Художественная культура эпохи возрождения кратко. деятели, особенности, развитие

Содержание

  • Слайд 1

    http://pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века

  • Слайд 3

    Возрождение возникло в Италии. Оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

  • Слайд 4

    Боттичелли. Мадонна с гранатом. Ок.1490 г.

  • Слайд 5

    Северное Возрождение

    Период Ренессанса на территориях Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть«Северное Возрождение».

    Замок Шамбор во Франции. 1519-1547.

  • Слайд 6

    • Ганс Бальдунг
    • Иероним Босх
    • Питер Брейгель
    • Альбрехт Дюрер
    • Лукас Кранах
    • Ханс Хольбейн
    • Ян ван Эйк
  • Слайд 7

    • Несение креста
    • Блудный сын
  • Слайд 8

    Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы

  • Слайд 9

    • Николай Кузанский
    • Леонардо Бруни
    • Марсилио Фичино
    • Пико делла Мирандола
    • Лоренцо Валла
    • Манетти
    • Пьетро Помпонацци
    • Жан Боден
    • Монтень
    • Томас Мор
    • Эразм Роттердамский
    • Мартин Лютер
    • Кампанелла
    • Джордано Бруно
  • Слайд 10

    Литература

    • Франческо Петрарки (1304—1374
    • Джованни Боккаччо (1313—1375)
    • Никколо Макиавелли (1469—1527)
    • Лудовико Ариосто (1474—1533)
    • Торквато Тассо (1544—1595)

    памятниках эпохи: «Декамероне» Бокаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и особенно в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

  • Слайд 11

    • «Весна»
    • «Рождение Венеры»
  • Слайд 12

  • Слайд 13

  • Слайд 14

  • Слайд 15

    Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.

  • Слайд 16

    Купол собора св. Марии дель Фьоре, Брунеллески, Росселино, 1420-1436, 1446-1470, Флоренция

  • Слайд 17

    Церковь Санта-Мария-Новелла Альберти, 1456-1470 Флоренция

  • Слайд 18

    Палаццо Питти Амманати Бартоломео 1560-1565, Флоренция

  • Слайд 19

    Музыка. Фламандский композитор XV в. Г. Дюфаи

    Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии

    Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы

Посмотреть все слайды

На развитие эпохи Возрождения большое влияние оказали крестовые походы

Они повлияли на средневековую и современную историю. Совершая их, европейские крестоносцы столкнулись с развитыми цивилизациями Ближнего Востока. Эти культуры добились больших результатов во многих областях. Также в мусульманских странах было много переведённых текстов с латинского и греческого языков. Эти записи были переведены на европейские языки, когда их принесли из походов крестоносцы.

Также на Возрождение оказало влияние разрушение османами Византии и Западной Римской империи. Взяв Константинополь в 1453 году, османы вынудили многих учёных бежать в европейские страны. Они взяли с собой старинные тексты. Также и борьба мавров и христиан в Испании привела к тому, что эту территорию тоже покинули многие учёные. Чаще всего они бежали во Флоренцию и Падую, а также в другие итальянские города-государства. Это способствовало развитию обучения в эпоху Ренессанса.

И, казалось бы, такое бедствие, как чума, Свирепствовавшая в Европе, тоже подготовило почву для Возрождения. От чёрной смерти умирали не только простые граждане, но и правители и чиновники той поры. Это привело к социальным и политическим потрясениям. Особенно это касалось Флоренции, где начался Ренессанс. Пережив чуму, во Флоренции поселилась семья Медичи.

Там они стали покровительствовать людям искусства. Таким образом они демонстрировали своё богатство. Вслед за Медичи покровительством стали заниматься и другие богатые аристократы. Это стало модным в Европе. Из-за чумы многие люди того времени перестали верить в загробную жизнь. Они стали жить настоящим моментом. И это стало одним из элементов гуманистической философии Возрождения. Таким образом, у историков сформировалось мнение, что родиной Ренессанса стала Флоренция. А некоторые из них считают местом рождения и всю Италию. Из неё идеи Возрождения распространились по многим европейским странам. Этому помогли и многочисленные войны в Европе

А окончание Столетней войны между французами и англичанами дало возможность людям сосредоточить свое внимание и на многом другом кроме войны

Интересные факты

  1. Историк и художник Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) в 1550 году термином rinascita назвал прорыв в искусстве, а не возвращение к истокам античности.
  2. Во время поисков реликвий античности Боккаччо посетил монастырь Монтекассино (Montecassino). В библиотеке он обнаружил древние рукописи Гомера и Платона с выдранными листами. Оказалось, что монахи соскабливали старинный текст с пергамента, изготавливали амулеты и продавали.
  3. Безупречную мелодию обнаружили в «Тайной вечере». Она появилась после того, как компьютерный техник нарисовали нотный стан вдоль монументальной росписи. Руки ангелов и хлеб на столе составляют гармоничную музыку.
  4. Реакционные тенденции в период Позднего Ренессанса коснулись творчества Микеланджело. Указом Папы Павла IV предписывалось «одеть» обнажённые фигуры «Страшного суда».
  5. Во время последней реставрации фресок Сикстинской капеллы установлено, что Микеланджело часто рисовал без помощи кисти, только пальцами.
  6. В 1994 году на аукционе Christie’s Билл Гейтс приобрёл манускрипт Леонардо да Винчи за 30,8 млн. долларов. Рукопись, написанная между 1504-1508 годами, содержит научные записи и рисунки, исследующие природные явления. Бизнесмен и филантроп временно передал «Лестерский кодекс» флорентийской Галерее Уффици (Galleria degli Uffizi) для выставки, посвящённой 500-летию годовщины смерти одного из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.

Альбрехт Дюрер

Продолжительность жизни: 21 мая 1471 г. — 6 апреля 1528 г.

Национальность: немец

Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер был блестящим художником и рисовальщиком, его наибольшее художественное влияние было оказано на печатное производство. Он начал свою карьеру в качестве ученика Михаэля Вольгемута, который возглавлял большую мастерскую и был лидером среди художников, возрождающих стандарты немецкой гравюры в то время. Еще в двадцатилетнем возрасте Дюрер завоевал свою репутацию и влияние в Европе благодаря своим высококачественным гравюрам на дереве. Он продолжил революцию в печатном производстве, подняв его до уровня самостоятельной художественной формы, и он считается одной из главных фигур в истории печатного искусства. Дюрер общался с крупнейшими итальянскими художниками своего времени, включая Рафаэля и Да Винчи. Его введение классических мотивов в северное искусство было важным вкладом в германское возрождение. Альбрехт Дюрер считается величайшим немецким художником эпохи Возрождения. Он оказал глубокое влияние на художников последующих поколений, особенно в печати.

Шедевр: Меленколия I (1514)

Меленколия I (1514)

Другие известные работы: —

  • Автопортрет в возрасте двадцати восьми лет в пальто с меховым воротником (1500)
  • Молящиеся руки (1508)

Эпоха Возрождения философия. Вопро. Философия эпохи Возрождения

Общее
понятие и предпосылки философии эпохи
Возрождения.

Философией
эпохи Возрождения называется совокупность
философских направлений, возникших и
развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв.,
которые объединяла антицерковная и
антисхоластическая направленность,
устремленность к человеку, вера в его
великий физический и духовный потенциал,
жизнеутверждающий и оптимистический
характер.

Предпосылками
возникновения философии и культуры
эпохи возрождения были:

совершенствование
орудий труда и производственных
отношений;

кризис
феодализма;

развитие
ремесла и торговли;

усиление
городов, превращение их в торгово-ремесленные,
военные, культурные и политические
центры, независимые от феодалов и
Церкви;

укрепление,
централизация европейских государств,
усиление светской власти;

появление
первых парламентов;

отставание
от жизни, кризис Церкви и схоластической
(церковной) философии;

повышение
уровня образованности в Европе в целом;

великие
географические открытия (Колумба, Васко
да Гамы, Магеллана);

научно-технические
открытия.

Основные
направления философии эпохи Возрождения:

гуманистическое  (XIV
– XV в., представители: Данте Алигьери,
Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и
др.) – в центр внимания ставило человека,
воспевало его достоинство, величие и
могущество, иронизировало над догматами
Церкви;

неоплатоническое
( сер.
XV – XVI вв.), представители которого –
Николай Кузанский, Пико делла Мирандола,
Парацельс и др. – развивали учение
Платона, пытались познать природу,
Космос и человека с точки зрения
идеализма;

натурфилософское  (XVI
– нач. XVII вв.), к которому принадлежали
Николай Коперник, Джордано Бруно,
Галилео Галилей и др., пытавшиеся
развенчать ряд положений учения Церкви
и Боге, Вселенной, Космосе и основах
мироздания, опираясь на астрономические
и научные открытия;

реформационное  (XVI
– XVII вв.), представители которого –
Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин,
Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и
др. – стремились коренным образом
пересмотреть церковную идеологию и
взаимоотношение между верующими и
Церковью;

политическое  (XV
– XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало
проблемы управления государством,
поведение правителей;

утопическо-социалистическое  (XV
– XVII вв., представители – Томас Мор,
Томмазо Кампанелла и др.) – искало
идеально-фантастические формы построения
общества и государства, основанные на
отсутствии частной собственности и
всеобщем уравнении, тотальном
регулировании со стороны государственной
власти.

Философские течения

Гуманизм — это философское и культурно-нравственное движение, созданное в XV веке в Италии, которое было очерчено уже в XIV веке многими аспектами средневековой культуры, направленными на возрождение знания литературы и классических языков. Он был главным интеллектуальным течением Ренессанса. Хотя многие современные мировоззренческие установки основаны на гуманизме эпохи Возрождения, его не следует отождествлять с современными формами, которые присутствуют в экзистенциализме и персонализме.

Эта тенденция имела две характерные черты: увлечение культурой Древней Греции и Рима, а также антропоцентризм. Сильная привязанность к древней культуре, в свою очередь, отличает ренессансную форму гуманизма от других тенденций. Гуманизм возродил исследования классической латыни и греческого языка, что привело к обновлению древней науки и философии, а также классической поэзии и искусства.

Поставив человека в центр интересов, гуманизм заложил основы для современного индивидуализма. Он сосредоточился на человеческих вопросах, достоинстве и свободе. Направление способствовало физическому, умственному и интеллектуальному развитию, а также гармоничному сосуществованию в обществе, подчёркивая возможности человеческого разума и ценность знаний о мире.

В список известных представителей ренессансного гуманизма входят, среди прочих, голландский богослов Эразм Роттердамский, английский писатель (и святой католической церкви) Томас Мор, французский писатель Франсуа Рабле, итальянский поэт Петрарка, философ Джованни Пико делла Мирандола и Леонардо да Винчи.

Реформация — религиозное движение, появившееся в Европе XVI века, в котором иерархия церкви и обычаи духовенства были подвергнуты критике. Это было второе основное течение Ренессанса, направленное на обновление духовенства, реформирование доктрин и практик римско-католической церкви в условиях кризиса.

Мартин Лютер в «Тезисах об индульгенциях» требовал перевода Библии на национальные языки. Реформационные движения способствовали религиозным войнам и расколам между людьми, в результате чего власть Ватикана была ослаблена. Национальные церкви были созданы в разных странах и стремились стать независимыми от папства.

Ещё одним следствием Реформации стало активное развитие литературы, особенно на национальных языках. Протестанты всё больше и больше привязывались к знанию Священного Писания, чему способствовали многочисленные переводы, особенно на национальные языки.

Кратко можно выделить следующие отличительные тенденции эпохи:

  1. Гуманистический взгляд на природу человека.
  2. Антропоцентризм.
  3. Познание мира.
  4. Уважение к плодам человеческого труда.
  5. Возрождение светских идеалов жизни.
  6. Образ Бога как Творца, который позволяет человеку наслаждаться чарами природы.
  7. Борьба за развитие литературы на национальном языке.
  8. Возвращение к древности, возрождение античной философии, изучение великих произведений древней литературы.
  9. Создание чувства патриотизма и национальной гордости.
  10. Формирование нового идеала человека, всесторонне образованного, свободного от суеверий и авторитетов.

Это время также характеризуется уникальным и органичным слиянием различных сфер деятельности человека. Искусство, архитектура и наука были тесно связаны в период Возрождения.

Основные достижения эпохи Возрождения

Благодаря идеям гуманизма, человек начинает освобождаться от церковных запретов и догм, получает моральное право на сотворчество с Богом в преобразовании мира и самого себя. Вместе с тем, он ощущает возрастающую потребность в реализации новых возможностей, в первую очередь — в научном познании мира.

Теперь, когда церковь, относящаяся к интеллектуальному поиску настороженно и даже враждебно, не имеет прежнего авторитета, начинается невероятный всплеск научных открытий и технических изобретений. По словам Марсели́но Фичи́но, этот «новый» человек «измеряет землю и небо… Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким…».

Перечислим лишь некоторые из значительных достижений науки и техники эпохи Ренессанса:

  • Переворот в представлении о космосе и вселенной совершили великие деятели эпохи: Никола́й Копе́рник (1473–1541), обосновавший гелиоцентрическую систему мира (им было научно доказано вращение Земли и других небесных тел вокруг Солнца); Джорда́но Бру́но (1548 – 1600), заявивший о возможности существования бесконечного числа миров во Вселенной;
  • Ренессанс — время великих географический открытий: Христофо́р Колу́мб (1451–1506) в поисках морского пути в Индию достиг в 1492 году берегов нового, неизвестного тогда континента, который назовут Америкой в честь другого, не менее знаменитого, мореплавателя Аме́риго Веспу́ччи (1454–1512); первым же из европейцев, кто смог добраться до Индии по морю, был путешественник Ва́ско да Га́ма (1460–1524); новые контуры на географических картах появились и благодаря Ферна́ну Магелла́ну (1480–1521) командовавшему первой кругосветной экспедицией, в ходе которой был открыт пролив, соединяющий воды Атлантического и Тихого океанов, позже названный его именем.
  • Впервые со времен античности появляется возможность исследования человеческого тела и изучения механизма его деятельности, что стало основой современной научной медицины и анатомии. Это нашло отражение в трудах таких выдающихся ученых, как Миге́ль Серве́т (1509–1553), открывшего малый круг кровообращения, Андре́аса Веза́лия (1514–1564), оставившего многотомный труд по анатомии человека, Параце́льса (1493–1541), знаменитого алхимика, врача, основателя европейской фармакологии, одним из первых начавшего применять в медицине химические средства.
  • Создаются философские труды, определяющие место человека в мире и обществе (среди их авторов выделим Нико́ло Макиаве́лли (1469–1527)), а также разрабатываются теории «идеального» устройства человеческого общества, примерами которых являются «Уто́пия» То́маса Мо́ра (1474–1535) и «Город Солнца» Томма́зо Кампане́ллы (1533–1639);
  • Активно начинают использоваться компас и порох, изобретаются и находят широкое применение ткацкий станок и барометр. Следует отметить, как величайшее достижение человечества — создание в 1440 году Иога́нном Гуттенбе́ргом (1394 или 1399–1466 или 1468) печатного станка, изменившее технологию передачи информации и, тем самым, способствующее развитию мысли, науки и техники последующих эпох.

Такое количество открытий, заставляло человека думать, что ему подвластно всё, и что ещё чуть-чуть, и он с помощью собственного разума и воли откроет все тайны земли и неба.

Это внушало мысль о собственной значимости и, буквально, переворачивало в сознании выработанные церковью представления о мире, вселенной и, собственно, человеческих возможностях. Именно поэтому культура и искусство Возрождения, при сохранении важнейших религиозных традиций, тем не менее, приобретают всё более све́тский характер.

Ощущение свободы от контроля церкви, над человеческой личностью и разумом, словно захлестнуло людей, жажда знаний стала характерной чертой эпохи. Выдающиеся умы Ренессанса, в попытках постичь тайны природы и её законов, буквально хотели объять необъятное.

Это породило такую характерную черту Возрождения, как массовое появление разносторонних, универсальных личностей – людей, весьма успешно занимавшихся деятельностью одновременно в нескольких научных и творческих отраслях. Типичным примером человека эпохи Возрождения являетсяЛеонардо да Винчи (1452–1519), прославившийся не только как великий художник, но и как великий ученый-теоретик, и инженер-изобретатель.

Леонардо да Винчи

Многие деятели эпохи Возрождения имели разносторонний талант. Однако никому из них не сравниться по его многогранности с Леонардо да Винчи. Он проявил себя как выдающийся живописец, архитектор, скульптор, анатом, естествоиспытатель и инженер.

В 1466 году Леонардо да Винчи отправился учиться во Флоренцию, где кроме живописи изучал химию и черчение, а также приобрел навыки работы с металлом, кожей и гипсом.

Уже первые живописные полотна художника выделили его среди товарищей по цеху. За свою долгую, по тем временам, 68-летнюю жизнь Леонардо да Винчи создал такие шедевры, как «Мона Лиза», «Иоанн Креститель», «Дама с горностаем», «Тайная вечеря» и пр.

Как и другие выдающиеся деятели эпохи Возрождения, художник интересовался наукой и инженерным делом. В частности, известно, что изобретенный им колесцовый пистолетный замок использовался вплоть до 19 века. Кроме того, Леонардо да Винчи были созданы чертежи парашюта, летательной машины, прожектора, зрительной трубы с двумя линзами и пр.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: