Никколо паганини: биография и интересные факты из жизни, факты и мифы

Смерть мастера

Паганини на протяжении 15 лет вел уединенную жизнь в Италии, у него был свой дом в Парме, Милане и родной Генуе. Музыкант много времени посвящал написанию композиций, именно в это время он создал знаменитую Военную сонату и Второй концерт для скрипки, которые стали кульминацией всего его творческого пути. В 1830 году Паганини успешно выступает дирижером в опере Вестфалии, за что удостаивается титула барона.

В конце тридцатых годов самочувствие Никколы постоянно ухудшалось, его мучили приступы кашля, у него развивалась чахотка, а постоянные поездки на море уже не приносили облегчения. Мастер с каждым годом становился всё слабее и слабее. Несколько раз Паганини оказывался на смертном одре, но каждый раз поправлялся, что во многом объяснялось невероятной силой воли этого человека.

В 1839 году Никкола решается переехать во Францию, снимая в Ницце на побережье небольшой домик. Тут, в тиши и спокойствии, Паганини планировал обосноваться на многие годы, занимаясь исключительно написанием музыкальных композиций. Однако через несколько месяцев после переезда его самочувствие ухудшилось, здоровье ослабло, долгое время великий композитор и музыкант даже не мог взять в руки любимый инструмент. В 1840 году, не оставив завещания, великий Никколо Паганини умирает в одиночестве в своём доме на побережье Средиземного моря.

Биография

Так его первым наставником, не считая отца, стал Франческе Ньекко, который был композитором и скрипачом. Эти занятия помогли еще больше раскрыть талант маленького музыканта и уже в возрасте восьми лет он создает свою первую сонату.

Слух о маленьком гении постепенно разлетелся по всему небольшому городу и на Никколо обратил пристальное внимание скрипач Джакомо Коста, который теперь каждую неделю стал заниматься с мальчиком. Эти уроки принесли большую пользу начинающему музыканту и он ,благодаря этому,смог начать концертную деятельность

Так, первый концерт будущего виртуоза состоялся в 12 лет, в 1794 году

После этого на Никколо обратили внимание многие влиятельные люди. Например, Джанкарло ди Негро, известный аристократ, стал покровителем и настоящим другом талантливого музыканта, помогающий ему с дальнейшим обучением

Благодаря его поддержке, новым педагогом Паганини стал Гаспаро Гиретти, который обучал его композиции. В частности, он приучал музыканта пользоваться внутренним слухом во время сочинения мелодий. Под руководством учителя, за несколько месяцев Паганини смог сочинить 24 фуги, пьесы и даже концерты для скрипки.

Вдохновившись успехом своего талантливого сына, Антонио Паганини поспешил взять на себя обязанности импресарио и принялся готовить турне по стране. Выступление столь одаренного ребенка производило настоящий фурор. Именно в этот период из под его пера выходят знаменитые каприччио, совершившие самый настоящий переворот в мире скрипичной музыки.

Вскоре Никколо решает начать независимую от своих родителей жизнь и карьеру, тем более он получает заманчивое предложение – место первой скрипки в Лукке. Он становится не только управляющим городского оркестра, но и продолжает успешно выступать по всей стране. Концерты музыканта по-прежнему проходят блестяще и вызывают бурный восторг у публики.

Известно, что Паганини был очень влюбчив и именно в этот период времени, виртуозный скрипач встречает первую любовь. Он даже на три года прекратил гастролировать и всерьез увлекается композицией. Свои произведения, сочиненные в этот промежуток времени, Никколо посвящает «синьоре Диде».

Не секрет, что Паганини приписывают множество романов, даже с августейшими особами. Речь идет о сестре Наполеона Элизе, которая была замужем за Феличе Бачокки (правителем в Лукке). Композитор даже посвятил ей «Любовную сцену», которую написал всего для двух струн.

Через некоторое время, вернувшись в родной город, он уже увлекся дочерью портного – Анджелиной Каванной, которую даже взял с собой в Парму. Однако вскоре выяснилось, что девушка в положении и она вынуждена была отправиться назад в Генуи. Сохранились сведения, что отец Анджелины подал на музыканта в трибунал и суд, длившийся два года, который постановил выплатить пострадавшей денежную сумму.

В 1821 году здоровье Паганини сильно пошатнулось, ведь он уделял много времени музыке и совсем не заботился о себе. Музыкант пытался облегчить приступы кашля и боли различными мазями, поездками на морские курорты, однако ничего не помогало. Из-за этого Николо был вынужден на время прекратить концертную деятельность.

Весной 1824 года скрипач неожиданно посещает Милан, где тут же принимается организовывать свой концерт. После этого он уже с успехом выступает в Павии и родном Генуе. Именно в этом время он вновь встречает свою прежнюю любовь Антонию Бьянку, известную певицу. Через некоторое время у них рождается сын Ахилл.

В этот промежуток времени Паганини очень много времени посвящает композиции, постоянно сочиняя очередные шедевры: «Военная соната», Концерт для скрипки №2 – эти произведения становятся настоящей кульминацией его творческого пути. В 1830 году, после успешного выступления в Вестфалии, он удостаивается титула барона.

В 1839 году Никколо отправляется в Ниццу, где снимает себе небольшой домик и несколько месяцев буквально не выходит никуда из-за плохого самочувствия. Его состояние настолько было ослаблено, что он не мог уже взять в руки свой любимый инструмент. Умер знаменитый скрипач и композитор в 1840 году.

Строгий отец

Интерес к музыке у Никколо проявился в раннем возрасте. Мальчик демонстрировал нетривиальные способности, что вскружило голову отцу. Антонио подготовил жесткий график занятий для сына, который с 5 лет играл на мандолине, а с 6 – на скрипке.

Чтобы оградить от внешних раздражителей и привить прилежание, Паганини запирал Никколо в сарае, оставляя без еды на долгое время. Душная и темная «башня из слоновой кости», голод и нехватка воды спровоцировали каталептическую кому.

Когда отец пришел проведать Никколо, то увидел, что сын лежит без признаков жизни в углу сарая. Лавочник послал за доктором, который ошибочно констатировал смерть ребенка, которому от роду было 6–7 лет.

Родители купили гроб, в который положили тело мальчика. Во время церемонии прощания Никколо открыл глаза, поднялся и сел в гробу. Ребенок удивленно смотрел на собравшихся, а те – на него. Тереза бросилась обнимать и целовать «ожившего», а затем накормила обессилевшего сына. Отец больше не доводил Никколо до плачевного состояния, но на следующий день после «воскрешения» ребенок вновь играл на скрипке. Паганини-старший изменил подход, наняв для сына первого учителя – скрипача Джованни Черветто.

Учеба у Джакомо Косты

Очень скоро Серветто понял, что его музыкальных знаний недостаточно для обучения такого талантливого ребенка. Поэтому он направил его к Франческо Гнекко, а тот в свою очередь — к своему собственному учителю, Джакомо Косте.

В 1793 году в течение шести месяцев он дал Никколо тридцать уроков. Довольный прогрессом своего ученика, Коста пригласил его играть в нескольких церквях в Генуе. Первое зарегистрированное публичное выступление Никколо Паганини состоялось в церкви Сан-Филиппо Нери 26 мая 1794 года.

Во второй раз он выступил 1 декабря 1794 года в соборной церкви Ностра Синьора делле Винье по случаю Дня святого Элигия. За это он был впервые упомянут в рукописном журнале Avviso.

Продолжая выступать публично, в мае 1795 года Паганини снова появился в церкви Сан-Филиппо Нери, и вновь был упомянут в выпуске Avviso от 30 мая 1795 года. В нем говорилось, что «гармоничный концерт в исполнении приятного 12-летнего мальчика, г-на Никколо Паганини, ученика профессора г-на Джакомо Косты, завершился всеобщим восхищением и одобрением».

Когда его слава начала распространяться, отец становился все более строгим, заставляя сына упражняться по 15 часов в день. Если Антонио думал, что он тренировался недостаточно усердно, заставлял его практиковать больше, отказывая ему в еде. Таким образом, Никколо терпел физическое и психическое насилие.

Музыка

После занятий с Джакомо жизнь ребенка изменилась до неузнаваемости, его биографию пополняли встречи с творческими людьми. В 1794 году в Генуе выступал польский виртуоз Август Дурановский, который так воодушевил юного скрипача, что тот решился дать собственный концерт.

После этого мальчиком заинтересовался маркиз Джанкарло ди Негро, который слыл известным меломаном. Меценат оплатил услуги нового учителя для мальчика. Им стал популярный виолончелист Гаспаро Гиретти, научивший Паганини композиторской технике и развивший в нем способность сочинять музыку без инструмента. Под таким руководством юноша создал два концерта для скрипки и 24 фуги для фортепиано в четыре руки.

Embed from Getty ImagesКомпозитор Никколо Паганини

В 1797-м сын с отцом организовали первый гастрольный тур. Талантливый юноша концертировал в Пизе, Флоренции, Болонье, Милане, Ливорно. В городах собирались огромные залы, люди хотели посмотреть на юного скрипача. Несмотря на тяжелые гастроли, Паганини-старший настаивал на постоянном музицировании Никколо, который уже создавал шедевральные каприччо. Тур прервали военные действия Первой итальянской кампании. Семья переехала в дом в долине Польчевера, где музыкант занялся самообразованием.

Устав от авторитарного и жестокого отца, повзрослевший юноша решил жить самостоятельно. В 1801-м ему предложили место первого скрипача в Лукке, и, чтобы избавиться от родительской опеки, Никколо согласился. Этот момент описывался в дневниках, где он делился впечатлениями о чувстве опьяняющей свободы и ощущении крыльев за спиной. Это отразилось и на концертах, которые зазвучали пылко и страстно. Жизнь гения превратилась в череду поездок, карточных игр и сексуальных приключений.

Паганини возвратился в Геную в 1804 году. Пробыв на родине непродолжительное время, он успел создать 12 скрипичных и гитарных сонат. После этого вновь отправился в герцогство Феличе Бачокки, где работал дирижером оркестра и камерным пианистом. В 1808 году Никколо переехал вслед за остальными придворными во Флоренцию.

Дьявольские струны Никколо Паганини — факты и мифы о жизни легендарного скрипача

Музыкант провел при дворе Бачокки семь лет, прерывая службу только на время гастролей. В этот период скрипач написал свои знаменитые 24 каприса, каждый из которых посвящен известным артистам того времени: Анри Вьетану, Ференцу Листу и другим. Служба так тяготила молодого человека, что он решился на отчаянный поступок, чтобы избавиться от придворных пут. Явившись на концерт в мундире капитана и наотрез отказавшись переодеться, он был изгнан великой герцогиней Тосканской из дворца.

Далее творческий путь скрипача продолжился уже в Милане. В театре Ла Скала Никколо настолько очаровался увиденным танцем ведьм из балета «Свадьба Беневенто», что за один вечер написал вариации для оркестровой скрипки на эту тему. «Ведьмы» стали одним из самых знаменитых произведений в его творчестве.

Музыкант завоевал известность среди европейских меломанов, посетив с гастролями Францию, Англию и Германию. В 1821-м Паганини прервал концертную деятельность из-за затяжной изматывающей болезни. Дела обстояли настолько плохо, что мужчина просил приехать мать, чтобы успеть попрощаться. Она перевезла сына в Павию, где скрипача лечил Сиро Борда, назначив кровопускания, ртутную мазь и персональную диету.

Embed from Getty ImagesПортрет Никколо Паганини

Никколо терзали сразу несколько недугов: лихорадка, кашель, туберкулез, ревматизм и кишечные спазмы. Даже во время болезни талантливый музыкант не оставлял творчество: наставлял ученика и писал для него новые произведения. Постепенно хвори отступили, но виртуоз еще долгие годы страдал от надрывного кашля.

Паганини возобновил концерты только в 1824-м и выступал в самых крупных залах Старого Света. Билеты на выступления известного скрипача стоили огромных денег, но и музыкант радовал публику все новыми произведениями: «Венецианским карнавалом», сонатой для большого альта и прочими.

Гастроли окончательно подорвали здоровье Никколо, так что он прекратил концертную деятельность в 1834-м. Последние выступления маэстро состоялись в конце 1837 года. Он отыграл три концерта по просьбе князя Иларионе Спитальери. Контакт с публикой придал ему немного энергии, но маэстро уже чувствовал, как иссякает в нем жизнь.

Детство

Никколо Паганини был третьим ребёнком в семье Антонио Паганини (1757—1817) и Терезы Боччардо, имевших шестерых детей. Его отец был одно время грузчиком, позднее имел в порту лавку, а при переписи населения Генуи, выполненной по приказу Наполеона, назван «держателем мандолин».

Как-то во сне мать увидела ангела, который предрек ее любимому сыну карьеру великого музыканта. Отец также уверовал в это. Разочарованный тем, что его первый сын, Карло, не радовал успехами на скрипке, он заставлял заниматься другого. Поэтому у Никколо почти не было детства. Мальчик всегда помнил себя в непрерывных истощающих занятиях на скрипке. Природа наделила Никколо необыкновенным даром — слухом, необычайно чувствительным. Даже удары колокола в соседнем соборе били по нервам.

Мальчик открывал для себя этот особый, звенящий необыкновенным богатством красок мир. Он пытался воспроизвести, воссоздать эти краски на мандолине, гитаре, на своей маленькой скрипочке — любимой игрушике и мучительнице, которой суждено было стать частью его души.

Отец рано подметил одаренность Никколо. С радостью он все больше убеждался: у Никколо редкий дар. Антонио уверился в мысли, что сон жены вещий, сын сможет завоевать славу, а значит — и принести деньги, много денег. Но для этого надо нанять учителей. Никколо следует заниматься упорно, не щадя себя. И маленького скрипача запирали для занятий в темный чулан, а отец бдительно следил, чтобы тот играл непрерывно. Карой за непослушание было лишение еды.

Кадр из фильма “Паганини: Скрипач Дьявола”

Усиленные занятия на инструменте, как признавал сам Паганини, во многом подорвали его и без того хрупкое здоровье. На протяжении всей жизни он много и тяжело болел.

Первым более или менее серьезным педагогом Паганини стал генуэзский поэт, скрипач и композитор Франческо Ньекко. Паганини рано стал сочинять — уже в восьмилетнем возрасте написал скрипичную сонату и ряд трудных вариаций.

Постепенно слава о юном виртуозе распространилась по всему городу, и на Паганини обратил внимание первый скрипач капеллы собора Сан-Лоренцо Джакомо Коста. Уроки проходили раз в неделю, и более полугода Коста наблюдал развитие Паганини, старался передать ему профессиональные традиции

После занятий с Костой Паганини смог, наконец, впервые выйти на эстраду. В 1794 году начинается его концертная жизнь. В то же время состоялись встречи, во многом определившие дальнейшую судьбу Паганини, характер его творчества. Он познакомился с искусством польского виртуоза Августа Дурановского, концертировавшего тогда в Генуе, и был потрясен необычайными выразительными средствами, им применявшимися. Другая встреча состоялась с маркизом Джанкарло ди Негро, богатым генуэзским аристократом и меломаном. Она принесла не только дружбу с умным и добрым человеком. Маркиз взял на себя заботу о будущем Никколо.

С его помощью Никколо смог продолжить образование. Новый учитель Паганини — виолончелист, прекрасный полифонист Гаспаро Гиретти, привил юноше отличную композиторскую технику.

Два выступления Паганини в Парме прошли с огромным успехом, и молодого виртуоза пожелали послушать при дворе герцога Фердинанда Бурбонского. Отец Никколо понял, что настала пора эксплуатировать талант сына. Взяв на себя роль импресарио, он предпринимает поездку по Северной Италии. Юный музыкант выступал во Флоренции, а также и Пизе, Ливорно, Болонье и Милане. И всюду огромный успех. Никколо жадно впитывал новые впечатления и под жесткой опекой отца продолжал много заниматься, совершенствуя свое искусство.

В этот период родились многие из его прославленных каприччи, в которых легко прослеживается творческое преломление принципов и технических приемов, впервые введенных Локателли.

Каприччи Паганини совершили переворот в скрипичном языке, скрипичной выразительности. Он добился предельной концентрации выразительности в сжатых построениях, спрессовывая художественный смысл и тугую пружину, что станет характерным для всего его творчества, в том числе и исполнительского стиля. Контрасты тембров, регистров, звучаний, образных сопоставлений, ошеломляющее разнообразие эффектов свидетельствовали о нахождении Паганини своего собственного языка.

Биография Паганини

В бедной многодетной итальянской семье третий ребенок увековечил себя, родителей и свой талант. Вот только его собственную жизнь сложно назвать счастливой. Рождение мальчика пришлось на октябрь 1782 года.

Никколо Паганини был болезненным, чувствительным, с женским хрупким телосложением, унаследованным от матери. А вот настойчивость, предприимчивость и темперамент вместе с любовью к музыке достались ему от отца.

Абсолютный слух мальчика был замечен родителями еще в раннем детстве. Он пытался воспроизвести все услышанное на различных музыкальных инструментах и даже стуком пальцев по столу. Вскоре отец приобрел ему скрипку небольших размеров, которая стала для мальчика и другом, и мучительницей.

Одаренность Никколо для отца была единственным способом разбогатеть. Старший Паганини заставляет ребенка по двенадцать часов в сутки играть на скрипке, мандолине или гитаре. Любое непослушание ребенка было наказуемо.

Видимо, благодаря таким истязаниям, Никколо быстро овладеет всеми музыкальными инструментами, которые находились в доме отца. Хрупкое здоровье маленького скрипача еще больше было подорвано непрерывными занятиями.

Несомненно, отец немало усилий приложил для развития редкого дара сына, и уже в восемь лет Никколо начинает сочинять музыку. Да и сам отец прекрасно играл на гитаре. Вполне возможно, он хотел свои несбыточные мечты стать известным музыкантом воплотить в сыне.

Как бы то ни было, мальчик превзошел своего отца. В двенадцать лет Никколо начал свою концертную деятельность и изменил историю не только европейской, но и мировой культуры, внес романтизм и авантюру в сознание людей.

Величество и гениальность

Когда гениальный композитор, импровизатор, артист, первый в мире шоумен начинал играть, казалось все живое и даже неживые предметы моментально замолкали. Он досконально знал природу своего инструмента и зрительского восприятия. Знал, что конкретно каждый слушатель ожидал в глубине своей души и хотел получить.

Этот артист дышал музыкой, жил в ней. Он доводил зрителя до обмороков и экстаза, до нервного срыва. Демоническая внешность, приемы игры, абсолютно противоречащие в то время классическим образцам, взрывной темперамент. В то же время предельная сосредоточенность заставляла многих восхищаться, а других завидовать и проклинать.

Все говорили, что в нем жила тайна, которая и была причиной власти над зрительным залом. Сказать, что игра этого виртуоза была идеальна, это ничего не сказать! Он вовлекал в свое исполнение всех присутствующих.

Каждый вздох, взгляд, каждое движение, все его черное, нервное, даже несколько уродливое существо, как не от мира сего. Но, тем не менее, завораживающее, заставляло зрителя вживаться в это волшебство.

Музыка

Первый публичный концерт Паганини дал летом 1795 г. На собранные средства отец планировал отправить сына в Парму для обучения у известного виртуоза Алессандро Ролла. Когда его игру услышал маркиз Джан Карло ди Негро, он помог юноше встретиться с Алессандро.

Интересен факт, что в день, когда отец с сыном приехали к Ролла, тот отказался их принимать, поскольку плохо себя чувствовал. Рядом со спальней больного Никколо увидел партитуру концерта, написанного Алессандро, и лежащую рядом скрипку.

Паганини взял инструмент и безукоризненно сыграл весь концерт.  Услышав фантастическую игру мальчика, Ролла испытал огромное потрясение. Когда тот доиграл до конца больной признался, что уже ничему не сможет его научить.

Однако он порекомендовал Никколо обратиться к Фердинандо Паэру, который в свою очередь познакомил вундеркинда с виолончелистом Гаспаре Гиретти.  В результате, Гиретти помог Паганини усовершенствовать свою игру и достичь еще большего мастерства.

В тот период биографии Никколо с помощью наставника создал, используя только перо и чернила, «24 4-голосные фуги».

В конце 1796 г. музыкант вернулся домой, где по просьбе гастролировавшего Родольфа Крейцера с листа исполнил сложнейшие пьесы. Известный скрипач с восхищением слушал Паганини, предрекая ему всемирную славу.

В 1800 г. Никколо дал 2 концерта в Парме. В скором времени отец скрипача занялся организацией концертов в разных итальянских городах. Послушать Паганини стремились не только понимающие в музыке толк люди, но и простой народ, вследствие чего на его концертах не было свободных мест.

Никколо неустанно усовершенствовал свою игру, используя необычные аккорды и стремясь к точному воспроизведению звуков при наивысшей скорости исполнения. Скрипач упражнялся по многу часов в день, не жалея времени и сил.

Однажды во время выступления у итальянца лопнула струна на скрипке, однако он с невозмутимым видом все равно продолжил игру, вызвав бурные аплодисменты зрителей. Интересно, что для него не было в новинку играть не только на 3-х, но и на 2-х, и даже на одной струне!

В то время Никколо Паганини создал 24 фантастических каприса, совершивших переворот в скрипичной музыке.

Рука виртуоза коснулась к сухим формулам Локателли, и произведения приобрели свежие и яркие краски. Подобное не удавалось сделать ни одному другому музыканту. Каждое из 24 каприччо звучало бесподобно.

Позже Никколо решил продолжить гастролировать без отца, поскольку больше не мог терпеть его жестких требований. Опьяненный свободой он отправляется в длительные гастроли, которые сопровождаются азартными играми и любовными похождениями.

В 1804 г. Паганини вернулся в Генную, где создал 12 скрипичных и гитарных сонат. Позднее он снова отправился в герцогство Феличе Бачокки, где трудился дирижером и камерным пианистом.

На протяжении 7 лет музыкант служил при дворе, играя перед высокопоставленными лицами. К тому моменту биографии ему сильно захотелось сменить обстановку, вследствие чего он отважился на решительный шаг.

Чтобы избавиться от дворянских пут Никколо пришел на концерт в форме капитана, наотрез отказавшись переодеваться. По этой причине он был изгнан Элизой Бонапарт, старшей сестрой Наполеона, из дворца.

После этого Паганини обосновался в Милане. В театре «Ла Скала» его так сильно поразил танец колдуний, что он написал одно из самых известных своих произведений – «Ведьмы». Он продолжил гастролировать по разным странам, приобретая все большую популярность.

В 1821 г. здоровье виртуоза настолько ухудшилось, что он уже не мог выступать на сцене. Его лечением занялся Сиро Борда, который делал пациенту кровопускания и втирал ртутную мазь.

Никколо Паганини одновременно мучали лихорадка, частый кашель, туберкулез, ревматизм и кишечные спазмы.

Со временем здоровье мужчины пошло на поправку, вследствие чего он дал 5 концертов в Павии и написал около двух десятков новых произведений. Затем он вновь отправился на гастроли по разным странам, но теперь уже билеты на его концерты стоили значительно дороже.

Благодаря этому Паганини стал настолько богатым, что приобрел себе титул барона, который передавался по наследству.

Интересен факт, что в свое время в масонской ложе Великого востока скрипач исполнил масонский гимн, автором которого был он сам. Стоит заметить, что в протоколах ложи есть подтверждение того, что Паганини был ее членом.

Личная жизнь

Одной из самых загадочных страниц биографии Паганини являются его взаимоотношения с противоположным полом. Специалисты, которые изучали жизнь этого великого музыканта, отмечают, что число любовниц у Никколы превышает сотню. Среди его возлюбленных были даже августейшие особы, княгини и родные сёстры императоров. В молодости Паганини часто заводил романы со зрелыми женщинами с положением в обществе, что не только тешило его самолюбие, но и позволяло музыканту постоянно появляться при дворе, устраивая концерты у известных аристократов.

В последующем, уже будучи известным музыкантом, Паганини был не столь разборчив в связях, он заводил новые романы едва ли не каждый месяц, а число его внебрачных детей не поддается подсчету. Впрочем, в те времена в Италии царствовали такие нравы, браки если и заключались, то крайне редко.

Паганини в своих отношениях с женщинами всегда старался сохранить собственную независимость, поэтому в последующих мемуарах он отмечал, что никогда не думал о браке, он был счастлив исключительно будучи свободным. Музыкант даже написал небольшую книгу, краткое содержание которой пересказывало его жизненную историю.

Музыка

После занятий с Джакомо жизнь ребенка изменилась до неузнаваемости, теперь его биография полна встреч с творческими людьми. Перед юношей открылась дорога к концертной деятельности. В 1794 году в Генуе выступал польский виртуоз Август Дурановский, который так воодушевил юного скрипача, что тот решился дать собственный концерт. После этого мальчиком заинтересовался маркиз Джанкарло ди Негро, который слыл известным меломаном. Узнав, что одаренный ребенок растет в бедной семье, маркиз берет на себя обязанности по воспитанию и содержанию Никколо.


Скрипач Никколо Паганини

Джанкарло ди Негро оплачивает услуги нового учителя для мальчика. Им становится популярный виолончелист Гаспаро Гиретти, научивший Пагагини композиторской технике и развивший в нем способность сочинять музыку без инструмента. Под таким руководством юноша сочинил два концерта для скрипки и 24 фуги для фортепиано в четыре руки.

В 1800 Паганини начинает серьёзную работу и дает 2 концерта в Парме. После этого его приглашают ко двору герцога Фердинанда Бурбонского, где юноша уверенно выступает. В этот момент Антонио Паганини понимает, что пора зарабатывать деньги на таланте сына. Став импресарио, организует гастроли по Северной Италии.


Скрипка Никколо Паганини

Талантливый юноша концертирует в Пизе, Флоренции, Болонье, Милане, Ливорно. В городах собираются огромные залы, люди хотят посмотреть на юного скрипача. Но несмотря на тяжелые гастроли, отец настаивает на постоянном музицировании Никколо, который уже создает шедевральные каприччо. Эти 24 каприса совершили революцию в мире скрипичной музыки. Рука гения прикоснулась к сухим формулам Локателли, и произведения заиграли свежими искрящимися образами и картинами. Более ни одному скрипачу такое было не подвластно. Каждая миниатюра из 24 звучит бесподобно, вызывая у слушателя и смех, и слезы, и дикий ужас одновременно.

Устав от авторитарного и жестокого отца, повзрослевший юноша решил жить самостоятельно. В этот момент ему предложили место первого скрипача в Лукке, и, чтобы избавиться от родительской опеки, Никколо соглашается. Этот момент описывается в дневниках, где он делится впечатлениями о чувстве опьяняющей свободы и ощущения крыльев за спиной. Это отразилось и на концертах, которые зазвучали пылко и страстно. Теперь жизнь гения превратилась в череду поездок, картежных игр и сексуальных приключений.

Никколо Паганини возвращается в Геную в 1804 году. Пробыв на Родине непродолжительное время, он успел создать 12 скрипичных и гитарных сонат. После этого вновь отправляется в герцогство Феличе Бачокки, где работает дирижером оркестра и камерным пианистом. В 1808 году переезжает вслед за остальными придворными во Флоренцию. Семь лет провел музыкант при дворе, прерывая службу только на время гастролей. Эта зависимость так нервировала молодого человека, что он решился на отчаянный поступок, чтобы избавиться от дворянских пут.

Тур по Европе

В 1828 г. Паганини впервые отправился в тур по Европе. Начав с 14 концертов в Вене, он останавливался в каждом большом городе Германии, Польши и Богемии и в конце концов обосновался в Страсбурге, где оставался до 1831 года. Его успех привел к формированию культа подражания ему во всем.

В 1832 году он посетил Великобританию и совершил поездку по Англии и Шотландии, заработав огромное количество денег. В 1833 г. музыкант поселился в Париже, оставаясь там до сентября 1834 года. В этот период он снова начал страдать от различных недугов, что приводило к частым отменам его концертов и мешало его карьере.

Музыкальная карьера

К 1801 году Никколо Паганини, который к этому времени привык гастролировать с отцом, отправился в Лукку, чтобы выступить на фестивале Санта-Кроче. Его появление имело воодушевляющий успех: он полюбил себя в городе.

Но у него была слабость к азартным играм, распутству и алкоголизму, по сообщениям, из-за последнего в его карьере произошел срыв. После выздоровления он вернулся в Лукку, заработав милость сестры Наполеона, принцессы Элизы Бачиокки, и заслужил должность придворного скрипача.

В конце концов он стал беспокойным и вернулся к жизни виртуоза, путешествуя по Европе, накапливая богатство, очаровывая зрителей свирепостью или чувствительностью его игры. Говорят, что зрители расплакались при исполнении нежных отрывков.

Один покровитель был так тронут спектаклем, что подарил Паганини желанную скрипку Гварнериуса. Другой пообещал, что видел, как дьявол помогал Паганини с особенно страстным выступлением.

Репутация Паганини стала приобретать мифические пропорции его часто толпили на улицах. Его чистый талант, мастерство и преданность своему ремеслу были дополнительно усилены, возможно, двумя физическими синдромами: Марфаном и Элерсом-Данлосом, один из которых давал ему особенно длинные конечности, особенно пальцы,другой дает ему необычайную гибкость. Это, безусловно, учитывало бы его исключительную виртуозность, принося ему такие прозвища, как «Скрипач дьявола» и «Резиновый человек». Но он также увековечил мифологию с помощью трюков, таких как разрыв струн на скрипке и исполнение такой пьесы, как «Танец ведьм» на единственной струне.

В 1827 году Паганини стал рыцарем Золотой шпоры папой Львом. XII.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: