Художник

Первые попытки учиться рисованию

С ранних лет Архипа влекло искусство рисования. При любой возможности он пробовал изобразить увиденное и это у него неплохо получалось

Один из его старших знакомых, обратив внимание на очевидные способности мальчика, подал идею ехать в Крым, где жил и работал знаменитый Айвазовский. Показать мастеру свои рисунки, проявить себя и поступить в ученики – мечты юного Куинджи

И летом 1855 года он, полный надежд, прибыл в Феодосию. Но обычно внимательный к молодым талантам, Айвазовский на этот раз упустил явное дарование. Попытка пробиться на уроки хотя бы к ученикам мастера также принесла жалкие плоды: горячего и решительного подростка допустили только красить заборы и размешивать краски. После 2-месячных мытарств он вернулся на родину.

Осенняя распутица

Архип Куинджи «Осенняя распутица» 1872 холст, масло. 70×110 см

Одни художники копируют реальность, другие — создают свою. Архип Куинджи определенно относится ко второй категории. Некоторые его пейзажи кажутся более яркими и живыми, чем сама жизнь. Свет был секретным оружием художника. Коллеги и критики называли его «художником света» и даже «волшебником света». Академия художеств признала Куинджи профессиональным живописцем после появления картины «Осенняя распутица». Когда видишь ее, кажется, можно почувствовать сырой и холодный осенний воздух, услышать, как хлюпает и чавкает грязь под ногами героев.Описание картины Архипа Куинджи «Осенняя распутица»

На вышедшем из-под кисти художника в 1872 году холсте, зритель видит степь, раскисшую от бесконечных дождей, идущих тоскливой осенью. От неба так и тянет серостью и унынием. Дорогу бороздит повозка, тонущая в грязи. Слева от повозки бредут женщина с ребенком. К сожалению, место с которого художником был написан пейзаж, осталось неизвестным.

Работа максимально приближена к реальности. Через нее полностью передается беспросветность жизни в России. Пейзаж можно назвать жанровым. От него разит сентиментальностью, не свойственной классическим русским пейзажам.

На многих картинах тех лет художники отображали мотив дороги. Дорога без конца и края, как и терпение русского человека. А цветовое решение, выбранное автором, абсолютно не вписывается в характерные реалистичные пейзажи. Максимально прослеживается убедительность. От картины словно веет промозглым и влажным воздухом. В ушах словно оживают чавкающие грязевые звуки при ходьбе матери с ребенком.

Осеннее уныние пронизывает мгла. Это пейзаж о нищих людях, жизнь которых также тускла и лишена радости, как и данный пейзаж.

Куинджи не поскупился на оттенки коричневого и серого цветов. На картине не найти ярких мотивов, что тоже не является случайностью. Изображение словно сливается в одно серое пятно, которое обволакивает зрителя, вселяя в его душу безрадостный настрой. Нищие люди влачат беспросветное существование. Это передается с лихвой, стоит лишь бросить мимолетный взгляд на холст. Все детали природы, отраженные на нем, осязаемы и несут смысловую нагрузку. Здесь нет случайностей, все очень значимо.

Только вдалеке виден малый просвет. Он как бы озаряет весь пейзаж. Наверное, осеннее, бледное солнце старается пробить пелену туч. Глядя на этот далекий свет, улучшается настроение. Это единственное, что скрашивает унылый вид пейзажа.

№13 Клод Лоррен (1600-1682)

Французский живописец, рисовальщик и гравёр, активный в Риме, который рассматривается многими искусствоведами как величайший художник идиллического пейзажа в истории искусства. Поскольку в чистом (то есть, светский и неклассический) пейзаже, как и в обычном натюрморте или жанровой живописи, наблюдалась (в XVII веке в Риме) нехватка моральной тяжести, Клод Лоррен ввёл классические элементы и мифологические темы в свои композиции, включая богов, героев и святых. Кроме того, его избранная среда, сельская местность вокруг Рима, была богата античными руинами. Эти классические итальянские пастырские пейзажи были также наполнены поэтическим светом, который представляет его уникальный вклад в искусство пейзажной живописи. Клод Лоррейн особенно повлиял на английских художников, как при жизни, так и в течение двух столетий после неё: Джон Констебль назвал его «самым прекрасным пейзажистом, которого когда-либо видел мир».

Знаменитые пейзажи Клода Лоррена:

— «Современный Рим — Кампо Ваччино» (1636), холст, масло, Лувр

— «Пейзаж со свадьбой Исаака и Ребекки» (1648), масло, Национальная галерея

— «Пейзаж с Товием и ангелом» (1663), масло, Эрмитаж, Санкт-Петербург

История жизни Архипа Ивановича Куинджи

Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». 

«Лунная ночь на Днепре» (1880) — едва ли не самая прославленная картина Куинджи. Живописец настоял на том, чтобы зрители заходили в темный зал, а картину высвечивало несколько определенно направленных ламп. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. 

«Радуга»(1900—1905)

«Его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает величественное свое течение, небо — настоящее, бездонное и глубокое», — писал Крамской. Отсюда и небывалый, сенсационный успех этой картины у современников, когда она была экспонирована на индивидуальной выставке художника в 1880 году. 

«Лунную ночь на Днепре» хотел купить Солдатенков, но оказалось, что она уже не принадлежала Архипу Ивановичу, была продана еще пахнущей свежей краской, прямо в мастерской. В одно из воскресений об ее цене осведомился какой-то морской офицер. «Да зачем вам — пожал плечами Куинджи.- Ведь все равно не купите она дорогая». — «А все-таки» — «Да тысяч пять», — назвал Архип Иванович невероятную по тем временам, почти фантастическую сумму. И неожиданно услышал в ответ «Хорошо. Оставляю за собой». И только после ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. 

«Лунная ночь на Днепре»(1880)

Репин смеялся «Разругав громко, на все корки Куинджи, противники не могли удержаться от подражания и наперерыв, с азартом, старались выскочить вперед со своими подделками, выдавая их за свои личные картины». Не удержался и такой известный пейзажист, как Лагорио. Он воссоздал «эффект Куинджи» в пейзаже «Ночь на Неве». Но вместо славы дождался только того, что на него стали указывать пальцем. 

В 1881 году художник создал картину «Днепр утром». В ней нет игры света, яркой декоративности, она привлекает спокойной величавостью. Ничего «картинного» в привычном, старом смысле этого слова здесь не было, писал Репин о подобных работах Куинджи, была только «живая правда, которая с глубокой поэзией ложилась в душу зрителя и не забывалась». 

С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Куинджи на протяжении почти тридцати лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Друзья не понимали причин, волновались. Куинджи объяснял «Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи». 

«Эльбрус. Лунная ночь»(1890—1895)

Однако художник продолжал работать. Он возглавляет в реформированной Академии художеств пейзажную мастерскую (1894-1897), воспитывает таких интересных художников, как Рылов, Богаевский, Рерих, Борисов, Пурвит. 

Э.В. Кузнецова рассказывает:

«В 1897 году за участие в студенческой забастовке Куинджи был заключен на два дня под домашний арест и отстранен от профессорства. Но не заниматься с учениками художник не мог. Он продолжал давать частные уроки, помогал готовить конкурсные работы. В 1898 году Куинджи на свои средства организовал для молодых художников поездку за границу и пожертвовал для этой цели в Академию сто тысяч рублей. Когда ученики задумали создать Общество имени А.И. Куинджи, художник передал в его собственность все имеющиеся у него картины и денежные средства, а также принадлежащие ему земли в Крыму». 

«Дарьяльское ущелье. Лунная ночь»(1890—1895)

Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1880-1882), «Облако», «Закат в степи», «Ночное» (1905-1908). 

Но как бы ни были многообразны произведения последних лет, как бы ни отражалось на творчестве Куинджи общее направление, в котором развивалось русское искусство, художник, очевидно, был прав, медля с выставкой новых произведений, имеющих значение итога всего творчества. Они не могли уже вызвать прежнего отклика у широкой публики и не были бы приняты художниками. 

Могила А. И. Куинджи на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)

Куинджи много путешествовал. После поездок в Крым и на Кавказ появились многочисленные этюды «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером», «Пятна лунного света» и другие. 

Архип Иванович Куинджи

Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. Среди многих ярких имен, оставивших глубокий след в российской и мировой живописи, фигура замечательного мастера кисти Куинджи стоит особняком. При жизни художник не любил рассказывать о себе, поэтому о его детстве и юности известно очень немногое. Однако абсолютно ясно одно – этот человек сделал себя сам. Упорство, трудолюбие, целенаправленность движения к выбранной цели, постоянство в любви и дружбе – именно эти черты личности Архипа Ивановича в первую очередь подчеркиваются описывавшими его коллегами и современниками.

Мальчик, ставший в трехлетнем возрасте сиротой, начавший в десять лет самостоятельную трудовую жизнь, не получивший никакого систематического образования, он шаг за шагом смело шел туда, куда вела его путеводная звезда любви к искусству. В пятнадцать Архип Куинджи отправился в Феодосию искать удачу в мастерской Айвазовского, потом в Одессу, потом – в Петербург, не имея ни денег, ни знакомств, ни связей. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы.

Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. Явные способности начинающего живописца помогли ему, не имевшему достаточного образования, выхлопотать разрешение руководства Академии на освобождение от экзаменов по общим предметам, выдержать профессиональный экзамен и получить официальное звание художника. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света».

В абсолютном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. Они по-детски просты и естественны. Абсолютно не неся какой-либо обличительной или наставительной морали, полотна Архипа Ивановича и самым поразительным и чудесным образом показывают красоту и гармонию окружающего мира, словно глядя своим сильным и ясным внутренним взором прямо в сердце зрителя.

Коллеги художника, по достоинству оценившие его высокое мастерство, говорили, что никто не владеет таким точным чувством тонов, таким полным пониманием взаимного их дополнения и усиления, как Архип Куинджи. На выставки с участием полотен живописца собирались огромные очереди посетителей, которые, проведя долгое время в созерцании, выходили из зала глубоко взволнованные и очарованные. Некоторые его персональные показы состояли всего из одной картины, но при этом производили просто потрясающий эффект и общественный резонанс. О нем говорили, как о маге и чародее. К большому сожалению, из-за несовершенства использовавшихся тогда красок по прошествии времени произошло заметное потускнение цветов на картинах художника.

Достигнув пика славы и популярности, а также полной финансовой самостоятельности, Архип Иванович вдруг прекратил выставлять свои произведения на целых двадцать лет. При этом он продолжал постоянно работать, активно занимался преподавательской деятельностью. Ученики просто боготворили своего учителя, считавшего их одной большой семьей, объединенной тягой к искусству. Архип Иванович Куинджи всячески поддерживал начинающих художников, в том числе финансами, и даже вывозил за границу за свой счет. Он создал Общество художников, существовавшее на его средства, главной целью которого были сохранение и развитие традиций русского искусства: организация выставок, присуждение премий, покупка картин. После смерти «художника света» общество стало носить его имя.

Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь.

Художник написал множество картин. Наиболее известные из них — «Украинская ночь», «Степь», «Ночь на Днепре» и другие, которые вы можете увидеть в галерее сайта.

Мы будем благодарны вам, если вы оставите ваши предложения и отзывы о сайте в гостевой книге. Это поможет нам создать лучший сайт.

Осень (1890-е г.) Облако Облако (1895 г.)

Краткая биография

  1. В 1865 г. молодой человек приехал в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Императорскую Академию художеств. Только с третьей попытки, после создания картины «Татарская сакля в Крыму», начинающему живописцу было присвоено звание свободного (неклассного) художника.
  2. А в 1870 г., после подачи прошения в совет учебного заведения, Куинджи удалось стать вольнослушателем Академии.
  3. Летом 1870 г. художник посетил остров Валаам и так был впечатлён красотой местной природы, что возвращался сюда не единожды, писал пейзажи. Один из них «На острове Валааме», написанный в 1873 г., стал первой картиной мастера, которую приобрёл для своей галереи Павел Третьяков.
  4. Во время учёбы Архип познакомился с передвижниками, чьи идеи молодому художнику оказались близки. Под их влиянием в 1872 г. Куинджи написал картину «Осенняя распутица», которая принесла ему звание классного художника.
  5. В том же духе автор создал ещё 2 работы: «Забытая деревня» (1874 г.) и «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875 г.). Все 3 картины объединяли мрачный колорит, стремление изобразить окружающую действительность, социальная тематика. Картины были представлены на выставке передвижников и имели большой успех. Добившись признания, художник перестал посещать Академию.
  6. В 1874 г. за картину «Снег» Куинджи был награждён бронзовой медалью международной лондонской выставки.
  7. В 1875 г. на очередной выставке передвижников художник представил картину «Степи», принятую публикой очень благосклонно. В этом же году живописец стал полноправным членом Товарищества передвижных художественных выставок, хотя уже начал охладевать к их идеям и искать свой путь.
  8. В следующем году всеобщее восхищение вызвала работа мастера «Украинская ночь». С этой картины начался период творческих поисков художника, называемый исследователями «романтическим». Куинджи много работал с цветом, пространством, искал новые выразительные средства, добиваясь особой глубины, яркости и некоторой декоративности изображения.
  9. В 1878 г. Архип Иванович участвовал во Всемирной парижской выставке. Оригинальный стиль его произведений вызвал восторг у публики и критиков.
  10. В этом же году художник приступил к работе над картиной «Вечер на Украине», создание которой заняло у мастера более 20 лет.
  11. Художник тщательно изучил принципы импрессионизма и переосмыслил их в своём стиле. Это хорошо видно на полотнах 1879 г.: «Север», «После дождя», «Берёзовая роща».
  12. В конце 1879 г. Куинджи, поругавшись с М. К. Клодтом из-за критической статьи последнего, вышел из Товарищества передвижников. Но со многими членами этого общества художник сохранил дружеские отношения.
  13. В 1880 г. в Обществе поощрения художеств была устроена выставка одной картины – «Лунной ночи на Днепре». Под руководством живописца все окна в зале были задрапированы, а само полотно освещено электрическим лучом. Выставка имела грандиозный успех и стала настоящей сенсацией в обществе. Художник, применяя новые красочные пигменты, сумел добиться невиданного ранее цвета. Правда, со временем картина потемнела, т.к. новые краски оказались нестабильны, но смотрится она по сей день эффектно. С этой работы начался новый, «философский», период в творчестве мастера.
  14. В 1881 г. с таким же успехом прошла моновыставка картины «Берёзовая роща». А представленная год спустя работа «Днепр утром» была принята публикой прохладно.
  15. Следующие 20 лет стали годами затворничества художника. Находясь на пике славы и, по-видимому, устав от суеты, восторженных и критических замечаний в свой адрес, он удалился от общественной жизни. Уединившись в своей мастерской, он много работал, но никому не показывал свои произведения. В этот период мастер создал более 300 графических и около 500 живописных работ и эскизов.
  16. В 1886 г. Архип Иванович приобрёл участок земли в Крыму. Через некоторое время он построил на этом участке имение, где часто проводил пленэрные занятия с учениками.
  17. В 1888 г. состоялась поездка Куинджи на Кавказ. Под впечатлением от путешествия Архип Иванович создал ряд романтических горных пейзажей.
  18. С 1884 по 1897 гг. Архип Иванович преподавал в Академии художеств и руководил пейзажной мастерской.
  19. В 1901 г. художник показал ученикам и друзьям несколько своих работ, среди которых были: законченный «Вечер на Украине» и «Христос в Гефсиманском саду».
  20. Осенью того же года состоялась последняя прижизненная выставка работ мастера.
  21. В 1908 г. Куинджи основал Общество поддержки художников, которому завещал своё крымское имение и большую сумму денег.
  22. В 1910 г. художник подхватил воспаление лёгких и тяжело заболел.
  23. 11 (24 по новому стилю) 1910 г. в возрасте 68 лет Архип Иванович Куинджи скончался.

От забора Айвазовского до дворца великого князя

Архип Куинджи родился в 1842 году в Мариуполе, в семье сапожника. Лишившись родителей, он жил у дяди и работал с ранних лет — то пастухом, то на строительстве церкви, то в пекарне. И, разумеется, рисовал.

В. М. Васнецов. Портрет А. И. Куинджи

Однажды ему посоветовали показать работы Айвазовскому, который жил в Феодосии. 13-летний мальчик отправился в Крым, надеясь стать учеником прославленного мариниста, но занятия так и не состоялись. Куинджи выполнял в основном хозяйственные дела — например, красил забор. Однако Айвазовский дал Куинджи рекомендательное письмо для Императорской академии художеств, куда юноша и поступил вольнослушателем. Там же он познакомился с передвижниками и начал участвовать в показах Товарищества передвижных выставок, вскоре став одним из самых известных пейзажистов страны.

А. Куинджи. На острове Валааме. Приобретена П. М.Третьяковым в 1873 году у автора

Однако, как оказалось, настоящая слава его ждала уже после выхода из Товарищества. В 1880-м, когда Куинджи расстался с передвижниками (сохранив, впрочем, добрые отношения с ними), он работал над «Лунной ночью на Днепре». И вскоре слухи о ней разнеслись по всей столице. Желающих посмотреть неоконченную работу было так много, что каждое воскресенье Куинджи в течение двух часов показывал картину в своей мастерской всем желающим.

Чем больше петербуржцев ее видело, тем сильнее нарастал ажиотаж: сам того не предполагая, Куинджи этими воскресными показами сделал превосходный маркетинговый ход. Люди даже готовы были давать взятки привратнику дома, чтобы тот пустил их без очереди.

Одним из первых полотно увидел друг Куинджи Иван Тургенев. Находясь под впечатлением, автор «Записок охотника», вхожий в лучшие дома Петербурга, не мог не рассказать о шедевре светским знакомым. В их числе был и юный Константин Романов — великий князь, внук императора Николая I. Подробности мы знаем из дневника К.Р. (поэт-любитель, он подписывал стихи инициалами).

«14 марта 1880 года. В прошлый вторник, на вечере у графини Anette Комаровской, Тургенев рассказывал про последнюю, еще не совсем оконченную, картину Куинджи; он так художественно ее описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом. Вчера мы с Ильей Александровичем (исследователи предполагают, что это воспитатель великого князя. — «Известия») поехали отыскивать мастерскую Куинджи, он живет на Васильевском острове, на Малом проспекте… Сам Куинджи небольшого роста, толстый, с небольшой белокурой головой и живыми голубыми глазами. Он не знал меня и смотрел с некоторым удивлением, тем более что, верно, не ожидал найти любителя искусства под морским мундиром (К.Р. служил на флоте и ходил в форме. — «Известия»). Впрочем, он очень учтиво пригласил в мастерскую и поставил перед своей картиной.

Я как бы замер на месте. Я видел перед собой изображение широкой реки; полный месяц освещает ее на далекое расстояние, верст на тридцать. Я испытывал такое ощущение, выходя на возвышенный холм, откуда видна величественная река, освещенная луной. Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует. На картине Куинджи все это выражено, при виде ее чувствуешь то же, что перед настоящей рекой, блестящей ярким светом посреди ночной темноты. Я сказал Куинджи, что покупаю его дивное произведение; я глубоко полюбил эту картину и мог бы многим для нее пожертвовать. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина».

В своем рассказе Константин Константинович умолчал о забавном обстоятельстве этой встречи, которое, впрочем, довольно быстро стало достоянием прессы. Когда великий князь, не раскрывая инкогнито, поинтересовался о цене картины, Куинджи рассмеялся: «Она очень дорогая. Вы не сможете купить». К.Р. на тот момент было 22 года, и можно себе представить, с каким скепсисом художник воспринял вопрос юного морячка. Тот, однако, оказался настойчив, и Куинджи сказал: «Тысяч пять» (для сравнения, знаменитая «Девушка, освещенная солнцем» Валентина Серова обошлась Павлу Михайловичу Третьякову в 300 рублей, хотя дело было восемь лет спустя). Князь спокойно сказал: «Покупаю». И назвал свое имя.

Константин Константинович решил повесить «Ночь на Днепре» у себя в Мраморном дворце. Но обещал художнику дать возможность сначала продемонстрировать картину публично.

Одинокий пастух

Для колонизации новых земель и ослабления Крымского ханства императрица Екатерина II задумала переселение с полуострова малых христианских народностей, ведущих активную торговлю и выплачивающих хану значительные налоги, – армян и греков. Армян переселили на Дон, греков – в Приазовье.  

В Приазовье греки заселили Мариуполь (который и сегодня является негласной столицей греческой диаспоры в Украине) и основали около 20 поселений. В числе депортированных семей были и предки Куинджи, официальные фамилии которые обрели  благодаря своим прозвищам. В частности, дедушка Архипа Ивановича был ювелиром, а по-турецки ювелир – «куюмджи».

Будущий живописец родился в Мариупольском уезде в семье бедного сапожника. Куинджи, видимо, до конца дней так и не знал точного года своего рождения, так как имел 3 паспорта с разными датами. В детстве судьба не баловала мальчика: в 4-5 лет он остался сиротой, заботился о ребёнке то старший брат Спиридон, то тётя. Пришлось Куинджи рано повзрослеть, чтобы выжить. В 11 лет паренёк уже был полностью самостоятельным, стал зарабатывать на пропитание – пас скот, собирал кизяк, работал на строительстве храма в приёмной кирпича, в хлебной лавке. За небольшую плату выучился греческому письму у малограмотного грека, немного проучился в городской школе, в свободное время любил рисовать. Детство проходило в крае с небогатой растительностью, но прекрасными в своих широких просторах украинских степях. Как замечает литературный критик и автор первой монографии о «мастере света» М. П. Неведомский, отношения художника и взрастившего его родного пейзажа бывают часто сложными – нередко живописец как бы пытается перерасти, преодолеть родной ландшафт: Шагал разукрашивал в яркие краски серые и унылые дома Витебска, бостонец Уикс словно бежал из родных бетонных джунглей в пёструю экзотику Востока и пр. «Но про Куинджи можно сказать, что эта зависимость интимных влечений художника от окружающего пейзажа была прямая, положительная, а на мой взгляд – и неоспоримая. Мариупольское предместье Карасу (или в русской переделке – Карасевка), где стоял, ныне исчезнувший, его родной дом, и где в доме брата или тетки проводил и дальнейшие годы детства маленький Архип, громоздится по краю крутого, живописного обрыва, а с этого обрыва открывается широкий вид на долину исторической реки Калки (Калмиус) и на море. Бессменно дежурящее в ясном небе южное солнце, залитая его лучами гладь хамелеона-моря, яркий свет, четкие тени, конкретная, четкая красота южного дня и пряные, томные, фантастические, дурманящие краски южной ночи – вот колыбель будущего Куинджи…», писал Неведомский.

Первая работа по душе

В Мариуполе Куинджи удалось устроиться в салон местного фотографа ретушёром. Эта работа приближала его к заветной мечте и давала опыт в приобретении художественных навыков. Оставалось и достаточно времени для самостоятельных занятий. В Одессе, куда он уехал через несколько месяцев, целеустремлённый юноша продолжил заниматься ретушированием. Спустя три года, переехав в Таганрог, этой же работе посвятил следующие 5 лет жизни: в центральном фотосалоне С.С. Исаковича с 1860 по 1865 год Куинджи Архип, амбициозный и трудолюбивый, увлечённо и терпеливо работает, учится и оттачивает своё мастерство.

Описание по картине

Одной из наиболее мистических и завораживающих картин конца XIX – начала XX века есть «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи. Художник имеет свой выразительный стиль и авторскую подачу. В художественной галерее картина собирает возле себя посетителей, которые рассматривают её до мельчайших деталей. Куинджи утверждал, что картина «Лунная ночь на Днепре» — лучшее его творение. А тема моря является основной в творчестве художника. Он передает силу и глубину моря, а также воздух. Но наиболее завораживающий – лунный свет, который переливается всей цветовой гаммой. Картины художника глубокие и наполненные игрой света и тени.   

Первое на что обращаешь внимание – бескрайнее синее море, которое переходит в небо без чёткого горизонта. На небе ярким кругом выделяется полная луна

Её свет освещает всю картину и покрывает поверхность моря. Куинджи называл себя художником света и это правда. Далеко не каждый сможет передать настолько тонко световые лучи и тени. Коричневый оттенок земли словно отделяет воду от жилых хат, возможно небольших улиц. Архип Куинджи при помощи темных мазков в светлых местах создает глубину пространства.  

На картине можно рассмотреть еще много мелких деталей, которые не теряют привлекательность наравне с водной гладью и ночным небом. Это небольшие украинские хаты. Можно почувствовать, что художник творил в конце XIX века. Украинские хаты – белые  с соломенными крышами. На картине изображены деревья, которые покрыты листвой. Поэтому можно сделать вывод, что это лето. Это время ежедневной работы для народа, поэтому ночь настолько пустая и тихая.

Простота картины, но при этом её глубина – удивляет, завораживает и притягивает внимание. И именно это делает её настолько известной

Запоминающая тема и стиль художника сделали Архипа Куинджи всемирно известным. А картину «Лунная ночь на Днепре» — культурным достоянием.

8 класс, 3, 4 класс

Куинджи — Лунная ночь на Днепре
Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Рылова Зелёный шум 3, 7, 8 класс

    Аркадий Александрович Рылов – выдающийся и знаменитый русский художник-пейзажист, родившийся в 1870 году. Он создаёт невероятные и удивительные пейзажи. Его картины с пейзажами приводили в восторг многих людей, которые обожают искусство и в том

  • Сочинение по картине Попова Первый снег 7 класс

    Перед нашим взором предстаёт зима в самом своём расцвете, поражающая всякое воображение и захватывающая сердца тех, кто смог увидеть сие творение и впитать в себя все тёплые чувства первого снега зимой.
    Навалило немало снега

  • Сочинение на тему Левша Народный герой 6 класс

    Обсудим и раскроем образ Левши — как героя русского народа из рассказа Лескова Левша. Произведения Лескова отличаются от других писателей завидной оригинальностью, персонажи его рассказов индивидуальны редко встречаются в жизни,

  • Образ и характеристика Пети Трофимова Вишневый сад сочинение

    Изначально автор создал образ Пети Трофимова в знаменитой пьесе «Вишневый сад» как образ исключительно положительного героя. И хотя Антон Павлович не сделал этот образ главным героем, тем не менее он играет в произведении не последнюю роль.

  • Анализ романа Мастер и Маргарита сочинение

    Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» несет глубокий философский смысл. Посвящен он многим «вечным вопросам», которыми люди задаются испокон веков. Однозначных ответов на эти вопросы нет. Существуют лишь неприкословные истины.

  • Детство Обломова в романе Обломов Гончарова сочинение

    Среди бескрайних полей, холмов, редких оврагов и перелесков затерялась небольшая деревенька, получившая название Обломовка. В старом помещичьем доме родился Илья Ильич Обломов. Его отец, мать, всё домашнее окружение жило по законам и привычкам,

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: