Упоминание книг автора:
- Список запрещенных книг или цензурная история мировой литературыПодборки
- 30 книг, которые стоит прочесть до 30 летПодборки
- Лучшие книги о политике всех временПодборки
- Военное искусствоПодборки
Цитаты из книг автора
Государь
•
Любят государей по собственному усмотрению, а боятся — по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных
Государь
•<p>… люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно.</p>
Государь
•<p>… дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время.</p>
Государь
•<p>Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя явится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся.</p>
Государь
•<p>Поистине страсть к завоеваниям — дело естественное и обычное; и тех, кто учитывает свои возможности, все одобрят или же никто не осудит; но достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям какой угодно ценой.</p>
•
Все рецензии
Философия Никколо Макиавелли. Политическая философия Никколо Макиавелли.
а) в отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы.
б) Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 — 1527) — итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель.
— Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения: человек обладает изначально злой природой; движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде; совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы; для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создастся особая организация — государство; правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных; правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна — промотана); руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей; в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные. Философия Макиавелли основана на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.
Никколо Макиавелли Государь цитаты. 20 цитат из «Государя» Никколо Макиавелли
Пять столетий эта книга остается одним из главных философских трактатов о власти, государстве и политике. Никколо Макиавелли закончил свой труд в 1513 году, но текст был опубликован лишь в 1532-м, спустя пять лет после смерти автора. В конце 60-х годов XVI века католическая церковь внесла «Государя» в список запрещенных произведений, но интерес к этому «интеллектуальному бестселлеру» только подогрелся. Макиавелли выступал сторонником сильной власти и не гнушался советовать правителям вещи, кажущиеся сегодня циничными и даже дикими.
Но если сделать скидку на эпоху, в которой жил автор, и вчитаться в текст, в «Государе» можно найти и много полезных вещей, интересных не только для сильных мира сего.
Мы отобрали 20 цитат из знаменитого трактата:
- …За малое зло человек может отомстить, а за большое — не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести.
- … Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.
- Как могут двое поладить, если один подозревает другого, а тот в свою очередь его презирает.
- …Когда же настали тяжелые времена, они предпочли бежать, а не обороняться, понадеявшись на то, что подданные, раздраженные бесчинством победителей, призовут их обратно. Если нет другого выхода, хорош и такой, плохо лишь отказываться ради него от всех прочих точно так же, как не стоит падать, полагаясь на то, что тебя поднимут.
- Лучшая из всех крепостей — не быть ненавистным народу: какие крепости ни строй, они не спасут, если ты ненавистен народу, ибо когда народ берется за оружие, на подмогу ему всегда явятся чужеземцы.
- Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий — сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может. Первый ум — выдающийся, второй — значительный, третий — негодный.
- Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло.
- … Что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх.
- …Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого. Что опять-таки естественно и закономерно, так как завоеватель притесняет новых подданных, налагает на них разного рода повинности и обременяет их постоями войска, как это неизбежно бывает при завоевании.
- Люди же таковы, что, видя добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям, поэтому народ еще больше расположится к государю, чем если бы сам привел его к власти.
- Победа никогда не бывает полной в такой степени, чтобы победитель мог ни с чем не считаться и в особенности — мог попрать справедливость.
- Всегда отыщется повод для мятежа во имя свободы и старых порядков, которых не заставят забыть ни время, ни благодеяния новой власти.
- Если мне возразят, что многие уже были государями и совершали во главе войска великие дела, однако же слыли щедрейшими, я отвечу, что тратить можно либо свое, либо чужое. В первом случае полезна бережливость, во втором — как можно большая щедрость.
- Однако же нельзя назвать и доблестью убийство сограждан, предательство, вероломство, жестокость и нечестивость: всем этим можно стяжать власть, но не славу.
- Люди мстят либо из страха, либо из ненависти.
- Поистине страсть к завоеваниям — дело естественное и обычное; и тех, кто учитывает свои возможности, все одобрят или же никто не осудит; но достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям какой угодно ценой.
- Других же советников не бывает, ибо люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.
- … Все вооруженные пророки побеждали, а все безоружные гибли.
- … Если основания не заложены заранее, то при великой доблести это можно сделать и впоследствии, хотя бы ценой многих усилий зодчего и с опасностью для всего здания.
- Чтобы избежать ненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательств на имущество граждан и подданных и на их женщин.
Личная жизнь писателя: последние годы и кончина
Личная жизнь любого публичного человека осложняется тем, что каждый шаг зачастую становится достоянием общественности. Но постараться стать счастливым должен каждый, а Макиавелли привык не упускать шансов, дарованных судьбой.
Жена, дети и любовницы
Вернувшись от папского двора в январе первого года шестнадцатого века, Никколо сразу же сделал предложение девушке из семьи, равной себе по положению. Мариетта ди Луиджи Корсини оказалась ко всему чрезвычайно рассудительной и весьма красивой. Сначала это был чисто экономический союз, но в итоге мужчина проникся нежностью и любовью к этой хрупкой, невинной девушке, всегда поскорее спешил возвращаться из дальних поездок и делал приятные сюрпризы и богатые подарки. Она родила ему пятерых ребятишек.
- Бернардо.
- Бартоломея.
- Людовико.
- Гуидо.
- Примавера.
Несмотря на то, что Никколо питал к супруге действительно нежные чувства, она никогда не была для него единственной женщиной в мире. Отправляясь в очередную дипломатическую поездку, любвеобильный мужчина обычно заводил там интрижки и даже длительные связи, которые потом также легко разрывал.
Смерть флорентийского философа и образ мыслителя в памяти потомков
К маю двадцать седьмого года во Флоренции разобрались, кто есть кто. Медичи были изгнаны, а республика восстановлена. Тогда Никколо Макиавелли подал и свою кандидатуру на пост канцлера. Однако ни на эту должность, ни на любую иную, он так и не был избран. На Большом Совете прозвучали такие обвинения, как интеллектуальность, поедание скоромного по пятницам, а также посещение библиотек. За него проголосовали всего двенадцать человек из пяти сотен.
Все это окончательно подорвало здоровье политика, он слег в постель. Врачеватели ничем не могли ему помочь. Уже 22 июня 1527 года Макиавелли скончался в кровати собственного дома. О похоронах и месте упокоения этого человека не сохранилось никаких сведений. Однако существует кенотаф (памятник, под которым нет останков) в церкви Санта-Кроче в самом сердце Флоренции. Ветвь его рода оборвалась, когда в 1613 году скончалась его правнучка — Ипполита.
К образу выдающегося философа обращались разнообразные деятели искусств. К примеру, пьеса «Тогда и теперь» Уильяма Сомерсета Моэма описывает события его жизни. Является он персонажем романов Хорхе Молиста и даже скандально известного Салмана Рушди. Также его персона обыграна во множестве художественных и документальных фильмов, и даже в компьютерной игре «Assassin’s Creed: Brotherhood» есть такой герой, озвучил которого Шон Байчу.
Цитаты политолога Макиавелли
Страсть к завоеваниям – это дело вполне обычное и ничем не выдающееся.
Никак нельзя доверять тому, что происходит в спокойные времена.
Распыляя свои богатства, ты только вредишь себе. Растрачивая чужие – добиваешься славы.
Сладка война может быть только тем, кто никогда ее не изведал.
Любой может увидеть, каким ты кажешься. Но далеко не каждый разберется, каков ты есть на самом деле.
Это интересно: 391,Николай Коперник: краткая биография
Политическая философия Макиавелли
Политическая философия Макиавелли направлена на определение средств достижения намеченных целей, независимо от того, признаются ли эти цели хорошими или плохими. Государство, утверждает Макиавелли, является высшим выражением человеческого духа, а служение государству — смыслом и счастьем человеческой жизни. Человеческая природа по своей природе плоха, эгоистична, и задача государства — сдерживать ее силой. Самый известный трактат Макиавелли «Государь» описывает способы создания сильного государства, когда людям не хватает гражданских добродетелей.
Религия, по мнению Макиавелли, должна играть важную роль в жизни государства не потому, что это правда, а потому, что она должна удерживать общество в целом.
В «Суверенном» Макиавелли почти открыто отвергает общепринятую мораль, когда речь идет о поведении правителей. Правитель погибнет, считает Макиавелли, если он всегда будет милосерден и честен. Правитель должен держать свое слово только тогда, когда это выгодно. Прежде всего, Макиавелли считает, что правитель должен восприниматься своими подданными как религиозный человек.
Макиавелли часто использует слово «свобода» как нечто ценное, хотя из его аргумента не совсем ясно, что именно оно означает. Очевидно, он унаследовал его от древности. Макиавелли, возможно, думал, что политическая свобода предполагает определенную личную добродетель у граждан. Народ, по словам Макиавелли, имеет здоровый ум, и не зря говорят: «Голос народа есть голос Божий».
Можно сказать, что философия Макиавелли оживила политическую мысль греков и римлян (республиканского периода). Таким образом, любовь к «свободе» и теория сдержек и противовесов, очевидно, были подхвачены Ренессансом с древности.
Следует отметить, что хотя средневековые авторы придерживались концепции «законной власти» (власти Папы Римского и Императора), тогда, по мнению Макиавелли, власть должна принадлежать тому, кто умудряется ее захватить в условиях свободной конкуренции. Макиавелли отдает предпочтение популярному правилу, основываясь на своих наблюдениях, которые показывают, что популярное правило менее жестоко, чем тирания.
Из анализа текстов Макиавелли можно сделать вывод, что в мире существует ряд политических благ, три из которых особенно важны: национальная независимость, безопасность и упорядоченная конституция. Хорошая конституция должна распределять законные права между сувереном, дворянством и народом пропорционально их фактической власти. В соответствии с такой конституцией успешные революции будет трудно осуществить, и поэтому порядок в государстве возможен.
Макиавелли спорит не только о целях, но и о средствах. Если цель будет признана хорошей, то мы можем выбрать такие средства, которые обеспечат ее реализацию. «Успех» означает достижение искомой цели, какой бы она ни была. Можно даже создать своего рода «науку успеха», говорит Макиавелли.
Макиавелли считает, что для реализации политической цели необходима власть. Обычно побеждает тот, на чьей стороне власть. Правда, соглашается Макиавелли, власть часто зависит от общественного мнения, а общественное мнение, в свою очередь, зависит от пропаганды
Поэтому большое внимание следует уделять пропаганде, и особенно пропаганде добродетельного образа претендента на власть
Слово «макиавеллизм» стало термином, относящимся к бесстыдной политике, преследующей свои цели вопреки нормам морали. Макиавелли говорил, что любое действие государства (или его правителя) допустимо, особенно во внешних, межгосударственных отношениях, если это действие приносит пользу собственной стране.
Однако оторванность политики от моральной оценки не была изобретением Макиавелли. Это было и в значительной степени остается реальностью политической практики. Только сейчас появление единого человечества и поистине всемирной истории порождает надежду на то, что нравственность постепенно будет охватывать не только отношения отдельных людей и их групп, но и сферу политики и межгосударственных отношений.
Биография Никколо Макиавелли. Мировоззрение и идеи
Исторически Никколо Макиавелли принято изображать тонким циником , считающим, что в основе политического поведения лежат выгода и сила , и что в политике следует опираться на силу, а не на мораль , которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Однако, в своих произведениях Макиавелли показывает, что правителю наиболее выгодно опираться на народ, для чего необходимо уважать его свободы и заботиться о его благосостоянии. Нечестность он допускает только лишь в отношении врагов, а жестокость — только к бунтовщикам, чья деятельность может привести к большему ущербу.
Никколо Макиавелли
В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия » Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества : отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов .
Макиавелли называет политику «опытной наукой» , которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.
Макиавелли — один из немногих деятелей эпохи Возрождения , кто в своих работах затронул вопрос о роли личности правителя. Он считал, исходя из реалий современной ему Италии , страдавшей от феодальной раздробленности , что лучше сильный, пусть и лишённый угрызения совести, государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители. Таким образом, Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности.
Автор идеи о всеобщей воинской обязанности — в трактате «О военном искусстве» призывал к переходу от наёмной к набираемой по призыву из граждан государства армии .
Макиавелли презирал плебс , городские низы и церковный клир Ватикана . Симпатизировал прослойке зажиточных и активных горожан. Разрабатывая каноны политического поведения личности, он идеализировал и ставил в пример этику и законы дохристианского Рима. Он с сожалением писал о подвигах античных героев и критиковал те силы, которые, по его мнению, манипулировали Святым писанием и использовали в своих целях, что доказывает следующее выражение его идеи: «Именно из-за такого рода воспитания и столь ложного истолкования нашей религии на свете не осталось такого же количества республик , какое было в древности, и следствием сего является то, что в народе не заметно теперь такой же любви к свободе, какая была в то время». Под «тем временем» имеется в виду античность.
По мнению Макиавелли, максимально жизнеспособными государствами в истории цивилизованного мира были те республики, граждане которых обладали наибольшей степенью свободы, самостоятельно определяя свою дальнейшую судьбу. Он считал независимость, мощь и величие государства тем идеалом, к которому можно идти любыми путями, не задумываясь о моральной подоплёке деятельности и о гражданских правах. Макиавелли был автором термина «государственный интерес», который оправдывал претензии государства на право действовать вне закона, который оно призвано гарантировать, в случаях, если это соответствует «высшим государственным интересам». Правитель своей целью ставит успех и процветание государства, мораль и добро при этом отходят на другой план. Труд «Государь» представляет собой своеобразное политтехнологическое наставление по захвату, удержанию и применению государственной власти:
Биография Никколо Макиавелли
Будущий писатель родился 3 мая 1469 года в деревне Сан-Кашано, недалеко от Флоренции. Его семья была очень знатной, однако, не богатой. Глава семейства — Бернардо Макиавелли — служил нотариусом. Это был человек, скептически относившийся к религии и глубоко интересовавшийся античной литературой. Впоследствии его взгляды окажут большое влияние на философию Николло.
Своё образование Макиавелли получил в городской школе Флоренции и у частных учителей. Так он обучился счёту, письму, латыни и познакомился с работами античных классиков — Тита Ливия, Цицерона, Светония, Цезаря. Впрочем, юноша интересовался не только древними авторами. Он прочёл книги Данте и Петрарки и сделал вывод, что этим авторам удалось мастерски описать особенности менталитета и основные пороки итальянцев. На тот момент Флоренция была одним из главных культурных центров Италии, поэтому Никколо смог познакомиться с лучшими достижениями искусства и науки того времени.
Из-за недостатка денег, Никколо не смог поступить в университет, но под руководством отца немного освоил право. Эти навыки позволили Макиавелли заняться государственной работой. Первые шаги на политическом поприще он сделал при Савонароле, выполняя функции секретаря и посла. Несмотря на то, что после казни Савонаролы Макиавелли был на какое-то время подвергнут опале, в том же 1498 году, он занял важный пост секретаря второй канцелярии республики и стал секретарём Совета Десяти. Молодому политику приходилось балансировать между сторонниками Медичи и партией покойного Савонаролы, не примыкая ни к одной из коалиций.
Однако работа Макиавелли была очень эффективна, и вскоре он стал пользоваться уважением представителей обеих группировок. На протяжении 14 лет Макиавелли регулярно переизбирался. За эти годы он отдал тысячи распоряжений, командовал несколькими военными компаниями, не раз представлял Флоренцию в других городах-республиках и за границами Италии, а также решил множество сложнейших дипломатических споров. Параллельно Макиавелли продолжал читать античных авторов и изучать политическую теорию.
В 1502 году во Флоренции появилась должность пожизненного гонфалоньера (до этого гонфалоньеры сменялись каждый месяц). Гонфалоньер мог созывать советы, инициировать разработку законов и, по сути, являлся самым важным человеком в республике. На эту должность был назначен Пьеро Содерини, впоследствии ставший близким другом Макиавелли. Содерини немного не хватало проницательности и организаторских способностей, поэтому во всех вопросах он стал полагаться на Макиавелли, быстро ставшего настоящим флорентийским «серым кардиналом». Советы Макиавелли были очень полезны, они позволили укрепить Флоренцию и преумножить её богатства.
Однако в 1512 году Флоренцию постиг серьёзный удар. В город вошли войска Джованни Медичи, восстановившего власть своей семьи над республикой. Содерини бежал из Флоренции, а Макиавелли был схвачен, обвинён в заговоре против Медичи и брошен в тюрьму. Вскоре его выпустили, но вернуть себе прежнюю власть Макиавелли уже не смог. Он был сослан в своё небольшое имение в Сан-Кашано.
Макиавелли тяжело переживал своё вынужденное бездействие и желал снова служить Флоренции и Италии. Но Медичи считали его неблагонадёжным и пресекали все его попытки снова занять какой-нибудь государственный пост. Поэтому период с 1513 по 1520 год стал для Макиавелли временем подведения итогов своей бурной деятельности и активного литературного творчества. В эти годы были созданы следующие сочинения:
- «Государь» (1513);
- «Искусство войны» (1519-20);
- театральная пьеса «Мандрагора»;
- сказка «Бельфагор» и многое другое.
В 1520 году к опальному философу и политику стали относиться мягче. Он смог часто приезжать во Флоренцию и выполнять небольшие государственные поручения. Тогда же Макиавелли занял должность государственного историографа Флоренции и по заказу Папы Римского написал труд «История Флоренции».
В самом конце жизни Макиавелли пришлось пережить новые потрясения. В 1527 году Италия была разорена Испанией. Рим пал, а Папа Римский оказался в осаде. Во Флоренции произошёл очередной переворот, завершившийся изгнанием Медичи. Горожане стали восстанавливать демократический строй и Макиавелли надеялся снова вернуться к работе чиновника в возрождённой республике. Однако новая власть просто проигнорировала его. Потрясения, связанные с разгромом Италии, и невозможность заниматься любимым делом негативно сказались на здоровье философа. 21 июня 1527 года Макиавелли не стало.
Личностная значимость в общественной истории
Роль личности в учении Макиавелли имеет глобальный масштаб. Автор считает, что индивидуальные черты характера самодержца способны либо привести к политическому триумфу, либо к краху империи. Итальянский мудрец приветствует такие качества, как скупость, жестокость. Первое способствует удержанию целостности государственной казны, которая способна сыграть роковую роль в случае военных действий, избегания излишнего налогообложения населения. Сущность второго сводится к предотвращению гибели целого народа посредством маленьких человеческих жертв (показательные казни ради подавления назревающего бунта).
Из вышесказаного выходит, что флорентийский философ отвергает гуманизм, подчеркивая, что интересы нации главенствуют над индивидуальными страданиями.