксплуатацию и соединили с
железнодорожной сетью страны через Печорскую железную дорогу. Траты СССР на заброшенный
в итоге проект оценили в 42 миллиарда советских рублей. Сейчас обсуждается
частичное восстановление магистрали в рамках проекта «Северный широтный ход».

Атомная и водородная бомба

Академик Игорь Васильевич Курчатов занимает особое место в науке ХХ века и в истории нашей страны. Ему – выдающемуся физику – принадлежит исключительная роль в разработке научных и научно-технических проблем овладения ядерной энергией в Советском Союзе. Решение этой сложнейшей задачи, создание в cжатые сроки ядерного щита Родины в один из наиболее драматических периодов истории нашей страны, разработка проблем мирного использования ядерной энергии было главным делом его жизни. Именно под его началом создается и успешно испытывается в 1949 году самое страшное оружие послевоенного времени. Без права на ошибку, иначе – расстрел… А уже в 1961 году группой физиков-ядерщиков лаборатории Курчатова было создано самое мощное взрывное устройство за всю историю человечества — водородная бомба АН 602, за которой тут же закрепилось вполне уместное историческое название — «царь-бомба». При испытании этой бомбы сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар.

Враги оценили

Многие западники сегодня утверждают, мол, канал построили зря, смысла в нем не было никакого. Но создание Беломорканала позволило доставлять природные богатства Кольского полуострова и Карелии к пунктам переработки и промышленным предприятиям в обход Скандинавского полуострова.

Важным было и его военное значение. Норвежские и английские рыболовецкие суда привыкли заходить в территориальные воды СССР для добычи беломорского тюленя. Попытки слабых кораблей советской морской пограничной охраны прекратить воровство немедленно пресекались вражескими военными кораблями. Как правило, на границе территориальных вод СССР постоянно находилась эскадра британского флота. Дошло до того, что в 1929 и в 1930 годах норвежцы и англичане обстреляли территорию СССР с моря. После переброски военных кораблей по каналу из Балтийского в Белое море желания у грабителей подплывать к территории Советского Союза больше не было.

Интересные факты о «Беломоре»

С маркой папирос связано немало занимательных историй. Познакомимся с несколькими из них:

  • Всем известен сленговый термин, обозначающий окурок – «бычок». Это слово возникло благодаря «Беломорканалу»: сокращенное БК трансформировалось в БэКа, далее – в «быка» и, наконец, в «бычка».
  • На протяжении некоторого времени производились цигарки данной марки с фильтром. Однако, они по непонятной причине, не прижились среди курильщиков и были сняты с производства.
  • Табак в папиросах «Беломорканал» считается экологически чистым и без вредных примесей.
  • Марка очень популярна в ближнем зарубежье – в Чехии и Польше, Словакии и Германии. Там «Беломор» является предметом вожделения любителей военной истории.

История создания «Беломорканала»

Первая пачка папирос появилась в 1932 году на фабрике им. Урицкого. Родиной «Беломорканала» стал Ленинград. В скором времени марка стала весьма популярной в СССР и за рубежом.

На самой пачке папирос «Беломорканал» рисунок границы Союза в состоянии до Советско-Финской войны. Однако в 1940 году на изображении карты добавились и Суэцкий и Кильский каналы. Целью такого дизайна упаковки было показать самую большую длину Беломоро-Балтийского водохранилища.

Сегодня в музее конопли столицы Нидерландов среди предметов, предназначенных для курения, находится и пачка «Беломорканала».

Существует интересная легенда, связанная с папиросами. Она состоит в том, что советские летчики в карте, изображенной на пачке «Беломора», получают отличный ориентир своих маршрутов.

Кто не работает, тот не ест

Рабочий инструмент делался самими работниками непосредственно на месте стройки. А питание распределялось в зависимости от выработки. Те, кто отставал или болел, получал меньше еды. Каждому строителю Беломорканала выделяли в день по полкилограмма хлеба, кашу и суп. А вот ударников кормили на убой. Так стол зэков описывал советский писатель Александр Авдеев:

«Я ошалел от увиденного достатка ударников-каналстроевцев. На больших блюдах под прозрачной толщиной заливного лежали осетровые рыбины. На узких тарелках купались в жире кусочки теши, семги, балыка. Большое количество тарелок были завалены кольцами колбасы, ветчины, сыра. Пламенела свежая редиска…» Заключённые занимались подрывами скал и вывозом камней на тачках Да, строительство канала не обошлось без жертв умерло примерно десять тысяч заключенных. Но не из-за того, что их расстреливали или специально морили голодом. Самая распространенная причина смерти инфекционные болезни.

За труд советское государство отблагодарило многих арестантов. После окончания строительства больше 12 тысяч человек сразу получили свободу, для 60 тысяч были сокращены сроки пребывания в лагерях. Одним из досрочно освобожденных в 1932 году был будущий академик Дмитрий Лихачев, который ударно работал на Беломорканале счетоводом и диспетчером. Агитационный плакат времён строительства

Состав папирос «Беломорканал» и их размер

Автором табачной смеси сигарет данной марки был технолог ленинградской фабрики Василий Иванович Иоаниди. Папиросы «Беломорканал» насыщены высоким содержанием смол (около 27-32 миллиграмм). Кроме того, в состав каждой сигареты входит 0,5-0,7 миллиграмма никотина.

Каждая цигарка облачена в сверхтонкую папиросную бумагу, которая в процессе изготовления не подвергалась селитрованию. Края обертки соединяются вследствие механического напрессовывания при помощи специальных зубчатых колесиков. Длинный мундштук из плотной бумаги дает возможность насладиться охлажденным табачным дымом.

Современная пачка «Беломорканала» имеет размер 82 х 83 х 23. Диаметр папиросы 7,62 миллиметра. Это объясняется возможностью в случае необходимости выпускать патроны на табачных станках. Другая версия диаметра папиросы «Беломорканал» состоит в том, что 7,62 миллиметра равны 3/10 дюйма.

Великое преобразование природы

В 1948 году СССР приступил к реализации беспрецедентного
плана преобразования природы, по которому за 15 лет на территории государства предполагалось
создать восемь гигантских лесозащитных полос общей протяженностью свыше 5300
километров.

План приняли по инициативе Сталина, чтобы преградить дорогу жарким
юго-восточным суховеям и изменить климат на площади 120 миллионов гектаров. Всего
планировалось высадить более 4 миллионов гектаров леса.

Помимо государственных лесных защитных полос началась работа
по созданию оросительных систем — всего предполагалось выкопать более 4 тысяч водохранилищ.
Первую лесополосу успешно высадили от
уральской горы Вишневая до побережья Каспия.

Со смертью Сталина в 1953 году выполнение грандиозного
плана свернули. За несколько десятилетий многие лесополосы вырубили, сотни искусственных
водоемов забросили, а созданные 570 лесозащитных станций — ликвидировали.

Беломорско-Балтийский канал

Удивительный памятник советской эпохи, чья история долгое время замалчивалась – Беломорско-Балтийский канал сегодня принимает туристов. Вы можете проехать легендарным водным путём и оценить трудовой подвиг заключённых ГУЛАГа – канал был выстроен ими всего за 20 месяцев. Никогда столь масштабную работу люди не выполняли в столь короткие сроки!

Кроме того, путешествие по Беломорканалу подарит возможность полюбоваться неповторимой северной природой Карелии и побывать в здешнем храме, посвящённом тем, кто отдал жизнь легендарной стройке.

  1. Где находится Беломорканал на карте
  2. История Беломорско-Балтийского канала
  3. Кто строил Беломорско-Балтийский канал
  4. Значение Беломорско-Балтийского канала сегодня
  5. Достопримечательности
  6. Что посмотреть рядом

Это интересно: История русской музыки (видео)

Лампа накаливания

Если произносится «лампа накаливания», то сразу в голове звучит фамилия Эдисона. Да, это изобретение не менее знаменито, чем имя его изобретателя. Однако сравнительно небольшое количество людей знает, что Эдисон не изобрел лампу, а только усовершенствовал её. Тогда как Александр Николаевич Лодыгин, будучи членом Русского технического общества, в 1870 году предложил применять в лампах нити накаливания из вольфрама, закручивая их в спираль. Безусловно, история изобретения лампы не является результатом труда одного ученого – скорее, это череда последовательных открытий, которые витали в воздухе и были необходимы миру, но именно вклад Александра Лодыгина стал особенно великим.

История создания «Беломорканала»

Первая пачка папирос появилась в 1932 году на фабрике им. Урицкого. Родиной «Беломорканала» стал Ленинград. В скором времени марка стала весьма популярной в СССР и за рубежом.

На самой пачке папирос «Беломорканал» рисунок границы Союза в состоянии до Советско-Финской войны. Однако в 1940 году на изображении карты добавились и Суэцкий и Кильский каналы. Целью такого дизайна упаковки было показать самую большую длину Беломоро-Балтийского водохранилища.

Сегодня в музее конопли столицы Нидерландов среди предметов, предназначенных для курения, находится и пачка «Беломорканала».

Существует интересная легенда, связанная с папиросами. Она состоит в том, что советские летчики в карте, изображенной на пачке «Беломора», получают отличный ориентир своих маршрутов.

Телеграф

Человечество всегда искало способы максимально быстрой передачи информации от одного источника другому. Огонь, дым от костра, различные комбинации звуковых сигналов помогали людям передавать сигналы бедствия и другие чрезвычайные сообщения. Развитие этого процесса – бесспорно, одна из важнейших задач, стоящих перед миром. Первый электромагнитный телеграф создал российский учёный Павел Львович Шиллинг в 1832 году, представив его в своей квартире. Он придумал определенную комбинацию символов, каждой из которых соответствовала буква алфавита. Эта комбинация проявлялась на аппарате черными или белыми кружками.

Послевоенная история Беломорканала

В годы Великой Отечественной войны южная часть Беломорканала была почти полностью уничтожена. После окончания войны пришлось восстанавливать поврежденные объекты фактически с нуля. Канал был вновь введен в строй в июле 1946 года, а в 1950-х годах начались работы по электрификации сооружений и механизмов, была увеличена глубина хода, деревянные ворота заменили на железные. В 1970-х годах была проведена еще одна реконструкция канала, в ходе которой гарантированная глубина судового хода была доведена до четырех метров.

Сегодня Беломорканал открыт для туристов. Здесь можно не только познакомиться с уникальной системой гидротехнических сооружений, но и узнать, какой ценой она была создана.

Туристический водный маршрут начинается с музея-заповедника на острове Кижи и заканчивается на Соловецких островах. По Беломорканалу курсируют круизные суда, разработаны специальные туристические программы.

Адрес администрации Беломорканала:
г. Медвежьегорск, ул. Дзержинского, 26
Телефон: +7 (81434) 5-68-68
Режим работы: пн–пт 8:00–17:15,
сб, вс – выходные дни

Заброшенная деревня Пегрема

Пегрема — это полностью заброшенная деревенька на берегу Онежского озера. Сегодня это место привлекает как археологов, так и любителей мистики. Бесспорно, в России много заброшенных мест, так или иначе связанных с загадками, но Пегрема — место особое. Здесь расположена уникальная стоянка и целый комплекс ритуальных объектов саами, относящихся еще к позднему каменному веку.

Сюда регулярно наведываются археологические экспедиции — именно благодаря стараниям ученых-археологов Пегрема постоянно привлекает любителей древностей, мистики и колдовства.

Сама же деревня — это несколько деревянных домиков, выходящих окнами на Онегу, и руины часовни Хутынского монастыря. Поселение пустует с 70-х годов прошлого века — именно тогда его покинул последний деревенский житель.

Самолеты Андрея Туполева

В конструкторском бюро Андрея Туполева было разработано более 100 типов самолетов, 70 из которых в разные годы выпускались серийно. При участии его самолётов установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в том числе спасение экипажа парохода “Челюскин” при участии самолёта АНТ-4. Беспосадочные перелеты экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова в США через Северный полюс выполнялись на самолётах модели АНТ-25. В научных экспедициях “Северный полюс” Ивана Папанина также использовались самолёты АНТ-25. Большое число самолётов-бомбардировщиков, торпедоносцев, разведчиков конструкции Туполева (ТВ-1, ТВ-3, СБ, ТВ-7, МТБ-2, ТУ-2) и торпедных катеров Г-4, Г-5 применялось в боевых действиях в Великой Отечественной войне в 1941-1945 годах. В мирное время в числе разработанных под руководством Туполева военных и гражданских самолетов значились стратегический бомбардировщик Ту-4, первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95, ракетоносец-бомбардировщик дальнего действия Ту-16, сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22; первый реактивный пассажирский самолет Ту-104 (был построен на базе бомбардировщика Ту-16), первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский авиалайнер Ту-114, ближне- и среднемагистральные самолеты Ту-124, Ту-134, Ту-154. Совместно с Алексеем Туполевым был разработан сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144. Самолеты Туполева стали основой парка авиакомпании “Аэрофлот”, а также эксплуатировались в десятках стран по всему миру.

Немного о вреде курения

Употребление сигарет не только опасно для жизни самого любителя подымить. В первую очередь, сам о том не задумываясь, курящий человек становится причиной дискомфорта окружающих. Доказано, что пассивное вдыхание табачного дыма в разы опаснее активного. Кроме того, не очень приятно общаться с человеком, насквозь пропитанным зловонным амбре. После курильщика часто возникает желание хорошенько проветрить помещение.

Вред курения на организм заключается в ограниченном доступе кислорода во все ткани – от мышечной до легочной. В результате кислородного голодания страдает в первую очередь мозг. Последствиями являются нарушение памяти, потеря концентрации внимания, постоянная сонливость.

В результате курения развиваются патологии легких, желудочно-кишечного тракта, дыхательных путей. Для мужчин любовь к сигаретам может сказаться на понижении потенции. Курящие женщины со временем теряют красоту кожи и блеск волос.

Вследствие употребления табачного дыма расстраивается и нервная система человека. Появляется необоснованное раздражение, частая смена настроения. Все это влияет не только на эмоциональное состояние курильщика, но и на его отношение с окружающими.

Тлетворное влияние курения на организм человека проявляется не сразу. Но это лишь вопрос времени. Все зависит от количества выкуренных сигарет и состояния здоровья курильщика.

Интересные факты о «Беломоре»

С маркой папирос связано немало занимательных историй. Познакомимся с несколькими из них:

  • Всем известен сленговый термин, обозначающий окурок – «бычок». Это слово возникло благодаря «Беломорканалу»: сокращенное БК трансформировалось в БэКа, далее – в «быка» и, наконец, в «бычка».
  • На протяжении некоторого времени производились цигарки данной марки с фильтром. Однако, они по непонятной причине, не прижились среди курильщиков и были сняты с производства.
  • Табак в папиросах «Беломорканал» считается экологически чистым и без вредных примесей.
  • Марка очень популярна в ближнем зарубежье – в Чехии и Польше, Словакии и Германии. Там «Беломор» является предметом вожделения любителей военной истории.

Немного о вреде курения

Употребление сигарет не только опасно для жизни самого любителя подымить. В первую очередь, сам о том не задумываясь, курящий человек становится причиной дискомфорта окружающих. Доказано, что пассивное вдыхание табачного дыма в разы опаснее активного. Кроме того, не очень приятно общаться с человеком, насквозь пропитанным зловонным амбре. После курильщика часто возникает желание хорошенько проветрить помещение.

Вред курения на организм заключается в ограниченном доступе кислорода во все ткани – от мышечной до легочной. В результате кислородного голодания страдает в первую очередь мозг. Последствиями являются нарушение памяти, потеря концентрации внимания, постоянная сонливость.

В результате курения развиваются патологии легких, желудочно-кишечного тракта, дыхательных путей. Для мужчин любовь к сигаретам может сказаться на понижении потенции. Курящие женщины со временем теряют красоту кожи и блеск волос.

Вследствие употребления табачного дыма расстраивается и нервная система человека. Появляется необоснованное раздражение, частая смена настроения. Все это влияет не только на эмоциональное состояние курильщика, но и на его отношение с окружающими.

Тлетворное влияние курения на организм человека проявляется не сразу. Но это лишь вопрос времени. Все зависит от количества выкуренных сигарет и состояния здоровья курильщика.

Электромобиль

Современный мир сложно представить без машин. Конечно, к изобретению этого транспорта приложил руку не один ум, а к усовершенствованию машины и доведению её до сегодняшнего состояния количество участников увеличивается в разы, географически собирая воедино весь мир. Но отдельно мы отметим  Ипполита Владимировича Романова, так как ему принадлежит изобретение первого в мире электромобиля. В 1899 году в Санкт-Петербурге инженер представил четырехколесных экипаж, рассчитанный на перевозку двух пассажиров. Среди особенностей этого изобретения можно отметить то, что диаметр передних колёс значительно превышал диаметр задних. Максимальная скорость равнялась 39 км/ч, но очень сложная система подзарядки позволяла пройти на этой скорости только 60 км. Этот электромобиль стал праотцом известного нам троллейбуса.

Пропагандистский дизайн «Беломора», роль папирос во взяточничестве

Массовый выпуск папирос «Беломорканал», которые получили свое название в честь Беломоро-Балтийского канала, соединяющего Балтийское море и Онежское озеро, начался в 1932-м году на Ленинградской фабрике имени Урицкого. Табачную смесь для папирос создал технолог Василий Иоаниди, ну, а дизайном упаковки занялся художник Тараканов. До 50-х годов на упаковке «Беломора» изображали Беломоро-Балтийский, Суэцкий и Кильский каналы. Причины этого были пропагандистскими – Беломоро-Балтийский канал на тот момент был самым длинным в мире, и советские власти хотели это наглядно продемонстрировать.

Интересно, что жители Советского Союза начали «по-особому» использовать папиросы «Беломора», что позволило им стать культовым предметом. Дело в том, что изделие начали применять не по назначению: из папиросы извлекали табак и вкладывали туда свернутые банкноты. Таким образом, можно было без риска обнаружения давать взятку. Ее получателю предлагали «закурить» папироску.

Сандармох

Сандармох — еще один памятник, напоминающий нам о том, что не должно быть забыто. Это огромное урочище в лесу в 15 км от станции Медвежья гора — место исполнения массовых расстрельных приговоров НКВД.

Здесь на площади примерно в 10 Га захоронены более 9,5 тысяч человек самых разных конфессий и национальностей. В Сандармохе были расстреленны заключенные Белбалтлага и Соловков. Большинство из них погибло в страшные 1937-1938 годы, на самом пике политических репрессий.

Это самое крупное в северо-западной части России массовое захоронение такого типа. Первые из них были найдены почти 20 лет назад, а на сегодняшних день обнаружено около 250 расстрельных ям.


Часовня Георгия Победоносца

Приходить на Сандармох из праздного любопытства не рекомендуется — это страшное место, к посещению которого необходимо быть морально готовым. Также не стоит приводить сюда маленьких детей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: