Пьер огюст ренуар: жизнь и творчество художника

Личная жизнь актрисы

Вскоре Жанне уже было не до портретов. У неё завязался роман с сыном богатого брокера. Его отец был против брака с актрисой. Это в наше время взять в жены знаменитую актрису – престижно. А тогда профессия актрисы считалась слишком легкомысленной.

Несмотря на протест семьи, они поженились. Никто из родных жениха на свадьбу не пришёл.

Две дочери пошли по стопам Жанны. Обе стали актрисами. Жанна была счастливой матерью и женой. Муж не запрещал ей играть в театре. Она даже написала детскую книгу. Которая была очень популярна.

Но этим успехом она не успела насладиться. В 32 года она заболела брюшным тифом и спустя неделю умерла.

Муж пережил ее на 13 лет. Все это время портрет Жанны в изумрудном платье висел в их квартире. Наследники продали его за 30 тысяч франков. Когда-то Жанна купила его у Ренуара за 100 франков.

Закат светлого художника

В 1897 году здоровье живописца дало сбой. После перелома руки у Огюста возникли осложнения, он стал страдать ревматизмом

Жена заботилась о своем творческом муже, окружила его любовью и вниманием. К сожалению, сложилось так, что Ренуар оказался в инвалидном кресле

Писать картины заядлый художник не бросил. Даже будучи в коляске, он рисовал. Сохранилось много архивных фото, где Ренуар запечатлен в инвалидном кресле напротив мольберта. Приятель Анри Матисс часто навещал Пьера Огюста и удивлялся его упорному труду, ведь каждый взмах кисти художника сопровождался сильной болью. Ренуар отвечал, что боль пройдёт, а красота, созданная художником, останется.

В свои последние годы живописец всё больше внимания уделял образам молодости. К тому же, в жизнь художника ворвалась Первая мировая война, сыновья ушли на фронт, а супруга скончалась. Ренуар остался один, без того тепла и уюта, что дарила ему Алина.

Тем не менее рисовал Ренуар до последнего дня, который наступил для него 3 декабря 1919 года. Он заболел пневмонией, и его ослабленный организм уже не справился с болезнью. Последней картиной художника стал «Натюрморт с анемонами». Ренуару было 78 лет, но даже его самая последняя картина была наполнена красками и светом.

Пьер Огюст Ренуар рисует в своём саду, 1912 год

Огюст Ренуар создавал картины на протяжении шестидесяти лет. Он рисовал, даже сидя в инвалидном кресле, настолько сильным было его желание писать картины. До последнего дня он не выпускал кисть из своих рук, выпустив её лишь за день до смерти и сказав:

На обложке: Фрагмент картины Пьера Огюста Ренуара «Автопортрет», 1899 год. Местонахождение: Институт искусств Кларков, Уильямстаун, США

Творчество[править | править код]

1862 – 1873 Выбор жанровправить | править код

В начале 1862 года Ренуар сдал экзамены в Школу изящных искусств при Академии художеств и записался в мастерскую Глейра. Там он встретился с Фантен-Латуром, Сислеем, Базилем и Клодом Моне. Вскоре они подружились с Сезанном и Писсарро, так сложился костяк будущей группы импрессионистов. В ранние годы Ренуар находился под влиянием творчества барбизонцев, Камиль Коро, Прюдона, Делакруа и Курбе. В 1864 году Глейр закрыл мастерскую, обучение закончилось. Ренуар начал писать свои первые полотна и тогда впервые представил в Салон картину “Эсмеральда, танцующая среди бродяг”. Ее приняли, но когда холст вернулся к нему, автор его уничтожил. Избрав в те годы жанры для своих произведений, он не изменял им до конца жизни. Это пейзаж — “Жюль ле Кёр в лесу Фонтенбло” (1866), бытовые сцены — “Лягушатник” (1869), “Понт Неф” (1872), натюрморт — “Весенний букет” (1866), портрет — “Лиза с зонтиком” (1867), “Одалиска” (1870), обнаженная натура — “Диана-охотница” (1867). В 1872 году Ренуар с друзьями создал “Анонимное кооперативное товарищество”.

1874 – 1882 Борьба за признаниеправить | править код

Первая выставка товарищества открылась 15 апреля 1874 года. Ренуар представил пастель и шесть живописных полотен, среди которых были “Танцовщица” и “Ложа” (обе — 1874). Выставка закончилась провалом, а члены товарищества получили оскорбительную кличку — “импрессионисты”. Несмотря на бедность, именно в эти годы художник создал свои главные шедевры: “Большие бульвары” (1875), “Прогулка” (1875), “Бал в ле Мулен де ла Галетт” (1876), “Обнаженная” (1876), “Обнажённая в солнечном свете” (1876), “Качели” (1876), “Первый выезд” (1876/1877), “Тропинка в высокой траве” (1877). Ренуар постепенно перестает участвовать в выставках импрессионистов. Он представил в 1879 году в Салон полнофигурный “Портрет актрисы Жаны Самари”(1878) и “Портрет госпожи Шарпантье с детьми” (1878) и добился всеобщего признания, а вслед за этим финансовой независимости. Он продолжает создавать шедевры — “На террасе” (1879), “Бульвар Клиши” (1880), “Завтрак гребцов” (1881).

1883 – 1890 “Энгровский период”править | править код

Ренуар побывал в Алжире, затем в Италии, где близко познакомился с работами классиков Возрождения, после чего его художественный вкус изменился. Ренуар пишет серию картин “Танец в деревне” (1882/1883), “Танец в городе” (1883), “Танец в Буживале” (1883), а также такие полотна, как “В саду” (1885) и “Зонтики” (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но появляются новые штрихи. Открывается так называемый “энгровский период”. Наиболее известное произведение этого периода — “Большие купальщицы” (1887).

1891 – 1902 “Перламутровый период”править | править код

В 1892 году у Дюран-Рюэля открылась большая выставка картин Ренуара, которая прошла с большим успехом. Признание пришло и от государственных чиновников — картина “Девушки у рояля” (1892) была закуплена для Люксембургского музея. Ренуар едет в Испанию, где знакомится с творчеством Веласкеса и Гойи. В начале 90-х годов в ренуаровском искусстве происходят новые перемены. В живописной манере появляется переливчатость цвета, отчего этот период иногда именуют “перламутровым”. Ренуар пишет такие картины как “Яблоки и цветы” (1895/1896), “Весна” (1897), “Сын Жан” (1900),”Портрет госпожи Гастон Бернхейм” (1901). Он путешествует в Нидерланды, интересуясь полотнами Вермеера и Рембрандта.

1903 – 1919 “Красный период”править | править код

“Перламутровый” период уступает место «красному», названному так из-за предпочтения оттенкам красноватых и розовых цветов. Ренуар по-прежнему пишет солнечные пейзажи, натюрморты с яркими цветами, портреты своих детей, обнаженных женщин, создает “Прогулку” (1906), “Портрет Амбруаза Воллара” (1908), “Габриэль в красной блузе” (1910),”Букет роз” (1909/1913), “Женщину с мандолиной”(1919).

Путь в живопись

Леонард Ренуар, видя успехи сына в живописи, в особенности портретной, прочил ему судьбу художника, полностью благоволя этой страсти Огюста. В 13 лет юноша уже стал мастером по росписи фарфора. Он был принят на работу в мастерскую Леви на Фоссе-дю-Тампль.

Фурор молодого Ренуара в росписи продлился недолго, так как в 1858 году изобрели специальный печатный станок, который заменил людей в деле переноса изображения на фарфор. После этого Огюст совершенно не знал, чем ему теперь заняться и несколько месяцев проходил по Парижу безработным.

Пьер Огюст Ренуар «Девушки за фортепьяно», 1892-1893 годыМестонахождение: Музей д’Орсэ, Париж, Франция

Друзья семьи посоветовали молодому человеку заняться живописью, так как они видели его успехи в росписи. В 1862 году Огюст вступил в ряды слушателей Школы изящных искусств в Париже. Параллельно с этим молодой Ренуар занимается с известными живописцами того времени. Его учителями были Эмиль Синьоль, Шарль Глейр. У Ренуара в сокурсниках были такие художники как Моне, Пику, Сислей.

В лесу Фонтенбло, где начинающие художники наносили на холст всё, что их окружает, молодой живописец познакомился с Гюставом Курбе, который создавал жанровые полотна. Жанрист оказал некоторое влияние на Огюста, это видно в картине Ренуара «Трактир матушки Антони». Там он отходит от идеализации и академического стиля живописи.

Ренуар пишет в разных жанрах живописи. Это и его любимые портреты, и пейзажи, натюрморты, обнаженная натура, сцены из людского быта. Картины Огюста пользовались спросом, ему делали заказы состоятельные люди. На выставках в Париже, Лондоне, Брюсселе можно было увидеть полотна Ренуара.

Пьер Огюст Ренуар «Трактир матушки Антони», 1866 годМестонахождение: Национальный музей, Стокгольм, Швеция

Литература

  • Бонафу, Паскаль. Ренуар / Пер. с фр. Л. Матяш. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 231 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03402-0.
  • Бродская Н. В., Огюст Ренуар, СПб — Бурнемут, Аврора — Паркстон, 1996 (157стр, мн.ил, 9 авт. листов текста) ( (рус.) (нем.) (англ.) (фр.))
  • Воллар, Амбруаз. Ренуар / Отв. ред. Е. Малкина. — Л.: Издательство Ленинградского областного союза советских художников, 1934. — 242 с.
  • Лебедянский М. С. Портреты Ренуара. — М.: Изобразительное искусство, 1998. — 176 с. — ISBN 5-85200-359-Х.
  • Ревалд, Джон. История импрессионизма / Пер. с англ. П. Мелковой. — М., Л.: Искусство, 1959. — 503 с.
  • Ревалд, Джон. Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена. — М.; Л.: Искусство, 1962. — 614 с.
  • Ренуар, Жан. Огюст Ренуар / Пер. с фр. О. Волкова. — М.: Искусство, 1970. — 361 с. — (Жизнь в искусстве).
  • Рубин, Джеймс Генри. Импрессионизм : энциклопедия эпохи = How to Read an Impressionist Painting / пер. с англ. Ф. Кузьмичёва, В. Горохова ; науч. ред. А. Шапочкина. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. — 408 с. — ISBN 978-5-00146-744-1.

Биография

Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, городе, расположенном на юге Центральной Франции. Ренуар был шестым ребёнком небогатого портного по имени Леонар и его жены, Маргариты.

В 1844 году Ренуары переезжают в Париж, и здесь Огюст поступает в церковный хор при большом соборе Сен-Эсташ. У него оказался такой голос, что регент хора, Шарль Гуно, пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке. Однако помимо этого у Огюста проявился дар художника, и когда ему исполнилось 13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. По вечерам Огюст посещал школу живописи.

В 1865 году, в доме своего товарища, художника Жюля Ле Кёра, он познакомился с 16-летней девушкой Лизой Трео, которая вскоре стала возлюбленной Ренуара и его любимой моделью. Их связь продолжалась до 1872 года, когда Лиза оставила Ренуара и вышла замуж за другого.

Творческая карьера Ренуара прерывалась в —1871 годах, когда он был призван в армию во время франко-прусской войны, закончившейся сокрушительным поражением Франции.

В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына — Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в и ставший одной из самых любимых моделей отца. К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание кавалера Ордена Почётного легиона.

Из-за ревматизма Ренуару трудно стало жить в Париже, и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием «Колетт».

Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены его болезнью. После приступа паралича, случившегося в 1912 году, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, однако продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка.

В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В 1917 году, когда его «Зонтики» были выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи». Картина Ренуара выставлялась также в Лувре, и в августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё.

3 декабря 1919 года Пьер Огюст Ренуар скончался в Кане от воспаления лёгких в возрасте 78 лет. Похоронен в Эссуа.

Последние годы

Танец в городе 1883 г.

Ренуар всю жизнь часто болел простудами. В 1888 году невралгия парализовала часть лица – пришлось долго лечиться. В 1897-м он катался в дождь на велосипеде, последовав примеру своих молодых коллег, которые к Ренуарам часто приезжали на велосипедах, и неудачно упал – перелом правой руки стал настоящим несчастьем. Пришлось учиться писать левой, к счастью, во всём помогали Алин и Габриэль. Но падение всё-таки принесло роковые перемены – выявился артрит, сопровождаемый постоянными болями и угрозами неподвижностью. Но Огюст Ренуар, человек хрупкий физически и невероятно сильный духом, жаждал жизни и творчества. Семья боролась – Алин вывозила знаменитого мужа на целебные воды Германии, Франции, на Средиземноморье, пытаясь найти подходящий ему климат. В конце концов купили виллу Колетт на юге Франции (в тех местах сегодня вилла Пьера Кордена), куда часто приезжали друзья. А мастер был прикован к креслу и не переставал работать.

На Первую мировую в 1914-м ушли старшие сыновья Пьер и Жан. Через год умерла Алин. Оба сына были ранены, но вернулись живыми.

С каждым днём работать было всё труднее. До последних минут своей жизни он писал. Умер 2 декабря 1919 года, закончив натюрморт с анемонами и даже, говорят, успев распорядиться относительно его размещения.

Эдуард Мане (1832—1883).

Андрей Аллахвердов. Эдуард Мане. 2017. Личная коллекция художника Allakhverdov.com

Мане был старше большинства импрессионистов. Он был их главным вдохновителем.

Сам Мане на роль лидера революционеров не претендовал. Он был светским человеком. Мечтал об официальных наградах.

Но признания он ждал очень долго. Публика желала видеть греческих богинь или натюрморты на худой конец, чтобы красиво смотрелись в столовой. Мане же хотел писать современную жизнь. Например, куртизанок.

В результате появился “Завтрак на траве”. Два денди отдыхают в обществе дам лёгкого поведения. Одна из них как ни в чем ни бывало сидит рядом с одетыми мужчинами.

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863. Музей д’Орсе, Париж.

Сравните его “Завтрак на траве” с работой Тома Кутюра “Римляне во времена упадка”. Картина Кутюра произвела фурор. Художник мгновенно прославился.

“Завтрак на траве” обвинили в вульгарности. Беременным абсолютно серьезно не рекомендовали на неё смотреть.

Тома Кутюр. Римляне времён упадка. 1847. Музей д’Орсе, Париж. artchive.ru.

На картине Кутюра мы видим все атрибуты академизма (традиционной живописи XVI-XIX вв.). Колонны и статуи. Люди аполлоновской внешности. Традиционные приглушённые цвета. Манерность поз и жестов. Сюжет из далекой жизни совсем другого народа.

Завтрак на траве” Мане – другого формата. До него никто не изображал куртизанок вот так запросто. Рядом с респектабельными горожанами. Хотя многие мужчины того времени так и проводили свой досуг. Это была реальная жизнь реальных людей.

Мане пробовал считаться со вкусами публики. Писал портреты на заказ. Но из этого ничего не вышло.

Однажды изобразил одну респектабельную даму. Некрасивую. Он не смог польстить ей с помощью кисти. Дама была разочарована. Ушла от него в слезах.

Эдуард Мане. Ангелина. 1860. Музей д’Орсе, Париж. Wikimedia Commons.

Поэтому он продолжал экспериментировать. Например, с цветом. Он не пытался изобразить так называемый природный колорит. Если серо-бурая вода ему виделась ярко-синей, то он и изображал ее ярко-синей.

Это, конечно, раздражало публику. «Ведь даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, как вода у Мане» – язвили они.

Эдуард Мане. Аржантей. 1874. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. Wikimedia Commons.

Но факт остаётся фактом. Мане вкорне изменил предназначение живописи. Картина становилась воплощением индивидуальности художника, который пишет так, как ему заблагорассудится. Забыв о шаблонах и традициях.

Новаторства ему долго не прощали. Признания дождался только под конец жизни. Но оно уже было ему не нужно. Он мучительно угасал от неизлечимой болезни.

Большие купальщицы

Огюст Ренуар родился на юге Центральной Франции в семье небогатого портного Леонара Ренуара. Он был шестым из семи детей. В 1844 году семья переехала в Париж. Будучи ребенком, Пьер Огюст пел в церковном хоре при соборе Сент-Эсташ. Регент хора рекомендовал родителям определить сына учиться музыке, отмечая необыкновенный голос мальчика.

Но у Огюста проявился также дар художника, и, когда ему исполнилось 13 лет, он устроился к мастеру по росписи посуды. Легко научившись этому ремеслу, Огюст смог материально помогать семье. Вечером после работы в мастерской он учился в школе живописи. В 21 год он поступил Школу изящных искусств при Академии художеств в мастерскую Глейра.

Через два года обучение пришлось закончить, так как Глейр закрыл свою мастерскую.

Во время франко-прусской войны в 1870—1871 годах Ренуар был призван в армию. По возвращению со службы в 1872 году Ренуар с друзьями создал «Анонимное кооперативное товарищество».

Первая выставка товарищества была организована в 1874 году. Выставка закончилась провалом, а члены товарищества получили оскорбительную кличку — «импрессионисты».

Ренуар постепенно перестал участвовать в выставках импрессионистов. Он представил в 1879 году в Салон «Портрет актрисы Жанны Самари» и «Портрет госпожи Шарпантье с детьми» и добился всеобщего признания, а вслед за этим финансовой независимости.

Ренуар побывал в Алжире, затем в Италии. Познакомившись с работами классиков Возрождения, Ренуар изменил свой подход к живописи. Источником его вдохновения стал Энгр, поэтому этот период творчества назван «энгровским».

В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына — Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца.

В 1892 году у Дюран-Рюэля успешно прошла большая выставка картин Ренуара. Картина «Девушки за фортепьяно» была куплена Люксембургским музеем.

После поездки в Испанию, где он познакомился с творчеством Веласкеса и Гойи, в начале 90-х годов в ренуаровском искусстве произошли новые перемены. В живописной манере появилась переливчатость цвета, этот период именуются «перламутровым».

Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены болезнями. В 1897 году Ренуар сломал правую руку, упав с велосипеда. В результате у него развился ревматизм, от которого он страдал всю оставшуюся жизнь. Из-за ревматизма Ренуару трудно стало жить в Париже, и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием «Колетт», в небольшом городке Кань-сюр-Мер.

С 1912 года Ренуар был прикован к инвалидному креслу после приступа паралича, но продолжал писать. Кисть вкладывала ему между пальцев сиделка.

В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание благодаря выставленной в 1917 году в Лондонской Национальной галерее картине «Зонтики».

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Пьера Огюста Ренуара  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Смерть

Первая мировая война нарушила привычный ход жизни графика. Так, от переживаний за сыновей, ушедших на фронт, скоропостижно скончалась супруга живописца Алина. Став вдовцом, терзаемый болезнями и голодом, Огюст, в силу своего характера, не отказался от искусства, не омраченного тяжестью окружающей действительности. Когда реальность уже не давала пищи для творчества, он черпал вдохновение в натурщицах и в саду, разросшемся на склоне горы Колетт.

Именитый импрессионист умер от пневмонии 3 декабря 1919 года, успев закончить свою последнюю работу «Натюрморт с анемонами». Семидесятивосьмилетний старец до последнего вздоха остался неисправимым почитателем солнечного света и человеческого счастья. Сейчас произведения Ренуара украшают галереи Европы.

Мог написать картину всего за полчаса

Некоторые художники тратили недели, месяцы и даже годы для того, чтобы создать произведение искусства. Однако у Ренуара все было совершенно по-другому: так, портрет оперного композитора Рихарда Вагнера занял у него всего 35 минут.

Повышается креативность: неожиданная польза концентрации на одном деле

Не беспокойтесь о карьере и смене работы: правила финансового менеджмента

Неспособность достичь амбициозных целей: личная неудача и как с ней бороться

Пьер-Огюст Ренуар за свою жизнь написал несколько тысяч картин: несомненно, он достиг этого благодаря столь быстрой работе с кистью.

Живописец был также хорошо известен тем, что побывал во многих местах. Причиной его путешествий было то, что он специально искал работы других художников: шедевры Тициана и Веласкеса придавали ему вдохновения.

Годы перемен

Глядя с высоты прошедших с тех пор почти полутора столетий, мы понимаем, что на самом деле это было началом восхождения к всемирной славе. Художники объединились, продемонстрировали публике свои достижения, «засветились» в прессе и даже получили общее название. Сиюминутные результаты были печальными, но идея общей выставки не случайно продолжала казаться им перспективной. Таких выставок состоялось еще семь, последняя прошла в 1886 году, когда эволюция импрессионизма была уже завершена.
За это время в жизни Ренуара произошло много событий. На распродаже после первой выставки он познакомился с Виктором Шоке. Этот скромный таможенный служащий обладал отменным художественным вкусом и в меру возможностей коллекционировал живописные работы. Шоке сразу купил у Ренуара множество картин и сделал несколько заказов.

Алина с сыном Пьером.
1886. Музей изящных искусств, Санкт-Петербург, Флорида

Еще одним важным знакомством стала встреча с издателем Жоржем Шарпантье, тоже присутствовавшим на той самой распродаже. Впоследствии художник был принят в его доме, в одном из самых блистательных парижских салонов, который принадлежал мадам Шарпантье.
Супруги тоже заказали Ренуару несколько портретов, и у него появился шанс выйти из вечной нужды, став модным портретистом

И действительно, круг его знакомых расширился за счет завсегдатаев салона, поддер­жка хозяйки обеспечила художнику внимание гостей, и заказы стали поступать. С тех пор женские и детские портреты заняли особое место в творчестве Ренуара

Они написаны всегда с любовью к модели, эмоциональны, артистичны и поэтически обаятельны. Заказчики оставались довольны и направляли к художнику своих друзей.
Впрочем, на достижение такого признания ушел не один год — все-таки живопись Ренуара оставалась непривычной. Перелом произошел в 1879 году, когда в Салоне был выставлен портрет самой мадам Шарпантье с детьми. Влиятельная заказчица не могла позволить картине «провалиться», поэтому она умело готовила общественное мнение. Устроители Салона, желая польстить ей, повесили портрет на самом видном месте, публика его сразу заметила и оценила.

Мадам Шарпантье с детьми. 1878. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Дела пошли на лад и в личной жизни. Художник познакомился с Алиной Шариго, будущей женой, матерью его детей (в том числе и знаменитого впоследствии кинорежиссера Жана Ренуара) и неизменной спутницей жизни до самой смерти. Она отличалась покладистым характером и сумела так устроить их совместную жизнь, чтобы никак не стеснять художника

Беден ли был Ренуар или богат — ее не интересовало, важно было только, чтобы он мог заниматься живописью. С многочисленными друзьями Алина тоже сумела поладить, держась с ними просто и сдержанно

Детство и юность

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 г. во французском городе Лимож, расположенном в центральной части страны.

Его отцом был портной Леонард Ренуар. Мать, Маргарита, работала швеёй. Семья жила небогато, всего у супругов родилось 7 детей (2 умерли в младенчестве), из которых Огюст был предпоследним.

Первые свои рисунки будущий художник делал на полу и стенах дома портновским мелком. Родители поддерживали творческие наклонности сына.

В 1844 г. семья переехала в Париж, где обладавший хорошим голосом Пьер Огюст начал петь в церковном хоре при соборе Сент-Эсташ. Регент хора, будущий известный композитор Шарль Гуно, выделял мальчика из остальных и занимался с ним отдельно. Он прочил Ренуару музыкальную карьеру, но так как семья жила небогато, отец желал, чтобы сын освоил ремесло. В возрасте 13 лет мальчик начал работать на фарфоровой фабрике «Леви Бразерс». Сначала юноша был подмастерьем, но быстро учился и вскоре сам стал мастером.

Он искусно расписывал тарелки, горшки и вазы, за что получал большие деньги. Вскоре Ренуар смог купить новый дом для всей семьи.

Благодаря техническому прогрессу ручную роспись на фарфоровой фабрике заменили штампованным производством, и 17-летнему Пьеру пришлось искать другую работу. Он расписывал веера, стены многочисленных парижских кафе, копируя работы мастеров XVIII века. Затем устроился на фабрику по росписи штор, в совершенстве овладев этой техникой. Молодой человек хорошо зарабатывал, помогал семье, а также копил деньги для поступления в художественную школу.

Пьер Огюст Ренуар в 1861 г.

Личная жизнь

Ренуар отличался особой любвеобильностью, по причине чего в его биографии было большое количество женщин. В 1865 г. он познакомился с 16-летней Лизой Трео. В итоге девушка стала его возлюбленной, а также самой любимой моделью.

Через 5 лет у пары родилась девочка Жанна Маргерит. Любопытно, что официально Огюст не признал своего отцовства. Влюбленные состояли в отношениях до 1872 г., после чего Трео ушла от художника к другому мужчине.

В 1890 г. Ренуар взял в жены белошвейку Алину Шариго, которая была младше его на 18 лет. Еще до свадьбы у пары родился сын Пьер. После того как они узаконили свои отношения, у супругов появились еще 2 мальчика – Жан и Клод.

В 1897 г., находясь на пике своей популярности, Огюст сломал правую руку, неудачно упав с велосипеда. В итоге, у него развился ревматизм, от которого ему так и не удалось излечиться. За несколько лет до своей кончины он перенес приступ паралича.

По этой причине мастер мог передвигаться только в инвалидной коляске. Когда он садился за мольберт, сиделка вкладывала ему между пальцев кисть, поскольку он уже имел серьезные физические ограничения.

Личная жизнь на фоне творчества

Девушку своей мечты, образ которой вырисовывался задолго до знакомства с ней, Огюст увидел впервые в начале 1880-х.  Алин Шариго жила неподалёку, зарабатывала шитьём. В ней молодой художник нашёл чуткость и уважение к своему делу, спокойствие и доброту. В марте 1885-го родился первенец – сын Пьер. Ренуар оплатил труд доктора, собственноручно расписав его квартиру – после посещения Италии в художественной душе Ренуара поселилась ностальгия по декоративной росписи.

Но творчество этого периода не приносило полной удовлетворённости. Иногда художнику казалось, что он ничего не умеет, что приводило даже к вспышкам гнева и уничтожению работ. На помощь пришёл Энгр, которого в молодости Ренуара презирали все импрессионисты. Начался так называемый энгровский период жизни. Рисунок стал жёстче, линии чётче, цвет локальнее, вибрации света и тени остались в прошлом.

Семья поселилась в деревне Эссуа, прелести которой по-настоящему полюбились художнику, даже в Париж какое-то время он возвращался неохотно. В начале 1890-х Ренуары снова в столице, они въехали в «Замок туманов», расположенный высоко на холме. В этом 3-этажном доме, на чердаке которого была обустроена мастерская, в 1894 году родился второй сын, Жан. Вызвали из деревни на подмогу Габриэль, сестру Алин. Впоследствии она стала моделью для многих картин художника.

В 1900 году живописец стал кавалером ордена Почётного легиона.

В 1901-м родился Клод, третий сын. Теперь он «позировал» вместо подросшего Жана.

В 1911 году присвоено звание офицера Почётного легиона. Выставки в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, выделение целого зала для его работ в Салоне – настоящий триумф мастера.

Полоса успеха

Зонтики 1881—1886 г.

В 1881 году Ренуар отправляется в своё первое путешествие – он удачно продал несколько картин. Алжир, Венеция, Рим, Неаполь, Палермо околдовали молодого художника и напитали его эмоциями, впечатлениями и красками.

Он выставляется в Салоне в Группе независимых художников. Теперь его представляет агент Дюран-Рюэль, он же в 1883 году организует персональную выставку. Зимой Ренуар путешествует с Моне, отправившись в Геную, с ним же посещает Сезанна в Провансе – с этого времени живописец летом и зимой выезжает из Парижа, бывает в Нормандии, Бургундии, Бретани и везде пишет-пишет. По собственному желанию, по заказам богачей – осторожные шаги к признанию публикой, ведь склонности к собственной переоценки у Ренуара никогда не было. Агент организует выставки в Лондоне и Брюсселе, везде художника встречают благосклонно и даже восторженно.

Живопись

В 1862 г. Огюст Ренуар начал обучаться живописи в Школе изящных искусств при Академии художеств, где его наставником был Марк Габриэль Шарль Глейр, который придерживался академической системы рисования.

В данный период биографии Ренуар познакомился с Сислеем, Клодом Моне, Сезанном, Писсарро и другими живописцами, которые в будущем создадут костяк общества импрессионистов. Через пару лет Глейр закрыл свою мастерскую, вследствие чего Огюст продолжил самостоятельно совершенствовать свои навыки.

Вскоре Ренуар предоставил Салону свое первое полотно «Эсмеральда, танцующая среди бродяг». Картина была принята администрацией, но когда ее вернули Огюсту, тот решил уничтожить ее. После этого он стал пробовать свои силы в разных жанрах: пейзаж, натюрморт, портрет и обнаженная натура.

В 1872 г. Ренуар вместе с единомышленниками основал «Анонимное кооперативное товарищество», дебютная выставка которого состоялась через пару лет. На ней были представлены 6 полотен Огюста, включая картины «Танцовщица» и «Ложа».

«Портрет Жанны Самари»

Однако соотечественники художников крайне негативно отнеслись к творчеству молодых мастеров. Боле того, участников данного товарищества оскорбительно прозвали – «импрессионистами». И хотя Огюст Ренуар испытывал серьезные материальные трудности, он продолжал писать картины.

Именно в данный период биографии француз создал такие шедевры, как «Прогулка», «Обнаженная», «Качели», «Первый выезд» и многие другие. Со временем у Ренуара пропал интерес к участию в выставках импрессионистов.

В 1879 г. Огюст представил в Салон свой знаменитый «Портрет актрисы Жанны Самари», а также «Портрет госпожи Шарпантье с детьми». Эти работы были очень высоко оценены знатоками искусства, вследствие чего их автор добился большого признания.

Помимо этого, популярность помогла Ренуару существенно поправить свое финансовое положение. В 1880-е годы от написал такие известные полотна, как «Бульвар Клиши», «Завтрак гребцов» и «На террасе». Тогда же он посетил Алжир и Италию, где близко ознакомился с творчеством художников Возрождения.

Это привело к тому, что Огюст пересмотрел свои взгляды на художественное искусство. Окружающая среда на его картинах начала изображаться в жанре импрессионизма, тогда как фигуры приобретали четкие очертания.

Самым известным полотном Ренуара, того периода биографии, стали «Большие купальщицы». Художник изобразил героинь в сдержанной и холодной манере, отойдя от ярких и насыщенных красок. 1890-е годы жизни Огюста принято называть «перламутровым периодом» – в его творчестве появилась переливчатость цвета.

В 1892 г. с большим успехом прошла крупная выставка работ Ренуара. В частности, его полотно «Девушки за фортепьяно» было приобретено госчиновниками для Люксембургского музея. Позднее мастер побывал в Испании, где ознакомился с творчеством Веласкеса и Гойи.

Начиная с 1903 г. и вплоть до самой смерти Огюст Ренуар писал картины, на которых преобладали красные и розовые оттенки. В связи с этим, заключительный этап его творчества принято называть «красным периодом». Среди его заказчиков было множество состоятельных людей, а его работы выставлялись в европейских столицах, а также на седьмой Международной выставке в Париже.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: