Философия духа гегеля

Берлин (1818—1831)

В 1818 году Гегель принял предложение министра народного просвещения Пруссии Карла Альтенштейна занять пост руководителя кафедры философии Берлинского университета, который оставался вакантным с момента смерти Фихте в 1814 году. Здесь он публикует свою «Философию права» (1821). Основным занятием Гегеля стало чтение лекций. Его лекции по эстетике, философии религии, философии права и истории философии были изданы посмертно на основе записей его студентов. В 1818 году Гегель привлекал лишь скромное количество учеников, однако в 1820-х гг. его слава резко выросла, а лекции привлекали студентов со всей Германии и из-за её пределов.

В 1830 году Гегель назначается ректором университета. В 1831 Фридрих Вильгельм III наградил его за службу Прусскому государству. После того, как в августе 1831 года Берлин охватила холера, Гегель покинул город, остановившись в Кройцберге. В октябре, с началом нового семестра, Гегель возвращается в Берлин, ошибочно решив, что эпидемия закончилась. 14 ноября он умер. Врачи посчитали, что он умер от холеры, но более вероятной причиной его смерти является заболевание желудочно-кишечного тракта. В соответствии со своим завещанием Гегель был похоронен 16 ноября рядом с Фихте и Зольгером на кладбище Доротеенштадт.

Сын Гегеля Людвиг Фишер умер незадолго до этого, находясь на службе в Голландской армии в Джакарте. Известие об этом не успело достичь его отца. В начале следующего года утопилась сестра Гегеля Кристина. Литературными душеприказчиками Гегеля стали его сыновья Карл Гегель и Иммануил Гегель. Карл выбрал профессию историка, Иммануил стал теологом.

«Наука о логике»

«Наука о логике» – одна из самых фундаментальных работ, потому что именно в этой работе Гегель обоснует свои взгляды по поводу того, что есть такое абсолютная идея, что есть такое логика, что есть такое роль разума и что есть такое роль мышления в жизни человека и в истории в целом. Именно в рамках этой работы будет сформирован знаменитый принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Что же это такое?

Это первый шаг в раскрытии, в познании абсолютной идеи. Ключевые понятия здесь – это «бытие», «ничто», «становление», «количество», «качество», «мера» и «скачок». Гегель говорит, что развитие теории абсолютного духа начинается с предельно пустых, абстрактных, не наполненных никаким конкретным содержанием понятий. Такое понятие – это чистое «бытие». Просто слово, в нем нет и не может быть никакой определенности, никакой конкретики. Оно настолько не определено, что где-то в чем-то становится равным понятию «ничто». Именно в силу того, что у него нет никакой качественной характеристики. Механизм, который соединяет два этих слова – «бытие» и «ничто», есть понятие «становления». Результатом этого «становления», этого своеобразного синтеза становится наличное «бытие».

Представители учения

Большинство историков кратко характеризуют этот период, как начинающийся Кантом (критицизм), продолжившийся Фитхе (философия Я) и Шеллингом (натурфилософия) и завершившийся Гегелем (монументальная система). Рассмотрим кратко основные

Иммануил Кант (годы жизни 1724-1804, основной труд – «Критика чистого разума” (1781). Первым сформулировал мысль о происхождении Вселенной из газовой туманности, высказал идею о целостности устройства мироздания, существовании законов взаимосвязи небесных тел, неоткрытых планет в Солнечной системе.

Пытался построить и представить полную картину постоянно меняющегося, развивающегося мира. По Канту человек не способен до конца познать вещи, выходящие за пределы его практического опыта, но способен понять и осмыслить явления. Знание всегда носит упорядоченный характер.

Наука, согласно мыслителю, лишь конструктивное и творческое создание человеческого разума и ее способности не безграничны. Основа существования личности – мораль, именно она делает человека человеком, изучить мораль с помощью науки невозможно.

Иоганн Готлиб Фихте (годы жизни 1762 — 1814, основной труд – “Назначение человека” (1800). Основатель практической философии, определяющей прямые цели и задачи людей в мире и обществе. Дал понятие материализму, как пассивной позиции человека в мире. Критицизму – как позиции деятельных активных натур. Разработал диалектический (логический) способ мышления, состоящий из полагания, отрицания и синтезирования.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (годы жизни 1775 — 1854, основной труд “Система трансцендентального идеализма” (1800). Строил единую систему знания путем рассмотрения специфики познания истины в отдельных областях. Реализовал систему в “натурфилософии”, которая считается первой попыткой систематического обобщения всех открытий науки одним мыслителем.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (годы жизни 1770-1831, все труды имеют фундаментальный характер). Используя систему основных взаимосвязей и категорий, построил модель бытия во всех его проявлениях, уровнях и стадиях развития. Считал противоречие основой любого развития. Рассматривал этапы развития человеческой культуры как процесс становления духа, вершиной которого провозглашал сферу логики. Был одном из основоположников общественной философии. Создал учения о праве частной собственности, правах человека в гражданском обществе

Подчеркивал важность труда и его материальной оценки

Научная деятельность

Гегель, как человек, воспитанный в традициях благочестивой немецкой семьи, был скромным молодым человеком и не помышлял в юности об известности и славе. Он накапливал знания, изучал труды философов античности, интересовался идеями Канта и Руссо.

Защитив магистерскую диссертацию по философии, последние три годы учебы посвятил богословию и теологии. Результатом стали работы по изучению христианства с точки зрения философии. Эти рукописи вышли в свет только в 20-м веке.

На разработку своей философской системы Гегеля сподвигло несогласие с идеями Канта, который указывал на чистоту разума, как инструмент познания мира без привлечения чувств и опыта. Гегель же считал, что только благодаря опытному познанию возможно понять суть вещей. В труде «Наука логики» философ раскрывает свою систему, получившую название диалектики.

«Гегель и Наполеон в Йене» (иллюстрация из журнала Harper’s Magazine, 1895 г.)

Ученый утверждал, что каждый предмет содержит в себе противоположность и единение, что ведет сознание на более высокие ступени познания мира и самого себя, а закон перехода количества в качество есть непременное условие достижения высот в развитии. Диалектика также включает в себя ряд других законов, например, двойного отрицания, который характеризуется признанием наличия низшей формы в форме более высокой. Еще один закон диалектики рассматривает единство и борьбу противоположностей, что есть непременное условие самопознания и познания окружающего мира.

Гегель в своих трудах указывал, что законы диалектики необходимо применять для лучшего понимания событий, их природы и сущности. Разрабатывались они именно для этого.

Также ученый большое значение придавал абсолютной идее, считая, что она есть толчок к развитию человека и мироздания в целом. Абсолютная идея накапливает в себе опыт и наследие человечества. При познании себя и мироздания вокруг человек пользуется этой идеей для построения своей картины мировоззрения. Абсолютная идея не статична, она постоянно развивается и эволюционирует, двигаясь к конкретному от абстрактного, повторяя этот путь каждый раз и накапливая на этом пути новые возможности познания.

Система философских взглядов, которую на протяжении своей жизни разрабатывал немецкий философ, находит и по сей день как своих приверженцев, так и тех, кто с нею не согласен. Но несомненным является тот факт, что Гегель совершил значительный вклад в развитие мировой философской мысли, закон о единстве и борьбе противоположностей вообще является двигателем прогресса, без него невозможно движение вперед

При этом немецкий философ утверждает, что поспешные выводы не всегда правильны, а для принятии верного решения нужно рассматривать вопрос, раскладывая его на части и стремясь к познанию действительно важного

Основоположник

Человек, которому принадлежит идея начала немецкой философии Иммануил Кант. Его течение мысли делится на пару этапов и охватывает период 19 века.

Иммануил Кант (1724 — 1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания.

В доктрический этап он верил в субъективный идеализм, природный и научный вид материализма и изучал науки. Мыслитель изучал космос, процесс познания, этические и эстетические нормы, логику и социальную науку. Кант анализировал гипотезу космологии, по которой выявил, что Земля с планетами появились с содействием туманности.

Естество, по его суждению, регулярно изменяется и развивается, движение с покоем является относительным явлением. Все окружающее человека является итогом природной эволюции и творением Бога. Также Кант придерживается мыслей агностицизма.

По его трактатам человек в природе зло, но благодаря особому воспитанию морали и постоянному почитанию законов морали, он спасается. Дисциплина это средство уничтожения этого зла по Канту. Так, мыслитель выдвигает постепенно идею демократии и делает вывод, что в будущем будет мир, где вести войну будет экономически невыгодно обществу.

Детство и юность

В августе 1770 года в Штутгарте родился Георг Вильгельм Фридрих Гегель, которому суждено было войти в историю философской науки. Его отец Георг Людвиг Гегель занимал пост секретаря казначейства при дворе Вюртембергского герцога. Имея такое происхождение, мальчик получил первоклассное образование. Отец, считающий недостаточным школьное обучение, вкладывал силы и средства, дополнительно приглашая преподавателей на дом.

Философ Георг Гегель

Сам будущий философ обожал учебу, а страстью стало чтение. Даже карманные деньги тратились на новые книги. Мальчик стал завсегдатаем городской библиотеки. Предпочтение в литературе отдавалось научным и философским произведениям, а также авторам античности. А вот художественные произведения, прославленная немецкая классика, не входили в круг любимых книг. В гимназии мальчик получал награды за успеваемость и усердие.

После завершения гимназии в 1788 году Гегель проходит теологический и философский курсы в богословской семинарии при Тюбингемском университете. Там же молодой человек защищает диссертацию. Во время студенчества сближается с Шеллингом и поэтом Гельдерлином. Будучи молодым и пылким, как и передовые мыслители того времени, увлекается призывами французских революционеров, однако в их ряды не вступает.

Дом-музей Георга Гегеля

В университете продолжается увлечение чтением и книгами, что забавляет сокурсников, но нисколько не смущает юношу. Мирские утехи молодости также не далеки студенту. Как и приятели, будущий мыслитель употреблял вино, нюхал табак и периодически просиживал вечера за азартными играми.

Магистерская степень получена Гегелем по философии, но три последних года учебы посвящены теологии, хотя к церкви и богослужению студент относился критично. Возможно, поэтому, несмотря на отлично пройденные экзамены, священником юноша не стал.

Георг Гегель в молодости

Сразу после выпуска молодой человек зарабатывал тем, что проводил уроки для детей зажиточных немцев. Такая работа не слишком тяготила будущего философа, давала возможность работать над собственными трудами и вести научные поиски. Однако, когда после кончины отца в 1799 году молодому человеку досталось небольшое наследство, он прекращает частную работу учителя и с головой погружается в творчество и науку, а также приступает к академической преподавательской службе.

Интересные факты о творчестве Гоголя

• Друзья (вернее сказать, поклонники) Гоголя окружали его такой почтительной заботой, что ему совершенно не надо было заботиться о жилье и столе. Всё это предоставляли ему состоятельные почитатели.
В творческой среде к Гоголю относились с почтением и даже благоговением. Существовал даже особый этикет, о которым сообщали всем, кто имел честь встречаться с писателем. Гостей предупреждали, что Гоголь не любит говорить о литературе и особенно о своём творчестве. Поэтому ни в коем случае нельзя спрашивать Николая Васильевича, что он пишет, куда он едет и откуда приехал.

• Автор «Мёртвых душ» сжигал их дважды. Первый вариант рукописи он предал огню ещё в 1845 году, чтобы переписать его ещё лучше. При этом объяснил: «Чтобы воскреснуть, надо умереть». К 1850-му году у него было уже 11 глав обновлённого 2-го тома.

• Мало кто знает, но Николай Васильевич сжёг не только «мёртвые души». Ещё в юности, выпустив под псевдонимом поэму «Ганс Кюхельгартен» и столкнувшись со шквалом критики, он выкупил и сжёг весь тираж.

• Почерк у писателя был красивый и разборчивый. По крайней мере, на чистовиках рукописей, которые рождались после нескольких собственноручно переписанных черновиков.

• Начинающим писателям Николай Васильевич рекомендовал переписывать и оттачивать рукопись по 8 раз и уверял, что сам делает именно так. Хотя и не всегда.
Кстати, Гоголь верил, что способность писать красиво и увлекательно «даётся природой, а не ученьем»

• Писатель рассказывал, что идею «Ревизора» ему подал ему Пушкин, поведав о некоем о Павле Петровиче Свиньине, который в Бессарабии (по другой версии — в г

Устюжне) выдавал себя за важного чиновника из Петербурга. «После слышал я, — прибавил он, — еще несколько подобных проделок, например о каком-то Волкове»… Эти люди и стали реальными прототипами ревизора Хлестакова

Кстати, сюжет «Мёртвых душ» тоже вдохновлён Пушкиным.

• Благодаря своей популярности, Гоголь ввёл в моду простой и «бойкий» язык. Просторечные обороты и чертыхания вдруг сделались удивительно популярны среди почтенной публики.

Философия Иммануила Канта

Кант немецкий мыслитель ХVIII-ХIХ вв., положивший начало философскому течению в городах Германии. Это немецко-прусский философ, который занимался проблемами естества и природы, а позднее познания, границами знания, логикой, этикой и социальными вопросами философии.

Его трактаты и выводы касательно перечисленных сфер носили революционный характер для его эпохи. Он считал, что:

  • солнечная система появилась в результате облачного вращения разряженных частиц,
  • природа появилась в начале времен, является изменяющейся,
  • природа регулярно изменяется и развивается,
  • движение с покоем два относительных понятия,
  • вся земная жизнь появилась благодаря эволюции в природе,
  • законы механики не закладываются в материю, а обладают своей внешней причиной,
  • создал все Бог.

Биография Галилео Галилея (1564-1642 гг.)

Краткая биография:

Имя: Галилео Галилей

Дата рождения: 15 февраля 1564 г.

Дата смерти: 8 Января 1642 г.

Образование:Пизанский университет

Место рождения: Пиза, герцогство Флоренция

Место смерти: Арчетри, Великое герцогство Тосканское

Галилео Галилей – итальянский астроном, физик, философ: биография с фото, основные открытия и идеи, что изобрел, первый телескоп, спутники Юпитера, Коперник.

Галилео Галилея часто называли первым современным физиком. Биография Галилео Галилея началась  15 февраля в 1564 году в Италии городе Пиза. Его отец был опытным ученым, и он привил Галилею свою любовь к науке. Отец мотивировал его изучать медицину, и  он, в конце концов, поступил в университет Пизы. В краткое время интересы Галилея вскоре повернулись к математике и натурфилософии. Он ушел из университета, не получая степень. Позже, в 1592 году, он был назначен профессором математики в университете Падуи (университет Венецианской республики), где он пробыл до 1610  года. В его обязанности в основном входило преподавать геометрию Евклида и стандартную (геоцентрическую) астрономию студентам-медикам, которым было необходимо знать немного из области астрономии, чтобы использовать астрологию в своей медицинской практике. За это время, астрономические идеи Галилео Галилея стали весьма нетрадиционными. Ни одно государство не будет признавать это убеждение в течение многих лет.

Летом 1609 года Галилео Галилей услышал о подзорной трубе, которую голландец представлял в Венеции. Используя эти репортажи и свои технические знания, он создал свои телескопы, которые намного превосходили по производительности голландский прибор. С помощью этих приборов он рассматривал Луну, и был первым человеком, который наблюдал горные хребты, моря и другие особенности. Он наблюдал за Сатурном и его кольцами, которые описал как «уши», за четырьмя крупнейшими спутниками Юпитера, которые сейчас в его честь называют спутниками Галилея. Его наблюдения позже были опубликованы в работе под названием «Звёздный вестник» («Посланник звезд»), написанная им в 1610 году. Она вызвало сенсацию после опубликования. В то время как Галилея помнят за его работы по свободному падению, использование телескопа и его экспериментами, он, пожалуй, в большей степени известен за свои спорные взгляды в естественном праве, чем за фактический вклад в науку. Он считал, что Солнце, а не Земля, была в центре вселенной. Это убеждение сравнимо с тем, как Коперник был не в ладах с Римско-католической церкви, которая придерживалась геоцентрических взглядов. Позже его работы были включены в «Список Ватикана» из отклоненных работ. Они только недавно удалены из списка.

Из-за этих убеждений, Галилео Галилей получил негласное и официальное предупреждение от церкви в одна тысяча шестьсот шестнадцатом году. Она заявила, что он должен был отказаться от взглядов Коперника. В одна тысяча шестьсот двадцать втором году Галилей написал «Химик-лаборант» («Пробирщик»), которая была одобрена и опубликована в одна тысяча шестьсот двадцать третьем году. В одна тысяча шестьсот тридцать втором году он опубликовал во Флоренции свой «Диалог» о двух главнейших системах мира. В октябре одна тысяча шестьсот тридцать второго года он был вызван в Святую Палату (инквизиция) в Риме. Суд вынес приговор, осуждая его. Он также был обязан принять присягу перед Святой Римской Церковью, в которой вынужден отказаться от своих убеждений, что Солнце являлось  центром Солнечной системы. Он был отправлен в ссылку в Сиену и, наконец, в декабре одна тысяча шестьсот тридцать третьем году ему было разрешено уйти в отставку на свою виллу в Арчетри, Gioiello. Его здоровье неуклонно ухудшалось, и в одна тысяча шестьсот тридцать восьмом году он полностью ослеп. Галилео Галилей умер в Арчетри восьмого января одна тысяча шестьсот сорок второго года. В течение многих лет после смерти его открытия и работа не были признаны как новаторские достижения, какими они и были.

Личная жизнь

Должность ректора в Нюрнбергской гимназии, полученная в 1808 году, не приносила большого жалования. Поначалу Гегель и его мысли не пользовались успехом у студентов. Однако по мере развития популярности учения, выхода книг, получивших признание в высших кругах, лекции философа собирают полные аудитории.

В 1811 году Гегель принимает решение обзавестись семьей и женится на дочери знатных родителей Марии фон Тухер. Девушка вдвое младше супруга, но боготворит великого мужа, восхищаясь умом и достижениями последнего.

Хозяйство Гегель вел самостоятельно, контролируя расходы и доходы семьи. Жена обходилась помощью только одной служанки. У супругов стали появляться дети. Первая дочь умерла после рождения, что часто случалось с молодыми матерями того времени. А потом последовало рождение двух сыновей – Карла и Иммануила.

Георг Гегель

Семейные и бытовые хлопоты не мешали философу посвящать себя науке и писать новые книги. В 1816 году ученый получает приглашение вести лекции в должности ординарного профессора в университете Гейдельберга. А уже через год по указу короля получает место в профессуре Берлинского университета. В тот период времени Берлин являлся центром интеллектуальной мысли, сливки просвещенного и передового общества жили в столице.

Ученый быстро освоился в новой среде, расширил круг знакомств. Среди новых друзей появились министры, деятели искусств, научные умы. Как рассказывали в воспоминаниях современники, Гегель любил светское общество, был в курсе городских слухов. Обожал компанию женщин, молодых дам. Философ прославился настоящим франтом. На наряды для него и супруги уходила значительная часть бюджета.

В 1830 году Гегель назначен ректором университета в Берлине, а в 1831 удостоен ордена Красного орла 3-й степени за службу государству.

Гегелевская гносеология

Георг Гегель, философия которого часто рассматривается в университетских курсах сразу вслед за Кантом, хоть и испытал на себе влияние его идей, но многие из них не принял. В частности, он боролся с его агностицизмом. Для Канта антиномии не могут быть разрешены, и в этом выводе состоит конец теории. Дальше нет никакого развития. Однако Георг Гегель находит в проблемах и помехах двигатель рационального познания. Например, мы никак не можем подтвердить, что Вселенная бесконечна. Для Канта это неразрешенный парадокс. Он выходит за грань опыта, поэтому не может быть осмыслен и рационален. Гегель Георг считает, что такая ситуация является ключом к поиску новой категории. Например, бесконечного прогресса. Гносеология Гегеля строится на противоречии, а не на опыте. Последний не является критерием истины, как у Канта.

Взрослая жизнь

• Писатель М.Н. Лонгинов, в своих «воспоминаниях о Гоголе» описывает молодого писателя как человека добродушного и весёлого, без тени педантичности и угрюмости. «Небольшой рост, худой и искривлённый нос, кривые ноги, хохолок волосов на голове, не отличавшейся вообще изяществом прически, отрывистая речь, беспрестанно прерываемая легким носовым звуком, подергивающим лицо… Костюм, составленный из резких противоположностей щегольства и неряшества».

• Приехав в Петербург, Гоголь устроился мелким чиновником – переписчиком бумаг в канцелярии, и с трудом копил себе на новую шинель. Очевидно, он сам стал прототипом Акакия Акакиевича из повести «Шинель».

• Ещё не получив признания и известности как писатель, Гоголь-Яновский однажды попытался стать театральным актёром. На прослушивании его заставили читать монологи из «Дмитрия Донского», «Гофолии и Андромахи». Директор театра А.И. Храповицкий счёл кандидата абсолютно непригодным: «читал очень плохо и нетвёрдо, что фигура его совершенно неприлична для сцены и в особенности для трагедии… решительно никаких способностей для театра». Николай Васильевич, видимо, и сам чувствовал, что выступление получилось провальным, и за ответом не пришёл.
Каково же было изумление Храповицкого, когда через некоторое время гоголевская пьеса «Ревизор» была поставлена на сцене и имела оглушительный успех. «Да, да… я точно ошибся, что он ни к чему неспособен; но утверждаю, что он все-таки был бы скверный актер» – говорил он.

• Зато Гоголю удалось устроиться преподавателем на кафедру истории в Петербургский университет. Однако он бросил эту работу уже после пары лекций.

• В молодости Гоголь два или три раза переживал влюблённость, хотя в этой его способности все сомневались до издания записок о его жизни (а кто-то сомневается и сейчас).
Так или иначе, жениться писатель так никогда и не стал. По мнению В. Соллогуба, единственной женщиной, которая могла бы стать женой писателя, была Анна Михайловна Виельгорская. Но семья потенциальной невесты отвергла недостаточно знатного и богатого претендента на руку дочери.

• Во время посещения Рима Гоголь заболел «болотной лихорадкой» – малярийным энцефалитом. Вероятно, именно её последствия вызывали обмороки, голоса и видения, которые так и мучили писателя на протяжении долгих лет

• В 1851 году Тургенев описал преображения Гоголя, вызванные этим нездоровьем: «Меня поразила перемена, происшедшая в нем с 1841 года. В то время он смотрелся приземистым и плотным малороссом; теперь он казался худым и испитым человеком, которого уже успела на порядках измыкать жизнь. Какая-то затаенная боль и тревога, какое-то грустное беспокойство примешивались к постоянно проницательному выражению его лица».

• Н.В. Берг отмечает, что Гоголь производил впечатление «зажатого» человека, и во всей его фигуре и манере поведения было что-то «несвободное»: «Никакого размаху, ничего открытого нигде, ни в одном движении, ни в одном взгляде».

• К концу жизни Гоголь стал ещё более ответственно относиться к своему творчеству. Он переживал, что во втором томе «мёртвых душ» есть что-то опасное для нравственности читателей. Но желание получить гонорар и рассчитаться, наконец, с долгами всегда оставалось на другой чаше весов.

• Примерно за неделю до кончины он просил Толстого отвезти рукопись митрополиту Филарету, чтобы тот дал ей свою оценку. Но Толстой, пытаясь ободрить друга, сказал, чтоб тот отвёз её сам, когда поправится.

• Замысел Толстого не удался. Той же ночью писатель приказал затопить печь и собственноручно сжёг рукописи, над которыми трудился более 10 лет. Впоследствии Гоголь утверждал, что сжёг рукописи по ошибке, но верится в это с трудом. Судя по рассказам Семёна, слуги писателя, рукописи горели плохо и Николаю Васильевичу приходилось сжигать тетради по одной, орудуя кочергой.

• После этого события писатель стал совсем мало есть и спать, постоянно молился. Через несколько дней такого самоистязания и поста писатель умер. Ему было всего 43.

Направления и этапы

Благодаря концепциям Канта, философия определилась с направлениями своего развития.

Главными направлениями было исследование:

  • самосознания человека,
  • ценности в прогрессе, идей просвещения, сознания и тела человека,
  • творческого потенциала человека,
  • диалектики,
  • идей антропоцентризма, субъекта как созидательного культурного и исторического существа,
  • аксиологии течении науки, где религия с другими течениями рассматривается в качестве духовных форм человечества и его созидания,
  • свободы с ответственностью субъекта в процессе преобразования в мире,
  • идеала гуманистики, свободного развития каждого человека.

Все эти направления мысли происходили в 2 основных этапа:

  • в просветительском или подготовительном этапе второй половины XVIII века,
  • на этапе становления мысли в 70-е годы XVIII в. – начале XIX в.

На первом этапе классики борются с буржуазными, феодальными деспотическими идеями и необходимостью в единстве. Они отстаивают гуманистические идеи.

На втором этапе философы отстаивают мысль, что человек вместе со своим сознанием способствует развитию предмета, превращая его в форму всеобщности.

Последующее развитие[править | править код]

Марксизмправить | править код

В философских кругах для многих имя Гегеля связано с такой противоречивой философской системой, как марксизм. Наследие Георга, по словам марксистов, было истолковано с материалистических позиций. Марксизм принято делить на исторический и диалектический материализм.

Исторический материализм исходит из так называемого принципа единства исторического и логического методов. Допустим, развитие форм товарного обмена в виде понятий совпадают с их исторически сложившейся последовательностью изменения. Очевидной ошибкой Маркса можно считать абсолютизацией данного принципа, ведь изначальные понятие вроде потребительной и меновой ценностей являются абстракциями — определениями разума, которые не отражают исторически сложившиеся типы существования товара. К этому, конечно же, можно приплюсовать противоречие между общественным формой производства и частным способом присвоения его результатов: они не наблюдаемы в капиталистической формации. Ведь если предпосылки критики политической экономии строятся на переходе из противоречия формулы товара к более развитому противоречию внутри капитала, мы лишь видим не наблюдаемую эмпирически возрастание стоимости за счёт трюка продажи рабочей силы. Эпоха же первобытно-общинного строя является основой дальнейшего движения триады, что никак не ладится с бесконечным движением идеи, не имеющего ни начало, ни конца.

Ошибки неизбежны для любой крупной попытки создания практических знаний по изменению мира, но они пытаются скрыть себя в мнимых философских рассуждениях, присущие натурфилософии Гегеля и диалектическому материализму как таковому. Но если целый ряд промахов и ошибок Гегеля можно простить ещё не завершённым развитием естествознания, то шарлатанство Энгельса связанно лишь с оправданием неизбежности революционных преобразований в обществе. Если найти наиболее общие законы и природы, и социума, то можно прийти к нелепым высказываниям, будто любые воздействия на систему идут в виде единства количественных и качественных изменений, а логически сгруппированные категории «возникновение и прехождение» есть ни что иное, как вечная циркуляция Вселенной по пути саморазрушения и последующего возрождения! Но больше всего убийственна следующая фраза Энгельса:»Со всяким последующим развитием естественных наук любой философии придёт конец.» Как ни странно, философию всё ещё преподают в ВУЗах, а догматично настроенный диалектический материализм канул в лету как схоластичная, софистическая вульгаризация идей Маркса.

Семья

• Свою склонность к мистицизму Гоголь, вероятно, унаследовал от родителей. Они были людьми суеверными и впечатлительными. Отец его, Василий Афанасьевич, считал, что женился по научению самой Божьей Матери: якобы однажды она явилась ему во сне и показала будущую невесту. В тот же день 14-летний Василий побывал у знакомых семьи и узнал в годовалой девочке свою суженую. С тех самых пор он считал малышку своей невестой и сделал официальное предложение, когда той исполнилось 14.

• Причуды матери, Марьи Ивановны, были ещё значительнее: она якобы видела пророческие сны (и могла обдумывать их потом неделями) чередовала легкомысленность с болезненной подозрительностью и озадачивала окружающих частой сменой настроения. Сам Гоголь считал её не вполне здоровой «душевно».

• Гоголь был назван в честь святителя Николая в надежде на его небесное покровительство. Такой обет дала его мать после двух неудачных беременностей. Интересно при этом отметить, что на момент рождения будущего писателя ей исполнилось всего 16 лет!

• Марья Ивановна души не чаяла в своём сыне и очень им гордилась. Помимо совершенно реальных литературных успехов женщина также приписывала ему изобретение пароходов и железных дорог. И, к досаде Гоголя, частенько рассказывала об этом окружающим. (Об этом пишет Александр Семенович Данилевский).

• Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, имел литературный и актёрский талант и писал пьесы для театра. По примеру отца, сам Николай Васильевич с успехом участвовал в постановках учеников гимназии.

Предмет изучения и цели

С помощью логических построений представители немецкой классической философии ставили цель сконструировать представление о совершенном человеке, идеальном обществе и государстве. Все, существующее вокруг человека, подвергалось рассудочному контролю анализу.

Впервые предметом изучения стал человеческий разум, заключающий в себе дух и природу, как первопричина и первоисточник всего, существующего в мире.

Воздерживаясь от суждения о божественной реальности, мыслители стремились построить единую систему бытия. Доказать органическую и гармоническую целостность мира.

Предмет познания немецкого идеализма *кратко* можно определить как естественная упорядоченность мира и личности в нем. Человек ставился выше мира и бытия, имея способность к рациональному познанию и изменению сущего согласно своим предпочтениям. Признавалось абсолютное могущество разума.

Особенности и характерные черты немецкой классической философии:

Выделяют следующие особенности немецкой философской мысли 18-19вв.:

  • Рационально-теоретическое сознание.
  • Систематическое и всеобъемлющее объяснение мира, которое исходит из принципа естественной его упорядоченности и гармонии.
  • Понимание историко-философского процесса как совокупности факторов, проанализировав которые можно понимать настоящее и с высокой долее вероятности предполагать будущее (историчное мышление).

Из указанных особенностей вытекают, характерные черты рассматриваемого учения:1. Понимание философии, как стержня, вокруг которого формируется культура общества, практического механизма разработки проблем гуманизма и осмысления человеческой жизнедеятельности. 2. Приоритет изучения человеческой сущности перед изучением природы, истории становления человечества.3. Систематизация знания. Не просто наука, а упорядоченная система философских идей.4. Использование целостной, общепринятой концепции диалектики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: