Анри матисс: жизнь и творчество художника

Академия Матисса

По совету и при поддержке Майкла, Сары, Гертруды и Лео Стайнов, Ганса Пуррмана, Мардж и Оскара Моллов и других меценатов, он основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. В ней он преподавал с января 1908 по 1911 год. За это время в академии получили образование 100 студентов из числа соотечественников художника и иностранцев. Ганс Пуррман и Сара Стайн были назначены ответственными за организацию и управление академией.

Студии разместились сначала в бывшем монастыре на улице де Севр в Париже. Это помещение Матисс снял ещё в 1905 году в дополнение к своей студии на набережной Сен-Мишель. После основания частной академии было арендовано ещё одно помещение бывшего монастыря. Тем не менее, через несколько недель школа переехала в бывший монастырь на углу улицы Рю де Вавилон и бульвара Инвалидов.

Обучение в академии носило некоммерческий характер. Матисс предавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой.

В 1908 году Матисс совершил свою первую поездку в Германию. Там он познакомился с художниками из группы Мост. 25 декабря 1908 года в Гран Ревю были опубликованы его «Заметки живописца» (фр. Notes d’un Peintre), в которых он сформулировал свои художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средств.

Как Матисс стал пуантилистом

В 1904 году прошла первая выставка Анри Матисса, однако в художественном сообществе она осталась незамеченной. Но не для Анри — там он познакомился с пуантилистом Полем Синьяком. Вскоре они вместе уехали  в Сент-Тропе за свежими идеями и новыми впечатлениями. Стиль пуантилизма, для которого характерны яркие точечные мазки, вдохновил Матисса. Из поездки он вернулся со своим первым шедевром «Роскошь, покой и наслаждение»

Однако примкнуть к направлению пуантилистов Матиссу было не суждено: довольно скоро он отказался от этой техники в пользу энергичных мазков и смелых цветов.

Уже тогда Анри осознал: цвет совсем не обязательно использовать, чтобы выразить действительность наиболее реалистично.. Он способен выразить отношение, состояние, образ и чувства, которые испытывает сам художник. Матисс говорил: «если бы я хотел получить точное изображение, я позвал бы фотографа». В его палитре появились бирюзовый, красный, оранжевый — все те цвета, которые художники не рисковали использовать и прятали за тщательной растушевкой. Краски на его полотнах наконец начали обретать голос.

Роскошь, покой и наслаждение, 1904 Попугайные Тюльпаны, 1905

Важным моментом в становлении Матисса как независимого художника стала его встреча с женой. Анри и Амели познакомились на свадьбе у друга. Уже тогда молодые люди поняли, что влюбились друг в друга. Трогательные письма, долгожданные встречи, букеты фиалок. Амели первая поверила в талант Матисса и убедила его в том, что он должен продолжить заниматься искусством, искать свой стиль. Матисс перед свадьбой признался Амели, что хотя он и любит ее, живопись он всегда будет любить больше. Она приняла эту правду, став его главной музой жизни. Амели родила ему двоих сыновей и воспитала его внебрачную дочь, которая была у Матисса от его модели Каролины Жобло.

Анри Матисс. Анри и Амели Матисс, 1913

В трудные периоды, когда заработка едва хватало на обеспечение семьи, жена открыла свой салон шляпок, на заработок с которого они долгое время существовали. Терпеливая, сочувствующая и бесконечно верящая в своего мужа — такой была Амели.

Живопись

В 1891 г. Анри оставил правовую деятельность и отправился в Париж, начав готовиться к поступлению в Школу изящных искусств. Однако он провалил экзамены, в связи с чем смог стать учеником Школы только спустя 4 года.

В данный период биографии Матисс часто посещал Лувр, исследуя полотна великих мастеров. Здесь он перерисовывал картины французских и голландских живописцев. Одновременно с этим, он увлекался современными течениями и классическим японским искусством.

Позднее Анри познакомился с австралийским художником Джоном Питером Расселом. Именно Рассел открыл для него мир импрессионизма, который в то время только набирал обороты. В частности, он показал Матиссу работы Ван Гога, с которым Рассел был тесно знаком около 10 лет.

Общение с Джоном оказало на Анри огромное влияние и позже, он даже называл его своим наставником. По словам Матисса, он помог ему осмыслить теорию цвета.

В 1896 г. сразу 5 полотен Анри были выставлены в Салоне, 2 из которых были куплены государством. После такого успеха, его избрали членом-корреспондентом Салона Национального общества изящных искусств. В 1890-е годы он ежегодно писал по несколько картин, выполненных в духе импрессионизма.

В начале 1900-х годов Матисс находился в активных творческих поисках, экспериментируя с разными жанрами. Не смотря на серьезные материальные трудности, он покупал полотна тех художников, которыми он восхищался. В частности, на него производило огромное впечатление творчество Поля Сезанна.

Анри поражала работа Сезанна с цветом и самой структурой живописи. В результате, он даже называл его своим основным вдохновителем. Летом 1904 г. в биографии Матисса произошло знаковое событие – была организована его первая персональная выставка, которая, однако, не впечатлила его соотечественников.

После этого Анри решил попробовать свои силы в технике точечных мазков, став автором первого шедевра – «Роскошь, покой и наслаждение». Тем не менее, вскоре он охладел к такому стилю письма, предпочтя ему широкие и размашистые мазки.

В середине 1905 г. в карьере Матисса произошел творческий переворот. Вместе с группой единомышленников он создал совершенно новый стиль – фовизм. Для фовизма были характерны обобщение формы и пространства, сведение формы к простым очертаниям, исчезновение светотени и линейной перспективы.

На предстоящей выставке Анри продемонстрировал 2 новые работы – «Женщина в шляпе» и «Открытое окно». На художников-новаторов обрушилась волна критики, поскольку посетители были возмущены их пренебрежением к канонам изобразительного искусства. Не случайно публика прозвала их фовистами, что в переводе с французского означало – дикари.

И все же, было немало и тех, кто проявил большой интерес к фовизму. В результате, у Матисса и его коллег начали покупать картины. Интересен факт, что большая часть лучших работ Анри, была создана в период 1906-1917 гг.

Скульптор Анри Матисс

Вскоре Матисс познакомился с еще малоизвестным Пабло Пикассо, с которым продолжал дружить и в последующие годы биографии. В будущем они будут «соперничать» между собой на мировой художественной арене, проявляя друг к другу большое взаимоуважение.

Два наиболее прославленных полотна – «Танец» и «Музыка», Анри Матисс написал для русского мецената Сергея Щукина. Примечательно, что монтаж своих картин живописец контролировал самостоятельно. Ради этого, он приехал в Москву, где ему оказали очень теплый прием.

В скором времени Матисс посетил Алжир и Италию. Приехав домой он создал новый шедевр «Голубая обнаженная», а также увлекся литографией и гравюрой. Постепенно в его творчестве происходит отход от приемов фовизма.

Картины Анри наполняются тонкостью и глубиной, а также начинает прослеживаться связь с природой. В 1920-х годах он уже имел мировую известность, вследствие чего его выставки проходили в самых разных городах и странах.

В разгар Второй мировой войны (1939-1945) у мастера обнаружили онкологию. После операции он почти не мог передвигаться. В этот отрезок биографии, он стал автором нового направления в сфере декупажа, в основе которого лежало составление картин из кусков разноцветной бумаги.

На закате своей карьеры Анри Матисс уделял внимание интерьеру. Также он приложил руку к художественному оформлению женского монастыря в Вансе

Сам он говорил, что работа над Капеллой в монастыре, потребовала от него 4-х лет усидчивого труда, и что она является результатом всей его сознательной жизни. Более того, Матисс заявлял, что не смотря на все ее недостатки, он считал Капеллу своим лучшим произведением.

Творческое становление

В 1889 году у Анри случился приступ аппендицита. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Анри впервые начал рисовать, копируя цветные открытки во время двухмесячного пребывания в больнице. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности.

В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. École nationale supérieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил.

В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств. (фр. École nationale supérieure des arts décoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. В 1895 году оба выдержали вступительные экзамены в Школу изящных искусств и были приняты в мастерскую Гюстава Моро, у которого с 1893 года они обучались в качестве приглашенных студентов. Здесь Анри познакомился с Жоржем Руо, Шарлем Камуэном, Шарлем Мангеном и Анри Эвенепулом.

Во время обучения он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров. Особое влияние на него в период ученичества оказало творчество Жана-Батиста Симеона Шардена, им были сделаны копии четырёх его картин. Творчество Анри в это время также находилось под влиянием современных ему художников и японского традиционного искусства.

В 1894 году в личной жизни художника произошло знаменательное событие. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982).

Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже.

Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. В 1897 году он снова посетил его.

Джон Питер Рассел познакомил Анри с импрессионизмом и работами Винсента Ван Гога, с которым он был дружен в течение десяти лет, и даже подарил Анри два его рисунка.. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника, и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета.

В 1896 году пять картин Анри были выставлены в Салоне Национального общества изящных искусств, две из которых были приобретены государством, в том числе его Читающая, написанная в 1894 году и приобретенная для резиденции президента Франции в Рамбуйе. После выставки, по предложению Пьера Пюви-де-Шавана Анри Матисс стал членом-корреспондентом Салона Национального общества изящных искусств.

10 января 1898 года Анри Матисс женился на Амели Парейр (фр. Amélie Noellie Parayre), которая родила ему сыновей Жана-Жерара (1899—1976) и Пьера (1900—1989). Его незаконнорожденная дочь, Маргарита также была взята в семью. Жена и дочь были любимыми моделями художника.

По совету Камиля Писсарро в свой медовый месяц он отправился с женой в Лондон исследовать картины Уильяма Тёрнера. Затем супруги предприняли путешествие по Корсике, во время которого побывали также в Тулузе и Генуе. В феврале 1899 года они вернулись в Париж.

Со смертью Гюстава Моро в 1899 году у Анри возникли разногласия с его преемником, Фернаном Кормоном, и он ушёл из Школы изящных искусств. После очередного краткого обучения в Академии Жюлиана, художник поступил на курсы Эжена Каррьера. Здесь Анри познакомился с Андре Дереном, Жаном Пюи (англ.)русск., Жюлем Фландреном (англ.)русск. и Морисом де Вламинком.

Его первой пробой в скульптуре была копия работы Антуана-Луи Бари, сделанная им в 1899 году. В 1900 году, наряду с работой над картинами, Анри начал посещать вечерние курсы Антуана Бурделя в Академии де ля Гран-Шомьер. По утрам вместе с Альбером Марке он рисовал в Люксембургском саду, а по вечерам посещал занятия скульптурой.

Рост семьи, отсутствие постоянного дохода и потеря шляпного магазинчика, которым, вместе с партнером, владела его жена, стали причиной того, что детям пришлось переехать к родителям Анри. Испытывая серьезные денежные затруднения, он поступил на работу в качестве художника-декоратора. Вместе с Альбером Марке занимался декорированием объектов для Всемирной выставки в Гран-Палэ, в Париже в 1900 году. Работа была изнурительной, и Анри заболел бронхитом. В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.

Творчество

На раннее творчество Матисса оказали влияние современные художники и традиционное японское искусство, научившее его изысканной простоте линии.

Он был замечательным колористом, но начинал как реалист. Этому подтверждение – написанные им домашние сценки, например «Читающая» (1894). Затем он начал открывать для себя новые художественные стили: импрессионизм, фовизм, пуантилизм. Биограф Матисса Гоулинг отмечал, что «каждая его картина написана в новой манере».

Творчество Матисса невозможно уместить в рамки какого-то одного направления. Он всю жизнь искал гармонию – отсюда постоянная смена стилей и техник.

Анри Матисс в мастерской

Мне нравится1Не нравится

Импрессионистский период

Европа конца XIX в. была уже буквально пропитана духом импрессионизма.

Ранняя манера письма Матисса еще не была в полной мере импрессионистской, хотя была очень к ней близка. Он глубоко проникся идеей своего учителя Гюстава Моро, который главным в живописи считал умение через цвет выразить собственное отношение к миру. Поначалу цвет его картин не был столь ярким и выразительным, но скоро стал главенствовать в его картинах, особенно в натюрмортах.

Импрессионизм – крупное течение в искусстве рубежа XIX-XX вв. Оно зародилось во Франции. Impression в переводе с французского означает «впечатление». Импрессионизм естественно и живо отражает реальный мир в его изменчивости и передает мимолетные впечатления. Основоположники стиля – французские художники Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, Писсаро, Сислей.

Анри Матисс делает скульптуру

Мне нравится1Не нравится

В ранних пейзажах прослеживается влияние импрессионистов Гогена и Сезанна. Однако это не был еще импрессионизм в чистом виде. В своих картинах он пока использует темную гамму – черные и серые тона, которых избегали импрессионисты.

В салоне 1896 г. Анри Матисс выставил 5 своих картин, две из них приобрело государство, в том числе «Читающую». С этого времени критики и зрители начали внимательнее присматриваться к его творчеству.

Матисс постоянно находился в творческом поиске, участвовал в различных выставках, знакомился с достижениями других мастеров. В 1904 г. открылась его первая персональная выставка, не имевшая особого успеха. Но в этом же году он познакомился с творчеством французского художника-неоимпрессиониста Поля Синьяка, который работал в стиле пуантилизма.

Пуантилизм (дивизионизм) – стиль живописи, разновидность импрессионизма. Термин произошел от французского Point (точка). В основе стиля – письмо раздельными мазками точечной или прямоугольной формы. Краски при этом художники не смешивают, создается оптический эффект, при котором краски смешиваются на сетчатке глаза зрителя.

В этом стиле написана картина Матисса «Роскошь, покой и наслаждение» (1904). Но эта техника недолго занимала художника, и вскоре он перешел к широким динамичным мазкам.

Фовистский период

Поиски своего стиля и способов выражения продолжался. Когда осенью 1905 г. Матисс и его друзья-художники выставили в салоне свои новые картины, их назвали дикими, т.е. фовистами.

Термин «фови́зм» (от фр. les fauves – дикие, хищники) возник в начале XX в. как характеристика художников, использовавших предельно интенсивные цвета в контрастных сочетаниях и отказавшихся от светотени, сложной перспективы. Они применяли простые формы и контуры. Предшественником фовистов считают Гогена.

Первые картины фовистов буквально шокировали зрителей и критиков, но нашлись и поклонники. Картина «Женщина в шляпе» (1905), на которой изображена его жена Амели, удивила зрителей контрастным сочетанием красного, зеленого и синего, что было смелым решением для того времени. Этот портрет приобрела известная американская писательница Гертруда Стайн.

Гертруда Стайн, Академия Матисс и сестры Конус

Карла Ван Фехтена

Примерно в апреле 1906 года он встретил Пабло Пикассо, который был на 11 лет моложе Матисса. Эти двое стали друзьями на всю жизнь, а также соперниками, и их часто сравнивают. Одно из ключевых работать различий между ними заключается в том, что Матисс рисовал и писал с натуры, в то время как Пикассо был более склонен с воображением. Чаще всего обоими художниками изображались женщины и натюрморты, причем Матисс чаще помещал свою фигуру в полностью реализованные интерьеры. Матисс и Пикассо впервые встретились в парижском салоне дома Гертруда Стайн со своей спутницей Алисой Б. Токлас. В течение первого десятилетия двадцатого века американцы в Париже — Гертруда Стайн, ее братья Лео Штейн, Майкл Штайн и жена Майкла Сара — былиными коллекционерами и сторонниками картин Матисса.. Вдобавок две американские подруги Гертруды Стайн из Балтимора, сестры Конус Кларибель и Этта, стали главными покровителями Матисса и Пикассо, собирая сотни их картин и рисунков. Коллекция Конуса сейчас выставлена ​​в Балтиморском музее искусств.

Музей современного искусства

Современные Лео и Гертруды Стайн, Матисса и Пикассо стали частью своего круга общения и участвовали в собраниях, которые проводились субботними вечерами на рю де Флерюс, 27. Гертруда связала начало субботних вечерних салонов с Матиссом, заметив:

«Все чаще и чаще люди приходили, чтобы увидеть картины Матисса — и Сезанна: Матисс приводил людей, каждый приводил кого-то, и они приходили в любое время. и это стало неприятно, и именно так начинались субботние вечера ».

Среди знакомых Пабло Пикассо, которые также часто бывали в субботние вечера, были Фернанда Оливье (любовница Пикассо), Жорж Брак, Андре Дерен, поэты Макс Якоб и Гийом Аполлинер, Мари Лорансен (любовница Аполлинера и художник от нее самого) и Анри Руссо.

Его друзья организовали и финансировали Académie Matisse в Париже, частную некоммерческую школу, в которой Матисс обучал молодых художников. Она действовала с 1907 по 1911 год. Инициатива создания академии исходила от Штейнов и при участии Ханса Пуррманна, Патрика Генри Брюса и Сара Штейн.

Матисс провел семь в Марокко с 1912 по 1913 год, создавалось около 24 картин и множество рисунков. Его частые востоковедные темы более поздних картин, такие как одалиски, можно проследить до этого периода.

Интересные факты из жизни художника

Одна из картин Матисса — «Les coucous, tapis bleu et rose» — в феврале 2009 года была приобретена частным коллекционером во время торгов в аукционном доме Кристис за 32 миллиона евро. Натюрморт был создан художником в 1911 году.

Часовню Розер (Ванс, Франция) часто называют часовней Матисса (Chapelle Matisse). Дело в том, что она построена в 1949-1951 годах по проекту Анри Матисса. Художника об этом попросила бывшая натурщица Моник, а затем сестра Жак-Мари, постригшаяся в монахини. Матисс изготовил витражи, украсил зал часовни, сделал эскизы церковной одежды.

Колльюр (Франция) — родина фовизма. Именно здесь были нарисованы первые картины нового направления живописи. Здесь бывали Пабло Пикассо, Альбер Марке, Рауль Дюфи, а также Марк Шагал и другие знаменитые художники. Колльюр они выбирали из-за света и цвета. «Нет неба синее, чем в Колльюре», — говорил Анри Матисс.

Отель «Золотая голубка» в Сен-Поль-де-Вансе дышит невероятными рассказами и легендами о знаменитостях. По слухам, что однажды Анри Матисс приехал в «Голубку» очень усталым, и ему подали чашку чая прямо в автомобиль. Известная работа Анри Матисса «Чай в саду» (Tea in the Garden).

Картина «Танец» Анри Матисса. Есть две версии картины и две версии ее происхождения. Считается, что эта работа рассказывает о танце, увиденном Матиссом в Колльюре. Вторая версия гласит о том, что картина написана после увиденных автором русских сезонов Сергея Дягилева. Один из «Танцев» хранится в Эрмитаже (Санкт-Петербург), другой — в МоМА.

Здание музея Матисса в Ницце построено в XVII веке. В саду музея растут оливковые деревья. В музее — сотни работ великого Матисса: картины, рисунки, скульптуры. Анри Матисс жил в Ницце до своей смерти и похоронен в этом городе.

Переезд в Исси-ле-Мулино

В 1909 году Матисс оставил резиденцию на набережной Сен-Мишель в Париже и переехал в Исси-ле-Мулино, где купил дом и построил студию. В течение длительного времени члены его семьи служили для него моделями и исполняли все просьбы художника, например, дети должны были молчать во время еды, чтобы не нарушать концентрированности отца.

После посещения большой выставки исламского искусства в Мюнхене, во время его второго путешествия в Германию в 1910 году, Матисс провел два месяца в Севилье, на юге Испании, изучая мавританское искусство. В 1911 году он отошёл от педагогической деятельности и полностью посвятил себя творчеству.

В 1912 году состоялась первая выставка Матисса в США, организованная Альфредом Штиглицом в Галерее 291, в Нью-Йорке. Уже в следующем году несколько картин Матисса попали на выставку Армори Шоу в Нью-Йорке, и вызвали бурю негодования у консервативной американской публики. Тем не менее, произведения художника продолжали выставляться в США Уолтером Пачем, казначеем Армори Шоу, с 1914 по 1926 год.

Примерно в это же время, некоторые композиции Матисса, по мнению многих критиков, были созданы художником под влиянием кубизма. Это связывали с его дружбой с Пабло Пикассо. Матисс говорил, что оба художника, во время их встреч и бесед, много дали друг другу. При этом Пабло Пикассо брал на себя роль «адвоката дьявола», выискивая в произведениях Матисса слабые стороны.

С 1911 по 1913 год художник дважды побывал в Марокко. Результатом этих путешествий, последнее из которых он осуществил совместно с художником Шарлем Камуаном, стало появление ярких, излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастировали друг с другом, как, например, в картинах Бербер (1913) и Арабская кофейня (1913).

Летом 1914 года Матисс в третий раз посетил Германию, на этот раз Берлин. В том же году с началом Первой мировой войны немолодой художник обратился с просьбой принять его добровольцем в действующую армию, но ему отказали по состоянию здоровья. Мать осталась на оккупированных противником территориях, брат попал в плен, сыновья и друзья воевали на фронтах. Только жена и дочь остались возле художника.

Переезд в Ниццу

В 1916 году Матисс по совету врачей из-за обострений последствий бронхита некоторое время провёл в Ментоне, а зиму 1916—1917 года в Симье, пригороде Ниццы, в номере отеля Бо-Риваж, откуда переехал в отель Медитерран. В 1921 году он поселился в двухэтажной квартире на площади Шарль-Феликс в Симье. С мая по сентябрь художник регулярно возвращался в Исси-ле-Мулино, где работал в своей мастерской.

В 1918 году в галерее Гийом прошла совместная выставка Матисса и Пикассо. В Ницце он познакомился с Огюстом Ренуаром и Пьером Боннаром.

Это было время невероятно интенсивного внутреннего развития: новой угловатой геометрии и нового колорита с преобладанием жемчужно-серого и чёрного. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. В Ницце он написал множество интерьеров, в которых внутреннее и внешнее пространства неизменно разделены между собой. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок.

В 1920 году по просьбе Сергея Павловича Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Фёдоровича Стравинского в хорегографии Леонида Фёдоровича Мясина. Позднее, в 1937 году им также были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в хореографии всё того же Леонида Мясина.

В 1920-е годы имя художника приобрело всемирную известность. Его выставки прошли во многих городах Европы и Америки. В июле 1925 года Матисс получил звание кавалера ордена Почетного легиона. В 1927 году его сын, Пьер Матисс, ставший галеристом, организовал выставку отца в Нью-Йорке, и в том же году художник получил премию Института Карнеги в Питтсбурге за картину Компотница и цветы.

В конце 1920-х годов Матисс активно сотрудничал с другими художниками, и работал не только с европейцами — французами, голландцами, немцами и испанцами, но и с американцами и американцами-эмигрантами. Он вернулся к занятию скульптурой, которое оставил в предыдущие годы.

В 1930 году Альберт Барнс, коллекционер из США, заказал Матиссу настенную декорацию для своего частного музея. В том же году художник приехал на Таити, где работал над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнса. При создании панно Танец II (1932) Матисс впервые применил цветную бумагу, из которой вырезал нужные формы.

На обратном пути с Таити в сентябре 1930 года, он посетил Альберта Барнса в Мерионе, пригороде Филадельфии, в США и принял его заказ на создание триптиха Танец II(1932—1934). В 1933 году в Нью-Йорке у художника родился внук, Поль Матисс, сын Пьера Матисса.

Во время масштабной работы по росписи фонда Барнса Матисс нанял в секретари молодую русскую эмигрантку, Лидию Николаевну Делекторскую (1910—1998), служившую для него также моделью. Но жена художника настояла на её увольнении, и она была уволена. Однако, супруга все равно подала на развод. Матисс остался один, и попросил Лидию Делекторскую вернуться к обязанностям секретаря.

С началом Второй мировой войны родственники пытались убедить Матисса эмигрировать в США или Бразилию. Но он остался во Франции, в Ницце, которую не покидал уже до самой смерти.

1930-е годы стали временем, когда художник попытался подвести итог своим открытиям. Для усиления впечатления, он перенёс в монументальную живопись приемы графики, как например, в картинах Розовая обнаженная (1935) и Натюрморт с устрицами (1940). В его работах того периода всё меньше экзотики и больше асимметрии. В них женские фигуры изображены в праздничных платьях, сидящими в креслах на фоне ковров, цветов и ваз.

В эти годы им были созданы эскизы для гобеленов, книжные иллюстрации. Матисс написал сцены из Одиссеи для романа «Улисс» Джеймса Джойса. В октябре 1931 года была издана первая книга с иллюстрациями художника. Им стал сборник поэзии Стефана Малларме.

В своих многочисленных работах того периода Матисс раздвигал границы картин, формы уходили в пространство за рамкой. Примером тому могут служить его картины Музыка II (1939) и Румынская блуза (1940).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: