Краткая биография художника поля гогена

Отрубленное ухо

Винсент загорается идеей создания общего дома для художника, где творцы могли бы создавать свои шедевры, живя и работая сообща. Важным событием становится прибытие Поля Гогена, с которым Винсент вел продолжительную переписку. Вместе с Гогеном Винсент пишет наполненные страстью работы:

  • «Желтый дом»;
  • «Жатва. Долина Ла-Кро»;
  • «Кресло Гогена».

Винсент был вне себя от счастья, но этот союз кончается громкой ссорой. Страсти все накалялись, и в одно из своих отчаянных помутнений Ван Гог, по некоторым свидетельствам, нападает на друга с бритвой в руках. Гогену удается остановить Винсента, и в итоге тот отрезает себе мочку уха. Гоген покидает его дом, в то время как тот завернул окровавленную плоть в салфетку и вручил ее знакомой проститутке по имени Рашель. В луже собственной крови его нашел друг Рулен. Хотя рана вскоре затянулась, глубокий след на сердце пошатнул психическое здоровье Винсента на всю жизнь. Вскоре Винсент оказывается в психиатрической лечебнице.

Прованс

Винсент отправляется в Прованс и проникается этой атмосферой до конца жизни. Тео поддерживает решение брата стать настоящим художников и присылает ему деньги на жизнь, а тот в благодарность отправляет ему свои картины в надежде, что брат сможет их выгодно продать. Ван Гог поселяется в гостинице, где живет и творит, периодически приглашая позировать случайных посетителей или знакомых.

С наступлением весны Винсент выбирается на улицу и рисует цветущие деревья и оживающую природу. Идеи импрессионизма постепенно покидают его творчество, но остаются в виде светлой палитры и чистых красок. В этот период своего творчества Винсент пишет «Персиковое дерево в цвету», «Мост Англуа в Арле».

Ван Гог работал даже ночью, однажды проникнувшись мыслью запечатлеть особые ночные оттенки и свечение звезд. Он работает при свете свечей: так были созданы знаменитые «Звездная ночь над Роной» и «Ночное кафе».

Творчество и биография

Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Его отец, Кловис Гоген (1814—1849), был журналистом, одержимым радикальными республиканскими идеями; мать, Алина Мария (1825—1867), была родом из Перу из богатой семьи. В 1849 году, после неудавшегося антимонархического переворота, Кловис, не чувствуя себя в безопасности на родине, решил покинуть Францию. Вместе с семьей он погрузился на судно, идущее в Перу, где намеревался осесть в семье своей жены Алины и открыть собственный журнал. Этим планам не суждено было сбыться. По пути в Южную Америку Кловис умер от сердечного приступа. Таким образом, до семилетнего возраста Поль жил в Перу и воспитывался в семье матери. Впечатления детства, экзотическая природа, яркие национальные костюмы, беззаботная жизнь в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, сказавшись в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам. В 1855 году, когда Полю было 7 лет, он с матерью возвращается во Францию и селится в Орлеане со своим дедом. Гоген быстро выучивается французскому языку и начинает преуспевать в образовании. В 20 лет он на 2 года уходит служить во флот. В 1871 году Гоген возвращается в Париж, где получает должность биржевого брокера. В 1873 году Гоген женился. Его избранницей оказалась датчанка Мэтт-Софи Гад. В последующие десять лет положение Гогена в обществе укреплялось. У него появился комфортабельный дом в пригороде Парижа, любимая жена родила ему пятерых детей. В свободное время Гоген много времени уделяет своему хобби— живописи. Началось всё с коллекционирования картин, а затем Гоген стал сам пробовать писать. Гоген увлекался рисованием ещё с детства, но только после знакомства с художником-импрессионистом Камилем Писсарро, который в свою очередь познакомил Гогена с другими художниками, он стал рисовать регулярно и в конце концов выставлялся на выставках импрессионистов в 1881 и 1882 годах. В 1884 году Гоген переехал с семьёй в Копенгаген, где продолжал работать брокером. Однако став заниматься живописью всё своё время, Поль оставляет жену и пятерых детей в Дании и возвращается в Париж в 1885 году. В 1886-1890 годах Гоген почти всё время проводит в Понт-Авене (Бретань), где общается с группой художников, близких к символизму. В 1887-1888 годах посетил Панаму, где наблюдал строительство Панамского канала. В 1888 году некоторое время жил у Ван Гога в Арле и работал с ним. Пребывание закончилось ссорой, связанной с одним из первых приступов помешательства у Ван Гога. Испытывая с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию «болезнью», Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уезжает на Таити, где проживал в Папеэте и где в 1892 году пишет целых 80 полотен. После кратковременного (1893 -1895) возвращения во Францию, из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию — сначала на Таити, а с 1901 года на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где берёт себе в жены молодую таитянку и работает в полную силу: пишет пейзажи, рассказы, работает журналистом. На этом острове он и умирает. Несмотря на болезни, бедность и депрессию, приведшую его к попытке самоубийства, лучшие свои работы Гоген написал именно там. Наблюдение над реальной жизнью и бытом народов Океании сплетаются в них с местными мифами. На больших плоскостных полотнах он создаёт статичные и контрастные по цвету композиции, глубоко эмоциональные и одновременно декоративные. Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ.

Цветы миндаля (1888–1890)

Чем знаменита эта картина?

Проще говоря, Ван Гог Цветы миндаля красивы. Предмет эстетически приятен, и радость художника от их рисования отчетливо видна в результате. Эта картина — самая известная из всей серии, посвященной цветущим миндальным деревьям.

Один малоизвестный факт о Ван Гоге заключается в том, что он был одержим японским искусством и находился под сильным влиянием гравюр и гравюр укиё-э. Источником вдохновения для создания этой работы является этот стиль японского искусства — работа 1887 года. Цветущая слива в японском стиле (по мотивам Хиросигэ) — также изображен здесь — являясь одновременно данью уважения японскому художнику Хиросигэ и предзнаменованием собственного шедевра Ван Гога.

Какая предыстория?

Ван Гог наслаждался самой продуктивной эпохой в своей карьере во время пребывания на юге Франции, называя Арль «Японией Юга» из-за обилия солнечного света и цветущих деревьев. Он впервые приехал в марте 1888 года, когда начали цвести фруктовые деревья, и сразу же начал рисовать с почти беспрецедентной скоростью:«Я по уши работаю, потому что деревья цветут, и я хочу нарисовать провансальский сад удивительной веселости».Эта конкретная работа, самая известная картина Ван Гога с изображением цветков миндаля, была создана по другой особой причине: рождение его племянника, сына его брата Тео. Это одна из редких картин Ван Гога, в которой можно увидеть надежду, радость и безмятежность, что делает ее еще более особенной.

Жизнь и творчество

Поль Гоген родился 7 июня 1848 года в Париже. В юности служил моряком, затем был биржевым маклером в Париже. В 1870-е годы начал заниматься живописью, подружившись с Писарро. Принимал участие в выставках импрессионистов, а с 1883 всецело посвятил себя искусству. Работы Гогена в этот период не находили спроса, художник влачил нищенское существование, порвал с семьей, скитался. В течение ряда лет он жил то в Бретани, затем на Панаме и острове Мартиника, в 1888 году вместе с Ван Гогом работал в Арле… Неприятие современного ему общества пробудило у Гогена интерес к традиционному укладу жизни, к искусству архаической Греции, стран Древнего Востока, первобытным культурам. В 1891 году он уехал в Океанию, на остров Таити и после кратковременного возвращения во Францию поселился здесь навсегда, взяв в жены молодую таитянку. Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников к созданию своей живописной системы – «синтетизма». «Женщины на побережье» (1891) В ней светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины. Эта система получила дальнейшее развитие в картинах, написанных Гогеном на островах Океании. Изображая сочную полнокровную красоту тропической природы, цельных, естественных, неиспорченных цивилизацией людей, художник стремился воплотить утопическую мечту о земном рае, о жизни человека в гармонии с природой. Полотна Гогена по декоративности цвета, плоскостности и монументальности композиции, обобщенности стилизованного рисунка, подобные панно, несли многие черты складывавшегося в этот период стиля модерн и оказали влияние на творческие поиски многих художников начала 20 века. Гоген работал также в области скульптуры и графики. «Мельница Давида в Понт- Авене» Скончался Поль Гоген 8 мая 1903 года. Вся его жизнь была битвой с мещанством, с установившимися взглядами, с предрассудками… Он всегда проигрывал, но никогда, благодаря своей одержимости, не сдавался. Ему нечего было жалеть и нечего терять, ибо то, чем он жил, могло погаснуть только с жизнью. Большую часть своей жизни художник прожил в бедности, депрессии и болезни, слава к нему пришла лишь после смерти, когда в Париже в 1906 году были выставлены около 200 его работ. Жизнь Гогена легла в основу романа Сомерсета Моэма «Луна и грош». На Меркурии в честь Гогена назван кратер. В целом творчество Гогена оказало безусловное влияние на живописцев 20 века.

↑ На Таити

      В 1891 г. Гоген уехал на Таити – это была его давняя мечта. Там он много и плодотворно работал, жил самой естественной жизнью среди простодушных туземцев. На Таити он написал свои лучшие картины: «Беседа», «Дух мертвых бодрствует», «А ты ревнуешь?», «Женщина, держащая плод» и другие.
Он еще возвращался во Францию (1893), чтобы устроить свою выставку. Друзья – художники были в восторге от его новых работ, но салонная публика не приняла такого Гогена.

   Спустя два года он навсегда оставил родину и вернулся на любимый Таити. Его творчество приобрело черты религиозно-мистического направления, но и таитян он тоже много писал. Его творчество и образ жизни не удовлетворяли колониальную власть, и она, как могла, мешала ему жить. К тому же Гоген начал слепнуть. Но даже уже тяжело больной и почти слепой, он продолжал писать.

Диковинное искусство

Несомненно, Гоген открыл новую эстетику в живописи для европейцев. С каждым пароходом он отправлял свои картины на «большую землю».

Полотна, изображавшие голых темнокожих красавиц в первобытном антураже вызывали большой интерес у европейского зрителя.

Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Гоген же скрупулёзно изучал местную культуру, обряды, мифологию. Так, в картине “Потеря девственности” Гоген иносказательно иллюстрирует предсвадебный обычай таитян.

Поль Гоген. Потеря девственности. 1891 г. Художественный музей Крайслер, Норфолк, США. Wikiart.org

Невесту накануне свадьбы крали друзья жениха. Они “помогали” ему сделать девушку женщиной. То есть по сути первая брачная ночь принадлежала им.

Правда, этой обычай к моменту приезда Гогена был уже искоренен миссионерами. О нем художник узнал по рассказам местных жителей.

Ещё Гоген любил пофилософствовать. Так появилась его знаменитая картина «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?».

Поль Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? 1897 г. Музей изящных искусств, Бостон, США. Vangogen.ru

Творчество

До поры до времени ловкому парню удавалось успешно совмещать основную работу и увлечение. Правда, первое приносило ему и его семье солидный доход, а второе – лишь душевное удовлетворение. За считанные годы Гоген заслужил репутацию крепкого дельца в финансовой сфере, благодаря чему имел множество клиентов. Это обстоятельство помогло ему в дальнейшем обрести статус респектабельного господина, взять жилье в одном из престижных районов Парижа и выделять средства на покупку работ импрессионистов, а также на холсты, кисти и краски для собственных творений.

Гоген помнил о латиноамериканских красотах, и именно этому были посвящены пейзажи начинающего художника. В начале семидесятых годов Поль представил публике несколько своих картин, одну из которых под названием «Лесная чаща в Вероффе» в 1876-м представили на ежегодной парижской выставке.

На способного живописца обратил внимание художник Камиль Писсарро, он-то и стал для Гогена первым наставником и хорошим товарищем. Новый друг в то время проживал в пригороде Парижа, и к нему любил наведываться «прекрасный дилетант» за добрым советом и интересным общением, поучаствовать в совместных пленэрах

Постепенно Гогеном стало овладевать равнодушие к карьере и деньгам, он все больше погружался в чарующий мир искусства живописи. Так умелый брокер проигрывал борьбу талантливому живописцу в лице одного человека. В немалой степени на нашего героя повлиял другой мастер и очередной его знакомый по имени Эдгар Дега, не просто психологически поддержавший приятеля, но еще и материально, покупая его холсты и призывая к этому людей из своего круга, когда гогеновские произведения еще не вошли в категорию общепризнанных шедевров.

Важно заметить, что в историю вряд ли вошел бы коммерсант Гоген, а вот Гоген-живописец известен сейчас каждому любителю культуры.

В 1884-м Гоген с семьей перебрался в Копенгаген, где продолжил работу на бирже. Однако занятия живописью отнимали все больше времени, и совмещать все это далее не представлялось возможным. Тогда Гоген полностью переключился на искусство. Из-за хронического безденежья его оставляет жена, и через год художник возвращается из Дании во Францию.

Автопортрет Поля Гогена

Мне нравится58Не нравится1

Гоген в Бретани

В период с 1886-й по 1890-й Гоген практически постоянно находился в Бретани, где общался с коллегами, художниками-символистами. Сначала Поль сменил суетливую столичную обстановку ради душевного спокойствия и из-за желания слегка сэкономить – все-таки провинциальная жизнь значительно дешевле, чем в Париже. В это время живописец написал несколько полотен на библейские темы, что для такого, далекого от набожности человека, очень удивительно. И заметим наперед: в дальнейшем религиозных сюжетов в своих работах художник не касался. Наиболее значительная картина того периода – это «Желтый Иисус». Многие нашли внешнее сходство между изображенным распятым и самим художником. Бретани начал вырабатываться индивидуальный стиль Гогена.

Гоген в Арле

В 1888-м Поль Гоген некоторое время гостил у еще одного своего товарища, Винсента ван Гога. Тот пригласил неординарного мужчину для совместного творчества (и совместного быта).

Интересно, что в это время оба гения пишут полотна на одни и те же сюжеты, изображают одинаковые места и одних и тех же людей, правда, в разной стилистике. Но надолго ужиться двум индивидуальностям было не суждено. Они смертельно разругались и поспешили расстаться.

Гоген в тропиках

Еще до отбытия на Таити Гоген пробовал работать и жить в экзотических местах. Для начала он побывал на острове Мартиника, затем в Панаме, наблюдал за строительством Панамского канала, вспоминал детские годы в Перу, а 1891-м добрался до острова Таити, где решил основательно обосноваться и даже организовать мастерскую.

Гоген часто писал картины с персонажами, списанными с реальных аборигенов, однако большинство из них неохотно соглашались позировать. Да и вообще, жизнь среди туземцев для художника получилась непростой как в бытовом плане, так и в плане коммуникации. Но стоит признать, что всемирную славу Гогену принесли как раз необычные для тогдашних европейцев работы «туземного периода». Только в 1892-м живописец написал около 80 картин, многие из которых и прославили его. Он как-то ненадолго уехал в Европу, а потом все равно возвратился в Океанию. За пару лет до смерти творец очутился на Маркизских островах, здесь также плодотворно работал. Незадолго до кончины его финансовые дела стали потихоньку поправляться, с континента даже пришла тысяча франков за одну из проданных картин…

Мне нравится1Не нравится

Поль Сезанн картины

Пейзаж

Поль Сезанн : «Видишь ли, — пишет он Золя 19 октября 1866 года, — никакие картины, созданные в помещении, в мастерской, никогда не смогут сравниться с теми, что написаны на пленэре. Когда пишешь картины на природе, то контраст между изображаемыми фигурами и фоном получается поразительным, да и сам пейзаж великолепен. Я вижу потрясающие вещи, мне нужно решиться на то, чтобы работать только на пленэре»

Пейзаж с мельницей Морской пейзаж Вид на гору Сен Виктуар с Лов Сена в Берси
       
Пейзаж в Иль-де-Франс Вид Овер-сюр-Уаз Дом доктора Гаше в Овере. 1874 г Пейзаж 1866
       
Вид Боньер 1866г. Поляна 1867г. Дом в Провансе 1867г Пейзаж 1867г
       
Пейзаж 1867г Пейзаж с источником Mont Sainte-Victoire Рядом Экс ан Прованс
       
Улица Де Сюлей. Монмартр Изгиб реки Дорога в Провансе Фабрики Рядом Мон-де-Cengle
       
Пейзаж 1870г Пейзаж в Провансе 1870г L’Estaque под снегом1870г Усадьба в Жас де Боффан
       
Пейзаж с водяной мельницей Аллея каштанов в Жас де Боффан Дорога Масляная мельница
       
Винный двор, вид с улицы Жусси 1872г Дома в Овере Этюд. Пейзаж в Овере Дом повешенного в Овере
       
Бассейн в Жа де Буффан. Море в Эстаке. 1878г Долина Уазе. 1880г Деревня за деревьями. 1879г
       
Берег реки. 1905г Дорога около горы Сент Виктория. 1902г Скалы около пещеры ниже Шато Нуар. 1904г Гора Сент Виктория. 1906г
       
Пейзаж в Провансе. 1880г Пейзаж с линией воды. 1879г Вид на Эстак сквозь деревья. 1879г Тающий снег в лесу Фонтенбло. 1880г
       
Вид на Овер. 1873г Над оврагом. 1879г Мост и водопад в Понтуазе. 1881г Коте де Галлет в Понтуазе. 1880г
       
В долине Уазе 1874г Пейзаж в Жа де Буффан. 1876г Бассейн в Жа де Буффан. 1876г Пейзаж в Провансе. 1875г
       
Пейзаж. 1876г Дорога. 1876г Дорога в Понтуаз. 1875г Фруктовый сад в Понтуаз. 1877г
       
Дом и дерево. 1874г Деревья в Жа де Буффан. 1876г Поворот дороги в Овере. 1873г Вид на Овер. 1873г
       
Крестьянский двор в Овере. 1880г Дома в Эстаке. 1880г Пейзаж в Иль де Франс. 1880г Иль де Франс, пейзаж. 1880г
       
Залив Эстак с востока. 1882г Вид на залив в Марселе со стороны Эстака. 1885г Вид на залив в Марселе со стороны Эстака. 1885г Вид на Эстак. 1883г
       
Фруктовый сад. 1882г Дорога, деревья и озеро. 1882г Скалы в Эстак. 1882г Море в Эстак. 1885г
       
Пейзаж. 1882г Пейзаж в Жа де Буффан. 1885г Эстак, вид сквозь сосны. 1883г Эстак с красными крышами. 1885г
       
Дома в зелени. 1881г В лесу Фонтенбло. 1882г В лесу. 1885г Пейзаж. 1885г
       
Река у моста трёх ключей. 1906г Гарданн. 1886г Гарданн, горизонтальный вид. 1885г Дома в Провансе недалеко от Гарданна. 1886г
       
Поворот дороги. 1882г Каштаны и ферма. 1885г Ферма в Нормандии летом. 1882г Дома вдоль дороги. 1881г
       
Вид на Эстак и Шато д Иф. 1885г Мулен де ля Кулёвр в Понтуазе. 1881г Гора Сент Виктория, вид с Гарданн. 1886г Аллея в Шантильи. 1888г
       
Замок морского ведомства. 1890г Каштаны в Жа де Буффан. 1887г Лес. 1890г Гарданн. 1890г
       
Дом и ферма в Жа де Буффан. 1887г Дом за деревьями по дороге в Толоне. 1887г Дом с красоной крышей. 1890г Жа де Буффан. 1887г
       
Пейзаж в полдень. 1887г Пейзаж с виадуком, гора Сент Виктория. 1887г Большие деревья в Жа де Буффан. 1887г Гора Сент Виктория. 1887г
       
Гора Сент Виктория. 1887г Гора Сент Виктория с большой сосной. 1887г Высокие деревья в Жа де Буффан. 1887г Аллея в Шантильи. 1888г
       
Берег Марны (Вилла на берегу реки). 1888г Большая сосна. 1889г Деревья и дома. 1886г Вид на Гарданн. 1886г
       
Акведук. 1890г Ферма в Бельвю. 1892г Дом с треснувшей стеной. 1894г Голубятня в Бельвю. 1890г
       
Лес. 1894г Дом и деревья. 1894г Мельничный жернов и бак под деревьями. 1894г Гора Сент Виктория. 1890г
       
Гора Сент Виктория. 1890г Гора Сент Виктория. 1890г Горы в Провансе. 1890г Отражения на воде. 1890г
       
Дом Марии с видом на Шато Нуар. 1895г Гора Сент Виктория. 1895г Гора Сент Виктория. 1897г Гора Сент Виктория. 1898г
       
Деревья и жернова. 1894г Каменоломни Бибемюс. 1898г Каменоломни Бибемюс. 1898г Каменоломни Бибемюс. 1900г
       
Каменоломни Бибемюс. 1900г Красная скала в Бибемюс. 1897г Ферма в Монжеру. 1898г В лесу. 1899г
       
Угол карьера. 1902г Лес у скальных пещер над Чёрным замком. 1904г Дома на холме. 1903г Хижина Журдена. 1906г
       
Хижина Журдена. 1906г Большая сосна. 1905г Мельница на реке. 1906г Гора Сент Виктория. 1905г
       
Гора Сент Виктуар вид с Лов. 1905г Гора Сент Виктуар. 1906г Гора Сент Виктуар. 1902г Гора Сент Виктуар. 1902г
       
В парке Шато Нуар. 1900г В парке Шато Нуар. 1900г В лесу. 1898г Большая сосна и красная земля. 1895г
       
Деревья и жернова. 1894г Поворот дороги в лесу. 1906г Голубой пейзаж. 1903г Шато Нуар. 1904г
       
Шато Нуар. 1904г Шато Нуар. 1904г Шато Нуар. 1904г Шато Нуар. 1905г
       
Озеро в Аннеси. 1896г Гора Сент Виктуар вид с Лов. 1903г Гора Сент Виктуар вид с Лов. 1905г Деревня в Провансе.
       
Бассейн и умывальник в Жа де Буффан. Завтрак на траве. Мост над прудом. Деревья конского каштана в Жа де Буффан.
       
Гийомен в дороге. Равнина перед горой Сент Виктория. Река на равнине. Скалы.

Творчество Поля Гогена

Поль Гоген (1848-1903) — одна из центральных фигур в художествен­ной жизни Франции последней четверти XIX века.

Творче­ство Гогена обычно рассматривают в русле  постимпрессионизма. Но вряд ли к нему можно пол­ностью применить это определение. Художник-самоучка Го­ген последовательно прошел через влияния барбизонской школы, импрессионистов, символистов, увлекался японским искусством и работами своих современников, и ни одно из этих заимствований не изменило его творческого лица.

Поль Гоген прожил бурную жизнь, полную противоречий, пе­риодов горького отчаяния, тяжкой борьбы за существование.

Это был человек, поистине одержимый искусством: никакие превратности судьбы не могли отвлечь его от живописи, от неутомимых творческих поисков.

Родился Гоген в Париже в дни Революции 1848 года. Его отец был сотрудником «Насьональ» — газеты умеренно рес­публиканского толка. Изменение политического курса заста­вило его в 1849 году покинуть родину. На корабле, напра­влявшемся в Южную Америку, он внезапно умер. Вдова с детьми в 1855 году вернулась во Францию. Ее старший сын Поль — будущий художник — с трудом переносил обста­новку закрытых учебных заведений, где он воспитывался, и мечтал стать моряком. Семнадцатилетним юношей нанялся он матросом на торговый корабль, затем служил в военном флоте и в результате лишился наследства по завещанию матери, возмущенной этим «позором».

Вернувшись в Париж, Гоген, по протекции опекуна, устраивается на должность банковского служащего и при­обретает независимое положение. Весь свой досуг он посвя­щает искусству, бывает в музеях, занимается в частной академии Колароссии.

Первые работы Гогена, появившиеся на выставках, — «Се­на у Иенского моста» (1875), «Сусанна» (1880), «Сад под снегом» (1883) — были близки к импрессионизму по манере письма. Но вскоре Гоген, увлеченный эстетической програм­мой символистов, придававших особое эмоциональное значе­ние цвету, линии и другим элементам формы, отказывается от характерного для импрессионистов разложения цветов. Его вещи, написанные в 1887 году, во время поездки на остров Мартинику, отличает тенденция к декоративному по­ниманию цвета, кладке краски целыми плоскостями вместо отдельных мазков, к подчеркнутой выразительности линий и силуэта. Это и определяет, в сущности, стиль Гогена.

В 1888 году Гоген живет в Бретани. К этому времени он уже оставил службу в банке и предался целиком искусству, невзирая на материальные лишения. Выработанные на Мар­тинике новые принципы живописи художник пытается при­ложить к изображению природы и людей французской про­винции, хранившей в своем быту многие черты старины.

Картины «Видение после проповеди или борьба Иакова с ангелом», «Натюрморт с щенятами», «Арльское кафе», «Старые девы в Арле» характерны стремлением к обобще­нию выразительных средств живописи. Некоторые приемы рисунка и композиции идут в них от японской гравюры.

Эта линия поисков развивается в работах 1889—1890 го­дов: «Прекрасная Анжела», «Стога», «Желтый Христос», «Здравствуйте, господин Гоген!», пронизанных настроением тоски и усталости. Последнее было вызвано тяжелым ду­шевным состоянием художника, которого все более сдав­ливали неумолимые тиски нужды и неприз.нанности.

В 1891 году Гоген осуществил свою давнюю мечту о поездке на Таити. Жизнь в хижине на берегу моря, среди тропической природы кажется художнику раем. Он много и плодотворно работает, относясь к приютившим его тузем­цам с искренней теплотой и симпатией. Именно здесь соз­даны знаменитые картины Гогена: «Беседа» (1891), «А ты ревнуешь?» * (1892), «Дух мертвых бодрствует» (1892), «Женщина, держащая плод» (1893) и другие. В них худож­ник пытается объединить свои реальные наблюдения с чув­ством поэтического строя жизни человека в природе.

Когда в 1893 году, вернувшись во Францию, Гоген уст­роил выставку своих новых картин, они вызвали восхище­ние друзей-художников. Но вкусу буржуазной публики пре­тили сцены «из жизни дикарей», необычная живопись раз­дражала завсегдатаев салонов.

Через два года художник вновь уехал на Таити. Теперь, наряду с такими шедеврами, как «Жена короля» (1896), «Семья таитян» (1896), он создает ряд картин с религиоз­но-мистическими реминисценциями. Это были последние работы Гогена. Его жизнь усложняется: неизменная готов­ность помочь туземцам встречает резкое противодействие колониальных властей. Он умирает приговоренный к тюрь­ме, больной, почти ослепший.

Начало искусства

Первые 10 лет брака Поля и Метте прошли спокойно и благополучно. Гоген был лишь любителем в живописи. И рисовал только в свободное от биржи время.

Более всего Гогена прельщали импрессионисты. Вот одна из работ Гогена, написанная с типичными для импрессионизма бликами света и милым уголком сельской местности.

Поль Гоген. Птичник. 1884 г. Частная коллекция. The-athenaeum.com

Гоген активно общается с такими выдающимися живописцами своего времени как Сезанн, Писсаро, Дега.

Их влияние чувствуется в ранних работах Гогена. Например, в картине “Сюзанна за шитьем”.

Поль Гоген. Сюзанна за шитьем. 1880 г. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, Дания. The-athenaeum.com

Девушка занята своим делом, а мы словно подглядываем за ней. Вполне в духе Дега.

Гоген не стремится ее приукрасить. Она сгорбилась, что сделало ее осанку и живот малопривлекательными. Кожа же “безжалостно” передана не только бежевым и розовым, но и синим и зелёным цветами. А это уже вполне в духе Сезанна.

А некоторая безмятежность и умиротворение взяты явно у Писсарро.

1883 год, когда Гогену исполняется 35 лет, становится переломным в его биографии. Он ушёл с работы на бирже, уверенный, что быстро прославится, как живописец.

Но надежды не оправдались. Накопленные деньги быстро закончились. Супруга Метте, не пожелав жить в бедности, уезжает к родителям, забрав детей. Это означало крах их семейного союза.

↑ Первые работы

       На парижских выставках появились, наконец, первые картины Гогена: «Сусанна», «Сена у Иенского моста», «Сад под снегом» (1875 – 1883). По манере исполнения они были приближены к импрессионизму. Позднее Гоген увлекся эстетикой символистов, которые делали эмоциональный акцент на цвете и линии, и отказывается от импрессионистской манеры разложения цветов. В 1887 г. Гоген уехал на о. Мартинику, чтобы сосредоточиться и отточить свой стиль письма. И картины, написанные там, уже демонстрируют декоративность цвета и подчеркнутую выразительность силуэта. Эти основные признаки и определяют узнаваемый стиль Гогена.

Воспевший Полинезию

Постепенно Гоген стал укрепляться в мысли, что цивилизация — это зло. Выросший на экзотической родине матери, в Перу, он всегда тянулся к жаркому климату, ярким краскам и экзотике. В 1891 году он уехал на Таити. Новый мир захватил его целиком. Сумасшедшая яркость палитры, намеренное отсутствие гармонии в цветах, глубины и перспективы — Гоген нарушал все правила европейской живописи, искал новые выразительные средства, чтобы отобразить совершенно новое и ранее неизведанное — первобытную, нетронутую цивилизацией культуру, которой он восхищался. Он полностью погрузился в работу и писал с необычайной легкостью. За два года Гоген создал около 80 полотен.

Он приехал во Францию, но совсем ненадолго. Гоген привез в Европу свои новые картины, рассчитывая на удивление и признание, а значит, и на успех.

Поль Гоген «А, ты ревнуешь?» (1892)

Поль Гоген «Дух мёртвых не дремлет» (1892)

Но в Париже его не ждали, не поняли и не приняли. Выставка, где он представил публике 10 своих новых работ, не вызвала ничего кроме осмеяния. Моделей-таитянок парижское общество называло «четверорукими самками».

Но если бы только общество… Гогена не понимали и его бывшие товарищи. Только Дега, восхитившись новой манерой Гогена, поддержал его и купил несколько полотен. Писсарро, Ренуар и Моне назвали его полинезийскую живопись «скверной».

В 1895 году Поль Гоген окончательно вернулся в Полинезию. Отныне его жизнь была здесь. Он женился на молодой таитянке, писал пейзажи, работал журналистом, сочинял рассказы. Именно тут из-под его кисти вышли лучшие полотна, где отголоски европейской культуры перекрыл мощный чистый голос местных мифов и колорита: «Автопортрет с желтым Христом» (1890), «Королева, жена короля» (1896), «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» (1897). Его последним пристанищем стал остров Хива-Оа, где Поль Гоген скончался в возрасте пятидесяти пяти лет. Славу и признание он получил только после смерти, но влияние его творчества на дальнейшее развитие европейского искусства бесспорно.

Картина Поля Гогена «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» (1898) хранится в бостонском Музее изящных искусств (США). Сам художник указывал, что «читать» полотно надо справа налево: три группы фигур будут иллюстрациями к поставленным вопросам

Поделиться ссылкой

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: