Постимпрессионизм

Винсент Ван Гог

Нидерландский живописец Винсент Ван Гог – один из самых известных представителей направления. Его творчество повлияло на развитие искусства 20 века, хотя при жизни Ван Гога и не было предпосылок к такому. Критики принимали творчество гения холодно. Бедность и неудачи в любви довели его до сумасшествия и самоубийства.

Винсент Ванг Гог давал свое определение живописи. Он считал, что настоящие художники не повторяют вещи такими, какие они есть, а чувствуют себя этими предметами, поэтому и творят. Работы Ван Гога – проекции эмоций или впечатлений. Он болезненно ощущал несправедливость жизни, сочувствовал окружающим. Художник постоянно находился в конфликте с миром буржуазии. Драматичный взгляд на вещи отразился и в творчестве.

Автопортрет

Ван Гог появился на свет в маленьком голландском городе Грот-Зундерте в семье пастора. Увлечение живописью началось с 16 лет – в этом возрасте юноша стал помогать торговцу картинами. Вопросы религии серьезно увлекали будущего художника. Он выступал с проповедями перед шахтерами. Однако произошел конфликт с властями. Винсенту Ван Гогу пришлось вернуться в отчий дом.

После этих событий художник решает посвятить жизнь творчеству. Для него постимпрессионизм – это больше, чем искусство. На полотнах того времени появляются обездоленные герои – крестьяне, шахтеры и землекопы. Отец в штыки воспринял желание сына поднимать социальные вопросы. Из-за конфликта на этой почве художник вынужден переехать из родного города в Париж. В столице Франции жил его брат Тео, который поддержал живописца.

«Пейзаж в Овере после дождя»

Из Парижа в 1887 году художник переезжает в город Арль на юге страны. Работа кипит – за следующие 12 месяцев художник написал 200 полотен. Сначала живописец работает вместе с другом Гогеном, но из-за постоянных ссор приятели не в силах работать в одной мастерской.

Душевное состояние Ван Гога ухудшается из-за конфликтов, негативных оценок критиков, голода и безденежья. Постимпрессионист однажды сорвался и отрезал свою мочку уха. После этого инцидента пристанищем гения становится больница для душевнобольных. В клинике он продолжает писать картины. Творчество становится единственной отдушиной.

На полотнах сохраняются противоречивые чувства постимпрессиониста. Он восторгается миром вокруг, но постоянно тоскует и беспокоится. Мир вещей воплощает сомнения и страхи – предметы становятся отражением эмоций. Даже дом художник умудряется изобразить со свойственным ему драматизмом.

После лечения художник переезжает в Овер, где находится под наблюдением психиатра Гаше. Врач тоже увлекается живописью. Это обстоятельство позитивно сказывается на состоянии здоровья пациента. Ван Гог работает увлеченно, но все чаще чувствует себя одиноким и несчастным. Один из приступов завершается трагически – 29 июля 1890 года живописец сводит счеты с жизнью.

“Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой”

Для творчества этого художника характерны яркие мазки. Некоторые из них расположены на картинах параллельно, другие – зигзагообразно. Иногда появляется ощущение, что гений наносит краски не кистью, а просто с силой выдавливает их на холст из тюбиков. Все объекты находятся в движении. Примеры не нужно долго искать. На полотнах ветер сгибает деревья, содрогаются скалы, Солнце неистово пылает, земля пульсирует.

Один из главных способов выражения эмоций – игра с цветом. Настроение постимпрессионист передавал при помощи сочетаний красок. Некоторые создают ощущение гармонии, другие напротив конфликтуют, вызывая дискомфорт и отторжение. Современники не оценили новый взгляд на творчество. Признание пришло только после смерти гения.

Интересные факты

По просьбе отца в 1861 г. Поль Сезанн расписывает стены салона усадьбы Жа-де-Буффан, столь любимой его родителем. Центральной росписью становится портрет Луи-Огюста. Уже после кончины художника росписи были демонтированы и превращены в станковые произведения. Посетители поместья могут увидеть видеопроекцию росписей, окунувшись в атмосферу усадьбы времен юности художника.

Более 25 лет художника связывали узы дружбы с Эмилем Золя. Окончанием этой дружбы станет издание писателем романа «Творчество», где в главном герое-неудачнике легко угадывается Поль Сезанн. Художник сухо поблагодарил автора за экземпляр книги и прекратил общение. Случилось это в 1886 г. Но впервые черная кошка пробежала между друзьями еще в 1864 г., когда Золя увел у приятеля девушку. Красотка по имени Александрина Мелей вскоре станет первой женой писателя.

На Салон, единственную значимую выставку Франции той эпохи, картины Поля Сезанна долгие годы не принимались. Унаследовавший от отца упрямство в достижении цели, 18 лет подряд живописец будет предлагать свои полотна жюри, пока, наконец, в 1882 году одну из его картин не выставят. Ею станет портрет отца художника, написанный в 1866 г.

В качестве моделей для знаменитого полотна «Пьеро и Арлекин» Сезанну позировали его любимый сын Поль и его школьный товарищ Луи Гийом.

Пьеро и Арлекин. 1888 г.

Большую часть жизни Поля Сезанна его картины не считались достойными внимания. Его живопись оскорбляли, его самого унижали. Выстояв и разработав свою, ни на что не похожую удивительно логичную систему сочетания линии, цвета и мазка, он стал образцом для подражания целого поколения художников XX века. Сегодня гениального живописца часто называют «отцом» современной живописи.

Поль Сезанн (1839-1906 гг.) французский живописец — дверь в искусство:

  • Жизнь Сезанна. А. Перрюшо. Пер. с фр., послесловие К. Богемской., М.: «Радуга», 1991
  • Поль Сезанн: Переписка. Воспоминания современников. Сост. Яворская Н. В., М., 1972
  • Сезанн. Мурина Елена., М.: Искусство — XXI век, 2014

Картины Поля Сезанна

Автор более восьми сотен картин был чрезвычайно требователен к себе – недовольный своими работами, он их беспощадно сжигал, рвал, топтал. Живопись Сезанна многие критики сравнивали с попаданием красок из заряженного ими пистолета на холст. С удовольствием посмотрим, что же мастер «настрелял»:

  • Таяние снега в Эстаке (1870);
  • Современная Олимпия (1874);
  • Автопортрет (1875);
  • Бассейн в Жа де Буффан (1876);
  • Натюрморт (Сезанн в разные годы написал их множество);
  • Большие купальщицы (1898) и прочие купальщики;
  • Гора Сент-Виктуар (будет изображена десятки раз) .

Всё это плодотворные попытки мастера создать уникальный стиль, большой и многообразный, «кладовую» стилей для художников современности.

Пьеро и Арлекин: две противоположности на одном полотне

Поль Гоген: биография и жизненный путь

Cюжетная линия картины Поля Гогена «А, ты ревнуешь?»

Пейзажи Сезанна

Знакомство с импрессионистами и совместная работа с Камилем Писсарро способствовали тому, что палитра Сезанна стала более светлой, а мазки — раздельными и динамичными. Влияние Писсарро сказалось и в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писсарро. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. В пейзажах Писсарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Но влияние Писсарро не привело к появлению в живописи Сезанна главного интереса импрессионистов: превращения материальной формы только в «светá и рефлексы».

Сезанн часто повторял: «Нам нужно снова стать классиками через природу при помощи ощущения». Критикуя «плоскую живопись» импрессионистов, он насмешливо называл Клода Моне «только глазом». В своих пейзажах Сезанн создал новую живописную перспективу. «Он настолько сильно ощущал глубину изобразительного пространства, что дальний план в его пейзажных этюдах как бы выдвигался вперёд, или, точнее, сам художник мысленно оказывался внутри изображаемого пространства, „oбтекающего“ его со всех сторон. Это была новая, более сложная, чем классическая, созданная в эпоху Возрождения, перспектива живописи, отчасти возвращающая наше восприятие к пространству византийской иконописи и готики. Поэтому иллюзорная глубина Сезанну не удавалась. Сам художник восклицал: „Я вижу планы, которые качаются и наклoнены, прямые линии кажутся мне падающими“».

Художник уединился на юге Франции в Экс-ан-Провансе, где в одиночку стал разрабатывать новый метод пейзажной живописи. Недаром Сезанна прозвали «одиноким упрямцем из Экса». Он искал собственную «целостность формы и пространства», и находил её в природе. Более восьмидесяти картин он посвятил изображению горы Сент-Виктуар в окрестностях Экса, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости».

Многократно изображая гору Сент-Виктуар, Сезанн «каждый раз находил новое взаимодействие массы горы с окружающим пространством, причём всегда подчёркивал тектоничность — то, как гора „вставляется в приготовленное для неё место“. Примечательно, что изобразительная тектоника этюдов Сезанна корреспондирует с действительными геологическими сдвигами, разломами земной коры в этом месте. Интуитивно Сезанн всегда находил „точку зрения у разлома“».

Гора Сент-Виктуар с большой сосной. Около 1886 г. Холст, масло. собрание Института Курто, Лондон

Дорога перед горой Сент-Виктуар. Ок. 1900 г. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Вид на Мон-Сент-Виктуар из карьера Бибемус. 1897. Холст, масло. Художественный музей, Балтимор

Гора Сент-Виктуар. 1890. Холст, масло. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Историк искусства и художественный критик Н. Н. Пунин в конце 1920-х годов в лекциях на Высших государственных курсах искусствоведения при Институте истории искусств (Зубовском) в Ленинграде говорил студентам: «Потяните за ветку сосны в картине Шишкина, — и за ней полезет ствол. Потяните за ветку сосны Сезанна, — и за ней полезет соседний кусок неба». В пейзажах Сезанна действительно одна форма «вставляется в другую» будто в специально приготовленное для неё место и «вычитается» при восприятии (способ формовычитания).

В «Пейзаже с домом повешенного» особенно выразительна «обратная перспектива» — напряжённое зрительное движение из глубины картины на зрителя. В связи с этой особенностью пейзажей Сезанна живописец Андре Лот в 1939 году использовал термин «пассаж» (фр. passage — проход, переход). С помощью «пассажей» Сезанн преодолевал кажущуюся инертность, пассивность академической «прямой перспективы» с одной, центральной точкой зрения. Он совершал «нечто вроде духовного восхождения по тектоническим разломам земли».

Пейзаж с домом повешенного. 1873. Холст, масло. Музей д’Орсе, Париж

Б. Дориваль писал, что пейзажи Сезанна «отличаются космическим характером геологической драмы». Живописец Ренуар, Огюст О. Ренуар как-то сказал, что «три мазка Сезанна — это уже картина».

Из биографии Поля Сезанна (1839-1906)

П. Сезанн. Автопортрет (1875)
Французский художник Поль Сезанн родился в провинциальном городе Экс-ан-Провансе в Южной Франции 19 января 1839 г. Его отец был торговцем шляпами, а Сезанн – единственным сыном властного отца (в семье были ещё 2 дочери). Затем отец стал совладельцем городского банка.Сезанн получил хорошее образование, особенно преуспев в математике, латинском и греческом языках.Искусством Сезанн интересовался всегда, но каких-либо ярких дарований не проявлял. Рисование было обязательным предметом и в школе, и в Коллеже, а с 15 лет он начал посещать свободную академию рисунка.Отец желал видеть своего сына юристом, но всё-таки отпустил его в 1861 г. в Париж изучать живопись и даже назначил ему скромное содержание.В Париже Сезанн стал заниматься в Академии Сюиса, куда мог поступить каждый, заплатив небольшой взнос за натуру и накладные расходы. Его скромный пока талант сумел рассмотреть Камиль Писсарро , один из родоначальников импрессионизма . Поддержал юношу в Париже и Эмиль Золя, его одноклассник. В 1886 г. эта дружба кончилась резким разрывом. Золя опубликовал роман «Творчество», главный герой которого, художник-неудачник, был списан с Сезанна. С тех пор Сезанн и Золя никогда больше не разговаривали и не виделись друг с другом.Но в то время Сезанн очень сомневался в своём таланте и уехал из Парижа в родной Экс, поступив на службу в банк своего отца.Банковская служба Сезанна тяготила, и он поставил себе цель – стать художником. В ноябре 1862 г. он снова вернулся в Париж.

П. Сезанн «Девушка у пианино (Увертюра к „Тангейзеру»)» (1868). Холст, масло. 57,8 х 92,5 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)
Картина написана в семейном имении Сезаннов под городом Экс-ан-Прованс. Сестра художника изображена за пианино, а мать – за шитьём.Композитор Рихард Вагнер в то время был символом новаторства в музыке, Сезанн любил его творчество.Сдержанная и напряженная цветовая гамма картины построена на контрасте чёрного и белого, что создаёт позитивное настроение. Материальный мир картины сбалансирован единством людей и объектов изображения. Импрессионизм Сезанна был совершенно иным, с собственным взглядом на мир.В 1869 г. Сезанн познакомился с Мари-Ортанс Фике, которая подрабатывала позированием. Ей было19 лет. В 1872 г. Ортанс родила Сезанну сына, названного тоже Полем. Художник долго скрывал от отца факт создания семьи, хотя мать обо всём знала и обожала внука.Художник решил оставить Париж и перебрался с семьей в живописный городок Понтуаз. Через 2 года семья возвратилась в Париж, и это было время, когда Сезанн определился как художник. Он стал писать в импрессионистической манере, принял участие в первой (1874) и третьей (1877) выставках импрессионистов. В том же году Сезанн оформил свой брак с Ортанс. Церемония бракосочетания прошла в Эксе, и на ней присутствовал отец художника, что означало их примирение. А осенью отец умер, оставив сыну большое наследство. 47-летний Сезанн получил возможность, не заботясь о хлебе насущном, полностью отдаться живописи в последние 20 лет жизни.

Признание

Работы Сезанна иногда выставлялись в Париже и других городах, но об истинном признании говорить не приходилось до 1895 г., когда молодой коллекционер Амбруаз Воллар организовал большую персональную выставку Сезанна (около 150 работ). Обычная публика эту выставку встретила вяло, но молодые художники были потрясены увиденным, и Сезанн стал почти легендой.В 1901 г. художник купил участок земли на северной окраине Экса и создал там студию. В 1906 г. он, работая на природе, попал под сильный дождь. Возвращаясь с тяжелым снаряжением по холмистой местности в грозу, он упал на дороге и был принесён домой без сознания. Через неделю художник скончался от воспаления легких.

Творчество

После выпуска из колледжа Поль Сезанн начал проявлять большой интерес к художественному искусству. Поскольку отец видел сына предпринимателем, он настоял на том, чтобы тот получил юридическое образование.

Одновременно с этим, Сезанн посещал местную школу живописи. Глава семейства был не против этого, поскольку и подумать не мог, что Поль свяжет свою жизнь с искусством. Юноша развивал свои способности, а также посещал разные галереи и выставки.

Позднее Сезанн уговорил отца позволить ему посетить Париж, куда его давно звал Эмиль Золя. Это привело к тому, что в 1861 г. он окончательно обосновался в этом городе, начав готовиться к поступлению в Академию художеств. В это время биографии он познакомился с еще малоизвестными Камилем Писсарро и Клодом Моне.

Достаточно долго Поль не верил в собственные силы. Он переживал, что никогда не сможет отобразить на полотне то, что чувствует и как видит окружающий мир. Параллельно с этим он испытывал стыд за то, что не смог оправдать ожиданий отца.

В результате, постоянные беспокойства подтолкнули Сезанна покинуть Париж и вернуться домой. Здесь он начал работать в банке отца, но правовые вопросы не доставляли ему никакого удовольствия. Вследствие этого, парень вновь уехал в столицу.

Поль намеревался поступить в Академию художеств, но провалил экзамены. В 1863 г. он увидел скандальную картину Эдуарда Мане «Завтрак на траве», которая в тот время вызывала бурю негодования у искусствоведов. Однако именно это полотно, которое вскоре совершит переворот в живописи, во многом помогло Сезанну посмотреть на искусство с другого ракурса.

Тогда же Поль познакомился с Фредериком Базилем, который привел его в мастерскую Марка Глейра, учениками которого были такие мэтры, как Клод Моне и Огюст Ренуар. Изначально по причине врожденной застенчивости в кругу импрессионистов Сезанн чувствовал себя не в своей тарелке.

Первые работы Поля не привлекали внимания культурной общественности, поэтому Салон отказывался их представлять на выставках. Тем не менее, его ободряла поддержка Эдуарда Мане, который тепло отзывался о его картинах. Это помогло ему не отчаяться и продолжить трудиться.

В начале 1870-х годов Сезанн создал ряд этюдов на пленэре, в совершенстве освоив технику мелкого мазка. Самой импрессионистической работой того времени стал – «Дом повешенного». В последующие годы биографии он достиг больших высот как пейзажист.

Поля Сезанна абсолютно не привлекали различные планы пространства. Вместо этого он объединял все планы в одно живописное поле, стараясь достичь полного единства композиции. Отдельные перспективы на его полотнах как бы наплывали друг на друга.

Кроме этого, на пейзажах мастера практически отсутствуют прямые линии. Примечательно, что более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар. Поль был уверен, что в основе бытия лежит порядок, а также то, что творческая сила способна выстроить из хаоса гармонию.

«Игроки в карты»

Интересен факт, что Сезанн негативно отзывался о творчестве ряда современников, среди которых Гоген и Ван Гог. Это было связано с тем, что эти новаторы-художники отказывались от классицизма и романтизма, произвольно изображая на своих полотнах чисто индивидуальное видение мира.

В противовес этому Поль сочетал в своем творчестве как «классику», так и новые течения. При этом он стремился к 3-мерной живописи, поскольку она по его мнению наилучшим образом отображала на холсте действительную реальность. Вследствие этого он называл картины Гогена – «раскрашенными китайскими картинками».

На рубеже 1880-1890 годов художник уделял большое внимание фигурным жанрам. Тогда же он стал автором цикла полотен, посвященных картежникам

Все они увидели свет под одинаковым названием – «Игроки в карты».

За пару лет до своей кончины в парижском Салоне целый зал был предоставлен для показа работ Поля Сезанна. Данная выставка стала его первым настоящим успехом, более того – триумфом мэтра.

Учеба

В 1948 году мальчика отдают учиться в школу, которая находится в Сен-Жозеф. Юный Поль проявляет интерес к предметам и получает хорошие отметки. За прилежность в учебе отец подарил мальчику акварельные краски, которыми он увлеченно раскрашивал рисунки в журналах.

Спустя 4 года в биографии именитого художника начинается новый этап. По настоянию отца Поль продолжает обучение в колледже Бурбон, где успешно постигает азы математики, греческого языка и латыни. В стенах заведениях происходит судьбоносное знакомство юноши с Эмилем Золя. Впоследствии писатель организует Полю встречи с известными художниками – Ренуаром, Моне, Писсарро.

В 1858 году молодой человек попадает в музей, хранителем которого является Ж. Жибер – известный художник-портретист. Именно у него Поль постигает азы изобразительного искусства, посещая бесплатные уроки мастера. Юноша предпринимает первые попытки запечатлеть на бумаге предметы, находящиеся в музее. Но выбрать творческую профессию Поль пока не осмеливается – он не решается перечить воле отца.

Молодой человек успешно сдал экзамен на степень бакалавра, поэтому родитель грезил, что Поль выучится на юриста. Он подчинился отцу, но бросать рисование не хотел – днем нехотя учил правовые дисциплины, а на досуге занимался изобразительным искусством. Вскоре молодой человек сообщает родителю, что хочет стать портретистом и уехать в Париж, чтобы учиться в Академии художеств. Отцу затея категорически не понравилась. Он пытался переубедить сына, но тщетно. В конечном итоге родитель уступил и разрешил Полю развеяться и посмотреть, как живут столичные жители.

В Париже молодой человек посещает светские мероприятия, знакомится с творческими людьми. Поль Сезанн поступает в мастерскую Суиза, чтобы набраться опыта в изобразительном искусстве и успешно сдать экзамены в Академию художеств.

В каждом полотне молодой человек пытается продемонстрировать индивидуальность. Выбор цвета зависел исключительно от эмоционального состояния автора. Публика относится к творчеству Поля Сезанна неоднозначно.

Не все картины получаются удачными, и молодой человек начинает сомневаться в том, правильно ли он выбрал профессию. После долгих раздумий он принимает решение уехать домой.

Отец был рад возвращению Поля, желая, чтобы сын занимался делом, которое сулит хорошую прибыль. Несостоявшийся художник становится банковским служащим. Но молодой человек постепенно разочаровывается в профессии – ему скучно вычислять проценты и считать прибыль. Его все еще манила стезя художника. Поль втайне от отца стал посещать уроки рисования и впрок накупил красок и холста. Начинающий иллюстратор вновь вспомнил культурную жизнь столицы и захотел писать картины для парижан.

Последователи постимпрессионизма

Постимпрессионизм оказал серьезное влияние на живопись в 20 веке. В искусстве выделяют следующие направления, которые развились под его воздействием:

Направление Ван Гога. Художник отражает собственные чувства, а не бездумно срисовывает окружающие предметы. Для точной передачи палитры эмоций используются нестандартные цветовые решения и экспрессивные мазки.
Пуантилизм. Изображение формируется в сознании зрителей благодаря специальным оптическим эффектам.
Скандинавский постимпрессионизм. Это направление отличается несвойственным постимпрессионистам жизнелюбием, на полотнах преобладают яркие краски.
Британский постимпрессионизм. Объектом творчества становятся зарисовки из будничной жизни, характерные для этого направления. Однако используются современные методы передачи эмоций.
Канадское направление (другое название – группа семи)

Художники писали пейзажи, уделяя большое внимание символам.

Постимпрессионисты воспользовались открытиями предшественников, но не остановились на их достижениях. Живописцы увлеченно продолжили поиски и эксперименты в искусстве. Каждая линия, форма и цвет служили для одной цели – все детали передавали чувства постимпрессионистов и их восприятие действительности.

  • Почему сложно выбрать профессию кратко

      

  • Какой учебник с вашей точки зрения удобнее бумажный или электронный кратко

      

  • Что такое автоматизированное рабочее место кратко

      

  • В чем значение бактерий в природе 5 класс биология ответы кратко

      

  • Охарактеризуйте положение зависимого населения как складывалась эта зависимость кратко

Дата создания картины: около 1895 г.Размеры: 71 х 57 смГалерея Курто, Лондон

«Реальная» синяя драпировка, на которой стоит тарелка, сливается с синей материей, изображенной на прислоненной к стене картине. Перья зеленого лука сливаются с ножкой стола на картине: таким образом, «реальное» и «искусственное», смешиваясь, образуют как бы новую «реальность». Помещенное на заднем плане яблоко одинаково по размеру с яблоком, лежащим на столе на переднем плане, что является нарушением законов перспективы. Правая нога Купидона бросает на подставку статуэтки косую тень, перекликающуюся по форме с правой луковицей.

Гипсовая статуэтка, которую Сезанн приобрел для этого натюрморта, сохранилась до наших дней – ее можно увидеть в музее художника в Эксе. Статуэтка эта не слишком крупна (она не достигает в высоту и 50 сантиметров), но та картине изображена так, что выглядит гораздо большей. Это один из самых непростых натюрмортов Сезанна. Его отличает прихотливая композиция.

Помимо гипсового Купидона, мы видим на холсте прислоненные к стене картины. Одна из них (ближняя к зрителю) – «Натюрморт с бутылкой мятного ликера» кисти Сезана, находящийся ныне в Национальной галерее в Вашингтоне.

На второй картине (в правом верхнем углу) изображена другая гипсовая статуэтка. Любопытно, что Сезанн пишет так, что порой очень трудно отделить «живые» трехмерные вещи (Купидон, фрукты и овощи, стол) от «плоскостных» (картины). Композиция составлена настолько необычно, что пространство в правой части картины словно сворачивается «наружу». Но, несмотря на всю необычность «построения», изображение великолепно сбалансировано и оттого не разваливается на части, а смотрится единым гармоничным целым.

Поль Сезанн

Этого художника называют «отцом постимпрессионизма». Сегодня полотна художника находятся в музеях по всему миру и уходят за баснословные суммы на аукционах. В отличие от Винсента Ван Гога признание французский художник получил при жизни. Но начинались истории живописцев одинаково – критики их творчество не жаловали.

“Автопортрет”

Работы Поля Сезанна украшали первую выставку импрессионистов. После нее он вернулся в родной Прованс. В течение 20 лет художник вел затворнический образ жизни и работал не переставая. В результате 150 полотен, отправленных в Париж, были приняты молодым поколением тепло. Постимпрессионист работает над автопортретами, увлеченно пишет родственников и друзей. Он не оставляет без внимания пейзажи и натюрморты

Фантастические образы он ненавидит, считая, что жизнь важно показывать без прикрас

«Пьеро и Арлекин»

Картина «Пьеро и Арлекин» посвящена двум людям искусства. Актеры изображены не на сцене, а перед выступлением. Полю Сезанну позировали сын и его знакомый. Натурщикам пришлось непросто – художник требовал часами оставаться неподвижными. Арлекин кажется гордым и недоброжелательным, а Пьеро опечаленным под грузом собственных мыслей. Понятно, что фигуры находятся в одном пространстве, но они настолько дисгармонично смотрятся рядом, что их сравнение кажется неуместным. Герои принадлежат параллельным мирам.

Импрессионизм в России

Долгое время искусствоведы ставили под сомнение существование этого явления среди русских художников. В 1870-е гг. И. Репин, В. Поленов и Ф. Васильев делали акцент на обыденных сюжетах, пробовали отойти от возвышенных идеалов академизма. Однако специалисты называли их эксперименты работой в импрессионистической манере. Тогда в России художники не причисляли себя к новаторам в живописи.

В этот период набирает силу социальный реализм. В противопоставлении ему некоторые художники формулируют новый принцип работы. Для них главное — эстетическая составляющая картины, а сюжет приобретает второстепенное значение. Русские художники не стали полностью копировать манеру письма французских живописцев. Они адаптировали их принципы к российским реалиям.

Начало становления импрессионизма в России положило создание картины «Портрет хористки» К. Коровина. Также среди последователей нового течения нужно выделить В. Серова, И. Левитана, А. Куинджи, известного своими морскими пейзажами.

Большой вклад в развитие русского импрессионизма внес Сергей Арсеньевич Виноградов. Он консультировал братьев Морозовых при покупке работ французских художников. Сергей Виноградов был участником выставки передвижников. Период его творчества пришелся на период Гражданской войны в России. В его картинах воссоздана атмосфера счастья, гармонии, которых не хватало в тот непростой период для народа.

Главное отличие от французских импрессионистов — они редко изображали городские пейзажи, предпочитая писать сельские красоты. Их картины можно охарактеризовать как незавершенные, этюдные. Русские художники сумели адаптировать новое французское направление в живописи.

Творчество

Для ранних работ художника характерна темная палитра цвета, густые, плотные мазки. Это довольно мрачные картины с жутковатыми сюжетами. В них заметны отсутствие профессиональной школы и увлечение живописца полотнами Эжена Делакруа.

Подготовка к похоронам. 1867-1869 гг.

Поль Сезанн часто пишет не кистью, а мастихином – специальным инструментом для нанесения на холст густой краски. Работы далеки от гениальных и совсем не похожи на его поздние полотна. Тем не менее Камиль Писсарро видит в Сезанне настоящий талант, который совершит переворот в живописи.

С подачи мастера пейзажей в 1863 году Поль с несколькими своими картинами принимает участие в «Выставке отверженных» – организованной по приказу императора выставке полотен, не принятых жюри официального Салона. Однако его работы не привлекают внимания ни публики, ни критиков.

1860-е гг. для Сезанна время упорного труда. Он много пишет, часто посещает Лувр, учась у великих мастеров. Художник осознает нехватку знаний и опыта, потому ругает себя: «Волосы и борода у меня длинные, да вот талант короткий».

Писсарро вводит Сезанна в круг молодых художников, которые вскоре станут известны как импрессионисты. Излюбленное место их встреч – парижское кафе «Гербуа». Полю нравится там бывать, но в силу своего характера он обычно не участвует в общих беседах, держась особняком.

Идеи импрессионизма вдохновляют Сезанна, особенно он восхищается работами Эдуарда Мане. Но у него свой взгляд на живопись. В отличие от импрессионистов, стремящихся запечатлеть на картине мимолетное мгновенье, Полю интереснее изображать длительные состояния окружающего мира, саму суть вещей.

В 1870 г., не желая участвовать во Франко-прусской войне, Поль Сезанн переезжает в небольшой приморский городок Эстак. Это новый этап в творчестве художника. Здесь он открывает для себя пейзаж. Его палитра становится светлее, в работах просматривается заинтересованность формами.

Железнодорожная резка. 1870 г.

В 1872 г. Сезанн переезжает в Понтуаз, где на протяжении двух лет работает с Камилем Писсарро. Уроки пейзажиста оказали существенное влияние на манеру живописи художника – от своих прежних густых мазков он перешел к импрессионистской технике легких направленных мазков. Палитра осветляется, уходит излишняя структурность.

У Писсарро молодой живописец учится конструированию картин. Поль называет его великим художником, своим учителем и «добрым Богом». Много лет спустя на одной из выставок он подпишет свои работы: «ученик Писсарро».

В 1874 году Париж стал местом художественной революции – состоялась первая выставка импрессионистов. В ней принял участие и Поль Сезанн. Критики осудили художников. Но ни на кого не вылили столько сарказма, как на Сезанна. Его работы «Дом повешенного» и «Современная Олимпия» назвали живописью сумасшедшего.

Дом повешенного. 1873 г.

От участия во второй выставке импрессионистов расстроенный художник отказался.

В 1875 году Сезанн встречает первого почитателя своего таланта. Это таможенный инспектор Виктор Шоке, с удовольствием приобретающий картины непризнанного творца. К третьей выставке импрессионистов в 1877 г. Поль Сезанн пишет портрет Шоке, но снова сталкивается с жестокой критикой и издевательствами.

Все больше художник отходит от импрессионизма. 1880-е гг. – начало периода его зрелого творчества. Сезанн путем долгих исканий приходит к убеждению, что задача художника не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком её изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств — объема, структуры, весомости. В интересе вечного характера мира, его устойчивых, неизменных черт.

Живопись для художника не столько искусство, сколько средство познания мироздания. Его метод – построение контрастами цвета прочной, устойчивой объемной геометрической формы.

Картины Поля Сезанна в новом стиле:

  • Купальщик (1885 г.);
  • Гора Сент-Виктуар с большой сосной (1886 г.);
  • Мадам Сезанн в красном платье (1888 г.);
  • Игроки в карты (серия из 5 картин 1890-1895 гг.).

В 1895 г. торговец предметами искусства Амбруаз Воллар устраивает персональную выставку работ живописца и разом покупает больше сотни его работ. С этого времени картины Поля Сезанна становятся все более популярными, их начинают с удовольствием приобретать. Успешные выставки его картин сменяют друг друга, делая художника все известнее.

В это последнее десятилетие жизни Поль Сезанн пишет такие свои шедевры как:

  • Большие купальщицы (1895-1906 гг.);
  • Мужчина в синем халате (1896-1897 гг.);
  • Озеро Анси (1896 г.);
  • Натюрморт с черепами (1901 г.).

В 1904 г. в Салоне под картины Поля Сезанна выделен целый зал. Эта выставка стала настоящим триумфом художника.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: