Художник питер брейгель (старший) — жанровая живопись, пейзажи и натюрморты 16 века

ТВОРЧЕСТВО

Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица.

Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название — «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

Найти художественные средства для изображения того, что происходило на его родине, помогли художнику фантастические полотна Иеронима Босха.

В Поклонении волхвов художник в иносказательной форме показал, что рождение ребенка не вызывает радости, если в мире царят война и смерть композиционным центром картины, полностью заполненной людьми, служит печальная фигура Девы Марии с Младенцем на коленях. Она закутана в голубой плащ, и ее лица почти не видно

Ее фигура, написанная в холодных тонах, контрастирует с окружением, решенным в теплых тонах, и потому невольно притягивает к себе внимание зрителя. За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушающего нашептывание случайного прохожего

Перед Марией — трое волхвов. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары.

Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. У входа, внутри и вокруг хлева, где Мария произвела на свет Младенца-Христа, толпятся насмехающиеся над событием люди, выражения их лиц крайне жестоко. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Тем самым художник как бы переносит Рождение Христа в современные ему, объятые войной Нидерланды. Художественные образы Брейгеля перегружены смысловым содержанием: намеки на злободневность, библейское иносказание, игра воображения самого художника — все это включается в тесные рамки одного произведения.

Все это придает и его хранящейся в Лондонской Национальной галерее картине Поклонение волхвов глубочайший смысл.

ЖАТВА

Известно пять картин Брейгеля (1525/1530-1569), посвященных временам года, и одна из них — находящаяся в музее Метрополитен «Жатва». Она, как и остальные, была выполнена по заказу многолетнего патрона художника Никласа Йонгелинка для его дома под Антверпеном.

В этой серии нашла свое отражение средневековая традиция украшать календари изображениями человеческих занятий, относящихся к определенному месяцу года. «Жатве», как считается, соответствует август. В то же время это уже чисто ренессансное произведение, в нем заметно влияние итальянской живописи Возрождения, богатство которой Брейгель мог видеть во время своего путешествия. Однако все воспринятое было им сильно переработано, и на первый план выступает уже его собственное, брейгелевское, восприятие мира. Взять хотя бы то, что никто из его современников не создавал таких пейзажей и панорамных картин крестьянского труда.

Привольно раскинувшийся пейзаж — золотое море пшеницы, деревня и желтые поля вдали — уходит в туманную дымку, к далекому озеру. Это пространство обжито людьми, которые жнут, вяжут снопы, везут огромный воз пшеницы, едят и спят под деревом и там, в деревне, тоже занимаются хозяйственными делами. Брейгель часто бывал в сельской местности и хорошо знал крестьянскую жизнь. Она была для него постоянным источником вдохновения.

Здесь, как и в остальных произведениях цикла, подчеркнуто то равновесие природы и человека, которое достигается только достойной жизнью. К выводу о том, на каком договоре между человеком и природой — читай Богом — держится мир, Брейгель ненавязчиво подводит своей картиной.

Питер Брейгель-старший: картины с названиями и описанием :

Нидерландский художник Питер Брейгель-старший, картины которого мы рассмотрим, родился в 1525 году и умер в 1569 году, 15 сентября. Брейгель известен под прозвищем Мужицкий. Питер Брейгель-старший картины писал преимущественно на бытовые темы. Основные произведения живописца мы представим в этой статье.

«Времена года»

Цикл картин на эту тему содержал 6 или 12 работ. На сегодняшний день их осталось только пять. Питер Брейгель-старший картины с названиями «Охотники на снегу», «Возвращение стада», «Сенокос», «Жатва» и «Сумрачный день» написал предположительно в 1565 году. Именно с этих жанровых сцен мы начнем представлять произведения художника.

Работа «Охотники…» показывает, как предполагается, декабрь или январь.


Три уставших охотника со стаей гончих возвращаются с небольшими трофеями домой. Слева от них, на улице, перед гостиницей «У оленя», находится семья, которая разжигает огонь, чтобы опалить свинью. Пейзаж, который мы видим сверху, – это долина с замерзшей рекой и деревеньки. Везде бурлит жизнь. Кто-то катается на коньках или санках, кто-то тушит пожар на крыше, кто-то носит хворост. Цветовая гамма темна, в особенности зеленый лед и небо, они контрастируют с белизной снега и холмов вдали.

Раннюю весну без единого просвета солнышка мы видим при изображении «Сумрачного дня». Один из персонажей занят обрезкой ветвей, другой собирает их в вязанки, еще трое подвыпили и бездельничают. По бурлящей реке несутся, как щепки, кораблики. По мрачному небу ветер гонит тучи.

Творчество

Полноценной датой начала творческого пути в мир живописи можно назвать 1964 год, так как именно он стал самым щедрым в плане картин. В то время написаны такие шедевры, как «Поклонение волхвов», серия «Времена года», «Вавилонская башня» и другие.

Многих людей волнует вопрос, почему же Брейгеля звали «Мужицким». У искусствоведов есть ответ: скорее всего, такое прозвище ему дали из-за стиля и характера картин. В своих работах Питер показывал простых людей: крестьян и горожан. На тот момент такие сюжеты никто не писал, так как они считались слишком простыми и «брутальными», из-за чего не подходили под стандартное понятие «искусство».

Памятная доска Питеру Брейгелю в церкви Нотр-Дам-де-ла-Шапель

Мне нравитсяНе нравится

Большие рыбы поедают малых

«Большие рыбы поедают малых» (вариант: «Большая рыба поедает маленьких рыбёшек») – одно из наиболее часто встречающихся изображений в творчестве Питера Брейгеля Старшего и одна из первых многочисленных работ художника, основанных на пословицах. Это изображение огромной вытащенной на берег рыбы, изо рта которой выпадает множество средних и мелких рыб. Маленькая фигурка в шлеме огромным ножом вспарывает брюхо большой рыбы, откуда вываливается ещё больше морских существ. Земля, воздух и вода, кажется, переполнены странным ассортиментом существующих и фантастических водных гадов.

На переднем плане мужчина указывает на сцену сопровождающему его сыну. Смысл его жеста передаётся надписью ниже, которая в переводе с фламандского гласит: «Смотри! Большая рыба питается мелкой рыбой. Смотри, сын мой, я всегда знал, что большие рыбы поедают малых».

Это – адаптированная форма древнеримской пословицы, которая на гравюре выведена прописными буквами под изображением. Она говорит о бессмысленном мире, в котором сильные инстинктивно и последовательно охотятся на слабых. То, что сын понимает урок, видно из его жеста по отношению к другому человеку в лодке, который извлекает небольшую рыбу из более крупной.

Питер Брейгель Старший считается важнейшим голландским иллюстратором XVI века. Его рисунки, созданные в эпоху политических, социальных и религиозных преобразований, демонстрируют сложный мир, одновременно реальный и воображаемый. Художник размышляет над социальными условиями юмористическим, приземлённым, проницательным и глубоко критическим образом, сосредотачиваясь при этом на трагедии и величии, но в то же время нелепости и хлипкости человеческого существования.

Гравюра была опубликована через 40 лет после начала протестантской Реформации – радикального разрыва с католической церковью, спровоцированного немецким проповедником Мартином Лютером в 1517 году. Его критика была направлена в том числе на явное разложение и идолопоклонство в католических религиозных образах. Одним из практических результатов Реформации стало появление новых жанров искусства, которые не были религиозными по сути, но включали представление сцен из повседневной жизни и культуры. В этом смысле работа «Большие рыбы поедают малых» является особенно ценным примером.

Блестящая визуализация поговорки впервые была задумана Брейгелем как рисунок, подписанный художником и датированный 1556 годом (ныне хранится в венской галерее Альбертина). Однако в левом нижнем углу гравюры стоит не его имя, а Иеронима Босха, который умер в 1516 году. Ответственность за это, очевидно, несёт издатель и коммерсант Иероним Кок, который заказывал Брейгелю рисунки для гравюр. Будучи ловким и предприимчивым дельцом, Кок быстро понял, что картины маслом слишком дороги и доступны немногим, а вот хорошую гравюру может позволить себе каждый. Найдя остроумного и техничного рисовальщика в лице Брейгеля, он поручил ему цикл о смертных грехах — на порок и одновременно на мораль всегда есть спрос. Иногда издатель опускался до запрещённых приёмов, например, подписал гравюру именем очень популярного, но давно покойного Босха, который, естественно, не мог предъявить претензий.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Первоначально фамилия художника писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий его детей), однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel.

Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года. Наверняка художник не имел недостатка в просьбах написать портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель подобных заказов не принимал.

Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Питер Брейгель Старший

Пи́тер Бре́йгель Ста́рший, известный также под прозвищем «Мужицкий» — нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).

Слайд 2

Текст слайда:

Биография Питера Брейгеля Старшего

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами. Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города. Обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. Там он проработал до 1550-го года.

Слайд 3

Текст слайда:

В 1552—1553 годах Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей. Он был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.

Рисунок “Художник и знаток”, ок.1565 г.

Слайд 4

Текст слайда:

Творчество художника

Творчество Брейгеля было крайне разнообразным. Например, он нередко прибегал к такой форме живописи, как пейзаж. Сочетание прямого, непосредственного наблюдения с условными формулами и создает эффект неизъяснимой притягательности картин Брейгеля. Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма.

Падение Икара (ок. 1558 г., Брюссель, Королевский музей изящных искусств)

Слайд 5

Текст слайда:

Одной из главных тем в творчестве Брейгеля является изображение человеческой слабости и глупости – наследие позднесредневекового мышления. Во многих картинах мастера персонажи, изображенные со всеми подробностями и красочно одетые, имеют лишенные индивидуальности лица, напоминающие маски. Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность.

Питер Брейгель Старший. «Триумф смерти», 1562 год

Слайд 6

Текст слайда:

Мизантроп. 1568

Как в начале, так и в конце своего жизненного пути Брейгель размышляет о прирожденной глупости человека. Например, на картине “Мизантроп” (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика.

Слайд 7

Текст слайда:

Особенности творчества Брейгеля

Брейгель многолик: он был одновременно средневековым моралистом и пейзажистом в современном смысле слова; был истинно северным художником, и вместе с тем его живопись отмечена итальянским влиянием. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. Величие Брейгеля заключается в утверждении неразрывной связи между человеком и природой, а также в глубоко человечном видении христианской истории как живой реальности.

Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей)

Слайд 8

Текст слайда:

Последние годы жизни П.Брейгеля

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными».

Сорока на виселице. 1568

Слайд 9

Текст слайда:

Последние годы жизни П.Брейгеля

5 сентября 1569 г. мастера Питера Брейгеля не стало. Молодая вдова похоронила его в брюссельском соборе Нотр Дам де Шапель. Его картины стали культурным достоянием всего мира, а его имя оставило неизгладимый след в мировой художественной культуре и истории.

Собор Нотр Дам де Шапель, наши дни

Ян Брейгель Старший

Ян Брейгель Старший, Бархатный, (1568-1625) учился в Брюсселе, работал в Неаполе, Риме и Милане, затем в Антверпене, был великолепным живописцем и рисовальщиком. На выставке представлен эффектный, необычайно тонко и тщательно исполненный натюрморт с букетом, составленным из цветов разной формы и окраски, в глиняной вазе.

Ян Брейгель Младший. Букет цветов в вазе

Ян Брейгель Младший

Изображения цветочных букетов в религиозных сценах появились в европейской книжной миниатюре и живописи позднего Средневековья. Они создавали символическую композицию с Мадонной и Младенцем. А также сцены Благовещения, где ирисы и белые лилии иносказательно говорили о непорочности Девы Марии. Современникам художника были хорошо известны слова Эразма Роттердамского о двойном удовольствии, получаемом от изображения яркого цветка. Ведь здесь преклонение перед мудростью Природы соединяется с восхищением мастерством живописца.

Ян Брейгель Младший. Прибрежный пейзаж с фигурами на берегу

Что было делать в начале жизни Яну Брейгелю Младшему (1601-1678), имея таких гениальных родственников. Он стал учеником известного антверпенского живописца Яна Брейгеля Старшего (Бархатного), своего отца. А в 1622 году, следуя примеру отца и деда, он направился в Италию, работал в Милане и в Палермо. Там встретился с другом детства Антонисом ван Дейком.

Ян Брейгель Младший. Деревенский пейзаж

Искусство Младшего Брейгеля

В 1625 году художник возвратился в Антверпен в связи со смертью отца и необходимостью возглавить семейную мастерскую. В Вене и Париже Ян Брейгель Младший создавал произведения для венценосных заказчиков, был соавтором работ многих антверпенских мастеров, в том числе Рубенса. У Яна Брейгеля Младшего было одиннадцать детей, и пятеро из них: Ян Петер, Абрахам, Филипс,Фердинанд и Ян Баптист, также были живописцами. Они обязательно принимали участие в деятельности семейной мастерской.

Ян Брейгель Младший (1601–1678). Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры

Ян Брейгель Младший в своих картинах приближается к непревзойденному качеству миниатюрной живописи. В них прослеживается настойчивое стремление увидеть в обыденном пейзажном мотиве нечто исключительное и загадочно-привлекательное. Художник достигает этого изящным рисунком деталей. Уровень живописного мастерства Яна Брейгеля Младшего был очень высоким.

Ян Брейгель Младший. Большой букет (Фрагмент)

Живописное мастерство

Картина «Большой букет из лилий, ирисов,тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры» Яна Брейгеля Младшего считается самой большой по размерам работой мастера. Обилие нескольких разновидностей роз, примул, васильков, нарциссов и других белых, красных и синих цветов давало возможность зрителям XVII века искать символику изображений. Цветы намекают на то, что красота материального мира преходяща, а мастерски написанная керамическая ваза — на бренность всего земного. Ваза украшена овальными медальонами с фигурами лежащих Амфитриты и Цереры, языческих богинь Воды и Земли, двух важнейших веществ, необходимых для жизни цветов.

Ян Брейгель Младший. Аллегория вкуса

Картина «Аллегория вкуса» Яна Брейгеля Младшего изобилует множеством аллегорических деталей. За столом, уставленным яствами, сидит женщина с чашей вина, ее угощает рогатый сатир. Рядом стоит большое блюдо с устрицами. Устрицы считались в ту пору деликатесом, как и вино, стимулирующим сексуальную потенцию. Кажется, это мнение бытует и в наше время.

Йос Де Момпер Младший и Ян Брейгель Младший «Деревенский пейзаж с колодцем»

Самые известные работы

Этот загадочный человек смог оставить огромный след в мировой живописи, благодаря своему нестандартному взгляду на вещи и мир.

«Падение Икара» (1558)

Падение Икара. (1558) Холст, масло. 73,5 × 112 см

Мне нравится4Не нравится1

Простой зритель с первого взгляда даже не поймёт, где же Икар? Но те, кто читал мифы Древней Греции, прекрасно помнят, что по легенде Икар и его отец смастерили крылья из воска и перьев. К сожалению, Икар из-за гордыни подлетел слишком близко к солнцу, воск растаял, и перья рассыпались. Сам Икар упал и разбился о воду. Тело юноши видно в воде, но никто ему не помог, т.к. все заняты своим делом.

«Фламандские пословицы» (1559)

Фламандские пословицы. (1559) Доска, масло. 117 × 163 см

Мне нравитсяНе нравится

Картины Питера Брейгеля отличаются огромным количеством деталей, поэтому художника часто называют приемником Босха. Название «Фламандские пословицы» отлично отражает смысл полотна: на нём художник изобразил сразу 119 иллюстраций к различным поговоркам.

Часть их них до сих пор понятна современникам из Нидерландов, но некоторые уже потеряли смысл. Например, одна из пословиц звучит как «надеть синий плащ» – сейчас эта фраза бессмысленна, но во времена Брейгеля так называли измену.

«Вавилонская башня» (1563)

Вавилонская башня (1563) Дерево, масло. 114 × 155 см

Мне нравится6Не нравится

Эту картину видели, наверное, все: классический библейский сюжет про то, как люди хотели добраться до Бога. Особенность этой работы (как и у многих картин Питера) – огромное количество деталей. Вавилонская башня представляет собой панораму, в которую вписаны мельчайшие элементы. Именно по ним можно понять, что башня не такая величественная, как многим кажется. Её строят обычные люди, они в этом же строении и живут. У каждого есть своя работа, которую они выполняют.

Сама же башня тоже не идеальна. Она ещё не закончена, но уже имеет неправильную форму, часть конструкции держится на лесах. Всё это отлично олицетворяет человеческое общество – хрупкое, вовсе не величественное, но единое.

«Охотники на снегу» (1565)

Охотники на снегу (1565) Доска, масло. 117 × 162 см

Мне нравится4Не нравится

Работа признана одним из величайших творений Эпохи Возрождения. Но почему? Сюжет здесь вполне обычный и, на первый взгляд, особых деталей нет. Но это только так кажется!

Стиль исполнения чашеобразный: перспектива смещается внутрь, будто бы засасывая зрителя. И это неспроста, так как всё спрятано именно в глубине.

Также, как и в Вавилонской башне все заняты своим делом: кто-то играет в кёрлинг, а кто-то пытается потушить пожар. Каждый конкретный кусочек холста представляет собой отдельную картину со своим маленьким сюжетом, в который хочется вглядываться.

«Крестьянская свадьба» (1568)

Крестьянская свадьба (1567) Дерево, масло. 114 × 163 см

Мне нравится2Не нравится

Ещё одна, казалось бы, непримечательная картина. Но нет! Как уже упоминалось выше, прозвище «Мужицкий» Брейгель получил как раз за изображение простого люда. И это один из таких примеров: до «Крестьянской свадьбы» нанять художника для изображения подобного праздника могли только короли или очень богатые аристократы, поэтому общество было очень потрясено таким решением художника показать торжество обычных людей.

В плане сюжета здесь не так много элементов, как на прошлых полотнах: Питер Брейгель отлично показал простых людей через поведение и одежду. Разглядывая каждого из них, можно представить такого человека в жизни, его манеры и характером (в отличие от обобщённых фигур).

Картины художника

Фламандские пословицы

Уже в ранний период своего творчества Брейгель стал обращаться к излюбленной в те времена теме «заблудшего человечества». Более ста поговорок, несущих житейскую мудрость о глупости и жадности, удивительно воплотились в живописном решении картины. Многие из этих изречений в ходу до сих пор. Брейгелю удалось связать воедино множество отдельных мелких сценок и составить общую композицию так, что перед нами развернулась картина повседневной жизни улицы. Брейгель передает житейскую мудрость посредством архитектурных форм и образов природы. Его изобретательность практически безгранична, многие сценки носят гротескный характер. Человек, сидящий на зубце крепостной башни, символизирует поговорку «держать нос по ветру», т.е. приспосабливаться; человек рядом с ним «бросает перья по ветру», т.е. тратит силы впустую; а женщина в окне тратит попусту время, «глазея на журавля». Падающий человек «скатывается с быка на осла» — это значит, что его дело находится в упадке. Многие поговорки и сегодня встречаются в обиходе. Мужчина в домике на колонне «играет на позорном столбе», т.е

привлекает к себе всеобщее внимание, будучи посмешищем. В уборной в правом нижнем углу «двое испражняются в одно очко», т.е

являются закадычными друзьями.

Изгнание падших ангелов

1562 год. Брейгель использует этот библейский сюжет как предлог для изображения демонов и чертей, которых его современники считали вполне реальными существами. Архангел Михаил, изображенный в центре, вместе с небесным воинством изгоняет восставших против Бога ангелов. Последние превращаются в фантастических существ — обитателей ада. Они предстают в виде людей и животных с раскрытыми ртами и распоротыми животами.

Калеки

1568 год. Калеки — обыденное явление повседневной жизни средневековья. Художник показывает несовершенство человека без тени сострадания и презрения. Головные уборы свидетельствуют о принадлежности персонажей к разным сословиям и выдают их, как говорится, с головой: шлем — воина, корона — дворянина, шапка — крестьянина, меховой головной убор — горожанина, митра — клирика. Нидерландская поговорка гласит: «Ложь, как и калека, ходит на костылях». Согласно этому, все персонажи картины — лжецы.

Пейзаж с падением Икара

Около 1558 года. Брейгель дает свою трактовку известного античного сюжета. Икар, взлетевший с острова Крит на крыльях из перьев, скрепленных воском, поднялся слишком близко к солнцу и упал в море. Его фигурка едва различима на картине, тогда как акцент ставится художником на фигуре землепашца на переднем плане. Необычайно реалистичная манера изображения природы, гармонирующей со сценами повседневной жизни, оказала влияние на развитие пейзажной живописи.

Страна молочных рек и кисельных берегов

1567 год. Аллегория достатка и благополучия соответствует представлениям общества о рае на Земле. Под столом лежат сомлевшие от сытной еды воин, крестьянин и ученый (или клирик). Круглая форма стола, а также расположение фигур людей, по замыслу художника, символизируют вечный круговорот жизни. Резкий обрыв указывает па участь человека, предающегося исключительно материальным радостям и заботам.

Слепые

1568 год. В основе картины лежит художественная интерпретация притчи Христа (Матф. 15, 14) о духовной слепоте человеческого рода, невосприимчивости к истинной вере. Вереница слепы следует за слепым, и их падение в яму неизбежно. С удручающей наглядностью Брейгель показывает обречет этих людей.

Мизантроп

1568 год. Картина представляет собой позднее крупнофигурное произведение художника. То ли нищий, то ли бродяга, помещенный художником в прозрачную сферу, напоминающую державу, отрезает у старика в монашеской рясе висящий на ремне кошелек с деньгами. Внизу надпись: «Поскольку этот мир настолько вероломен, я пребываю в печали». Открытым остается вопрос, кто кого обманывает: богатый человек — мир или мир этого человека. На дальнем плане довольный своей жизнью пастух со стадом овец.

Путешествия

Иероним Кок предложил Брейгелю отправиться в путешествие по странам Европы, чтобы набраться опыта в написании пейзажей. В 1552–1553 гг. нидерландский художник колесил по Европе, побывав в Италии, Франции, Швейцарии.

Особенно сильное впечатление на Брейгеля произвела Италия с её древней архитектурой, шедеврами эпохи Возрождения, живописными морскими пейзажами и шумными гаванями. Именно в Италии Брейгель написал одно из первых знаменитых своих произведений — «Пейзаж с Христом и апостолами».

В итальянский период Питер Брейгель тесно сотрудничал с известным мастером Джулио Кловио, который славился своими миниатюрами, украшавшими религиозные книги и рукописи.

После окончания путешествия Брейгель вернулся в Антверпен. Он вновь стал работать в мастерской Иеронима Кока, работая над гравюрами на самые разные темы.

Картина «Слепые», Питер Брейгель-старший

Сюжет основан на притче из Библии, которая гласит, что если слепец ведет слепого, то они обязательно попадут в яму.

На картине, двигаясь цепью и держась один за другого, медленно идут слепые. Исследования показали, что каждый ослеп от разных причин, так детально изобразил художник незрячие глаза. Каждый из них поднял голову, полагаясь не на зрение, а на обоняние и слух. Поводырь уже упал в пруд. Следующий уже запнулся за него. Третий вот-вот оступится. Остальные пока ни о чем не подозревают, но скоро все будут вместе. Художник сумел изобразить нарастание падающего движения. Никто не придет им на помощь. Не спасет от неминуемой гибели в пруду. Их гибель предначертана. На лицах – беспомощность и ужас. В центр мира живописец поставил судьбы живых людей, о которых никто не пожалеет. Так и зрячих, которые, кажется, видят дорогу, провидение ведет зачастую в пропасть.

Картина «Сорока на виселице» написана перед смертью художника. Она завершает его творчество, наполненное духовными исканиями.

Интересные факты из жизни художника Питера Брейгеля

  1. Из-под кисти Брейгеля не вышло ни одного портрета на заказ, хотя такие предложения ему приходили постоянно.
  2. Художник никогда не писал и обнажённых натур, хотя сейчас это основа анатомии и живописи.
  3. Живописец стал первым, кто начал изображать сюжетные картины, герои которых – простые люди и библейские персонажи.
  4. Личность художника настолько загадочна, что из всех написанных им работ было признано официально лишь 45.
  5. Большая часть произведений Брейгеля хранится в Национальном музее в Вене.

Питер Брейгель остаётся, пожалуй, одним из самых загадочных художников эпохи Возрождения. Известна лишь малая часть его жизнь, остальное – гипотезы и теории, выстроенные искусствоведами и историками.

После себя Питер Брейгель оставил не только выдающиеся работы, поражающие сознание ценителей искусства до сих пор, но и двух сыновей и внука, которые внесли не меньший вклад в историю мирового искусства.

Описание картины и особенности композиции

Сюжет картины весьма характерный и каноничный – это пляска смерти, которую рисовали многие авторы позднего Возрождения. Но Брейгель не просто стирает грань между миром живых и царством смерти, показывая беспомощность человека перед старухой с косой, а рассказывает историю своего края. Сюжета здесь просто нет: люди живут, любят, играют на музыкальных инструментах и по разному реагируют на приход смерти.

Если приглядеться, то можно увидеть на картине и орудия труда тех времен, и одежду представителей разных сословий, и музыкальные инструменты, и оружие конца 16 века. Здесь есть сцены охоты, азартных игр и похорон. Это действительно нидерландская провинция, а не абстрактный народ, какой принято изображать на картинах в стиле Dance Macabre времен позднего возрождения.

В картине сочетаются две изобразительные традиции – гравюра Северного возрождения и итальянские фрески на тему Триумфа смерти. Их Брейгель мог видеть в Пизе на кладбище Кампо-Санто и в Палермо во дворце Склафани.

Автор специально завысил линию горизонта – это позволило ему изобразить триумф смерти с большим размахом.

Здесь нет природы, которую Брейгель делал королевой своих полотен – вся земля в реальности картины выжжена. Вместо деревьев – орудия пыток и казни, которыми активно пользуются воины смерти. За горизонтом – обмельчавшее море с тонущими кораблями. Цветовая гамма картины – темная или тусклая, но какой она еще может быть там, где мир завоевала смерть.

PS.

Подведём итог про Брейгеля:

Брейгель – это художник-философ. Его нужно не рассматривать, а “читать”.

В его картинах сочетается нравоучение и любовь к жизни.

Брейгель НЕ был последователем Босха.

Брейгель уникален. Потому что главные герои его картин – простые люди. На это отважатся лишь 300 лет спустя Милле и Ван Гог.

Брейгель – гениальный художник.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: