Фридрих вильгельм ницше: полная биография

Состояние здоровья Ницше

С самого детства будущий философ не мог похвастаться хорошим здоровьем (кроме того, сказалось наследство психически больного отца), его плохое зрение и физическая слабость частенько подводили молодого человека и не давали возможности засиживаться подолгу за работой. Интенсивная учеба в университете привела к тому, что у юноши начались сильнейшие мигрени, бессонница, головокружения и тошнота. Все это в свою очередь привело к снижению жизненного тонуса и появлению затяжного депрессивного состояния.

В более зрелом возрасте он заразился от женщины легкого поведения  нейросифилисом, который в то время еще не могли полностью излечивать. В тридцатилетнем возрасте здоровье еще более пошатнулось: стало резко падать зрение, изматывающие головные боли и хроническая усталость привели к крайнему истощению психики.

В 1879 году из-за проблем со здоровьем Ницше пришлось  уволиться из университета и серьезно взяться за лечение. В это же самое время его учение полностью оформилось, и  творческий труд стал более продуктивным.

Ницше и Сократ

Бедой культуры современного общества Ницше считал то обстоятельство, что ее прародительницей была не греческая, а александрийская культура, типичным представителем которой был Сократ, определенный тип ученых и философов. Следовательно, культура девятнадцатого века. Ницше называл Сократа. Культура Сократа — плод победы принципа Аполлона. Ее кумирами были образование, просвещение, наука, заменившие саму жизнь. Они вытеснили действительно жизненные ценности, саму жизнь; человека с его природой и жизненными инстинктами перестали ценить.      

В чем спор между Ницше и Сократом?

Известно, что Сократ придавал практическое и этическое значение. Ницше видел в этом опасность утилитаризма философского знания. В феномене сократической культуры он видел угрозу для незаурядной личности, для одиночки, выделявшейся своими моральными и иными суждениями. Ницше считал вообще небезопасным для культуры, когда «вся масса философствует», потому что в этом случае чаще всего высота суждений науки сменяется рационализмом.   

Сократ противопоставлял сознание и разум инстинкту жизни, в то время как для всех талантливых (по Ницше) именно инстинкт представлял творческую утвердительную силу (я полностью согласен с этим, поскольку живое творчество не возникает по воле (только) разума , но, грубо говоря, спонтанно, инстинктивно. К тому же многие талантливые люди в хорошем смысле неразумны. Разумный подход к творчеству слабо толкает его вперед, хотя какая-то база разумно-познания должна присутствовать).

«Сократ, согласно Ницше, является типом «теоретического человека», который изгнал мечты и иллюзии из морального мировоззрения. На их место он поставил «непоколебимую веру в то, что мышление может проникать в самые глубокие бездны бытия и что это мышление может не только познать бытие, но даже исправить его. 

Разница в позициях Ницше и Сократа по отношению к жизни заключалась в том, что для Сократа жизнь была скорее, прежде всего, объектом познания. А для Ницше жизнь загадочна и непознаваема, она дает о себе знать только через жизненные инстинкты. 

И, следуя инстинктам, человек следует за жизнью, поэтому мораль, искусство и знания — это лишь виды иллюзий, которые, как «завеса Майи», спасают человека от страха смерти, ощущения открывающейся перед ним бездны. когда он пытается учиться.

Объяснение концепции Сверхчеловека

В своей главной книге «Так говорил Заратустра» Ницше формулирует идею о Сверхчеловеке, который должен появиться в результате эволюционного процесса в борьбе за лидерство. Этот человек рушит все устои и законы, он не ведает иллюзий и милосердия, его главная цель – власть над всем миром.

В противовес Сверхчеловеку появляется – последний человек. Как тут не вспомнить Родиона Раскольникова и его: «Тварь я дрожащая или право имею?» Этот последний человек не борется и не стремится к лидерству, он выбрал для себя удобное, животное существование: ест, спит и размножается, множа себе подобных последних людей, способных лишь подчиняться приказам сверхчеловека.

Именно потому, что мир заполнен такими ненужными истории и прогрессу людьми, войны и есть благо, очищающее пространство для новых людей, новой расы.

Поэтому концепция Ницше и была положительно принята Гитлером и ему подобными и положена в основу расовой теории. По этим причинам труды философа были под запретом в СССР.

Мифология

Образность и метафоричность произведений Ницше позволяет выделить у него определённую мифологию[кем?]:

  • Ницше исходит из двойственности (дуализма) культуры, где борются начала Аполлона и Диониса. Аполлон (греческий бог света) символизирует собой порядок и гармонию, а Дионис (греческий бог виноделия) — тьму, хаос и избыток силы. Эти начала не равнозначны. Тёмный бог древнее. Сила вызывает порядок, Дионис порождает Аполлона. Дионисийская воля (der Wille — в германских языках означает желание) всегда оказывается волей к власти — это интерпретация онтологической основы сущего. Ницше подобно Марксу испытал влияние дарвинизма. Весь ход эволюции и борьба за выживание (англ. struggle for existence) не что иное, как проявление этой воли к власти. Больные и слабые должны погибнуть, а сильнейшие — победить. Отсюда афоризм Ницше: «Падающего толкни!», который следует понимать не в том упрощённом смысле, что не следует помогать ближним, но в том, что самая действенная помощь ближнему — дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы возродиться или погибнуть. В этом проявляется вера Ницше в жизнь, в её возможность самовозрождения и сопротивления всему роковому. «То, что не убивает нас, делает нас сильнее!»
  • Как от обезьяны произошёл человек, так в результате этой борьбы человек должен эволюционировать в Сверхчеловека (Übermensch). Разум и все так называемые духовные ценности — это всего только орудие для достижения господства. Поэтому сверхчеловек отличается от простых людей прежде всего несокрушимой волей. Это скорее гений или бунтарь, чем правитель или герой. Подлинный сверхчеловек — это разрушитель старых ценностей и творец новых. Он господствует не над стадом, а над целыми поколениями. Однако воля не имеет поступательного движения вперёд. Её основными врагами являются собственные проявления, то, что Маркс называл силой отчуждения духа. Единственные оковы волевого человека — это его собственные обещания. Создавая новые ценности, сверхчеловек порождает культуру — Дракона или Духа тяжести, подобно льду, сковывающему реку воли. Поэтому должен прийти новый сверхчеловек — Антихрист. Он не разрушает старые ценности. Они исчерпали себя сами, ибо, утверждает Ницше, Бог мертв. Наступила эпоха европейского нигилизма, для преодоления которого Антихрист должен создать новые ценности. Смиренной и завистливой морали рабов он противопоставит мораль господ. Однако потом будет рождён новый Дракон и придет новый сверхчеловек. Так будет до бесконечности, ибо в этом проявляется вечное возвращение. Одним из основных критикуемых понятий в философии Ницше являлся decadence (декаданс).
  • Большинство читателей Ницше предполагают, что он полностью отвергает мораль. На самом деле он призывает к тому, чтобы мораль шла не из каких-то внешних источников: религия, законы, правила поведения и тому подобное, а была рождена внутри человека, его собственным сознанием. Когда она идёт от души, а не вследствие какого-либо принуждения, тогда она является истинной.

Творчество немецкого философа: Ницше и Заратустра

Фридрих с раннего детства был довольно слаб здоровьем и умудрился переболеть всеми детскими болезнями, какие только можно придумать. С восемнадцати лет он периодически жаловался на страшные головные боли, а во время работы санитаром перенес кошмарную дизентерию, лечить которую в то время не умели. Огромный удар по нему нанёс также разрыв с сердечным другом – Вагнером, которого он искренне считал самым близким человеком. Он практически не спал, регулярно попадал в руки эскулапов, а к тридцати вообще чуть полностью не ослеп.

Интересно

Болезням, которые постигли несчастного философа, мог бы позавидовать любой медицинский справочник конца прошлого века. По разным данным от страдал от шизофрении, ревматизма, лихорадки, дизентерии, мигрени и прочих малоприятных заболеваний. Современные исследователи считают, что все эти симптомы могут свидетельствовать о недиагностированном сифилисе, которым он легко мог заразиться в студенческие годы.

Творческий путь

В конце семидесятых он уже болел постоянно, но находил себе силы работать не покладая рук. Он писал много, чтобы успеть оставить потомкам «руководство», как правильно следует построить общество и на чем при этом основываться. Лечился он тогда опиатами, что наводит некоторых исследователей на мысль еще и о сильной зависимости мэтра от наркотических веществ. В мае семьдесят девятого он понял, что преподавать уже не может, потому ушел на пенсию с хорошим содержанием в три тысячи франков.

  • В том же году Ницше выпустил свое сочинение «Странник и его тень», отмечая впоследствии, что знает все о тенях, ведь как раз боролся со слепотой.
  • В июле восемьдесят первого в тираж пошла «Утренняя заря», с которой начался совершенно новый виток философии гения.
  • Спустя год Фридрих отправился в Вечный город, где ему пришло множество идей. В 82-м вышла первая часть книги «Так говорил Заратустра». Через пару лет появилась вторая часть, а в восемьдесят пятом и третья. Четвертую и последнюю книгу серии он издавал уже за свои деньги небольшим тиражом, а экземпляры раздал своим немногочисленным друзьям.

Однако главным произведением ученого можно назвать концептуальную книгу «Воля к власти» в которой отражена вся суть придуманного ним учения. В ней он затрагивает «мораль господ и рабов», где всю ответственность за пребывание последних постоянно в униженном положении он возлагает на самих обиженных и оскорбленных, которые принимают придуманную господами мораль.

Темы творчества Фридриха

Этот философ первым в истории подверг сомнению само существование истины как таковой, фундаментальной основы человечества в виде причинности воли, единства с нею рассматриваемого субъекта, а также возможность рациональной оценки поступков и для себя, и для окружающих. Являясь высокопрофессиональным философом, Ницше выбрал особый, афористичный стиль написания своих трудов. При этом он принимает теорию «здорового и упадочного». Первое прославляет жизнь во всех ее проявлениях, а второе тянет ее вниз, в бездну, вызывает пороки и разнообразные недостатки.

Причем источником культуры здоровья он называл единение аполлонийского и дионисийского. Первое как бы окутывает бытие легкой дымкой, подобной сну или фантазии, позволяя упростить существование, а второе является самой жизнью, пьянящей, необузданной, вольной и природной страстью. Кроме того, к характерным чертам творческой мысли философа можно отнести его крайний нигилизм с центральной идеей смерти Бога. Он пишет, что нравственность давно утонула в морали, а само божество задохнулось, задушенное богословием.

Еще одна фундаментальная черта и главенствующая тема творчества Ницше – понятие сверхчеловека, за которую так яростно хватались в Третьем рейхе. Он противопоставляет его последнему человеку, который живет, подобно животному или растению, заботясь исключительно о комфортных условиях. Такой сверхчеловек будет априори стремиться к власти, так как не воспринимает иного положения вещей. Он должен возвыситься над дробностью бытия, мелочностью всего происходящего с индивидом.

Вклад и влияние

Философия Ницше оказала огромное влияние на дальнейшее развитие мировой культуры. В то же время она отличается крайней противоречивостью. Каждый находит в ней то, что близко ему самому, и отвергает то, что ему чуждо. Для людей ищущих его творчество было как глоток свежего воздуха в затхлой атмосфере «традиционных» ценностей, которые он подверг сомнению и переоценке. Хотя, возможно, временами он заходит в этом слишком далеко, выплескивая вместе с водой и ребенка. Однако его «нигилизм» по отношению к религии, морали, общественным отношениям был не голым отрицанием, но попыткой создания новых ценностей.

Можно до бесконечности спорить, насколько приемлемы для нас эти ценности, и в частности, центральная в его философии идея сверхчеловека, свободного от любых навязываемых людям ограничений. Но игнорировать их уже нельзя. Да, философию Ницше ценили и Гитлер, и Муссолини, вообразившие себя «сверхчеловеками». Из-за чего в СССР он считался «реакционным философом, идейным предшественником фашизма». Но вот что написал в одном из своих писем великий гуманист Антуан де Сент-Экзюпери, отдавший жизнь в борьбе с фашизмом: «Я увожу с собой Ницше. Безгранично люблю этого человека» (Письма к Ренэ де Соссин. Аликанте, 1926).

Философия Ницше

Ницше один из первых начал сомневаться в единстве субъекта, причинности воли, истине, как едином основании мира, возможности рационально обосновывать поступки.

Ницше, как классический филолог по образованию, большое внимание уделял стилю ведения и изложения своих философских взглядов, что стало причиной считать его выдающимся стилистом. Философия Ницше не имела организованной системы

Наиболее значимая форма его философии – афоризмы, которые выражают запечатленное движение состояния и мыслей автора, находящегося в постоянном становлении. Причины такого стиля однозначно выявить не удалось. С одной стороны, Ницше стремился больше времени проводить в прогулках, а поэтому не мог последовательно записывать свои мысли. С другой стороны, свои ограничения накладывались и болезнью философа, не позволяющей на протяжении длительного времени смотреть на белую бумагу, не испытывая дискомфорт в глазах. Можно сказать, что афористичность – осознанный выбор писателя, результат развития его убеждений.

Ницше в своей философии развивал принципиально новое отношение к действительности, базирующееся на метафизике, а не на неизменности и данности. Истина при таком взгляде, в качестве соответствия идеи действительности больше не может считаться онтологическим основанием мира, а превращается лишь в частичную ценность. Ценности, которые выходят на первый план рассмотрения, вообще должны быть оценены по их соответствию задачам жизни: здоровые должны прославлять и укреплять жизнь, а упадочные представляют болезни и разложение.

Один из наиболее ярких символов, которые были запечатлены и рассмотрены в философии Ницше – это смерть Бога. Ею знаменуется утрата доверия к сверхчувственному основанию ценностных ориентиров, то есть наступление нигилизма, проявляющегося в культуре и философии Западной Европы. Этот процесс Ницше считал основанным на нездоровье самого духа Христианского учения, которое отдает предпочтение потустороннему миру.

Смерть Бога находит проявление в чувстве бездомности у людей, некой осиротелости и потери гаранта благости бытия. Старые ценности перестают удовлетворять человека, так как он ощущает их безжизненность не чувствуя, что они относятся конкретно к нему. В результате разрастается нигилизм, простирающийся от простого отрицания возможностей хоть сколько-нибудь осмысленного и хаотического блуждания в мире до последовательной переоценки всех ценностей с тем, чтобы они вернулись на службу жизни.

Способ, посредством которого нечто может обрести бытие, Ницше видит в вечном возвращении. То есть в вечности постоянство может быть обретено посредством повторяющегося возвращения того же самого, а не переходящей неизменностью. При таком рассмотрении на первый план выходит вопрос, касающийся не причин сущего, а о том, почему оно всегда возвращается именно таким, а не каким-то другим. Ключ к этому вопросу можно усмотреть в представлениях о воле к власти: возвращается то же сущее, что сообразует действительность с собой и создает предпосылки для возвращения.

Этическая сторона вечного возвращения — это вопрошание о сопринадлежности ему. В связи с такой постановкой вопроса, каждое мгновение возвращается из мира вечного: ценно то, что может выдержать испытание вечным возвращением, а не то, что изначально в перспективу вечного можно переместить. Воплощение сопринадлежности вечному возвращению – это сверхчеловек.

Определение 2

Сверхчеловек – это человек, который смог преодолеть свое частное существование, смог вернуть себе мир и поднять взор над горизонтом.

Ницше считал, что сверхчеловек является смыслом Земли, в нем природа обретет свое онтологическое значение. Противопоставляется ему последний человек, представляющий собой вырождение человеческого рода, живущий в полном забвении своей сущности, отдавая ее как плату за звериное существование в комфортных условиях.

Ницшеанство в России

Первый отклик на идею о сверхчеловеке мы находим в «Преступлении и наказании» Достоевского. Писатель блестяще показал влияние гимнов Заратустры на мировоззрение главного героя романа Раскольникова. Именно Ницше разрешил ему взять топор и убить старушку-процентщицу. Но Достоевский показал также все ничтожество суперменов, когда они сталкиваются с неотвратимым наказанием. Парадоксальный, но вполне логичный вывод делает Федор Михайлович: ницшеанство очень часто притягивает людей слабых и закомплексованных, больных и мнительных.

Фридрихом Ницше зачитывалась революционная Россия, от Михаила Бакунина и Сергея Нечаева до большевистских вождей. Проповедником ницшеанства в нашем отечестве был первый пролетарский писатель Максим Горький, который даже внешностью старался походить на своего кумира – посмотрите ницшевские усы «Буревестника».

С Ницше полемизировал Владимир Соловьев, выражая сожаление, что его философия воздействует на умы русского юношества. Василий Розанов, написавший прекраснейшие строки о русском православии, пропитавшись ницшеанством, изрыгает из себя совершенно антихристианскую книгу «Люди лунного света», где он приписывает христианам всевозможные пороки.

Философия «трех китов» Фридриха Ницше

Отражение идеи Сверхчеловека в «Как сказал Заратустра»  

Идея Сверхчеловека — одна из немногих позитивных идей Ницше представлена ​​в произведении «Так говорил Заратустра», которое сам философ считал шедевром. (Это несомненно так, так как в этом произведении Ф. Ницше переплелись 2 основные идеи, к которым он шел, как оказалось, всю свою жизнь — Сверхчеловек и Вечное Возвращение + неизменный мотив примата Воли. к власти) Исторический Заратустра (Зороастр) верил в то, что мир является ареной борьбы двух космических сил — Добра и Зла. Он призвал встать на сторону светлой стороны. Но Ницше был «по ту сторону добра и зла», он не верил во все это Философ, поскольку Заратустра был первым, кто ошибся в том, что моральные ценности являются объективными характеристиками человека, «заставил» его исправить ошибку и создать новую философию. Он сделал его своим «сыном» и литературным персонажем.     

«Заратустра Ницше провозглашает относительность всех ценностей и моральных оценок, по-разному повторяя, что каждая нация ранее была привержена различным системам ценностей, разработанным ею в соответствии с местными условиями ее существования. Он говорит, что есть тысяча голов. И поэтому человечество как таковое не имеет единой цели или универсальной морали.  

Заратустра хочет найти такую ​​цель. Эта цель — сверхчеловек. 

Идею сверхчеловека, при всей ее известности, вряд ли можно найти ни в одном из произведений Ницше, за исключением Заратустры. Он отличается от большинства его характерных взглядов. Даже в «Заратустре» ничего конкретного по существу не сказано. Как идеал, к которому следует стремиться как «люди», эта идея — неопределенная и неопределенная цель. Сверхчеловек противопоставляется тому, кого Ницше называл «последним человеком», который стремится максимально походить на других. Это человек стада современной эпохи, и Ницше и Заратустра его презирают — белокурого зверя.     

«Человек — это одновременно переход и смерть. Мы превосходим самих себя, преодолевая что-то в себе, и для этого то, что мы погибаем и оставляем. Мы погибаем в основном как люди, чтобы стать чем-то более возвышенным. Человеческая жизнь — это жертва во имя чего-то сверхчеловеческого или сверхчеловеческого и во имя чего-то достижимого для нас, жертва, которая дает нам силы преодолеть самих себя. В отличие от аскетического идеала, он не деморализует. Мы превосходим самих себя вчера, но еще не созрели для себя как будущих, и мы должны найти более возвышенный образ себя как человеческих существ. Светловолосый зверь сзади, а Супермен впереди.         

Тема разговора о Супермене связана не с прекращением того, что мы делали раньше, а с движением в новом направлении. Но где? Ницше оставил каждому право выбирать самому, что, возможно, ошибочно в такой идее. «Его сестра заверила, что Гитлер был этим сверхчеловеком. Читатели старшего поколения, что Ницше имел в виду конкретный образ, взятый из истории. Ницше был поклонником героя. Он очень уважал Гете, Наполеона, Микеланджело, Юлия Цезаря и, что самое странное, Чезаре Борджиа. Сверхчеловек должен быть достижимым, и его осознание должно наполнять нас чувством избранности и значимости. Но на самом деле нет смысла заглядывать в прошлое в поисках примеров, так как в нашей истории не было ни одного Супермена.

Формула персонажа: «Душное сердце плюс холодная голова минус человеческий, слишком человечный» из «Заратустры» — довольно слабая рекомендация. Все, что она говорит, — это то, что мы должны стремиться контролировать как эмоциональную, так и интеллектуальную жизнь без ущерба ни одному, ни другому, и что мы не должны быть мелочными и «справедливыми» людьми. 

Следовательно, Супермен — не гигант, подавляющий своих мелких собратьев. Это просто радостное, свободное человеческое существо с инстинктивными побуждениями, которые не порабощают его. 

Ницше сделал идею Супермена изменчивой, а не стабильной, чтобы ее оценили те, кто ее воплотит. Но Супермен часто рассматривается как никто не пытается продемонстрировать свою силу всем. Возможно, потому, что люди постоянно ищут примеры: «Пока не увижу, не поверю», и Ницше дал их довольно странно. (например, в Чезаре Борджиа легче увидеть Супермена, чем в любом целомудренном христианине) На мой взгляд, идея блестящая, но поскольку Ницше никогда не писал для самой публики, она многое восприняла буквально. Эта работа философа привлекает меня тем, что она бесплатная и умная. В общем, я считаю, что величайшая благодать — это признать и «создать» себя и окружающий мир, если вы думаете, что делаете это правильно, независимо от чувственного или рационального порыва, как хотите.       

Апогей творчества

После своего раннего ухода на пенсию Ницше всерьез взялся за философию. Именно в последующие десять лет он пишет 11 своих самых значительных книг, полностью изменивших западную философию. За четыре последующих года он создал самую известную книгу «Так говорил Заратустра».

Этот труд нельзя назвать философским, в обычном и привычном смысле этого слова, в книге содержатся изречения, поэзия, отвлеченные яркие идеи, нетривиальные размышления о жизни в обществе. В течение двух лет после ее выхода в свет, Ницше стал самым известным человеком не только в своей стране, но и за рубежом.

Последняя книга философа «Воля к власти», работа над которой продолжалась более пяти лет, увидела свет уже после смерти философа с помощью его сестры Элизабет.

Краткая биография

  1. 1867. Добровольно вступает в армию, но вскоре с ним произошел несчастный случай, в результате которого он получил серьезные ранения и вынужден был вернуться к гражданской жизни.
  2. 1868. Знакомится с композитором Рихардом Вагнером.
  3. 1869. Назначается преподавателем классической филологии Базельского университета в Швейцарии.
  4. 1870. Во время франко-прусской войны служит санитаром в немецкой армии.
  5. 1872. Выходит в свет его первая книга «Рождение трагедии».
  6. 1876. Из-за серьезных проблем со здоровьем берет годичный отпуск и едет для лечения в Сорренто.
  7. 1878. Издает книгу «Человеческое, слишком человеческое», где впервые высказывает свои нигилистические идеи. Они настолько выходили за все рамки, что не встретили понимания даже у его ближайших друзей.
  8. 1879. Окончательно покидает Базельский университет, некоторое время живет в швейцарском городе Санкт-Мориц, затем возвращается в Наумбург.
  9. 1880. Едет в Геную.
  10. 1882. Поездка в Рим, где он знакомится с Лу Саломе. Выходит книга «Веселая наука», где рассматриваются такие вопросы, как сущность зла, связь искусства с природой. Именно здесь Ницше заявил, что «Бог умер» – это самое популярное из его изречений.
  11. 1883. За десять дней пишет в итальянском городе Рапалло первую часть своего самого знаменитого произведения – философской поэмы в прозе «Так говорил Заратустра», где выдвигает идею сверхчеловека.
  12. 1884. Вышли вторая и третья части «Заратустры».
  13. 1885. Издает за свой счет четвертую и последнюю часть «Заратустры».
  14. 1886. В Лейпциге выходит его книга «По ту сторону добра и зла», в которой он объявляет основным мотивом человеческого поведения волю к власти или могуществу.
  15. 1888. Последние книги Ницше «Казус Вагнер», «Сумерки идолов» и «Антихрист. Проклятие христианству».
  16. 1889. Уличная сцена с избиением лошади в Турине, свидетелем которой стал Ницше, так потрясает его, что он навсегда теряет рассудок. Друзья поместили его в психиатрическую лечебницу в Базеле, затем его перевели в Йену.
  17. 1890. Мать забрала его домой, в Наумбург.
  18. 1897. Умирает мать Ницше. Теперь за ним ухаживает его сестра Элизабет. Она продает дом в Наумбурге и переезжает с ним в Веймар.
  19. 1900. 25 августа скончался в Веймаре от инсульта, похоронен у себя на родине, в Рёккене.

Незадолго до смерти

⚫ Цитаты Фридриха Ницше о человеке

Даже самая широкая душа, братья мои, — какие это жалкие угодья!

Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.

Земля, сказал он, имеет оболочку; и эта оболочка поражена болезнями. Одна из этих болезней называется, например: «человек».

Поистине, человек — это грязный поток.

С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, — ко злу.

Только там, где кончается государство, начинается человек — не лишний, но необходимый: там звучит песнь того, кто нужен, — единственная и неповторимая.

Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать вверх.

Требование человека, чтобы его полюбили, есть величайшее из всех самомнений.

Человек — это канат, протянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью.

Человек есть нечто, что до́лжно превзойти.

Человек навсегда прикован к прошлому: как бы далеко и быстро он ни бежал – цепь бежит вместе с ним.

Человек «современных идей», эта гордая обезьяна, страшно недоволен собой – это неоспоримо. Он страдает, а его тщеславие хочет, чтобы он только «со-страдал».

Человечество не представляет собою развития к лучшему, или к сильнейшему, или к высшему, как в это до сих пор верят. «Прогресс» есть лишь современная идея, иначе говоря, фальшивая идея. Теперешний европеец по своей ценности глубоко ниже европейца эпохи Возрождения…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: