Введение
XV и XVI столетия
были временем
больших перемен
в экономике,
политической
и культурной
жизни европейских
стран. Бурный
рост городов
и развитие
ремесел, а позднее
и зарождение
мануфактурного
производства,
подъем мировой
торговли,
вовлекавший
в свою орбиту
все более отдаленные
районы постепенное
размещение
главных торговых
путей из Средиземноморья
к северу, завершившееся
после падения
Византии и
великих географических
открытий конца
XV и начала XVI века,
преобразили
облик средневековой
Европы. Почти
повсеместно
теперь выдвигаются
на первый план
города. Некогда
могущественнейшие
силы средневекового
мира — империя
и папство — переживал
глубокий кризис.
В XVI столетии
распадавшаяся
Священная
Римская империя
германской
нации стала
ареной двух
первых антифеодальных
революций —
Великой крестьянской
войны в Германии
и Нидерландского
восстания.
Переходный
характер эпохи,
происходящий
во всех областях
жизни, процесс
освобождения
от средневековых
пут и вместе
с тем еще неразвитость
становящихся
капиталистических
отношений не
могли не сказаться
на особенностях
художественной
культуры и
эстетической
мысли того
времени.
Все перемены
в жизни общества
сопровождались
широким обновлением
культуры — расцветом
естественных
и точных наук,
литературы
на национальных
языках и, в
особенности,
изобразительного
искусства.
Зародившись
в городах Италии,
это обновление
захватило затем
и другие европейские
страны. Появление
книгопечатания
открыло невиданные
возможности
для распространения
литературных
и научных
произведений,
а более регулярное
и тесное общение
между странами
способствовало
повсеместному
проникновению
новых художественных
течений.
Термин «Возрождение»
(Ренессанс)
появился в XVI
веке древности.
Рассматривая
эпоху Средневековья
как простой
перерыв в развитии
культур. Еще
Джордано Вазари
— живописец и
первый историограф
итальянского
искусства,
автор прославленных
«Жизнеописаний»
наиболее знаменитых
живописцев,
ваятелей и
зодчих (1550 г.) писал
о «возрождении»
искусства
Италии. Это
понятие возникло
на основе широко
распространенной
в то время
исторической
концепции,
согласно которой
Эпоха Средневековья
представляла
собой период
беспросветного
варварства
и невежества,
последовавший
за гибелью
блестящей
цивилизации
классической
уры, историки
того времени
полагали, что
искусство
некогда процветавшее
в античном
мире, впервые
возродилось
в их время к
новой жизни.
Термин «Возрождение»
означал первоначально
не столько
название всей
эпохи, сколько
самый момент
возникновения
нового искусства,
который приурочивался
обычно к началу
XVI века. Лишь
позднее понятие
это получило
более широкий
смысл и стало
обозначать
эпоху, когда
в Италии, а затем
и в других странах
сформировалась
и расцвела,
оппозиционная
феодализму,
культура. Энгельс
охарактеризовал
Возрождение
как «величайший
прогрессивный
переворот из
всех, пережитых
до того времени
человечеством».
«Rinascimento»: ri — «снова» + nasci — «рождённый»
Надеюсь, все слышали понятие «ренессанс». Рожденный заново, рожденный снова. Или — Эпоха Возрождения. Почти всегда это понятие применяется к области искусства: живопись, литература, архитектура, и т.д. Кстати, сюда можно отнести и науку.
Боттичелли, Рождение Венеры
Теперь разберемся, а что же, собственно, родилось заново? Это особый тип культуры, которая уже вышла за рамки Средневековья, но лишь предшествует эпохе Просвещения.
Впервые термин ввел Джорджо Вазари (итальянский гуманист). Имеется ввиду некий существенный шаг вперед во всех сферах жизни социума, а особенно — в сфере культурной. Расцвет, выход из тени, преображение.
Новое понимание истории и рождение политической науки
Крупнейшим мыслителем итальянского Возрождения, который внёс неоценимый вклад в развитие как исторической, так и политической мысли, был Никколо Макиавелли (1469-1527). Уроженец Флоренции, он занимал ответственные посты в правительстве и исполнял важные дипломатические поручения в те годы, когда Италия превратилась в арену ожесточённого международного соперничества. Именно в эту катастрофическую для его страны эпоху флорентийский мыслитель попытался ответить на острейшие проблемы современности. Для него история представляла политический опыт прошлого, а политика — современную историю.
Н. Макиавелли
Использованная литература:В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века
Саму эпоху Возрождения в Италии принято делить на три этапа:
1) ранний Ренессанс (триченто и кватриченто) (середина XIV–XV вв.);
2) высокий Ренессанс (чинквеченто) (конец XV – середина XVI вв.);
3) поздний Ренессанс (вторая треть XVI – первая половина XVII вв.).
Литературное творчество раннего Ренессанса прежде всего связано с такими именами, как Джованни Боккаччо (1313–1357) и Франческо Петрарка (1304–1374).
Другой талантливый скульптор и архитектор раннего Ренессанса Филиппе Брунеллески (1377–1446). Он был создателем теории линейной перспективы. Основываясь на архитектуре античности, он постоянно использовал достижения современности, привносил новаторские идеи в свои произведения. Вот почему его архитектурные сооружения (капелла Пацци во дворе церкви Санта-Кроче, купол собора Сайта-Мария дель Фьоре и др.) могут по праву называться эталоном инженерно-строительной мысли.
Высокий Ренессанс связан с именами трех великих деятелей искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело Буонарроти.
Дальнейшему развитию гуманистических идей мешала церковь, которая всячески пыталась восстановить свои права, которые были у нее в эпоху средневековья. Проводились различные репрессивные меры, которые были направлены против деятелей культуры. Это не могло не сказаться на дальнейшем развитии культуры Возрождения. Как результат, многие творческие люди стали уходить от идей гуманизма, оставив только навыки, которых добились мастера раннего и высокого Возрождения. Эта запрограммированность, с которой стали работать деятели культуры, получила название маньеризма. И конечно же ни к чему хорошему привести она не может, ведь теряется весь творческий смысл. Но несмотря на лидирующие позиции маньеризма, остались мастера, которые по-прежнему следовали гуманистическим идеалам. Среди них были художники Паоло Веронезе (1528–1588), Якопо Тинторетто (1518–1594), Микеланджело да Караваджо (1573–1610), скульптор Бенвенуто Челлини (1500–1571).
Итак, к сороковым годам семнадцатого века закончился последний этап итальянского Возрождения, поздний Ренессанс.
Но Возрождение коснулось не только Италии, существовало и так называемое Северное Возрождение, которое относилось к таким странам, как Англия, Нидерланды, Франция, Германия, Швейцария, Испания и др. Нельзя оставить эти страны без внимания, так как культура их на данном этапе не менее значима, чем культура Италии, а даже наоборот, очень интересна хотя бы тем фактом, что не имела под собой такого богатого античного культурного пласта, какой имела Италия, и формировалась в сложный период Реформации.
Италия в XVI была богата на великих людей, внесших огромнейший вклад в мировую культуру. В эту эпоху на Апеннинском полуострове происходило взаимодействие художественных и интелектуальных сфер творчества. Леонардо Да Винчи, Рафаэль Санти, Ботичелли, Микеланджело — выдающиеся итальянские представители эпохи Возрождения. Это люди, изменившие мир, творения которых являются достоянием не только Италии, но и всего человечества.
Леонардо Да Винчи — величайший гений эпохи Возрождения, ученый, художник, музыкант, разностороння личность. Леонардо родился в городе Винчи, что неподалеку от Флоренции и был незаконнорожденным ребенком. У гения было много записей, где он писал про свою биографию, однако практически нет заметок про детство,хотя он покинул родной город в шестнадцатилетнем возрасте. В 1842 году Да Винчи отправляется в Милан, где проходит важная часть его жизни.
Эпоха возрождения начилась в Италии, откуда распространилась по всей Европе. Да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, а также Джотто, Мазаччи, Цитиан — итальянские титаны эпохи возрождения, внесшие величайший вклад в развитие живописи, архитектуры и всей европейской культуры.
Презентация на тему: » Мир художественной культуры Эпохи Возрождения Выполнил: Филиппов Михаил.» — Транскрипт:
1
Мир художественной культуры Эпохи Возрождения Выполнил: Филиппов Михаил
2
Возрождение или Ренессанс эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV последняя четверть XVI века и в некоторых случаях первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» так и появился термин.
3
Раннее Возрождение (начало XV конец XV века) Высокое Возрождение (конец XV первые 20 лет XVI века) Позднее Возрождение (середина XVI 90-е годы XVI века) Проторенессанс (2-я половина XIII века XIV век)
4
Высокое Возрождение Высокое Возрождение – (XV- начало XVI века) Когда культура достигла наивысшего расцвета. Раннее Возрождение Раннее Возрождение – (XIV-конец XV века)
5
Обмирщение сознания, т.е. постепенное освобождение от религиозного взгляда на мир т.е. постепенное освобождение от религиозного взгляда н гуманизма Распространение идей гуманизма, т.е. обращение к человеческой личности, веры в силы самого человека. й т.е. обращение к человеческой личности, веры в силы самого человека. научных знаний Распространение научных знаний. Опора на достижения культуры Античности.. Особенности эпохи Возрождения:
7
Леонардо да Винчи ( )
8
Мадонна Литта (Мадонна с младенцем) Эрмитаж, Санкт- Петербург
9
Мона Лиза (Джоконда) Лувр, Париж
10
Тайная вечеря Санта-Мария делле Грацие, Милан
11
Микеланджело Буонарроти ( )
12
Давид Академия, Флоренция
13
Сотворение Адама Фрагмент росписи свода Сикстинской капеллы, Ватикан
14
Кто создал всё, кто сотворил и части – И после выбрал лучшую из них, Чтоб здесь явить нам чудо дел своих, Достойное его высокой власти… Стихотворение из Цикла сонетов
15
Рафаэль Санти ( )
16
Мадонна Конестабиле Эрмитаж, Санкт- Петербург
17
Сикстинская мадонна Картинная галерея, Дрезден
18
Северное Возрождение Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.барокко Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии
19
Северное Возрождение Выдающиеся представители Альбрехт Дюрер, Альбрехт Дюрер Ганс Гольбейн Младший Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель Старший. Пред ренессансным духом проникнуты и некоторые произведения мастеров поздней готики, таких,Питер Брейгель Старший как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг.Ян ван Эйк Ганс Мемлинг
20
Питер Брейгель Старший (1525/ )
21
Крестьянский танец Музей истории искусства, Вена Крестьянский танец Музей истории искусства, Вена
22
Жатва Музей Метрополитен, Нью-Йорк
23
Охотники на снегу Музей истории искусства, Вена
24
Альбрехт Дюрер ( )
25
Четыре апокалиптических всадника Гравюра из серии «Апокалипсис»
26
Ганс Гольбейн Младший ( )
27
Портрет Уильяма Уорхэма Лувр, Париж
28
Портрет члена семьи Ведигов Музей Метрополитен, Нью-Йорк
29
Рембрандт Харменс ван Рейн ( )
30
Портрет старика в красном Эрмитаж, Санкт- Петербург
31
Возвращение блудного сына Эрмитаж, Санкт- Петербург
32
Диего Веласкес ( )
33
Завтрак Эрмитаж, Санкт- Петербург
34
Пряхи Музей Прадо, Мадрид
Периоды эпохи
Установить точные даты нескольких веков Ренессанса невозможно. Различия в общественной и политической жизни повлияли на развитие искусства в регионах. Доктор искусствоведения, профессор Виктор Никитич Лазарев утверждал: наука об итальянском Возрождении настолько сильно продвинулась вперед, что ряд акцентов приходится уточнять («Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве»). Однако общие закономерности позволили определить 4 этапа итальянского Возрождения.
Проторенессанс
Культура Италии переживает небывалый подъём, который начинается в конце XIII века и захватывает XIV век. Подобного перехода от средневековья к новому времени не было в истории других европейских стран. Расцветает литература на родном языке. Появляются поэты нового стиля («сладостного»), на смену которым приходит Данте. Обезличенное ремесло цеховых живописцев вытесняют мастера, работающие индивидуально. В скульптуре закладываются основы для развития искусства Ренессанса.
В XIII веке в Пизе работает Никколо Пизано (Nikola Pisano). Мастер становится у истоков школы скульптуры, которая оказывает влияние на Италию до середины XIV века. Архитектура отстаёт в развитии, оставаясь в рамках средневековых традиций. Первые ростки появляются в пространственных решениях и нарядной декоративности зданий. Итальянскую культуру этого времени назвали эпохой Данте Алигьери (Dante Alighieri) и Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone).
Раннее Возрождение
Раннее Возрождение в Италии − это первая половина и середина XV века. В искусстве происходит резкий перелом. Очаг Ренессанса из Флоренции неравномерно распространяется по Италии. На севере страны ещё живы традиции готики. На юге работает Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi), заявивший о себе постройками alfantica.
С середины третьего десятилетия реформатор флорентийской школы Мазаччо (Masaccio) осуществляет прорыв в живописи. Донателло закладывает основы индивидуального скульптурного портрета. В творчестве ваятеля «флорентийской школы» Нанни ди Банко (Nanni di Banco) появляются монументальные формы (фигуры четырёх святых в нише Орсанмикеле).
В этот период искусство обращается к научным знаниям. Художники и архитекторы заняты разработкой теории пропорций и линейной перспективы. Изучение анатомического строения тела человека используется для создания реалистических произведений.
Высокое Возрождение
На рубеже XV и XVI столетий Возрождение вступает в 30-летний период исключительного развития художественного творчества в Италии, особенно в Риме. Главным меценатом становится Папа Юлий II (Iulius PP. II). Богатая история древнего города возвращает мастеров к античности. Тема прославления героических подвигов и долга становится модной.
Взлёт искусства связан с именами Леонардо да Винчи, Джорджоне, Рафаэля, Тициана, Микеланджело. С 1503 года начинается «золотая эпоха» зодчества. Донато Браманте (Donato (Donnino) di Pascuccio di Antonio detto il Bramante) закладывает основы архитектуры нового периода. Собор Святого Петра в Ватикане (Basilica di San Pietro) становится классическим примером достижений архитектуры Высокого Возрождения.
Позднее Возрождение
Сложный период позднего Возрождения начался с середины XVI века. Папа Павел III (Paulus PP III) главной задачей видит борьбу с инакомыслящими. Созванный Тридентский собор (13 декабря 1545 — 4 декабря 1563) начинает наступление на культуру Ренессанса. Церковь запрещает книги Петрарки, Данте, Боккаччо и других гуманистов. Папа осуществляет контроль над искусством. От художников требуют ортодоксальности и каноничности. Итальянские художники по-разному восприняли перемены. Крупные художники старшего поколения (Тициан, Микеланджело) сохраняют художественные традиции Возрождения.
Молодые художники (Веронезе, Бассано, Тинторетто) используют ренессансный опыт для создания нового течения «маньеризма». В конце XVI столетия начинает творческую деятельность основатель реализма в живописи, реформатор Микеланджело Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio).
Вам пригодится: где посмотреть картины Караваджо в Риме
Северное Возрождение
Современные культурологи и искусствоведы выделяют пятый период гуманистического движения, вышедший за пределы Италии XV века. Северное Возрождение образовалось под мощным воздействием итальянского Ренессанса, но имеет свои особенности:
- Происходит в период угасания Возрождения;
- В культуре германоязычных стран отсутствует видимый интерес к античности.
Периоды
Зарождение – XIV век, страна – Италия. Исследователи и ученые не могут определиться с точными временными рамками эпохи. Каждый период приблизительный, поскольку страны входили в Ренессанс постепенно. Связано это с отставанием в социально-экономическом развитии, различиями во взглядах и суждениях.
Примерными датами можно назвать XIV- XVI столетия. Годы эпохи Возрождения характеризуются проявлением светского характера культуры. Религиозные взгляды уступают место гуманизации.
Возрождается интерес к античности и всему, что с ним связано. Внедрение в европейский мир античных элементов привнесло в культуру и искусство яркие мотивы, которые и сделали произведения незабываемыми. В это время появляется человек эпохи Возрождения – целеустремленный, вдохновленный, стремящийся к открытиям.
Начальные признаки эпохи Ренессанса стали заметны обществу ему в XIII-XIV веках, но твердые позиции появились в 20-х годах XV века. В Эпохе Возрождения принято выделять 4 основных периода:
- Проторенессанс.
- Раннее Возрождение.
- Высокое Возрождение.
- Поздний Ренессанс.
В каждом периоде появлялись новые веяния и стремления, позволяющие совершенствоваться и развиваться.
Проторенессанс – период, который относится к XIII-XIV векам. Появление отмечено в Италии.
Время подготовки к Возрождению подразделяется на еще 2 подэтапа – время жизни и смерти ключевой фигуры истории западного искусства, архитектора и художника Джотто ди Бондоне. В этот период на искусство оказывали влияние средневековые мотивы – готика и романтизм, а также византийские традиции.
Бурное развитие было остановлено эпидемией чумы, которая накрыла все Европу. Джотто был первым, кто наметил основные тенденции живописи, указал путь, по которому в дальнейшем пошло основное развитие Ренессанса.
Следующим был период раннего Возрождения. Примерное время развития – 80 лет. Ученые относят к нему 1420-1500 годы. В искусстве еще прослеживались веяния средневековой культуры и традиций. Одновременно активно добавляют элементы, позаимствованные у классической древности – Античности.
Условия социальной среды, взгляды и стремления быстро меняются. Основной концепцией в искусстве становятся именно античные элементы. Главной личностью, мастером на этом этапе стал живописец Мазаччо, рожденный во Флоренции. Взяв за основу идеи и взгляды предшественников, он принес в свое творчество практически осязаемую скульптурность фигур и образов на холстах картин.
Следующий этап — период высокого Возрождения. Считается пиком Ренессанса. Время – 1500-1527 годы. Развитие культуры позволило перенести центр культуры из Флоренции в Рим. Скачок произошел благодаря вступлению на престол нового Папы Римского — Юлия II.
У него были смелые и прогрессивные взгляды, которые позволили в полной мере способствовать расцвету Ренессанса. Благодаря предприимчивости, присутствующей в характере, ему удалось привлечь в Рим ведущих художников и скульпторов со всей Италии. Именно в это время появляются шедевры, которые изменят мир искусства.
Следующий этап – позднее Возрождение. Его временной отрезок 1530-1620 годы. Развитие культуры и искусства в этот период протекает неоднородно и разнообразно. Исследователи и искусствоведы спорят и не могут определиться с основными направлениями в развитии и точными датами.
Часть специалистов указывает, что эпоха Возрождения окончательно угасла с падением Рима. Южная часть Европы погрузилась в Контрреформацию, которая не позволила мыслить свободно и смело, как того требовало Возрождение.
На позднем этапе Ренессанса наблюдался выраженный кризис идей. Возникали противоречия в мировоззрении, которые переросли в маньеризм. Возникший стиль специалисты характеризуют дисгармонией и надуманностью, потерей равновесия между духовной и телесной составляющей, которая была свойственна смелой эпохе новых устремлений.
Изабелла ПортугальскаяТициан
В Венеции творили Тициан и Палладио. Их произведения не затронули противоречия кризис во взглядах. Увидеть, как смотрели на мир мастера можно на полотне Тициана «Изабелла Португальская».
Адриано Челентано
Культовая личность Челентано широко известна своими актёрскими талантами и музыкальными успехами.
Самая знаменитая картина с Адриано Челентано в главной роли – это «Укрощение строптивой». Дерзкий образ актёра запомнился мировому зрителю на долгие годы.
Музыкой Челентано увлёкся ещё в подростковом возрасте. Тексты песен он писал самостоятельно. Позже он создал группу, которая уверенно покоряла музыкальные фестивали и заручилась армией преданных поклонников.
Талантливому артисту посчастливилось сотрудничать с великим Тото Кутуньо и записать совместный альбом, который имел оглушительный успех, длительное время возглавлявший хит-парады.
Великие итальянские художники эпохи Возрождения
Гуманистическая эпоха в Италии также ознаменовалась небывалым расцветом искусств-архитектуры, скульптуры и живописи. Некоторые художники этого времени, учившиеся на древних моделях, покрыли свои имена неувядаемой славой. Леонардо да Винчи, служивший при миланском, папском и французском дворах, был очень разносторонним ученым, техником и художником (архитектором, живописцем и музыкантом) и, кроме того, успешно занимался поэзией. Особенно известна его картина «Тайная вечеря».
Его современник Микеланджело Буонарроти, работавший в Риме, где он расписал часть Ватиканского дворца (Сикстинскую капеллу, в которой картина Страшного суда поражает своим грозным величием), также отличался такими же разнообразными талантами; из его статуй особенно прославился Моисей. Больше, чем кто-либо из итальянских художников той эпохи, он порвал с церковной традицией, заимствовав у древних идеализацию обнаженного человеческого тела в его проявлениях красоты и силы; его Христос в картине страшного суда сравнивается с разгневанным Аполлоном.
Третьим великим художником эпохи был живописец Рафаэль Санти, чье недосягаемое мастерство заключалось в передаче простой и нежной красоты с помощью гармонии красок («Сикстинская Мадонна» и «Преображение»). К этому же времени относится и строительство огромной церкви Святого Петра в Риме (Браманте и Микеланджело). Итальянская живопись XV-XVI веков даже была разделена на несколько школ, или направлений.
Особенности архитектуры Возрождения (Ренессанса)
Несмотря на то, что термин Возрождение (Ренессанс) начал широко использоваться лишь в XIX веке, упоминать о возрождении начал еще Джоржио Вазари (1511-1574), основоположник современного искусствознания, в своих «Жизнеописаниях«, описывая новый культурный взгляд, возникший в 1400-х годах, который перейдет в следующее столетие в более усовершенствованном своем варианте.
В целом можно сказать, что основой Ренессанса, эпохи возрождения в архитектуре и искусстве, стала переоценка человека как личности, наделенной творческой и интеллектуальной силой. Такое новое отношение было в основе течения Гуманизма, которое привело к пересмотру самой роли человека во вселенной. В результате изменилось отношение и к художнику, получившему в этот период роль индивидуального творца. В средние века архитектор, по сути, считался руководителем строительных работ. Предшествующий строительству проект не рассматривался как что-то отдельное или, по крайней мере, не отличался от этапа реализации.
Архитектура, как и искусство, с этих пор рассматривается не как «ремесленническая» деятельность, а как продукт, полученный в результате «интеллектуальных» размышлений. В следствие этого живопись, скульптура и архитектура итальянского Возрождения становятся в начале этого периода отдельными жанрами. То, что их объединяет — это постоянный поиск гармонии и равновесия между различными элементами.
Изучение древнего классицизма привело к возрождению двух ключевых понятий древней художественной культуры — перспективы и пропорций. Перспектива — это метод представления, который изображает на плоской поверхности, с помощью ряда геометрических правил и математических вычислений, трехмерные объекты, имеющие высоту, ширину и глубину. Вопрос пропорций был весьма деликатным. В классическую эпоху художники применяли в скульптуре и архитектуре пропорции, предполагавшие выбор точных математических соотношений. Математическая точность в древности ассоциировалась с воссозданием образа совершенного человека и строительством гармоничных сооружений. Моделью художников и скульпторов эпохи Возрождения был, так называемый, «витрувианский человек». Витрувий, римский архитектор I века до н.э., в своем трактате De Architectura утверждал, что совершенный человек может находиться стоя и с распростертыми объятиями в кругу и в квадрате одновременно. Одной из самых известных графических интерпретаций идеального человека предложил в 1490 году Леонардо да Винчи.
Литература, театр, музыка
Ренессансная литература, создававшаяся первоначально на латыни, шаг за шагом уступала место собственно национальной, итальянской. К середине XVI в. итальянский язык, основой которого стал тосканский диалект, становится преобладающим. Это был первый национальный литературный язык в Европе, переход на который способствовал широкому распространению ренессансной образованности.
На протяжении XVI в. в Италии возник национальный театр в современном понимании этого слова. Итальянские народные комедии стали первыми в Европе, которые писались прозой и имели реалистический характер, то есть соответствовали действительности.
Увлечение музыкой в Италии всегда было более распространено, чем в любой другой стране Европы. Оно носило массовый характер и представляло неотъемлемый элемент повседневной жизни самых широких слоёв населения. Эпоха Возрождения принесла большие изменения и в эту сферу. Особую популярность получают оркестры. Создаются новые виды музыкальных инструментов, из струнных на первое место выдвигается скрипка.