Личная жизнь
По окончании Крымской войны, как множество офицеров морского флота, был отправлен в бессрочный отпуск. Этот период ознаменовался женитьбой на восемнадцатилетней Любови Дмитриевне Кузьминой. Познакомилась пара еще весной 1859 г., когда Александр Федорович приезжал навещать в Вологду своих друзей. Любовь Дмитриевна имела хорошее образование, слыла глубоко верующим человеком и отлично музицировала. Обвенчавшись, семья поселилась в Котельникове, их дом ныне является музеем. Любовь Дмитриевна родила наследников, сыновей Александра и Николая. Но семейное счастье продлилось недолго – в возрасте 23 лет от скоротечной болезни Любовь Дмитриевна умерла. Александр Федорович больше никогда не женился, посвятив свою жизнь детям и мечте – конструированию первого летательного аппарата.
Память об А. Ф. Можайском
Можайский на почтовой марке 1963 года
Можайский на почтовой марке 1975 года
Бюст А. Ф. Можайского. Санкт-Петербург, Красносельский район, Красное Село. Надпись: Создатель первого самолёта Александр Фёдорович Можайский 1825—1890
- В 1955 году имя Можайского присвоено Ленинградской военно-воздушной академии Красной Армии. Ныне это Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского в Санкт-Петербурге.
- В честь Можайского назван посёлок Можайское в Вологодской области, который находится на месте сельца Котельниково. В посёлке открыт Историко-мемориальный дом-музей А.Ф.Можайского.
- Музей пионеров авиации и космонавтики имени А. Ф. Можайского (Красное Село, Санкт-Петербург).
- Музей истории авиации и космонавтики имени А. Ф. Можайского в посёлке Вороновица (Винницкая область).
- Памятник А. Ф. Можайскому установлен в Красном Селе.
- Именем Можайского названы улицы в городах Вологда, Казань, Красноярск, Ставрополь, Тверь, Ульяновск, Черкассы, Уссурийск и в ряде других городах бывшего СССР.
- Именем Можайского назван проезд и площадь в городе городе Кирове. На площади установлен самолёт-памятник АН-8.
- Формулой Можайского называют выведенное им уравнение существования летательного аппарата.
На Украине ежегодно в г. Запорожье проводятся Международные молодёжные научно-технические чтения имени А. Ф. Можайского, участие в которых принимают представители предприятий авиационной отрасли.
Жили в Можайском крае
Родились в городе Можайске
Арсеньев, Дмитрий Сергеевич Богданов, Андрей Владимирович Боголепов, Михаил Иванович Виноградов, Василий Петрович (священнослужитель) Виноградов, Николай Петрович (историк) Герасимов, Сергей Васильевич Дюбанок, Инна Николаевна Кубеев, Дмитрий Дмитриевич Лубенченко, Константин Дмитриевич Майоров, Алексей Дмитриевич Малахов, Сергей Арсеньевич Михайлов, Григорий Карпович Нечаев, Виктор Степанович Нифонт (Кормилицын) Пильняк, Борис Андреевич Рожкова, Светлана Анатольевна Спиридонов, Валентин Николаевич Терещенко, Алексей Владимирович Чекалин, Григорий Александрович Шинкаренко, Анастасия Александровна Шишкин, Сергей Николаевич (авиастроитель) Шумилин, Сергей Иванович
Филатов, Николай Алексеевич
Можайский в культуре
В 1950 году советский поэт Сергей Васильев опубликовал поэму «Первый в мире», посвящённую работе А. Ф. Можайского над своим самолётом. Вот как описаны в ней испытания самолёта Можайского:
Проснулась в машинах могучая сила, снаряд весь напрягся, запел, задрожал и, как бы очнувшись, легко побежал по твёрдой дорожке прямого настила, по струганным доскам, с уклона, с уклона. Мгновенье — колёса вприпрыжку пошли навстречу ромашкам, над кромкой зелёной и вдруг отделились от грешной земли. — Летит! — раздалось над полынным простором. — Глядите же! Честное слово, летит! — В едином порыве, с весёлым напором «ура» раскатилось.
Не помня обид, не чуя от радости ног под собою, внезапно и сказочно став молодым, Можайский бежал за созданьем своим, за гордой мечтой, завоёванной с бою, за первой, последней любовью хмельною, за ясным, волшебным рожденьем вторым. Бежал, как безумный, не чувствуя ноши, всей грудью дыша, приминая цветы, не видя, не слыша, как били в ладоши, как в знойное небо цветистой порошей летели фуражки, перчатки, зонты.
— Васильев С. А. Избранное. — М: Гослитиздат, 1960.
В 1950 году был снят художественный фильм «Жуковский» о научной деятельности Николая Егоровича Жуковского (режиссёр В. И. Пудовкин), в котором имеется эпизод с испытаниями самолёта Можайского. Для съёмок под руководством В. Б. Шаврова был изготовлен макет самолёта Можайского в половину натуральной величины.
В 2013 году белорусский автор Анатолий Евгеньевич Матвиенко опубликовал фантастический роман «Аэропланы над Мукденом» в жанре альтернативной истории. Согласно авторскому замыслу, у Можайского появились единомышленники и последователи, которые смогли преодолеть не только огромные инженерно-технические трудности на пути создания самолёта, но и такие препятствия как чиновничий произвол, национальную нетерпимость, желание сделать на «авось» там, где нужен математический расчёт. В итоге в романе российские авиаторы поднимают в небо аэропланы в ходе русско-японской войны.
«Жар-птица»
В 1882 году, несмотря на все трудности, с которыми столкнулся изобретатель, самолёт был готов. Можайский назвал своего первенца «Жар-птицей». Для испытаний была построена специальная взлётная дорожка в виде наклонного помоста. Самому провести испытания первого самолёта Можайскому не разрешили. Военное ведомство сочло, что 57 лет – это уже возраст не для подвигов. За штурвал сел И. Н. Голубев, механик, который всё время помогал Можайскому. Самолёт оторвался от земли, пролетел небольшое расстояние по прямой и сел (в разных источниках указывается разная длина полёта – от нескольких метров до сотни).
Самолёт Можайского весил 57 пудов (около 934 кг) и летел со скоростью 11 метров в секунду. Тягу обеспечивали два паровых двигателя мощностью 10 и 20 лошадиных сил. При посадке самолёт зацепился крылом за землю, а механик получил травму. В Военной энциклопедии говорилось: «Первый полёт аэроплана на военном поле в Красном селе дал результаты неважные: аппарат отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился набок и поломал крыло. Дальнейших опытов не было за неимением средств. Аппарат Можайского интересен как первая практическая попытка построить большой аэроплан». Можайский пытался затем отремонтировать свой самолёт и улучшить его лётные качества, но вплоть до смерти, последовавшей 1 апреля 1890 года, ему этого сделать не удалось.
К. Арцеулов. Взлет самолета А.Ф. Можайского
17 декабря 2003 года во всем мире с большим размахом отмечалось 100 лет со дня полёта первого самолёта. Конструкция братьев Райт поднялась в воздух и за 12 секунд пролетела 37 метров. Вот с тех пор мир и отмечает рождение авиации. Забывая (как всегда), что ещё 20 годами раньше первый самолёт был построен в России.
Сегодня, когда без авиации трудно представить современную жизнь и когда вся история ее развития досконально изучена, нужно по достоинству оценить заслуги замечательного русского изобретателя. Можайский ведь первым предложил конструкцию самолёта, в которой имеются все элементы, присущие современным крылатым машинам: силовая установка, фюзеляж, хвостовое оперение, крыло, шасси.
Источник иллюстраций: https://pinterest.com
История
Основная статья: Кунцево (город)
История данной местности связана с располагавшимися вблизи Можайской дороги сёлами Спасское-Манухино и Сетунь. В 1871 году недалеко была проложена Александровская (ныне Белорусская) железная дорога, на которой возникла станция Кунцево. В конце XIX века вдоль реки Сетунь стали строиться текстильные и другие фабрики: в 1887 году — фабрика брезента и ремней, в 1899 году — шерстоткацкая фабрика. Здесь же было основано Русско-Бельгийским обществом небольшое предприятие по производству охотничьих принадлежностей (пистон к патронам), игольная фабрика (1908 год) и хромовый завод (1915 год).
22 октября 1925 года решением Московского уездного исполкома было принято решение об образовании города Кунцево, куда вошли территории села Сетунь с одноимёнными деревнями (Большая и Малая Сетунь) и дачные местности вдоль реки Сетунь. В 1928 году в черту города были включены также промышленные предприятия: пистонный завод, Кунцевская фабрика камвольного треста, фабрика имени Ногина, игольная фабрика, кожевенный завод.
Центр тогдашнего города Кунцево располагался в нынешнем Можайском районе Москвы, в районе проезда Загорского, где размещаются все административные службы города и Кунцевского района Московской области. 17 августа 1960 года город Кунцево и окрестности были включены в состав Москвы, в Киевский район. В 1969 году был образован Кунцевский район Москвы.
В 1991 году была проведена административная реформа, в ходе которой был образован муниципальный округ «Можайский» (Южное Кунцево). В 1995 году муниципальный округ практически в тех же границах был преобразован в Можайский район Москвы. В 2003 году было создано внутригородское муниципальное образование «Можайское».
С 1 июля 2012 года в ходе реализации проекта расширения Москвы в состав Можайского района была включена территория инновационного центра «Сколково» (отдельная площадка), которая ранее входила в состав городского поселение Новоивановское Одинцовского муниципального района Московской области. Этот участок является протуберанцем Москвы вне МКАД. Одновременно с этим в связи с вступлением в силу новой редакции закона «Об организации местного самоуправления в Москве» муниципальное образование «Можайское» получило статус муниципального округа и название «Можайский».
См. также: Расширение территории Москвы (2011—2012)
Служба на Балтике и Хивинская экспедиция
- Летом 1855 года Можайского направили на Амур, где назначили командиром эскадры мелкосидящих судов. Здесь он служил до 1856 года, после чего получил приказ о возвращении на Балтику.
- К тому времени стало очевидным преимущество паровых судов над парусными. Однако первое время в России строили комбинированные суда, которые имели как паровой двигатель, так и парусную оснастку. В 1857 году Александра Фёдоровича поставили во главе одного из таких винтовых фрегатов, который назывался «Гремящий». На его борт иногда поднималась для совершения морских путешествий семья императора Александра II.
- В 1858 году Можайского включили в состав сухопутной экспедиции, путь которой лежал в Хивинское царство, находящиеся в Средней Азии. Помимо изучения жизни и быта местных народов, задачей путешественников было исследование бассейна Аральского моря. Для этого и понадобилось включить в её состав опытного и знающего моряка.
- Александр Фёдорович справился с поставленной перед ним задачей и впервые составил описание Аральского морского бассейна, а также реки Амударьи. Собрав богатый научный материал, зимой 1859 года экспедиция вернулась на родину.
План самолета
Разработав проект воздушного судна, весной 1878 года представил его напрямую военному министру, попросив поддержать разработку летательного аппарата. Его план предполагал, что самолет будет состоять из следующих элементов:
- лодки, где будут размещаться люди;
- неподвижных крыльев в количестве двух штук;
- хвоста, основное назначение которого — изменять направление движения за счет способности подниматься и опускаться;
- трех винтов: одного большого переднего и двух малых позади;
- тележки на колесах, располагающейся под лодкой, ее назначение — придать самолету скорость, необходимую для взлета;
- двух матч для крепкой фиксации крыльев и подъема хвостовой части.
Двигателем должны были выступать две паровые машины: одна приводит в движение носовой винт, вторая – два толкающих задних. Приложенная схема затрат, чертежи, расчеты и описания не убедили комиссию министерства: сославшись на недостаточную мощность установки, прошение отклонили. В 1880 г. было согласовано финансирование и организовано командирование за границу, откуда Можайский доставил 2 паровые установки, оборудованные водотрубным котлом и холодильником. Осенью 1881 г. стал обладателем первого в стране патента.
Мы изучаем — Биография Александра Можайского. Подсказки школьнику
Дата рождения: 21 марта 1825 года Дата смерти: 1 апреля 1890 года Место рождения: Выборгская губерния Российской империи Можайский Александр Федорович именитый русский изобретатель и военный. Также Александр Можайский был известен как контр-адмирал. Александр появился на свет в Великом княжестве Финляндском в семье адмирала российского флота. Его крестным стал командир порта города, где мальчик родился Роченсальма. Естественно, что и Александр решил стать моряком и начал обучение в Морском кадетском корпусе. После окончания его молодой мичман отправился в плавание по Балтийскому и Белому морям. Экспедиции проводились на разных судах и в целом продлились около семи лет. Вслед за ними последовало получение звания лейтенанта. Затем началась служба на Балтике. Во время нее осуществился двухлетний поход в Японию на фрегате. По некоторым данным, фрегат был разрушен во время цунами, и Александр спроектировал шхуну, на которой и вернулся на родину. Затем Александр в составе команды брига Антенор участвовал в охране Финского залива от несанкционированных вторжений недружественных судов. После этого последовала экспедиция по Средней Азии, на специально оборудованных судах по водному бассейну Аральского моря. После удачного завершения похода и возвращения в ведение офицера поступил участок ответственности на Орле корабле, имевшем более полусотни пушек. Карьера Александра развивалась, он получил очередной чин и стал командовать кораблем сам. Так, клипером Всадник он руководил около четырех лет. После начала проблем во флоте из-за Крымской войны, Александр оставил службу и поселился недалеко от Винницы. Спустя десять лет Александра попросили о возвращении на воинскую службу, и он был отправлен в уже знакомый ему Морской корпус, правда, уже преподавателем морской практики. Примерно с этого времени Александр начал работу над воплощением давно задуманного проекта. Этим проектом был аппарат, способный подниматься в воздух, несмотря на свой вес. Работа в Морском корпусе помогла разработке, так как исследователь имел возможность консультироваться с различными техническими специалистами сотрудниками корпуса. Вскоре первый летательный аппарат был построен, во время испытаний он взлетел, но вскоре завалился на крыло и рухнул. К сожалению, средств на починку у конструктора не было и повторных попыток полетов не проводилось. Изобретатель скончался в 1890 году, не успев достроить свой второй опытный образец из-за постоянной финансовой нужд и постоянных отказов правительства в финансировании проекта. Достижения Александра Можайского: Участвовал в первом описании водного бассейна Арала и Амударьи По одной из версий, первым в мире построил самолет Впервые поднялся в воздух на воздушном змее, опередив последователей без малого на десяток лет Создал прототип элеронов за тридцать лет до их официального изобретения Разработал первый фюзеляжный самолет Даты из биографии Александра Можайского: 1825 г. появился на свет 1841 г. получил ранг мичмана 1841 г. стал лейтенантом 1850 г. начало службы на Балтике 1853 г. поход в Японию на Диане 1855 г. получил назначение на бриг, осуществлявший берегоохранные функции 1858 г. участие в Хивинском походе 1859 г. стал капитан-лейтенантом 1869 г. поселился в Вороновицах 1879 г. начал преподавать морскую практику 1882 г. стал генерал майором, первые летные испытания изобретения 1990 г. скончался Интересные факты Александра Можайского: Сын исследователя пытался продать правительству обломки первого самолета, но неудачно Мысли о постройке летательного аппарата возникли у конструктора во время наблюдения за полетами воздушных змеев и птиц Благодаря поддержке Менделеева, получил 3000 рублей на исследования в области летательных аппаратов от воздухоплавательной комиссии Штабы иностранных государств приложили все силы к противодействию постройке и успешным испытаниям проектов инженера
Все биографии
«Диана»
Все это время он грезил мечтой о дальних плаваниях. В 1853 г., узнав о предстоящем японском походе фрегата «Диана», начал ходатайствовать о зачислении в команду. Его репутация опытного моряка, а также блестящие рекомендации сыграли свою роль. В декабре 1854 г. судно стало жертвой морского землетрясения у берегов Японии. Фрегат отнесло на риф, образовавшиеся щели пропустили неконтролируемый морской поток внутрь. Вся команда работала как единый организм, без сна и отдыха, но вода не убывала. После продолжительной борьбы за спасение корабля было принято решение его покинуть. На шлюпках достигнув берега, команда была вынуждена ждать помощи в чужой стране. Неизвестно, сколько бы продлилось ожидание, если бы не энтузиазм Можайского, подкрепленный острым умом и спасенным им журналом с описанием габаритов корабля. Под его руководством экипаж смог построить шхуну и отправиться обратно домой. Через 20 дней якорь был брошен у берегов Камчатки, где лейтенант Александр Федорович Можайский пересел на пароход «Аргунь» для следования к Николаевскому посту.
Финансовые вопросы
Если на создание малых экспериментальных моделей Александр Можайский, краткая биография которого стала предметом нашего обзора, тратил личные сбережения, то на разработку полноценного воздухоплавательного судна его средств было недостаточно. По этой причине Можайский составил прошение Военному министерству о предоставлении финансирования на конструирование модели в натуральную величину. Комиссией, возглавляемой Д. И. Менделеевым, было принято решение о выделении ему ассигнований на сумму 3 000 рублей. В 1878 г. конструктором были предоставлены чертежи летательного аппарата, с подробными расчетами и разъяснениями, Главному инженерному управлению. Надеясь получить финансирование, он предлагал использовать самолет для военных целей. Управление отказало в предоставлении денежных средств, поставив под сомнение пользу от проекта. Это не остановило изобретателя, он продолжил эксперименты, привлекая частных инвесторов.
Военные
Участники ВОВ
- Бушуев, Александр Яковлевич (1923-?) — проживал во 2-м подъезде дома №4 по ул. Мира.
- Эйдлин, Рувим Савельевич
- Кубеев, Дмитрий Дмитриевич (1902-1982), советский военачальник, родился в Можайске.
- Садовников, Виктор Константинович (1932-2017), можайский учитель, писатель, участник ВОВ. Родился в Бурмакино.
Воины-интернационалисты
- Малинин, Андрей Михайлович (1961-1981). Родился 12 июля 1961 года в Чернышкино Рыбинского района Ярославской области. 7 ноября 1981 года скончался в Афганистане. Похоронен на кладбище в Поминово Можайского района (Фалилеевское?).
- Рощин, Игорь Васильевич (1963-1983). Погиб в Афганистане. 22 июля 1963 — 14 окт 1983. Похоронен у Ельни. Учился в школе 135 К-510.
- Юрин, Алексей Анатольевич (1993-2014). Погиб на Донбассе. 18 10 1993. Родился на МИЗе, учился в школе №2. 26.05.2014. Похоронили в Можайске.
- Ниелов, Сергей Владимирович (1976—1997). Родился в Краснодарском крае в свх Искра Ленинградского района. В 1982 году семья переехала в Можайский район. Окончил школу №5 в 1991 году, учился в СПТУ 97, призван на службу. Работал в Можайском ОВД с 1996 года. 8 июля 1997 года погиб в Дагестане. Похоронен на Перещаповском кладбище.
- Васьков, Игорь Владимирович (1971-2000) из Синичино. Родился 10 августа 1971 года в Вознесенском Горьковской области. В 1978 году переехал в Можайский район. Окончил Синичинскую школу. Погиб 30 июня 2000 г. Похоронен в Каменке.
- Евстратов, Вячеслав Дмитриевич (1967-1987). Погиб в Афганистане. 3 июля 1957 (Ильинская Слобода) — 25 мая 1987. Похоронен на Ильинской слободе. Учился в школе №3.
- Кленин, Алексей Владимирович (1980-2000). Родился 15 октября 1980 года. Призван Можайским ГРВК. Убит на границе Чечни и Дагестана 18 февраля 2000 года.
- Погодин Александр Викторович (1959-1984) — родился в Москве. Похоронен на Ильинском кладбище.
Великолепный моряк
Человек он был редчайшей серьезности. Великолепный моряк и командир. Будучи еще лейтенантом, в 1853-1854 годах, в плавании на фрегате «Диана» попал в кораблекрушение — судно пошло на дно во время знаменитого землетрясения в бухте Симода у острова Хонсю. Как свидетельствовал родоначальник советского морского дела А.Н. Крылов, в вахтенном журнале названо имя офицера, последним покинувшего погибающий русский парусник.
Легендарный спортсмен Уточкин вольно чувствовал себя и в море, и в небе
Это был Александр Можайский.
Уходя с «Дианы», он спас чертежи корабля. По этим чертежам и под руководством Можайского был построен новый корабль, на котором основная часть команды вернулась на Родину. На японском острове и теперь есть посвященный этому событию музей, центральный экспонат в нем — портрет русского офицера. В Стране восходящего солнца по сей день почитают Модзая, давшего толчок новому японскому судостроению…
А Можайский, будучи уже капитаном первого ранга в отставке, на зависть окрестным мальчишкам самозабвенно запускал в своем имении огромных воздушных змеев. И даже смог на одном из них, по свидетельству современника, «два раза подняться в воздух и летать с комфортом». Моряк мечтал о воздушном океане, а газеты того времени иронизировали: «Попытки специалистов изобрести летательный аппарат, который можно было бы двигать в воздушной среде в любом направлении, совершенно независимо от ветра, — напоминают попытки мечтателей, трудившихся над квадратурой круга, отыскиванием философского камня, вечного двигателя до эликсира бессмертия».
Можайскому суждено было опередить время — в этом и его подвиг, и трагедия.
Экспедиция в Японию
- Осенью 1853 года Можайский, входивший в офицерский состав фрегата «Диана», принял участие в экспедиции в Японию. Целью этого плавания являлось возвращение из дальних восточных земель русских дипломатов, во главе которых был адмирал Е. В. Путятин, так как их судно, пришло в негодность.
- 25 сентября фрегат с экипажем, насчитывающим более 400 человек, вышел на Большой рейд Кронштадта. Преодолев массу трудностей, борясь со штормами, моряки летом 1854 года прибыли к японским берегам. По воспоминаниям сына Александра Фёдоровича, именно в этой экспедиции, наблюдая за полётом птиц, Можайский впервые задумался о создании летательного аппарата.
- Русскому кораблю не суждено было вернуться на родину. В декабре 1854 года, близ берегов Японии произошло землетрясение и образовавшимися в результате этого цунами «Диана» была повреждена, а во время попытки перегнать судно в другой порт для ремонта – затонула.
- Экипажу корабля удалось спастись, и капитан решил своими силами построить корабль небольших размеров, для того, чтобы на нём отправить на родину часть команды. В проектировании и строительстве нового судна Можайский принимал самое активное участие.
- Через три месяца шхуна «Хеда», названая так в память о бухте, где затонула «Диана», была спущена со стапеля на воду, а ещё через три недели моряки увидели берега Авачинской бухты. Через некоторое время они добрались до города Петропавловск (сейчас Петропавловск-Камчатский). Капитан, с частью офицеров, среди которых был и Александр Фёдорович, прибыли на родину на американском торговом судне.
Фрегат «Диана» в бухте Симода (картина 1854 г.)
Кто и когда изобрел первый самолет?
По одной из версий, первым считается самолет Можайского. Ученый представил проект воздухоплавательной машины в 1876 году чиновникам, работавшим в военном министерстве. Невзирая на непонимание со стороны государственных структур, Можайским были вложены денежные средства, привлеченные самостоятельно. Дебютные испытания завершились аварией, в результате которой аппарат был разрушен. Несмотря на данный факт, благодаря разработкам русского ученого развитие авиации вышло на новый виток.
Вы считаете, что первый самолет был изобретен братьями Райт?
ДаНет
Среди историков по сей день не стихают споры о том, кто же все-таки первым изобрел самолет. Ряд исследователей полагает, что слава пионера в области конструкции прототипа современного самолета принадлежит Альберту Сантосу-Дюмону, который сумел собрать летательную машину, пролетевшую более 6 десятков метров на высоте около 2,6 метра на испытаниях в 1906 году. Через месяц создатель первого самолета сумел установить первый рекорд, совершив перелет более 200 метров длиной на этом же прототипе.
12 и 17 декабря 1903 года состоялись дебютные испытания самолета, который изобрели братья Райт (Wright – англ.). Следующая модель Флайер-1», выпущенная в том же году, была оснащена бензиновым силовым агрегатом. Вес биплана составлял 280 кг, а пробные полеты на нем совершал как Уилбур, так и Орвил, пролетевший 6 десятков метров на трехметровой высоте.