Заблуждения о пиратах, которые появились благодаря голливуду

На службе короля

«Веселый Роджер» пляшущий на ветру, «Ни Бога! Ни короля! Ни Отечества!», анархия и свобода боевого братства — вся эта романтика легко продавалась за возможность легально грабить суда под защитой государственного флага. Когда пираты стали многочисленны и начали доставлять слишком много неудобств национальным интересам, мудрым государственным деятелям пришла в голову очень простая и старая как мир мысль: «Не можешь победить – возглавь!».

Начиная с XVI века, некоторые морские державы по сути легализовали пиратство и начали выдавать морским разбойником «каперские грамоты». Эта грамота официально разрешала грабить и уничтожать врагов государства, выдавшего такой документ.

Подобная практика была выгодна обеим сторонам: пираты получали возможность легально сбывать награбленное и сужали круг своих ненавистников, а государство получало надежных союзников, действующих на неприятельских коммуникациях глубоко в тылу противника.

Более того, некоторые «каперские грамоты» подразумевали раздел добычи между пиратами и государством, выдавшим лицензию. Король мог получать четверть, а в некоторых случаях до трети их добычи, что становилось заметной прибавкой к государственному бюджету.

Испанские каперы, французские корсары и английские приватиры широко развернулись во время морских войн XVII и XVIII веков в Карибском море и по всему Атлантическому океану. Они действовали группами по 5-10 кораблей и могли нападать даже на военные караваны, перевозившие богатую добычу. Все самые известные пираты в мировой истории являлись именно каперами, со временем они и вовсе вытеснили «честный» разбойничий промысел с морских просторов, полностью оправдав изначальные цели своих нанимателей.

Способы ведения боя

Вот в этом вопросе мифология пиратства практически никак не расходится с его практикой. Действительно, основным приемом ведения боя у пиратов был абордаж и последующая рукопашная схватка. Конечно, гораздо безопаснее было бы расстрелять жертву из пушек, но это не гарантировало сохранности ценного груза или самого корабля, который можно было продать в ближайшем порту.

При атаке пиратский корабль стремился как можно ближе подобраться к жертве, а затем открывал огонь из пушек специальными книппелями или ядрами, прочно связанными между собой цепью. В полете они раскручивались и наносили повреждения рангоутам и такелажу. Судно жертвы теряло ход и управляемость, и вот тогда наступало время абордажа.

Но перед этим следовало основательно подготовиться: над палубой пиратского корабля натягивали веревочную сеть, чтобы спасти ее от падающих обломков, на марсы мачт забирались стрелки, чтобы с наиболее удобных позиций обстреливать противника, а все проходы к квартердеку и полуюту баррикадировали бочками и мешками, чтобы создать цитадель для обороны в случае, если абордаж пойдет «не по плану».

Как только приготовления были закончены, корабль пиратов вплотную сближался с противником, с расстояния в 5-10 метров абордажная команда производила дружный залп по вражеской команде и затем бросала кошки, абордажные крючья и багры. Как только два судна сцеплялись намертво, через борта перебрасывались мостки и пираты перебирались на вражескую палубу. Здесь в ход шло разнообразное холодное оружие: шпаги, кортики и ножи.

Особой популярностью пользовались также короткоствольные кремневые пистолеты, которыми очень удобно орудовать в стесненных условиях, к тому же они имели довольно приличный вес, что позволяло после неудачного выстрела проломить голову жертве с помощью металлического навершия рукояти. Пираты также часто использовали гранаты — полые ядра с фитилем, начиненные порохом. Это было страшное оружие, особенно при его применении внутри трюмных помещений. Многочисленные осколки и мощная ударная волна от взрыва оставляли противнику ничтожные шансы на выживание.

Абордажные схватки были крайне жестоки и очень быстро превращались в индивидуальные поединки. На тесной палубе и в замкнутом трюме ни о какой тактике речи не шло, исход боя решали личные навыки бойцов и их ожесточенность. В девяти случаях из десяти победу одерживали нападающие. Пираты проходили жестокий естественный отбор и набирались внушительного опыта в предыдущих сражениях. Гражданские моряки или плохо обученные солдаты с трудом могли противостоять их натиску.

Пиратство в конце XX и начале XXI веков

В 1980-е мы восхищались фильмом «Пираты XX века». На советский корабль, перевозивший что-то очень дорогое, напали в Юго-Восточной Азии местные пираты, заранее получившие наводку именно на этот корабль. Корабль был захвачен, ценный груз перегружен, а само судно потоплено.

Увы, но такое во второй половине XX века в этом регионе периодически случалось. Понятно, что от карибских флибустьеров современные пираты отличались, как небо от земли.

Во-первых, флибустьеры и каперы поддерживались своим государством, которое выдало им патент, дававший официальное право грабить и убивать на море. Современные пираты — обычные морские разбойники, за ними не стоит государство.

Во-вторых, флибустьеры, как правило, просто ходили в своих судах по морю, надеясь на удачу, что им попадется кто-то не слишком сильный, кого можно будет ограбить. Современные пираты пользуются информацией о перевозках и точно знают маршрут судна, которое они собираются ограбить, и тщательно планируют свои делишки.

После того как пираты Юго-Восточной Азии начали грабить не только транспортные суда, но и пассажирские лайнеры, на них обратили внимание ВМФ крупных морских держав и наглый грабеж был прекращен — беспредельщиков не жалуют нигде.

Карта региона действий сомалийских и малаккских пиратовФото: ru.wikipedia.org

В самом начале нового тысячелетия появились сомалийские пираты. В 2006—2007 годах ими было произведено несколько десятков нападений на проходившие через Аденский пролив суда. Пираты захватывали эти суда и требовали выкуп за освобождение взятых в заложники членов экипажа. В 2008 году они атаковали уже 134 судна, причем в 32 случаях — успешно.

Наконец они начали нападать на нефтяные танкеры, что сразу привлекло к себе внимание руководства очень многих стран. За сомалийских пиратов взялись ВМФ целого ряда морских держав

Действия пиратов перестали быть такими уж выгодными, пиратство в этом регионе пошло на спад, хотя еще и не исчезло полностью.

Надо признать, что и тут от простого выхода на моторке десятка бандитов с автоматами, чтобы в нескольких километрах от берега напасть на небольшой сухогруз или рыболовецкое судно, за несколько лет пираты дошли до мощных моторных катеров со спутниковой навигацией и хорошим запасом горючего и радаром. Теперь они способны ночью и в открытом море напасть на большое судно и захватить его, взяв на абордаж.

В настоящее время морские державы озабочены действиями пиратов Гвинейского залива. Эти пираты в основном нападают на танкеры с нефтью и похищают их. При этом оснащены они по последнему слову техники и полуофициально имеют поддержку в целом ряде портов этого региона.

В общем, единственное, в чем можно быть уверенным — пиратство в нашем мире окончательно не исчезнет никогда.

Серьги в ушах и говорящие попугаи

Еще одна «визитная карточка» настоящего пирата – серьга в ухе.

На самом деле серьга была, но далеко не у всех – ее позволялось надевать тому, кто пересекал экватор или преодолевал путь через мыс Горн. В пиратской среде бытовало мнение, что это украшение может защитить своего обладателя от морской болезни и утопления.

Помимо свидетельства статуса, и оберега, пиратская серьга служила и более практичным целям. Так, в случае гибели пирата, серьга могла пойти на оплату за то, что его тело доставят домой и достойно похоронят.

Кроме того, на серьгах некоторые пираты носили затычки для ушей, которые использовались при стрельбе из пушек для защиты слуха.

Что касается попугаев, то вряд ли у пиратов было время и желание кормить дополнительный рот, да еще и заниматься с птицей – учить ее разговаривать.

Из глубины веков

Пиратские корни уходят глубоко в античные времена. Тогда они промышляли тем, что грабили деревушки, расположенные на побережьях; вылавливали одиноких путников, похищали их и продавали в рабство.

Называли тогда подобных разбойников «лэйстерс», а термин «пират» появился позднее в IV—III веках до Рождества Христова.

«Золотым веком» пиратства считается период с XVI по XVIII века, когда морская торговля процветала, а обеспечить защиту торговых судов на должном уровне еще было невозможно.

Примечательно, что на протяжении долгих веков грань между мореплавателем-торговцем и пиратом была очень тонкой, так как там, где не получалось заработать на торговле, мореплаватели прибегали к грабежам и насилию.

Однажды пиратская команда украла вещи, стоимость которых эквивалентна 200 миллионам долларов

Капитан Генри Эвери и его команда однажды ограбили судно и скрылись с уловом денег, драгоценностей, золота, серебра и слоновой кости, которые сегодня стоили бы более 128 миллионов долларов.

7 сентября 1695 года флотилия кораблей индийских паломников отправилась на ежегодное паломничество в Мекку. В их составе был нагруженный сокровищами доу Гандж-и-савай и эскорт. Объединив силы с несколькими пиратскими судами, Эвери оказался во главе небольшой пиратской эскадры из 4-х кораблей. Вместе они смогли овладеть богатствами паломников, и это нанесло значительный ущерб хрупким отношениям Англии с Монголами.

Тайный совет и Ост-Индская компания предложили за поимку пирата 500 фунтов стерлингов — огромную сумму в то время – это был первый зарегистрированный международный розыск в истории. Поймать Эвери не удалось.

Современное пиратство

Сегодня пираты продолжают свою деятельность, и методы у них мало чем отличаются от тех, которые были много веков назад. Используя современное оружие и лодки, они захватывают корабли вместе с командой и требуют выкуп. Еще лет десять назад проблема пиратства не была столь актуальной, но с 2011 г. возросла тенденция к нападениям вблизи Сомали и Залива Аден.

Сомалийские пираты действуют достаточно организованно, среди них есть деление по специальностям: разведка, группа захвата, охрана на суше, переговорщики. А около 10 процентов добычи они отдают местным пожилым людям, политикам и обществу.

Как и много лет назад, пираты грабят торговцев, бояться более мощных военных кораблей, а часть прибыли отдают чиновникам.

Вовсе не все пираты с повязкой были одноглазыми


Вы наверняка замечали, что в книгах и фильмах про пиратов как-то очень много одноглазых персонажей с чёрной повязкой.

На самом деле таких джентльменов удачи «с дефектами внешности» действительно было полно: ведь огнестрельное оружие тогда, чаще всего, стреляло картечью, и многочисленные разлетающиеся осколки (а также и деревянные щепки от разрушаемого корабля) наносили очень большой урон «живой силе» обеих дерущихся сторон. Но пираты с небольшими повреждениями, конечно, продолжали выходить в море со своей командой.

Мало того, чёрные повязки иногда носили не только реально одноглазые пираты, но и вполне зрячие: говорят, они были весьма удобны для прицеливания (просто вспомните огромные и неудобные пистолеты того времени, которые лучше было держать двумя руками).

Да и, когда после абордажа нужно было «прибраться» в тёмном трюме, то глаз, прикрытый повязкой, гораздо быстрее адаптировался к темноте после яркого света снаружи.

Пиратский кодекс

У всех пиратов был кодекс, законы которого они должны были уважать и соблюдать. Кодексов было много, но сохранилось всего 4. Связано это с тем, что перед сдачей в плен сами пираты сжигали своды законов, чтобы их не могли использовать против заключенных в суде.

В нашей статье мы хотим привести пример пиратского кодекса, написанного капитаном Генри Морганом. До наших дней он сохранился благодаря книге Александра Эксквемелина «Пираты Америки», написанной им в 1678 г. в ходе путешествия по морям и океанам с американскими пиратами.

I. Каждый имеет право голоса во время принятия решений; каждый имеет равные права собственности на добычу команды. Также член команды имеет равную долю в запасах ликера, изъятого во время работы, и может использовать его в своё удовольствие, если на данный момент команда не испытывает в конкретном ресурсе дефицит.

II. Каждый имеет право получить свою долю в порядке очереди. Если член команды крадет имущество другого члена команды, то, в случае доказательства вины, пострадавший имеет право прилюдно отсечь уши или нос грабителю.

III. Никто на борту корабля не имеет права играть в карты или кости на деньги.

IV. В ночное время на борту корабля нельзя использовать факелы или свечи. Если кто-либо хочет выпить, то он обязан это делать на открытой палубе.

V. Хранить свой ​​клинок, пистолеты и кортик в чистоте и регулярно проверять их чистоту.

VI. На борту запрещены женщины и дети. Если кто-то, с целью удовлетворения плоти, проведет на борт переодетую женщину, то он будет наказан смертью.

VII. Дезертирство с корабля карается смертью.

VIII. Никаких споров на борту. Если требуется решить спорный вопрос, то требуется дождаться спуска на берег и решить вопрос с помощью пистолета или клинка. Во время дуэли присутствует представитель капитана, который ставит дуэлянтов спина к спине. По команде, соперники делают по десять шагов, разворачиваются и делают выстрел. Если оба промахиваются, то даются клинки. Дуэль заканчивается после появления первой крови.

IX. Пирату запрещается хвастаться своими шрамами и потерянными конечностями.

Х. Капитан и квартирмейстер получают две доли от куша, кормчий, боцман и наводчик — полторы доли, другие не рядовые получают по одной с четвертью доли.

XI. Музыканты имеют право отдыха каждый вечер субботы, в остальное время требуется разрешение капитана».

21 интересный факт о пиратах

  1. Если раньше были только морские пираты, то с появлением авиации появились и воздушные.
  2. В современном мире пиратство по-прежнему продолжает существовать.
  3. Корсары и флибустьеры отличались от пиратов тем, что у них было официальное разрешение на разбой от руководителей тех или иных государств. То есть они могли нападать и грабить корабли противников.
  4. Интересен факт, что на многих пиратских судах употреблять спиртные напитки было запрещено.

  5. Положением на сегодня, поднятие пиратского флага над кораблем считается серьезным преступлением.
  6. Наиболее знаменитые порты, терпимо относившиеся к пиратам, – Тортуга и Порт-Ройал. Они располагались в акватории Карибского моря.
  7. Легенды о пиратских сокровищах до сих пор будоражат умы множества людей во всем мире.
  8. Однажды Юлий Цезарь (см. интересные факты о Цезаре) был пленен киликийскими пиратами, которые потребовали огромный выкуп за известного пленника. После того, как азиатские послы выкупили Цезаря, тот сразу же снарядил эскадру и отправился в погоню за своими обидчиками. В результате он смог настичь и казнить всех пиратов.
  9. По мнению многих историков, первыми пиратами на земле являлись финикийцы.
  10. Пират Бартоломью Робертс в течение 3-х лет захватил больше 400 судов.
  11. 19 сентября считается неофициальным Международным днем пиратства.
  12. Интересен факт, что известный пират Черная Борода вплетал в собственную бороду тлеющие фитили, чем сильно деморализовал своих врагов.
  13. Помимо того, что Френсис Дрейк являлся знаменитым пиратом, он успел сделать множество географических открытий.
  14. Многие пираты, лишившиеся некоторых конечностей, действительно носили протезы в виде деревянных палок или металлических крюков.
  15. Даже самые бедные пираты стремились носить в ушах золотые серьги. Благодаря этому, разбойники могли рассчитывать на то, что в случае смерти они будут достойно похоронены. Таким образом, украшения служили в качестве потенциальной платы за погребение.
  16. Многие пираты верили, что проколотые уши способствуют улучшению зрения.
  17. В период 17-18 вв. пиратство рассматривалось, как одно из наиболее серьезных преступлений.
  18. Известная многим «прогулка по доске» является не более, чем мифом.
  19. Знаете ли вы, что кроме доли от завоеванных командой трофеев, раненым пиратам полагалась дополнительная плата за их храбрость?
  20. Многие пираты вместо подлинных имен использовали клички, чтобы скрываться от правосудия.
  21. Капитан пиратского корабля получал в 10 раз больше от награбленного, чем любой другой пират.

Это были самые интересные факты о пиратах. Если вам понравилась эта статья, или вы вообще любите разные интересные факты, – поделитесь ею с друзьями и подписывайтесь на сайт interesnyefakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Пиратский флаг

Среди самых популярных атрибутов морских разбойников – черный флаг с черепом и костями, называемый Веселым Роджером.

Однако на самом деле подобный флаг изначально не имел к пиратам никакого отношения – его использовали для того, чтобы предупредить встречные суда об эпидемии на корабле.

Что касается пиратского флага, то изначально джентльмены удачи могли поднять на своем корабле любой флаг – в зависимости от ситуации, от того, корабли какой страны они собирались атаковать.

Позднее, в конце XVII века в Англии был издан закон, согласно которому все приватирские (пиратские) корабли обязаны были иметь красный флаг. Новый флаг почти сразу же окрестили «Красным Джеком».

Вслед за «официальными» пиратами цветные флаги на своих судах стали вывешивать и так называемые свободные разбойники – те, что не подчинялись ни одному государству. При этом флаги и вымпелы могли быть не только красными, но и желтыми, и зелеными, и синими, и черными.

У каждого цвета было свое значение, черный, например, передавал приказ сдать оружие.

Что касается названия флага, то Веселый Роджер появился в результате особенностей перевода «Красного Джека» с одного европейского языка на другой.

Гвинейский залив

На сегодняшний день Гвинейский залив — самое опасное место для судоходства. Здесь совершается больше всего нападений, и, в отличие от других регионов (даже от Сомали), нигерийские пираты проявляют очень высокий уровень жестокости. Обычно нигерийские пираты представляют собой хорошо вооружённые и сложно организованные криминальные группировки, которые часто используют плавучие базы для осуществления своих атак. Насилие и жестокость являются не простой прихотью или каким-то извращением, а настоящей бизнес-моделью. Состоит она в следующем: владелец танкера может заплатить выкуп, но если отрезать у капитана или его помощника какую-то часть тела — выкуп заплатят быстрее и торговаться не станут.

Эффект от действий пиратов сложно переоценить, особенно в рамках и без того небогатого региона. Нигерия граничит с бедной страной Бенин; там есть крупный порт Котону. В 2012 году объём торговли сократился на 70 %, что спровоцировало экономический кризис в стране. Такой вот результат пиратства. Ранее был пример того, как пираты могут уничтожить небольшие компании, а здесь мы видим, что могут пасть целые страны. Пусть и небольшие, но всё-таки страны. Сейчас каждые два из трех нападений на суда совершаются у берегов Нигерии и Кот-д’Ивуара.

Буквально на днях, 15 августа, было совершено два нападения пиратов в порту Камеруна — это по соседству с Нигерией. С судна MarMalaita, принадлежащего немецкой компании MC-Schiffahrt, было похищено 8 из 12 членов экипажа. Среди них оказался один гражданин Украины и трое россиян. Предположительно их вывезли с территории Камеруна в Нигерию, хотя до сих пор не выдвинуто никаких требований. В тех же водах в самом начале года было захвачено другое судно — «Манди» — с россиянами на борту. Почти месяц велись переговоры, сумма выкупа не разглашалась, но всех удалось освободить и благополучно вернуть назад в Россию. Однако так происходит не всегда. В начале 2012 года пираты вблизи Нигерии совершили четыре нападения за одну неделю. При атаке на сухогруз MV FORCES был убит капитан судна и один из инженеров.

«Веселый Роджер»

Знаменитый пиратский флаг с ухмыляющимся черепом видится чуть ли не обязательным атрибутом любого морского разбойника, но в реальности все обстояло совсем не так. В зависимости от национальной принадлежности своей жертвы и окружающей обстановки, пираты использовали государственные флаги тех стран, которые не вызывали лишних подозрений и позволяли подобраться к атакуемому судну как можно ближе — настолько близко, чтобы спасаться бегством было уже поздно. С другой стороны использование флагов нейтральных стран позволяло избежать лишнего внимания со стороны военно-морских кораблей, действующих в этом районе.

Черный флаг, ставший основой «Веселого Роджера», использовался для обозначения смертельно опасной болезни, поразившей экипаж — чумы или холеры, свирепствовавших в то время повсеместно. Он сигнализировал всем окружающим, что от этого судна следует держаться подальше. Использование пиратами такого флага могло быть эффективной защитой от нападения военных кораблей — никто не хотел лишний раз рисковать своей жизнью, чтобы проверить, не скрываются ли там опасные разбойники, или же это действительно несчастные моряки, обреченные на гибель.

Череп и кости, появившиеся на флаге в более позднее время — лишь свидетельство своеобразного художественного вкуса пиратов. Некоторые историки считают, что ухмыляющийся мертвец, изображенный на флаге, сообщал жертвам, что в случае сопротивления пощады им ждать не следует.

Само название, «Веселый Роджер», согласно популярной версии, происходит от французского «Joyeux Rouge», что означает «ярко-красный». Такой флаг должны были поднимать «официальные» пираты-каперы, прежде чем атаковать вражеское судно. Со временем сложные французские слова превратились в более привычное английскому уху «Jolly Roger».

Протезы

Железный крюк вместо руки, деревянная колотушка, торчащая из рваной штанины, черная повязка на глаз, за которой так удобно прятать «черную метку» — таким образ пиратов для нас рисовали художественные фильмы и детские мультики.

Безусловно, полная опасностей пиратская жизнь зачастую влекла за собой потерю тех или иных конечностей или жизненно-важных органов, но в действительности пиратов-инвалидов было не так уж много. Дело в том, что ампутация руки или ноги — это довольно сложная операция, требующая качественной анестезии, постоянных перевязок и противоинфекционной терапии.

Во времена расцвета пиратства корабельные лекари, вооруженные остро отточенным ножом и плотницкой пилой для перепиливания костей, могли предложить своим пациентам разве что добрую кружку рома, тряпичную повязку и личинок навозных мух вместо антибиотиков. Немудрено, что немногим удавалось выжить после такого лечения. Пациенты умирали от потери крови прямо на хирургическом столе или от занесенной инфекции несколько позже, но в девяти случаях из десяти итог был один — неминуемая смерть.

Что касается повязки, закрывающей один глаз, то вокруг нее появилась интересная теория. Ее частое применение пытаются объяснить желанием сохранить «ночное зрение» хотя бы на одном глазу, чтобы быстро адаптироваться к темноте вражеского трюма и не оказаться слепым котенком в окружении вооруженных врагов в первые секунды после попадания туда с ярко освещенной палубы. Но на практике эта теория не выдерживает критики.

Куда более логичным видится более традиционное объяснение: дерево, из которого строились тогда все корабли, при попадании пуль, картечи и ядер разлетается на тысячи мелких щепок — именно они и были самой частой причиной потери зрения у моряков, а повязка была призвана защитить поврежденный глаз от попадания инфекции.

Жизнь на борту

Пьяные песни, драки, азартные игры и абсолютная вольница — все это отнюдь не про пиратов. Представьте себе замкнутый мужской коллектив с преимущественно очень непростыми характерами, запертый на ограниченном пространстве на полгода или даже более долгий срок. Любой мало-мальский конфликт мгновенно приводит к кровавым разборкам стенка на стенку и потере боеспособности экипажа. Именно поэтому капитаны пиратских кораблей старались исключить любые развлечения, могущие послужить причиной таких конфликтов.

Пьянство было строго запрещено, но каждый день морякам выдавали по кружке грога для профилактики здоровья, и чтобы они не забывали вкус рома. Чистый ром чаще использовали для дезинфекции или в качестве обезболивающего, пить его чистоганом было сущим расточительством.

Азартные игры также были запрещены на большинстве кораблей. Вместо них пираты развлекались «конными боями», бегом в мешках и прочей самодеятельностью.

Капитан пользовался непререкаемым авторитетом и строго следил за порядком на борту своего корабля, при этом зачастую этот авторитет доставался не за счет его жестокости и беспощадности, а благодаря гораздо более полезным в море качествам — образованности, способности ориентироваться по звездам и организовать работу коллектива наиболее эффективным способом. Капитан должен был быть уравновешенным человеком, ведь ему приходилось выступать третейским судьей в любых спорах между рядовыми пиратами. В случае необходимости он же и назначал жестокие наказания.

Самым распространенным было наказание плетью или «законом Моисея» — провинившегося привязывали к деревянной скамье и секли длинной кожаной плетью. Суровость этого наказания варьировалась в зависимости от количества назначенных ударов: если 10-15 ударов оставляли страшные шрамы на спине и память о своем проступке до конца жизни, то «библейские» 40 приводили к неминуемой смерти — тело человека буквально полосовали в клочки.

Другим распространенным наказанием было присвоение почетного звания «губернатора острова». Этот необычный эвфемизм означает высадку человека на необитаемый остров. Причем чаще всего речь шла о действительно необитаемых островах — скалах посреди моря, небольших рифах или островках песка, скрывающихся под водой во время прилива. В полном одиночестве и тишине у провинившегося было достаточно времени, чтобы подумать о своих грехах перед коллективом.

Жертве оставляли немного еды, небольшой бочонок с водой и пистолет с единственным зарядом, которым можно было воспользоваться, когда надежд на спасение уже не останется. А их, действительно, было очень мало — если такого отшельника подбирало проходящее судно, то его наверняка ждало повешение в порту за пиратство.

Еще одним страшным наказанием было «протаскивание под килем». Осужденного привязывали за руки и за ноги к прочной цепи и протягивали под килем с одного борта на другой. Даже если ему удавалось не захлебнуться водой, он получал страшные раны от моллюсков, наросших на днище корабля, что влекло за собой смерть от заражения крови. Позднее этот метод наказания переняли в военно-морском флоте Великобритании и некоторых других стран.

Широко растиражированное в пиратской поп-культуре «хождение по доске», когда человек с завязанными глазами шагал по доске, выдвинутой с палубы в море — скорее вид своеобразного развлечения, а не само наказание. Куда проще было просто бросить жертву за борт с привязанным к ногам ядром.

Но вся эта жестокая дисциплина заканчивалась, когда корабль с награбленным добром входил в нейтральную гостеприимную бухту. Пираты высаживались на берег с кошелями, набитыми золотом и жаждой восполнить недостаток развлечений во время долгого плавания и тяжелой работы в море. Тут уж вино текло рекой, бордели закрывались на спецобслуживание, а всяческие гражданские крысы прятались по щелям — лишь бы не попасться свирепым разбойникам на пути.

Пленников и мятежников заставляли ходить по доске

Несмотря на распространенное мнение, что ходьба по доске была предпочтительным методом пыток среди пиратов, нет никаких первичных исторических записей о заключенных или бесчестных членах экипажа, ходящих по доске. Более предпочтительные способы наказания включали в себя высадку на необитаемый остров, выбрасывание жертвы за борт или более ужасный метод — протаскивание под килем. Для этого человека привязывали к канату и тащили за кораблем, в результате чего он либо умирал от ран, полученных при многократном ударе о корпус, либо медленно тонул. Наказания часто угрожали тем, кто мог предложить что-то, например, товары или ценную информацию, и пираты тактично применяли меры наказания в зависимости от того, как это могло им помочь.

Ходить по доске было бы слишком легко и безболезненно. Разногласия среди членов экипажа решались путем обсуждения и демократичного голосования, так как преобладал закон пиратского кодекса.

Не все пираты были «вне закона»


Многие любители пиратской тематики в курсе, что в XIII-XIX веках существовал практически «легальный» вариант морского разбоя. Когда морские государства вели между собой войну, то некоторым «частным лицам», имеющим вооружённые суда, разрешалось (имея на руках специальную грамоту от властей) захватывать и грабить торговые корабли противника.

Назывались такие «государственные» джентльмены удачи каперами или корсарами. Их главное отличие от обычных пиратов заключалось в том, что пираты, конечно же, действовали только на свой страх и риск (и при поимке несомненно подлежали смертной казни), а корсары с патентами от своих монархов считались военнопленными, и их могли не только выкупить из плена, но и неплохо наградить за службу короне.

Так, например, совершенно официальными каперами были сэр Френсис Дрейк (на минуточку, – совершивший первое в истории кругосветное путешествие), Уолтер Рэли – фаворит английской королевы Елизаветы I, француз Робер Сюркуф (за что Наполеон лично наградил его титулом барона), и даже великий и ужасный Генри Морган, ставший в итоге плантатором и вице-губернатором Ямайки.

Пиратство в эпоху географических открытий

Прошли века, пала Римская империя. Корабли на море становились все более скоростными, на них теперь ставили не баллисты или камнеметы, а пушки, которые били дальше и урона наносили больше.

Эпоха географических открытий открыла для европейцев оба континента Америк, великолепные тропические острова. В результате пираты появились и там. Более того, период времени с 1650 по 1730 годы называют Золотым веком пиратства!

Великий Гёте написал, что «война, торговля и пиратство — три вида сущности одной». Так оно и было много веков.

В то время, которое называется Золотым веком пиратства, на Карибских островах и вообще в том регионе собственно морских пиратов было очень мало. Напомню, что и знаменитый капитан Блад пиратом никогда не был. У него всегда был патент на каперство, дававшее ему право нападать на вражеские корабли и захватывать их.

Говард Пайл, «Нападение флибустьеров на испанский корабль», 1905 г.Фото: ru.wikipedia.org

С самого начала освоения европейцами Вест-Индии, центральной Америки и прилегающих тропических островов в этом регионе шла война. Сильные били и грабили слабых. Но все (почти все) участники той войны имели необходимые патенты, которые придавали их грабительской деятельности вид законности.

Названий таких патентов было очень много, известны буканьеры, приватиры, флибустьеры, каперы, флекселинги. Общим у них было одно — им официально было разрешено грабить на море корабли державы-противника. Все они презирали пиратов, само слово «пират» было оскорблением.

Но опять прошло время, изменилась логистика, государства начали более цивилизованно относиться друг к другу. А когда руководство главных морских держав договорилось между собой, пиратству в Вести-Индии настал конец. Наиболее одиозных повесили на рее, более послушных взяли на службу во флот, остальные разбежались. Пиратству на Карибах пришел конец.

Но пиратство — как гидра. Оно не может окончательно умереть в нашей цивилизации, есть пиратство и в наше время.

Области пиратской активности в наше времяФото: ru.wikipedia.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: