История создания поэмы а.с. пушкина «медный всадник»

Введение

Древняя Греция и ее культура
занимают особое место в мировой истории. Самые высокие оценки греческой
цивилизации, похоже, не преувеличены. Но что породило идею «чуда»?
Греческая цивилизация не единственная и не самая древняя. Когда она появилась,
некоторые цивилизации Древнего Востока измеряли свою историю тысячелетиями.
Так, например, обстоит дело с Египтом и Вавилоном. Мысль о чуде греческой
цивилизации, скорее всего, связана с ее необычайно быстрым расцветом.

Уже в начале третьего
тысячелетия до нашей эры общество и культура Древнего Египта находились на той
стадии развития, которая позволяет говорить о переходе от варварства к
цивилизации.

Происхождение греческой
цивилизации уходит корнями в эпоху «культурных потрясений» — VII — V
века. В течение трех столетий в Греции была создана новая форма правления —
первая в истории демократии.

В науке, философии,
литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древних
восточных цивилизаций, которые развивались более трех тысяч лет. Разве это не
чудо? Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение греческой
цивилизации, но указать на исторические причины возникновения «греческого
чуда» было нелегко. Появление и расцвет греческой цивилизации, который
фактически происходил на протяжении нескольких поколений, было загадкой для
самих греков.

Интересные факты

  • Всем привычное слово «идиот» древнегреческого происхождения. Идиотом древние греки называли гражданина полиса, который не принимал участия в общественных собраниях и голосованиях, то есть человека, не интересующегося политикой в нашем современном понимании, который отстранил себя от политических перипетий.
  • В древней Греции существовал специальный институт гетер, которых ни в коем случае нельзя путать с проститутками. Гетеры, подобно японским гейшам были красивыми и в то же время образованными женщинами, способными и поддержать интеллектуальную беседу, и разбирающиеся в поэзии, музыке, искусстве, с широким кругозором, служащие для наслаждения мужчины не только в физическом смысле, но и во всех других мыслимых смыслах. Многие греческие гетеры собирали вокруг себя философов, поэтов, ученых, яркий тому пример, гетера Аспасия бывшая любовницей Перикла, в Аспасию в свое время даже был влюблен юный Сократ.
  • Всех других представителей так сказать менее культурных народов древние греки называли «варварами» и именно они ввели в обиход этот термин («варвар» с древнегреческого переводится как «чужеземец, чужестранец»). Позже римляне также заразились этой греческой ксенофобией.
  • Хотя греки и с пренебрежением относились ко всяким скифам и германцам, называя тех «варварами», в свою очередь сами они очень многое почерпнули из более развитой древнеегипетской цивилизации и культуры. Так, например Пифагор в молодости обучался у египетских жрецов. Историк Геродот также бывал в Египте и много беседовал с египетскими жрецами. «Вы греки, словно малые дети», – говорили ему тамошние жрецы.

Эллинистический период

Он же завершающий период расцвета греческой цивилизации, момент ее величайшего зенита, когда власть (а заодно и культура) греков благодаря энергии одного македонца протянулась от собственно Греции до далекой Индии, где даже была создана уникальная греко-индийская культура, проявленная, например, в статуях Будды, сделанных в стиле греческом, античной скульптуры. (такой удивительный культурный синкретизм).

Бамианская статуя Будды, сделанная в античном стиле, к сожалению, до нашего времени не сохранилась.

После смерти Александра Македонского, его необъятная империя распалась столь же быстро, как и завоевывалась, греческое влияние тем не менее еще продолжало сохраняться какое-то время, но со временем постепенно стало приходить в упадок. Положение осложнилось вторжением в саму Грецию воинственных племен

кельтов-галатов.

И наконец, с возвышением Рима и появлением на греческой земле римских легионеров пришел окончательный конец греческой цивилизации, которая была полностью поглощена Римской империей. Римляне же как мы знаем во многом перебрали себе греческую культуру и стали ее достойными продолжателями.

Скульптура

Скульптура была излюбленным видом изобразительного искусства греков. Современники шутили, что в Афинах статуй больше, чем живых людей. Скульпторы работали в полном согласии с архитекторами, примером тому служит жизнь Фидия. Скульптурные группы были частью фронтонов храмов, в Эрехтейоне колоннами служили статуи девушек – коры. И множество статуй богов, богинь и героев из мрамора, бронзы, дерева стояли в храмах, общественных зданиях и на улицах полисов.


Статуя Зевса в Эрмитаже

В период архаики скульпторы еще находились под влиянием восточных мастеров и изображали богов и героев застывшими, скованными, со знаменитой «архаической улыбкой» – несмелой, как у не уверенного в себе человека. В V в. до н.э. изображения стали более живыми, похожими на реальных людей. Скульпторы научились передавать самые сложные движения, напряжение мускулов, разнообразные чувства и настроения своего героя.

Наибольшую известность приобрели работы Мирона, Поликлета, Фидия. Поликлет в сочинении «Канон» разработал пропорции идеальной человеческой фигуры – рассчитал соотношения размеров частей тела. Его статуя «Дорифор» была создана в соответствии с этими расчетами и называлась канонической. Прославленные творения Фидия – статуи Афины на Акрополе и в Парфеноне, 160-метровый фриз Парфенона и статуя сидящего Зевса в Олимпии, причисленная к семи чудесам света.


«Афина и Марсий» скульптор Мирон

В IV в. до н.э. греческая скульптура стала еще более «очеловеченной». Мастера все чаще изображали не идеального воина-атлета, а живого человека с его переживаниями, страстями; это коснулось даже статуй богов. Такими были работы Скопаса и Лисиппа. Женские фигуры стали изображать обнаженными. Первым на это решился Пракситель, чью статую Афродиты Книдской современники считали «выше всех произведений, вообще существующих во вселенной». По преданию, юноши влюблялись в нее, как в живую женщину.

Греческие скульптуры дошли до нас в римских копиях и достаточно редких подлинниках.


Арес Людовизи — копия с греческого оригинала, который приписывается Скопасу

https://youtube.com/watch?v=gRAY8ZQWmyQ

Зарождение и становление

Родоначальниками древнегреческой цивилизации можно считать первых поселенцев на острове Крите, живших во дворцах-государствах около второго тысячелетия до н. э. Один из них, Кносс, известен как резиденция легендарного царя Миноса. По его имени культура того времени была названа минойской. В дворцах проходила вся жизнь первых государств Крита. Убранство их постепенно становилось все богаче, строения были оснащены вентиляцией, водопроводом и канализацией, а их стены украшены цветными фресками. Тем не менее спустя 600 лет критская цивилизация была поглощена греками-ахейцами.

Они расселились в основном на полуострове Пелопоннес, и вершиной их цивилизации стали города Тиринф, Пилоф и Микены, по имени последнего названа и культура того периода — крито-микенская, или эгейская. Ахейцы многое позаимствовали у критян:

  • линейное письмо;
  • знания о строительстве разных сооружений;
  • вооружение.

Если коротко, основой их государственности тоже были дворцы-поселения, в которых уже появилось централизованное управление. Самым известным царством того времени является Троя, прославленная Гомером в его «Илиаде». После микенской эпохи триста лет эти территории переживали состояние упадка. Почему микенская цивилизация пришла в упадок, существуют две версии: извержение вулкана или завоевание греками-дорийцами, владевшими железным оружием и отличавшимися воинственностью.

В первой половине VIII в. до н. э. на смену дворцам пришли полисы — небольшие общины с самоуправлением и социальным расслоением на аристократов и рабов. Во времена архаической Греции благодаря освоению железа произошло отделение ремесел от сельского хозяйства. Стало быстро развиваться кораблестроение и керамическое искусство; к линейному письму добавились гласные буквы, преобразовав его в алфавитное; оформилась как отдельное занятие торговля.

Такое экономическое положение способствовало развитию городов из полисов гомеровской эпохи, сохранивших это название. В греческом обществе произошли качественные изменения, благодаря которым и стал возможен расцвет культуры в дальнейшем.

Достижения культуры Древней Греции

  • Демократия. Само понятие демократических выборов и равноправия граждан государство было изобретено именно древними греками, как и само понятие республики как формы правления.
  • Театр. Он был изобретён именно в Древней Греции, где пользовался большой популярностью. Позднее римляне позаимствовали это достижение культуры Древней Греции, и у них театры тоже были весьма популярны.
  • Письменность. Причём древнегреческое письмо было создано на алфавитной основе, а на иероглифической или клинописной, как у египтян и шумеров соответственно. Главное отличие заключается в том, что в алфавите каждый символ соответствует определённому звуку, а иероглифы и клинописные символы обозначают слова и понятия, не имея при этом звуковых соответствий.
  • Политика. Достижения древнегреческой культуры в этой области огромны, фактически именно греки изобрели реформы и гражданские права, что поспособствовало отмиранию устаревшего родового строя.
  • Искусство. В особенности скульптура и живопись – в этих областях греки добились огромных успехов.
  • Спорт. Культ мужества и красивого тела поспособствовал развитию различных спортивных состязаний, и именно греки изобрели Олимпийские игры.

Научные достижения древнегреческой культуры

  • Наука. Кто не знает Пифагора, Евклида, Архимеда и других великих учёных? Они сделали огромный вклад в развитие разных наук – математика, инженерное дело, естествознание, ботаника, зоология…. А учёный Эратосфен ещё более двух тысяч лет назад вычислил размеры Земли.
  • Философия. В Древней Греции зародились первые философские концепции, фактически сформировавшие облик этой науки на тысячелетия вперёд. Некоторые из них не утратили своей актуальности и поныне.
  • Медицина. В ней греки добились значительного прогресса, и некоторые методы лечения травм, созданные Гиппократом тысячи лет назад, до сих пор являются частью современной медицины.
  • Литература. Она была весьма разнообразна, включая в себя и героические эпосы, и религиозные тексты, и сатиру, и многое другое. Произведения Гомера, Эзопа, Платона и других авторов являются бесценным сокровищем мировой культуры.
  • Архитектура и градостроение. Греки не только создали множество архитектурных приёмов (хотя в их архитектуре преобладали колонны) и построили здания, простоявшие много веков – они первыми в истории додумались до планов градостроения, то есть свои города они строили по заранее продуманному и согласованному плану, как люди поступают и в наши дни.
  • История. Древнегреческого историка Геродота даже называют «отцом истории», потому что он стал первым автором, собравшим и систематизировавшим обширные исторические сведения.

Вариант 2

Что рассуждать о берёзе? Что о ней сказать? Берёза, как я знаю, действительно, символизирует нашу страну. И рисуют её художники, и поэты воспевают… И на бересте были написаны первые письма. Впрочем, я точно знаю, что растёт это дерево не только в нашей стране, но иногда (неожиданно) далеко от нас. В той же Черногории рядом могут расти и березы, и пальмы, и сосны… Но берёза всё-таки неразрывно связано с образом нашей страны.

Думаю, что берёз у нас, конечно, много. Кроме того, её образ близок русским. Берёза такая тонкая, такая иногда хрупкая. В народных песнях она похожа на девушку. Не на матушку-яблоню, а именно на юную и беззащитную девчонку. Вот мне такое вспоминается, что в сказках иногда в берёзу тоже принцессы всякие превращаются. Но чаще в лягушек.

И ещё у берёзы неё бывают «серёжки». Кстати, это лекарство, по-моему. Их сушат и заваривают.

Берёза часто печальна. Она не приносит плодов. Только делают березовые веники, а ещё весной – сок берёзовый гонят. Впрочем, это не очень хороший обычай. Да и веники тоже для дерева не самый приятный вариант, как мне кажется.

Русские испытывают любовь к берёзе, нежность. У иностранцев мы больше вызываем ассоциаций с водкой, с медведями. Но если спросить про дерево, то уж берёза, скорее всего.

Сам я люблю березки наши. Хотя много и других деревьев на нашей территории хороших: могучие дубы, прекрасные сосны… Но берёзовая роща – это особое что-то. Она вся такая светлая. И дерево это, вообще, из-за коры очень светлое и какое-то радостное.

Думаю, что любовь наша к берёзе связана с тем, что мы хотим часто помочь кому-то, защитить кого-то. Это трогательное дерево, «нежное» и тонкое – во всех смыслах. И всё же береза довольно сильна, она выносит и холод, и жару.

В общем, этот образ очень важен для русских. И он будит в нас самые лучшие (приятные) чувства, наталкивает на мысли о красоте и радости. Но это мои собственные мысли, догадки. Надеюсь, что в них достаточно правды!

2, 3, 4, 5, 6 класс

Занятия древних греков

В условиях природных особенностей, земледелие в Древней Греции было развито слабее, чем в Древнем Египте, Месопотамии или Индии. Основными культурами, которые выращивали на каменистых почвах Эллады, были оливки, виноград и ячмень. В меньших количествах греческие земледельцы растили лук, горох, капусту, гранаты, инжир и орехи. Нехватку собственного хлеба они восполняли ввозом пшеницы из соседних стран.

Олива считалась у греков священным деревом и ее вырубка расценивалась как преступление против общества. Оливки употреблялись в пищу в сушеном и маринованном виде, из них добывали масло, которое греки употребляли сами и вывозили за пределы своей родины.

Большую роль в Греции играло рыболовство и скотоводство. Рыбу ловили в долинах, которые имели выход к морю. На горных склонах пасли коз и овец. Их разводили ради молока, сыра, овчины и шерсти. А за пределами полисов, охотники охотились на оленей, кабанов, косуль, зайцев, лис.

Во всей Элладе было широко распространено мелкое ремесленное производство. Существовали даже отдельные полисы, которые специализировались на ремесле: Мегара, Аттика, Коринф. Ремесленники Древней Греции изготавливали красивейшую керамику: расписные вазы, амфоры для вина и оливкового масла, небольшие чаши.

Керамика – это древнегреческая посуда из обожженной глины.

Амфора – это древнегреческий керамический сосуд с двумя ручками, предназначенный для хранения вина, масла или сыпучих веществ.

Керамика Древней Греции высоко цениласьв большинстве стран Древнего мира, так как совмещала в себе практичность и изысканную красоту. На разнообразных по форме сосудах ремесленники изображали фигуры животных, религиозные сюжеты, отдельные эпизоды из войн и сражений, сцены из древнегреческих мифов.

Чрезвычайно ловкими были древнегреческие кузнецы. Они производили железные орудия труда, бронзовые и медные изделия. Архитекторы возводили мосты, строили водопроводы, прокладывали дороги. Они сооружали величественные здания и храмы, окруженные многочисленными колоннами. Древнегреческие скульпторы украшали храмы фигурами богов и героев, создавали реалистичные статуи, изображавшие различных людей. Многие из них сохранились до наших дней, в том числе знаменитая на весь мир Венера Милосская.

Разделение греко-римской культуры

Предоставлено: Ancient Origins.

Это разделение греко-римской культуры может быть не тем, что вы думаете. Поскольку Рим захватил большую часть греческого общества, мы часто относимся к их культуре как к чему-то одному. Когда мы применяем эти идеи к истории, мы видим, что многие из них присутствуют в нашем собственном обществе. Антропологи не пытаются отделить греческую культуру от римской. Скорее, они работают над категоризацией культуры в целом.

Антропологи делят культуру общества, страны или народа на три основные категории. Во-первых, материальная культура. Это элементы, отвечающие материальным потребностям человека. Как они создают, используют и обрабатывают блага, чтобы формировать и поддерживать свои образ жизни. Во-вторых, это категория социальной культуры. Это то, как люди взаимодействуют и работают друг с другом в более широком масштабе. Третья категория – идеологические аспекты. К ним относятся традиции, нормы и легенды людей.

Эти три сегмента помогают антропологам понять, как живут люди, какие действия они совершают и какой опыт получают. Не все элементы общества могут быть легко помещены в одну из этих категорий, а некоторые могут попасть в несколько категорий. Но наличие базового разделения между военными, социальными и идеологическими элементами поможет антропологам узнать гораздо больше.

По мере того, как мы узнаем больше об отдельных элементах культуры, это также создает более широкую картину того, чем было общество или культура в целом. Что касается греко-римской культуры, это помогло нам узнать больше как об их культуре, какой она была, так и о том, как она повлияла на наше собственное общество.

Культура Древней Греции: главное достижение

Всякий выпускник исторического факультета знакомился с идеями одного из основоположников цивилизационного подхода Николая Данилевского. Этот мыслитель выделял четыре основы в жизни цивилизации. Иудейскую, греческую и римскую цивилизации Николай Данилевский относил к одноосновным, потому что там по-настоящему достигла расцвета только одна сторона жизни цивилизации.

У Греции этой стороной была художественная культура. Философ доказывает, что достижения эллинов в религиозной мысли, социально-экономическом развитии и политической сфере были ничтожными, в отличие от достижений культуры.

Возможно, рассуждения автора трактата «Россия и Европа» несколько схематичны, но он верно отметил, что наибольшие достижения эллинов относятся к сфере культуры. Прославившая Древнюю Грецию культура формировалась в течение Темных веков и Архаической эпохи.

Начало ей было положено поэмами Гомера, которые дали имя целой эпохе, потому что стали единственными посвященными ей письменными источниками. Хотя создание «Илиады» и «Одиссеи» относят к Темным векам, первые попытки записать их были сделаны в VI веке до н. э. Окончательная кодификация их текста была сделана в Эллинистическую эпоху в Александрии.

Из сценок во время празднества в честь Диониса вырос древнегреческий театр. С VI века до н. э. становятся известны имена драматургов Афин. Ежегодно в Афинах ставили несколько драматических трилогий, а организация представлений была дорогостоящей литургией (повинностью) для амбициозных граждан.

Хотя счет созданных пьес шел на сотни, до наших дней сохранились 31 трагедия и 1 сатировская драма трех самых значимых афинских трагиков — Эсхила, Софокла и Еврипида.

В V веке до н. э. на театральной сцене Афин также стали ставить комедии. Хотя афинская комедия пережила три этапа развития, во время каждого из которых творили десятки драматургов, сохранились пьесы только двух комедиографов — Аристофана и Менандра.

Величайших мастеров Эллады ценили по всему Средиземноморью. Их покровителями были и правители соседних государств. При дворе Архелая Македонского жил и писал Еврипид. Гробницу правителя Галикарнаса Мавсола создавали лучшие архитекторы и скульпторы, а ораторы выступали с надгробным словом. Всемирную известность получили статуи Дорифор, Дискобол и скульптурная группа Тираноубийцы, возведенная в память любовной пары, решившейся на убийство тирана Афин.

Философия Греции началась с Милетской школы VI века до н. э. От вопросов происхождения вселенной и человека философы перешли к этической философии. Вопросы этики изучали афинские философы софисты и Сократ. Слушателями Сократа были многие знатные афиняне, среди которых оказался и будущий лидер тирании Тридцати Критий. Другой слушатель Сократа, Платон, вошел в историю как один из самых значимых философов человечества. Он пытался быть наставником правителей Сицилии и основал в Афинах Академию, просуществовавшую до конца Античности.

Культура

Именно в античной Греции были сформулированы первые философские понятия, заложившие те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется и современная наука.

Греческий историк Геродот стал буквально «отцом истории», именно его исторические труды являются образцами для трудов следующих поколений историков. Греческий лекарь Гиппократ стал «отцом медицины», его знаменитая «клятва Гиппократа» и по сей день выражает морально-этические принципы поведения врача. Уже упомянутый нами драматург Эсхил стал творцом театральной драмы, его вклад в театральное искусство и развитие театра просто огромен. Также как и огромны вклады греков Пифагора и Архимеда в развитие математики. А философа Аристотеля можно вообще назвать «отцом науки» в широком понимании этого слова, так как именно Аристотель сформулировал основополагающие принципы научного познания мира.

Так выглядит древнегреческий театр, появившийся из религиозных мистерий, он вскоре стал одним из любимых мест развлечения древних греков. Сами строения театров в древней Греции представляли собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для актеров. Все древнегреческие театры обладали отличной акустикой, таким образом, даже зрители, сидящие на дальних рядах, могли слышать все реплики (микрофонов то еще не было).

Древнегреческие олимпийские игры, на время проведения которых даже прерывались все войны, стали, по сути, фундаментом развития современного спорта и современных олимпийских игр, представляющих собой как раз таки возрождение древнегреческой спортивной традиции.

Много интересных изобретений было у греков и в военном деле, например их знаменитая фаланга, представляющая сплоченное боевое построение пехоты. Греческая фаланга могла запросто одерживать (и одерживала) победы над хотя и превосходящими числено, но не организованными персами, скифами, кельтами и прочими варварами.

Греческая фаланга.

Период Архаики

Он же Архаический период древней Греции, характеризуется новым расцветом греческой цивилизации. Именно в этот период начинают появляться греческие полисы – независимые города-государства, среди которых постепенно возвышаются Афины, Фивы и Спарта. Афины стали величайшим культурным центром античной Греции, именно здесь впоследствии жили многие выдающиеся философы, ученые, поэты. Также Афины были оплотом древнегреческой демократии, власти народа («демос» – по-гречески значит «народ», «кратос» – власть) и местом рождения этой формы правления.

Разумеется, древнегреческая демократия отличалась от современной, так например рабы и женщины участия в голосовании и общественных собраниях принимать не могли (до появления феминизма было еще не скоро). В остальном же афинская демократия была именно самой что ни есть настоящей демократией в ее традиционном понимании, любой свободный гражданин имел не только право, но и обязанность участвовать в народных собраниях, так званых экклезиях, на которых принимались все важные политические и экономические решения.

Народные собрания в Афинах.

Спарта же была полной противоположностью Афинам, военным государством, где ни о какой демократии, разумеется, не могло быть и речи, Спарта управлялась сразу двумя царями, один из которых командовал армией и ходил в военные походы во главе войска, второй ведал хозяйством в его отсутствие. Каждый мужчина-спартанец был профессиональным воином, все свое время проводившим в совершенствовании воинского мастерства, как следствие спартанская армия была самой сильной в тогдашней Греции. А подвиг 300 спартанцев, сдержавших наступление большой персидской армии, уже не раз прославлялся и в искусстве, и в кинематографе. Экономика же Спарты полностью держалась на рабах – илотах, которые нередко поднимали восстания против своих господ.

Фивы, еще один великий город древней Греции также был значительным культурным и экономическим центром, имевшим к тому же большое политическое влияние. Власть в Фивах принадлежала группе богатых граждан, так званых олигархов (да, это привычное в нашем обиходе слово греческого происхождения), которые с одной стороны боялись распространения афинской демократии, но с другой суровость спартанского образа жизни ими также была не приемлема. Как результат в постоянных конфликтах между Афинами и Спартой Фивы поддерживали то одну, то другую сторону.

Природа.

Географические рамки древнегреческого государства на протяжении двухтысячелетней истории перманентно изменялись по мере его роста и развития. Основные греческие полисы расположились на территории юга Балканского полуострова, но с ростом производительных сил, накопления прибавочного продукта и становлением государственных образований в $VIII—VI$ вв. до н. э., наблюдается расширение экспансивной греческой политики. Колонизационное движение охватывает Сицилию, Южную Италию и побережье Черного моря. После походов Александра Македонского, к греческому миру присоединились эллинистические государства, которые распространились на огромную территорию от Сицилии до Индии, включая первые нильские пороги и Северное Причерноморье.

Однако, во все времена, центральной частью Греции считался Эгейский регион. Материковая Греция граничит на северо-востоке с Македонией на северо-западе с Илиирией. С востока, запада и юга Балканский полуостров омывают Ионическое, Эгейское и Критское море. Местность, здесь гористая и малоплодородная, три четверти территории занимали пастбища и только $1/8$ — пашни. Вся территория Балканского полуострова естественно разделяется хребтами, перешейками и полуостровами на Северную, Среднюю и Южную (Пелопонес) части. В Северной части находились Фессалия и Эпир, отделенные друг от друга горой Пинд. Среднюю Грецию от Северной ограждали горы Тимфрест и Эта. Здесь находилась Акрания, Этолия, Локрида, Озольская Дорида, Фокида, Локрида Эпикнемидская, Локрида Опунтская, Аттика, Мегарида, Беотия и Этолия. Южная часть – полуостров Пелопоннес, соединявшийся с материком, узким Коринфским перешейком. Включал в себя Лаконику, Мессению, Элиду, Арголиду, в крайнем восточном углу полуострова располагалась Коринфия.

После изобретения мореплавания, сообщение со Средиземноморьем и Малой Азией осуществлялся по морю. Горные хребты на суше создавали естественное препятствие для передвижения. Сухопутная дорога была длинной и кружной, либо пролегала через труднодоступные горные перевалы. Их использовали только в качестве стратегических путей. Все торговые сношения осуществлялись через море.

Помимо материка, греческий мир охватывал несколько сот прилегающих островов Ионического и Эгейского региона. Самые крупные из них Крит и Эвбея. Острова образовали три архипелага Киклады, Спорады и Ионические острова. Суда здесь никогда не теряют землю из виду.

Замечание 1

Благодаря удобному географическому расположению, уже в $II$ тысячелетии до н.э. развивается мореплавание и активная международная торговля.

Все районы объединяет благоприятный для жизни человека мягкий средиземноморский умеренный климат. Зимы здесь теплые, влажные в основном это сезон дождей. Иногда выпадает снег, но тает очень быстро. Лето жаркое и засушливое. Летом и весной дуют сухие и прохладные северо-восточные ветры, которые греки называли «этисийскими».

Несмотря на то, что крупных водных артерий в Греции нет, жители не испытывали недостатка в пресной воде. Исключение составляли Кикладские острова, где воду собирали в особые цистерны.

Балканский полуостров богат полезными ископаемыми. На территории Лаконики добывали медную и железную руду. Недалеко от Афин шла добыча серебра. По всей территории имелись месторождения мрамора, строительного камня и высококачественной глины, поэтому одной из главных отраслей ремесленного производства стали металлургия и керамика. По причине бедности плодородных равнин и естественного зонирования территории в Греции рано складывается хозяйственная специализация областей, связанных друг с другом посредством меновой торговли.

Пример 1

Жителям гор, с равнинных территорий, поставлялся хлеб, оливы, маслины и виноград. Горные области, в свою очередь, разводили коз, коров, свиней, лошадей, обеспечивая долины молоком и мясом. В горах шла активная добыча древесины, использующаяся в строительстве, особенно в кораблестроении (дуб, кедр, кипарис), или в качестве топлива. Из дуба изготавливали краску и дубильный экстракт.

Гуманитарные науки, возникшие в античные времена, и их влияние на развитие научной гуманитарной мысли

Говоря о значении античной литературы, необходимо помнить о том, что в ее русле родились и сформировались следующие науки.

1.         Литературоведение, или теория литературы, о чем говорилось выше.

2.         Историческая наука, зародившая в Греции в V веке до нашей эры как литературный жанр, достигшая расцвета в Риме в I веке до нашей эры и до сих пор сохранившаяся как научная и художественная дисциплина.

3.         Филология начала развиваться как наука в александрийскую эпоху, и основные принципы филологических исследований, заложенные ще в древние времена, остаются важными аспектами при изучении литературных произведений до сих пор.

4.         Грамматика, возникшая в III веке до нашей эры как наука о частях речи и структуре высказывания. Первыми начали размышлять над языком поэты, которые работали над звуками и сочетаниями слов. За софистами последовали филологи, которых в древности называли грамматиками. Около 240 года до нашей эры Хрисипп создал грамматическую терминологию, которая в латинском переводе применяется до сегодняшнего дня, а в 120 году до нашей эры Дионисий Фракийский написал первую греческую грамматику, которая через посредство римлян легла в основу грамматик всех европейских народов.

5.         Риторика, или теория красноречия, начала развиваться вместе с возникновением и развитием ораторского искусства, которое высоко ценилось уже в гомеровские времена. В V-IV веках до нашей эры это искусство ложится в основу образования, а ориторская речь становится литературным жанром. Основные положения риторики, терминология ораторства, заложенные в Греции и высоко развитые в Риме, являются неоспоримыми и в современной риторической науке.

6.         Философия, или наука мудрости, дисциплина мышления возникает на основе развития литературы и распространения естественнонаучных знаний. Античная философия в целом отличалась созерцательностью, а ее представители – принадлежностью к слою имущих людей. Существовало два главных течения – материализм и идеализм, но было очень много школ, имеющих большие теоретические расхождения, такие, например, как противоречия во взглядах на бытие и становление (Парменид и Гераклит), на наслждения и аскетизм (киреноики и киники), на вопрос о соотношении формы и материи (Платон и Аристотель), на необходимость и свободу (стоицизм и Эпику) и другие. Античная философия продвинула вперед изучение всех областей философского знания. Непреходящей заслугой античной философии является в первую очередь всеобъемлющее и систематическое обоснование философии как научной теории, развитие системы понятий, а также разработка (или хотя бы постановка) всех основных философских проблем.

Идеи античной философии нашли отклик и в средневековье, особенно в учениях Фомы Аквинского и после – в неотомизме. Античные авторы влияют на теории прогресса эпохи Просвещения, особо ощутимо это влияние на философов и ученых Нового времени: влияние платоновский учений на Коперника, Кеплера и Галилея, историческая концепция античности легла в основу теории возрастов от Бэкона до Гегеля. Все рациональное в учениях Платона и Аристотеля было критически использовано философией марксизма, в ХХ веке откликаются античные традиции в философии феноменологов. Влияние античной философии на становление последующей теоретической мысли огромно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: