Великий лекарь и ученый абу али ибн сина (авиценна)

Научные труды

Помимо объединения имеющихся тогда знаний, книга богата оригинальным авторским откровением. Это своего рода биография Авиценны как ученого. Его важный оригинальный вклад включает в себя такие достижения, как признание заразительной природы туберкулеза, распространение болезней по воде и почве, а также взаимодействие между психологией и здоровьем. Помимо описания методов лечения и диагностики, книга описала почти восемь сотен видов лекарств и стала самой подлинной и первой фармакопеей эпохи. Ибн Сина также был первым, кто описал менингит и внес значительный вклад в анатомию, гинекологию и здоровье детей. Биография врача и философа Авиценны пестрит достижениями в разных областях науки.

Трудовой путь

В возрасте шестнадцати лет Авиценна сосредотачивает свои усилия на медицине. Этот предмет он изучает не только теоретически, но и активно занимается практикой. Ему удаётся обнаружить новые пути в лечении больных. По его словам, медицина куда проще, чем метафизика и математика.

В Бухаре с Авиценной происходит интересный случай, когда он вылечивает припадок султана, в то время как это оказалось не под силу всем придворным лекарям. Авиценна же с лёгкостью справляется с неведомой, но опасной болезнью.

За его успехи в медицине и удачное лечение эмира, Авиценне дают доступ в библиотеку династии Саманидов. Библиотека открывает перед ним дверь в удивительный мир наук и философии, предоставляя в его распоряжение труды выдающихся учёных и классиков.

Но длится это недолго: враги династии сжигают библиотеку дотла, обвиняя в этом трагическом происшествии Авиценну. Потрясённый таким поведением своих недругов, Авиценна оставляет науку и помогает своему отцу на поприще ведения хозяйства.

Писать Авиценна начинает в 21 год. Его многочисленные ранние работы посвящены вопросам логики, этики, метафизики и проч. Труды, в основном, были написаны на арабском и персидском языках.

После смерти отца и падения династии Саманидов в 1004 г., ему предлагают должность при дворе Махмуда из Газни. Но это предложение Авиценна не принимает, а вместо этого отправляется на запад, в Ургенч – город на территории современного Туркменистана.

Там он за гроши работает у местного визиря. Но денег на жизнь не хватает, и Авиценна перебирается с одного места на другое, от Нишапура до Мерва и до самых границ Хорасана.

После бесконечных странствий, он, наконец, встречает в Гордане, подле Каспийского моря, друга, который пускает его в свой дом и предлагает взять учеников, чтобы обучать их логике и астрономии. Самые известные работы Авиценны будут написаны именно в Гордане. С этим местом связан и один из самых значимых его трудов, «Канон врачебной науки».

Труд этот состоит из пяти томов, каждый из которых посвящён отдельным предметам

Авиценна уделяет внимание всему, от инфекционных заболеваний до венерических. Первый и второй тома книги посвящены физиологии, патологии и гигиене, третий и четвёртый – лечению заболеваний, а в пятом томе описываются составы и способы приготовления лекарств

Снискав себе славу своими трудами, Авиценна, наконец, оседает в Рае – городе неподалёку от современного Тегерана. Номинальным правителем этих мест является Маджд Аддаула, сын последнего амира династии Бувайхид, а то время как фактически всем в государстве заправляет его мать, Сейеде Хатун.

Здесь Авиценна закончит около трёх десятков своих трудов. Однако его пребывание в этих местах вскоре подходит к концу, из-за ссоры между Мадждом Аддаулой и Шамсом аль-Даулой (его младшим братом).
Какое-то время Авиценна проводит в Казвине, но после отправляется на юг в Хамадан, которым правит Шамс аль-Даула. Там он становится фельдшером, дослужившись со временем до звания визиря.

Однако у Авиценны возникают разногласия с местным эмиром, и тот отдаёт приказ изгнать неугодного лекаря из провинции. Лишь после эпидемии, угрожавшей жизни многих, Авиценну восстановят в правах лечить других. Сорок дней своего изгнания лекарь проводит в доме шейха Ахмеда Фазеля.

После смерти эмира, Авиценна бросает пост визиря и скрывается в доме местного аптекаря, где принимается за написание новых трудов.

Он отправляет письмо Абу Яфару, управляющему городом Исфаханом, намереваясь послужить на благо местных жителей. Однако эта просьба обернётся серьёзной войной между новым эмиром Хамадана и правителями Исфахана. Авиценну заключают в крепость.

После окончания войны, Авиценна снова возвращается на службу к новому эмиру Хамадана, но вскоре, изменив внешность, сбегает из провинции.

Почти всю свою оставшуюся жизнь Авиценна проведёт при дворе Мухаммада ибн Рустама Душманзияра, правителя династии Какуидов. Он становится его придворным лекарем, и занимет пост главного советника по вопросам литературы и науки во время многочисленных военных кампаний.

Последние свои годы Авиценна посвящает изучению литературы и филологии. За всю свою жизнь Авиценна написал множество работ по философии, науке, медицине, астрологии, астрономии: “Kitab al-shif” («Книга лечения»), “Kitab al-najat” («Книга освобождения»), “Reslafieb alakam al-nojum”, «Канон врачебной науки» и проч.

Наследие Авиценны

Замечание 1

«Книга исцеления» — энциклопедический труд, написанный на арабском языке, был посвящен логике, биологии, физике, психологии, геометрии, музыке, арифметике, астрономии и метафизике.

Основными медицинскими произведениями Авиценны являются:

«Канон врачебной науки» — энциклопедический труд, в котором осмысливаются и перерабатываются предписания античных медиков, в соответствии с достижениями арабской медицины. Ибн Сина предполагал, что заболевания могут быть вызваны некими мельчайшими существами

Он первым обратил внимание на сверх заразность оспы, описал холеру и чуму, сделал описание проказы и многих других заболеваний. В «Каноне» две книги посвящены характеристикам лекарственного сырья, лекарственных средств, описаниям способов их изготовления и употребления

«Лекарственные средства» — написаны при первом посещении Хамадана. В произведении подробно описывается роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности лечения сердечных болезней.
«Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок».

В своем труде, касающемся роли и места физических упражнений для оздоровления и лечения, он давал определения физическим упражнениям:

Определение 1

физические упражнения – это ряд произвольных движений, приводящих к непрерывному, глубокому дыханию.

Ибн Сина разработал процесс перегонки эфирных масел. Он мог добыть соляную, серную и азотную кислоты, гидроксид натрия и калия.

Ибн Сина раскритиковал астрономические представления Аристотеля, касающиеся отражения звездами солнечного света, утверждая, что звезды обладают собственным светом (правда, полагая, что и планеты светятся сами).

Во время пребывания в Гургане, Ибн Синой был написан трактат об определении долготы этого города. Он не мог использовать методы Абу-л-Вафа или ал-Бируни, поэтому разработал новый метод, заключающийся в процессе измерения кульминационной высоты Луны и сравнение ее с высотой в Багдаде через вычисления методом сферической тригонометрии.

Значительный вклад был внесен Ибн Синой в процесс развития теории вложенной силы – это средневековая теория движения, в соответствии с которой причина движения брошенных тел заключается в некоторой силе (импульсе), которая вложена в них извне.

«Стремление» может быть трех типов: психическое, характерное живым существам, естественное и насильственное:

  • Естественное стремление – результат действия тяжести, проявляющийся падением тела, то есть естественным движением тела, как и писал Аристотель.
  • Насильственное стремление – сообщается брошенному телу «двигателем». С движением тела такое насильственное стремление становится меньше в связи с сопротивлением среды.

Ибн Сина в понимании предмета метафизики был согласен с Аристотелем. Ибн Сина утверждал, что Творец и мир – существовали всегда и возникли одновременно. Творение в вечности объяснялось Ибн Синой посредством неоплатонического понятия эманации, обосновывая этим логический переход от первоначального единого к множественности сотворенного мира. Но материю он рассматривал в качестве не конечного результата нисхождения единого, а в качестве необходимого элемента любого возможного бытия.

Душа и тело образуют единую субстанцию, которой обеспечивается целостное воскрешение человека. Абсолютную истину можно постичь через интуитивное видение, которое является кульминацией процесса мышления.

Ибн Синой было разработано уникальное учение о характере и типах темперамента человека. В соответствии с его учением, человеческая натура может быть четырех типов:

  • горячая;
  • холодная;
  • влажная;
  • сухая.

В современной психологии это соответствует четырем типам темперамента. Эти натуры не стабильны и могут изменяться при влиянии внутренних и внешних факторов, к которым относят смену времен года и метеоусловий. Кроме таких простых натур, Авиценна выделял еще четыре сложных, на основании одной их четырех жидкостей человеческого организма:

  • желтая желчь;
  • черная желчь;
  • кровь;
  • слизь.

Музыку Ибн Сина относил к математическим наукам, как это было принято в Средние века. Музыку он определял в качестве науки, занимающейся изучением звуков в их соотношениях, цель которой – установить правила создания композиции.

Также Авиценна изобрел распространенный в Средней Азии смычковый инструмент – гиджаку.

Биография

Ибн Сина (Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина) входит в число людей, наложивших яркий отпечаток в истории человечества. Его знают как врача, философа, математика, музыканта, поэта, великого ученого, труды которого оставлены в 29 сферах науки. На западе персидского гения называли Авиценной. Биография выдающейся личности способна рассказать потомкам о многом.

Ибн Сина родился в 980 году в небольшом селении Афшана (Средняя Азия) вблизи от Бухары – столицы государства Саманидов. Отец популярного ученого считался богатым человеком, имел статус чиновника.  

Портрет Ибн Сины

Когда семья переехала в столицу, одаренному мальчику открылся доступ к широким знаниям, ведь на тот момент Бухара являлась образовательным центром, куда активно съезжались различные философы, врачи, поэты для посещения дворцовой библиотеки.

Авиценна еще в раннем детстве отличался невероятной любознательностью, удивляя взрослых постоянными вопросами. Маленького всезнайку отправили изначально учиться в обычную мусульманскую школу, которую он посещал на протяжении 10 лет.

Ибн Сина за работой

Параллельно школьной программе Хусейн обучался дополнительно грамматике, арабскому языку, стилистике. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он уже знал наизусть весь Коран, что согласно убеждениям мусульман считалось наиболее почтенным знаком.  

Окружающие Хусейна люди поражались успехам талантливого подростка. Отец решил забрать сына из школы для усиленной подготовки в индивидуальном порядке. К нему на дом приходил учитель (приезжий старец), преподавая физику, астрономию, философию, географию и др. предметы.  

Семья Ибн Сины заботилась также о духовном просветлении своих детей (у философа был еще младший брат) и любопытный юноша живо интересовался содержанием проповедей исмаилитов — противников ортодоксального ислама, которым являлся его отец и первый учитель.  

Философ Ибн Сина

Вскоре невероятно умный ученик встал на единый уровень знаний своего домашнего преподавателя, что стало причиной его самостоятельного познания различных наук. В четырнадцать лет не по годам развитый парень увлекся медициной, изучил все имеющиеся в городе трактаты и даже начал посещать самых трудных больных, чтобы глубже понять истины науки. К занятиям медициной привлек Ибн Сину известный врач и автор основного медицинского учебника того времени — Абу Сахл Масихи.  

Однажды во дворце произошел необычный случай: заболел глава государства, но никто из придворных врачей не мог подобрать ему правильное лечение. Тогда к эмиру был приглашен молодой Авиценна, давший нужные рекомендации и успешно выявивший вид болезни. После семнадцатилетнего Хусейна назначили личным врачом правителя.

Книга Ибн Сины

Получая глубокие знания из новых книг дворцовой библиотеки, у Авиценны стали появляться собственные ученики, а в возрасте 18 лет грамотный юноша позволил себе дискуссировать с выдающимися учеными Востока и Средней Азии по переписке.  

Когда Ибн Сине исполнилось 20 лет, он уже являлся автором нескольких книг:

  1. Обширной энциклопедии.
  2. Изданий по этике.
  3. Медицинского словаря.

Но спокойствие в городе сменили войны. Бухара была захвачена тюркскими племенами. Столица подверглась разрушениям, пожарам, включая район дворцовой библиотеки. Отец философа в этот период умер, и парень решил покинуть родину, отправившись в Хорезм с торговым караваном. 

Жизненный путь

17-летний лекарь стал в Бухаре очень известным и получил приглашение ко двору Нуха ибн Мансура. Он долго был болен, а придворным лекарям не удавалось ему помочь.

Хусайну удалось излечить правителя, и в благодарность тот предложил юному врачевателю выбрать себе награду. Юноша ответил, что просит позволения пользоваться библиотекой дворца — одной из лучших на Ближнем Востоке. Эмир, конечно, разрешил. А еще назначил его придворным врачом, поселив во дворце.

Теперь все мысли юноши занимала библиотека. Изучив медицину, естествознание и другие науки, он перешел к метафизике, а еще стал писать стихи.

Бухара, современностьФото: Adam Jones, ru.wikipedia.org

Между тем в Бухаре наступило смутное время. Бесценное хранилище книг подожгли, и оно сгорело…

К Авиценне как-то пришел знатный человек, который спросил:

—  А ты успел узнать многое, когда занимался в библиотеке?

— Многое, — ответил осторожно Хусайн, — однако недостаточно. — А можешь составить книгу с рассказом об этих знаниях? Я не смогу, конечно, заплатить с царской щедростью, но и моя благодарность принесет пользу

— А можешь составить книгу с рассказом об этих знаниях? Я не смогу, конечно, заплатить с царской щедростью, но и моя благодарность принесет пользу.

— Чтобы рассказать о содержании тысяч книг, нужно написать новые… Я мог бы их восстановить, но это займет жизнь.

Юноша все же уступил уговорам. Он достаточно быстро написал книгу «Собранное», где говорилось обо всех науках, кроме математики. Иногда Авиценна, не сдержавшись, дискутировал с авторами. Это тоже вносилось в труды.

Далее поступил заказ на книгу по этике. Авиценна работал с интересом. Но неблагополучная ситуация в Бухаре и уход из жизни отца заставили его уйти из города. С этих пор начались скитания великого ученого. Но и в этих условиях он умудрялся заниматься наукой и практикой.

Людвиг Дойч, «Писец»Фото: artchive.ru

В 1002 году Авиценна оказался при дворе Хорезма, где его назвали «князем врачей». Через шесть лет, после его отказа служить султану Махмуду Газневи, вновь начались скитания. Ряд трудов он написал в седле.

…Шли дни. По утрам он писал медицинский труд «Канон». Днем занимался с учениками и лечил пациентов. Вечерами — встречи и беседы. По ночам — снова писал.

Авиценну любили все. Он был мудр, добр и не отказывал никому в медицинской помощи. Особенно охотно брался он за лечение сложных случаев. Методы его были необычны.

Как-то раз Авиценну пригласили к правителю, у которого долго хворал наследник. Абу Али стал водить мальчика по парку, беседовать с ним под сенью деревьев. Авиценна рассказывал истории, мальчик слушал… а придворные подслушивали. Новый врач практически не лечил его препаратами, давал только общеукрепляющие средства. Ранним утром он заставлял сына эмира заниматься гимнастикой! Затем попросил слуг очистить от мусора бассейн в саду, заполнить водой, и стал учить ребенка плаванию. Прошло несколько месяцев, и мальчик выздоровел.

А случай с другим больным был настолько необычным, что его передавали из уст в уста. Брат эмира Исфагана лишился рассудка: воображая себя коровой, бегал по дому и мычал, не ел людской пищи. Он потребовал зарезать себя и приготовить суп! Врачи признали недуг неизлечимым. Больной исхудал, тихо лежал и мычал.

Тогда эмир обратился к Авиценне. Тот, выслушав описание хвори, велел сообщить больному, что сейчас придет мясник резать корову. Зайдя в комнату с большим ножом, он крикнул:

— Выведите корову, которую надо резать, во двор!

Услышав это, пациент радостно приподнялся, хотя последнее время уже не вставал. Затем пошел и улегся на бок во дворе.

Авиценна, пощупав его, воскликнул:

— Такую худую корову нельзя резать. Кормите ее хорошо, чтобы она стала жирной, а потом я зарежу ее.

Пациент растерялся и набросился на еду, куда врач посоветовал подмешивать лекарства. Потихоньку он начал набирать вес и мычал все реже. Как-то утром больной пробудился и пробормотал:

— Мне приснился странный сон: будто я вообразил себя коровой!

— И правда, необычный сон, господин… — ответил слуга.

Великий скиталец

После завоевания Саманидского государства тюрками-караханидами (999 г.) Ибн Сина вынужден был переехать из Бухары в Ургенч – столицу государства Хорезм. Его правитель Мамун II покровительствовал ученым, и вслед за Ибн Синой в Ургенч прибыли уже упоминавшиеся ал-Бируни и врач Масихи. По указанию правителя ученым были созданы все условия для работы: они ставили физические и химические опыты, наблюдали за небесными телами и т.д. Вместе с Масихи Ибн Сина продолжал изучать строение человеческого тела. Однако это приходилось делать тайно: вскрытие трупов в Хорезме, как и во многих странах, каралось смертью.

Ученый «рай» просуществовал недолго. Могущественный правитель соседнего государства султан Махмуд Газневи (998-1030) вдруг потребовал ученых к себе в столицу, дабы они «обрели почесть присутствия» у него на приеме. Не желая попасть в зависимость от коварного деспота, известного своей нетерпимостью ко всякому проявлению научного свободомыслия, Ибн Сина и Масихи в 1010 г. тайно покинули Хорезм. На третий день пути через пустыню на них налетел ураган, они заблудились, потеряли пищу и воду. Старый Масихи не вынес тягот путешествия и умер, Ибн Сина же спасся чудом. Махмуд Газневи, оскорбленный бегством Ибн Сины, повсюду разослал описание его внешности с обещанием вознаградить того, кто укажет местонахождение дерзкого врача. Скрываясь от гнева султана, Ибн Сина вынужден был долгие годы скитаться из города в город под чужим именем.

В Гургане, феодальном княжестве на юго-восточном побережье Каспийского моря, Ибн Сина возобновил научную работу и врачебную практику. Здесь же он приступил к написанию своего главного труда по медицине – «Канона врачебной науки». В Гургане Ибн Сина познакомился с Абу Убейдом Джузджани, который стал его верным учеником и не покидал великого врача до самой смерти.

Не задержавшись надолго и в Гургане, Ибн Сина продолжил свои странствия по городам Средней Азии. В одном из них – Хамадане – он поступил на службу к правителю, сначала в качестве придворного врача, а затем – визиря. Здесь он написал многие свои произведения, в частности начал работу над многотомной философской энциклопедией «Книгой исцеления». После смерти правителя Ибн Сина был брошен в тюрьму, где несмотря на адские условия продолжал много работать. За четыре месяца он, лишенный возможности пользоваться необходимой литературой и опираясь лишь на собственную память, создал три книги, одна из которых – философская повесть «Живой, сын Бодрствующего» – оказала влияние на творчество многих великих писателей (некоторые исследователи связывают с повестью сюжет «Божественной комедии» Данте).

В 1023 г. Ибн Сина переехал в один из крупнейших центров Ближнего и Среднего Востока г. Исфахан, где завершил «Книгу исцеления», «Канон врачебной науки», создал целый ряд других научных трудов и поэтических произведений.

Скитания и лишения, преследования и тюремные заключения, а также постоянный напряженный труд не могли не отразиться на здоровье ученого: Ибн Сина заболел колитом. Как утверждают некоторые биографы, он длительное время вполне успешно справлялся со своим недугом. Но однажды врач, готовивший лекарство по рецепту Ибн Сины, ошибочно бросил в смесь в пять раз больше семян сельдерея, чем полагалось. Этот промах и сыграл роковую роль: затянувшиеся было язвы в кишечнике вновь открылись. «Управитель, управляющий мною, бессилен управлять, и ныне бесполезно лечение», – произнес Ибн Сина перед смертью. Случилось это в г. Хамадане (ныне – территория Ирана) в 1037 г.

Еще при жизни Ибн Сина завоевал славу непревзойденного врача, а после смерти его имя превратилось в легенду. Вот уже почти десять веков, минувших со дня смерти ученого, к его мавзолею приходят больные: они уверены, что одно только прикосновение к древней могиле великого врачевателя, исцелит их от всех недугов.

Авиценна – цитаты и афоризмы

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (Авиценна), (980–1037), персидский философ, ученый врач, поэт, музыкант

Душа Вселенной — истина.

От праха черного и до небесных тел Я тайны разгадал мудрейших слов и дел. Коварства я избег, распутал все узлы, Лишь узел смерти я распутать не сумел.

Кто стар, тот молодым огнем пылать не может.

Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть.

Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни.

Умерен будь в еде — вот заповедь одна, Вторая заповедь — поменьше пей вина.

Если я не проложу тропы к сердцу людей, они не будут общаться со мной, хотя они не будут ни за, ни против меня.

Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений.

Если заниматься физическими упражнениями – нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима.

Кто счастья не ценил, тот близится к несчастью.

Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи.

О том, что у тебя болит живот, больному говори – здоровый не поймет.

Если друг мой дружит с моим врагом, то мне не следует водиться с другом. Остерегайся сахара, который смешан с ядом, берегись мухи, которая сидела на дохлой змее.

Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.

В одиночестве человек не выжил бы. Все то, в чем он нуждается, он получает лишь благодаря обществу.

Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва.

Все, что претерпевает действие ближайшей причины, испытывает его через посредство аналога, передаваемого ему этой причиной, что явствует из индукции. Жар огня, например, воздействует на то или иное тело, лишь передавая ему свой аналог, коим является теплота. Точно так же обстоит дело с прочими силами из числа качеств. Так, разумная душа воздействует на другую подобную ей разумную душу, лишь передавая ей свой аналог, каковым является умопостигаемая форма; меч рубит, лишь передавая испытывающему его действие предмету свою внешнюю форму; точило затачивает нож, лишь передавая его краям аналог того, чего он касается, а именно ровность и гладкость частей.

Душа похожа на стеклянный светильник, знание есть свет, дающий огонь, а мудрость Бога — масло. Если светильник горит, ты жив, если он погас — ты мертв.

Мудрость — это то, что подготавливает нас к величайшему счастью в горней жизни.

Назначение силы размножения заключается в том, чтобы сохранить вид, ибо стремление к долговечности есть нечто истекающее от божества, которое возвышается над всем. А в том, что не способно продолжать существование в качестве особи, но способно продолжить существование вида, определенная сила побуждается к возмещению его следующей за ним особью, дабы таким путем был сохранен его вид. Таким образом, питательная сила возмещает то, что разлагается в особи, а сила размножения возмещает то, что разлагается в виде.

Сила размножения помещается в весьма чувствительном органе, дабы она вожделением способствовала позыву к соитию. В противном случае, если бы в этом не было определенного наслаждения и если бы это не было предметом вожделения, никто не стал бы затруднять себя этим, ибо этого не требуется для продолжения существования особи.

Три оружия есть у врача: слово, растение, нож.

Тайн хранить не умеет глупец и бахвал, Осторожность поистине выше похвал, Тайна — пленница, если ее бережешь ты, Ты у тайны в плену, лишь ее разболтал. Философу надлежит в своих книгах пользоваться символами и намеками

Ведь известно, как порицал Платон Аристотеля за то, что тот распространял мудрость и демонстрировал знания. И Аристотель был вполне согласен с ним: «Хоть я и сделал это, но оставил в моих книгах много пробелов, и их дано восполнить только немногим из ученых и разумных»

Философу надлежит в своих книгах пользоваться символами и намеками. Ведь известно, как порицал Платон Аристотеля за то, что тот распространял мудрость и демонстрировал знания. И Аристотель был вполне согласен с ним: «Хоть я и сделал это, но оставил в моих книгах много пробелов, и их дано восполнить только немногим из ученых и разумных».

Философия

Многие работы, сочинения великого Авиценны утрачены, переписаны малограмотными переводчиками, что вызывает сложности построить точную картину его философских суждений. Но некоторые труды все же сохранились. Согласно убеждениям Хусейна наука делится на три категории:

  1. Высшая.
  2. Средняя.
  3. Низшая.

Авиценна не противился теории в отличие от большинства ученых, что началом всех начал, первопричиной всего существующего на планете является Бог. Установив вечность мира, он детально проанализировал сущность души человека, которая приходит в разных обличиях и телах (как животное или человек) на землю, а после снова возвращается к своему Творцу.

Философская позиция Ибн Сины подверглась жесткой критике со стороны еврейских мыслителей, суфий (эзотерики в исламе), однако ученый нашел и множество сторонников, последователей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: