Мишель монтень сообщение по истории 7 класс

Причина № 4: опирался не на авторитеты, а на свое мнение

Возрождение было так называемой эпохой готового слова. Это значит, что в литературе ценилось не высказывание новых мыслей и создание новой формы, а искусное использование уже существующих. Монтень же в своем способе размышления куда ближе к современным людям, которые создают тексты для выражения собственной индивидуальности.

Целая глава «Опытов» Монтеня — «О педантизме» — посвящена ответу на вопрос, почему надо самому приходить к выводам, а не следовать за авторитетами. В ней он замечает, говоря об образованных людях:

Монтень не отрицает образование как таковое, но критикует людей, которые замещают отсутствие собственного мнения цитированием чужих. Такое использование знаний, по его мнению, не имеет никакой пользы и гордиться им нельзя.

О памятнике Монтеню

Оригинальные для своего времени суждения Монтеня сделали эту нестандартную личность более чем популярной как в родной Франции, так и во всём мире. Поэтому появление бронзовой статуи, которою в 1933-ем году в торжественной обстановке открыли в самом известном Парижском университете, вполне логично.

Памятник был выполнен польским скульптором Полем Ландовски. Мастер изобразил прославленного философа восседающим на простом постаменте в непринужденной, и даже фривольной позе, сидя нога за ногу. Скульптор Поль Ландовски занимал в своё время пост директора художественной академии «Вилла Медичи» в Риме, позже он возглавлял парижскую Академию изящных искусств.

Кстати, именно Ландовски создал знаменитую гигантскую скульптуру Христа-Искупителя, которая возвышается над городом Рио-де-Жанейро. Художник работал над скульптурой пять лет.

О Мишеле Монтене

Первые свои знания юный Мишель получил дома, его обучали преимущественно на латыни. После юноша пошёл учиться в колледж, потом университет. Монтеню было немногим более 20-ти лет, когда он начал работать над своими «Опытами», которые принесли молодому философу мировую славу.

Живая и разнообразная деятельность, пытливый ум, постоянное наблюдение за окружавшим его обществом в итоге и стали основой знаменитого труда Монтеня. Надо сказать, что некоторые критики характеризовали его «Опыты» как произведение, созданное исключительно от скуки. Однако, студенчество, учёные и творческие личности восхищались этой книгой.

Согласно учению Монтеня, в любых поступках человека всегда проявляется эгоизм, он же руководит его поведением и мыслями. Но ведущая основа морали Монтеня — это естественное стремление любой личности к гармонии и безусловному счастью.

Студенты Сорбонны считают, что если не потереть бронзовую туфлю Монтеня накануне экзаменов, то удачи можно не ждать. В итоге самый кончик правой туфли этого памятника постоянно отполирован. Так или иначе, но скульптура Мишеля Монтеня уже почти сто лет радует туристов, и активно помогает местным студентам хорошо сдавать свои зачеты.

Биография

Изначально семья будущего философа была купеческой. Его отец, немец, даже не говорящий по-французски, звался Пьером Эйкемом. Мать же, Антуанетта де Лопез, была из семьи беженцев из испанской провинции Арагон – они покинули эти места во время преследований евреев. Но отец Мишеля сделал прекрасную карьеру, и даже стал мэром Бордо. Город этот сыграл впоследствии огромную роль в жизни философа. За выдающиеся заслуги перед Бордо Пьер Эйкем был введен во дворянство, и поскольку он владел землей Монтень и замком, к его фамилии была сделана соответствующая приставка. В замке родился и сам Мишель. Отец сумел дать сыну самое лучшее домашнее воспитание, которое только было возможно в то время. Он даже в семье говорил с Мишелем только по-латыни, чтобы мальчик не расслаблялся.

Познай самого себя

Каждый человек — частичка человечества и его отражение, считает Монтень. Поэтому, чтобы познать все человечество, мыслитель решил познать самого себя. Он долгое время изучал движения своей души, свои мысли и чувства и в итоге изложил наблюдения на бумаге, чтобы сделать их общим достоянием.

Из «Опытов» мы узнаём, что Монтень считал себя скептиком. В чем же заключался скептицизм философа? Прежде всего, он не уверен, что человек в принципе способен познать мир. Если абсолютная истина и существует, человеку она недоступна. Все истины, провозглашаемые людьми, относительны и справедливы только для своего времени. Например, некоторые из античных философов были уверены, что душа человека после его смерти переселяется в другое тело. Средневековые богословы утверждали, что душа попадает либо в ад, либо в рай. Возможно, позже появятся другие теории, но какая из них истинна, человек знать не может.

Скептицизм Монтеня распространялся и на человеческую нравственность. Всеми поступками людей в первую очередь движет эгоизм, утверждал он, и это абсолютно нормально. Человек прежде всего должен заботиться о своем счастье и душевном покое — в этом залог благополучия всего общества. «Делай свое дело и познай самого себя», — повторял философ слова Платона, которые считал девизом своей жизни. Задача каждого человека — изучить себя, свои склонности и характер и выработать в себе счастливое состояние духа и способность противостоять жизненным невзгодам.

Философия Монтеня

«Опыты» Монтеня — это серия самопознаний, полученных главным образом из наблюдений над самим собой, а также размышлений о природе человеческого разума в целом. Каждый человек, говорит писатель, отражает в себе человечество; он выбрал себя в качестве представителя расы и тщательно изучил все свои душевные движения. Его философскую позицию можно назвать скептицизмом, но скептицизмом совершенно особого характера.

Скептицизм Монтеня — нечто среднее между скептицизмом жизненным, обусловленным горьким опытом жизни и разочарованием в людях, и скептицизмом философским, основанным на глубоком убеждении в ненадежности человеческого знания. Его разносторонность, душевное равновесие и здравый смысл спасают его от крайностей любого направления. Монтень признает эгоизм главной причиной человеческих поступков, но не возмущается им; он считает его вполне естественным и даже необходимым для человеческого счастья, ибо когда человек принимает близко к сердцу интересы других людей в той же мере, что и свои собственные, он счастлив и спокоен! Он на каждом шагу свидетельствует о человеческой гордыне и доказывает, что человек не может знать абсолютной истины, что все истины, которые мы признаем абсолютными, являются лишь относительными.

Согласно Монтеню, человек существует не для того, чтобы создавать нравственные идеалы и пытаться приблизиться к ним, а для того, чтобы быть счастливым.

Монтень ценил моральный долг и саму добродетель постольку, поскольку они не противоречили этой цели; всякое насилие над своей природой во имя абстрактной идеи долга казалось ему бесплодным. «Я живу от одного дня до другого, и, говоря по совести, живу только для себя». В соответствии с этим взглядом Монтень видит важнейшие обязанности человека перед самим собой; они исчерпываются словами Платона, которые цитирует Монтень: «Делай свое дело и познай самого себя».

Последняя обязанность, по мнению Монтеня, самая важная, ибо для успешного выполнения своей работы необходимо изучить свой характер, свои склонности, величие своих сил и способностей, свою силу воли, одним словом — самого себя. Человек должен воспитывать себя для счастья и стараться развить такое состояние души, при котором счастье ощущается сильнее, а несчастье — слабее. Изучив неизбежные и объективные несчастья (физическое уродство, слепота, смерть близких людей и т.д.) и субъективные несчастья (возмутительное тщеславие, жажда славы, почестей и т.д.), Монтень утверждает, что бороться с ними и другими — долг человека перед самим собой, если это возможно.

Разумнее относиться к неизбежным несчастьям с раболепием, стараться как можно быстрее к ним привыкнуть (заменить отказ одного органа повышенной активностью другого и т.д.). Что касается субъективных несчастий, то в значительной степени от нас зависит, сможем ли мы смягчить их тяжесть, рассматривая славу, почет, богатство и т.д. с философской точки зрения. За обязанностями человека перед самим собой следуют его обязанности перед другими людьми и обществом.

Принцип, по которому должны регулироваться эти отношения, — это принцип справедливости, каждый человек должен быть вознагражден в соответствии со своими заслугами, потому что таким образом человек в конечном итоге проявляет справедливость по отношению к самому себе. Справедливость по отношению к жене означает отношение к ней если не с любовью, то, по крайней мере, с уважением; к детям — заботу об их здоровье и образовании; к друзьям — ответную дружбу. Первая обязанность перед государством — уважать существующий порядок. Это не означает примирения со всеми его недостатками, но существующее правительство всегда предпочтительнее, ибо кто может поручиться, что новый общественный порядок принесет больше счастья или даже что он не окажется хуже.

О чем книга?

Начнем с того, что Мишель Монтень (а не Марсель, не путайте), вопреки расхожему мнению, не имеет отношения к художественной литературе. Он ввел в обиход жанр эссе, написав целый сборник эссеистики. «Опыты» — подробный дневник мысли философа, которая охватила и оценила многие явления, проблемы и события эпохи. Автор выказал свое личное отношение к происходящему.

Эти эссе — нечто большее, чем рефлексия. Их автор — натура незаурядная, тонкая и образованная, мыслитель, усвоивший лучше иных гуманистов уроки античной философии. Он познает самого себя (подчеркивая, что миссия невыполнима) с целью познать весь мир. Движения своей души он обязательно проверяет аналитическим умом, мудростью, почерпнутой из ученых трудов, опытом, приобретенным с годами. Произведение стало одной из лучших книг о человеке позднего Возрождения и человеке вообще. Писатель утверждает, что люди воплощают в себе всю божественную природу. Это утверждение разительно отличается от средневековых взглядов на личность, согласно которым любимое творение Божие порочно и виновато перед ним (первородный грех). У каждого из нас, как считал эссеист, свой жизненный путь и возможность управлять им. Конечно же, в средние века считалось, что судьбы вершит божественное предопределение. Публицист пошел против условностей, не побоялся сказать новое слово.

Монтень удерживает себя от морализаторства (а это нелегко в условиях, когда господствуют средневековые нравы). Его мнение не выглядит как априорная истина, он всегда предоставляет читателю судить и размышлять. Он оказался прав: его книга понравилась даже французскому обывателю. Сборник приобрел широкую известность. Его новаторство проявляется в искренности рассказчика и бесстрашии его самонаблюдения. Читатель узнает писателя ближе, чем многих реальных знакомых.

Политика и педагогика

Если Монтень иногда слишком консервативен в своих политических убеждениях, то в своей педагогической теории он является смелым и весьма симпатичным новатором. Во главу угла он ставит принцип максимально разнообразного развития.

Согласно Монтеню, цель образования состоит не в том, чтобы сделать из ребенка специализированного священника, юриста или врача, а прежде всего человека вообще, с развитым умом, сильной волей и благородным характером, который мог бы наслаждаться жизнью и стоически переносить выпадающие на его долю невзгоды.

Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему общества, Монтень выступал против суровой дисциплины средневековых школ и в пользу внимательного отношения к детям. Образование, по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, развитием эстетического вкуса, воспитанием высоких моральных качеств. Многие идеи Монтеня были взяты на вооружение педагогами в 17 и 18 веках. Локк подробно развил идею о приоритете нравственного воспитания над образованием, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и отказ от принуждения в воспитании стали своего рода основой для теории естественного воспитания Руссо. Центральная идея теории развивающего обучения Монтеня заключается в том, что развивающее обучение немыслимо без установления гуманных отношений с детьми. Для этого обучение должно происходить без наказания, принуждения или силы. Он считает, что обучение с учетом особенностей развития возможно только при индивидуальном подходе. В своей книге «Опыты» в главе «О воспитании детей» Монтень писал: «Я хочу, чтобы учитель с самого начала, в соответствии с психическими наклонностями вверенного ему ребенка, дал ему возможность свободно выражать эти наклонности, предлагая ему пробовать разные вещи, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, наоборот, позволяя ему самому найти дорогу. Я не хочу, чтобы наставник решал все один и говорил один, но и слушал своего ученика». Здесь Монтень следует за Сократом, который был известен тем, что сначала давал говорить своим ученикам, а затем говорил сам. «Пусть учитель спрашивает ученика не просто о словах заученного урока, а о смысле и сути его; и пусть он судит о принесенной им пользе не по свидетельству памяти ученика, а по его жизни». И пусть он, когда объясняет ученику какую-либо вещь, показывает ее ему с сотни разных сторон и применяет ее к разным предметам, чтобы увидеть, правильно ли ученик понял ее и насколько он ее усвоил». «Воспитывайте в нем благородное любопытство; пусть он расспрашивает обо всем без исключения; пусть исследует все примечательное, что ему не встречается, будь то здание, фонтан, человек, поле битвы древности, места, через которые проходили Цезарь или Карл Великий». «После того, как молодому человеку объяснят, что ему нужно, чтобы стать лучше и разумнее, его следует обучить зачаткам логики, физики, геометрии и риторики; и какую бы из этих наук он ни выбрал, — поскольку его ум к тому времени будет уже развит, — он вскоре преуспеет в них. Его нужно обучать, то беседой, то с помощью книг; иногда наставник просто указывает ему на подходящего автора, в другое время он излагает ему содержание и суть книги в полностью разжеванном виде». На этом основана педагогическая теория Монтеня о развивающем обучении.

Популярные сегодня пересказы

  • Лес и степь — краткое содержание Тургенев Рассказ начинается с того, что герой-повествователь извиняется за то, что утомил читателя своими записками, однако он не может не сказать об охоте. Он полагает, что читатель его не был рождён охотником
  • Посмертные записки Пиквикского клуба — краткое содержание романа Диккенса Мистер Пиквик решил создать клуб, члены которого были бы заняты изучением характеров, привычек и нравов других людей. Вскоре такое объединение получило название Пиквикского клуба
  • Гёте Гете — это писатель из Германии. Его творения производят большое впечатление. Его шедевры имеют философию и бессмертие. Как бы это странно не звучало. Этот человек был добрым, разбирался
  • Мериме Проспер Мериме (1803 — 1870) – романист, переводчик и критик. Родился в Париже. Сын Жана-Франсуа-Леонора Мериме. Отец был художником и занимался химией. В возрасте 15 лет выучил английский.

Причина № 7: был инфлюенсером для современников и потомков

Ученые признают, что Монтень сильно повлиял на мировую литературу. В первую очередь — созданием жанра эссе, который подразумевает размышления на философские темы в свободной форме и выражение нескольких точек зрения по тому или иному вопросу. Жанр эссе у Монтеня позаимствовал Фрэнсис Бэкон для книги «Эccе, или Поучения, гражданские и моральные», а затем он стал появляться и у других авторов.

Кроме того, многие писатели вдохновлялись Монтенем и использовали его идеи в своих произведениях. Например, филолог Дж. С. Тэйлор установил, что у Шекспира встречается 750 прямых заимствований из «Опытов», а идея Монтеня о том, что «самая добровольная смерть наиболее прекрасна», повлияла на восприятие смерти в трагедиях драматурга — вспомним хотя бы окончание «Ромео и Джульетты».

Писатель повлиял и на русских авторов: например, Пушкин читал его еще в юности, а затем много раз перечитывал. В одном из писем к жене поэт просит: «Пришли мне Essais de Montaigne четыре синих книги на длинных моих полках».

Мишель де Монтень: Гасконец, опередивший время

Наверное, не ошибусь, если скажу, что слово «гасконец» у большинства из нас ассоциируется с Д’Артаньяном – воспевая бравого мушкетера, Дюма сделал знаменитой и его родину Гасконь.

Но вовсе не Д’Артаньян, а другой гасконец – Мишель де Монтень – оказал влияние на величайшие умы человечества. Им восхищались Шекспир и Пушкин, Мольер и Толстой, им зачитывались Паскаль, Декарт, Ларошфуко, Монтескьё (тоже, кстати, гасконец)… список можно продолжать бесконечно…

Монтень настолько опередил свое время, что сложно поверить, что он родился почти 5 веков назад…

Поиск золотой середины и умеренности во всем, достижение счастья как естественная цель человеческой жизни – то, к чему так или иначе возвращался Монтень в своей единственной, но гениальной книге «Опыты».

Во французском варианте произведение носит название Les Essais (произносится «эссе»), и именно оно дало имя целому жанру в литературе – эссе.

Очень консервативный в своих политических убеждениях, Монтень опередил свое время почти на полтысячелетия в своих педагогических взглядах.

Например: «Игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста», «Я наблюдал только такое действие розги – она или притупляет, или озлобляет».

Поистине новаторские идеи для того времени! Именно поэтому педагогическую теорию гасконца изучают будущие психологи и педагоги всего мира, включая Россию.

А французы изучают Монтеня в школе! Все, а не только будущие психологи и учителя. И не только главы о педагогике.

Конечно, 15‒17 лет – это слишком юный возраст, чтобы понять всю глубину мысли великого философа.

Но тем, кто в состоянии хотя бы немного проникнуться уравновешенной мудростью Монтеня, будет бесспорно легче в ситуациях выбора и при столкновении с жизненными трудностями.

Art de vivre?.

По мнению Мишеля Монтеня, человек существует для того, чтобы быть счастливым.

Возможно, поэтому впитавшие эту идею французы больше, чем многие другие, умеют ценить саму жизнь, получать удовольствие от простых вещей, сохранять душевное равновесие и не стремиться к эфемерному «успеху», лишающему жизнь ежедневных радостей и гармонии.

Может быть, именно идеи Монтеня и сформировали то самое Art de vivre (Искусство жить), которым славятся французы, атмосфера которого так привлекает туристов? Лично я не помню, чтобы нам в школе хотя бы раз говорили о личном счастье и его составляющих.

Нас ориентировали на служение идеям, гонку за достижениями и успехом, а не на искусство выстроить счастливую жизнь… Монтень же считал главным достижением «умение выработать состояние духа, при котором счастье чувствуется сильнее, а несчастье – слабее».

Конечно, «Опыты» Монтеня растащили на цитаты, которых при желании можно насчитать около 500. Например, здесь или здесь. Делитесь в х своими любимыми.

А если вы окажетесь на Юго-Западе Франции, обязательно включите в свою программу посещение Tour de Montaigne (Башни Монтеня). Она расположена примерно в 60 км от Бордо.

Именно здесь, в этой башне, Мишель де Монтень написал свои «Опыты». Рядом с башней есть замок Монтеня, но он был неоднократно перестроен после смерти философа, а вот башня сохранила первозданный вид.

Экскурсовод так интересно рассказывает, что хочется слушать его снова и снова!

Если хотите узнать подробности о том, как добраться до Башни Монтеня и что еще можно посетить неподалеку, не стесняйтесь написать автору канала «Французский багет»Тане Мэр по электронному адресу, указанному в описании канала.

Мишель Монтень

Монтень Мишель де (1533/1592) — французский писатель, философ. Его
художественный труд «Опыты» оказал большое влияние не только на последующих
философов и мыслителей, но и на многих писателей и поэтов. Содержание
размышлений Монтеня не сводится к одной какой-либо проблеме и представляет
собой огромную сферу интересов — от размышлений над различными философскими
категориями, понятиями до психологических, нравственных оценок и т.п.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 178.

Другие биографические материалы:

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.
Философ-гуманист (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический
словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр
«Академия», 2001).

Баландин Р.К. И даже на самом высоком из земных
престолов сидим мы на своем заду (Баландин Р.К. Сто великих гениев /
Р.К. Баландин. — М.: Вече, 2012).

Грицанов А.А., Бобр А.М. Мыслитель, юрист, политик
(Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Представитель возрожденческого скептицизма
(Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Стрельцова Г.Я. Писатель-гуманист и просветитель эпохи Возрождения
(Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН.
Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т.
II, Е – М).

Фролов И.Т. Отвергал религиозное учение о бессмертии
души (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Богуславский В.М. Идеализировал первобытное общество
(Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская
энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА — НАХИМОВ. 1966).

Произведения Монтеня было включено Ватиканом в 1676
году в индекс запрещённых книг (Философский энциклопедический словарь. —
М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М.
Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Воспитание должно способствовать развитию личности
(Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И. Пискунов. 2 изд.
перераб. М., 1981).

Происходил из среды «дворянства мантии» (Всемирная
история. Том IV. М., 1958).

Далее читайте:

Монтень. Опыты. Глава XXVI. О
воспитании детей. Госпоже Диане де Фуа, графине де Гюрсон.

Философы, любители мудрости
(биографический указатель).

Исторические лица Франции
(биографический указатель).

Сочинения:

Oeuvres complètes, ѵ. 1–6. P., 1924–27;

Essais, v. 1–3. P., 1992;

в рус. пер.: Опыты в трех книгах. М. – Л., 1954–60; 2-е изд., М., 1979–80.

Литература:

Богуславский В.М. У истоков французского материализма и атеизма. М., 1964;

Он же. Скептицизм в философии. М., 1990;

Рыкова Н.Я. Писатели Франции. М., 1964;

Michel P. Continuité de la sagesse française (Rabelais, Montaigne, La
Fontaine). P., 1965;

Glauser A. Montaigne paradoxal. P., 1972;

Norton G. Montaigne and the introspective Mind. P., 1975;

Montaigne (1580–1980). Actes du Colloque international (USA– France-1980).
P., 1983;

Screech M.A. Montaigne and melancholy: The Wisdom of the «Essais». L., 1983;

Konstantinovic J. Montaigne et Plutarque. Gen., 1989;

Tortel J. Montaigne. P., 1990;

Montaigne et la révolution philosophique de XVIII siècle. Brux., 1992.

Жанр

В творчестве Монтеня размываются жанровые границы: эссе стоит на стыке художественной литературы и документалистики. По сути, автор лишь размышляет, дает свои критерии оценки того или иного явления. Едва ли такой мыслительный процесс можно приравнять к фантазии, что составляет художественный вымысел.  Философ не придумывает яркую оболочку для своих сентенций, не разыгрывает театральное действо, где один из героев говорит то, что, по мнению творца, нужно делать. Он пишет серьезно, но при этом так просто, так понятно, что читателю становится ясно: без магии творчества здесь не обошлось. Человек, написавший «Опыты» – не только мыслитель, но и писатель, и сегодня, наверное, он стал бы звездой нон-фикшна.

Он не только смело рассуждает, он рискнул выставить на всеобщее обозрение свой психологический портрет. Жанр «Опытов» Монтеня — эссе, что отличается от других форматов тем, что личность рассказчика выражена ярко, текст не обособлен от авторского «Я». Это очень эмоциональный вид литературного творчества. Публицист сделал гигантский скачок от средневековой безликости, анонимности  к экспрессивной подаче своей точки зрения.

Развивающее обучение[ | ]

Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему общества, Монтень высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям. Воспитание по Монтеню должно способствовать развитию всех сторон личности ребёнка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием нравственных качеств.

Многие мысли Монтеня были восприняты педагогами XVII—XVIII веков. Так, идея приоритета нравственного воспитания перед образованием подробно развита Локком, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и отказ от принуждения в обучении явились своего рода основой теории естественного воспитания Руссо. Главной идеей в теории развивающего обучения по Монтеню является то, что развивающее обучение немыслимо без установления гуманных отношений к детям. Для этого обучение должно осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия. Он считает, что развивающее обучение возможно только при индивидуализации обучения. В своей книге «Опыты» в главе «О воспитании детей» Монтень пишет:

Здесь Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала заставлял говорить учеников, а затем уже говорил сам.

В этом заключаются основы педагогической теории Мишеля Монтеня.

Причина № 3: писал о личном

Монтень в «Опытах» не просто делится взглядами, а привносит в текст детали собственной жизни. Они становятся иллюстрациями к размышлениям писателя, дают возможность понять, почему он пришел к тем или иным выводам, и позволяют узнать его не только как мыслителя, но и как человека.

Каждая глава «Опытов» посвящена одному аспекту жизни, о котором хочет поразмышлять Монтень: «О педантизме», «Об одном упущении в наших порядках», «О дружбе». Но благодаря каждому очерку можно узнать что-то и о самом Монтене. Например, глава «О педантизме» начинается с того, что писатель рассказывает, как в детстве пытался найти причину неприязни к педантам и глубоко образованным людям. Читая об «упущении в порядках», можно познакомиться с отцом Монтеня и правилами, которые тот установил в хозяйстве. А рассказ о трудах Этьена де Ла Боэси — лучшего друга писателя — предваряют его размышления о дружбе в целом.

Мишель де Монтень

Мише́ль де Монте́нь — французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты».

Раз мы ненавидим что-либо, значит, принимаем это близко к сердцу.

Настоящий друг — это тот, кому я поверил бы во всем, касающемся меня, больше, чем самому себе.

Нет ответа более унижающего, чем презрительное молчание.

Если я цитирую других, то лишь для того, чтобы лучше выразить свою собственную мысль.

Если кто-нибудь спросит почему я любил так, как любил, я отвечу: потому что мы оба были верны друг другу. Это мой единственный ответ.

Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает происходящее.

Женщины нисколько не виноваты в том, что порою отказываются подчиняться правилам поведения, установленным для них обществом, — ведь эти правила сочинили мужчины, и притом безо всякого участия женщин.

Не достигнув желаемого, они сделали вид, что желали достигнутого.

Самая великая вещь на свете — уметь принадлежать себе.

Женщине, ложащейся в постель с мужчиной, нужно снять свою скромность вместе с юбкой, а облачиться в неё опять же с юбкой.

Любовь — неистовое влечение к тому, что убегает от нас.

Самым лучшим доказательством мудрости является непрерывное хорошее расположение духа.

Лучший дар, который мы получили от природы и который лишает нас всякого права жаловаться – это возможность сбежать. Природа назначила нам лишь один путь появления на свет, но указала нам тысячи способов, как уйти из жизни.

Тематика

По происхождению Монтень — дворянин, получил классическое образование, работал в парламенте. Однако в 38 лет он решил полностью изменить свой уклад жизни. Закончил все дела и уединился в родовом замке близ Бордо и прожил там до конца своих дней. Каждый день он писал небольшие заметки. Ему было, о чем поразмышлять, как-никак, за плечами был солидный жизненный опыт. Тематика сборника эссе «Опыты» самая широкая: от глубоких философских вопросов до бытовых неурядиц.

Новый взгляд на человека как на существо динамично развивающееся, о котором нельзя составить устойчивое и единообразное представление, рождает необходимость новых литературных форм, новых приемов изложения. Автор в себе самом акцентирует непостоянство, склонность к колебаниям, размышляет над зависимостью своих решений от внешних обстоятельств — короче, он подмечает такие душевные состояния, мимо которых проходила предшествующая литература. Утончается инструментарий психологического анализа, публицист как бы показывает внутренний мир личности, предельно крупным планом. Хотя к имени Бога он обращается достаточно часто, люди у него больше не руководствуются догматами церковной морали.

Монтеню-гуманисту наилучшим жизненным принципом представляется следование закону природы, соблюдение предписанной ею меры. Автор в духе Возрождения прославляет ценность повседневной жизни, а не загробной.

Семья и дети

Монтень был женат на Франсуазе де ла Кассе, дочери состоятельного торговца из Тулузы и коллеги Монтеня по службе в Парламенте Бордо. У пары родилось 6 дочерей, но только вторая, Леонора, пережила младенческий возраст. Монтень мало писал о супруге, но Леоноре посвятил множество страниц.

Единственная дочь в детстве не знала наказаний, воспитывалась в любви, наслаждаясь нежным отношением к себе родителей. Леонора дважды выходила замуж: за Франсуа де ла Тур, шевалье, в 1590 г. Через 4 года овдовела и стала женой Шарля де Гамаш. В каждом браке родилось по дочери.

Своей «названной дочерью» Монтень считал Мари де Гурнон. После смерти писателя она стала его литературным душеприказчиком: Мари занималась изданием и комментированием его книг.

Мари де Гурнон

Причина № 5: давал советы

В «Опытах» содержатся советы о самых разных сторонах жизни: дружбе, долге, страхе, воспитании детей, устройстве государства. Человек может прочитать главу о том, что его волнует сейчас, и позаимствовать опыт Монтеня, как при чтении поста блогера.

Изначально Мишель Монтень создавал «Опыты» не для широкого круга читателей. Поэтому он выбирает доверительный тон и наполняет текст советами, которые призваны помочь близким. В предисловии он пишет:

Но писатель решил, что книга должна быть опубликована, а не лежать в семейном архиве, и поделился своими знаниями о жизни со многими поколениями читателей.

Советы Монтеня — не далекие от жизни рассуждения философов. Его волнует не абстрактная истина, а решение человеческих проблем:

И чтобы помочь читателю овладеть этой наукой, он озвучивает определенные законы, которые могут пригодиться каждому человеку.

Причина № 2: сделал себя объектом размышлений

Единственное, чем объединены главы «Опытов», — личность автора

Самое важное в этом тексте — характер и взгляды Монтеня и то, как они проявляются с разных сторон в процессе осмысления разнообразных вещей

Сделать себя главным объектом произведения было неожиданным решением для писателя в XVI веке. Образ автора тогда не был так важен. Художественный мир в произведениях Франсуа Рабле или Эразма Роттердамского никак не отражает их индивидуальные черты. Даже публицистика мыслителей Возрождения (например, «Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандолы) посвящена размышлениям об абстрактном человеке и не включает личный опыт автора.

Сравнить Монтеня можно только с Данте, который за двести лет до этого создал «Божественную комедию» и сделал себя главным героем этой поэмы. Однако это было художественное произведение: вместо реальной биографии в нем появилась мифологизация отдельных событий жизни поэта. Кроме того, что Беатриче умерла, а Данте проходил тяжелый период жизни («очутился в сумрачном лесу») о том, что происходило в действительности, в поэме не говорится.

В предшествующей литературной традиции «Опыты» Монтеня находят параллели с «Исповедью» Блаженного Августина. Он тоже опирался на собственную биографию, чтобы доказать правильность своих воззрений, но в центре произведения для Августина был не он сам, а его общение с Богом. И только Монтень решил говорить в первую очередь о самом себе.

ІІІ том

Естественным стремлением всех живых существ является жажда овладеть знаниями. Недостаточность мышления приводит человека обращаться к опыту. Изучив себя, Монтень, довольно быстро научился понимать других людей. Друзья не раз удивлялись его способности понимать жизненные обстоятельства намного лучше их самих. Причиной было то, что автору был поставлен не одни смертельный диагноз, и чтобы помочь другим, он рассказывал, как сам себя погубил. Ведь в молодости никто не задумывается о последствиях и пагубно относится к здоровью. Монтень узнал о камне в почках, и врач объяснил это пристрастием в юношестве к острым блюдам. Также, автор был бесплоден. Скорая смерть и не рождение потомков заставило его пересмотреть еще большее количество жизненных опытов и это стало толчком для написания третьего тома рассказа, где приводится много примеров, как сохранить здоровье с самого начала.

Все три тома рассказов Монтеня « Опыты» учат читателей в первую очередь оставаться человеком при разных жизненных ситуациях, не подражать большему количеству людей, рассчитывать на собственные силы и бережно относится к собственному здоровью с самого начала жизни.

Оцените произведение:

2.96

Голосов: 26 Читать краткое содержание Монтень — Опыты. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Память[ | ]

  • Имя Мишеля Монтеня носит улица в VIII округе Парижа.
  • Имя Мишеля Монтеня носит с 1990 года Университет Бордо III.
  • Во французской элитарной Национальной школе администрации по традиции каждому выпуску присваивается имя выдающегося деятеля прошлого. Выпуску 1988 года было присвоено имя Мишеля Монтеня.
  • В честь Мишеля Монтеня неоднократно выпускались почтовые марки: во Франции в 1943 году, в Монако в 1980 (к 400-летию «Опытов») и 1996 годах.
  • В 2012 году Парижский монетный двор выпустил памятную монету номиналом 10 евро в серии «Евро регионов», посвящённую Аквитании и несущую изображение и цитату из Мишеля Монтеня («Mon métier et mon art, c’est vivre» — «Жизнь — вот моё занятие и моё искусство»).
  • Труд Мишеля Монтеня «Опыты» включён в том 25 издаваемой с 1952 года в США серии «Великие книги западной цивилизации».
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: