Ранняя карьера
В возрасте 18 лет Мане начал учиться у Томаса Кутюра, изучая основы рисунка и живописи. В течение нескольких лет Мане тайком уходил в Лувр и часами сидел, копируя работы старых мастеров. С 1853 по 1856 год он путешествовал по Италии, Германии и Голландии, чтобы увидеть блеск нескольких восхищенных художников, в частности Франса Хальса, Диего Веласкеса и Франсиско Хосе де Гойи. После шести лет учебы Мане наконец открыл собственную студию. Его картина «Абсент» является прекрасным примером его ранних попыток реализма, самого популярного стиля того времени. Несмотря на успех в реализме, Мане стал придерживаться более свободного, импрессионистического стиля. Используя широкие мазки кисти, он выбирал в качестве своих сюжетов повседневных людей, занятых повседневными делами. Его полотна были заполнены певцами, уличными людьми, цыганами и нищими. Эта нетрадиционная направленность в сочетании со зрелым знанием старых мастеров поражала одних и настораживала других.
Для своей картины «Музыка в Тюильри», Мане установил мольберт на открытом воздухе и часами стоял, составляя модную толпу горожан. Когда он показывал картину, некоторые думали, что она не закончена, в то время как другие понимали, что он пытался передать. Пожалуй, самая известная его картина — «Завтрак на траве», которую он завершил и выставил в 1863 году. Сцена двух молодых людей, одетых и сидящих рядом с обнаженной женщиной, встревожила нескольких членов жюри, делавших выбор для ежегодного Парижского салона, официальной выставки, организованной Парижской Академией изящных искусств. Из-за его предполагаемой непристойности они отказались его показывать. Однако Мане был не одинок, поскольку в том году было отказано во въезде более чем 4000 картинам. В ответ Наполеон III учредил Салон отказов, чтобы выставить некоторые из этих отвергнутых работ, включая представление Мане.
В это время Мане женился на голландке Сюзанне Линхофф. Она была учительницей Мане по игре на фортепиано, когда он был ребенком, и некоторые считают, что некоторое время она также была любовницей отца Мане. К тому времени, когда она и Мане официально поженились, они были связаны почти 10 лет и имели маленького сына по имени Леон Кеоэлла Линхофф. Мальчик позировал отцу для картины 1861 года «Мальчик с мечом».
Биография Эдуарда Мане
Эдуар Мане родился в Париже 23 января 1832 года в довольно респектабельной семье. Отец будущего художника, Огюст Мане, служил в министерстве юстиции, а мать была дочерью дипломата.
Отец желанию сына учиться на художника яростно воспротивился. В конце концов, полем для его дальнейшей карьеры выбрали морскую службу. Но юноша провалил вступительные экзамены в морское училище. Оказавшись не у дел, он устроился юнгой на торговое судно. В декабре 1848 года новоиспеченный юнга оказался на борту парусника, отправлявшегося в Рио-де-Жанейро.
Вернувшись во Францию, Эдуар наконец-то смог победить стойкую неприязнь отца к занятиям искусством. Бунтарский дух заставлял его искать не совсем обычные пути в жизни.
Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Юношу привлекла эта скандальная слава. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Мане явно скучал в мастерской Кутюра.
Последовавшая в том же году смерть отца освободила художника от многих ограничений, сковывавших его жизнь. Полученное наследство позволяло ему теперь не думать о том, как заработать себе на жизнь. В создавшихся условиях Мане почувствовал себя достаточно свободным для того, чтобы жить и писать так, как ему хочется. Следствия этого проявились очень быстро. Новую его картину «Завтрак на траве».
К концу 1860-х годов Мане приобрел двусмысленную репутацию. Многие считали его каким-то исчадием ада — между тем как это был воспитанный человек с безукоризненными манерами. Выставленные в Салоне картины Мане продолжали подвергаться нападкам критики, а его персональную выставку, организованную в рамках Всемирной парижской выставки 1867 года, попросту освистали. В этих обсуждениях и были сформулированы основополагающие принципы импрессионизма.
Но начавшаяся в 1870 году франко-прусская война заставила на время забыть о живописи. Мане поступил в артиллерию в звании лейтенанта.
После войны «банда Мане», как называли художников-«батиньольцев» обыватели от искусства, вновь собралась в Париже.
Мане поддерживал импрессионистов, однако никогда не выставлялся вместе с ними, считая, что битва за современное искусство должна разворачиваться только в рамках официального Салона. Впрочем, это не помешало ему взять на вооружение некоторые чисто импрессионистические приемы письма.
В 1874 году он поехал в Аржантей, где работал на пленэре рука об руку с Моне и Ренуаром. Следы всего этого без труда обнаруживаются в его работах того времени.
В 1879 году у Мане появились грозные признаки атаксии, при которой, вследствие поражения головного мозга, нарушается координация движений. Чуть позже он уже не мог писать. По иронии судьбы именно в эти годы к художнику пришло долгожданное признание.
В 1881 году он получил медаль Салона, а чуть позже был награжден орденом Почетного легиона.
Весной 1883 года Мане ампутировали левую ногу. Операция прошла неудачно, и вскоре Мане скончался. Произошло это 30 апреля, как раз накануне открытия очередного Салона.
Краткая биография
- Во время путешествия на парусном судне в 1847 г. Эдуард Мане посетил Бразилию – солнечную страну экзотики. Он много рисовал: портреты матросов, тропические пейзажи, в которых было много красок и света, бразильских женщин, разноцветные карнавалы, море.
- Возвратившись из плавания, он в 1849 г. сдаёт повторный экзамен, который снова оканчивается провалом. Но сейчас отец уже смягчился: он увидел, что его сын действительно обладает художественным талантом, и разрешил ему заниматься живописью.
- В 1850 г. Мане поступил в мастерскую Т. Кутюра. Но этот известный художник представлял классическую французскую школу живописи (академизм), что не устраивало молодого художника, он покинул его мастерскую, но затем снова вернулся по настоянию отца.
- Начались творческие поездки Мане, связанные с самообразованием: в 1851 г. он посетил художественные музеи Голландии, где его особенно привлекла живопись Ф. Халса.
- В 1853 г. отправился в Италию для изучения картин художников Возрождения – теперь на него особое впечатление произвёл Веласкес.
- На обратном пути он посетил европейские страны, изучая шедевры музеев Дрездена, Вены, Мюнхена, Праги. И во всех этих путешествиях он рисовал, копировал, делал наброски.
- К 1856 г. Мане уже был признан художником, подающим надежды. Он принят в высший круг парижского общества, подружился с Ш. Бодлером, самым модным в то время французским поэтом. Его работы 50-х годов можно назвать галереей человеческих характеров. Он сочетает реалистическое изображение с романтизацией образов.
- Самыми заметными работами этого периода являются картины «Любительница абсента» (1859) и «Лола из Валенсии» (1862).
- В 1863 г. появляется одна из самых известных работ Мане – «Завтрак на траве».
- К 1859 г. художественное образование Э. Мане было завершено – так он сам решил. Теперь надо выставлять свои картины в Парижском салоне (престижная ежегодная выставка). Для этого он выбрал картину «Любитель абсента» (1859), хотя его учитель Кутюр это решение не одобрил, а жюри салона картину отвергло, увидев в ней много недостатков. Это творческое поражение на некоторое время озадачило художника и приостановило его поиски новых путей в живописи.
- В 1861 г. две картины Мане «Портрет родителей» и «Гитарреро» были одобрены жюри Салона.
- В 1862 г. он написал картину «Музыка в Тюильри», полностью порвав с академической техникой живописи, изобразив лица людей абстрактно, картину следовало рассматривать с некоторого расстояния. Это был новый шаг в живописи. Как обычно, новое часто вызывает непонимание – так случилось и с картиной Мане.
- В это же время Мане занялся офортом (разновидность гравюры на металле).
- В 1863 г. все представленные Мане картины были отвергнуты Салоном, как и 2800 картин других художников. При содействии Наполеона III была организована другая выставка – «Салон отверженных». Но картина Мане «Завтрак на траве» не только не получила высокой оценки, а даже была осмеяна, хотя в дальнейшем стала символом этого Салона.
- В 1864 г. художник выставляет свои картины в двух Салонах: официальном и «Салоне отверженных».
- Знаменитая ныне картина «Олимпия» (1863) в Салоне 1865 г. вызвала гнев и негодование, была признана непристойной и даже вульгарной. В результате всеобщей травли Мане сбежал в Испанию. А жюри Салонов с этого времени стало регулярно отвергать его картины.
- В 1874 г. Эдуард Мане особенно сближается с художниками-импрессионистами Моне, Сезанном, Дега, работает рядом с ними на пленэре (на природе), но в выставках импрессионистов не участвует.
- К 1874 г. он фактически уже выработал свой оригинальный стиль, во многом близкий к импрессионизму.
- Только в 1879 г. картины Мане «В оранжерее» и «В лодке» приняты Салоном.
- В последующие годы художник много пишет, в том числе создает полотна на исторические темы, а также портреты, жанровые картины городской жизни, натюрморты, пейзажи, занимается офортом и литографией.
- К 1877 г. Мане, наконец, приобретает признание. Его картины охотно принимаются Салонами.
- С 1879 г. его начинают одолевать болезни: сначала ревматизм, затем нарушается координация движений, Мане с трудом передвигается.
- В 1881 г. он награждён высшим французским знаком отличия – орденом Почётного легиона.
- В 1882 г. художник создает большое полотно «Бар в „Фоли-Бержер“», которое Салон принял с большим энтузиазмом. Это была последняя его работа.
- 19 апреля 1883 г. Мане ампутировали левую ногу, а 30 апреля 1883 г. он умер.
Художник Эдуард Мане
Батиньольская группа
Эдуард Мане. Испанский музыкант (Гитарреро). 1860 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
После возвращения из Испании Мане вновь приступает к написанию картин вопреки слухам, что сколь бы не была хороша следующая работа художника, жюри Салона всё равно её отвергнет. В это время для Мане особенно ценной была поддержка, оказанная его друзьями и поклонниками. Часто покупая холсты и краски в магазине на улице Гранд-рю-де-Батиньоль, Мане вскоре стал завсегдатаем расположенного рядом кафе Гербуа, среди которых завсегдатаями были как неизвестные писатели и художники, так и уже знаменитые Фантен-Латур, Уистлер, Дюранти, Дега,Ренуар, Моне, Писсарро. Особняком стоит Эмиль Золя — горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. По свидетельству современников, Мане был признанным авторитетом этой группы, тем не менее, это неформальное собрание было достаточно либеральным, его участники не боялись критиковать Мане.
Правда, не обошлось и без казусов: упрёки и грубая критика со стороны Дюранти вынудила Мане вызвать последнего на дуэль, которая и состоялась, приведя к ранению обидчика. Несмотря на этот факт, Дюранти и Мане помирились, сочтя происшедшее недоразумением, и остались хорошими друзьями до самой смерти Эдуарда.
Последние годы
В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. В декабре 1881 года по рекомендации Антонена Пруста, друга детства художника и нового министра культуры, Мане был награждён орденом Почётного легиона.
Преодолевая проявление болезни, Мане написал последнее большое масляное полотно «Бар в „Фоли-Бержер“», которое с энтузиазмом было воспринято в Салоне в 1882 году. В эти годы Мане наконец получает признание своего таланта — даже со стороны тех, кто всю жизнь с ним боролся. Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. 19 апреля 1883 года ему ампутировали левую ногу, а через 11 дней он умер в страшной агонии. На похороны великого творца собрался весь артистический Париж.
Чужой среди своих
В 1866 году импрессионисты регулярно собирались в кафе Гербуа квартала Бартиньоль. Моне, Писсарро, Дега, Сезанн, Ренуар — и Мане, которого в своем небольшом кружке они считали старшим. Правда, это старшинство распространялось только на жаркие баталии с представителями официально признанного искусства — здесь молодым художникам было далеко до красноречивого и имеющего уже немалый опыт борьбы с «академиками» Эдуарда. А вот при выездах на природу Мане становился их учеником. Постепенно его палитра светлела, приобретала легкость и большую воздушность. Однако Эдуард так и не принял технику неоформленного мазка и дивизионизма и к тому же не отказался от черного цвета. И что интересно, в окружении все более ярких и светлых тонов черный у Мане приобретал совершенно удивительную выразительность, достаточно взглянуть на портрет Берты Моризо его кисти (1872) или картину «Бал в опере» (1873).
Эдуард Мане «Сливовица» (ок. 1877)
Эдуард Мане «Бар в Фоли-Бержер» (1881–1882)
Но, говоря откровенно, несмотря на всю свою скандальную известность, настоящего признания Эдуард Мане так и не получил даже от импрессионистов. Большинство современников полагали его главой целой школы, но Мане не был импрессионистом.
Знаменем, символом, наставником — да, но не создателем. И все же его роль в импрессионизме неоценима.
Точнее всего, пожалуй, о нем сказал Поль Сезанн: «Что делает Мане настоящим предвестником, этого, что он дал формулу простоты в эпоху, когда официальное искусство было напыщенным и соглашательским».
Самые скандальные картины Э. Мане:
Эдуард Мане «Любитель абсента» (1858—1859)
Эдуард Мане «Завтрак на траве» (1863)
Эдуард Мане «Олимпия» (1863)
Поделиться ссылкой
Эдгар Дега (1834—1917).
Андрей Аллахвердов. Эдгар Дега. 2020. Личная коллекция художника Allakhverdov.com
Дега не был классическим импрессионистом. Он не любил работать на пленэре (на открытом воздухе). У него вы не найдёте намеренно высветленной палитры.
Наоборот, он любил чёткую линию. Черного цвета у него предостаточно. И работал он исключительно в студии.
Но все же его всегда ставят в ряд с другими великими импрессионистами. Потому что он был импрессионистом жеста.
Неожиданные ракурсы. Асимметрия в расположении объектов. Застигнутые врасплох персонажи. Вот главные атрибуты его картин.
Он останавливал мгновения жизни, не давая персонажам опомниться. Посмотрите хотя бы на его “Оркестр оперы”.
Эдгар Дега. Оркестр оперы. 1870. Музей д’Орсе, Париж. Wikimedia Commons.
На переднем плане спинка стула. Музыкант к нам спиной. А на заднем фоне балерины на сцене не уместились в “кадр”. Их головы беспощадно “обрезаны” краем картины.
Так любимые им танцовщицы далеко не всегда изображены в красивых позах. Порой они просто делают растяжку.
Но такая импровизация мнимая. Конечно, Дега тщательно продумывал композицию. Это лишь эффект стоп-кадра, а не настоящий стоп-кадр.
Эдгар Дега. Две балетные танцовщицы. 1879. Музей Шелбурн, Вермут, США
Эдгар Дега любил писать женщин. Но болезнь или особенности организма не позволяли ему иметь с ними физический контакт. Он никогда не был женат. Никто никогда не видел его с дамой.
Отсутствие реальных сюжетов в его личной жизни добавляло тонкую и напряженную эротичность его образам.
Эдгар Дега. Звезда балета. 1876-1878. Музей д’Орсе, Париж. Wikimedia Commons.
Обратите внимание, что на картине “Звезда балета” прорисована только сама балерина. Ее коллеги за кулисами еле различимы
Разве что несколько ног.
Это не значит, что Дега не закончил картину. Таков приём. Оставить в фокусе лишь самое главное. Остальное сделать исчезающим, неразборчивым.
О других картинах мастера читайте в статье “7 выдающихся картин Эдгара Дега”.
Тяжелым бременем на плечи легли финансы и печаль
Несмотря на то, что картины Моне искрились яркими красками и светом, передавали всеобъемлющее ощущение счастья, их не спешили покупать. 1877 год художник посвятил серии работ на Сен-Лазарском вокзале. Он надеялся, что современный вид транспорта, изображенный на холсте, будет популярен среди обеспеченных граждан, часто пользующихся услугами железной дороги. Но почему-то они предпочитали старомодные картины с каретами и лошадьми.
Главный меценат импрессионистов Дюран-Рюэль, пострадавший финансово в экономический кризис, перестал покупать картины Моне. Для всех настали трудные времена, Клоду порой нечем было кормить семью. Спасал лишь Эрнест Гошеде – финансист, который ценил искусство и заказал живописцу серию панно для своего замка. Не только трудное финансовое положение тяготило семью Моне, в это время ещё тяжело заболела жена художника Камилла.
В семье Моне родился второй ребенок, это серьезно ослабило организм болевшей чахоткой Камиллы. Помимо этого, не было денег на хорошее питание и лекарства. Вскоре после родов Камилла умерла, это произошло в 1879 году. Заботиться о сыновьях Клода стала соседка по дому в Ветее, который снимала семья Моне вместе с супругами Гошеде. Через некоторое время у художника и Алисы Гошеде возникли чувства друг к другу. Муж Гошеде, узнав об этом, покидает возлюбленных, оставив с ними восьмерых своих с Алисой детей.
Клод Моне и Алиса Гошеде (крайние слева) с детьми, 1886 год
Карьера и личная жизнь:
Происхождение: Эдуард Мане родился в Париже 23 января 1832 года. Он был сыном Огюста Мане, высокопоставленного судьи, и Эжени-Дезире Фурнье, дочери дипломата и крестницы шведского короля Карл XIII, от которого происходили шведские монархи.Образование: В 1841 году он поступил в среднюю школу, Коллеж Rollin. С 1850 по 1856 г., Мане учился у академического художника Томаса Кютюре.Оказали влияние: Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Франсиско Гойя.
Основные этапы творчества:
В 1856 году, после шести лет ученичества, Мане, наконец, открыл свою собственную студию. Его творческая карьера продолжалась 22 года, с 1861 г. вплоть до его кончины в 1883 году. В стиле господствующего на то время реализма он нарисовал картину “Любитель абсента” (1858-59), однако жюри салона отвергло ее. Впоследствии две картины Мане «Портрет родителей» и «Гитарреро» (1861) принесли ему известность, деньги и одобрение его отца, который ранее выступал против увлечения Мане живописью.
Его ранние шедевры, Завтрак на траве и Олимпия, оба написанные 1863 году, считаются его наиболее революционными работами, оказавшими большое влияние на молодых художников, создателей импрессионизма. Они также рассматривались как картины ознаменовавшие рождение современного искусства.
Позже Мане создал свои самые яркие, написанные на пленэре, картины Аржантей и В лодке (1874 г.), Большой канал в Венеции (Голубая Венеция) (1875), Рю Mosnier с флагами, (1878).
В последние годы жизни Эдуард Мане написал много небольших картин, такие как Пучок спаржи, Лимон (обе в 1880 г.).
Часто, эти малые работы Мане дарил своим друзьям. Его последними крупными работами были: Жанна (Весна) (1881 г.), Бар в Фоли-Бержер (1882 г.), которые он писал преодолевая свою развивающуюся болезнь – нарушение координации движений.
Личная жизнь:
В 1847 году Мане отправился в путешествие на парусном судне в Бразилию, экзотичность видов, яркость и богатство красок которой, произвели на него неизгладимое впечатление и усилили желание стать художником.
С 1853 по 1856 год, Мане посетил Германию, Италию и Нидерланды. На протяжении всего своего путешествия он находился под влиянием голландского художника Франса Хальса и испанских художников Диего Веласкеса и Франсиско Хосе де Гойя.
После смерти своего отца в 1862 году, он в следующем году женился на голландке Сьюзане Леенхофф. Она была пианисткой и учительницей музыки в доме Мане. До того, как они официально вступили в брак, у них были почти 10 летние отношения и общий ребенок родившийся до их брака. Их сын родился в 1852 году и получил имя Леон Коэлла Леенхофф.
Эдуард Мане был дружен с такими выдающимися импрессионистами как Эдгар Дега, Клод Моне, Пьер-Огюста Ренуар, Альфред Сислей, Поль Сезанн и Писсарро. При этом он сам находился под влиянием импрессионистов, особенно Моне и Моризо.
Мане был небольшого роста и обладал красивой внешностью. Он отличался остроумием, добротой и щедростью по отношению к своим друзьям.
Он страдал от ревматизма и локомоторной атаксии. В апреле 1883 года, его левая нога была ампутирована из-за гангрены, и он умер одиннадцать дней спустя, в возрасте 51 года, в Париже.
Он был похоронен на городском кладбище Пасси в Париже.Изюминка: Парижский салон отказался демонстрировать его раннюю работу “Завтрак на траве” на выставке 1863 года, однако Мане выставил ее в Салоне отверженных.
Потанина Елена и Илья Новиков
Елена и Илья долгое время были самой красивой парой в игре «Что? Где? Когда?». За их отношениями наблюдали не только игроки, но и все телезрители. Они всегда сидели рядом, обменивались нежными взглядами.
Некоторое время назад девушка призналась, что Илья сделал ей предложение. Эта новость стала радостью для многих любителей игры, поклонников такого таланта и ума.
Будущий муж Елены Потаниной — Илья Новиков — тоже не стал скрывать, что дело идет к созданию новой семьи, они были по-настоящему счастливы.
Не так давно все стали замечать, что будущие молодожены охладели друг к другу и между ними что-то произошло. Как они ни старались скрыть этот холод от окружающих, но со временем вопросы о свадьбе заставили молодых признаться, что все отменяется.
Считалось, что это просто временная ссора, которая часто происходит перед самым важным шагом в жизни. Все думали, что пара вновь помирится и дело точно дойдет до бракосочетания. Но порой жизнь складывается не так, как ее планируешь.
Последующие работы
Пытаясь еще раз получить признание в салоне, Мане представил картину «Олимпия» в 1865 году. Этот поразительный портрет, вдохновленный тициановской «Венерой Урбинской», изображает развалившуюся обнаженную красавицу, которая беззастенчиво смотрит на своих зрителей. На членов жюри салона это не произвело впечатления. Они сочли это скандальным, как и широкая публика. Современники Мане, с другой стороны, стали считать его героем, человеком, готовым сломать стереотип. Оглядываясь назад, он звенел в новом стиле и возглавлял переход от реализма к импрессионизму. Через 42 года «Олимпия»будет установлена в Лувре.
После неудачной попытки Мане в 1865 году он отправился в Испанию, где написал картину «Испанский гитарист». В 1866 году он познакомился и подружился с романистом Эмилем Золя, который в 1867 году написал блестящую статью о Мане во французской газете «Фигаро». Он отметил, что почти все значимые художники начинают с оскорбления чувств нынешней публики. Эта рецензия произвела впечатление на искусствоведа Луи-Эдмона Дюранти, который тоже стал его поддерживать. Его друзьями стали такие художники, как Поль Сезанн, Поль Гоген, Эдгар Дега и Клод Моне.
Некоторые из самых любимых работ Мане-его сцены в кафе. Его законченные картины часто основывались на небольших набросках, которые он делал во время общения. Эти работы, в том числе «At the Cafe», «The Beer Drinkers» и «The Cafe Concert», среди прочих, изображают Париж 19-го века. В отличие от обычных художников своего времени, он стремился осветить ритуалы как простого, так и буржуазного французского народа. Его подданные читают, ждут друзей, пьют и работают. В резком контрасте со сценами в кафе Мане писал также трагедии и триумфы войны. В 1870 году он служил солдатом во время франко-германской войны и наблюдал за разрушением Парижа. Его мастерская была частично разрушена во время осады Парижа, но, к его радости, арт-дилер по имени Поль Дюран-Рюэль купил все, что смог спасти из-под обломков, за 50 000 франков.
Личная жизнь
Жена: Сюзанна Леенхофф (Мане, 1829-1906). С 1849 г. она преподавала младшим братьям Э. Мане игру на фортепьяно. Стала женой художника в 1863 г. Изображена на многих его картинах:
- «Испуганная нимфа» (1861)
- «Чтение» (1868)
- «Мадам Мане на синей софе» (1874)
- «Мадам Мане в оранжерее» (1879)
- «Мадам Мане за роялем» (1868) и др.
«Мадам Мане за роялем» (1868)
Дети: своих детей у Эдуарда Мане не было.
У Сюзанны был сын, Леон Леенхофф (1852-1927), Эдуард Мане был его крестным отцом. При рождении Леона в качестве отца был указан никому не известный Коэла. Некоторые исследователи творчества художника считают, что отцом ребёнка на самом деле был Эдуард Мане. Но это всего лишь предположение.
Леон Леенхофф изображён на 17 полотнах Мане:
- Портрет Леона Леенхоффа (1868)
- «Завтрак в ателье» (1868)
- «Мыльные пузыри» (1867)
- «Чтение» (1868)
- «Мальчик со шпагой» (1861) и др.