Андрей туполев — биография, новости, личная жизнь

Историческое значение

Следуя заветам Жуковского, Туполев развивал авиационную науку и ее экспериментальную базу; став вдохновителем и основателем российского металлического самолетостроения в эпоху господства деревянных конструкций и этим создал вектор развития мирового самолетостроения, направив его на перспективный путь. Туполев и его коллектив в 1920-е гг. создал тяжелые бомбардировщики, по своим конструктивным и компоновочным решениям на долгие годы определившие пути развития тяжелых самолетов как военного, так и гражданского назначения. На самолетах Туполева советские летчики впервые садились на Северный полюс, на его машинах экипажи Чкалова и Громова выполнили рекордные перелеты из Москвы в США. По его инициативе был создан первый отечественный реактивный пассажирский самолет Ту-104, положивший начало массовой эксплуатации пассажирских реактивных самолетов в мире. Под его руководством были созданы первоклассные военные и пассажирские самолеты различного назначения, во многом определившие лицо мировой авиации в XX столетии

Благодаря усилиям Туполева в стране началось крупносерийное производство металлических самолетов, причем он же разработал технологию, которая ускорила процесс сборки этих машин. Конструктор руководил производством разведчиков, истребителей, бомбардировщиков, транспортных, пассажирских, морских самолетов, а также торпедных катеров, аэросаней, гондол, мотоустановок и первых советских дирижаблей. Большой вклад в авиационное строительство внесли созданные Туполевым единичные агитационные самолеты «Правда», «Максим Горький», «Родина».

Благодаря Туполеву спроектировано более 100 типов самолетов, 70 из них были поставлены на серийное производство. Самолеты авиаконструктора эксплуатируются авиакомпаниями в десятках стран.

Примечания

  1. . Дата обращения: 13 октября 2015.
  2. Феликс Чуев. 140 бесед с Молотовым. Второй после Сталина. — Москва : Родина, 2019. — С. 468. — 656 с. — ISBN 978-5-907149-23-6.
  3. Входил в состав делегации, самоучка, при образовании 3 класса начальной школы смог сделать 63 изобретения в области авиации, артиллерии и бронетехники, знал два иностранных языка. В 1937 г. был арестован по делу М. Н. Тухачевского. Расстрелян в 1943 году.
  4. ↑ . Дата обращения: 7 мая 2020.
  5. ↑ . Дата обращения: 7 мая 2020.
  6. ↑ . Дата обращения: 7 мая 2020.
  7. Викторов Б. А. «И поставил свою подпись…». // «Военно-исторический журнал». — 1989. — № 4. — С. 45—31.
  8. В.Звягинцев. Трибунал для академиков. М., ТЕРРА 2009, стр. 189 ISBN 978-5-275-02126-4
  9. . Дата обращения: 7 мая 2020.
  10. . Дата обращения: 30 ноября 2021.
  11. . Дата обращения: 13 апреля 2012.
  12. . Дата обращения: 2 мая 2014.
  13. . Дата обращения: 5 июля 2019.
  14. , с. 3.
  15. Юрий Крюков. Туполев. Возвращение в Пустомазово. — Кимры, 2008. — 128 с.
  16.  (англ.). Tupolevlaan. Дата обращения: 27 декабря 2018.

Первые самолеты

С Жуковским Туполев позже перебрался и в расчетно-испытательное бюро — первое такое авиационное заведение в России, открытое в 1916 году. Под руководством Николая Егоровича он моделировал самолеты-амфибии, а также занимался аэродинамическим проектированием.

После Октябрьского переворота из организации создали аэрогидродинамический институт. Андрею Туполеву доверили возглавлять здесь авиационный отдел.

А потом умер Жуковский — Туполев занял должность главы института. На новом месте он поставил большую цель — создать в государстве авиационную промышленность. В результате в 1923 году сумел построить первый в жизни летательный аппарат. Речь идет о самолете АНТ-1 — это была машина легкого типа со смешанной конструкцией.

Вскоре после этого появился и АНТ-4 — первый в своем роде моноплан-бомбардировщик, аналогов которому в мире еще не существовало. Интересен факт, что именно такой аппарат полетел спасать челюскинцев.

В дальнейшем благодаря Туполеву в советском авиастроении произошел настоящий переворот. Конструктор стал создавать каждую новую машину на базе предыдущих, раз за разом опираясь только на лучшие наработки и добавляя экспериментальные технологии.

За счет стараний Андрея Николаевича в стране стало развиваться строительство металлических самолетов вместо привычных деревянных конструкций. В 1922 году даже создали специальную комиссию, которая занялась производством полуфабрикатов из дюралюминия. Событие произошло 22 октября — теперь эту дату считают днем рождения Конструкторского бюро Туполева.

Андрей Туполев с Валерием Чкаловым / Фото: getarchive.net

Семьянин

Каким человеком был Андрей Николаевич? Сам он мемуаров не оставил, лишь знаменитую фразу «Я не пишу, а делаю», но многочисленные свидетельства современников и родных рассказывают о знаменитом конструкторе лучше всякой автобиографии.

Я помню деда лет с семи-восьми. На работе он был одним человеком, а дома — совсем другим. В рабочей обстановке мог «приложить» как следует, был единоличным руководителем, можно сказать, авторитарного склада. Дома картина была иной — все вопросы решались вместе с Юлией Николаевной, моей бабушкой. Ее, к сожалению, я в живых уже не застал, но мама рассказывала мне, что, например, всю зарплату Андрей Николаевич отдавал супруге и тут же забывал про деньги. Материальное его вообще мало беспокоило

Андрей Туполев, внук авиаконструктора А.Н. Туполева

Андрей Туполев с супругой Юлией

ПАО «Туполев»

Андрей Николаевич подолгу ходил в одних и тех же костюмах, во всем ценил скромность, граничащую со строгостью, и простоту. На машинах, которые ему дарили, он ездил мало, а потом просто передавал их директорам заводов и смежных организаций. Эти авто никогда не продавались.

«Мама рассказывала, что дома был даже «фюрерваген» — трофейная машина Геббельса, которую подарил ему Константин Рокоссовский. Дед поездил на ней, а потом подарил кому-то из гендиректоров, кажется, Самарского завода. Потом привозил какие-то кадиллаки, бьюики, которые стоили немыслимых денег. Ездил он на них года два-три, а дальше они тоже уходили другим сотрудникам», — рассказывает Андрей Алексеевич.

Туполев-старший мог быть очень строг к своим подчиненным, но если у кого-то что-то случалось со здоровьем или финансами, то он был готов на все, лишь бы помочь человеку в беде. И помогал: шел «на поклон» к мэру города, обращался в правительство, выбивал квартиры, лечение в любых госпиталях и кремлевских больницах, доставал для сотрудников лекарства. Словом, делал все, что только можно, чтобы человек быстрее вернулся к нормальной работе и жизни.

Андрей Туполев с супругой Юлией

ПАО «Туполев»

В конце 1960-х годов дед жил уже на даче. Со здоровьем у него было не очень, и его дочь, которая была хорошим терапевтом, наблюдала его как врач. В Москве он появлялся только на работе. Шоферы увозили его около шести утра, а возвращались поздно вечером, насколько я помню, часов в 11–12 ночи. Таков был его распорядок

Андрей Туполев, внук авиаконструктора А.Н. Туполева

Андрей Николаевич Туполев увлекался историей, все время читал труды Сергея Соловьева, любил поэзию Есенина и Маяковского, дружил с Михалковым-старшим. «У нас дома есть все книжки про дядю Степу, подписанные рукой Сергея Владимировича (Михалкова — прим. ТАСС). Дачи у них были рядом», — поясняет Андрей Туполев.

Для внуков конструктор обязательно что-нибудь вырезал из дерева, мастерил игрушки, старался проводить с детьми хотя бы какое-то определенное время. Редкие свободные минуты он проводил в любимом саду.

«У него был садовник — старый фронтовик, они все время вдвоем что-то сажали. Дед очень дружил с академиком Николаем Цициным, из всевозможных питомников для него привозили деревья, кустарники. Прошло уже более 60 лет, а деревья эти все еще плодоносят. Все это растет, и в принципе планировка сада все еще видна, хотя уже столько лет деда нет в живых», — говорит внук авиаконструктора.

Андрей Туполев с внучкой

ПАО «Туполев»

И все-таки Туполев всегда жил работой, буквально дышал ею. Даже отпуск у него всегда был подчинен рабочему графику — совещания следовали одно за другим. Чаще всего он отдыхал в Крыму, на маленькой дачке, которая принадлежала когда-то дочери Саввы Морозова. По словам Туполева, дача эта была похожа на маленький замок с мостиком и обособленным пляжем.

«Как мне мама рассказывала, он по утрам ходил на пляж купаться. Еще он был помешан на рыбалке и охоте. Охотились ночью на перепелок, с фонариками. А в остальное время приезжали всевозможные сотрудники. Туполев дружил с министром обороны СССР Дмитрием Устиновым, который бывал у него в Крыму, с министром авиапромышленности Петром Дементьевым.

Я помню автомобильные поездки с его другом академиком Александром Павловичем Виноградовым, который показывал нам окрестности Звенигорода, Николиной Горы, село Раздоры. Это были целые экскурсии на полтора-два часа на старом разбитом ЗИМе, очень забавном. Я помню, у него из пола шла пыль, настолько он был старенький

Андрей Туполев, внук авиаконструктора А.Н. Туполева

Авиастроение

В период биографии 1916-1918 гг. Туполев трудился в первом в России авиационном расчетном бюро, где разрабатывал первые аэродинамические трубы

К тому моменту он уже имел репутацию подающего большие надежды авиаконструктора, в связи с чем на него обратил внимание основоположник гидро- и аэродинамики Николай Жуковский

Совместно с Жуковским Николай начал моделировать различные авиационные механизмы, а также искать способы повышения КПД самолетов. Тогда же Туполева избрали на пост замначальника института по опытному цельнометаллическому самолетостроению.

Парень смог научно обосновать, что для постройки воздушных суден дюралюминий служит прекрасной альтернативой непрочной древесине, с одной стороны, и тяжелому железу – с другой. В 1925 г. Андрей Туполев сконструировал 2-моторный самолет «ТБ-1», который был признан одним из лучших бомбардировщиков в мире.

Через несколько лет молодой ученый усовершенствовал свой аппарат, который начал производиться под маркой «ТБ-3» («АНТ-6»). Интересен факт, что именно на данном самолете в 1937 г. произошла успешная высадка экспедиции на Северном полюсе.

Одновременно с этим, Туполев продолжал руководить различными проектами, по производству и усовершенствованию самолетов. В результате, увеличилась пассажировместимость, повысилась скорость и полезная площадь.

Летом 1935 г. была совершена безуспешная попытка беспосадочного перелета Москва – Северный полюс – Сан-Франциско на судне Андрея – «АНТ-25». Во время полета командир экипажа, Сигизмунд Леваневский, заметил протекающее в его кабину масло, по причине чего был вынужден возвратиться в Россию.

Когда Леваневский посетил совещание у Сталина, он в присутствии авиаконструктора заявил, что Туполев намеренно производит «плохие самолеты». Такое смелое заявление не могло остаться без внимания, в связи с чем осенью 1937 г. Андрея задержали и осудили на 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Мужчину обвинили в антисоветской деятельности и проведении диверсионной работы. Помимо этого, его обвинили в пособничестве французской разведке и передаче за рубеж секретной информации.

Андрея Николаевича и остальных авиаинженеров перевели из Бутырской тюрьмы в так называемую «шаражку». Он работал в закрытом конструкторском бюро НКВД, получая хорошее питание и все необходимое для работы. С началом Великой Отечественной войны (1941-1945), его досрочно освободили, а в 1955 г. полностью реабилитировали.

За годы научной биографии Туполев достиг больших высот в авиастроении. Весной 1939 г. он сконструировал 2-моторный советский высокоскоростной бомбардировщикТу-2», серийный выпуск которого в разных модификациях продолжался до 1952 г.

В период войны было произведено 800 самолетов, которые внесли свой вклад в достижение победы над фашистской Германией. После окончания военных действий Андрей Туполев сконструировал реактивный бомбардировщик «Ту-16», скорость которого превышала 1000 км/ч. Одновременно с этим он разработал 1-й в СССР реактивный гражданский самолёт – «Ту-104».

Туполев не останавливался на достигнутом, продолжая модернизировать свои воздушные судна. В 1957 г. он спроектировал межконтинентальный пассажирский самолет «Ту-114». Через 11 лет он построил первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет «Ту-144».

Награды и звания

  • Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972)
  • Герой Труда (1926)
  • восемь орденов Ленина (21.2.1933, 16.9.1945, 8.7.1947, январь 1949, декабрь 1949, 1953, 1958, 1968)
  • орден Октябрьской Революции (1971)
  • орден Суворова II степени (1944)
  • орден Отечественной войны I степени (1943)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1927, 22.12.1933)
  • орден Красной Звезды (17.8.1933)
  • орден «Знак Почёта» (1936)
  • орден «Георгий Димитров» (Народная Республика Болгария, 1964)
  • медали
  • заслуженный деятель науки и техники РСФСР (8.8.1947)
  • Ленинская премия (1957) — за создание скоростного реактивного пассажирского самолёта Ту-104
  • Сталинских премий первой степени (1943) — зассоздание нового образца боевого самолёта
  • Сталинская премия первой степени (1948) — за создание новых боевых самолётов
  • Сталинская премия (?) степени (1949)
  • Сталинская премия первой степени (1952) — за работу в области самолётостроения
  • Государственная премия СССР (1972) — за создание скоростного пассажирского самолёта Ту-134 и его модификаций
  • Премия им. Н. Е. Жуковского (1958)
  • Золотая авиационная медаль ФАИ (1958)
  • премия имени Леонардо да Винчи (1971)
  • Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971).
  • Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971).
  • Почётный гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и города Жуковский Московской области (1968).

***************************************

Андрей Туполев числится и в архивах Мемориала как не распознанная жертва режима, о котором очень мало данных: 

Родился в 1888 г., с.Пустомазово Тверской губернии; русский; высшее;

авиаконструктор.

Проживал: Москва.

Арестован: 21 октября 1937 г.

Приговорен: Военная Коллегия Верховного Суда СССР 28 мая 1940 г., обв.: 58-6, 58-7, 58-9 и 58-11.

Приговор: 15 л. ИТЛ, 5 л. поражения в правах

Реабилитирован 9 апреля 1955 г. Военная Коллегия Верховного Суда СССР

Рождение легенды

Гимназист Андрей Туполев и родители Туполева

Андрей Туполев родился в дворянской семье, что тщательно скрывал на протяжении многих лет. Еще во время обучения в Тверской гимназии Андрей Туполев проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ).

В училище серьезно увлекся аэродинамикой. С 1909 года — член Воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планера, на котором в 1910 году самостоятельно совершил первый полет.

В 1911 году успешная учеба и активная научная деятельность прервались, когда Туполев пошел по стопам своего отца и стал участвовать в студенческих волнениях. За это и за распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину, в Пустомазово, под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в Москву в училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.

Начало пути

Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября (по старому стилю – 29 октября) 1888 года в Тверской губернии, в семье провинциального нотариуса. По матери – дворянского происхождения, что он тщательно скрывал на протяжении многих лет.

С 1901 года Андрей Николаевич обучался в тверской гимназии, о чем позже вспоминал: «Для того чтобы дети могли учиться, всей семье пришлось переехать в Тверь. Наш класс был дружный, однако хорошо учиться было не принято. Я лишь старался не отставать от сверстников».

Андрей с детства увлекался конструированием, мастерил игрушки из дерева: «Как правило, это были технические игрушки: то я делал по какой-то книге корабль из дерева достаточно большого размера с оснащением, то делал шлюз и поднял воду на какие-то там 400 миллиметров, то построил лодку, которая управлялась при помощи рук, с двумя колесами». Позже, в гимназии, оттачивал свое мастерство на «уроках ручного труда»: «Учась в гимназии, я понял, что люблю технику, понял, что мне нужно идти в этом направлении».

В 1908 году Андрей Туполев успешно прошел вступительные испытания в два известных технических вуза Москвы: Институт инженеров путей сообщения и Императорское Московское техническое училище (ИМТУ). Будущий авиаконструктор выбрал ИМТУ, сегодня это известный МГТУ имени Н.Э. Баумана.

Именно в училище начинается путь Туполева как конструктора. Андрей серьезно увлекся аэродинамикой, стал членом воздухоплавательного кружка профессора Николая Жуковского. Еще будучи студентом, он участвует в постройке планера, на котором в 1910 году самостоятельно совершил первый полет.

Жизнь и карьера

1916 – 1918 годы. Туполев участвует в работе авиационного расчётного бюро. Со своим учителем, Н.Е. Жуковским, стоит у истоков создания и становится одним из руководителей ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института)

Туполеву и Жуковскому пришлось применить весь свой дар убеждения прежде чем удалось доказать руководству молодой советской страны насколько важно развивать авиационную промышленность. Исследования и расчёты учёных подтвердили целесообразность использования для строительства самолётов легкого и прочного кольчугалюминия

Это сплав алюминия с медью, магнием, марганцем и никелем.

1925 год. Создан двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик ТБ-1.

1932 год. Туполевым и Сухим сконструирован знаменитый АНТ-25. Конструкторская особенность самолета – крыло большой площади, высокие аэродинамические качества, использование одного мотора.

1934 год. Построен АНТ-20 – многомоторный самолёт «Максим Горький».

Август 1935 года. Перелёт из Москвы до Сан-Франциско на новейшем АНТ-25 группой лётчиков под руководством С. Леваневского прерван из-за проблем с моторным маслом. Начались разговоры о ненадёжности конструкции.

Июнь 1936 года. Сталин предложил лётчикам Чкалову, Байдукову и Белякову совершить перелёт вдоль северных границ России на Камчатку.

Июль 1936 года. Экспедиция по маршруту Москва — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Петропавловск-Камчатский — остров Удд успешно осуществлена. Беспосадочный перелёт продолжался более 56 часов, его протяжённость 9374 километра.

1936 год. Поездка в США. А.Туполев руководит делегацией, которая должна закупить лицензию и оборудование для авиационной промышленности.

Июнь 1937 года. На АНТ-25 состоялся перелёт экипажа под руководством Чкалова по маршруту из Москвы через Северный Полюс в США. За 63 часа 16 минут самолёт преодолел 9310 км и приземлился на границе с Канадой в Ванкувере.

Июль 1937 года. Экипаж Громова на втором самолёте АНТ-25 установил рекорд дальности – 10148 км. Взлетев в Москве с аэродрома Щёлково, пролетев над Северным полюсом, лётчики приземлились на границе с Мексикой в Сан-Джастино. Трансполярные перелёты стали триумфом советской авиационной промышленности и отечественных инженеров-конструкторов.

1937 год. Арест за шпионаж и вредительство, приговор – 15 лет лагерей. Перевод Туполева из Бутырской тюрьмы в НИИ тюремного типа – «шарашку». В таких учреждениях «вредителей» использовали для проведения исследований в военной промышленности. А.Н.Туполев стал руководить коллективом инженеров, работающим над созданием двухмоторного бомбардировщика.

Весна 1939 года. В «Туполевской шарашке» создан Ту-2 – пикирующий бомбардировщик. Серийный выпуск таких самолётов составил 2649. В боях с фашистами участвовало 750 самолётов. Конструкторское бюро (КБ) Туполева – ведущее в стране учреждение по разработке современных авиационных машин.

Май 1947 года. Совершил первый полет новый тяжелый бомбардировщикТу-4.

Апрель 1955 года. А.Н.Туполев продолжает конструкторскую работу после реабилитации.

1957 год. Закончилась разработка самолёта Ту-114 для пассажирских перевозок.

1968 год. КБ Туполева «выпускает» Ту-144. Это первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолёт.

23 декабря 1972 года. Скончался в Москве. На Новодевичьем кладбище находится могила авиаконструктора.

Андрей Николаевич Туполев

Бериевская шарашка

Первый самолет Туполева

Но в том же знаменательном для советской авиации 1937 году начался самый тяжелый период в жизни Андрея Туполева, который продлился 1367 дней и ночей. В 1937 году Туполев был арестован по ложному обвинению и брошен сначала в подвалы Лубянки, а потом в камеру Бутырской тюрьмы.

И виновен в этом был не И. В. Сталин. Как вспоминал впоследствии выдающийся советский летчик-испытатель М. М. Громов, «аресты происходили потому, что авиаконструкторы писали доносы друг на друга, каждый восхвалял свой самолет и топил другого». 

В чем же обвинялся конструктор? Кроме создания «русско-фашистской партии», ему предъявили обвинения почти во всех грехах: в шпионаже в пользу и Франции, и Германии, в срыве сроков строительства нового ЦАГИ в подмосковном поселке Стаханово, во внедрении «вредительской» американской технологии в советское самолетостроение и даже в поражении нашей авиации в Испании. Приговор был неоправданно жесток: 15 лет лишения свободы и 5 лет поражения в правах с конфискацией имущества. На практике в то время это означало только одно: расстрел.

Но Туполев, как любой умный человек, решил потянуть время: может, все рассосется. Вначале он признался во всех прегрешениях, потом отказался от своих показаний и стал бомбардировать письмами И. Сталина и народного комиссара внутренних дел Л. Берию, в которых он доказывал свою невиновность и невиновность своих коллег, попавших вместе с ним за решетку. Такая тактика сработала, и вместо расстрела Туполев и многие его товарищи-«вредители» начали работать в бериевской шарашке ЦКБ-29 НКВД.

Там они стали проектировать перспективные самолеты, заниматься тем, чем занимались на воле. Шарашка — это не тюрьма, как многие сейчас это представляют. В ней жилось и работалось очень комфортно. И это не преувеличение.

Шарага ЦКБ

Вот что вспоминал  Л. Л. Кербер, кадровый работник ОКБ Туполева:

— Будили нас в 7 утра, время до 8 отводилось на уборку спален, умывание, бритье, физзарядку и т. д. С 8 до 9 был завтрак, после чего работа до часу дня, когда мы шли обедать. С 2 до 7 опять работа, затем отдых до 8, ужин и свободное время до 11, когда гасили свет. Проверка производилась ночью, в кроватях, когда мы спали.

Ближе к войне рабочий день удлинили до 10 часов, а с весны 1941 года и до 12. Кормили достаточно хорошо, на завтрак — кефир, чай, масло, каша; обед из двух блюд и компота; на ужин — горячее блюдо, кефир, масло, чай. Для работавших после ужина часов в 10 в столовую приносили простоквашу и хлеб.

После лагерей такое питание напоминало лукулловы пиршества, и без физического труда и прогулок арестанты стали округляться.

Каков же был итог работы конструкторов в шарашке НКВД? Итогом стало создание уникальных бомбардировщиков Ту-2, Пе-2, Пе-8, которые стали основой бомбардировочной авиации в Великой Отечественной войне. За эту ударную работу Сталин досрочно в июле 1941 года освободил от наказания со снятием судимости Туполева и 20 его ближайших помощников. Хотя Туполев был полностью реабилитирован только 9 апреля 1955 года.

За годы войны было выпущено около 800 Ту-2, из которых на фронт попало около 750 единиц. Кроме того, в воздушных схватках участвовало девять типов самолетов А. Туполева общей численностью около 5000 машин.

Российский авиаконструктор Алексей Туполев. Биография

Алексей Андреевич Туполев родился 20 мая 1925 г. в Москве в семье авиаконструктора Андрея Туполева (1888-1972) и Юлии Туполевой (1894-1962). В 1942 г., окончив в эвакуации среднюю школу в Омске, начал работать в конструкторском бюро (ЦКБ-29 НКВД СССР) под руководством своего отца.

После возвращения в 1943 г. в Москву, поступил в Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (ныне Московский авиационный институт — национальный исследовательский университет/ и окончил его в 1949 г. Вернулся в конструкторское бюро Андрея Туполева в Москве на должность ведущего конструктора.

В 1953 г. защитил диссертацию кандидата технических наук. В 1963 г. — доктора технических наук.

В 1956 г. начал заниматься созданием боевой беспилотной техники для полетов в широком диапазоне сверхзвуковых скоростей, в 1957 г. возглавил отдел «К» по беспилотной технике авиационного завода номер 156 (с 1966 г. — Московский машиностроительный завод (ММЗ) «Опыт», с 1989 г. — Авиационный научно-технический комплекс имени А.Н. Туполева, ныне — ОАО «Туполев» в составе Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК).

В период с 1963 по 1973 гг. — главный конструктор предприятия, заместитель генерального конструктора. С 1973 г., после смерти отца, — генеральный конструктор ММЗ «Опыт».

Принимал участие в создании многих военных самолетов марки «Ту» и их модификаций — Ту-2 (первый полет в 1941), Ту-4 (1947), Ту-70 (1946), Ту-16 (1952); сверхзвукового тяжелого беспилотного самолета-снаряда Ту-121, оперативных сверхзвуковых беспилотных разведчиков Ту-143 «Рейс» (1970) и Ту-141 «Стриж» (1973); сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 (1981). Участвовал в разработке пассажирских самолетов Ту-104 (1955), Ту-114 (1957), Ту-124 (1960), Ту-134 (1963), Ту-154Б (1975), Ту-154М (1982).

Руководил созданием сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144 (1968), экспериментального самолета Ту-155 (1988, использовал криогенное топливо), пассажирского лайнера Ту-204 (1989). Генеральный конструктор одноступенчатого многоразового воздушно- космического самолета (ВКС) Ту-2000 (1986-1995, проект был заморожен из-за отсутствия госфинансирования).

В 1978-1985 гг. — заведующий кафедры «Аэродинамика и конструкция летательных аппаратов» Московского авиационного технологического института (ныне МАТИ — Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского в составе МАИ).

15 марта 1979 г. избран членом-корреспондентом Академии наук (АН) СССР (Отделение механики и процессов управления, специальность «самолетостроение»). С 15 марта 1984 г. — академик АН СССР по специальности «машиностроение, в том числе транспортное машиностроение». С 1991 г. — академик Российской академии наук.

Депутат Совета Национальностей 9-го (1974-1979), 10-го (1979-1984) и 11-го (1984-1989) созывов Верховного Совета СССР, народный депутат СССР.

В 1995 г. участвовал в выборах в Государственную думу РФ второго созыва в составе блока «Тихонов — Туполев — Тихонов» (блок набрал 0,15% голосов, мест в парламенте не получил).

Скончался 12 мая 2001 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награжден тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета». Герой Социалистического Труда (1972). Лауреат Ленинской премии (1980), Государственной премии СССР (1967).

Был женат на Майе Александровне Туполевой. Сын Андрей (1961 г. рождения), кандидат технических наук, директор центра маркетинга ОАО «Туполев». Дочь Татьяна (1963 г. рождения), кандидат медицинских наук.

/ По материалам vpk.name /

Черты характера

В обычной жизни талантливый ученый слыл примерным семьянином, трепетно относящимся к жене и детям. Он обожал вкусно поесть, любил природу, интересовался садоводством и охотой. О нем говорили как о веселом и простом человеке. Только после смерти жены он стал более замкнутым.

У мужчины было много друзей, он любил путешествовать и знакомиться с новыми людьми, а также местными обычаями, природой и техникой.

Как профессионал, Андрей Николаеввич отличался решительностью и независимостью. Всегда до последнего стоял на своем, никогда не прогибаясь перед носителями высоких званий и чинов.

Спустя годы и смерть

После отстранения Хрущева от должности в конце 1964 г. и подъема Леонид Брежнев, стареющий Туполев постепенно уступал позиции в центрах советской власти конкурентам в авиастроении. Престижная программа Ту-144 пользовалась поддержкой на высшем уровне до 1973 года, как и важные Ту-154 авиалайнера, но привилегированное положение ОКБ Туполева благодаря личным политическим связям Туполева в значительной степени затмилось Ильюшин авиаконструкторское предприятие. Современникам Туполев был известен как остроумный, но грубый мастер непристойной лексики, который неизменно и энергично настаивал на быстрых и адекватных технических решениях в ущерб схоластическим идеальным решениям. Отличительной чертой Туполева было очень быстрое принятие самолета на вооружение, после чего начался зачастую бесконечный процесс исправления недостатков «быстрой и грязной» первоначальной конструкции. Конкурентам среди советского авиаконструктора он был известен прежде всего как политически проницательный; хитрый и беспощадный соперник.[нужна цитата ]

Туполев умер 23 декабря 1972 г. и был похоронен в г. Новодевичье кладбище в Москве.

Мемориалы

Различные улицы в городах по всей Восточный блок названы в честь Туполева, а также Туполевлаан, улица в Схипхол-Рейк промышленная зона в Харлеммермер следующий на Амстердамский аэропорт Схипхол.

В 1973 г. Казанский авиационный институт был назван в честь Туполева, а памятник ему был установлен в г. Казань в общественная площадь на пересечении улиц Декабристов, Гагарина и Королева. В 1979 году бюст Туполева установили на городской площади в Кимрах, недалеко от его уже не существующего места рождения Пустомазово. Еще один памятник Туполеву был установлен в предполагаемом месте Пустомазово в нынешнем Устиново, к северу от Кимр в г. Кимрский район, Тверская область. Местный Средняя школа в Устиново переименовали в Туполева и установили мемориальную доску. В 1988 году Советский Союз выпустил Почтовая марка посвященный Туполеву. Биографический фильм 1979 года Поэма о крыльях (Поэма о крыльях) режиссер Даниил Храбровицкий о жизни и творчестве Туполева и Игорь Сикорский, то Русско-американский пионер авиации. Проспект Туполева, главный проспект в Авиационном микрорайон из Домодедово расположен рядом с Домодедово аэропорт, получил имя Туполева. Мемориал фреска Туполева нарисована на стороне жилого дома на проспекте Туполева, 20. В 2018 г. Международный аэропорт Внуково в Москве был официально переименован во Внуковский международный аэропорт имени Андрея Туполева.

Ранние годы

Начало Татьяны Ивановой, изображающей Туполева (вишневым косоворотка Рубашка), Николай Жуковский, и другие пионеры российской авиации на Ходынское поле, готовивший моноплан ITU к испытательному полету в 1911 году.

Внешний образ
Туполев взлетает на планере во время испытательного полета с заснеженного Ходынского поля в 1910 году.

Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября 1888 г. в Пустомазово (русский: Пустомазово), село близ города Кимры в Тверская губерния, Российская империя, шестой из семи детей, рожденных его русский родители. Отец Туполева, Николай Иванович Туполев (1842-1911), был уроженцем г. Сургут, который работал нотариус для губернаторства. Николай изучал право в Санкт-Петербургский университет, но был исключен после убийство Александра II за его связи с революционерами, несмотря на то, что он не участвовал в их действиях. Мать Туполева, Анна Васильевна (урожденная Лисицына) (1850-1928) родилась в г. Торжок в семье следователя, окончила Мариинскую гимназию в г. Тверь. Родители Анны приобрели небольшое имение в Пустомазово, где родился Туполев. Получив сначала домашнее образование, Туполев учился в Гимназия в Твери и закончил в 1908 году. Затем Туполев подал документы на курсы в двух российских университетах: Императорское Московское Техническое Училище (IMTU русский: ИМТУ) и Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II. Туполев принял участие в обоих, но в конечном итоге решил поступить в ИМТУ.

В 1909 году Туполев начал учиться аэродинамика под пионером российской авиации Николай Жуковский, и вызвался на авиационный семинар (Кружок) во главе с Жуковским. В 1910 году вместе с друзьями по мастерской Туполев построил и пилотируемый его первый планер. Во время работы в мастерской Туполев также построил аэродинамическая труба что привело к созданию в ИМТУ аэродинамической лаборатории. В 1911 году Туполева обвинили в участии в революционной деятельности, в том числе в демонстрациях и распространении подрывной литературы, и арестовали. Позже Туполева отпустили при условии, что он вернется в дом своей семьи в Пустомазово. Туполеву разрешили вернуться в ИМТУ только в 1914 году, когда он учился в Первая Мировая Война и Русская революция. Туполев закончил учебу в 1918 г. и получил степень инженера-механика, когда представил Тезис по развитию гидросамолеты. К 1920 году ИМТУ был переименован в Московское высшее техническое училище (МВТУ), и Туполев читал там курс основ аэродинамических расчетов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: