Топ-8 вкладов царя хаммурапи

Введение

Хаммурапи — царь Вавилонии в 1792-1750
до н. э., в период царствования которого она достигла наивысшего
расцвета. Будучи искусным политиком и полководцем, Хаммурапи в
результате успешных войн подчинил Вавилонии Ассирию, южную и среднюю
части Месопотамии. При Хаммурапи в стране наблюдался экономический
подъём. Большое развитие получило орошаемое земледелие и
скотоводство. Широко применялась плавка металлов (особенно бронзы, в
меньшей степени — железа), что привело к созданию более
совершенного оружия. Достигли значит, развития товарно-денежные
отношения, частные рабовладельческие хозяйства, централизация
государства, ещё более укрепилась царская власть, что нашло отражение
в кодексе законов (ок. 1760 до н. э.). Законы Хаммурапи представляют
собой важнейший памятник древневосточного рабовладельческого права.
Текст их, начертанный архаической клинописью на диоритовой стеле,
состоит из пролога, 282 статей и эпилога

В законах уделялось большое
внимание укреплению власти рабовладельцев, охране частной
собственности и интересов царских служилых людей. В них упоминаются
воины-колонисты, которые получали от царя земельные наделы и за это
должны были нести военную службу

Ряд статей посвящён обязанностям и
правам воинов. Напр., уклонение воина от похода и даже попытка
выставить взамен наёмника карались смертной казнью. Отмечались две
категории воинов — баиру и реду и два звания военачальников —
деку и лабуту, что свидетельствовало об определённой структуре
вавилонского войска и военной иерархии. Законы Хаммурапи отражали
сравнительно высокую ступень классовой и социальной дифференциации.

Законы для рабов

Не все жители Вавилона имели равные права. В законах Хаммурапи часто упоминали слово «человек». Касалось оно лишь свободных людей. Для рабов действовали другие законы. За оскорбление свободного человека рабу отрезали ухо. Почему не пальцы или язык? Потому что раб должен был работать, отвечать на вопросы господину. Раб не мог убежать с отрезанным ухом, поскольку все бы сразу поняли, что он невольник, к тому же еще и строптивый.

Рабы приравнивались к домашнему скоту. Как и любое имущество, их можно было продать и купить. Убийство чужого раба наказывалось штрафом. Виновный был обязан компенсировать потерю «имущества» господину. Следовало отдать взамен своего раба или заплатить деньги.

Кодекс Хаммурапи — образец правовой модели

Кодекс Хаммурапи, высеченный на камне.

Сложный правовой кодекс Хаммурапи охватывал все вопросы жизнедеятельности государства: начиная от безопасности, строительства, принципов наследования, дисциплины, поведение рабов, налогов и заканчивая сборами, которые древние ветеринары должны были платить за право лечить быков и ослов. Это, конечно, не было первой в истории правовой системой, Хаммурапи фактически включил в свой кодекс законы, созданные предыдущими царями. Но главное было то, что он фактически реализовал идею общества, построенного на принципе закона и порядка, применимого ко всем.

Развалины великого Вавилона.

Эксперты в этой области говорят, что там есть много законов, которые сегодня мы бы квалифицировали как суровые или варварские. Вместе с этим есть и другие, которые предполагают заботу о простых гражданах и ответственность за преступления и нарушения прав других людей. Правовая система Хаммурапи включала в себя привычные сегодня особенности, такие как принцип презумпции невиновности. Согласно этому принципу, для того, чтобы осудить человека, сначала надо было собрать доказательства его вины. Кроме этого, кодекс регулировал и предусматривал даже выплату алиментов.

Остатки этого великого царства хранят отблески былого величия.

Законы Хаммурапи — общая характеристика

Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока. Кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.

Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

  • Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
  • Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
  • Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
  • Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
  • Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.

Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.

2. Расширение границ

Древнее Междуречье

В 1782 году до н.э. он разорил (но не занял) город Малгиум близ устья реки Диялы. Известно, что Хаммурапи отверг предложение союза со стороны Эшнунны и вскоре лично встретился и заключил союз с её заклятым врагом Шамши-Ададом I, тогда бесспорно самым могущественным из месопотамских царей. Предположительно, что договор этот ставил Хаммурапи в несколько зависимое положение, но зато дал, видимо, возможность собраться с силами. За союз с Шамши-Ададом Хаммурапи выговорил себе у того города Туттуль (совр. Хит) и Рапикум на Среднем Евфрате. Прежде чем Рапикум перешёл к Шамши-Ададу, он был самостоятельным городом-государством и союзником Эшнунны. В 1781 году до н.э. Хаммурапи присоединил Рапикум к своему царству.

Затем Хаммурапи ведёт длительную подготовку к дальнейшим наступательным войнам, но учитывая силу соперников, строит и у себя мощные укрепления, из которых особо важной была, вероятно, «главная стена против горной страны», то есть, надо думать, обеспечивающая тыл против пастушеских племен высокой степи. После смерти Шамши-Адада (ок

1781 до н. э.) Хаммурапи способствовал возвращению на престол Мари Зимри-Лима и изгнанию оттуда сына Шамши-Адада Ясмах-Адада. В дальнейшем между Хаммурапи и Зимри-Лимом был заключен союзный договор. Около 1768 до н. э. Хаммурапи провёл важнейшую административную реформу, сводившуюся к значительному укреплению царской власти и царского хозяйства. Был ли тогда издан первый вариант его законов, неясно.

Рост территории царства Хаммурапи с 1793 до н. э. по 1750 до н. э.

Около 1772 до н. э. эламский царь Шурукдух в союзе с царём Эшнунны Ибаль-пи-Элем II осадил город Рацама. Однако Хаммурапи разгромил их и вынудил снять осаду. Возможно, что Шурукдух погиб в этом сражении, так как об этом говорят таблички из Мари. Видимо, это была проба сил и Хаммурапи её выиграл.

Лишь с 30-го года правления (ок. 1764 до н. э.), умудренный опытом, Хаммурапи начинает серию своих больших походов, на этот раз бесспорно победоносных. В этом году он разбил соединенную армию царей Эшнунны, Малгиума, Элама и царицы Навара, а также подкрепления, присланные горскими племенами (текст называет субареев и гутиев, но это, возможно, только традиционные обозначение горцев, которые могли принадлежать к какой угодно этнической группе, скорее всего речь идет о хурритах). После чего Хаммурапи нанёс Эламу крупное поражение. Утверждение Хаммурапи в датировочной формуле о победе над Эламом не было простым хвастовством, так как из его переписки мы знаем, что в конце жизни он действительно осуществлял реальную власть в этой стране.

Имущественные преступления и гонорары (статьи 215-282)

Лечение в Вавилонии и людей, и животных было платным. Услуги доктора зависели от сложности производимых процедур и платежеспособности клиента. Вылечить свободного человека было в 2 раза дороже, чем царского, и в 4 раза дороже, чем раба. Но в случае неудачной операции врачу отсекали руку или заставляли возместить ущерб.

Строители и корабельщики также несли наказание за «халтуру» и возмещали убытки.

Хаммурапи установил тарифы за наем рабочих, скота или транспорта. Если скоту были нанесены увечья, или оно погибло от нападения льва, или эпидемии, то наниматель не нес за это ответственности. Это были проблемы владельца животного.

Ответственность у нанимателя наступала, если животное умерло в результате небрежности или побоев, а также заразных болезней (которых можно было избежать) и нападения любого другого хищника, кроме льва. Кроме того нельзя было присваивать нанятый скот (орудия труда или транспорт).

Рабы в Вавилонии были имуществом и товаром, на них был даже «гарантийный срок»: если в течение месяца выясняется, что раб тяжело болен, продавец должен был забрать его обратно.

Если же раб не признавал господина – ему отрезали ухо, а на строптивых рабов накладывали рабский знак – клеймо, которое вырезали или выжигали на теле.

История законов

Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.

Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

Стела Хаммурапи в Лувре.

Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.

Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.

Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.

Законы Хаммурапи

Черный столб был исписан царскими правилами. Законы Хаммурапи имели огромное значение. Они внесли порядок в судопроизводство. Если раньше судьи разбирали спорные вопросы по собственному произволу, то при Хаммурапи были обязаны следовать своду правил. Законы чтили все вавилоняне, поскольку знали, что за их нарушение следует жестокое наказание.

Царь был настолько уверен в правильности своих законов, что угрожал всем последующим правителям, кому бы вздумалось изменить или уничтожить надписи. Поскольку Хаммурапи считал себя ставленником богов, он страшил отомстить за отступничество потопом, голодом, эпидемиями, нашествием врагов. Он утверждал, что это не просто царские законы, это воля богов.

В сложных случаях для решения дела судьи обращались за помощью к богам. Это случалось, когда невозможно было определить виновника преступления. Обвиняемого подводили к реке и погружали в воду. Если он тонул, значит, был виновен. Таким образом, бог воды наказывал преступника. Если же человек выплывал, его признавали невиновным.

Если вину можно было доказать, преступника судили по законам Хаммурапи. Его подвергали тем испытаниям, которые пережила жертва. «Око за око, зуб за зуб» – в этом вавилоняне видели высшую справедливость. Другими словами: не причиняй другому такого зла, которого не хочешь себе.

Литература

  • Бузескул В. П. Открытия де-Моргана в Сузах; законы Хаммураби // Открытия XIX и начала XX века в области истории Древнего мира. Часть I. Восток. — Пг.: Academia, 1923. — 222 с.
  • Васильев, Л. C. История Востока: учебник для магистров : в 2 т. Т. I / Л. С. Васильев. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт,2013. — 722 с.
  • Волковъ, И.М. Законы вавилонского царя Хаммураби. М., 1914. – 80 с.
  • Древний Восток: учеб, пособие для вузов / Российская академия наук; Государственный университет гуманитарных наук; Научно-образовательный центр по истории; Н.В. Александрова, И.А. Ладынин, А.А. Немировский, В.М. Яковлев; рук. проекта А.О. Чубарьян. — М.: Астрель: ACT, 2008. — 654 с.
  • Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства: Пер. и комм. под. ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории. — 1952. — № 3 (40). — 363 с.
  • Законы вавилонского царя Хаммурапи: Пер. и комм. Л. А. Липина в нов. ред. В. А. Якобсона // Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие, в 2-х частях. Ч. I / Под ред. М. А. Коростовцева, И. С. Кацнельсона, В. И. Кузищина. — М.: Высшая школа, 1980. — 328 с.
  • Законы Хаммурапи / Б. А. Тураев. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 122 с.
  • Законы царя Хаммурапи: Методические указания по изучению первоисточника в курсе «История государства и права зарубежных стран» для студентов специальности «Юриспруденция» всех форм обучения / Сост. Н. Т. Кудинова. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2002. – 36 с.
  • Захаров А.О. История Древнего Востока. Курс лекций. – М.: НОЧУ ВПО «Институт стран Востока», Институт востоковедения РАН, 2016. — 286 с.
  • Из Законов Хаммурапи, царя Вавилона // Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права: В 2 т. / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. Т. 1. М., 1996. – 355 с.
  • История государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века). Учебно-методическое пособие / Томсинов В.А.. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Зерцало, 2005. — 128 c.
  • История Востока / Отв. ред. В. А. Якобсон. — М.: Восточная литература, 1999. — Т. 1. — 688 с.
  • История древнего Востока : От ранних государственных образований до древних империй / Под ред. А.В. Седова; Редкол. : Г.М. Бонгард-Левин (пред.) и др.; Ин-т востоковедения. – М. : Вост. Лит., 2004. – 895 с.
  • История Древнего Востока. Тексты и документы: Учебное пособие / Под ред. В. И. Кузищина. — М.: Высшая школа, 2002. — 719 с.
  • История Древнего мира : план-конспект уроков : 5 класс / В.С. Кошелев, Н.. Байдакова. – Минск : Аверсэв, 2017. – 413 с.
  • Козырева, Н. В. Очерки по истории Южной Месопотамии эпохи ранней древности (VII тыс. до н. э. — середина II тыс. до н. э.). — СПб. : Контраст, 2016. — 552 с.
  • Кулишер М. И. Основы уголовного, гражданского и торгового права четыре тысячи лет назад // Труды Юридического общества при Императорском Санкт-Петербургском университете. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1910. — Т. I. — 524 с.
  • Лопухин А. П. Вавилонский царь правды Аммураби и его новооткрытое законодательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым. — СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1904. — 53 с.
  • Муретов В. Новооткрытый кодекс вавилонского царя Гаммураби (за 2300 лет до Р. Хр.) в его отношении к Моисееву законодательству // Богословский вестник. — 1903. — Т. 2, № 6 — 43 с.
  • Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. д. ю. н., проф. Н. А. Крашенинникова. Т. 1: Древний мир и Средние века / Сост. О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз. — М.: Норма, 2007. — 816 с.
  • Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Сост. В. А. Томсинов. М.: Просвещение, – 480 с.
  • Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под. ред.М.Н. Брусиловской. – М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. – 400 с.
  • Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя/ Сост. Ю. С. Крушкол и др.; Под ред. Е.А. Черкасовой. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Просвещение, 1987. – 256 с.
  • Якобсон В. А. Законы Хаммурапи как источник по истории древней Месопотамии: Дис. … докт. ист. наук. — Л.: Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР, 1987. — 401 с.

Законы Хаммурапи и Библия

Интересные выводы сделали ученые о том, что законы Хаммурапи использовались при составлении Ветхого Завета. Многие востоковеды, в т.ч. Б. Тураев отмечали сходство статей Законника и принцип уголовных наказаний (талион) в Книге Исход, а также брачных правил Хаммурапи и Моисея.

Формулировки Закона Моисея порой фактически полностью дублируют положения Кодекса — в Книге Завета и отчасти во Второзаконии. Оба источника близки в группировке и фразеологии, излагаются они в той же казуистической форме. И это логично – древняя Палестина входила в зону влияния Вавилонии, и библейский Авраам, и Иаков, и Лаван жили в это время по законам Хаммурапи.

Это дает повод предполагать, что религиозные трактаты Библии вторичны (заимствованы из старовавилонского права).

Но есть одно очень серьезное отличие Законов Хаммурапи и Моисея. В первом случае законодательство лишено «страха божия», не регулируется любовью к Богу, а рассматривает преступления как материальный вред, влекущий за собой реальное наказание. Во втором случае законы переполнены религиозностью.

Как появился Вавилон

Раньше на этом месте располагался шумерский город Кадингир — Ворота богов. Впоследствии он был завоёван Семитскими племенами амореев и переименован. Они перевели название «Ворота богов» на свой язык, в результате получилось Бабиль, а впоследствии на греческом и на латыни Бабилон. Во втором тысячелетии до н. э. город Бабиль стал центром небольшого царства.

В царствии там правил царь Сумму Абу. Его многочисленные потомки прославились в истории Вавилона, но особенно нам известен тот его потомок, который зовется Хаммурапи. Хамурапи правил с 1792 года по 1750 до н.э. Прославился Хаммурапи, как великий воитель. Именно при нём Вавилония захватила окрестные земли, победив сначала своих соперников, а впоследствии и союзников тоже. Государство раздвинуло свои границы до верховьев Евфрата.

Кто такой Хаммурапи?

Хаммурапи – самый известный из вавилонских правителей. Дата его рождения до сих пор не установлена, но ученые сходятся во мнении, что во время восхождения на престол он был достаточно молод. Не знают историки и точного происхождения его имени.

Некоторые исследователи склоняются к прочтению «Хамму-раби», что означает «предок велик». Другие полагают, что царя называли «Хамму-рапи», то есть «предок-целитель».

Когда Хаммурапи начал править в Вавилонии, его государство было весьма скромным и помимо столицы включало только несколько небольших городов на расстоянии до 80 км. События его 43-летнего правления дошли до нас благодаря принятой в Месопотамии традиции называть годы по каким-либо деяниям правителей. Wikimedia Commons / Mohamm3dfadil (CC BY-SA 4.0) Начало царствования Хаммурапи ознаменовалось установлением так называемой «справедливости» (прощения долгов всем жителям), поэтому второй год его правления получил название «год справедливости Хаммурапи».

Это интересно: 55,Биография Пророка Мухаммеда: общий взгляд

Описание стелы

Конусообразная стела с высеченным на ней судебником была обнаружена в 1901—1902 гг. французской экспедицией под руководством египтолога Жака де Моргана. Отсутствие чёткой даты связано с тем, что камень был расколот на три части. Стела изготовлена из диорита тёмно-коричневого, практически чёрного цвета.

Вверху лицевой части стелы высечен барельеф — две фигуры. Одна из них стоит, другая сидит на троне. По мнению учёных, сидящим изображён Шамаш — солярное божество вавилонян. На это указывают символические солнечные лучи, исходящие у него из плеч. Древесные шишки, изображённые у ног божества, олицетворяют скалы, горы и деревья, над которыми встаёт солнце. Стоит перед Шамашем, по-видимому, сам Хаммурапи. Его поза выражает глубочайшее почтение и благоговение.

Царские законы высечены клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть под барельефом и всю обратную сторону. Часть текста по неизвестным причинам отсутствует. Предположительно его уничтожили воинственные соседи Вавилона — эламиты, захватив стелу во время очередного набега на Вавилон, чтобы на их месте высечь текст, прославляющий царя Элама. Большая часть клинописного текста сохранилась. Расшифровав её, учёные смогли понять, что представляют собой законы Хаммурапи.

Законы Хаммурапи

Одним из наиболее известных достижений Хаммурапи было создание свода законов, регламентирующих экономическую и семейную жизнь вавилонян и укреплявшую рабовладение и работорговлю в стране.

Кодекс Хаммурапи

Раб-чужеземец был полностью подчинен своему хозяину, он не обладал никакими правами. Владелец мог сделать с ним все, что угодно — продать и даже убить. Вавилонянин, отрабатывающий долг, попадал в рабство только на три года. Затем его обязательно выпускали на свободу, также его нельзя было убивать и продавать.

Большую часть населения составляли крестьяне, работавшие за плату на чужой земле, и рабы. Немного меньше было ремесленников. Все эти группы жили очень бедно и практически никак не защищались законом. 

Богатое меньшинство было представлено купцами, державшими почти что в рабских условиях ремесленников и крестьян, и жрецы, богатевшие за счет религии.

Если свидетелей преступления не было, судьи спрашивали у богов о том, какой приговор стоит вынести. Обвиняемого принуждали полностью погрузиться в реку. Если ему не удалось выплыть, значит бог забрал преступника как нечистого перед ним. И ,наоборот, человек признавался невиновным, если смог выбраться из воды.

Чем прославился Хаммурапи?

Всю свою жизнь Хаммурапи стремился возвеличить Вавилонию и сделать ее самым могущественным центром Востока. На пути к поставленной цели он сумел покорить многие государства в окрестностях Вавилона, но наткнулся на жесткое сопротивление со стороны Римсина, правителя Ларсы. Wikimedia Commons / Juana Manuel (CC BY 2.0) Борьба между царствами длилась на протяжении 30 лет и, наконец, в 1762 году до нашей эры Ларса сдалась, а Римсин был изгнан за ее пределы. После победы Хаммурапи стал единоличным правителем всего Шумера и назывался «царем четырех стран света».

Наряду с военными победами, он прославился как мудрый правитель, создавший строго централизованную и упорядоченную систему власти. Царь придавал большое значение хозяйственным делам в своем государстве, вникал во все вопросы, проводил судебные и административные реформы.

Его законодательная деятельность была грандиозна по своим масштабам и до сих пор производит впечатление на историков. Во время своего правления Хаммурапи издал Кодекс законов, которые служили правосудию и позволяли поддерживать порядок в стране.

Это интересно: 57,Битва при Артемисии — это важно знать

Доклад о Хаммурапи. Сообщение о Хаммурапи

Доклад о Хаммурапи кратко расскажет о самом известном правителе Древней Месопотамии. Где был Хаммурапи и чем он известен?

Сообщение о Хаммурапи

Царь Хаммурапи появился в древней Месопотамии на рубеже III-II тыс. до нашей эры. Он был воинственным полководцем, который принадлежал к племени амореев. Они отвоевали у конкурентов северную часть Месопотамии — царство Иссин, и создали государство со столицей Вавилон. Так началась история правления великого царя Хаммурапи. 

Правления царя Хаммурапи (1792-1750 годы до н.э.)

Начало правления Хаммурапи припадает на 1792 год до н.э. Он стал 6-тым царем I вавилонской (аморейской) династии. Еще пребывая в статусе наследника, Хаммурапи принимал активное участие в жизни государства. После скорой смерти отца, молодой царевич занял трон. Он прекрасно ориентировался в ситуации в стране, что стало отличным плацдармом для начала его деятельности. Первое, чем занялся Хаммурапи, пытался установить контроль над водами Евфрата. Главные направления его внешней политики характеризовались сражениями за установления границ с царствами Мари, Ларса, Ашшуром и Эшнунной. 

В государстве, где правил Хаммурапи,  первые 20 лет велась работа по поиску информаторов, соратников, союзников и укреплению приграничных крепостей. Активных действий практически не было. Однако в последние годы произошли большие войны, которые  привели к расширению территории царя Хаммурапи. Он провел следующие завоевания:

  • 1761 год – сражения с царем Зимрилимом и царством Мари. В результате расширились границы на Востоке.
  • 1764 год – сражение с Ларсой. Царь Хаммурапи одержал победу над коалицией 3-ех царств: Эшнунну, Элам, Ашшур, и открыл доступ к территориям Ирана, где производили металл. 
  • 1764 год — разгромил царство Эшнунну.
  • 1782 год — одержал победу над городом Малгиумом, заключив союз с одним из могущественных царей Месопотамии — Шамши-Ададом I.
  • 1781 год – присоединил Рапикуми и расширил границы государства.

Чтобы ответить на вопрос, какой царь Хаммурапи, то следует учесть, что благодаря своему острому уму, великолепной подготовке и хитрости он сумел создать большое, крепкое государство, взяв под контроль большую часть Месопотамии, а также Ассирию. Деятельность Хаммурапи была настолько масштабной, что в его руках была сосредоточена власть над большей частью Двуречья. Ему удалось привести в порядок и добиться успеха во внутренней и внешней политике, экономической системе, военном ремесле, скотоводстве и земледелии. 

Время правления Хаммурапи принесло в страну новые методы орошения земли, использовалась плавка металлов, создавалось более совершенное металлическое оружие. Однако самые важные реформы касались централизации царской власти, ее укрепления. Он создал Кодекс законов, названный в его честь. Точно сказать, когда появились эти законы нельзя, однако принято считать, что это случилось в 1760 году до н.э.  Кодекс законов Хаммурапи является важным памятником древневосточного права.  Это основа для понимания социального неравенства, законности и права в Вавилоне, хозяйственной активности и быта вавилонского общества. Текст законов изложен в 282 статьях и высечен на огромном столбе, который стоял на городской площади для того, чтобы каждый гражданин мог прочитать их.

При власти Хаммурапи пробыл 43 года и умер в 1750 году до н.э. Он оставил своему сыну Самсу-илуну процветающую державу.

Надеемся, что сообщение о Хаммурапи помогло узнать много нового о вавилонском царе, который придумал Кодекс законов. А краткий рассказ о Хаммурапи Вы можете дополнить через форму комментариев ниже. 

Законы Хаммурапи

Хаммурапи первым в государстве придумал законы, которые позволили ему регулировать многие области жизни своих подданных. Они действовали по принципу талиона — воздаяние каждому по его поступкам. Законы были для всех общими. При этом вавилонский царь не устанавливал определенную религию и не писал о морали.

Но он создал законы, охватывающие практически все сферы человеческой жизни:

  • судопроизводства и суды;
  • право собственности и отношения по договорам;
  • наследие и семейное право;
  • криминальные преступления;
  • имущественные проступки.

Все законы были высечены на стеле в форме конуса. Ее венчал барельеф с изображением богов Вавилонского пантеона. Тот, кто олицетворял Солнце, назывался Шамаш. А вторая фигура — это был сам Хаммурапи, избранник богов.

Стела была утеряна до 1901 года, но затем ее нашли французские археологи под предводительством Жака де Моргана, изучающего культуру Египта. Часть текста не сохранилась, но остальное удалось перевести благодаря другим источникам — записям на глиняных табличках.

Наиболее важными параграфами считались те, что посвящены преступлениям и семейным отношениям. Наиболее интересные законы Древнего Вавилона:

  1. За грабеж храмов и дворцов, мародерство во время войн и стихийных бедствий определили наказание — смертную казнь.
  2. Обычную кражу вор должен возместить в десятикратном размере.
  3. Имущество воина, который попал в плен, становится государственным до его возвращения домой.
  4. Смертной казнью карались изнасилование и измена супругу.
  5. Муж мог развестись с женой, которая без причин отказывала ему в близости.
  6. У замужней женщины оставалось личное имущество, супруг не мог посягать на него.

Выводы

Хаммурапи был величайшим царём Вавилона, слава о котором уходила далеко за пределы его государства. О нем говорили, как об искусном правителе, политике, развитой личности и полководце, который принес своей стране мировую славу и возвышение. Имя царя в переводе обозначает «дарующий жизнь» или «целитель». И это было так в действительности. О личности царя, в древних сказаниях написано, что он был человеком доброй души, очень щедрым и добропорядочным человеком. Все силы царя были направлены на градостроительство и увеличение страны, а поэтому он провел много сражений с историческими врагами Вавилона. Особенно длительными и кровавыми были последние 14 лет в правлении Хаммурапи. Практически все время он проводил в сражениях с главными правителями Месопотамии.Хаммурапи был гениальным и великим полководцем, но в историю вписал свое имя, как первый в мире законодатель. Он первым разработал систему правил и законов, для общего пользования, на основе которой вершилось правосудие в его стране.

Хозяйственная деятельность царя была такой же масштабной, как и военные походы. Он полностью централизовал административную систему, вёл переписку с чиновниками из соседних царств, пробовал новые методы в правлении, укрепил и построил новые водные каналы для орошения земли, заметно усилил торговлю. Вклад царя Хаммурапи в историю огромный, а его масштабная законодательная и реформаторская деятельность вызывают интерес и уважение.

Читайте больше о Египетских богах

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: