У руля национальной сборной
В 2004 Йоги приглашают в сборную Германии помошником Юргена Клинсмана. И уже через 2 года Лев становится у руля главной команды. Здесь начинается новый этап тренерской карьеры. Дотошный немец принципиально меняет всю систему подготовки футболистов
Огромное внимание уделяется игровой дисциплине и привлечению молодых и неизвестных игроков. Состав обновляется практически полностью
Такие перемены принесли свои результаты уже на ближайшем европейском чемпионате 2008 года. Немецкая сборная уступила лишь в финале фееричным испанцам и заняла на турнире почетное третье место. Причем показатели всего евроцикла были впечатляющими — 11 побед в 13 матчах и 46 забитых мячей.
Мировое первенство 2010 года принесло сборной также бронзовые медали. Случилось это во многом из-за травм основных игроков. Евро 2012 для немцев ознаменовалось приходом «молодежи» и путь к финалу закончился в игре с итальянцами.
К чемпионату мира 14 года сборная команда Германии достигла своего максимального уровня игры. И это принесло заслуженную победу и радость от проделанной работы.
Последний европейский турнир во Франции заставил волноваться за судьбу главного тренера. Йоахим Лев после ухода нескольких ключевых игроков был вынужден изменить своим футбольным принципам, и результатом стал проигрыш хозяевам чемпионата в полуфинале.
Тем более значимым станет мировое первенство в России для тренера и игроков немецкой команды, которые идут в отборочном этапе на первом месте.
Художественное творчество в социалистическую эпоху
Лучше всего из советских художников жили те, кому было доверено увековечивать образ В. И. Ленина, создавая «Лениниану». Изображать Ильича доверяли не каждому, но уж если художник попадал на эту почётную ниву, обильный урожай здесь он мог собирать всю жизнь. И то сказать, на великом вожде никто не экономил. Гонорары были щедрые. К тому же уже написанные картины массово копировались и тиражировались. За это тоже платились неплохие денежки.
В каких только положениях и позициях не изображали советские художники Ленина! Ленин и дети, Ленин и рабочие, Ленин за столом думает думу, Ленин в шалаше, Ленин на трибуне… Но никто почему-то не вдохновился сюжетом «Ленин и терменвокс». А ведь сюжет мог бы и на большую картину потянуть! Например, вдохновенный вождь с раздвинутыми руками, которому и электронная музыка по плечу, а рядом – обалдевший от таланта ученика сам изобретатель Лев Термен, и секретарь вождя Л. Фотиева у рояля. Можно было бы и членов Совнаркома, внимающих волшебной музыке, нарисовать. В том числе даже наркома продовольствия Цюрупу, падающего в обморок от избытка чувств.
Ленин на прогулке с детьми. Художник А. Дейнека, 1938
Но замирали художники так и не совершив дерзновенного порыва. Есть подозрение, что более всего их пугал именно большое число персонажей будущей картины. Бог знает, не придётся ли потом замазывать очередного великого революционера, ставшего ни с того ни с сего врагом народа! О сколько их упало в эту бездну, а их фигуры на картинах Ленинианы превратились в скульптурные украшения или фикусы в цветочных горшках! Сложная с политической точки зрения могла получиться композиция! В этом смысле картины на тему «Ленин и дети» были куда безопаснее!
Но прошло время и в начале 1960-х годов пошла та же пьянка, только в другую сторону. Теперь уж замазывали, превращали в фон, товарища Сталина, хитро примостившегося за плечом у Ильича на множестве картин времён культа его личности, отражавших революционные порывы. Не Свердлова же с Дзержинским во все освободившиеся места вставлять! Они уже, как правило, присутствовали на коммунистических иконах, словно архангелы вокруг Бога.
Живописцам было легче, чем мозаичникам. Замазать фигуру Иосифа Виссарионовича на картине не так уж и сложно. А вот переложить мозаику сложнее. Цвет вставки, под старый цвет, как ни старайся, в точности не подгонишь. И вот рядом со святым образом Ленина предательски просвечивает призрак изгнанного из святцев Генералиссимуса. Да ради одного этого удовольствия стоит повнимательнее разглядывать мозаики в московском метро, на «Комсомольской-кольцевой», на кольцевой же «Киевской», и во многих, многих других подземных дворцах, воздвигнутых в годы так называемого сталинского ампира.
В И Ленин провозглашает советскую власть. Художник Владимир Серов. Картины, написанные в 1947 и в 1962 годах
Живописцы, как чуткие конъюнктурщики понимали, что и другая будет проблема с изобретателем нового электромузыкального инструмента. Во-первых, в реальности Лев Термен был приблизительно на голову выше ростом, чем Ленин. Ну, как такое безобразие изобразить?
А во-вторых, дальнейшая судьба изобретателя складывалась так, что не избежать бы ему замазывания. А это, наверняка, испортило бы композицию будущей картины. Делало её какой-то загадочной и даже неоднозначной. Что, без сомнения, способствовало бы её отправлению в запасники.
Детство и юность
Лев родился в ноябре 1931 года и стал первым ребенком Бориса Збарского и Евгении Перельман. Мать Евгения Борисовна познакомилась с Борисом Ильичом благодаря университетской подруге Лидии Пастернак, сестре знаменитого поэта Бориса Пастернака.
Борис Збарский, знаменитый отец Льва Збарского
В 1928 году девушка, выросшая в Германии, вернулась в Россию и устроилась на работу в биохимический институт, которым руководил будущий муж. Борис Ильич – автор российской методики производства хлороформа, участник бальзамирования тел Владимира Ленина и лидера болгарских коммунистов Георгия Димитрова.
Отец дал сыну двойное имя Феликс-Лев в память наиболее уважаемых им людей – основателя советской химической промышленности Льва Карпова и первого руководителя ВЧК (предшественника НКВД и ГПУ) Феликса Дзержинского.
Лев Збарский в детстве с родителями и младшим братом
О ранних годах биографии Збарского информации мало. Возможно, что наложил отпечаток гриф секретности, под которым жила семья, причастная к тайнам обращения с телом вождя мирового пролетариата. Спустя время о работе Бориса Збарского начали сочинять всевозможные небылицы, в том числе Сергей Довлатов и Елена Щапова, одна из жен Эдуарда Лимонова.
Перед началом войны Лева оказался в Тюмени. Там в мальчике проснулся художественный дар, и родители наняли для сына педагога по рисованию. По возвращении в Москву Лев окончил с серебряной медалью школу и получил образование в полиграфическом институте — стал художником-иллюстратором и мультипликатором.
Лев Збарский в молодости
Столичная жизнь оказалась подходящим обрамлением для представителя «золотой молодежи». Несомненный талант художника и тонкий вкус, хорошее воспитание и общительность вкупе с авторитетом родительской фамилии открыли для Збарского двери в высшее общество и сделали любимцем богемы. Женщины обожали мужчину, одетого в дорогие заграничные костюмы и похожего на Сальвадора Дали и Бельмондо. Как писал поэт Анатолий Найман:
Через 6 лет Збарский перебрался в Америку, поселился в огромной квартире на Манхэттене, ставшей одновременно мастерской. Деньги на недвижимость дал знакомый из еврейского эмигрантского сообщества.
Жизнь в Америке протекала тяжело. Художник предпочитал абсолютное уединение, общался только с соотечественниками, из которых единицы были вхожи в его дом. Контактов с родственниками, оставшимися в Советском Союзе, Лев не поддерживал.
Артём Ткаченко в роли Льва Збарского в сериале «Красная королева»
Близким другом стал Роман Каплан, такой же диссидент, переводчик и литературовед, а также хозяин ресторана «Русский самовар». Он же потом назвал совершеннейшей ложью фильм «Красная королева
» и то, каким авторы выставили Збарского в картине. В мелодраме затронуты взаимоотношения Льва с женой Региной Збарской, в главных ролях снялись Артем Ткаченко и Ксения Лукьянчикова.
Авторы настаивали, что это все же не документальный фильм, а художественный вымысел. Каплан, по собственному признанию, его не видел, но утверждал, что у тех, кто посмотрел «Красную королеву» и знал Збарского, картина вызвала отвращение.
Студия электронной музыки
https://youtube.com/watch?v=dyjTB4s5MhU
В МЭСЭМ люди делали невероятные, прорывные вещи для своего времени. Это была творческая лаборатория, где собирались лучшие умы того времени, причем не только российские. Похожие студии существовали в разных странах мира; в нашей побывали Федерико Феллини, Фрэнсис Форд Коппола, Джоан Баэз и даже один из столпов авангардной академической электроники Янис Ксенакис. Кстати, он разрабатывал идеи, похожие на те, что реализовал Мурзин в «АНС», и очень удивился, увидев все это в Москве.
Но, несмотря на все это, судьба студии не была благополучной. Мурзин скоропостижно умер, так и не сумев запустить «АНС» в серийное производство. Бюрократический аппарат в брежневские времена разросся до невероятных размеров и без покровительства и связей основателя студии постепенно поглотил этот очаг свободной творческой мысли. Формально МЭСЭМ приписали к студии «Мелодия», которая от нее требовала понятных массам вещей.
Пластинка имела тот успех, который от нее требовали. Несмотря на это, произошла очередная перегруппировка творческих единиц в «Мелодии», и студия электронной музыки фактически перестала существовать как отдельная единица. А вместе с ней прекратилась по большому счету и славная история взрыва идей, связанных с электронной музыкой, в России 1970-х годов. Пластинка «Метаморфозы» стала эпитафией МЭСЭМ. Когда она лежала в каждом магазине «Мелодия» по всей стране, студии электронной музыки уже не существовало.
Юрий Богданов стал работать звукоинженером в «Мелодии». Эдуард Артемьев продолжил делать музыку для кино, хотя уже меньше занимался электроникой. Владимира Мартынова заинтересовали другие идеи. Постепенно все они отошли от электронной музыки. И на этом завершилась некогда яркая история, сулившая гораздо больше великолепной музыки и пластинок, если бы все случилось так, как задумывали те самые энтузиасты, изобретатели и подвижники, имена которых мы сегодня вспоминали.
Как Лев Термен создавал электронный телевизор
Одновременно с концертами Лев Термен работает в Физико-техническом институте и поступает в Политехнический. Иоффе дает ему неожиданную и даже фантастическую тему для дипломной работы: «Устройство электрического дальновидения». Но Иоффе верит, что его гениальный дипломник справится с любым заданием. И Термен не подвел: он создал и продемонстрировал действующие макеты устройства для «беспроволочной» передачи изображения на расстояние. По сути, в 1926 году Термен представил электронный телевизор.
Автора сенсации вызвали в Кремль и вновь партийные функционеры застыли от изумления. Сидя в кабинете, они на экране наблюдали, как по двору Кремля идет Сталин. По некоторым данным, чудо техники тут же засекретили и пока руководство страны думало, как его использовать, отцом телевидения стал американский гражданин Владимир Зворыкин. Имя Термена было тоже засекречено и забыто. Только в 1980-х материалы дипломной работы ученого стали достоянием гласности и полностью подтвердили его приоритет в изобретении телевидения.
Интересно, что изобретателем самого кинескопа считается Борис Розинг — ученый родом из Петербурга. Передовую технологию он представил еще в 1911 году. Он сумел добиться трансляции картинки с помощью построчной передачи световых лучей. Еще один российский ученый, Владимир Зворыкин, перебрался в США и в 1923 году запатентовал заявку, в основу которого лег электронный принцип работы телевидения. А в 1929 году изобретатель запустил в производство вакуумные трубки для приема изображения. В 1936 в лаборатории Зворыкина создали первый электронный телевизор, пригодный для практического применения. Но сам Термен в интервью утверждал — он считает себя изобретателем телевизора.
«Я был также первым в мире, кто изобрел телевизионный прибор; это было в 1926 году», — говорил Термен в интервью изданию Keyboard Magazine.
Ему рукоплескали Рахманинов, Эйнштейн и Чаплин
Он выступил в Гранд-опера и Альберт-холле, потом отправился в Америку. Его слушал Рахманинов, с ним познакомился Эйнштейн и многие другие выдающиеся личности того времени. Был открытый концерт в Карнеги-холле. Это очень способствовало имиджу страны, ведь Лев Термен представлял инновационное изобретение, созданное в молодой Советской России.
В Америку он привез и некоторые утилитарные разработки — например, электрическую охранную сигнализацию. Он ее изобрел, и она была установлена в Эрмитаже и многих других музеях Европы и Америки. В итоге Лев Сергеевич открыл в США фирму, которая занималась установкой сигнализаций и различных интерактивных приборов, в 30-е годы им были, к примеру, разработаны самооткрывающиеся деревянные двери. В Америке Лев Термен стал миллионером. Разумеется, часть доходов направлял в Россию. Он организовал компанию «Teletouch», студию «Theremin» и на 99 лет арендовал шестиэтажное здание в Нью-Йорке.
— В Америке прадед создал терпситон, термен-виолончель, целый оркестр из терменвоксов, — продолжает Петр. — Появились первые ученики, терменвокс начал выпускаться серийно, и один из них купил даже Чарли Чаплин! Командировка продлилась до 38-го года, когда прадед с тремя тоннами оборудования покинул Америку.
Принцип работы Терменвокса
Ты удивишься узнав, как он работает, ведь этот инструмент не имеет ни клавиш, ни струн, присутствуют только две антенны. Его не зря частенько характеризуют, как самое фантастическое устройство для извлечения звука. Еще называют волшебным, и это оправданно. Владеющий им музыкант выглядит так, будто он владеет не музыкой, а магией. Только представь, что музыкант словно волшебник, благодаря взмаху рук дает начало музыке. Водя руками около антенн, не прикасаясь к ним, меняет частоту и громкость инструмента, именно благодаря этим движениям появляется музыка. С помощью электрических импульсов звучание и интонации музыки, ноты получаются тонкими и чувственными. Свое создание разработчик впервые представил на VIII Всероссийском электротехническом съезде в 1921 г.
Во всем виноват Хичкок
— У терменвокса как будто сложилось две судьбы. Одна – в классической музыке, другая – в кино, где он обычно отвечал за потусторонний или футуристический антураж. Можно ли сказать, что в России и на Западе терменвокс пошел разными путями?
— Вопрос сложный. Сам Термен видел свое изобретение классическим инструментом, и в 30-е годы на Западе среди его учеников было много серьезных исполнителей на терменвоксе, игравших классику.
В то же время в России у него был всего один активно концертирующий ученик, Константин Ковальский. Он выступал вплоть до конца 1960-х, исполнял академическую музыку, записывал партии терменвокса для советских кинофильмов. В Америке имен было гораздо больше. Но когда Лев Сергеевич покинул Америку и официально считался там погибшим, терменвокс плотно вошел в жизнь американского кинематографа и создал “космический”, “зловещий” звуковой штамп.
Началось все в 1945 году с фильма Альфреда Хичкока “Завороженный”, где звучит замечательная музыка композитора Миклоса Рожа. Есть история, что виртуоз терменвокса и ученица Льва Термена Клара Рокмор отказалась от работы в этом фильме из-за своих гастролей со Стоковским.
Поэтому пригласили записать партию терменвокса доктора Сэмюэля Хоффмана, который был профессиональным врачом-ортопедом, а в свободное время играл на терменвоксе и скрипке в злачных заведениях Лос-Анджелеса.
На тот момент в городском музыкальном профсоюзе числилось едва ли не 400 терменвоксистов. После отъезда Термена каждый обладатель серийного инструмента оказался вправе называться музыкантом – при Льве Сергеевиче такого не было. Он поставил условие: терменвокс покупать можно, но для публичных выступлений нужна специальная лицензия. Таким образом он хотел установить некий ценз качества для исполнителей.
В конце 50-х годов появляется все больше низкопробных фильмов. Бюджеты маленькие, музыки как таковой нету, зато очень нужно сопроводить появление условного Дракулы каким-то жутким эффектом.
Именно в этом ключе и начинают активно использовать терменвокс. И в рок-музыку этот инструмент уже приходит как шумовой – нельзя не вспомнить Led Zeppelin, Pink Floyd, многие так называемые гаражные группы, которые его очень активно использовали.
Тогда же рынок наводнило огромное количество терменвоксов. Никто толком не знал, как на них играть, зато экзотический шум “из воздуха” всем очень нравился.
В этом плане пути западной и российской культуры разошлись уже в 1950-е годы. На Западе увлеклись экспериментами, а в СССР Лев Термен начал активно восстанавливать инструменты и позиционировать терменвокс с академической точки зрения. И старался контролировать ситуацию вплоть до начала 1990-х годов.
— Получается, что мы как бы проскочили вульгаризацию терменвокса и продолжаем классическую традицию, заложенную изобретателем инструмента. О чем, кстати, свидетельствуют и произведения, звучавшие на Международной неделе консерваторий.
— Я хотел бы отметить, что произведения для терменвокса, которые прозвучали на закрытии фестиваля, это действительно очень большой подарок для терменвокса. Оригинального репертуара для инструмента не так много, а хорошей музыки – еще меньше.
И здесь, мне кажется, довольно уникальный случай, когда четыре замечательных петербургских композитора написали очень разноплановые, яркие произведения, раскрывающие терменвокс с разных сторон.
Классическая музыка оставляет широкое поле для экспериментов, и очень приятно, что петербургские композиторы ищут и находят точки соприкосновения новых веяний с привычными формами. Состоялась премьера произведения доцента петербургской консерватории Екатерины Ивановой-Блиновой – BMW для терменвокса, ди-джея и струнного оркестра.
Преподаватель кафедры специальной композиции и импровизации Светлана Нестерова написала фантазию “Солярис” для терменвокса, фортепиано и струнного оркестра.
Николай Мажара, преподаватель кафедры композиции, написал “Рапсодию” для терменвокса и оркестра. Антон Танонов, заведующий кафедрой композиции, посвятил свой концерт для терменвокса с оркестром Льву Термену, для меня было большим удовольствием исполнять эту музыку.
На самом деле это действительно историческое событие
Я уверен, что Льву Сергеевичу было бы очень приятно, что петербургские композиторы, композиторы его родного города, в котором он родился, в котором родился терменвокс, всерьез, с большой любовью и вниманием отнеслись к его инструменту
Годы репрессий и безвестности
Изобретатель демонстрирует работу терменвокса | Фото: interesnyefakty.org
Легендарный ученый, изобретатель и музыкант Лев Термен | Фото: izbrannoe.com
5 изобретателей, подписавших себе смертный приговор своими выдумками >>
*Человек будущего* Лев Термен | Фото: interesnyefakty.org
Изобретатель демонстрирует работу терменвокса | Фото: bbc.com
Легендарный ученый, изобретатель и музыкант Лев Термен | Фото: interesnyefakty.org
*Человек будущего* Лев Термен | Фото: interesnyefakty.org
В 97 лет Лев Термен ушел к тем, кто составлял лицо эпохи – но за гробом, кроме дочерей с семьями и нескольких мужчин, несущих гроб, никого не было…
Легендарный ученый, изобретатель и музыкант Лев Термен | Фото: technofresh.ru
Как пионерский подарок из СССР 7 лет шпионил в американском посольстве
Отдел взаимных расчётов
Расчёт Льва Сергеевича Термена с советской властью прошёл по довольно сносному курсу. Изобретатель отсидел полностью восемь лет, полученные по дикому обвинению. Однако бóльшую часть этого срока он провёл в «шарашке», то есть вне голода, холода и издевательств. В 1947 году Термен был реабилитирован, и. более того, получил Сталинскую премию первой степени. Правда, премия секретная, поскольку была она выдана за создание подслушивающих устройств. Но Л. С. Термен со своей работой справился первоклассно. Одно из его изобретений, можно сказать, получило наивысшее признание профессионалов.
Это было уникальное подслушивающее устройство, которому не требовались элементы питания. Никаких тебе электрических кабелей или батареек! Это устройство разработал ещё з/к Термен. Устройство было вмонтировано в деревянное панно. Панно это в 1945 году советские пионеры подарили тогдашнему послу США А. Гарриману. Естественно, что американские спецслужбисты тщательно обследовали подарок, но «жучка» в нём не обнаружили. Панно повесили на стену кабинета посла, и оно провисело там, исправно работая, вплоть до 1952 года. Целых семь лет в советские спецслужбы шла информация из самых верхов дипломатической службы США!
Прослушку американские специалисты раскрыли случайно. Потом ещё несколько лет они пытались понять принцип действия этого устройства. А поняв, оценили. Сейчас подслушивающее устройство Термена – экспонат Национального музея криптографии, который работает, при одном из самых секретных учреждений США, Агентстве национальной безопасности.
Лев Термен вышел на пенсию в 1961 году, и продолжил заниматься своим самым первым изобретением, которое заставляло воздух петь. Сначала он работал на общественных началах в Московской консерватории. А потом перешёл на физический факультет Московского университета, где не только совершенствовал терменвокс, но также изобретал новые электромузыкальные инструменты.
Корней Чуковский сказал, что в России надо жить долго, до всего доживёшь. Лев Термен прожил 97 лет. Как говорится, он пережил и многое и многих, даже советскую власть. Вот так и получилось, что она при жизни Термена началась, и закончилась тоже при его жизни.
В марте 1991 года со Львом Сергеевичем произошёл случай, который можно считать анекдотическим, а можно отнестись к нему без юмора. Термен вступил в КПСС! Когда его удивлённо спросили, зачем это ему, он вполне серьёзно ответил, что выполняет обещание, которое в марте 1922 года дал Ленину. Когда он обучал лидера советской России извлекать «музыку сфер» из прибора собственного изобретения, Ленин посоветовал Термену в обязательном порядке вступить в партию большевиков. Термен пообещал, что сделает это. И вот в возрасте 95 лет он стал членом партии, которая называла себя ленинской. Забавно, что точно так же в 1948 году 90-летний микробиолог и эпидемиолог академик Н. Ф. Гамалея стал членом ВКП(б), объясняя своё желание стать членом ВКП(б): обещал это Ленину. Дедушка старый, ему всё равно? Впрочем, через полгода эта партия исчезла с политического небосклона.
Легенды и мифы семьи Термен
— Однако вернемся к семейной истории. Трудно поверить, что личность Льва Термена, достаточно легендарная в отечественной истории, не оставила после себя фамильных преданий.
— Знаете, когда задают такие вопросы, все предания моментально выветриваются из головы – если только нет пары “домашних заготовок”. Бабушка Наталья Львовна рассказывала, что прадед с легкостью поднимал на одной руке табуретку с ее мамой – было такое маленькое представление.
А еще вспоминают, что Лев Сергеевич спокойно засовывал два пальца в розетку – и ничего. Правда, проверять наследственность таким оригинальным способом я не готов.
Что же касается истории семьи, наш род берет начало во Франции XVI века. В Петербург Термены впервые попали при Екатерине Второй, это были братья Theremin, ювелир и эмальер, некоторые их работы можно встретить в Эрмитаже и Лувре.
— Известно, что Лев Термен был выдающимся изобретателем в самых разных сферах. Разрабатывал системы сигнализации, беспилотные летательные аппараты, подслушивающие устройства – чего стоит эндовибратор в декоративном панно, которое подарили пионеры посольству США в Москве.
Несколько лет это панно без элементов питания и электроники прослушивало разговоры ничего не подозревающих американцев. Кем все-таки Лев Сергеевич считал себя – изобретателем или музыкантом?
— Причем разгадали ту историю с панно даже не американцы, а британские спецслужбы. Фактически это был первый в мире пассивный радиопередатчик, поэтому Льва Термена называют пионером радиометок, которые сейчас повсеместно используются.
Лев Сергеевич не позиционировал себя как музыкант, хотя в его игре на терменвоксе чувствуется большая музыкальная культура. Но, конечно, в первую очередь Лев Термен – гений.
— К тому же, помимо терменвокса он приложил руку и к другим инструментам.
— Лев Сергеевич создал целый ряд музыкальных инструментов. Уже в 20-е годы был создан клавишный гармониум – фактически полифонический синтезатор, который уже в то время был достаточно компактным и портативным.
Также он сконструировал терменклавиатуру – одноголосный синтезатор, способный имитировать тембр разных музыкальных инструментов. Была и термен-виолончель, и Ритмикон – ритм-машина, которую он создал в соавторстве с американским авангардным композитором Генри Кауэллом, можно сказать, первый секвенсор.
На этом список не заканчивается, однако именно терменвокс для Льва Сергеевича всегда был самым любимым инструментом и, мне кажется, за ним самое большое будущее.
— И все-таки правда ли, что Лев Термен не хотел возвращаться в СССР, поэтому советские спецслужбы его попросту выкрали?
— Ну, учитывая, что он увез с собой на родину три тонны оборудования, это представляется маловероятным. Лев Сергеевич не планировал оставаться в Америке навсегда, он не менял гражданство. Конечно, 1938 год был не лучшим временем, чтобы вернуться в Россию, но историю не изменить.
Где можно услышать звучание терменвокса?
Звучание терменвокса можно услышать во многих музыкальных жанрах. Дмитрий Шостакович использовал его в своей музыке для кинофильма «Одна». Знаменитый Джимми Пейдж играл на терменвоксе на концертах Led Zeppelin (песни Whole Lotta Love и No Quarter). Также этот инструмент использовали Rolling Stones, Pink Floyd, Жан-Мишель Жарр, Том Уэйтс и даже Муммий Тролль. Кстати, заглавная песня культового сериала «Доктор Кто» тоже исполнялась на терменвоксе.
А пионеры космического рока и психоделии Lothar and the Hand People одними из первых в роке использовали терменвокс в качестве главного инструмента
Но самая значительная часть записей, сделанных с использованием терменвокса принадлежит Лидии Кавиной. Она начала осваивать новый инструмент в девятилетнем возрасте под руководством самого изобретателя, который ей приходился родственником. Кавина с тех пор записала множество классической музыки при помощи инструмента Термена. Ее даже приглашали в Голливуд — записывать партии саундтреков для фильмов таких именитых режиссеров как Тим Бертон и Дэвид Кроненберг.
Сегодня Лидия Кавина выступает в Европе и США, пропагандируя экспериментальную музыку терменвокса. Дело Льва Термена живет!