Фома аквинский

Проблема зла в философии Фомы Аквинского

Для всех схоластов, и не только для них, была актуальной проблема обоснования существования в мире зла. Коль христианский Бог всемогущий и добрый, почему он допустил существование в сотворенном им мире зла? Фома Аквинский рассматривал зло как менее совершенное благо – оно допускается Богом ради того, чтобы во Вселенной осуществились все ступени совершенства, «не потерпело ущерба совершенство всеобщего блага». Если устранить все случаи зла, то в мире недоставало бы многих благ. Так, без убийства животных была бы невозможна жизнь львов, а без жестокости тиранов – стойкость мучеников (Там же). В то же время благо выше зла, оно господствует над злом: «Нет единого первичного начала зла в том смысле, в котором есть единое начало блага…все сущее в той мере, в какой оно есть сущее, есть благо… зло существует лишь во благе, как своем субстрате». Таким образом, зло может возникать лишь «акцидентально» (случайно) в следствиях единого первичного блага, которым является Бог.

Служанка теологии

Фома не подвергает сомнению истинность божественных знаний, данных в священном писании. Однако до него грехом считалось простая попытка обосновать с помощью разума сакральную истину. Верующим предлагалось принимать без рассуждений божественные откровения, не задумываясь о смысле. Аквинат всегда был верным чадом матери-церкви, однако он понимал, что одной веры недостаточно. Христианин должен знать, во что он верит, и уметь объяснить свою веру представителю других конфессий. Помощницей теологии Фома назначает философию. Не подрывая основ доктрины, она призвана доходчиво объяснить ее положения.

Таким образом, возникает богословская мудрость, которая лишь отражает свет истинного знания, выраженного в откровении. Напомним, что откровением является то, что высшая сила сама открывает человеку о себе и о мире. Мудрость богословия доходчиво объясняет откровение, не противореча ему. Все вещи этого мира существуют по воле Бога, сотворившего их. Именно поэтому их существование, то есть, выполнение предначертанной Богом задачи, важнее, чем сущность, то есть, внутренняя природа. Подлинное бытие присуще лишь Богу. Сотворенная им вселенная отражает величие, могущество и милость Всевышнего. Так учит католическая церковь.

Как философия подчинена откровению свыше, так и телесность не имеет самодостаточного значения, подчиняясь бессмертной душе. Тело и душа индивидуальны, а их соединение формирует личность человека. Душа есть только у потомка Адама. Она делает его выше других тварей; она же налагает на него ответственность за свои поступки. Познание окружающего мира и самопознание – свойства души. Но главное достоинство человека, делающего его подобным Творцу – свобода выбора между добром и злом. Господь не может заставить человека жить по законам, им данным, как это происходит с животными и растениями. Но душа по природе своей христианка, поэтому она может расслышать голос свыше и добровольно прийти к Богу. Впрочем, и дьявол не в силах заставить человека, но только совратить, посулив земные блага. Итак, человек – не безвольное существо. Он – не поле битвы, где Бог и дьявол борется за его душу.

Зрелый возраст

Доминиканский орден вновь направляет Фому в Парижский университет. Здесь он, помимо преподавания, активно занимается проблемами аверроизма и аристотелизма. В средневековом богословии существовала проблема — как адаптировать античное наследие к христианскому вероучению. Тексты Аристотеля были доступны в переводах арабских авторов, в частности Аверроэса. Стояла задача «очистить» древнегреческую философию от восточного влияния и толкований, дабы сохранить догматическую идейную чистоту богословия.

Фома вступает в полемику, резко критикует аверроистов и особенно университетского профессора Сигера Брабантского. Последний обладал большим авторитетом, но имел крайне крамольные взгляды, даже дошел до отрицания бессмертия души человека. Аквинат пишет трактат, где обличает Сигера и других аверроистов.

Окончание педагогической деятельности

В 1272 году ученого отзывают обратно в Италию — доминиканцы основали университет в Неаполе и нуждались в помощи опытного магистра и знатока наук. Аквинат все еще продолжает читать лекции, вести церковные проповеди и работает над третьей частью «Суммы». Однако ухудшение здоровья вскоре вынудило его оставить кафедру и писательский труд.

Последние годы жизни

Осенью 1273 года ученый пережил мистический опыт, ставший одним из самых загадочных фактов его биографии. Однажды, когда Фома пребывал в состоянии экстаза, ему были явлены видения, после которых он окончательно прекратил свои труды. В итоге «Суммы» так и остались незавершенными.

Жить ему оставалось совсем недолго. Однако вскоре папа Григорий Х потребовал от ученого явиться на церковный собор в Лионе, где планировалась попытка примирения католической и православной церквей после раскола 1054 года.

Ожидалось, что мудрый и опытный мыслитель сможет указать путь к возможному преодолению разногласий. Аквинат отправляется в путь, который пролегал через места, где прошло его детство. Фома останавливается в монастыре Фоссануова (возле Рима), где умирает в 1274 году. Сейчас его останки покоятся в храме Тулузы (Франция).

Рецепция учения Фомы Аквинского

Основные статьи: Томизм ,Неотомизм Рака с мощами Фомы Аквинского в тулузском монастыре якобитов

Учение Фомы Аквинского, несмотря на некоторое противодействие со стороны традиционалистов (некоторые из томистских положений были осуждены парижским архиепископом Этьеном Тампье в 1277 году), оказало большое влияние на католическую теологию и философию, чему способствовала канонизация Фомы в 1323 году и признание его наиболее авторитетным католическим теологом в энциклике Aeterni patris

папы Льва XIII (1879 год).

Идеи Фомы Аквинского получили развитие в рамках философского направления, именуемого «томизмом» (наиболее яркими представителями которого являются Томмазо де Вио (Каэтан) и Франсиско Суарес), оказали некоторое влияние на развитие нововременной мысли (особенно явное у Готфрида Вильгельма Лейбница).

В течение ряда веков философия Фомы не играла заметной роли в философском диалоге, развиваясь в узко-конфессиональных рамках, однако с конца XIX века учение Фомы снова начинает вызывать широкий интерес и стимулировать актуальные философские исследования; возникает ряд философских направлений, активно использующих философию Фомы, известных по общим наименованием «неотомизм».

Фома Аквинский – кратко

Фома Аквинский – итальянский философ Среднего Века,

последователь философии Аристотеля. Ниже можно кратко прочесть его биографию.

Рождение и юность

Фома Аквинский родился в богатой семье в1225 или1226 году, в замке Аквино, принадлежавшим его роду – он был расположен неподалёку отНеаполя. Родители позаботились о том, чтобы мальчик получил полноценное образование – сначала он ходил в Бенедиктианский монастырь, в котором выучил латинский язык. После этого он поступил вУниверситет Неаполя. В 1244

году Фома начинаетссориться с семьёй – причиной тому стало его решение присоединиться к ордену доминиканцев, в то время как родители надеялись, что он станет аббатом Монте-Кассино. Тем не менее, Фома всё-такистановится монахом – уже обладая новым статусом, он отправляется в Париж, где знакомится с Альбертом Больштедтом, позже получившим прозвище Великого. Слушая его лекции, Фома во многом определяет собственный взгляд на мироздание. Среди слушателей, также посещавших занятия, будущего философа прозвали «Немым Быком», потому что он почти не принимал участия в общих разговорах и не проявлял к дискуссиям большого интереса. Получив образование теолога, Фома начинает читать лекции до1259 года. В это время он начинает трудиться над своими основными трактатами по теологии, в том числе над«Суммой философии».

Возвращение в Рим

Фома покинул Париж по наставлению Папы Римского,УрбанаVI . Увидев в соотечественнике талантливого теолога и мыслителя, Папа дал ему важную задачу – объяснить учение Аристотеля, перевоплотив его в католических канонах. Завершив «Суммы философии» и несколько других важных работ, Фома начинает работать над«Суммами теологии», впоследствии ставшими самым главным его трактатом.

Работая над своей теологией, Фома вступает в конфронтацию с консерваторами, отстаивавшими традиционные церковные устои. Всю свою жизнь мыслитель посвятил тому, чтобы обосновать христиано-католическую веру и защитить её право на существование.

Ключевые тезисы

Фоме Аквинскому удалось объединить учение Аристотеля и догматы католической церкви, а также вписать институт церкви в государственное устройство. По его мнению, всё человечество должно стремиться к вечному блаженству после смерти, но одного только государства для этого недостаточно. Заботиться о высшей цели должны даже не власть имущие, а наместники Христа – в особенности, Папа Римский.

Божественные законы, прописанные в Священном Писании, он ставил над интересами светского общества, существовавшего само по себе. Помимо естественных и положительных законов, прописанных Аристотелем, Фома Аквинский предложил человеческие законы (определяющие поступки членов светского общества) и божественные.

В своих работах он также пытался доказать существование Бога, чётко обозначив то, во что человек верит, а что человек знает наверняка. Философ верил, что отрасль права должна исходить из морали и нравственной сущности человека. Только совесть определяет поступки человека, являясь в нём Божественным началом. Справедливость же предоставляет каждому человеку возможность брать то, что ему полагается, без ограничений и запретов.

Смерть и память

Фома Аквинский умер в1274 году от подхваченной болезни, в Фоссануове. Через60 лет, в1323 году, он былвозведён в святые. Его труды официально признаны Церковью как сильно повлиявшие и даже определившие философию европейского католицизма – в1879 году его философия была названа официальной интерпретацией религии.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 – 1274)

Подготовила студентка 1-го курсаГруппы ПП/с-19-1-2-оДенисова Ольга

Слайд 2

Текст слайда:

Фома Аквинский.
биография

 Фома Аквинский(иначе Фома Аквинат, Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas, итал. Tommaso d’Aquino) появился в семье графа Аквинского около 1225 года в городке Роккасекка, Королевство Сицилия. Отца звали граф Ландольф Аквинский, он был рыцарем при дворе короля Роджера II. Мама Теодора принадлежала к древнему неаполитанскому роду, она занималась воспитанием детей, которых в семье было семеро. Он был самым младшим. Интересно, что его родители походили из императорских родов  Генриха VI и Фредерика I, но принадлежали к сословию низших дворян.

Слайд 3

Текст слайда:

Семья видела Фому аббатом обители, находящейся недалеко от замка. Когда мальчику исполнилось 5 лет, его отправили в Монте Кассино к монахам ордена св. Бенедикта и учился там до 13 лет. В монастыре мальчик изучал труды Аристотеля.В 1239 году Аквинский получает образование в Неапольском университете.  Именно там Фома Аквинский познакомился с учениями доминиканцев и по окончанию обучения принял решение о вступлении в их орден.Около 1243 года он тайно вступает в доминиканский орден и принимает постриг в 1244 году. Его родители, когда узнали об этом, похищают сына из монастыря и держат дома как пленника.

Слайд 4

Текст слайда:

На протяжении двух лет родители держали сына взаперти, пытаясь добиться от него отказа от вступления в монашеский Орден. Художник Диего Веласкес «Искушение святого Фомы Аквинского». 

Слайд 5

Текст слайда:

Мама философа поняла, что заточением не добьется от сына желаемого результата, поэтому сама организовала ему побег. В 1245, после того, как Аквинский был освобожден, он все же становится членом Доминиканского Ордена, будущий знаменитый мыслитель отправляется на обучение университет Парижа, где становится учеником Альберта Великого.Фома обладал очень грузной фигурой и отличался неимоверной покорностью, которая даже для монаха была излишней. За это сокурсники придумали ему прозвище – Сицилийский Бык. После того, как Альберт Великий услышал это прозвище, он сказал, что когда-нибудь идеи этого немого быка взревут с такой силой, что мир будет оглушен. Его слова оказались пророческими.

Слайд 6

Текст слайда:

В 1248 году Фома Аквинский переезжает в Кёльн, и сам становится преподавателем. Он учит студентов Ветхому Завету. Спустя четыре года он возвращается в столицу Франции, становится магистром богословия. В 1256 году занимает должность регента в Парижском университете.Начался наиболее плодотворный период в его жизни. Он выпускает ряд теологических трудов, комментариев к Священному писанию и начинает работу над «Суммой философии».В 1259 г. папа Урбан IV вызвал его в Рим, так как Святой престол усмотрел в нем человека, который должен был выполнить важную для церкви миссию, а именно дать трактовку «аристотелизма» в духе католицизма. Здесь Фома завершает «Сумму философии», пишет другие научные работы и приступает к написанию главного труда своей жизни «Суммы теологии».

Слайд 7

Текст слайда:

В этот период он ведет полемику против консервативных католических теологов, яростно отстаивая основы христианско-католической веры, защита которой стала главным смыслом всей жизни Аквинского.Во время поездки для участия в созванном папой Григорием Х соборе, проходившем в Лионе, он тяжело заболевает и умирает 7 марта 1274 г. в монастыре бернардинцев в Фоссанове.

Слайд 8

Текст слайда:

В 1323 г., во время понтификата папы Иоанна XXII, Фома был причислен к лику святых. В 1567 г. он был признан пятым «Учителем церкви», а в 1879 г. специальной энцикликой Папы римского учение Фомы Аквинского объявлено «единственно истинной философией католицизма».

Учение Фомы Аквинского

О бытии

Акт бытия, который является актом актов и совершенством совершенств, обитает в каждом «существе» как его скрытая глубина, как его истинная реальность.

Существование любой вещи несравненно важнее, чем ее сущность. Единичная вещь существует не благодаря своей сущности, ибо сущность никак не предполагает (подразумевает) существование, а благодаря со-творению, т.е. воле Бога.

Мир — это совокупность субстанций, существование которых зависит от Бога. Только в Боге сущность и существование неразделимы и тождественны.

Фома Аквинский различал два вида существования:

Независимое или безусловное существование.

Существование, которое является условным или зависимым.

Только Бог является истинным, подлинным существованием. Все остальное, что существует в мире, имеет неаутентичное существование (даже ангелы, которые находятся на самом высоком уровне в иерархии всех творений). Чем выше «творения» находятся на уровнях иерархии, тем большей автономией и независимостью они обладают.

Бог создает не сущности, чтобы они существовали, а существующие предметы (основы), которые существуют в соответствии со своей индивидуальной природой (сущностью).

О материи и форме

Сущность всей телесности заключается в единстве формы и материи. Фома Аквинский, как и Аристотель, рассматривал материю как пассивный субстрат, основу индивидуации. Только благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида.

Аквинский различал, с одной стороны, субстанциальные (посредством которых субстанция как таковая утверждается в своем бытии) и случайные (акцидентальные) формы; и, с другой стороны, материальные (имеющие свое бытие только в материи) и субсистемные (имеющие свое бытие и действующие без всякой материи) формы.

Все духовные существа представляют собой сложные субсистемные формы. Чисто духовные — ангелы — имеют сущность и существование. В человеке существует двойная сложность — в нем различаются не только сущность и существование, но и материя и форма.

Фома Аквинский рассмотрел принцип индивидуации: форма не является единственной причиной вещи (иначе все особи одного вида были бы неразличимы), он пришел к выводу — в духовных существах формы индивидуализируются сами по себе (поскольку каждая из них является отдельным видом); в телесных существах индивидуация происходит не по их сущности, а по их собственной материальности, количественно ограниченной в отдельном индивиде.

Таким образом, «вещь» приобретает особую форму, которая отражает духовную уникальность в ограниченной материальности.

Совершенство формы рассматривалось как величайший образ самого Бога.

О человеке и его душе

Индивидуальность человека — это личное единство души и тела.

Душа — это животворящая сила человеческого организма. Она нематериальна и самодостаточна; это субстанция, которая достигает своей полноты только в союзе с телом, и благодаря ей физическое тело становится значимым как личность. Именно в единстве души и тела рождаются мысли, чувства и цели.

Святой Фома Аквинский считал, что сила интеллекта души (т.е. степень, в которой она познает Бога) определяет красоту человеческого тела.

Душа человека бессмертна.

Конечной целью человеческой жизни является достижение блаженства, которое достигается в созерцании Бога в загробной жизни.

По своему положению человек является промежуточным существом между тварями (животными) и ангелами. Среди телесных существ он — высшее существо; у него есть душа с интеллектом и свободной волей. По этой причине человек несет ответственность за свои поступки. И корень его свободы — разум.

Человек отличается от животного мира наличием познания и, на этой основе, способностью принимать свободное сознательное решение: именно интеллект и свободная воля (независимая от какой-либо внешней необходимости) являются основанием для совершения подлинно человеческих действий (в отличие от действий, свойственных как человеку, так и животному), которые относятся к сфере этики. В отношениях между двумя высшими способностями человека, рассудком и волей, рассудок имеет преимущество (позиция, вызвавшая полемику между томистами и скотистами), поскольку воля неизбежно следует за рассудком, который представляет ей то или иное благо; но при совершении действий при определенных обстоятельствах и с помощью определенных средств усилия воли выходят на первый план (О зле, 6).

Представления о душе

Единение души и тела создает индивидуальность человека. У души божественная природа. Она создана Богом, чтобы даровать человеку возможность достичь блаженства, присоединившись к своему Создателю после завершения земной жизни. Душа — бессмертная самостоятельная субстанция. Она неосязаема и недоступна человеческому взгляду. Душа становится полноценной только в момент единения с телом. Человек без души существовать не может, она — его жизненная сила. Все остальные живые существа души не имеют.

Человек — промежуточное звено между ангелами и животными. Он единственный из всех телесных существ обладает волей и стремлением к познанию. После телесной жизни он должен будет отвечать перед Создателем за все свои поступки. Приблизиться к ангелам человек не может — у них никогда не было телесной формы, по своей сути они безупречны и не могут совершать поступков, противоречащих божественным замыслам.

Человек волен выбирать между благом и грехом. Чем выше его интеллект, тем активнее он стремится к благу. Такой человек подавляет животные стремления, очерняющие его душу. С каждым поступком он приближается к Богу. Внутренние стремления отражены во внешности. Чем привлекательнее индивид, тем ближе он к божественной сути.

Доказательства существования Бога

Первое доказательство существования высшей силы Аквината строится на факте движения. Это означает, что в мире всё движется, а всё движимое имеет какую-то силу, которая заставляет его это делать. Но при этом изначальная сила не может быть движима чем-либо, значит, она существует сама по себе.

Второе доказательство основывается на том, что всё в мире имеет свою причину, а это значит есть какая-то связь. При этом все они основываются на первопричине, которую называют Богом, ведь из неё исходит само бытие.

Третье доказательство строится на том, что в мире есть вещи, в которых есть необходимость, а есть те, в которых её нет. Всё создаётся и разрушается, но если бы на этом процесс и заканчивался, то уже давно не было бы ничего. Но раз что-то есть, значит есть нечто необходимое, из которого проистекает необходимость всего другого.

Четвертое доказательство базируется на степени бытия. Дело в том, что есть вещи хорошие, лучшие, плохие, нейтральные и т. д. Все они равняются на определённый идеал, то есть на высшую степень чего-то. Значит, существует нечто великое, которое является причиной и первой степенью всего сущего.

Последнее доказательство касается целевой причины. Фома заметил, что немыслящие живые существа, например животные, двигаются к тому, что для них лучше. Так, они действуют одинаково и выбирают для себя наилучшие пути развития. Но немыслящие существа, не имеющие познавательной способности, могут двигаться намеренно только в том случае, если их направляет нечто мыслящее, то есть Бог.

Философия Фомы Аквинского

Фома Аквинский(1225 — 1274) — доминиканский монах, средневековый философ, систематиза­тор схоластики, автор томизма

— одного из господствующих направлений католической Церкви.

Основные произведения Фомы Аквинского: «Сумма теоло­гии», «Сумма философии» («Против

Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое дока­зательство существования Бога (то есть «очевидное» доказательст­во существование Бога, выводимое из существования его творе­ния — окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

Фома выдвигает пять собственных доказательств существова­ния Бога:

•движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) дру­гим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;

• причина: все, что существует, имеет причину — следователь­но, есть первопричина всего — Бог;

• случайность и необходимость: случайное зависит от необхо­димого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

• степени качеств: все, что существует, имеет различные сте­пени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следо­вательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; —

• цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, на­правляется к цели, имеет смысл — значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, — Бог.

Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:

• разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистен­цию).Их разделение — одна из ключевых идей католичества;

• подразумевает в качестве сущности (эссенции) «чистую идею» вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначе­ния, которые существуют в разуме Бога (Божественный за­мысел);

• подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;

• считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, ко­торая обрела существование по воле Бога (то есть «чистая идея», которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);

• доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, дав­ший сущности существование, может данную сущность су­ществования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;

• сущность и существование едины только в Боге, следова­тельно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.

Исходя из данных посылок, согласно Фоме:

• все состоит из материи и формы (идеи);

• суть любой вещи — единство формы и материи;

• форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

• форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

• идея (форма) любой вещи троична: существует в Божествен­ном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к сле­дующим выводам:

• откровение и разум (вера и знание) — не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;

• вера и разум одновременно участвуют впроцессе познания;

• вера и разум дают истинное знание;

• если человеческий разум противоречит вере, то он дает не­истинное знание;

• все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

• разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;

• не поддаются рациональному (разумному) познанию про­блемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бо­га, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

• философия и теология — разные науки;

• философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римско­го было объявлено официальной идеологией католицизма.

В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.

Политические взгляды

Фома разделял мнение Аристотеля о политическом устройстве. Общество нуждается в управлении. Правитель должен сохранять мир и в своих решениях руководствоваться стремлением к общему благу.

Монархия — оптимальная форма правления. Единоличный правитель представляет божественную волю, он учитывает интересы отдельных групп подданных и соблюдает их права. Монарх должен подчиняться церковной власти, поскольку служители церкви — слуги Бога и провозглашают Его волю.

Тирания, как форма власти, недопустима. Она противоречит высшему замыслу, способствует возникновению идолопоклонничества. Народ имеет право свергнуть такое правительство, и просить Церковь выбрать нового монарха.

Биография

Фома Аквинский был урожденным графом Томмазо Аквино; он родился в Центральной Италии, в дворянском поместье около местечка Аквино. В возрасте 6 лет его послали учиться в известный монастырь в Монте-Кассино. Когда ему исполнилось 14 лет, он поступил в Неаполитанский университет, известный тем, что давал студентам самое современное образование, а также наличием полных сборников работ Аристотеля, которые незадолго до этого стали достоянием западного мира благодаря переводам на арабский язык и на латынь. В 18 лет Аквино присоединился к доминиканцам, новому ордену нищенствующих монахов, особенно стремящихся учиться, обучать и проповедовать. Семья пыталась мешать воплощению этого решения в течение почти двух лет, но удержать Аквино оказалась не в силах. Вскоре после воссоединения со своими доминиканскими братьями он был послан в Париж, где слушал лекции Альберта Великого.

С 1248 по 1252г. Фома Аквинский жил в монастыре Святого Креста в Кёльне. Здесь он обучался у Альберта, особенно много времени посвящал трудам Аристотеля, что производило впечатление на его учителей и руководителей. Источники гласят, что его называли немым волом, потому что он был физически силен и вел себя тихо и скромно. Альберт, по сообщениям, сказал его соученикам:

В 1256г. Фома Аквинский получил разрешение преподавать монахам-доминиканцам, и в 1257г. он стал профессором богословия. Он достиг известности благодаря своим обширным познаниям и выдающимся умственным способностям.

Фома Аквинский преподавал в Париже и разных городах Италии. Он высоко ценил философию Аристотеля и сделал ее основой для собственных теологических
и философских сочинений. Он создал многочисленные большие работы, был автором значительного числа фундаментальных трудов, самый известный и важный из которых — «Сумма теологии» — представлял собой глубокое исследование всего объема теологии. Начатая в 1266г. «Сумма теологии» оставалась незаконченной до его смерти. Он считал ее простым руководством для студентов; она же оказалась самым большим теологическим документом, когда-либо написанным представителем церкви. Книга состоит из трех частей, содержит 38 трактатов, 612 вопросов, 3120 статей и приблизительно 10 ООО возражений.

В декабре 1273г. Фома Аквинский перенес своего рода расстройство, вероятно результат истощения, и внезапно оставил рутинную работу и написание трудов. В том месяце он отправился в Лион, но заболел в пути и уже не выздоровел. После двух месяцев он был помещен в соседний Цистерцианский монастырь, где умер в комнате для гостей 7 марта 1274г. Фома Аквинский был канонизирован в 1323г. папой римским Иоанном XXII и объявлен доктором церкви и ангельским доктором в 1567г. папой римским Пием X.

Издания

В настоящее время существуют многочисленные издания сочинений Фомы Аквинского, в оригинале и переводах на различные языки; неоднократно выходили полные собрания сочинений: «Пиана» в 16 тт. (по постановлению Пия V), Рим, 1570; Пармское издание в 25 тт. 1852—1873, переизд. в Нью-Йорке, 1948—1950; Opera Omnia Vives, (в 34 т.) Париж, 1871-82; «Леонина» (по постановлению Льва XIII), Рим, с 1882 (с 1987 года — републикация предыдущих томов); издание Мариетти, Турин; издание Р. Буса (Thomae Aquinatis Opera omnia; ut sunt in indice thomistico, Stuttgart-Bad Cannstatt, 1980), вышедшая также на CD дисках.

завод

Работы Фомы Аквинского были разнообразны, и их публикация была обширной. Он опубликовал большое количество книг за свою короткую жизнь, так как он умер, когда ему было всего 49 лет.

Среди огромного списка публикаций выделяются теологические синтезы: Сумма против язычников, Summa theologiae и Scriptum super quatuor libris приговор магистрат Петри Ломбарди.

Сумма против язычников

Эта работа переводится как Сумма против людей. Считается, что он был написан между 1260 и 1264 годами, хотя нет никакого согласия относительно правдивости этой даты..

Предполагается, что цель этой публикации — привести аргументы, которые подтвердят католическую и христианскую веру в ситуациях вражды.

В этой публикации вы можете найти аргументы, разработанные специально для реагирования на проявления неверных людей. Считается, что цель книги состояла в том, чтобы поддержать миссионеров в их действиях по распространению слова Божьего.

Предполагается также, что эти аргументы могли быть полезны перед лицом споров с евреями или мусульманами, которые были охарактеризованы в то время как адепты философии Аристотеля..

Summa theologiae

 Богословская сумма Он был написан между 1265 и 1274 годами. Он характеризуется как самый популярный богословский трактат средневекового периода и оказал сильное влияние на католицизм..

Больше, чем защищать веру (как в случае Сумма против людей), эта публикация была задумана как богословское пособие, которое может быть использовано в.

Для написания Богословская сумма, Фома Аквинский основан на Библии и других священных писаниях, а также на учениях Аристотеля и Августина Гиппопотама.

структура

Шаблон можно найти в структуре этой публикации. Во-первых, объяснение начинается с вопроса, который обычно выражал противоположную идею, которую защищал Фома Аквинский..

Позже Санто Томас описал аргументы, которые, по его словам, опровергли тезис, выдвинутый в начале, в поставленном вопросе; и после этого я продолжил описывать те аргументы, которые поддерживают этот тезис.

При разработке анализа Томас посвятил себя расширению и пониманию того, что будет его ответом, и, в конце концов, он ответил один за другим на все аргументы, которые возражали против рассматриваемого тезиса..

Эта книга была написана в трех частях, и третья из них осталась незаконченной после того, как Фома Аквинский в последние годы своей жизни заявил, что у него было откровение, благодаря которому ему сказали, что все, что он написал до сих пор это было бесплодно, и это не имело смысла.

Однако, хотя Фома Аквинский не завершил третью часть своей работы, его ученики завершили ее для него, добавив дополнение, в котором они разработали несколько работ, написанных им во времена его юности..

Scriptum super quatuor libris приговор магистр Петри Ломбарди

Это была первая работа Томаса де Акино, которая переводится как Комментарий к четырем книгам предложений Педро Ломбарди.

Предполагается, что эта работа была написана между 1254 и 1259 годами. В этой публикации Томас де Акино комментирует работу теолога Педро Ломбарди, в которой были разработаны таинства Церкви..

Некоторые ученые определили, что то, что Аквинский поднял в этих комментариях, сохраняет важные различия со способом выражения себя в Богословская сумма, самая трансцендентная работа Томаса. 

Однако тот факт, что Богословская сумма Томас Аквинский не закончил, может объяснить, что различие аргументов между обеими работами религиозного философа.

Другие ученые Фомы Аквинского указывают, что эта книга является конкретным свидетельством того, как его мысль развивалась и развивалась во времени.

По Фоме Аквинскому философия должна служить богословию

Философия, настаивал Фома Аквинский, должна находиться в подчинении у богословия. Ее предназначение в том, чтобы разъяснять догмы богословия, делать их более доходчивыми для верующих: «Эта наука (теология) может взять нечто от философских дисциплин, но не потому, что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений. Ведь основоположения свои она заимствует не от других наук, но непосредственно от Бога через откровение. Притом же она не следует другим наукам, как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним, как к подчиненным ей служанкам, подобно тому как теория архитектуры прибегает к служебным дисциплинам или теория государства прибегает к науке военного дела. И само то обстоятельство, что она все-таки прибегает к ним, проистекает не от ее недостаточности или неполноты, но лишь от недостаточности нашей способности понимания: последнее легче вести от тех предметов, которые открыты посредственному разуму, источнику прочих наук, к тем предметам, которые превыше разума и о которых трактует наша наука». Фоме Аквинскому принадлежит знаменитое выражение: «философия является служанкой богословия», определившее положение философии в христианской Европе на несколько веков вперед.

Творчество

Единственным комментарием Фомы Аквинского к алхимии было высказывание, что незаконное это дело — продавать как доброе золото то, что произведено с помощью алхимии. Тем не менее ему приписывают несколько работ по алхимии: «Словарь алхимии», в котором он обсуждает проблемы создания Философского Камня; «Тайные чудеса алхимии», эссе «О сущем и о сущности» и комментарий к книге «Спор философов о тайнах природы и философском камне».

Кто бы ни написал эти трактаты, введенные в них определения все еще используются, например в химии — термин «амальгама» (смесь, включающая в себя ртуть и другие металлы).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: