Диего веласкес биография. художник

Эпилог

Вся жизнь и творчество Веласкеса были теснейшим образом связаны с испанском монархической семьёй. Не только Филипп IV, но и его старшие дети Бальтазар Карлос и Мария Тересия (будущая королева Франции), его вторая жена Марианна Австрийская и их дети Маргарита и Филипп Просперо – все считали художника за своего. Он был их хронографом, летописцем их семейной и государственной истории, и он же был распорядителем многих важнейших дел – совершенно незаменимым человеком. Так что Веласкес имел основание (хотя, конечно, дерзость этого была беспрецедентной) в «Менинах» вписать в семейных круг королевских особ и собственную персону. Здоровье 61-летнего художника подорвала подготовка к грандиозному династическому браку: дочь Филиппа IV обручалась с королём Франции Людовиком XIV. От испанской стороны всем сложнейшим процессом подготовки руководил главный королевский интендант и обер-гофмаршал Веласкес. Внезапно он почувствовал себя настолько плохо, что вынужден был возвратиться в Мадрид. Смертельное переутомление выглядело не слишком убедительным объяснением болезни. 6 августа 1660 года после недельной агонии Веласкеса не стало. Он умер в присутствии короля. Филипп IV не смог допустить, чтобы его фаворит отправился в вечность без королевского и дружеского благословения.

Рождение и семья

Будущий живописец родился в июне 1599 г. в Севилье. Его отец и мать были по происхождению португальцами. Всего в их семье воспитывалось 8 детей. Диего был первенцем. Спустя несколько дней после появления на свет (06.06.1599 г.) мальчик был крещен в соборе Св. Петра, где когда-то венчались его родители.

Диего Веласкес

В соответствии с распространенным андалузским обычаем, став взрослым, Диего выбрал для себя фамилию матери (так же поступил и его младший брат-художник). Однако сохранились документы, где живописец подписался двойным именем, сочетающим фамилии и матери, и отца: «Сильва-Веласкес».

Литература

на русском языке
  • Знамеровская Т. П. «Прядильщицы» как итог развития бытового жанра в творчестве Веласкеса (ко 300-летию со дня смерти) // Научные доклады высшей школы. Серия исторических наук. № 2, 1961
  • Знамеровская Т. П. Веласкес, М., 1978.
  • Каптерева Т. П. Веласкес и испанский портрет XVII века. М., 1956.
  • Кеменов В. С. Картины Веласкеса. М., 1969.
  • Кеменов В. С. Веласкес в музеях СССР. Л., 1977.
  • Королёва С. Диего Веласкес / В серии «Великие художники» — Т 10 — К., 2010 — 48 с.
  • Левина И. М. Диего Веласкес. «Завтрак». Л., 1948.
  • Левина И. М. Новое о Веласкесе // Искусство, 1975. № 2. С. 61-64.
  • Малицкая К. М. Отражение жизни Испании XVII века в исторических и жанровых композициях Веласкеса. // Труды Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, М., 1960.
  • Ротенберг Е. И. Веласкес. Тематические принципы. Советское искусствознание. Вып. № 22. М., 1987. С. 238–296.
  • Якимович А. Художник и дворец: Диего Веласкес. — М.: Советский художник, 1989. — 270 с. — ISBN 5-269-00014-8.
  • Веласкес, Диего Родригес // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
на др. языках
  • C. Justi, «Diego Velazquez und sein Jahrhundert» (Бонн, 1888, 2 т.);
  • W. Stirling Maxwell, «Velazquez und seine Werke» (перев. с английского, Берлин, 1856)
  • Paul Lefort, «Velazquez» (общедоступный труд, входящий в состав серии книжек: «Les Artistes célébres»).
  • Camon Aznar J. Velazquez. T. 1-2. Madrid, 1964.

Мадрид

В Мадриде Веласкес начинает сразу с портретов «топов»: он пишет королевского капеллана Хуана де Фонсеку, знаменитого поэта Луиса де Гонгору и своего патрона Оливареса. Пишет настолько здорово, что это впечатляет короля. Первый же «пробный» портрет Филиппа IV (не сохранившийся) приносит Веласкесу звание pintor de camera – придворного художника, наделённого единоличным и исключительным правом писать монарха (, , ). Без промедлений, забрав жену и дочек, Веласкес перебирается жить во дворец. Здесь тянет пофилософствовать: что это было? Как смог 24-летний художник без видимых усилий и напряжения, вот так вот запросто, с первой попытки стать личным художником короля? Филипп IV был человеком утонченным и образованным, он был восприимчив к искусству, а Веласкес – почти сверхъестественно талантлив. Всё это так. Но даже это не выглядит достаточной причиной.

Мастерская Веласкеса располагалась прямо в королевских апартаментах. Ключи от неё имелись у двух людей – художника и короля. Внутри стояло особое королевское кресло. Монарх, управлявший половиной мира, по нескольку часов безропотно стоял «по стойке смирно», когда художнику хотелось запечатлеть какую-то особо торжественную позу. В отсутствие Веласкеса Филипп отпирал своим ключом мастерскую, усаживался в кресло, смотрел на незавершённые портреты и погружался в приятную задумчивость. Похоже, он нашёл себе друга. Того, кому можно доверять без остатка и кто превратит твои слабые стороны – в силу.

Испанский философ и социолог Хосе Ортега-и-Гассет заметит, что всё наследие Веласкеса, за не особо многочисленными исключениями, – это портреты самого короля и его ближайшего окружения: его жён (Филипп был дважды женат) и детей, министров и фрейлин, шутов и карликов, лошадей и собак.

Веласкес недолго оставался придворным художником. Ведь что такое художник? Да просто ремесленник! Но очень скоро Филипп даровал ему более высокие должности. Сначала камергера, потом – ответственного за все работы в королевских покоях, еще позже – главного интенданта, высшей ступени в придворной иерархии. Под конец жизни Веласкес получит еще и чин обер-гофмаршала. Пожалуй, более головокружительной придворной карьеры из художников за всю историю не сделал никто.

Итальянские путешествия Веласкеса

Первое путешествие в Италию Веласкес совершил в 1629 г. в качестве королевского камергера. Оно не было особенно приятным для художника в связи с тем, что итальянцы недоброжелательно относились к испанцам. Но сам Веласкес цель посещения Италии определил для себя как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Это ему удалось. Знакомство с творениями великих итальянских художников несколько изменило стиль живописца: он стал более свободным, колорит – менее тёмным.

Д. Веласкес «Вилла Медичи в Риме. Конец дня» (1630). Холст, масло. 48,5х43 см. Прадо (Мадрид)

В конце 1648 г. Веласкес совершил второе путешествие в Италию по приказу короля с целью приобретения для королевской коллекции шедевров итальянской живописи и античной скульптуры. Но Веласкес был придворным чиновником, поэтому неофициальной целью визита было установление дипломатических контактов с разными высокопоставленными лицами Италии. В Ватикане его благосклонно принял новый папа римский Иннокентий X, заказавший художнику свой портрет.

Д. Веласкес «Портрет папы Иннокентия X» (1650). Холст, масло. 140х120 см. Галерея Дориа-Памфили (Рим)

Над этой картиной художник работал всего 3 месяца, но она наделал много шума в Риме, а сам папа сказал о портрете: «Слишком правдиво!» и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Веласкес был избран членом Римской академии, ему стали поступать множественные заказы, но король торопил его с возвращением в Мадрид. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой необычной картины Веласкеса «Венера перед зеркалом».

Д. Веласкес «Венера перед зеркалом» (ок. 1647-1651). Холст, масло. 122х177 см. Лондонская Национальная галерея

В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т.к. инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. «Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. Веласкес восхищается земной красотой, но в то же время интригует зрителя изображением в зеркале: кто же эта Венера Веласкеса? В 1914 г. на картину было совершено нападение – поборница прав женщин Мэри Ричардсон изрубила холст тяпкой, он долгое время находился на реставрации.

Творчество

Севильский период

Ранние полотна севильского периода в основном были созданы в жанре бодегонов (исп. bodegon — трактир) и представляют собой натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки: «» (ок. 1617—1618), «Старуха, жарящая яйца» (ок. 1620), «Завтрак двух юношей» (1618), «» (ок. 1621). В похожем стиле написаны и несколько религиозных картин этого же периода — «Непорочное зачатие» (1618), «» (1618), «» (1619).

В этих работах ощущается внимательное изучение молодым Веласкесом караваджистского искусства, многие образцы из которого были доступны в Севилье, и долгое пребывание в мастерской Пачеко: работа с натуры, тщательность рисунка, точность сходства с моделью.

Придворный живописец

Филипп IV Испанский, 1656

В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629; «», 1630), а также историческим — «Сдача Бреды» (1634). К этому же времени относится большая часть дошедших до наших дней парадных портретов короля и членов королевской семьи и несколько картин на религиозные темы. Именно портреты, созданные Веласкесом в этот период, принесли ему заслуженную славу мастера этого жанра. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов. Подобным же образом выписан пейзаж: чаще всего он условен и придаёт портрету символический характер, но вместе с тем он реалистичен и достоверно отражает испанский ландшафт. Постепенно отходя от традиций своих предшественников, художник стремился к психологической точности в изображении своей модели и ставил своей задачей передать не только характер человека, но и показать противоречивость его черт. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Каждый такой портрет передаёт не только характер, но и трагедию человека, зачастую благородного происхождения, образованного и умного, волею судьбы принуждённого играть определённую роль.

Кроме этой серии, наиболее известны портреты дона Хуана Матеоса (1632), (1638), неизвестной (ок. 1638—1639), художника (ок. 1650), папы Иннокентия X (1650), серия монархических конных портретов. Портретам позднего периода творчества Веласкеса в большой степени свойственен артистизм и психологическая завершённость (портреты инфант Марии Терезы, 1653—1659 и Маргариты Австрийской, 1552—1659; короля Филиппа IV, 1655—1656).

Личная жизнь

Веласкес влюбился в дочь учителя Хуану Миранду. В девятнадцать лет художник женился на пятнадцатилетней возлюбленной. Пачеко одобрил брак, так как состоять в родстве с коллегой было выгодно для привлечения клиентов. Первую дочь Диего и Хуана Миранда назвали Франческой. Вторая дочь Игнасия умерла вскоре после рождения.

Жена и дочь жили вместе с Веласкесом при дворе в Мадриде. Франческа вышла замуж за художника Хуана Батисту Мартинеса дель Масо, еще одного ученика Веласкеса. Церемонию венчания дочери своего придворного живописца почтил присутствием король Филипп. Зять Веласкеса стал хранителем Придворной палаты, личным живописцем наследного принца Бальтазара Карлоса.

Диего Веласкес фото

У Диего Веласкеса родилось пять внуков, и крестным отцом пятого стал Бальтазар. Мартинес дель Масо впоследствии сменил тестя в должности придворного живописца и остался таковым при королеве-регентше Марианне Австрийской. Старший внук Веласкеса Гаспар продолжил династию художников при дворе Габсбургов и стал хранителем врат Королевской палаты вместо отца.

Интересные факты из жизни Диего Веласкеса

Жизнь любого человека наполнена фактами, которые оказывают заметное влияние на последующую жизнь. Таких в жизни севильского художника было несколько:

  • Веласкесу ничего не удалось узнать о своих истинных корнях, было только предположение, что его предками были евреи.
  • Родители заключили договор с Франсиско Пачеко, художником и преподавателем Диего, на 6 лет. После окончания учебы он стал зятем своего учителя.
  • Веласкес, вобрав все лучшее, что мог дать ему Пачеко, превзошел своего учителя, и продолжил свое развитие в более реалистичном стиле живописи – караваджизме.
  • Когда Диего исполнилось 24 года, он впервые нарисовал короля Испании. Вскоре после этого скончался придворный живописец короля. Должность перешла к Веласкесу.
  • В Италию Веласкес поехал под влиянием другого великого художника эпохи Барокко – Рубенса. Итальянский мастер, выполняя дипломатическую миссию в Испании, общался с Веласкесом. Он и познакомил его с творчеством Тициана. Через год осуществилось путешествие по Апеннинскому полуострову.
  • Веласкес создал несколько полотен с лошадьми. Один из замыслов воплотился в скульптуре, которая до сих пор украшает исторический центр Мадрида.
  • Веласкес был первым в Испании, кто изобразил женщину в обнаженном виде.
  • Помощником Веласкеса был раб, которого он обучал живописи. Впоследствии тот тоже стал известным художником.

ВЕЛАСКЕС Диего Родригес де Сильва

Страница 1 из 9

ВЕЛАСКЕС Диего Родригес де Сильва (1599–1660 гг.) – испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи. Родился в семье  обедневшего дворянина. Его родители были уроженцами Севильи, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Диего был самым старшим из восьмерых детей в семье. По широко распространённому в Андалусии обычаю Диего и его брат Хуан (также ставший художником) взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Художественный талант Диего открылся в раннем возрасте. Согласно биографу Антонио Паломина (1653–1726 гг.), художнику эпохи барокко и автору сборника «Музей живописи и оптическая скала», Диего (после исполнения ему десяти лет) определили на учёбу в мастерскую известного севильского художника Франсиско Эрреры Старшего (1576–1656 гг.). Однако срок пребывания в мастерской был очень кратким, т.к. Эррера имел очень скверный характер, чего молодой ученик выдержать не смог. Подтверждающих это документов нет, но исследователям известно, что в октябре 1611 г. отец художника Хуан Родригес подписал на шесть лет (начиная с декабря 1611 г.) «договор на обучение» своего сына Диего с художником и теоретиком искусства Франсиско Пачеко (1564–1644 гг.), человеком широкой культуры и многосторонне образованным, автором неизданного при жизни трактата по искусству живописи, характерным представителем «романтизма», верным последователем великих итальянских живописцев Рафаэля Санти (1483–1520 гг.) и Микеланджело Буонаротти (1475–1564 гг.). Сам делавший превосходные портреты карандашом, Пачеко дель Рио, несмотря на отсутствие большого таланта, был хорошим педагогом и своим человеком в интеллектуальной среде Севильи и среди духовенства, поскольку занимал должность цензора и эксперта по церковной живописи при святейшей инквизиции в Севилье. Его школа живописи, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. В течение нескольких лет пребывания в его мастерской молодой Веласкес получил прекрасную техническую подготовку и эстетические навыки, подружился с будущим скульптором и живописцем Алонсо Кано (1601–1667 гг.) и знаменитым испанским живописцем Франсиско де Сурбараном (1598–1664 гг.). Однако влияние учителя не ощущается даже в ранних его работах: обладая очень яркой художественной индивидуальностью, он сразу пошёл по самостоятельному пути. 23 апреля 1618 г. Веласкес женился на 15-летней дочери Пачеко Хуане Миранде. Между членами разных семей испанских художников узы брака были в то время широко распространены, поскольку облегчали поиск работы и заказов. Вскоре у них родились две дочери: Франсиска (1619 г.) и умершая в младенчестве Игнасия (1621 г.). 14 марта 1617 г. Веласкес сдал экзамен на звание мастера и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве, иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Первые его работы были выполнены в жанре бодегонес (bodegоn –трактир) и представляют собой натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки, бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Исследователям известны около двадцати работ того периода, из которых до наших дней сохранилось только девять: «Двое юношей у стола» («Завтрак двух юношей»; около 1618 г., Музей Веллингтона, Лондон); «Завтрак» (около 1618 г., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург); «Старая кухарка» (около 1618 г., Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), где художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры; «Водонос» («Продавец воды из Севильи»; около 1622 г. Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.

<< Первая < Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>

Живопись

В начале творческой биографии Веласкес имел репутацию художника, изображающего на своих холстах бедных крестьян и простолюдинов. Наиболее известными работами того периода считаются «Старуха, жарящая яйца», «Двое юношей у стола» и «Завтрак».

Диего Веласкес с поразительной точностью представлял на полотнах людей и окружавшие их предметы, делая упор на контрастном освещении фигур переднего плана и плотности письма. Подавляющая часть картин была выполнена с применением темного фона, который придавал им некоей выразительности и безвоздушности.

В 23-летнем возрасте Веласкес отправился в Мадрид с рекомендательным письмом к архиепископу Хуану Родригесу де Фонсеке. Архиепископ ознакомился с письмом, после чего представил Диего придворному герцогу Оливаресу.

«Старуха жарящая яйца»

Тогда же Оливарес заказал у молодого мастера свой портрет. Когда работа была завершена, герцог был впечатлен талантом Веласкеса, вследствие чего помог ему познакомиться с монархом Филиппом IV. Уже в следующем году его поселили в Мадриде, заверив, что другие живописцы никогда не станут писать портреты короля.

Первый портрет Филиппа IV Диего создал в 1623 г. Правитель сразу рассмотрел в нем талант, поскольку сам обучался рисованию. Позднее он занял 1-е место в конкурсе живописцев, организованном королем, темой которого было изгнание мавров.

В результате, Веласкес удостоился должности камергера и стал придворным художником, имея все условия для полноценной жизни. В начале 1630-х годов он начал писать портреты королевской семьи и приближенных Филиппа IV. За годы творческой биографии он создал свыше 40 портретов монарха.

Любопытно, что кисти живописца принадлежит несколько работ с изображением королевских шутов и карликов, к которым он относился с уважением и состраданием. Тогда же Веласкес стал автором знаменитой картины «Христос на кресте», изобразив Мессию сразу после его мученической смерти.

В конце следующего десятилетия монарх отправил его в Италию, с целью покупки для королевской коллекции шедевров итальянской живописи и скульптуры. В Ватикане ему оказал теплый прием папа Иннокентий X, заказавший ему собственный портрет.

Спустя 3 месяца Диего Веласкес закончил работу, которая поразила весь Рим. Сам понтифик восторженно воскликнул – «Слишком правдиво!», после чего наградил автора золотой цепью и папской медалью. Одновременно с этим, мастера включили в состав Римской академии. Тогда же он завершил трудиться над картиной «Венера с зеркалом».

Домой Веласкес вернулся весной 1651 г., представив Филиппу приобретенные предметы искусства. В последующие годы биографии он приступил к написанию самых выдающихся произведений в своей карьере – «Менины» и «Пряхи».

Портрет папы Иннокентия X

Каждая из этих работ была наполнена глубоким подтекстом благодаря детализации, позам персонажей, их расположению и освещению. Данные полотна до сих пор являются предметом жарких дискуссий среди искусствоведов. Специалисты выдвигают разные версии относительно их сюжета и подтекста.

Последние портреты королевских особ кисти Веласкеса, создавались незадолго до кончины мастера. Они считаются одними из лучших произведений живописца. Например, в «Инфанте Маргарите Австрийской», техника Диего достигла своего пика: мигающие пятна цвета на широких поверхностях создают практически импрессионистический эффект 3-мерного пространства.

Королевское покровительство

В 1622 году Веласкес переехал в Мадрид, где благодаря связям своего тестя получил возможность написать портрет могущественного графа-герцога Оливареса. Затем граф-герцог рекомендовал Веласкеса королю Филиппу IV; увидев законченный портрет, молодой король Испании решил, что никто другой не будет его писать, и назначил Веласкеса одним из своих придворных живописцев. Переезд к королевскому двору дал Веласкесу доступ к обширной коллекции работ и привел его в контакт с важными художниками, такими как фламандский мастер барокко Питер Пауль Рубенс, который провел шесть месяцев при дворе в 1628 году. Среди выдающихся произведений Веласкеса того периода были «Триумф Вакха», в котором группа гуляк попадает под могущественные чары греческого бога вина. Веласкес путешествовал по Италии с июня 1629 по январь 1631 года, где он находился под влиянием великих художников региона. Вернувшись в Мадрид, он начал серию портретов, на которых были изображены члены королевской семьи верхом на лошадях. Веласкес также посвятил время рисованию гномов, которые служили при дворе короля Филиппа, заботясь о том, чтобы изобразить их как сложные, разумные существа. Наряду со своими живописными обязанностями Веласкес брал на себя все больше обязанностей при дворе, начиная от помощника гардеробщика и заканчивая управляющим дворцовыми работами. Веласкес совершил вторую поездку в Италию с 1649 по 1651 год. За это время он получил возможность написать папу Иннокентия X, создав работу, которая считается одним из лучших портретов, когда-либо созданных. Веласкес также создал портрет своего слуги Хуана де Парехи, которым восхищаются за его поразительный реализм, и «Венеру Рокеби», его единственную сохранившуюся женскую обнаженную натуру.

Цитаты

Великий человек, мастер своего дела всегда оставит после себя высказывания, затрагивающие душу близких людей. Именно они берегут цитаты для передачи будущим поколениям. Самые известные:

  • “Предпочитаю быть лучшим в изображении уродства, а не вторым в изображении красоты”;
  • “Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой”;
  • “Безвыходным мы называем положение, выход из которого нам не нравится ”;
  • “Жизнь состоит не в том, чтобы найти себя. Жизнь состоит в том, чтобы создать себя”;
  • “Нужно иметь что-то общее, чтобы понимать друг друга, и чем-то отличаться, чтобы любить друг друга”.

Высказывания умного талантливого человека живы и актуальны во все времена.

Мастера привлекал богатый внутренний мир людей, как простых, ущемленных природой, так и богатых. Первый учитель Веласкеса мастер Пачеко отмечал необычный способ мышления Диего. Изображать людей – обычное дело для испанского искусства. Только единицы делают его элитарным.

Италия – и снова Мадрид

В конце 1620-х годов в Мадрид из Антверпена приезжает Рубенс – главная величина в художественном мире своего времени. Он собирается писать испанских королевских особ, но всё же главная его миссия – дипломатическая. Ему представляют молодого Веласкеса, и Рубенс склоняет его к мысли, что для расширения собственного кругозора и пополнения королевской коллекции необходимо ехать в Италию. В 1629-м году в сопровождении испанского главнокомандующего королевский камергер Веласкес посещает Геную и Милан, Венецию и Рим. Конечно, итальянцы видят в нём не художника, а чиновника. Посланник Тосканы науськивает своих подчинённых: «С испанцем нельзя быть ни слишком любезным, ни непочтительным: и то, и другое оскорбительно для него». Атмосфера подозрительности и взаимного недоверия преследует Веласкеса по всей Италии, кое-где его даже принимают за испанского шпиона.

Из-за всего этого первое итальянское путешествие Веласкеса сложно назвать приятным. Единственная удача – знакомство с работами титанов Ренессанса. Из всех Веласкес отдаёт предпочтение Тициану. Тициановские изображения Карла V он берёт себе за образец монархического портрета . После Италии значительно меняется его колорит: Веласкес отходит, наконец, от традиционного андалузского тенебросо и на его картинах чуть ли не впервые появляются светлые и звучные цвета: ослепительный желтый, ярко-голубой. «Я рекрут армии Тициана», – скажет о себе Веласкес.

Возвратившись в Мадрид, Веласкес с волнением и радостью узнает, что за период его отсутствия Филипп IV не позволял писать себя никому другому. С удвоенным энтузиазмом Веласкес берётся за дело. Тем более, у короля родился долгожданный наследник – Балтазар Карлос, будущий любимчик Веласкеса, и значит, не пройдёт и десяти лет, как по всем европейским столицам нужно будет разослать его портреты, с прицелом на перспективные династические союзы.

Первая жена Филиппа Изабелла Бурбонская терпеть не может Веласкеса – ведь он ставленник ненавистного ей Оливареса, фактически узурпировавшего в стране политическую власть, поэтому Изабеллу Веласкес почти и не пишет. Зато очень много пишет своего друга – короля. Только Веласкес может сделать это изуродованное имбридингом (многократными близкородственными связями) лицо с шишковатым лбом, глубоко посаженными глазами и родовой отметиной всех Габсбургов – выдающейся нижней губой – благородным и утонченно-прекрасным. Исследователи подсчитали, что из почти 40 портретов монарха все, за исключением трёх или четырёх, написаны в трёхчетвертном развороте, – максимально выгодном для «сложного лица» короля.

Портрет Маргариты

Диего Веласкес, являясь придворным служителем испанской короны, часто на своих полотнах рисовал членов королевской семьи. Это не только было очень популярно, но и помогало подчеркивать могущество и выдающееся благородство правящей династии. Одним из великолепных примеров таких работ является картина Диего Веласкеса «Маргарита», написанная в 1655 году. Этот портрет является важным событием в творчестве художника, его смело можно отнести к зрелому периоду его искусства. В это время Веласкес написал большое количество портретов дочери короля Филиппа IV, в последствии ставшей императрицей Римской империи.

На картине мы видим маленькую девочку, одетую в официальный наряд. У нее холодный и надменный взгляд, какой и должен быть у представителя столь великой династии. Осанка тоже отображает в девочке прямую принадлежность к королевскому роду.

Тем не менее, несмотря на всю чопорность и статичность фигуры, художник сумел передать детали лица с малейшими подробностями: мягкость линий, золото ее волос, нежные слегка пухлыми губы. Это помогает придать портрету некую теплоту и детскую нежность, что сильно контрастирует с внешним строгим обличием.

Если вы хотите увидеть воочию этот великолепный портрет Диего Веласкеса, тогда вам стоит отправиться в Лувр, один из самых известных и роскошных музеев на территории не только Европы, но и всего мира. Картина относится к стилю барокко.

Невообразимый эксперимент Веласкеса

Сразу возникает вопрос, как Веласкесу удалось осуществить такой эксперимент.

На картине он изобразил испанскую принцессу. Это, конечно, одобрялось.

Но ещё и её свиту. В том числе карликов. Никому до Веласкеса не позволялась такая дерзость.

Задача придворного художника — прославлять короля и его подданных. Изображать доблесть, отвагу и иные прекрасные качества его Величества. А их вовсе могло не быть…

Настоящему мастеру это было скучно. Веласкесу в том числе. И он пытался самовыражаться по мере возможности. А так как Филипп IV ему очень доверял, художнику это позволялось.

Поэтому Веласкесу удалось создать серию портретов карликов, служивших шутами при дворе. На портретах это не шуты, а обычные придворные. Художник не делал различий между ними и людьми из высших сословий.

Диего Веласкес. Дон Себастьян де Морра. 1645 г. Музей Прадо, Мадрид.

Другому художнику это бы не сошло с рук. Ведь карлики были, по сути, рабами, людьми без прав. Часто их покупали за деньги, чтобы они служили в господском доме.

Кто же главный герой картины

Кто главный герой картины, понятно сразу. Инфанта Маргарита.

Именно ее Веласкес выделяет светом. Вернее, более светлыми красками, создающими у нас иллюзию того, что девочка больше всех освещена.

Диего Веласкес. Менины (фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

Видно, что Веласкес рисует ее с особенной нежностью. Розовые щечки, губки. Белокурые, по-детски жиденькие волосы.

Мы знаем, что художник искренне любил девочку. Она не могла не нравиться. Несмотря на близкородственный брак ее родителей (мать — племянница отца), каким-то чудом девочка родилась здоровой и миловидной. К тому же имела необременительный для окружающих характер.

Также освещены светом фрейлины инфанты (по-испански — менины). Они тоже миловидны. Картина называется в их честь. Но я не думаю, что так назвал её сам Веласкес.

Долгое время она числилась в каталогах под названием «Семья Филиппа IV». Видимо, название «Менины» закрепилось позднее с лёгкой руки одного из хранителей картины.

В более приглушенном свете мы видим карлицу — няню инфанты. К ней относились при дворе благосклонно. Ведь она ухаживала за Маргаритой с рождения. За единственным на тот момент выжившим ребёнком королевской четы.

Возможно, карлице ставили это в заслугу. Поэтому и наградили орденом. На картине она трогает его рукой и как бы демонстрирует нам.

Диего Веласкес. Фрагмент картины «Менины» (карлики). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

А рядом с ней ещё один карлик — ребёнок. Он играючи поставил ногу на пса. Дело в том, что лишь карлики могли вести себя раскованно при дворе. Обычный придворный не мог себе позволить обижать пса инфанты.

Интересный факт. Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который Веласкес якобы пишет в «Менинах», в реальности не существовует. Скорее всего, художник его выдумал.

А вот отдельный портрет инфанты Маргариты в этом же платье сохранился. На фоне того самого красного занавеса.

Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты. 1656 г. Музей истории искусства, Вена.

Почему так? И вот мы приблизились к главной загадке картины…

Родились в один день

Дата рождения: 06.06.1599. Возраст: 421. Знак зодиака: Близнецы (информация о знаке). Гороскопы для Близнеца: гороскоп на сегодня, гороскоп на завтра, гороскоп на неделю, гороскоп на месяц, гороскоп на год.

До следующего дня рождения осталось дней: 38 дней.

АЛИБАСОВ Бари Каримович

Продюсер

1 место

ДЕНЬГОВ Лев Леонидович (ГУЗБАНД Павел Юрьевич)

Предприниматель, общественный деятель

2 место

СТРИЖЕНОВ Александр Олегович

Актер

3 место

Поэт

4 место

ОЖГИХИН Иван Владимирович

Заместитель генерального директора «Швабе»

5 место

ГОЛЫШЕНКОВА Ольга Михайловна

Президент Ассоциации граждан и организаций по содействию развитию корпоративного образования «МАКО»

6 место

СЫЧЕВ Владимир Владимирович

Актер

7 место

КУШПЕЛЬ Евгений Леонидович

Актер

8 место

ЛУСС Саша

Актриса

9 место

АБАКУМОВ Алексей Владимирович

Заместитель генерального директора по специальным проектам

10 место

АЛИБАСОВ Бари

Музыкант

11 место

ЧЕСНОКОВА Юлия Викторовна (Аларус Юлия Викторовна)

Актриса

12 место

КУРБАНОВ Сайдо Бобоевич

Актер

13 место

АГАПИТОВ Александр Иванович

Основатель и владелец компании Xsolla

14 место

ДОЛГОВ Владимир Анатольевич

Глава российского представительства Google

15 место

Стиль

Техника Диего Веласкеса с годами изменялась, совершенствовалась. Начинал он с привычного для Испании тенебризма — традиционной техники последователей Караваджо. Хорошим примером послужат произведения «Старуха, жарящая яйца», «Водонос из Севильи», «Непорочное зачатие» и ранние портреты.

После поездки в Италию и знакомства с художниками других стран его стиль и техника живописи сильно меняются. Он начинает использовать более светлые цвета, избавляется от темноты на полотнах. Осмысленнее подходит форме и детализации.

С годами стиль все больше упрощался. Художник стал пользоваться обобщениями, крупными мазками, прорисовывая мелочи лишь там, где требовался акцент. Это своего рода свидетельство мастерства живописца. В упрощающемся стиле Веласкеса многие искусствоведы видят предвестие импрессионизма. Особенно это заметно в пейзажах («Вилла Медичи в Риме, полдень», «Вилла Медичи в Риме, конец дня»).

Через все творчество придворного художника проходит интерес к бытовому жанру. Даже мифологические и библейские сюжеты дополнены чертами этого жанра («Кузница Вулкана», «Пьяницы» и пр.). И из этой особенности вытекает следующая – аллегоричность.

Триумф Вакха (Пьяницы)

Аллегория – неотъемлемая деталь эпохи барокко. Однако, у Веласкеса она особенно важна. Почти каждая работа скрывает в себе потайной смысл, а иногда и несколько («Сдача Бреды», «Пряхи»).

Сдача Бреды

Одну из самых сложных своих загадок живописец воплотил в картине «Менины». Сперва кажется, что это лишь портрет инфанты в окружении служанок. Но потом зритель замечает автопортрет художника в углу, зеркало на стене, и возникает путаница. Кого рисует Веласкес? Кто отражается в зеркале? При чем тут инфанта?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: