Константин станиславский

Комментарии

Особенности устройства власти в России и причины предательства элиты

Елена
вчера в 21:36

Совесть людей, общества

Валерий Вагин
позавчера в 19:27

Война и Мир. Бухгалтерия

Александр
позавчера в 14:56

Солнце всходит в Краснодаре

Vistal
12 декабря в 13:26

Войны нет, но лучшие в аду!?

Vistal
9 декабря в 15:11

Бабушка и Знамя Победы

Виктор Хохлачёв
2 декабря в 23:46

Числовая символика в управлении

Mstislav
29 ноября в 14:33

Как спёрли 300 ярдов. Техника вопроса.

Mstislav
29 ноября в 14:13

БеZумие или иZмена?

Кирилл_Москва
28 ноября в 10:38

Центральный банк России работает на её уничтожение

Кирилл_Москва
28 ноября в 10:23

«Марш людоедов по Европе»-5 или проблемы усвоения «законов» боевой антропологии политической элитой Российской Федерации

Алексей Михайлович
22 ноября в 22:50

Уголовное дело Солженицына. Самопосадка. #2

Алексей Макеев
22 ноября в 17:48

Уголовное дело Солженицына. Родословная лжи. #1

Алексей Макеев
22 ноября в 17:27

Всю власть народу

Александр Вершинин
20 ноября в 05:51

Мировые войны и славянский вопрос

Юлия Харламова
20 ноября в 00:55

Патриотизм

Александр собянинбуржец
19 ноября в 23:47

«Кащеева игла» англосаксов

Александр собянинбуржец
19 ноября в 23:11

Мечта под «Солнцепеком»

Алексей Макеев
17 ноября в 14:54

Слово к месту и ко времени

Vistal
15 ноября в 08:34

Ни разу не война в денежном выражении

Misha Bcn
14 ноября в 13:53

Исторический флаг России

Антон
9 ноября в 12:40

Второстепенные образы в рассказах о Маугли Р. Киплинга. Часть 2.

Алексей Михайлович
7 ноября в 22:51

Образование (часть 2) — Требования к системе образования

Большевик
7 ноября в 14:53

Образование (часть 1) — Мировоззрение и миропонимание

Александр собянинбуржец
6 ноября в 00:35

Идеология – мощный инструмент управления или никому не нужная вещь?!

Александр собянинбуржец
6 ноября в 00:18

Что за зверь спецоперация.

Александр Вершинин
31 октября в 17:36

Уголовное дело Солженицына. За что посадили? #3

Валерий
30 октября в 15:41

Маугли и тайные коды Киплинга

Mstislav
29 октября в 15:38

О деятельности В. В. Пякина и Фонда концептуальных технологий «Алтай»

Андрей Старцев
24 октября в 21:11

Человек эры кольца. Виктор Ефимов

Mstislav
24 октября в 15:09

Знание-сила?

Alexander53
21 октября в 22:08

Тайный код «Маугли»

Юлия Харламова
19 октября в 14:25

Детство и юность

Константин Станиславский окончил в 1981 году Лазаревский институт, основанный в XVIII веке армянскими купцами Лазарянами как школа для малоимущих детей и преобразованный в 1817 году в институт восточных языков. Теперь в здании этого учебного заведения по адресу Армянский переулок, 2 находится посольство Армении.

Здания родового алексеевского дома и находящейся рядом семейной золотоканительной фабрики (теперь это – территория завода «Электроприбор»), где начинал свою трудовую деятельность 19-летний Константин Алексеев, слишком сильно изменились с тех пор, и окружающая их обстановка – тоже. Однако это произошло уже после переезда большого и шумного семейства к Красным воротам, где родители приобрели новый дом по адресу Садовая-Черногрязская, 8. Здесь Станиславский прожил до 1903 года (здание не сохранилось).

Но главной любовью всей жизни Константина Сергеевича был театр, которым активно увлекались все члены семьи. Начало нового театрального сезона Алексеевы встречали с воодушевлением и часто выезжали на представления всей семьей, прихватив с собой родственников, друзей, детей друзей и ближайших соседей. Эти поездки напоминали праздничный кортеж и радовали всех без меры. В семейном доме был специальный театральный зал, где могли ставить любительские спектакли члены Алексеевского кружка, опекаемого хозяином.

Деятельность Алексеевского кружка продолжалась с 1877-го по 1888 год, и самым активным участником домашних спектаклей был Константин Алексеев, позже взявший себе псевдоним Станиславский в честь одного из понравившихся ему самодеятельных актеров. Иностранные водевили и оперетты, переведенные на родной язык, русские спектакли, в которых он участвовал не только как актер, но и как постановщик, привели Станиславского к решению сделать любимое увлечение своей основной работой.

Династия промышленников

Будущий актёр, режиссёр и педагог родился в семье потомственных промышленников Алексеевых, которую знала вся купеческая Москва. По семейному преданию, история династии начинается с ярославского крестьянина, торговавшего горохом. В 1746 году он записался в московское купечество. Алексеевым принадлежали хлопкоочистительные заводы и частично — золотоканительная фабрика в Москве. Семейное дело постепенно расширялось, полученных средств хватало и на благотворительность.

Константин родился в 1863 году. Родители прочили ему карьеру предпринимателя — он должен был продолжить семейный бизнес. Учился юноша в гимназии при Лазаревском институте восточных языков. Любопытно, что в учёбе он особых способностей не проявлял.


Семья Алексеевых. Константин стоит в центре. (wikipedia.org)

Семья Алексеевых увлекалась театром и поддерживала приятельские отношения с ведущими деятелями культуры. Для театральных представлений в доме отвели целый зал. Константин с удовольствием принимал участие в постановках. В 1882 году наследник промышленников впервые появился на фабрике в Москве — в этот момент золоканительное дело переживало кризис. Станиславский (сценический псевдоним он выбрал в честь актёра-любителя Маркова, который выступал под этой фамилией) регулярно посещал фабрику, но для него это было не более чем выполнение семейного долга. Созерцание монотонного труда рабочих не вызывало никаких эмоций, кроме скуки. Гораздо интереснее был театр — там с 1885 года Константин Сергеевич выступал под своим псевдонимом.

Но посвящать театру всё своё время он не мог. В 1892 году на него возложили ответственное задание: он отправился в Европу в качестве… промышленного шпиона. Константин посетил немецкие и французские заводы, где ознакомился с производством алмазного инструмента. По вечерам Станиславский бежал в театр — это было его единственной страстью.

Возвратившись в Москву, он представил проект переоснащения производства — предполагалось установить алмазные волочильные станки и перейти к гальваническому золочению проволоки. План был успешно реализован, и в 1900 году Константин был награждён медалью с дипломом Всемирно-промышленной выставки (проходила в Париже).

Итак, в бизнесе Станиславскому сопутствовал успех. Фабрика начала выпуск электротехнической продукции, что приносило огромную прибыль.

К с станиславский интересные факты. Константин Станиславский биография

Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938) – режиссер, актер, педагог, основоположник уникальной актерской системы, известной во всем мире. Является создателем знаменитого московского театра и Оперного театра-студии.

Биография Станиславского Константина Сергеевича полна ярких событий, открытий и встреч с выдающимися людьми своего времени.

Константин Сергеевич появился на свет 17 (5) января 1863 года в столичном семействе Алексеевых, принадлежавшим династии крупных промышленников.

Станиславский – это сценический псевдоним, которым он воспользовался в зрелые годы.

Семья Алексеевых была большая: у Кости было еще девять братьев и сестер

Родители, ни в чем не знавшие нужды, большое внимание уделяли воспитанию детей. С ними занимались лучшие преподаватели по литературе, естественным наукам, иностранным языкам, танцам, музыке

В ту пору стало модным устраивать домашние любительские театры, и семейство Алексеевых не стало исключением. Для близких друзей и родственников они организовывали небольшие спектакли, в которых неизменно принимал участие маленький Костя.

Он испытывал большое удовольствие во время выступлений, и родители поддерживали интересы сына. Впрочем, театр рассматривался ими только в качестве приятного увлечения. Повзрослев, Константин должен был возглавить дело отца и руководить крупной фабрикой.

Так и случилось. По окончанию Лазаревского института юный Алексеев занимался отцовскими делами, развивал производство, заключал договора, однако не прекращал мечтать о театре.

В 1885 году Константин Сергеевич выбрал для себя псевдоним Станиславский, а спустя три года совместными усилиями с Ф. Комиссаржевским и Ф. Сологубом организовал Московское общество искусства и литературы – МОИиЛ. Станиславский не только профинансировал общество, но также лично разработал его устав.

В течение десяти последующих лет Станиславскому удалось создать множество ярких и запоминающихся образов в постановках МОИиЛа. Его актерский талант был по достоинству оценен публикой и театральными критиками.

Обладая немалым творческим потенциалом, Константин Сергеевич не только лицедействовал на сцене, но и занимался постановкой спектаклей.

В 1898 году состоялась судьбоносная встреча Станиславского с театральным режиссером Немировичем-Данченко. В течение суток они обсуждали вопрос, который давно волновал их обоих – создание Московского художественного театра.

Дебютом нового театра стала пьеса «Царь Федор Иоаннович», однако настоящим открытием в мире театрального искусства стала постановка чеховской «Чайки». В дальнейшем именно чайка стала символом МХАТа.

Константин Сергеевич все свои силы направил на созданный им театр. Помимо режиссуры, но занялся разработкой собственной системы, согласно которой актер не должен передавать чужие переживания. Важнейшая задача любого артиста – полностью погружаться во внутренний мир своего персонажа.

Смена власти, политического и социального устройства общества никак не повлияла на творческую деятельность режиссера. Более того, советская власть всячески поддерживала все его начинания. В краткой биографии Станиславского есть место личному знакомству с Иосифом Сталиным, любившего постановки МХАТа, который уже успел приобрести статус государственного театра.

Первой и единственной супругой режиссера была актриса Мария Петровна Лилина. У Станиславского было двое детей: дочь Кира Алексеева, ставшая директором Дома-музея Станиславского, и незаконнорожденный сын Владимир Сергеев, выбравший путь историка античности.

В 1928 году во время выступления в театре Станиславского настиг сердечный приступ. В течение десяти лет он отчаянно боролся с недугом, продолжая творить, невзирая на сильные боли. Константин Сергеевич ушел из жизни 7 августа 1938 года.

Первые сборки

Деятельность новой компании в первый год ее существования была головокружительной. Таким образом, с октября 1898 года по декабрь следующего года было представлено восемнадцать различных постановок. Первый из них, Царь Федор Иванович, это принесло ему пользу публики. С восьмым, Чайка Чехова, позволили ему проявить свой стиль.

Перед премьерой Чайка, труппа репетировала восемьдесят часов, не считая проведения трех генеральных репетиций. Это обстоятельство было совершенно новым для того времени, тем более для работы с небольшим количеством персонажей, как и было. Критический прием был очень положительным, но в финансовом отношении это был провал.

Биография писателя

Константин Сергеевич Станиславский — выдающийся русский театральный режиссёр, актёр и преподаватель. Основатель знаменитой актерской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Народный артист СССР (1936).

Отец — Сергей Владимирович Алексеев (1836—-1893), мать — Елизавета Васильевна (урождённая Яковлева) (1841—1904). Имел брата Владимира, сестру Зинаиду, сестру А. Двоюродный брат городского головы Москвы Н. А. Алексеева.Константин Станиславский принадлежал по рождению и воспитанию к высшему кругу русских промышленников, был в родстве и дружбе с такими знатоками искусства и меценатами, как С. И. Мамонтов, братья Третьяковы. В 1881 г. вышел из Лазаревского института и начал службу в семейной фирме.

Сценические опыты вел с 1877 г. дома, в Алексеевском кружке. Отдавал предпочтение ярко характерным персонажам, дающим возможность перевоплощения: всю жизнь называл среди своих любимых ролей студента Мегрио из водевиля Тайна женщины (впервые — 1881 г.), цирюльника Лаверже из Любовного зелья (впервые — 1882 г.). Относясь к увлечению сценой с присущей ему серьезностью, усиленно занимался пластикой и вокалом с лучшими педагогами. Играл в опереттах: атаман разбойников в Графине де ла Фронтьер Лекока, Флоридор в Нитуш и Пленшар в Лили Эрве, Нанки-Пу в Микадо Сюлливана.

В 1888 году был одним из основателей Московского общества Искусства и Литературы. В 1898 году, совместно с Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр и руководил им. Первой постановкой новой труппы стала трагедия «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого.

С 1900-х гг. С. активно разрабатывал учение о творчестве актёра — актёрскую технику и метод работы над пьесой и ролью. Вместе с Л. А. Сулержицким он организовал при МХТ 1-ю Студию (1912), чтобы в работе с молодёжью проверить и утвердить свою систему.

После тяжелого сердечного приступа, случившегося в юбилейный вечер в МХАТ в 1928, врачи навсегда запретили Станиславскому выходить на подмостки. Станиславский вернулся к работе только в 1929, сосредоточась на теоретических изысканиях, на педагогических пробах «системы» и на занятиях в своей Оперной студии, существовавшей с 1918 (Оперный театр им. К. С. Станиславского).

В начале 30-х годов Станиславский, используя свой авторитет и поддержку вернувшегося в СССР Горького, обратился в правительство, чтобы добиться особого положения для Художественного театра. Ему пошли навстречу.

Умер 7 августа 1938 года в Москве. Вскрытие показало наличие у Константина Сергеевича букета болезней: расширенное, отказывающее сердце, эмфизема лёгких, аневризмы — следствие тяжелейшего инфаркта 1928 года. «Были найдены резко выраженные артериосклеротические изменения во всех сосудах организма, за исключением мозговых, которые не поддавались этому процессу» — таково заключение врачей. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Реформа режиссёрского искусства

Что касается театра, то в 1891-м молодой человек стал руководителем режиссёрской части в Обществе искусства и литературы. В своих постановках он смело экспериментировал с ритмом и звуком. В 1897 году состоялась судьбоносная встреча Станиславского с Немировичем-Данченко. Обсуждали новый театр, сценическую технику, состав актёров и репертуар. Беседа продолжалась 26 часов: так много нужно было спланировать, предугадать, прийти во всех вопросах к единому знаменателю. Ложный пафос, недостоверный исторический антураж, декламация — всё это Немирович-Данченко и Станиславский решили оставить в прошлом.


Владимир Немирович-Данченко. (wikipedia.org)

В 1898 году был основан Московский Художественный театр. Перед первыми зрителями здесь представили трагедию Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». В декабре 1898-го состоялась премьера «Чайки» Антона Чехова.

«Искусство — отражение и познание жизни; не зная жизни, творить нельзя». Этим принципом Станиславский руководствовался и как актёр, и как режиссёр. От себя и от других он требовал полной отдачи; актёр должен был на сцене жить, а не играть; в полной мере ощущать те переживания, которые ощущает его герой. Понимание внутренней логики персонажа рождает в актёре ассоциации с его собственными переживаниями, которые он когда-то испытывал в своей жизни. Если же аналогичных переживаний не было, их нужно было выдумать, поэтому актёр должен был постоянно развивать свою фантазию. Так игра становилась достоверной, она несла в себе жизнь.


Станиславский и актеры. (wikipedia.org)

В 1922 году МХАТ под руководством Константина Сергеевича отправился на длительные гастроли за рубеж, часть труппы домой решила не возвращаться. В этом был и определённый плюс — о системе Станиславского узнали во всех европейских странах.

В условиях советского идеологического контроля над искусством Станиславского обвиняли в нежелании воспевать идеалы революции и принимать новую действительность. Великого режиссёра упрекали в «отсталости», его деятельность называли пережитком царской России.

В 1928 году у Константина Сергеевича случился сердечный приступ. На следующий год он вернулся к работе, сосредоточившись на педагогической деятельности и разработке своего метода. Принципы новой актёрской школы были изложены в его книгах «Работа актёра над собой» и «Моя жизнь в искусстве». В 1935-м Станиславский открыл Оперно-драматическую студию.

Режиссёр, актёр и педагог ушёл из жизни 7 августа 1938 года. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.

Метод Станиславского

Целью Станиславского было предложить актеру систему, которая позволила бы ему максимально использовать свое творчество. Речь шла о следовании законам «эмоционального искусства», чтобы каждый исполнитель достиг уровня, который, как понималось в то время, был предназначен только для гениев в их минуты максимального вдохновения.

Так называемый метод Станиславского попытался предоставить научную теорию перформанса. В нем следует оставить в стороне окончательный результат творческой работы и сделать упор на причины, которые привели к такому результату.

Таким образом, актер или актриса не должны ограничиваться «игрой» своей роли, а должны «стать» своим персонажем, живя своими страстями и чувствами.

При необходимости с помощью режиссера актер должен четко понимать центральную тему спектакля. Отсюда предлагается идеологическая и творческая цель, которую Станиславский назвал «сверхобъективной». С помощью так называемой техники эмоций актер должен показать зрителям подлинные, достоверные и неподдельные чувства.

Метод также рекомендует серию упражнений, чтобы актер мог выразить и испытать эмоции своего персонажа. Эти упражнения призваны повысить способность к импровизации, воображению, реакции на любую непредвиденную ситуацию и ясности при словесном выражении.

Ближайшие предки и потомки

Прародители

Василий Семенович Алексеев

Петр Семенович Алексеев рождение: 1794смерть: 1850

Александр Семенович Алексеев

Надежда Александровна Москвина (Крестовникова) рождение: 1806брак: Константин Козьмич Крестовников смерть: 1862

Мария Александровна Москвина (Веденисова) рождение: 1799брак: Пётр Иванович Веденисов смерть: 1842

Александра Михайловна Бостанжогло (Яковлева)
брак: Василий Абрамович Яковлев

Лаптев
брак: Мари Варлей

Прародители
Родители

Вера Владимировна Алексеева (Сапожникова) рождение: 1823брак: Григорий Григорьевич Сапожников смерть: 1877

Александр Владимирович Алексеев рождение: 1821брак: Елизавета Михайловна Бостанжогло (Алексеева) смерть: 1882

Екатерина Владимировна Алексеева (Якунчикова) рождение: 1833брак: Василий Иванович Якунчиков смерть: 1858

Надежда Владимировна Алексеева (Беклемишева) рождение: 1825брак: Аркадий Илларионович Беклемишев смерть: 1865

Семен Владимирович Алексеев рождение: 1827смерть: 1873

Анна Владимировна Алексеева (Кисловская) рождение: 1831брак: w Лев Дмитриевич Кисловский смерть: 1891

Татьяна Владимировна Алексеева (Костомарова) рождение: 1839брак: Андрей Николаевич Костомаров смерть: 1892

Мария Васильевна Яковлева (Бостанжогло) рождение: 1838брак: Николай Михайлович Бостанжогло смерть: 1864

Родители
 
== 3 ==

Владимир Сергеевич Алексеев рождение: 1861брак: Прасковья Алексеевна Захарова (Алексеева) смерть: 1939

Зинаида Сергеевна Алексеева (Соколова) рождение: 1865брак: Константин Константинович Соколов смерть: 1950

Борис Сергеевич Алексеев рождение: 1871брак: Ольга Павловна Полянская (Алексеева) смерть: 1906

Мария Сергеевна Алексеева (Оленина-Лонг, Севастьянова, Балашова) рождение: 1878брак: w Пётр Сергеевич Оленин брак: Василий Сергеевич Севастьянов развод: w Пётр Сергеевич Оленин брак: Степан Васильевич Балашов смерть: 14 март 1942, Омскпохороны: после 14 март 1942, кладбище возле поселка ОМСХИ (Омского сельскохозяйственного института)

Анна Сергеевна Алексеева (Штекер, Алеева) рождение: 1866брак: Андрей Германович Штекер брак: Владимир Николаевич Красюк смерть: 1936

Георгий Сергеевич Алексеев рождение: 1869брак: Александра Густавовна Струве смерть: 1920

Любовь Сергеевна Алексеева (Струве, Бостанжогло, Корганова, Очкина) рождение: 1871брак: Василий Михайлович Бостанжогло брак: Георгий Густавович Струве брак: Иосиф Иванович Корганов смерть: 1941

Павел Сергеевич Алексеев рождение: 1875смерть: 1888, от менингита

Мария Петровна Перевощикова (Алексеева, Лилина) рождение: 3 июль 1866брак: Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский) смерть: 24 август 1943

Авдотья Назаровна Копылова

== 3 ==
Дети

Александра Михайловна Толстая (Алексеева, Сагацкая) рождение: 12 декабрь 1905, Москвабрак: Игорь Константинович Алексеев смерть: 11 январь 1986, Париж

Роберт Рафаилович Фальк рождение: 15 октябрь 1886, Москва, Российская империябрак: Раиса Вениаминовна Идельсон (Фальк, Лабас) брак: Елизавета Сергеевна Потехина брак: Кира Константиновна Алексеева (Станиславская, Фальк) брак: Ангелина Васильевна Щекин-Кротова смерть: 1 октябрь 1958, Москва, РСФСР, СССР

Наталья Николаевна Бромлей смерть: 1882рождение: 1887брак: Владимир Сергеевич Сергеев

Дети
Внуки

Валерий Робертович Романович Фальк рождение: 1916, Российская империясмерть: 1943

Внуки

Личная жизнь Константина Станиславского

Константин Сергеевич был женат один раз. Его избранницей стала Мария Петровна Лилина. Они познакомились в 1888 г, когда вместе играли в любительском спектакле «Баловень». Марии на тот момент было 22 года, Константину исполнилось 26.

Константин Станиславский и Мария Лилина в совместном спектакле

Мария Перевощикова, именно так звучала настоящая фамилия девушки, происходила из интеллигентной семьи. Ее отец был нотариусом, а дед – профессором. Она работала классной дамой в Екатерининском институте благородных девиц, однако всегда мечтала играть в театре. Правила заведения, где трудилась Мария, запрещали женщинам заниматься лицедейством. Несмотря на это, девушка, взяв псевдоним «Лилина» вышла на сцену. Дебют оказался успешным, о молодой актрисе даже написали в газетах. Из этих же газет начальство Марии узнало о ее «проступке». Из института благородные девиц ее уволили.

Мария Лилина в образе Снегурочки

Мария в свою очередь решила полностью посвятить себя театру. Она выходила на подмостки Московского общества искусства и литературы. Зачастую с ней в пьесах играл Константин Станиславский, который на тот момент уже был узнаваемым актером в московских театральных кругах.

Станиславский и Лилина

Константин Алексеев происходил из именитого купеческого рода. Он работал директором на фабрике по изготовлению канители, которая принадлежала его отцу. А по вечерам, уже под псевдонимом Станиславский, представал перед театральной публикой.   

Не сказать, что театральная деятельность была чужда семье Константина Станиславского. Родители будущего режиссера устроили для своей ребятни (а в семье подрастали аж 10 детей) небольшой любительский театр. Маленький Костя был завсегдатаем семейных постановок, и втайне мечтал, что когда-нибудь окажется на большой сцене.

Когда во взрослом возрасте Константин всерьез увлекся театром, отец с матерью были против, ведь он должен был продолжить семейной дело и работать на фабрике. Однако ему удалось настоять на своем и полностью посвятить себя театральным подмосткам.

Константин Алексеев (он же Станиславский)

Любовь настигла Константина и Марию неожиданно, они и сами не поняли, что их сразила стрела Амура.

Как бы то ни было, в 1989 г., ровно через год после первой встречи, влюбленные поженились.

Когда Константин Сергеевич основал легендарный МХАТ, его супруга вошла в актерский состав театра. Помимо этого она шила сценические костюмы для артистов.

Мария Лилина на открытке начала ХХ в.

Однако, несмотря на статус «первой леди» театра, Лилина не пользовалась никакими привилегиями со стороны мужа-режиссера. Жена Константина Станиславского, также как и другие артисты, часами отрабатывала роли по системе, которую создал ее супруг. А в ответ слышалось изводящее «Не верю!».

Революцию 1917 г. супруги встретили вместе. Их одолевал страх неизвестности и опасение за свою судьбу и судьбу детей. Несмотря на кардинальные перемены в стране, новая власть тепло приняла творчество Станиславского. На его спектаклях часто присутствовал сам И.Сталин.

Константин Станиславский и Мария Лилина

Дети Константина Станиславского также не были обижены. Каждый из них состоялся в жизни, преуспев в той или иной сфере.

Константин Станиславский и Мария Лилина прожили вместе 50 лет. Однако Мария Петровна была не единственной женщиной в судьбе великого режиссера.

Константин Станиславский с супругой в преклонном возрасте

В ранней молодости Константин Алексеев закрутил роман с Авдотьей Копыловой, которая работала горничной в их семье. Девушка забеременела. О браке не могло быть и речи, так как молодые люди принадлежали разным сословиям. Да и незаконнорожденный ребенок мог поставить пятно на чести богатого наследника.

Перевоплощение

Сам Константин Сергеевич знал об актёрской игре не понаслышке. Родился он в знатной семье, в которой культивировалось увлечение театром. Сам он с малых лет играл в семейных постановках, а затем и вовсе стал выступать на любительской сцене. В дальнейшем он занимался постановкой пьес, играл уже на серьёзной сцене и занимался обучением и созданием театральных трупп.

При разработке своей знаменитой системы Константин Сергеевич поставил перед собою цель вывести актёрскую игру на совершенно новый уровень. Основным направлением в системе является умение актёра не просто выдать заготовленную шаблонную эмоцию, а полноценно её пережить. Для этого предлагалось превратиться актёру во внимательного наблюдателя в полноценной жизни, подмечать то, на что большинство людей не обращает внимания.

Актёр должен уметь видеть то, как ведёт себя тот или иной человек в определенной ситуации, понимать его природу поступков, причину и то, как они проявляются. Это помогает понять своего персонажа и в полной мере ассоциировать себя с ним. Это также помогало справиться с «выгоранием» эмоций, ведь многие спектакли ставятся порой и по пять, и по десять лет одной труппой, и чтобы артист мог передать с той же живостью эмоции, что и в день премьеры, ему необходимо проживать их словно в первый раз. Благодаря данному отождествлению себя со своим персонажем актёр может заставить поверить даже самого искушенного и скептически настроенного зрителя, получив его эмоциональный отклик.

Актерские системы. Принципы системы Станиславского

Станиславский описывает два метода, применяемые на сцене.

  • Один из таких творческих приёмов состоит в похожести актёра на воплощаемый персонаж по внешним данным и личностным качествам. В таком случае ставка делается не на мастерство актёра, а на его природные характеристики. Приём получил название «типажного подхода».
  • Второй приём заключается в помещении актёра в представляемые обстоятельства роли и работа над трансформацией от себя. Именно такой подход проповедует Станиславский. Этот приём служит формулой жизни на сцене: стать другим, оставаясь собой.

Содержание системы основано на нескольких принципах.

Сверхзадача

Другими словами, сверхзадача – это цель, мечта, желание, ради которого работает актёр. Это идея, внедряемая в сознание людей посредством сценического искусства. Сверхзадача – это цель произведения. Правильно применяемая сверхзадача не позволит актёру допустить ошибку при выборе техники игры и средств выразительности. Сверхзадача служит идеей и целью работы артиста.

Активность действия

Основополагающий принцип, кто его не понимал, тот не понимал систему. Нет необходимости надевать маску страсти и образа, нужно функционировать в них. Всё учение Станиславского целенаправленно на активизацию естественного человеческого актёрского потенциала в процессе органичного внутреннего творчества, для того чтобы сверхзадача произведения была выполнена.

Естественность

Актёрское искусство подчиняется требованиям естественности. Искусственная, механическая игра роли актёром не впечатлит зрителя, не вызовет реакции, сверхзадача произведения не будет донесена до сознания людей. Нужно, чтобы артист это понимал.

Жизненная правда

Основа учения Станиславского и всякого реалистичного искусства. На сцене не место условностям и приблизительности, даже если оно интересно и впечатляюще. При этом нельзя из жизни на подмостки тащить всё подряд. Поможет отделить настоящую правду от искусства сверхзадача – то, ради чего творческий человек пытается ввести идею в разум зрителей и слушателей.

Цитата Станиславского «Не верю!»

Фраза «Не верю!», которой Станиславский оценивал игру своих актеров, стала крылатым выражением. Но чем эти слова были для актеров и самого мастера: порицание или мотивация?

Так Константин Сергеевич Станиславский воспитывал в актерах реалистичность.

Существуют кадры, на которых Станиславский произносит свое «Не верю!», ставшее его визитной карточкой, во время репетиции начинающей актрисы.

Интересные факты из жизни Станиславского

1. Первым сценическим опытом Станиславского стала роль в спектакле «Женитьба» в любительском театре в 1884 году. Спектакль давался перед танцами, которые составляли основу развлекательной программы. Персонаж Станиславского по сценарию вылазил в оконный проем. Выбравшись из окна Станиславский вынужден пройти по роялю, стоявшему за кулисами, так как сцена была очень маленькой. После этого в рояле была испорчена крышка и струны. Для ремонта рояля в позднее время не смогли найти мастера, и Станиславскому пришлось напевать все мелодии для танцев в течении вечера.

2. В 1918 г. Станиславский создал короткометражный шуточный фильм. Фильм не был представлен широкому зрителю и даже не имел названия, но в некоторых источниках его упоминают как «Рыбка». Во время репетиции команда Художественного театра ждала опаздывающего актёра, а когда тот появился, то объяснил при помощи жестикуляции, что не может работать из-за проблем с горлом. Чуть позже у актера из горла извлекли металлическую рыбку.

Великий актер и гениальный постановщик

После кончины Станиславского Немирович-Данченко говорил о том, что мир потерял великого человека.

Константин Сергеевич был не только великим актером, но и гениальным постановщиком. Он прошел большой путь, чтобы создать педагогическую театральную систему и отдавался любимому делу без остатка. Он и в наше время остается эталоном для актеров и режиссеров.

После его ухода из жизни осталась не только уникальная система, но и великое наследие, бесценные труды и разработки.

 Литература:
  • 1. Станиславский репетирует. Записи и стенограммы репетиций. М.: СТД РСФСР,1987.
  • 2. Мастерство актёра в терминах и определениях К. С. Станиславского. М.: Сов. Россия, 1961.
  • 3. Эфрос Н. Е. Московский Художественный театр. 1898—1923.
  • 4. Топорков В. О. Станиславский репетирует. М.: Искусство, 1950.
  • 5. Горчаков Н.М. «Режиссёрские уроки К. С. Станиславского» / Редактор Волков Н. Д.. — Искусство, 1952. — 574 с..
  • 6. Аронсон О. В. Неоконченная полемика: биомеханика Мейерхольда или психотехника Станиславского? — Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 4/1. — РГГУ. — М., 2007. — 410—423 с.
  • 7. Иванов В. В. Библейские сны Станиславского // Иванов В. В. Русские сезоны театра «Габима». М.: «АРТ», 1999. С. 129—147.
  • 8. Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства: В 2 т. / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.:, Индрик, 2011. Т. 1 — 519 с., илл.; Т. 2 — 686 с., илл.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: