Антон макаренко

Детство и юность

Антон Макаренко был первым ребенком в обычной украинской семье. Он родился в первый день весны 1888 года в селе Белополье Харьковского района. Поселение находилось недалеко от железнодорожной станции, где отец Антона трудился маляром. У будущего педагога был младший брат Виталий, впоследствии ставший выдающимся офицером и из-за службы царю вынужденный уехать из страны после революционных событий.

С детства у Антона Макаренко наблюдались проблемы со зрением – близорукость, поэтому он был вынужден носить очки, за что получал насмешки от сверстников. Позже диагноз стал причиной досрочного освобождения от военной службы.

Антон Макаренко в детстве

В доме семьи Макаренко всегда были книги, и маленький мальчик вместо активных игр на улице отдавал предпочтение литературе. Родители рано поняли его тягу к знаниям и постарались сделать все, чтобы ребенок смог получить достойное образование. В 1895 году, когда ребенку исполнилось 7 лет, он был зачислен в двухклассное училище, где получил начальное образование.

Затем семья переехала в город Крюков, где была возможность освоить еще 4 класса школьной программы. Макаренко был зачислен в уездное училище Кременчуга, где сначала получил общее образование, а затем, в 16 лет, поступил на годовые педагогические курсы. С этого момента началось становление молодого учителя в профессии.

Антон Макаренко в молодости

Педагогика

После нескольких лет педагогической деятельности Антон Семенович поступил в Полтавский учительский университет. Он получал высшие оценки по всем дисциплинам, вследствие чего окончил вуз с красным дипломом.

В то время биографии Макаренко начал писать свои первые произведения. Свой первый рассказ «Глупый день» он отправил Максиму Горькому, желая узнать его мнение о своем творчестве.

Позже Горький ответил Антону. В своем письме он в жесткой форме раскритиковал его рассказ. По этой причине, Макаренко забросил писательскую деятельность на целых 13 лет.

Стоит заметить, что Антон Семенович будет поддерживать дружеские отношения с Горьким в течении всей жизни.

Свою знаменитую педагогическую систему Макаренко начал развивать в трудовой колонии для несовершеннолетних преступников, расположенной в деревне Ковалевка неподалеку от Полтавы. Он пытался найти наиболее эффективный способ воспитания подростков.

Интересен факт, что Антон Макаренко изучил труды многих педагогов, однако ни один из них не вызвал у него удовлетворения. Во всех книгах предлагалось перевоспитывать детей в жесткой форме, что не позволяло найти контакт между воспитателем и подопечными.

Взяв под свою опеку малолетних правонарушителей, Макаренко разделил их на группы, которым предложил собственноручно обустроить свой быт

При решении каких-либо важных вопросов он всегда советовался с ребятами, давая им понять, что их мнение очень важно для него

Первое время воспитанники часто вели себя по-хамски, однако позже начали проявлять к Антону Макаренко все большее уважение. Со временем ребята старшего возраста добровольно брали инициативу в свои руки, занимаясь перевоспитанием младших ребят.

Таким образом Макаренко смог создать эффективную систему, при которой некогда дерзкие воспитанники становились «нормальными людьми» и стремились передать свои идеи младшему поколению.

Антон Макаренко побуждал детей стремиться получить образование, чтобы в будущем иметь достойную профессию

Также он уделял большое внимание культурной деятельности. В колонии часто ставились спектакли, где актерами были все те же воспитанники. Антон Макаренко и его воспитанники

Антон Макаренко и его воспитанники

Выдающиеся достижения в воспитательно-педагогической сфере сделали мужчину одним из самых известных деятелей мировой культуры и педагогики.

Позже Макаренко направили возглавить другую колонию, находящуюся под Харьковом. Власти хотели проверить, была ли его система успешной случайностью или же она действительно работала.

На новом месте Антон Семенович быстро установил уже проверенные порядки. Любопытно, что он взял с собой несколько беспризорников из старой колонии, которые помогали ему работать.

Под руководством Макаренко трудные подростки начали вести достойный образ жизни, избавляясь от вредных привычек и воровских навыков. Дети засеивали поля после чего собирали богатый урожай, а также производили разную продукцию.

Более того, беспризорники научились изготавливать фотоаппараты «ФЭД». Таким образом, подростки могли самостоятельно кормить себя, почти не нуждаясь в финансировании со стороны государства.

Максим Горький и Антон Макаренко с воспитанниками

В то время биографии Антон Макаренко написал 3 произведения: «Марш 30 года», «ФД-1» и легендарную «Педагогическую поэму». Вернуться к писательской деятельности его побудил все тот же Горький.

После этого Макаренко перевели в Киев на пост помощника начальника отдела трудовых колоний. В 1934 г. его приняли в Союз советских писателей. Во многом это случилось благодаря «Педагогической поэме», в которой он простыми словами описал свою систему воспитания, а также привел множество интересных фактов из своей биографии.

В скором времени на Антона Семеновича был написан донос. Его обвиняли в критике Иосифа Сталина. Предупрежденный бывшими сослуживцами, он успел переехать в Москву, где продолжил писать книги.

Совместно со своей супругой Макаренко издает «Книгу для родителей», в которой представляет свой взгляд на воспитание детей. В ней говорилось, что каждый ребенок нуждался в коллективе, который в свою очередь помогал ему адаптироваться в социуме.

Позже по мотивам произведений писателя будут сняты такие картины, как «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» и «Большие и маленькие».

Судьба системы Макаренко

Система Макаренко полностью соответствовала принципам марксизма-ленинизма: в ней был и коллективизм, и воспитание трудом, и «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Тем не менее в середине 1930-х годов её признали «несоветской» и фактически запретили. Макаренко предоставили выбор: отказаться от своей методики или покинуть пост управления коммуной. Он выбрал второе и остаток жизни посвятил писательскому труду. 

Почему методы Макаренко не устраивали руководство страны? Возможно, потому, что Антон Семёнович верил только в практику, отказывался следовать доктринам, созданным в отрыве от реальной работы с детьми, и открыто презирал пустую риторику и демагогию, без которых в те времена не обходилось ничего. Кроме того, Макаренко воспитывал сильных и волевых людей, которые умели думать, — не самые удобные качества для тоталитарной власти. Наконец, система Макаренко строилась на разумных правилах ведения хозяйства и экономики и просто была лучше, чем курс, принятый партией. А такие успехи не прощаются. 

В 1980-е годы на волне перестройки имя Макаренко вновь зазвучало в информационном пространстве. Несколько раз предпринимались попытки повторить его опыт, но безуспешно. Тогда правительство укрепилось во мнении, что без харизмы Антона Семёновича его система функционировать не может. Но зарубежный опыт доказывает обратное: например, в Японии приёмы из «Педагогической поэмы» активно используют в детских садах, приучая детей к труду и взаимодействию в обществе.

В современной России, где советское наследие до сих пор воспринимается болезненно, система воспитания Макаренко едва ли может найти применение. Сама мысль о детском труде кажется шокирующей. Родители многих современных школьников стремятся оградить их даже от уборки классов и школьной территории. Однако стоит задуматься: действительно ли плохо с юных лет приучать людей трудиться на благо себе и своему окружению?

В последние годы

Член Союза писателей СССР с 1934 года. С 1935 по 1937 год он был заместителем директора отдела рабочих колоний НКВД Украины. В 1936 году его перевели в другую колонию в Броварах, где всего за год он стал образцовым коллективом.

Тогда его обвинили в критике Сталина и поддержке украинской оппозиции, из-за чего ему пришлось бежать из Киева и обосноваться в Москве. Там он посвятил себя организации своих образовательных программ, а также написанию и публикациям по педагогике и литературе.

Уже будучи известным педагогом, он читал лекции, радиопрограммы и писал статьи в престижных газетах, таких как Правда а также Известия. В эти годы он также опубликовал три свои работы, в том числе ту, которую он сделал в сотрудничестве с женой: Книга для родителей.

В начале 1939 года Макаренко получил престижную советскую награду — орден Трудового Красного Знамени. Вскоре, в возрасте 51 года, он умер от сердечного приступа в вагоне пригородного поезда. Это был вокзал Голицыно Московской железной дороги. Его тело похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Основные вехи биографии

Родившись задолго до Октябрьской революции в семье простых рабочих, будущий советский педагог и писатель получил образование, сначала в железнодорожном училище, затем, решив сменить профессию, успешно окончил педагогические курсы. В 1917 году Антон Макаренко с отличием закончил учебу в Полтавском учительском институте, защитив при этом дипломную работу по теме: «Кризис современной педагогики».

Молодому педагогу уже тогда были понятны проблемы воспитания детей на стыке эпох и разных социальных систем, хотя он еще не знал, куда приведет его 1917 год. Свое еще студенческое видение новых методов воспитания молодой педагог начал воплощать в непростое для страны время. Он возглавил детскую колонию, куда разными путями попадали трудные подростки-беспризорники, лишившиеся крова и родительского тепла.

Антон Семенович Макаренко, несмотря на свое украинское происхождение, считал себя абсолютно русским человеком (об этом рассказывал в своих воспоминаниях западным исследователям и биографам брат Макаренко Виталий Семенович, покинувший родину с Белой гвардией в годы революции и гражданской войны).

Отметим, что именно эти родственные связи с бывшим белогвардейским офицером стали причиной того, что советский педагог получил гораздо большее признание на Западе, чем в своей стране. Всей душой приняв революцию и советскую власть, Макаренко осознанно подал заявление о вступлении в члены ВКП(б), но так и остался кандидатом в члены партии до дня своей смерти.

Его труды и методы воспитания были подвергнуты жесткой критике со стороны Н. К. Крупской – поверив ложным доносам, она обвинила создателя гуманной системы воспитания в рукоприкладстве и жестоком обращении с детьми.

Но благодаря сторонникам нового подхода в педагогике и последователям из числа бывших учеников А.С. Макаренко, его педагогическое наследие продолжило жизнь и стало основой советской системы воспитания.

Стадии развития коллектива по Макаренко

«Коллектив» является центральным понятием в педагогике Макаренко. Он утверждает, что социальные педагоги должны попытаться превратить группы молодых людей в коллективы – интегрированные социальные единицы, которые преследуют общие цели и лояльность среди членов.

Он описывает, как дискуссии, практическая работа и некоторые виды досуга могут превратить группу молодых индивидуалистов в социально ориентированных существ и таким образом сформировать коллектив.

Этапы развития коллектива по Макаренко

По словам Макаренко, подчеркивание подчиненности индивида общему благу не означает игнорирования индивидуальности. Он не видит здесь никакого контраста, но считает коллектив лучшим местом для индивидуального роста

В хорошо функционирующем коллективе каждый человек рассматривается и понимается как личность, а особые потребности принимаются во внимание. Последнее подразумевает, что профессионал должен уметь применять несколько методов

Другой вклад в педагогику

Педагогическая техника, которой придерживался Макаренко, выходила за рамки обучения определенным знаниям и навыкам, поскольку он стремился обучать личности в целом. В данном случае коммунистическая личность могла быть сформирована путем непосредственного предоставления им идеологической и политической основы.

Для Макаренко педагог должен был обладать педагогическим мастерством, которое было не врожденным качеством или талантом, а «ноу-хау», которому можно было научить и усвоить. Это педагогическое мастерство означало умение действовать и относиться к ребенку или молодому человеку, знать, когда сдерживаться, знать, как хорошо выражать идеи или чувства, знать, как читать по лицу ученика.

Биография Антона Семеновича Макаренко: молодые годы

Будущий выдающийся педагог родился 1 (13) марта 1888 года в городе Белополье, Сумского уезда, Харьковской губернии.

Родители Антона Семеновича Макаренко — простые по происхождению люди. Отец Семен Григорьевич, высококвалифицированный маляр, трудился в железнодорожном депо Харьковской железной дороги, мать Татьяна Михайловна вела домашнее хозяйство.

Глава семьи был хорошо образован, выписывал из Москвы и Санкт-Петербурга техническую литературу, много читал и пользовался авторитетом в депо.

Кроме Антона, в семье воспитывались еще двое младших детей: сестра Александра и брат Виталий.

У семейства Макаренко был большой дом, окруженный садом.

Глядя на отца, Антон с детства пристрастился к чтению. Мальчик рос сосредоточенным, не очень разговорчивым, часто болел и мало общался со сверстниками. Его замкнутость и слабое зрение не раз становились предметом насмешек, порою очень жестоких, со стороны ровесников.

Следуя по стопам отца, в 9 лет Антон начал обучаться ремеслу в железнодорожном училище, а после переезда семьи в Крюков (ныне Полтавская область) продолжил четырехгодичное образование в Кременчугском училище и окончил его в 1904 году.

Уже в этот период юноша увлекается педагогикой. Антон Макаренко в 1905 году оканчивает краткие учительские курсы и начинает преподавать русский язык, рисование и черчение в Крюковском железнодорожном училище.

В 1917 году Макаренко блестяще защищает дипломную работу по теме «Кризис современной педагогики» в Полтавском учительском институте и оканчивает его с золотой медалью.

Дипломированного специалиста призывают в армию, но слабое зрение не позволяет продолжить службу. Антона Семеновича демобилизуют.

С 1918 года Антон Семенович Макаренко работает инспектором городского Высшего начального училища в Крюкове (Кременчугский уезд).

После перебирается жить в Полтаву и заведует начальным городским училищем.

Последователи

Одним из распространённых приёмов критиков системы А. С. Макаренко было и остаётся утверждение, что эта система хорошо работала якобы только в руках своего создателя. Это опровергается как подробным выверенным описанием системы в произведениях самого А. С. Макаренко (поневоле и преимущественно в виде художественно-научного изложения), так и успешной многолетней деятельностью целого ряда его последователей.

Среди наиболее известных последователей и продолжателей деятельности А. С. Макаренко из его воспитанников нужно назвать в первую очередь Семёна Афанасьевича Калабалина (1903—1972) и его супругу Галину Константиновну (1908—1999, в «Педагогической поэме» — Семён Карабанов и Галина Подгорная («черниговка»)) и Алексея Григорьевича Явлинского (1915—1981, отца известного политического деятеля Г. А. Явлинского).

Ряд воспитанников Макаренко первоначально выбрали другую стезю в жизни, но через некоторое время обратились к воспитательной деятельности. Среди таких деятелей наиболее известен Л. В. Конисевич, более 15 лет отдавший морской службе, а затем на четверть века возглавивший на Украине интернат «Алмазный», где воспитание было основано на посильном и увлекательном уходе за цветниками, садом и огородом. В конце жизни Леонид Вацлавович успел подготовить в своей книге «Нас воспитал Макаренко» наиболее подробные (из всех имеющихся) воспоминания о жизни и труде в коммуне им. Дзержинского именно с точки зрения воспитанника.

Среди последователей, не являвшихся непосредственно воспитанниками Антона Семёновича, известны фамилии проф., д.п.н. В. В. Кумарина (1928—2002, начал с успешного внедрения системы Макаренко в детском доме Владимирской обл., затем трудился в России и на Украине, обе диссертации посвящены изучению системы Макаренко), Г. М. Кубракова (Казахстан), И. А. Зязюна (Украина), а также А. А. Католикова, А. А. Захаренко, А. С. Гуревича, В. М. Макарченкова и др.

Идеи организации коллектива А. С. Макаренко (опора на традиции, педагогический коллектив как сообщество единомышленников, организация отношений ответственной зависимости, детское самоуправление и др.) развивал советский педагог Фёдор Фёдорович Брюховецкий. Создавая на принципах гуманизма творческий коллектив детей и взрослых, Ф. Ф. Брюховецкий творчески применил эти идеи в практике массовой школы и дополнил оригинальным содержанием с учётом социальных условий воспитания в послевоенные годы.

Пропагандой опыта А. С. Макаренко в том или ином виде продолжали заниматься и многие его сотрудники и преподаватели Колонии им. М. Горького и Коммуны им. Ф. Э. Дзержинского. В первую очередь здесь следует упомянуть главного организатора клубной и внеклассной работы Колонии и Коммуны — Виктора Николаевича Терского (в Пед. поэме — В. Н. Перский) и главного агронома Колонии им. М. Горького — неутомимого Н. Э. Фере (в Пед. поэме — Н. Шере), после увольнения Макаренко из Колонии им. М. Горького перешедшего в сельскохозяйственную науку, но помнившего опыт сотрудничества с А. С. Макаренко и написавшего о нём книгу «Мой учитель».

Любопытным продолжением макаренковского движения проявили себя ряд представителей комсомола, занявшихся в середине 1960-х годов работой с «трудными» подростками. Некоторые из них, к примеру, Виталий Ерёмин, Владислав Ширяев вполне сознательно использовали опыт и подходы А. С. Макаренко, о чём упоминают в описании своего педагогического опыта,.

Объединение учебного и производительного труда старших школьников в учебном цехе Харьковского тракторного завода, получившее название «Учебное производство», применял д.п.н., проф. П. А. Ярмоленко. Исследования учёного и работа учебного цеха ХТЗ по трудовому воспитанию и профессиональной ориентации молодёжи под рук. П. А. Ярмоленко отмечена премией Ленинского комсомола (1971), одобрена коллегией Министерства просвещения СССР, Президиумом ЦК профсоюза и др.

Папа Антон: каким отцом был педагог Антон Макаренко

1 апреля 1888 года в городе Белополье, в семье железнодорожника, родился мальчик, которому через несколько десятков лет суждено было стать одним из людей, определивших способ педагогического мышления всего XX века. Антон Макаренко — один из величайших воспитателей не только СССР, но и всего мира. ЮНЕСКО, в частности, назвала его и Марию Монтессори педагогами, которые заложили основы современного представления о воспитании.

В семье Антон Макаренко тоже проповедовал свои педагогические принципы, основанные на любви и понимании.

В детстве Антон был болезненным ребёнком. Хилый мальчик ребячьим дворовым забавам предпочитал книги, в доме Макаренко их было множество: отец Антоши, хоть и был обычным разнорабочим и маляром, читать очень любил и передал любовь к книге своим детям.

Учёба в двуклассной начальной школе давалась Антоше легко, однако и там всезнайка не стал авторитетом для мальчишек.

Когда мальчику стукнуло 13, семья переехала в Крюков, ведь только там можно было детям продолжить образование. Антона отдали в Кременчугское 4-классное городское училище, он закончил его с отличием и похвальными грамотами. В 1904 году шестнадцатилетний Макаренко поступает вольным слушателем на педагогические курсы. По их окончании он получает право преподавать в начальной школе. Первыми его учениками становятся крюковские дети. Работая с ними, Макаренко понимает, что его знаний для качественного преподавания недостаточно, и в 1914 году идёт учиться в Полтавский учительский институт. Параллельно с учёбой он пробует писать.

Макаренко внедрил методику, при которой трудные подростки делились на группы и самостоятельно обустраивали быт. Эта методика дает потрясающие результаты – бывшие беспризорники и малолетние преступники быстро социализируются и становятся полноправными члeнами общества. Под руководством мужчины трудные подростки стали изготавливать фотоаппараты «ФЭД». Параллельно с новостями о новаторских методах Макаренко в свет выходят три произведения педагога: «Марш 30 года», «ФД — 1» и «Педагогическая поэма». А вот личная жизнь педагога-новатора складывалась не очень гладко.

Знакомство их организовал, как ни удивительно, её муж-священник. Двадцатилетний Антон плохо ладил со сверстниками и даже помышлял о самоубийстве. Чтобы спасти душу юноши, священник вел с Макаренко долгие беседы и также привлек к разговорам Елизавету. Вскоре молодые люди поняли, что влюблены. Новость шокировала всех. Отец даже выгнал сына из дома, но Антон не бросил возлюбленную, которая тоже была педагогом. Елизавета вместе с Макаренко работала в колонии имени Горького, их роман продолжался 20 лет.

Макаренко женился лишь в 1935 году. Сорокасемилетний педагог встретил будущую жену на работе, Галина была инспектором Наркомнадзора и приехала в колонию с проверкой.

Макаренко усыновил сына Галины от первого бpaка. О своём пасынке Льве Салько Макаренко писал: «Культурен, совершенно честен, имеет большие способности, напорист. Будет прекрасным инженером. Дисциплинирован, коллективист, прекрасный товарищ, прямодушен. В руках у него работа всегда ладится еще лучше, чем в тетради». Антон Семёнович не только чутко увидел склонности мальчика, но и помог им развиться – Лев Михайлович стал инженером по испытанию самолётов, занимался и конструкторско-исследовательской работой.

Вернее, Олимпиаду Макаренко начал воспитывать первой, она попала к нему совсем малышкой. Олимпиада Витальевна всегда с теплотой вспоминала о своём детстве, проведённом в семье дяди, рассказывая, как он расклеивал по стенам портреты русских писателей-классиков и всё время что-то читал.

В семье царила любовь, ведь основной принцип воспитания у Макаренко был основан на этом чувстве: «Любовь — это самое великое чувство, которое творит чудеса, которое творит новых людей и создает величайшие человеческие ценности». Макаренко сокрушался, что его коллеги-современники игнорируют любовь и считают ее лишней в деле воспитания. Сам он был абсолютно уверен, что вырастить счастливого человека без любви невозможно.

В такой атмосфере дeвoчка выросла гармоничным и самодостаточным человеком. Она реализовалась профессионально, счастливо вышла замуж за поэта Сергея Васильева и родила двух детей. Екатерина Васильева стала известной талантливой актрисой. Антон Васильев занимается публицистикой, экологией, пишет стихи. И Екатерина, и Антон всегда интересовались у матери ее жизнью в семье знаменитого на весь мир педагога.

Ценности

Почему к работам Антона Семёновича обращаются вновь и вновь, спустя десятилетия? Что ему удалось совершить?

То же, что и любому талантливому человеку: переосмыслить то, что было сделано до него и выработать собственные принципы. Педагогическая система Макаренко основана на идее коллектива, в котором успешно сосуществуют учителя и ученики. Грамотному руководителю удаётся управлять ими так, чтобы все работали с ощущением объединяющей цели, общих задач и принципов.

Индивидуализм, считал Макаренко, только мешает образовательному процессу. Тем не менее, наша цель — воспитание человека деятельного и самостоятельного

Для Макаренко было важно, чтобы у ребёнка были любимые предметы, увлечения и «посильный» уровень освоения тех дисциплин, к которым у него нет способностей или стремления

Антон Семёнович видел в каждом ребёнке положительное, большие возможности и творческое начало, которое при правильном воспитании всегда возьмёт верх. Разнообразные занятия, активное трудовое воспитание и формирование не принудительной, а сознательной дисциплины стояли в основе его методики. И ему, в отличие от многих, удалось не только разработать собственную теорию, но и проверить её на практике.

Трудовое воспитание считал одним из основных принципов педагогики

Благодаря правильно выстроенной трудовой деятельности его воспитанники не просто выбирались из нищеты, но и получали за свою работу зарплату, на которую содержали себя, помогали младшим членам коммуны, выплачивали стипендии бывшим коммунарам, обучающимся в вузах, содержали театр, оркестр, организовывали культурные мероприятия и походы. У коммуны было все: своя пшеница, овощи, коровы, свиньи, лошади, теплицы, молотилка, кузница и мельница.

Несмотря на большое внимание, уделяемое Макаренко физическому труду, он четко понимал, что в отрыве от воспитания и образования никакой труд не исправит пагубных пристрастий и привычек. «Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом, — писал педагог

— Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата»

«Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом, — писал педагог. — Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата».

Литературная деятельность

Педагогическая деятельность Антона Макаренко нашла отражение во многих его литературных произведениях.

Первый писательский опыт педагога был не самым успешным и подвергся в 1914 году критике Максима Горького. Последующие одиннадцать лет Макаренко ничего не писал, но записные книги все же вел.

Позже, последовав совету Горького, побывавшего в трудовой колонии под Полтавой, Антон Семенович снова вернулся к литературной деятельности. Практическое знание и понимание того, как должен быть устроен воспитательный и обучающий процесс, легли в основу статей и книг Антона Макаренко.

В 1925 году он приступил к работе над своим главным произведением — «Педагогической поэмой» (окончена в 1935 году).

В 1932 году увидела свет книга «Марш 30 года» о детской трудовой коммуне им. Дзержинского.

Методику педагогической деятельности и воспитания Макаренко продолжил разрабатывать и описал ее в ряде опубликованных статей.

В 1934 году Антон Семенович Макаренко вступает в ряды членов Союза советских писателей.

«Методика организации воспитательного процесса», первая научная работа педагога-писателя, вышла в 1936 году. Со ставшей известной и очень популярной «Книгой для родителей» читатели знакомятся в 1937 году.

Факты личной биографии Макаренко описал в повести «Честь» (1938 год) и в неоконченном романе «Пути поколения».

Среди литературных произведений Макаренко — очерки и статьи, повести и романы, рассказы, пьесы, киносценарии.

Заключение

Учение А. С. Макаренко о коллективе, воспитании и обучении были переведены на многие языки и распространены по всему миру. В то время, когда он преподавал, его основные идеи были довольно радикальными. Он не использовал традиционные подходы к образованию, к которым привыкло советское правительство. Сначала они оказывали поддержку, потому что видели влияние, которое оказывает Антон Семёнович на молодёжь. Однако вскоре власти забеспокоились, что те свободолюбивые личности, которых воспитывал Макаренко, станут угрозой для правительства.

Советское правительство не поддерживало индивидуализм — людей трудно контролировать. Поэтому, когда они заметили, что, казалось бы, коллективное общество Макаренко устремляется к индивидуализму, они забеспокоились. Кроме того, его колония выращивала собственные культуры, производила собственные товары и продавала их в близлежащие деревни. Это были спекулятивные действия, определенные советским уголовным кодексом и являющиеся незаконными в Советском Союзе.

Антон Семёнович, который вложил всю душу в свою работу, вскоре после увольнения умер. Его педагогические взгляды, однако, затронули сотни советских сирот и дали им возможность вырасти в успешных взрослых.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: