Выготский лев семенович, советский психолог

Об авторе

Лев Семёнович родился в городе Орше, в семье преуспевающего финансиста. Вскоре после его рождения семья переехала в Гомель, где отец Выготского открыл первую публичную библиотеку. Лев получил отличное образование: до 6-го класса воспитывался на семейном обучении, затем поступил в мужскую гимназию, где изучал древние и иностранные языки с частными учителями. Поступил в Московский университет на медицинский факультет, но вскоре перевёлся на юридический. Через пару лет бросил и его, закончив учёбу на историко-философском факультете московского Университета имени Шанявского.

После Выготский вернулся в Гомель, преподавал литературу в школах и на различных курсах, давал частные уроки, публиковал критические и литературоведческие статьи. Устроившись преподавателем филологии в педагогический техникум, он по собственной инициативе открыл там психологический кабинет для консультаций. Там начались его психолого-педагогические исследования.  

Молодого учёного заметили и в 1924 году пригласили работать в новый Московский экспериментальный институт психологии. Вернувшись в Москву, Выготский познакомился с будущим основоположником нейропсихологии Александром Лурией, филологами Виктором Шкловским и Романом Якобсоном, поэтом Осипом Мандельштамом и режиссёром Сергеем Эйзенштейном. Вокруг Выготского и Лурии быстро сформировался круг единомышленников — молодых психологов, педагогов, неврологов и физиологов. Позже их назовут культурно-исторической школой, которая определит развитие всей советской психологии. 

Будучи разносторонне развитым человеком, Выготский в равной степени интересовался физиологией, психологией и культурой. Например, в его литературоведческих работах художественные произведения рассматриваются как живые существа со своей анатомией и особенностями развития. Ко всем областям науки Выготский подходил комплексно, поэтому его можно назвать исследователем жизни в целом.

В середине 1920-х годов Лев Семёнович заинтересовался коррекционной педагогикой — фактически он открыл это направление: впервые заговорил о том, что детей с особенностями в развитии можно и нужно социализировать. С 1929 года и до смерти Выготский работал научным руководителем психологической лаборатории в Экспериментальном дефектологическом институте. Он разработал теорию, на которой основаны все современные коррекционные практики.

Лев Выготский умер в возрасте 37 лет от туберкулёза, но за недолгую жизнь успел совершить ряд открытий, которые перевернули представление о педагогике и детской психологии. О них мы и расскажем. 

Семья, родители, становление

Таких, как он, называют баловнями судьбы. Биография Льва Збарского связана с двумя величайшими столицами мира – Москвой и Нью-Йорком. В одной он родился, в другой умер. Его родителями были представители новой советской интеллигенции. Отец Борис Ильич (1885-1954 годы жизни) – известный биохимик. После смерти Ленина под его руководством создана Лаборатория по бальзамированию тела вождя при Мавзолее. Именно он и его команда ученых содержала мумию в надлежавшем состоянии. Мама – Евгения Борисовна – также была биохимиком и работала вместе с отцом. У Льва был старший брат Илья (1913-2007 годы жизни).

Семья Збарских
Интересный факт! Старший Збарский дал сыну двойное имя в честь Феликса Дзержинского (организатора ВЧК) и своего коллеги Льва Карпова (родоначальника советской химической промышленности).

Маленького Льва воспитывали в интеллигентной обстановке и позволяли проявлять свои способности в любом творческом направлении. В годы войны Мавзолей был эвакуирован в Тюмень. Туда же уехали все ученые во главе с директором Лаборатории Борисов Збарским. Здесь его сын увлекся рисованием. Развивать его дар взялся один из местных художников-преподавателей. После войны семья вернулась в Москву. Лев закончил школу в 1949 году и поступил в Полиграфический институт, по окончании которого стал профессиональным художником.

Студент Лев Збарский

Его привлекали иллюстрации к книгам. В качестве дипломной работы молодой график оформил книгу Виктора Гюго «Рюи Блаз». Несмотря на отличную учебу, эта работа была оценена экзаменационной комиссией на «хорошо». Сказался своенравный характер молодого человека, а также его нежелание участвовать в общественной жизни института. Возможно, по этой же причине он закончил общеобразовательную школу не с золотой, а с серебряной медалью.

Художник занимался иллюстрированием книг, мультипликацией, созданием карикатур, конструировании печатных изданий. Он был виртуозным рисовальщиком, за что получил несколько наград на Всесоюзном конкурсе искусства книги. К началу 70-х годов он добился успеха, имел студию в центре Москвы, входил в круг избранных представителей советского искусства.

Иллюстрации к сборнику избранных произведений Ю. Олеши с рисованным шрифтом считаются одной из самых интересных работ Льва Збарского

Всех его знакомых удивило решение об эмиграции в Израиль. Сам Лев Брисович объяснял этот поступок обычной скукой. Он уехал из Советского Союза в 1972 году и был признан диссидентом. В Израиле он пробыл совсем немного времени. Вскоре он улетел в США, где и остался до конца своей жизни. Основным видом его деятельности и заработка стали лекции, которые он читал в американских художественных колледжах и университетах. Он практически ни с кем не общался, дружил только с Романом Капланом. Роман Аркадьевич – известный переводчик русской поэзии на английский язык, основатель крупнейшего в Нью-Йорке ресторана «Русский самовар».

Интересный факт! Борис Мессерер (российский театральный художник и педагог) сказал, что творчество Льва Збарского не до конца оценено и заслуживает более пристального внимания.

В 2014 году Лев Борисович узнал, что смертельно болен. Он окончательно перестал общаться с родственниками и полностью закрылся в своем мире. Его друг Роман Каплан сообщил прессе, что у художника диагностирована 4-я степень рака легких. Операции он уже не подлежал и доживал век в хосписе. На услуги дорогостоящей клиники у него не было денег, поэтому он получал медицинскую помощь, входящую в реестр страховки. Он умер 22 февраля 2016 года.

Друзья утверждали, что художник чем-то напоминал Сальвадора Дали

Жизнь и творчество отечественного ученого

Биография этого знаменитого человека начинается в 1896 году – 17 ноября в одной из многодетных семей города Орша на свет появился мальчик, названный Львом Выготским. Спустя год семейство Выготских переезжает в Гомель, где отец мальчика (бывший банковский служащий) открывает библиотеку.

Будущий новатор в детстве овладевал науками на дому. Обучением Льва, как и его братьев и сестер, занимался Соломон Маркович Ашпиз, методы преподавания которого существенно отличались от традиционных. Практиковавший почти не использовавшиеся в программах обучения того времени сократические учения, он зарекомендовал себя как весьма примечательная личность.

К тому моменту, когда Выготскому нужно было поступать в высшее учебное заведение, он уже знал несколько иностранных языков (в том числе латынь и эсперанто). Поступив на медицинский факультет Московского университета, Лев Семенович вскоре подал прошение о переводе на другой факультет для изучения юриспруденции. Однако, осваивая правоведение одновременно на двух факультетах разных учебных заведений, Выготский все же пришел к мысли, что профессия юриста не для него, и целиком углубился в постижении философии и истории.

Результаты его исследований не заставили себя долго ждать. Уже в 1916 году Лев написал свое первое творение – анализ драмы «Гамлет» Вильяма Шекспира. Работу, которая занимала ровно 200 страниц рукописного текста, автор позже представил в качестве дипломной.

Рекомендуем: Педология — это

Как и все последующие труды отечественного мыслителя, новаторский двухсотстраничный анализ шекспировского Гамлета вызвал оживленный интерес у специалистов. И не удивительно, ведь в своей работе Лев Семенович использовал совершенно неожиданный прием, который изменил привычное понимание «трагической истории о датском принце».

Немногим позднее, будучи студентом, Лев начал активно писать и публиковать литературные анализы произведений уже отечественных писателей – Андрея Белого (Б.Н. Бугаева), М.Ю. Лермонтова.

Л.С. Выготский окончил обучение в университетах в 1917 году и после революции перебрался со своей семьей в Самару, а затем – в Киев. Но спустя какое-то время они все снова возвращаются в родной город, где молодой Выготский устраивается учителем.

В кратком изложении жизнь мыслителя по возвращении на родину может уложиться в несколько предложений (хотя Википедия предлагает куда более развернутую версию): он работает в школах, преподает в техникумах и даже читает лекции, пробует себя в роли редактора в местном издании. Одновременно он заведует театральным, а также художественным отделом образования.

Однако серьезная практическая работа молодого учителя в преподавательской и научной сферах началась примерно в 1923—1924 годах, когда на одном из своих выступлений он впервые заговорил о новом направлении в психологии.

Мировое влияние

Восточная Европа

В Советском Союзе работа группы учеников Выготского, известного как Круг Выготского, была ответственна за научное наследие Выготского. Системного развития психологии Выготского в таких разнообразных областях, как психология памяти (П.Зинченко ), восприятие, ощущения и движения (Запорожец, Аснин, А.Н. Леонтьев ), личность (Лидия Божович, Аснин, А.Н. Леонтьев ), воля и воля (Запорожец, А.Н. Леонтьев, П.Зинченко, Л. Божович, Аснин ), психология игры (Г.Д. Луков, Даниил Эл. Конин) и психология обучения (П.Зинченко, Л. Божович, Д. Эльконин), а также теория поэтапного формирования мыслительных действий (Петр Гальперин)., общепсихологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев ) и психология действия (Запорожец ). Андрей Пузырей развил идеи Выготского в отношении психотерапии и даже в более широком контексте преднамеренного психологического вмешательства (психотехники) в целом. Ласло Гараи основал исследовательскую группу Выготского.

Северная Америка

В Северной Америке Выготского работы были известны с конца 1920-х годов благодаря серии публикаций на английском языке, но они не оказали большого влияния на исследования в целом. В 1962 году перевод его посмертной книги 1934 года «Мышление и речь», опубликованной под названием «Мысль и язык», похоже, не изменил ситуацию. Лишь после эклектичной компиляции, частично перефразированных и частично переведенных работ Выготского и его сотрудников, опубликованной в 1978 году под именем Выготского под названием «Разум в обществе», бум Выготского под названием «Разум в обществе», бум Выготского под названием «Разум в обществе». регионы мира. Эта версия науки Выготского обычно ассоциируется с именами ее главных сторонников Майкла Коула, Джеймса Верча, их соратников и последователей, и относительно хорошо известна под названиями «культурно-исторической теории деятельности. «(он же ЧАТ) или» теория деятельности «. Строительные леса, концепция, введенная Вудом, Брунером и Россом в 1976 году, в некоторой

Психология

В начале 1920-х гг. Лев Выготский начал проводить исследования в сфере психологии. В 1923 г. во время 3-х выступлений на Всероссийском съезде по психоневрологии он представил результаты собственных экспериментов. Тогда же он издал свою первую научную работу.

Через год Выготский вместе с семьей обосновался в Москве, где трудился в Институте экспериментальной психологии. Одновременно с этим, он преподавал в МГУ и читал лекции в различных советских вузах. К тому моменту биографии он вместе с Александром Лурией открыл исследовательский кружок – «круг Выготского – Лурии».

Лев Выготский в школе с учениками

Во главе данной организации Лев Семенович побывал в Германии и Великобритании. В скором времени он увлекся неврологией, дефектологией и педологией. Защитив диссертацию он удостоился степени старшего научного сотрудника, которая сопоставима с современной степенью кандидата медицинских наук.

В конце 1927 г. Выготскому доверили возглавить Медико-педагогическую станцию, в которой он проработал около года. Тогда уже была опубликована его работа «Исторический смысл психологического кризиса», на страницах которой он подвергал критике попытки анализа человеческого поведения.

Посредством простых терминов и на основе детской психиатрии и дефектологии, Лев Семенович дал определение сознанию, которое по его мнению имело отношение к понятию аффективных и умственных действий, имевших системный динамический смысл.

Позднее Выготский стал автором очередного научного труда «Мышление и речь». В данной книге он заочно полемизировал с французским коллегой Жаном Пиаже относительно эгоцентрической речи

Лев упрекал француза в абстрактном анализе развития высших психических функций, а также в непринятии Пиаже во внимание социальной и культурной среды конкретного индивида

Однако, Пиаже узнал о критике Выготского в свой адрес, только много лет спустя после его смерти. За годы биографии Лев Семенович успел поработать во многих правительственных, научных и медицинских организациях СССР.

В 1930-х годах ученый продвигал разные сферы педагогической психологии и закладывал основы культурно-исторической теории. К тому моменту он определял человеческое сознание как совокупность функций, сформулировав понятие единого высшего психологического процесса.

Получив диплом психоневрологической академии, Лев Выготский стал руководителем отдела в столичном учреждении ВИЭМ. Он продолжал писать научные работы по педологии и когнитивному развитию ребенка. Сегодня наследие психолога характеризуется как «культ Выготского», под которым подразумевается слепое поклонение, редко, когда основанное на исследовании работ Льва Семеновича.

Стоит заметить, что в последние годы идеи Выготского были глубоко изучены и пересмотрены, что привело к выявлению систематических фальсификаций и искажению его наследия. Сейчас популярность советского психолога заметно снизилась во всем мире, но его труды по-прежнему остаются предметами научных дискуссий.

Атмосфера сотрудничества

Бессмысленно ждать, что школа «сделает из ребёнка достойного человека» — таким он может стать только сам и только в том случае, если его окружают достойные люди. 

Чтобы ребёнок научился уважать других, нужно относиться к нему с уважением. Воспитать ответственность в ребёнке можно, если поручать ему ответственные задачи. Поэтому учителя и воспитатели должны сотрудничать с детьми, а не повелевать ими. Направлять и регулировать их деятельность, а не следить за неукоснительным соблюдением требований. 

Эти идеи Выготский с коллегами старался воплотить в своей экспериментальной Единой трудовой школе. Это была первая школа, где работали кабинеты психологической поддержки, учителя ценили творческий подход, а не умение зубрить, а классы формировались по принципу психологического возраста детей. 

Этот проект был в чём-то успешен, в чём-то нет. Но благодаря ему возникла идея личностного, а не системного образования. В нём школа рассматривалась не как «кузница кадров», а как пространство для свободного разностороннего развития. 

Современный вариант Единой трудовой школы, исправленный и дополненный, — демократические школы, в которых дети управляют учебным процессом наравне со взрослыми.   

Путь в психологии

Первые работы Выготского связаны с проблемами обучения аномальных детей, эти исследования не только положили начало становлению дефектологии, но и стали серьезным вкладом в исследование высших психических функций и психических закономерностей. В 1923 году на съезде по психоневрологии происходит судьбоносная встреча с выдающимся психологом А. Р. Лурией. Он был буквально покорен докладом Выготского и стал инициатором переезда Льва Семеновича в Москву. В 1924 году Выготский получает приглашение поработать в Московском институте психологии. Так начался самый яркий, но короткий период его жизни.

Интересы ученого были очень разнообразными. Он занимался проблемами актуальной в то время рефлексологии, внес значительный вклад в исследование высших психических функций, а также не забывал о своей первой привязанности – о педагогике. Уже после смерти ученого появится книга, объединяющая его многолетние исследования, – «Психология развития человека». Выготский Лев Семенович был методологом психологии, и в этой книге собраны его фундаментальные размышления о методах психологии и диагностики

Особенно важной является часть, посвященная психологическому кризису, чрезвычайный интерес представляют 6 лекций ученого, в которых он останавливается на главных вопросах общей психологии. Выготский не успел глубоко раскрыть своих идей, но стал основоположником целого ряда направлений в науке.

↑ Литературные работы

Еще будучи студентом, Лев увлекся литературными исследованиями. В частности, написал двухсотстраничную работу «Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира», которая стала его дипломной работой. В 1968 г., когда вышло второе издание его «Психологии искусства», это следование стало приложением книги. Кроме того, в 1916 г. были опубликованы его литературоведческие статьи в еженедельном журнале «Новый путь», в штате которого он служил техническим секретарем. Это были работы о М. Ю. Лермонтове, Андрее Белом и другие.

Его публикации на литературные темы встречались на страницах журналов «Летопись» и «Новый мир». До 1917 г. Выготский много писал о еврейской истории, культуре своего народа, выражая мысли о недопустимости антисемитизма в произведениях русской литературы и свое непринятие социалистических идей.

Ранние годы

Лев Семенович Выготский (настоящее имя — Лев Симхович Выгодский) родился в 1896 году в белорусском городе Орше, где семья его родителей была вынуждена жить за чертой оседлости. Вскоре они переехали в Гомель Могилевской губернии. В конце XIX века этот город был центром торговли и промышленности.

Родители Выготского ценили образованность, обладали широким кругозором и старались привить своим детям любовь к искусству и науке. Лучшим отдыхом в семействе были чтение и поездки в театр.

Первый учитель юного Льва, Соломон Ашпиз, активист социал-демократической партии, побуждал учеников развивать свободное мышление с помощью сократического диалога. Еще до поступления в гимназию Лев выучил английский, древнееврейский и древнегреческий языки, а позже к ним прибавились латынь, французский, эсперанто и немецкий.

После успешного окончания гимназического обучения Лев Выготский собирался изучать филологию в Московском университете, но получил отказ. В то время евреи не могли свободно выбирать специальность. Тогда Выготский поступил на медицинский. А после перевелся на юридический факультет. Помимо этого он посещал лекции по психологии и философии у Г. Шпета и П. Блонского в Народном университете, а после 1917 года и вовсе перевелся туда.

Культурно-историческая теория Выготского

Культурно-историческая теория развития личности и психики разрабатывалась Л.С.Выготским и приверженцами его школы Леонтьевым, Лурией в 20-30 годах прошлого века.

В своем подходе Выготский предлагал рассматривать социальную среду в качестве основного источника развития личности. В развитии детей, согласно его теории, существует два переплетенных направления. Первое — это естественное созревание, а второе заключается в овладении культурой, способами мышления и поведения. В соответствии с теорией Выготского, развитие мышления, а также иных психических функций, осуществляется прежде всего не через саморазвитие, а посредством использования ребенком «психологических орудий», овладения системой символов-знаков (письмо, язык, письмо)

Замечание 1

Развитие восприятия, мышления, памяти и иных психических функций происходит через внешнюю деятельность, где культурные средства обладают предметным видом, а психические функции действуют внешне, интрапсихически. В процессе отработки деятельность психических функций интериоризируется, сворачивается, становится интерпсихической, вращивается.

В процессе отработки, сворачивания вовнутрь психические функции обретают осознанность, автоматизированность и произвольность. При возникновении затруднений в мышлении и иных психических процессах, существует возможность экстериоризации, т.е. вынесения психической функции вовне, уточнение ее функционирования во внешне-предметной деятельности. Таким образом, замысел во внутреннем плане всегда можно отработать действиями во внешнем плане.

Следует отметить, что на первом этапе внешней деятельности, ребенок все делает в сотрудничестве со взрослыми.

Выготский считал, что любая психическая функция появляется сперва как коллективная и социальная деятельность, а уже затем в качестве внутреннего способа мышления ребенка.

Сотрудничество с другими членами общества служит главным источником развития ребенка, при этом важной чертой сознания является его диалогичность. Сознание развивается посредством диалога: диалога ребенка со взрослыми или диалога взрослого человека со взрослым

Даже после превращения во внутренние психические процессы, ВПФ сохраняют социальную природу. По Выготскому, слово относительно сознания представляется малым миром по отношению к большому

Сознание развивается посредством диалога: диалога ребенка со взрослыми или диалога взрослого человека со взрослым. Даже после превращения во внутренние психические процессы, ВПФ сохраняют социальную природу. По Выготскому, слово относительно сознания представляется малым миром по отношению к большому.

Л.С. Выготский ввел понятие «зона ближайшего развития», которая представляет собой пространство действий, которые ребенок не может пока выполнить сам, но способен осуществить их вместе со взрослым. По мнению Выготского, хорошее обучение упреждает развитие.

Другая часть теории Л.С.Выготского дает представление о развитии человека как о ступенчатом процессе, в котором периоды ровного накопления возможностей сменяются периодами кризиса. Кризис здесь представляет собой бурный, а иногда и драматический этап слома старого багажа с формированием нового способа жизни. Кризисы болезненны, но неизбежны. При этом, неблагополучие ребенка во время кризиса — это не закономерность, а следствие неграмотного поведения взрослых, которые занимаются воспитанием ребенка.

Л.С. Выготский выдвинул тезис об активности ребенка. Он считал, что ребенок активно влияет на взрослого, часто управляя им в большей степени, чем взрослый человек управляет ребенком.

Заслуги Выготского в педологии

В начале XX века появилась педагогическая психология, которая основывалась на том, что обучение и воспитание зависят от психики конкретного ребенка.

Новая наука не решала многих проблем педагогики. Альтернативой стала педология — комплексная наука о полном возрастном развитии ребенка. Центром изучения в ней является ребенок с точки зрения биологии, психологии, социологии, антропологии, педиатрии, педагогики. Горячей проблемой педологии была социализация ребенка.

Считалось, что развитие ребенка идет от индивидуального психического мира к внешнему миру (социализации). Выготский первый выдвинул постулат о том, что социальное и индивидуальное развитие ребенка не противостоят друг другу. Это просто две разные формы одной и той же психической функции.

Он считал, что социальная среда является источником развития личности. Ребенок впитывает (делает внутренними) те виды деятельности, которые пришли к нему извне (были внешними). Эти виды деятельности изначально закреплены в общественных формах культуры. Ребенок перенимает их, видя, как другие люди выполняют эти действия.

Т.е. внешняя социальная и предметная деятельность переходит во внутренние структуры психики (интериоризация), и через общую социально-символическую деятельность (в т.ч. через речь)  взрослых и детей формируется основа психики ребенка.

Выготский сформулировал основной закон культурного развития:

В развитии ребенка любая функция появляется два раза — сначала в социальном аспекте, а потом в психологическом (т.е. сначала она внешняя, а потом становится внутренней).

Выготский считал, что этот закон определяет развитие внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли.

Работа с детьми

Возможно, именно искренняя доброта, способность глубоко чувствовать других людей и относиться со снисходительностью к их недостаткам привела Выготского в дефектологию. Он всегда утверждал, что ограниченные в чем-то одном способности – это не приговор для ребенка. Гибкая детская психика активно ищет возможности для успешной социализации. Немота, глухота, слепота – это всего лишь физические ограничения. И детское сознание инстинктивно пытается их преодолеть. Главная обязанность врачей и педагогов – помочь ребенку, подтолкнуть его и поддержать, а также предоставить альтернативные возможности для общения и получения информации.

Ревизионистское движение в Выготских исследованиях

В начале двадцать первого века было проведено несколько научных переоценок популярной версии (иногда пренебрежительно называемой «культом Выготского», «культом Выготского» или даже «культом личности вокруг Выготского») наследия Выготского. предпринята и именуется «ревизионистской революцией в исследованиях Выготского». Исследования Выготского, проведенные в рамках «ревизионистского поворота» в течение 2010-х годов, выявили систематические и массовые фальсификации и искажения наследия Выготского, но также продемонстрировали быстрое и резкое снижение популярности этого автора в международной науке, начавшееся в 2017 году. этот кризис еще не совсем ясен и обсуждается в научных кругах.

Ревизионистское движение в «Выготских исследованиях» было названо «ревизионистской революцией», чтобы описать относительно недавнюю тенденцию, которая возникла в 1990-х годах. Эта тенденция обычно связана с растущим недовольством качеством и научной целостностью имеющихся текстов Выготского и членов Круга Выготского, включая их английские переводы, сделанные с в значительной степени ошибочных, искаженных и даже в некоторых случаях фальсифицированных советских текстов. изданий, что вызывает серьезные опасения по поводу достоверности текстов Выготского на английском языке. Однако, в отличие от критической литературы, в которой обсуждаются западные интерпретации наследия Выготского, объектом критики и основным объектом исследования при изучении ревизионистского направления являются собственно тексты Выготского: рукописи, оригинальные прижизненные публикации и посмертные советские издания Выготского, которые чаще всего впоследствии были некритически переведены на другие языки. Ревизионистское направление прочно обосновано серией исследований в архивах Выготского, в которых были обнаружены ранее неизвестные и неопубликованные материалы Выготского.

Таким образом, некоторые исследования ревизионистского направления показывают, что определенные фразы, термины и выражения, обычно связанные с Выготским наследие в качестве основных понятий и концепций, таких как «культурно-историческая психология», «культурно-историческая теория», «культурно-историческая школа», «высшие психические / психические функции», «интернализация», «зона ближайшего развития», и т. д., либо занимают не более нескольких десятков страниц в шеститомном собрании произведений Выготского, либо вообще не встречаются в сочинениях самого Выготского. Другая серия исследований выявила сомнительные качества опубликованных текстов, которые не были опубликованы для публикации их автора, но, тем не менее, были опубликованы без должного признания их незаконченности, преходящего характера и с многочисленными редакционными вмешательствами и искажениями текста Выготского. Другая серия публикаций показывает, что другой хорошо известный текст Выготского, который часто представляется как основополагающий, был переведен на русский язык с английским переводом утерянного оригинального и принятого за оригинальный текст Выготского. Этот эпизод был назван «доброкачественной подделкой».

Биография Выготского

Лев Выгодский (в 1923 г. изменил фамилию) родился 5 (17) ноября 1896 г. в белорусском городке Орша. Он рос и воспитывался в многодетной еврейской семье. Его отец, Симха Лейбович, был зажиточным торговцем, а мать, Ципа Моисеевна, работала преподавательницей.

Детство и юность

У своих родителей Лев был одним из 8 детей. Все детство его прошло в Гомеле, где его отцу доверили управлять филиалом крупного банка. Одновременно с этим, глава семейства занимался лесоторговлей.

Вместе с братьями и сестрами Лев получал образование у частного педагога Соломона Ашпиза, который практиковал методы Сократа и прославился как революционер и социал-демократ. Деятельность Ашпиза, наряду с общением с родственниками, оказали заметное влияние на становление личности ребенка.

В подростковом возрасте Выготский благополучно сдал экзамены за 5 классов, что позволило ему поступить в шестой класс гимназии. Стоит заметить, что последние 2 класса он оканчивал в еврейской гимназии.

В данный период биографии Лев продолжал осваивать древнегреческий, древнееврейский, латинский и английский языки. Кроме этого, он сам учил эсперанто. В 1913 г. юноша поступил на медицинское отделение Московского университета, но почти сразу решил перевестись на юрфак.

Параллельно с учебой Выготский издавал очерки на разные литературные темы. Любопытно, что до 1917 г. он часто затрагивал вопросы еврейской истории и культуры.

Льву так и не удалось получить юридическое образование по причине очередного перевода, вследствие чего он окончил обучение на историко-философском отделении Университета им. Шанявского. После этого он какое-то время занимался преподавательской деятельностью. Тогда же у него обнаружили туберкулез.

Педагогическая концепция

И, пожалуй, наиболее значимое научное наследие, оставленное Выготским, это его работы в области детской психологии. Можно даже сказать, что сам факт выделения детской психологии в отдельную науку во многом является личной заслугой Льва Выготского.

Так, он исследовал взаимосвязи между обучением и развитием, мышлением и речью, творчеством и воображением, социальной средой и задержками умственного развития. Он вывел основные принципы воспитания глухонемых и незрячих детей, детей с признаками умственной отсталости, а также предложил свою классификацию в дефектологии.

Основные дефекты развития (по Выготскому):

  1. Дефекты воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота).
  2. Дефекты частей ответного аппарата, отсутствие рабочих органов (калеки).
  3. Дефекты центральной нервной системы (слабоумие).

Значение предложенной Выготским классификации чрезвычайно велико, так как от типа дефекта напрямую зависит тип компенсации и развитие компенсаторного механизма у детей в будущем. Все эти нюансы тщательно рассмотрены в работах Выготского и оформлены в виде конкретных рекомендаций и педагогических приемов по работе с детьми, имеющими дефекты развития. Заметим, что наличие прикладных и методических материалов повышает ценность инноваций в образовании.

Эти рекомендации находят применение в специализированных учебных заведениях и интернатах, а также обретают особую актуальность в связи с развитием инклюзивного обучения, то есть совместного обучения детей с обычными и особыми образовательными потребностями в обычных общеобразовательных школах. Также работы Выготского полезны родителям, желающим разобраться в педагогических и психологических проблемах воспитания детей.

Интересно, что, исследуя развитие как нормотипичных детей, так и детей с дефектами развития, Выготский нашел общие закономерности в работе с обеими категориями. Как оказалось, обучение и развитие нормотипичных и имеющих отклонения детей подчиняются общим принципам.

Основные принципы обучения и развития:

  1. Обучение не тождественно развитию.
  2. Обучение должно опережать развитие.
  3. Обучение должно проходить в «зоне ближайшего развития».

Таким образом, Выготский ввел в детскую психологию понятие «Зона ближайшего развития». В двух словах, это то, что ребенок уже в состоянии осознать и понять, но еще не может сделать полностью самостоятельно и нуждается в помощи взрослого. Например, ребенок понимает необходимость завязывать шнурки на ботинках, но не может завязать их сам, ребенок знает цифры, но пока не умеет их складывать и вычитать. Если в этот момент взрослые придут на помощь и покажут, как завязывать шнурки, расскажут, что такое сложение и вычитание, то очень скоро ребенок сможет справляться с этими задачами самостоятельно.

Показательно, что принцип обучения в «зоне ближайшего развития» следует применять и к детям с дефектами развития. В противном случае, если обучение будет потакать текущему уровню и физическому состоянию ребенка, то он рискует остаться на том же уровне, либо развиваться очень медленными темпами. Вот таковы основные концепции Выготского, сохранившие актуальность по ситуации на сегодняшний день. Заметим, что это далеко не полный перечень направлений, в которых Лев Выготский проводил научные исследования.

Тем, кто хотел бы дать своим детям больше и воспитать их гармонично развитыми личностями, были бы интересны работы ученого, посвященные сенситивным периодам развития, то есть периодам максимальных возможностей для наиболее эффективного формирования какого-либо знания, навыка, чувственного восприятия. Зная особенности разных сенситивных периодов, можно выбрать оптимальное время для начала обучения детей музыке, рисованию, математике.

Тем, кого пугает привычка ребенка разговаривать с самим собой, стоит прочитать книгу Выготского «Мышление и речь», чтобы понять, насколько этот этап необходим для формирования внутренней, а затем и грамотной письменной речи. Поэтому читайте, узнавайте больше и обязательно применяйте полученные знания на практике!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: