5 Трудись
Как физическая жизнь человека заключается в постоянном движении, так и духовная жизнь так же нуждается в постоянном занятии. «Наша жизнь — безостановочное движение», — утверждает Шопенгауэр. Если человек бездельничает, то очень скоро безделье перерастет в невыносимую скуку.
Так что не теряйте время на праздное прозябание, начинайте делать хоть что-нибудь, творите то, до чего дотягиваются руки — главное удовлетворить свою потребность и избежать убийственной скуки. Наибольшее наслаждение от дела, по мнению Артура, человек получает в случае, если смастерил, изготовил что-либо, «будь то корзина или книга».
Наблюдать за тем как после стараний и усилий творение приобретает оконченный вид — это доставляет человеку непосредственное счастье. Трудиться, бороться с препятствиями — это такая же потребность для homo sapiens, как рыться в земле — для крота. Если нет повода к борьбе, человек от скуки и покоя начнет искать любые способы избавиться от этого невыносимого состояния (например, под влиянием свойств своей натуры — плести интриги, мошенничать или чего еще похуже).
3 Строить планы на будущее — удел дураков
Как считает светило немецкой философии XVIII века, заранее строить подробный план своей жизни — одна из величайших глупостей человечества. Причина такого суждения лежит в неизбежном оптическом обмане нашего существования. До определенного возраста нам кажется, что жизнь бесконечна, а если обернуться назад, дойдя до ее конца, — кажется невероятно короткой.
Однако далеко не всегда планирование приводит только к дурным последствиям, просто зачастую мы находим не то, что искали вначале. Никогда не знаешь к чему в итоге придешь. Можно сказать, в каком-то смысле каждый из нас уподобляется средневековым алхимикам — ищем Философский камень, а открываем вместо него порох, целебные средства и законы природы.
Биография писателя
Артур Шопенгауэр (22 февраля 1788 — 21 сентября 1860) — немецкий философ.
Один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп. Тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, очень высоко оценивал основные работы Иммануила Канта, называя их «самым важным явлением, какое только знает философия в течение двух тысячелетий», ценил философские идеи буддизма (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая статуэтка Будды), Упанишад, а также Эпиктета, Цицерона и других. Критиковал своих современников Гегеля и Фихте. Называл существующий мир, в противоположность софистическим, как он выражался, измышлениям Лейбница, — «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма».Основной философский труд — «Мир как воля и представление» (1818), комментированием и популяризацией которого Шопенгауэр занимался до самой смерти.Произведённый Шопенгауэром метафизический анализ воли, его взгляды на человеческую мотивацию (именно он впервые употребил этот термин) и желания, афористичный стиль письма оказали влияние на многих известных мыслителей, включая Фридриха Ницше, Рихарда Вагнера, Людвига Витгенштейна, Эрвина Шрёдингера, Альберта Эйнштейна, Зигмунда Фрейда, Отто Ранка, Карла Юнга, Льва Толстого и Хорхе Луиса Борхеса.
Отец философа, Генрих Флорис Шопенгауэр, был образованным человеком, ценителем европейской культуры. Часто ездил по торговым делам в Англию и Францию. Его любимым писателем был Вольтер. Мать Артура, Иоганна, была моложе своего мужа на 20 лет. Она была писательницей и хозяйкой литературного салона. В 9 лет отец увёз Артура во Францию и оставил в Гавре на 2 года, в семье знакомого. В том же 1797 году родилась сестра Артура, Луиза Аделаида Лавиния, или Адель. В 1799 году Артур поступил в частную гимназию Рунге, где обучались сыновья самых знатных граждан, готовясь к занятиям коммерцией. В 1803 году около полугода обучался в Уимблдоне (Великобритания). В январе 1805 года начал работать в конторе торговой компании в Гамбурге. Весной того же года отец Артура погиб при загадочных обстоятельствах. В 1809 году (после двухлетней подготовки) поступил в Гёттингенский университет на медицинский факультет, а затем перешёл на философский. В Гёттингене прожил с 1809 по 1811 год. Затем переехал в Берлин, где посещал лекции Фихте и Шлейермахера. В 1812 году Йенский университет заочно удостоил его звания доктора философии.
В 1819 году опубликовал свой основной труд «Мир как воля и представление». В 1820 году получает звание доцента и начинает преподавать в Берлинском университете. В 1831 году из-за эпидемии холеры покидает Берлин и поселяется во Франкфурте-на-Майне. В 1839 году получил премию Королевского норвежского научного общества за конкурсную работу «О свободе человеческой воли».
В 1840-х годах Шопенгауэр стал одним из пионеров появлявшихся тогда в Германии первых зоозащитных организаций.
В 1843 году Шопенгауэр переиздаёт трактат «Мир как воля и представление» и добавляет к нему второй том. В годы реакции Шопенгауэр получил долгожданное признание. Рихард Вагнер посвящает ему свой оперный цикл «Кольцо нибелунга».
«Жизнь — страдание и единственная реалистичная философия. Все остальное — ложь»
Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в Данциге, Пруссия.
Он получает блестящее для того времени образование. Помимо основных предметов того времени, обучается рисованию, верховой езде, фехтованию, игре на флейте, танцам. Учится и живет во Франции, Бельгии, Англии, Швейцарии и Южной Германии.
Отец хочет сделать из него успешного торговца, но выпадает из окна и разбивается насмерть, после чего Артур оставляет коммерцию и поступает в Геттингенский университет, где сначала увлекается медициной, а потом философией. Позже он перебирается в Берлин, где слушает курс лекций по философии известного в то время философа Фихте. Изучает физику, химию, астрономию, геогнозию, физиологию, анатомию, зоологию, а также классические языки. Проходит курс лекций у Вольфа, Бека, Бернгарди и других.
Он пишет: «Философия — это альпийская вершина, к которой ведет лишь крутая тропинка, пролегающая по камням и терниям. Чем выше человек взбирается, тем становится пустыннее, и идти по этой тропинке может только человек вполне бесстрашный. Часто человек этот пробирается над пропастью, и он должен обладать здоровой головою, чтобы не подвергнуться головокружению. Но зато мир, на который он взирает сверху, представляется ему гладким и ровным, пустыни и болота исчезают, неровности сглаживаются, диссонансы не доносятся до него, он окружен чистым воздухом и солнечным светом, между тем как у ног его расстилается глубокая мгла»…
Трудно сказать, что послужило предтечей его пессимистического мировоззрения: семья его была богата, в юности он пользовался успехом у женщин, имел возможность много путешествовать и сделать блестящую карьеру. Однако все это не помешало ему — не по причине ранних горьких разочарований, а благодаря какому-то самостоятельному глубинному мышлению — выбрать единственно возможное для себя понимание этого мира.
Это заставляет еще больше проникнуться его философией: «Никакой объективной истины и справедливости на свете нет. Есть страх перед смертью, а жизнь лишена смысла, который как-то сгладил бы этот страх. Как известно, хорошо то, что хорошо кончается, а чем кончается жизнь? К тому же если мы подведем баланс всех положительных и отрицательных эмоций, то итог окажется явно не в пользу положительных. Жизнь — это не подарок природы, а большое несчастье. И каждый человек должен полностью отдавать себе в этом отчет»…
В Веймаре, где живёт его мать, Артур знакомится с актрисой Ягеман и серьезно увлекается ею. Он даже собирается жениться на ней, но что-то расстраивается, и он до конца своих дней остается холостяком. Некоторые злые языки утверждают, что именно этот факт и послужил причиной его мизогинии (женоненавистничества) и мизогамии (ненависти к браку).
Например, он считал так: «Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». Он так же, как и древние греки, считал, что настоящий мужчина может и должен обходиться без женщин: «Единственный мужчина, который на самом деле не может обходиться без женщин, — гинеколог». А женщин считал существами, обделенными как в интеллектуальном, так и духовном плане, всем существом нацеленными только на одно — выйти удачно замуж и принести потомство.
Шопенгауэр также высказывался за безбрачие, повторяя слова Петрарки: «Тот, кто ищет спокойствия, должен избегать женщин — этого вечного источника споров и треволнений»…
2 Счастье — величина отрицательная
На взгляд Шопенгауэра, основной заповедью житейской мудрости, является понимание того факта, что всякое наслаждение, всякое счастье есть понятие отрицательное, страдание же — положительно.
Для аргументации автор приводит следующий тезис: если все тело человека здраво и невредимо, то при любом повреждении какого либо участка тела мы обращаем внимание именно на боль и лишаемся наслаждения доставляемого нам общим ощущением жизни. Всякое наслаждение состоит в уничтожении различных препятствий, стоящих на нашем пути, а поэтому длится недолго
В итоге Шопенгауэр советует нам не унывать, и просто обращать внимание не на наслаждения и радости в жизни, а стремиться лишь избежать бесчисленных невзгод на своем пути.
4 Если вы великий мыслитель — женщины вам не очень-то и нужны
Шопенгауэр, являясь убежденным мизантропом, считавшим, что мы живем в «наихудшем из возможных миров», посвятил всю свою жизнь лишь науке. Женщины же только пытались отвлечь его от этого увлекательного занятия, что философа необычайно злило.
Артур утверждает, что «низкорослый, широкобедрый пол мог назвать прекрасным только одурманенный половым влечением самец: вся его красота и кроется в этом влечении». Шопенгауэр с увлечением называет этот пол «неэстетичным», не восприимчивым, не имеющим истинной склонности ни к музыке, ни к поэзии. Да и в целом, любой представитель женского пола обязан кому то принадлежать (мужу, начальнику, родственникам, царю) иначе теряет смысл в существовании. Естественно, в современных реалиях этот посыл звучит так себе. Но можно трансформировать его в менее деструктивный: «меньше биопроблем, больше самоконтроля».
1 Источник счастья — ваша личность
Артур утверждает, что все, чем обуславливается различие в судьбе людей, сводится к трем основным категориям
— Что такое человек (т.е. личность, здоровье сила, темперамент, ум и степени его развития)
— Что человек имеет (любое имущество имеющееся во владении)
— Что собой человек представляет для других членов общества.
И именно влияние первой категории на счастье человека, по мнению Шопенгауэра, по сравнению с преимуществами доставляемыми положением, рождением (хотя бы царственным), богатством и т.п. оказываются тем же, «чем оказывается театральный король по сравнению с настоящим».
Мир, в котором живет человек, зависит прежде всего от того как его данный человек понимает. Так как все существующее и происходящее имеет место только в нашем сознании, то, на взгляд Шопенгауэра, именно эта категория играет важнейшую роль в жизни любого человека. Все наслаждения и роскошь, воспринятые сознанием глупца, кажутся жалкими и меркнут, по сравнению с человеком, который находит целые вселенные в самом себе.