Антонио Вивальди
Итальянский скрипач родился в небогатой семье. Он появился на свет недоношенным, поэтому новорожденного крестили дома, без посещения церкви, как позволялось делать с детьми, не имевшими шансов выжить. Тем не менее, будущий гений не умер, а рос и даже обгонял по физическому развитию многих сверстников.
Астма на службе искусства
Игре на скрипке в раннем возрасте ребёнка обучил отец, но в то время профессия скрипача подразумевала такое бедное существование, что о профессиональной карьере музыканта не могло идти и речи. Поэтому родители мальчика приняли решение о получении сыном духовного сана. 10 лет Антонио Вивальди исправно учился в духовной семинарии, продолжая видеть смысл жизни только в музыке.
Будучи по природе покладистым и робким человеком, он не стал оспаривать право на самостоятельный выбор профессии. Вместо этого ему на помощь пришло психосоматическое заболевание – астма. Читать проповеди, задыхаясь, было просто нереально, поэтому с церковной службой по объективным причинам пришлось распрощаться. Как только Вивальди начал работать дирижёром, приступы резко пошли на спад, но когда речь снова заходила о духовной карьере, астма неизбежно возвращалась.
Самым известным произведением великого скрипача на протяжении двух последних веков остаётся цикл «Времена года». Сейчас это удивительное творение можно слышать где угодно: на рингтонах телефонов, в различных фильмах и сериалах, начиная «Симпсонами» и заканчивая «Возвращением Супермена». Согласно рейтингу журнала «Классические диски» именно это произведение является самым известным среди классических творений всех времён и народов.
Кастраты и музыка
Но для современников это произведение гения было не самым известным, при жизни он прославился как автор опер. Сейчас созданные им творения не исполняются по одной очевидной причине: они написаны для кастратов, которых в наши дни в филармониях и оперных театрах попросту нет.
Ещё одна удивительная причуда Вивальди, которая известна по сей день — это оригинальные и неожиданные пояснения для музыкантов оркестра, оставляемые им на полях рукописей своих творений. Например, одну из частей «Весны» необходимо было играть в манере «лай собак», большой отдел «Лета» требовал вызвать в слушателях истому от жары, а одна из частей «Осени» должна исполняться так, чтобы навеять мысли о «спящих пьяницах».
10. Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ (1906 — 1975)
Дмитрий Дмитриевич Шостакович — один из самых значимых и исполняемых композиторов в мире, его влияние на современную классическую музыку неизмеримо. Его творения — это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи тяжёлых событий 20-го века, где глубоко личное переплетается с трагедией человека и человечества, c судьбой родной страны.
Родился в Санкт-Петербурге, первые музыкальные уроки получил от матери, закончил Петербургскую консерваторию, при поступлении в которую её ректор Александр Глазунов сравнил его с Моцартом — так поразил он всех своей прекрасной музыкальной памятью, тонким слухом и композиторским даром. Уже в начале 20-х, к окончанию консерватории, Шостакович имел багаж собственных произведений и встал в число лучших композиторов страны. Мировая слава пришла к Шостаковичу после победы в 1-м Международном конкурсе Шопена в 1927 году.
До определённого периода, а именно до постановки оперы «Леди Макбет Мценского уезда», Шостакович творил как свободный художник — «авангардист», экспериментируя со стилями и жанрами. Жесткий разнос этой оперы, устроенный в 1936 году, и репрессии 1937 года положили начало последующей постоянной внутренней борьбы Шостаковича за стремление выразить свои взгляды своими средствами в условиях навязывания государством направлений в искусстве. В его жизни политика и творчество очень тесно переплетены, он был хвалим властью и ею же гоним, занимал высокие должности и снимался с них, награждался и был на грани ареста сам и его близкие.
Мягкий, интеллигентный, деликатный человек он нашел свою форму выражения творческих принципов в симфониях, где мог максимально открыто говорить правду о времени. Из всего обширного творчества Шостаковича во всех жанрах именно симфонии (15 работ) занимают центральное место, самыми драматически насышенными являются 5,7,8,10,15 симфонии, ставшие вершиной советской симфонической музыки. Совсем другой Шостакович открывается в камерной музыке.
Несмотря на то, что сам Шостакович был «домашним» композитором и практически не выезжал за рубеж, его гуманистическая по сути и истинно художественная по форме музыка быстро и широко распространялась в мире, исполнялась лучшими дирижерами. Величина таланта Шостаковича столь необъятна, что полное постижение этого уникального явления мирового искусства ещё впереди.
Цитата Д.Д.Шостаковича: «Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи.»
[править] Карьера
Через некоторое время набрал небольшой оркестр и с успехом выступил в венском казино Доммайера. Репертуар оркестра в существенной степени состоял из собственных сочинений.
Вопреки всем усилиям отца и благодаря почитателям таланта Иоганна-младшего его назначили капельмейстером военного оркестра второго полка гражданской милиции (отец был руководителем оркестра первого полка).
Революция 1848 года тоже развела отца и сына по разные стороны баррикад: если Штраус-отец поддержал монархию и написал верноподданнический «Марш Радецкого», то Штраус-сын во время революции играл «Марсельезу» и написал ряд революционных маршей и вальсов. После подавления революции его даже привлекли к суду, однако оправдали.
После смерти отца, музыканты последнего перешли в его оркестр.
Для лучшего отношений с новым императором Францем-Иосифом I, композитор посвятил ему два марша, и в 1852 году Иоганну Штраусу были переданы все отцовские полномочия на придворных балах и концертах.
В России увлёкся русской девушкой, Ольгой Смирнитской (1837—1920), родители которой, однако, воспрепятствовали браку.
В 1862 году женился на оперной певице Йетти Халупецкой, которая стала его верной и заботливой женой и импресарио.
В 1870 году отказался от придворных обязанностей (которые передал своему брату Эдуарду) и посвятил себя оперетте.
В 1878 году женился на молодой немецкой певице Анжелике Дитрих, но вскоре этот брак распался.
В 1882 году женился в третий и последний раз, на Адели Дойч (1856—1930), вдове сына банкира Антона Штрауса. Она была еврейкой и не хотела принимать христианство. Для оформления нового брака Штраус стал протестантом-евангелистом и принял германское гражданство, став подданным герцога Саксен-Кобург-Готского.
3. Модест Петрович МУСОРГСКИЙ (1839—1881)
Модест Петрович Мусоргский — один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член «Могучей кучки». Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.
Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М.А.Балакиревым и вступление в «Могучую кучку». Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях — операх «Борис Годунов» и «Хованщина» запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире. Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», колоритные и изобретательные миниатюры пронизаны русской темой-рефреном и православной верой.
В жизни Мусоргского было все — и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием. Последние его годы были тяжелыми — жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, пристрастие к алкоголю, всё это определило его раннюю смерть в 42 года, он оставил сравнительно немного сочинений, некоторые из которых были завершены другими композиторами. Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского предвосхитили некоторые черты музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.
Цитата М.П.Мусоргского: «Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной.»
Цитата о М.П.Мусоргском: «Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский» Н.К.РерихИнтересный факт: в конце жизни Мусоргский, под давлением «друзей» Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову
Николай Андреевич РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844—1908)
Николай Андреевич Римский-Корсаков — талантливый русский композитор, одна из важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния. Его своеобразный мир и поклонение вечной всеобъемлющей красоте мироздания, восхищения чудом бытия, единства с природой не имеют аналогов в истории музыки.
Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки у пианиста Ф. Канилле. И опять благодаря М.А.Балакиреву, организатору «Могучей кучки», который ввёл Римского-Корсакова в музыкальное сообщество и повлиял на его творчество, мир не потерял талантливого композитора.
Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы — 15 работ, демонстрирующих разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора, тем не менее имеющих особенный почерк — при всём богатстве оркестровой составляющей главными являются мелодичные вокальные линии. Два основных направления отличают творчество композитора: первое — русская история, второе — мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище «сказочник».
Кроме непосредственной самостоятельной творческой деятельности Н.А.Римский-Корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, к которым он проявлял большой интерес, а также как завершитель работ своих друзей — Даргомыжского, Мусоргского и Бородина. Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, как педагог и руководитель Санкт-Петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них Прокофьев и Стравинский.
Цитата о композиторе: «Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима». Мстислав Ростропович
Творчество русских композиторов конца 19-го — первой половины 20-го века является целостным продолжением традиций русской школы. Вместе с этим именилась концепция подхода к «национальной» принадлежности той или иной музыки, непосредственного цитирования народных мелодий уже практически нет, но осталась интонационная русская основа, русская душа.
Ольга Смирнитская
Именно здесь, в Павловске, Иоганна Штрауса постигло жесточайшее разочарование в жизни: он встретил свою любовь — Ольгу Смирнитскую, с которой композитору так и не удалось связать судьбу. Несмотря на успех, композитор не считался ей ровней. Брак дворянки с капельмейстером, пусть даже всемирно известным, стал бы в те времена скандальным мезальянсом. Считается, что роман Смирнитской и Штрауса начался в 1858 или 1859 году.
Ольга Смирнитская. Источник фото
В 1856 году Иоганна Штрауса как популярного дирижёра пригласили к царскому двору. Именно там он познакомился с Ольгой Смирнитской, которой тогда было чуть больше 20 лет. Она родилась в семье бывшего кавалерийского офицера Василия Смирнитского и купеческой дочери Евдокии Гороховой. До нашего времени дошла сентиментальная легенда об их знакомстве. Якобы юная дворянка слала ему записки во время концертов, подписываясь как «Незнакомка», а затем открылась во время личной встречи. Музыковед-исследователь, доктор философии Томас Айгнер, автор книги «Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская. 100 писем о любви», в этой версии сомневается. Хотя тогда действительно существовали подобные романы, которые являлись во многом эпистолярными и бушевали больше в сердцах и письмах, чем в реальной жизни.
Общие точки соприкосновения у них были. Ольга сама сочиняла музыкальные произведения — она считается одной из первых русских женщин-композиторов. Ей исполнилось всего лишь 19 лет, когда одно петербургское музыкальное издательство опубликовало ноты первых романсов Смирнитской на слова А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и малоизвестной поэтессы Кутузовой. Музыкальный критик «Северной пчелы» отзывался о «композициях госпожи Смирнитской» весьма одобрительно.
Иоганн Штраус исполнял произведения российских композиторов и несколько раз включал в репертуар Павловских концертов романсы Ольги. К сожалению, из них сохранился только один — «Первая любовь».
Когда в июле 1859 года Штраус осмелился официально попросить у Евдокии Смирнитской руки её дочери, он получил суровый отказ.
«…Итак, моя надежда погибла! Моим единственным стремлением было обладать Тобой, но невозможно достичь моего горячо желанного счастья. Мама говорила со мной слишком долго… В момент, когда она тихо говорила, что я ни в чём не должен Тебе верить, что всё, что Ты хочешь, вылетает из Твоей безрассудной головы, и обманутый не должен больше Тебя и слушать, я почувствовал непроизвольно ненависть к этой матери, которая сама умышленно, чтобы исполнить свой план, говорит гнусности о своём ребёнке. <…> Она называет случившееся интригой с Твоей стороны, за которую мы оба будем наказаны. Что касается её поведения, её выражений по отношению ко мне, она была неделикатна, — бесспорно! Потому что, когда она пожелала потребовать от меня Твои письма<…>, я поклялся, что Твои письма уйдут со мной в могилу, она объявила, что при моём слабом здоровье я могу умереть каждую минуту, поэтому она не может быть спокойна».
Так писал Ольге Иоганн Штраус. Возлюбленные вели тайную переписку, но через какое-то время их дороги окончательно разошлись. Письма назывались «конфетами» или «бонбоньерками». Позже так назвал Штраус назвал одну из своих полек.
Долгое время переписка композитора и Смирнитской считалась утраченной. В 1992 году Международный институт творчества Иоганна Штрауса решил выпустить каталог, посвящённый русскому периоду в жизни и творчестве Штрауса, и заказал эту работу доктору Томасу Айгнеру. Тот обнаружил в фондах городской библиотеки Вены карточки с аннотациями «Письма Иоганна Штрауса к Ольге Смирнитской». В итоге, на основании находок, он написал книгу «Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская. 100 писем о любви», которую позднее перевели на русский язык.
Доклад-сообщение Франц Шуберт
Франц Шуберт – непризнанный широкой публикой своего времени европейский композитор-романтик, живший в Австрии в первой половине. 19 века. Он родился в 1791 году в предместье Вены в семье школьного учителя, который, как известно, прекрасно играл на виолончели. В их доме часто музицировали. Франца с малых лет обучали игре на фортепиано и скрипке. Вместе с отцом и братьями Шуберт играл в квартете на домашних концертах.
В кругу своих друзей композитор был горячо любим. Молодые люди часто собирались, читали современную литературу, слушали и исполняли музыку. Некоторые вечера посвящались исключительно Шуберту. Это было совсем иное времяпрепровождение, не свойственное светской молодежи, но наполненное прекрасной музыкой, поэзией, размышлениями о жизни. Чем больше Франц погружался в творчество, тем менее значимыми казались ему житейские трудности.
Разнообразие музыкальных форм и жанров отличает Шуберта от других композиторов. Ему удавалось совмещать в творчестве песни и симфонии, фортепианные сонаты и оперы, мессы и вальсы. Жанр песни получил, благодаря ему, особую художественную огранку.
Последним в жизни композитора стал цикл произведений «Зимний путь». Их отличает неуемная тоска, страдание и безысходность. Именно так можно охарактеризовать настроение Шуберта той поры. Дни становились все более безрадостными, он ослабевал здоровьем, страдал от вечной нужды. Друзья поддерживали его как могли. Публично при жизни композитора его произведения исполнялись крайне редко, большинство так и осталось в виде «неозвученных» рукописей. Единственный раз в 1828 году при содействии товарищей, был организован концерт, на котором прозвучали исключительно его произведения. Это был огромный успех, казалось, что жизнь композитора может измениться к лучшему. Но судьба распорядилась иначе. В ноябре того же года Франц Шуберт заболел тифом скончался.
Александр Порфирьевич БОРОДИН (1833—1887)
Александр Порьфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме композиторского таланта был учёным-химиком, врачём, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием.
Родился в Санкт-Петербурге, с детства все окружающие отмечали его необычную активность, увлекаемость и способности в различных направлениях, в первую очередь в музыке и химии. А.П.Бородин является русским композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей-музыкантов, все его достижения в музыке благодаря самостоятельной работе над овладением техникой композирования. На формирование А.П.Бородина влияние оказало творчество М.И. Глинки (как впрочем на всех русских композиторов 19-го века), а импульсом к плотному занятию композицией в начале 1860-х дали два события — во-первых, знакомство и женитьба с талантливой пианисткой Е.С.Протопоповой, во-вторых, встреча с М.А.Балакиревым и вступление в творческое содружество русских композиторов, известного как «Могучая кучка». В конце 1870-х и в 1880-х А.П.Бородин много путешествует и гастролирует в Европе и Америке, встречается с передовыми композиторами своего времени, его известность растет, он стал одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца 19-го века.
Центральное место в творчестве А.П.Бородина занимает опера «Князь Игорь» (1869-1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке и которую он сам не успел закончить (её завершили его друзья А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков). В «Князе Игоре», на фоне величественных картин исторических событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора — мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших русских людей и могучая сила всего русского народа, проявляющаяся при защите родины. Несмотря на то, что А.П.Бородин оставил относительно небольшое количество произведений, его творчество очень разноплановое и он считается одним из отцов русской симфонической музыки, оказавшим влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов.
Цитата о А.П.Бородине: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его — великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой». В.В.Стасов
Интересный факт: именем Бородина названа химическая реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, дающая в результате галогенозамещенные углеводороды, которую он первым исследовал в 1861 году.
Плодотворное творчество
Шекспир в общей сложности написал 4 эпитафии, 154 сонета, 4 поэмы и 38 пьес. Эти произведения были переведены на многочисленные иностранные языки, в том числе и на русский, неизменно оказав влияние на мировую литературу. Шекспир имел обыкновение параллельно писать одновременно несколько пьес и сонетов, что и объясняет его невероятную плодотворность.
Впрочем, существует теория, что Шекспир был лишь прикрытием для другого или других более талантливых авторов. Историки литературы подвергают сомнению тот факт, что малограмотный сын продавца перчаток и ученик мясника смог написать множество произведений таким талантливым богатым языком, который был характерен для образованных английских аристократов.
Ричард Вагнер
С именем великого Ричарда Вагнера чаще всего связывают его шедевры «Свадебный хор» или «Полет валькирий». Но он известен не только как композитор, но и как философ. Вагнер рассматривал свои музыкальные произведения как способ выражения определенной философской концепции. С Вагнера началась новая музыкальная эпоха опер. Композитор старался приблизить оперу к жизни, музыка для него — только средство. Ричард Вагнер — создатель музыкальной драмы, реформатор опер и искусства дирижирования, новатор гармонического и мелодического языка музыки, создатель новых форм музыкальной выразительности.Вагнер — автор самой длинной в мире сольной арии (14 минут 46 секунд) и самой длинной в мире классической оперы (5 часов и 15 минут). При жизни Ричард Вагнер считался противоречивым человеком, которого или обожали, или ненавидели. А зачастую и то, и другое вместе. Мистический символизм и антисемитизм сделали его любимым композитором Гитлера, но закрыли дорогу для его музыки в Израиль. Однако ни сторонники, ни противники композитора не отрицают его величия как композитора. С первых же нот замечательная музыка Ричарда Вагнера поглощает тебя без остатка, не оставляя места для споров и разногласий:
Лебединая история Исидора и Иды Штраус
Привет, друзья! Сегодня хочу рассказать вам трогательную, но трагичную историю супругов Исидора и Иды Штраус. Их связь между собой еще раз доказывает, что на свете есть настоящая любовь и люди готовы жертвовать собой ради любимых.
Детство Исидора и Иды
Родился Исидор Штраус в Германии в городе Оттерберг (6 февраля 1845 года), в семье было еще пять детей, но он был первенцем. В 9 лет он вместе с семьей перебирается в Америку и работает «на подхвате» в магазине отца.
В 16 лет он стремился попасть в армейские ряды Конфедеративных Штатов Америки, но ему было отказано из-за малолетнего возраста, таким образом юноша остался на работе, заменяя тех, кому «посчастливилось» пополнить в армейские ряды.
В послевоенные годы Исидор вместе со своим младшим братом перебираются в Нью-Йорк и открывают свое дело по продажи посуды в магазине «Macy ’ s».
Розалия Ида Блун также родилась в Германии, но она была пятым ребенком в семье (всего было 7 детей). Когда девушка повзрослела ее семья также, как и Исидора перебралась в штаты.
В 1871 году Ида и Исидор Штраус связали себя семейными узами и больше не расставались. О том, когда они познакомились и как данных не сохранилось, но их союз стал легендарным, поистине.
Супружеская жизнь
С самого начала супружеской жизни и до конца влюбленные были неразлучны, об этом свидетельствуют письма, которые они почти каждый день писали друг другу, если не находились вместе. Продолжением их рода стали семеро детей, один из которых скончался в младенчестве.
Исидор занимался своим бизнесом, но и участвовал в политической жизни страны. Он был представителем демократической партии, и целый год заседал в Конгрессе США. В 1896 году он вместе со своим братом становятся полноправными владельцами универмага «Macy ’ s».
Кстати, сейчас это один из самых крупных и старинных сетей розничной торговли во всей Америке.
Ида же занималась их многочисленным семейством и была домохозяйкой.
Как они оказались на Титанике?
В 1912 году, когдаотправлялся в свое первое и последние плавание, супруги возвращавшиеся из путешествия по Европе, решили добраться в США на разрекламированном лайнере, а не, как обычно, на немецком судне.
На тот момент Исидор уже был владельцем внушительного состояния, поэтому семья приобрела билеты первого класса и все прилагающийся к ним привилегии.
Но доплыть до конечного пункта им так и не удалось, потому что британский лайнер потерпел ужасное крушение, в результате которого погибло очень много людей, а вместе с ними и Исодор с Идой Штраус.
Как обладателям билета первого класса им полагалось место в спасательной шлюпке, но Исидор отказался занимать в ней место и пытался отправить свою жену одну. На что получил решительный отказ от нее, она сказала:
«Я не оставлю мужа. Мы всегда были вместе, вместе и умрем».
Ида совершила героический поступок, не только ни дав мужу умирать в одиночестве, но она спасла и свою горничную. Обычную молодую девушку, которой отдала свою дорогую шубу и посадила вместо себя в лодку.
Намного позже знаменитый режиссербудет снимать фильм про судьбоносный лайнер, в котором посвятит сцену чете Штраус.
Тело Исидора Штрауса было найдено и захоронено, как полагается, а вот тело его жены так и не смогли отыскать.
Интересный факт про магазин «Macy ’ s». Он отличился тем, что определил дату Дня Благодарения, праздник, который в США отмечает вся страна.
Ежегодно в четвертый четверг ноября проходит Парад Дня Благодарения Macy ’ s. В этот день много миллионов людей выходят на 34 улицу и 8000 добровольцев участвуют в развлекательных программах.
История супругов Штраус показывает нам, что в мире есть бескорыстная и добрая любовь, которой не страшна даже смерть.
6. Александр Николаевич СКРЯБИН (1872 — 1915)
Александр Николаевич Скрябин — русский композитор и пианист, одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры
Самобытное и глубоко поэтичное творчество Скрябина выделялось новаторством даже на фоне рождения многих новых направлений в искусстве, связанных с изменениями в общественной жизни на рубеже 20-го века.
Родился в Москве, мать умерла рано, отец не мог уделять внимание сыну, так как служил послом в Персии. Скрябин воспитывался тетей и дедом, с детства проявил музыкальные способности
В начале учился в кадетском корпусе, брал частные уроки на фортепиано, после окончания корпуса поступил в Московскую консерваторию, его сокурсником был С.В.Рахманинов. После окончания консерватории Скрябин полностью посвятил себя музыке — как концертирующий пианист-композитр гастролировал в Европе и России, проводя большую часть времени за границей.
Пиком композиторского творчества Скрябина стали 1903-1908 годы, когда вышли Третья симфония («Божественная поэма»), симфоническая «Поэма экстаза», «Трагическая» и «Сатаническая» фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения. «Поэма экстаза», состоящая из нескольких тем-образов, сконцентрировала творческие идеи Срябина и является ярким его шедевром. В ней гармонично соединились любовь композитора к мощи большого оркестра и лирическое, воздушное звучание сольных инструментов. Воплощенная в «Поэме экстаза» колоссальная жизненная энергия, огненная страстность, волевая мощь производит неотразимое впечатление на слушателя и до сегодняшнего дня сохраняет силу своего воздействия.
Ещё одним шедевром Скрябина является «Прометей» («Поэма огня»), в которой автор полностью обновил свой гармонический язык, отступив от традиционной тональной системы, а также впервые в истории это произведение должна была сопровождать цветомузыка, но премьера, по техническим причинам, прошла без световых эфектов.
Последняя незаконченая «Мистерия» была замыслом Скрябина, мечтателя, романтика, философа, обратиться ко всему человечеству и вдохновить его на создание нового фантастического миропорядка, соединение Вселенского Духа с Материей.
Цитата А.Н.Скрябина: «Иду сказать им (людям) — чтобы они… ничего не ожидали от жизни кроме того, что сами могут себе создать… Иду сказать им, что горевать — не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его.»
Цитата о А.Н.Скрябине: «Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Но когда временное, преходящее находит свое выражение в творчестве большого художника, оно приобретает постоянное значение и делается непреходящим». Г. В. Плеханов
Франк Шуберт краткая биография для детей самое главное
Австрийский композитор и музыкант родился в 1797 году в городе Вена. Отец и брат имели музыкальное образование, именно они давали мальчику уроки игры на музыкальных инструментах. Когда ему было 6 лет, отец отдает его в приходскую школу. Там открылся его талант к пению, и в возрасте 11 лет его взяли в придворную капеллу.
Его педагогом был известный австрийский дирижёр Антонио Сальери. Он много занимался с Шубертом, в результате чего будущий композитор великолепно знал музыкальную теорию. В юности начинает писать первые симфонии и пьесы. В возрасте 16 лет его голос начинает меняться, и он уходит из хора.
Шуберта заметил один известный певец И.М. Фогль и исполнил несколько его песен, которые становятся очень популярными в Австрии. Композитор решает переложить произведение «Лесного царя» Гёте, в результате чего имя музыканта начинают узнавать. У Шуберта появляется много друзей, которые долгое время помогали ему, в следствие плохого финансового положения.
Вагнер
Штраус начал играть буквально везде. В 1832-м, когда в стране была страшная эпидемия холеры, ценители классического искусства продолжали ходить на его выступления. Современники отмечали, что в этот тяжелый период для страны Штраус, в действительности, собирал аншлаги. По большому счету, свою славу он снискал непревзойденным стилем игры. Он успевал все – он музицировал и на своей любимой скрипке, и управлял целым оркестром.
Среди очевидцев тех концертов был и великий Рихард Вагнер. Он рассказывал, что каждая пьеса Штрауса стала для него поистине незабываемой. Игра музыканта, когда он дирижировал со своей любимой скрипкой в руках, повергала его в настоящий экстаз. Штраус, по его воспоминаниям, был истинным олицетворением музыкального народного духа Вены.