Содержание
-
Слайд 1
МИНОБРНАУКИ РОССИИфедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»(ПГСГА)Факультет специального образования Кафедра логопедии
Презентация по педагогике
Актуальные аспекты педагогической деятельности Я. КорчакаВыполнила: Короткова Марина Владимировна, студентка 2 курса 21 группы заочного отделения специальность: логопедия
г.о. Самара, 2015г.
-
Слайд 2
Януш Корчак (настоящее имя Эрш Хенрик Гольдшмит 1878 -1942) — выдающийся польский педагог.
-
Слайд 3
Он организовал в Польше два приюта – «Дом сирот», для еврейских детей- сирот, и «Наш дом» для беспризорных детей поляков, и это были не просто детские дома, а целые детские республики с численностью по 200 человек каждая.
-
Слайд 4
В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства.
-
Слайд 5
Работа с детьми пробуждала у него глубокий интерес к внутреннему миру ребенка, заставляла размышлять об условиях жизни детей, о воспитании.
-
Слайд 6
Воспитать в ребёнке полноценную личность, привить ему уважение к труду, дать ему право самому выбирать свою судьбу, научить уважать других людей – вот что было основной целью педагогической работы Януша Корчака.
-
Слайд 7
Большую часть литературного наследия Корчака составляют многочисленные научно-практические работы по воспитанию, педагогике, физиологии и психологии ребенка. Эти труды врача, воспитателя и ученого достаточно широко представлены на русском языке и самые известные из них: «Как любить ребёнка» и «Право ребёнка на уважение».
-
Слайд 8
Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
-
Слайд 9
3. Не унижай!4. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.5. Люби своего воспитанника любым – неталантливым, неудачливым, взрослым.
-
Слайд 10
6. Ребёнок не готовится к жизни, а живёт прямо сейчас.7. Дети не воспитанники – они наши сподвижники.
-
Слайд 11
9. Обретение себя – это приумножение человеческого достоинства.10. Беспокоясь о том, кем ребёнок будет завтра, давайте не будем забывать, что кем-то он являетсяуже сегодня.
-
Слайд 12
Я. Корчак считал, что нравственное развитие ребенка в значительной мере определяется тем, как он чувствует себя в детском обществе.
-
Слайд 13
Благополучие ребенка зависит не только от того, как его оценивают взрослые, но и, может даже в большей степени – от мнения сверстников.
-
Слайд 14
Януш Корчак заменил детям отца и мать. Он создал большую дружную семью. «Дом Сирот» Януша Корчака стал родным домом для многих обездоленных детей. В «Доме Сирот» была светлая семейная обстановка.
-
Слайд 15
Я. Корчак – выдающийся педагог. Соединение педагогики и медицины, глубокое изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей, новый характер отношений между воспитателями и воспитанниками – все это получило название «педагогики сердца».
-
Слайд 16
Януш Корчак подарил нам эту педагогику, утвердив своими трудами бессмертие добра и человечности.
-
Слайд 17
Посмотреть все слайды
Врач, учитель, писатель…
Хенрик и сам чувствовал, что нашел свое призвание. Уже в 18 лет он опубликовал первую статью по проблемам педагогики, которая получила название «Гордиев узел». В этой статье юноша, почти подросток, всерьез ставил вопрос, который актуален и сейчас: настанет ли день, когда матери и отцы перестанут думать о тряпках и развлечениях — и сами займутся воспитанием и образованием своих детей, не перекладывая эту роль на нянек и репетиторов?
Януш Корчак. Фото: Public Domain
Редактор еженедельника, опубликовавший статью, был так восхищен его талантом, что доверил Хенрику вести колонку в издании.
Впрочем, сам молодой человек к своим педагогическо-писательским опытам относился не очень серьезно. После смерти отца Хенрик решил, что прокормить родных ему поможет медицина, и поступил на медфакультет Варшавского университета.
Писать, однако, он не бросил. Больше того, написал пьесу под названием «Каким путем?» о сумасшедшем, губящем свою семью. Здесь явно сказались личные переживания, вызванные историей отца. Пьесу Хенрик выставил на конкурс, подписавшись псевдонимом Януш Корчак.
Молодой человек оказался успешен сразу в трех ипостасях — он талантливый педагог и писатель, и в этих двух своих сферах деятельности он известен как Януш Корчак, а в медицине он успешный врач Хенрик Гольдшмидт.
Он ездит по Европе, изучает различные методики педагогики, которые описывает в статьях, и одновременно совершенствует свои медицинские навыки.
Корчак Януш личная жизнь. Януш Корчак: биография и личная жизнь
Есть в мировой истории фигуры, которые не причастны к победам в битвах или к накоплению баснословного капитала. Таких людей немного, но они служат образцом человечности и силы духа. Януш Корчак – врач, педагог и писатель. Его имя и жизненный путь должен знать каждый порядочный человек.
Тернистый путь познания
Янош Корчак родился в Варшаве. Как отмечают некоторые продвинутые историки, в еврейской семье, которая ассимилировалась с польским населением. Ребенок появился на свет 22 июля 1878 года. В метрической книге записано имя, данное мальчику родителями при рождении – Эрш Генрик Гольдшмит. Через много лет, будучи зрелым человеком, он взял себе псевдоним Януш Корчак. Польское Королевство в те времена являлось составной частью Российской империи. Начальное образование Генрик получил в русской гимназии. Нравы здесь были суровыми, но и знания гимназисты получали качественные.
Подростку пришлось, что называется, на собственной шкуре испытать все «прелести» палочной дисциплины. Естественная человеческая любовь здесь воспринималась как проявление слабости. В биографии отмечается, что мальчик учился хорошо, много читал, переводил стихи и пытался писать сам. Тем временем отец серьезно заболел, и его поместили в платную клинику. Семейный бюджет существенно оскудел. Гимназисту пришлось подыскивать работу. Уже в 15 лет Генрик стал заниматься репетиторством. Интересно отметить, что занятия он проводил для своих ровесников.
В 1898 году, окончив гимназию, будущий врач и писатель поступил на медицинское отделение Варшавского университета. В этом же году он написал пьесу под названием «Каким путем?» и подписался псевдонимом Януш Корчак. Как тогда было принято, студент параллельно интересуется особенностями работы учебных и лечебных заведений. Весной 1905 года получившего диплом врача призывают в армию и направляют на Дальний Восток – уже идет война с Японией. Поездки на дальние расстояния позволяют Янушу узнать как живет простой народ и как взрослые относятся к детям. В большинстве случаев увиденное его не радует.
Как любить ребенка?
В 1910 году Корчак решает оставить медицинскую карьеру и посвятить себя педагогической деятельности. Используя свой авторитет, он собрал необходимый капитал у меценатов и построил приют для беспризорных детей. Четырехэтажное здание возведено по проекту, который разрабатывался под непосредственным руководством Януша Корчака. Однако с началом Первой мировой войны его вновь призывают на военную службу. Некоторое время ему пришлось поработать врачом в Киеве, где доктор лечил ребятишек, попавших в приюты. Именно здесь он положил на бумагу свой взгляд на тему «Как любить ребенка». Эта небольшая книжица не потеряла актуальности и в наше время.
Когда заходит речь о личной жизни Януша Корчака, то отыскать внятной информации не удается. О судьбе педагога, о приюте, о детях, выросших там, написаны монографии и сняты фильмы. Да, у Януша была близкая и верная помощница по имени Стефания Вильчинская. Да, они делили все заботы, всякий труд по уходу за детьми пополам, как это делают муж и жена. «Дом сирот» не смог бы прожить без такой матери, как Стефания.
Под флагом короля Матиуша
Что в это время происходило в его душе – нам никогда не узнать. Он просто был рядом с ними, когда они строились, чтобы идти к вокзалу для депортации. И шел впереди, и одного ребенка нес, а другого держал за руку, и это тоже был не подвиг, а нормальное поведение любящего взрослого, который отвечает за любимых детей. И когда немецкий офицер, который в детстве любил его книги, предложил ему уйти, он отказался, и это тоже был не подвиг, а норма: быть рядом со своими детьми, когда им плохо и страшно.
Шествие приюта к вокзалу описано много раз: шли в порядке, построившись по четыре, с флагом короля Матиуша; кто читал книгу – тот не мог не вспомнить торжественное шествие короля Матиуша к смерти. На вокзальной площади, где царил хаос, где стонали, плакали и метались, 192 ребенка и десять взрослых из корчаковского приюта сохраняли спокойное достоинство.
Один из очевидцев вспоминал: «До смерти не забуду этой сцены. Это было похоже не на погрузку в товарные вагоны, а на марш молчаливого протеста против режима убийц… Такой процессии еще не видели человеческие глаза».
6 августа 1942 года их увезли в Треблинку. Конвейер смерти в этом лагере не справлялся со своей дикой задачей. Непогребенные тела валялись кучами, страшная трупная вонь стояла во всей округе. В это царство смерти привезли Корчака с его детьми – в его страшный сон.
Праведность – это логика жизни. Подвиг – это простая верность даже не принципам, а любимым людям. Просто жизнь по любви.
Представить себе его последние минуты – немыслимо, и хорошо бы нам никогда в жизни не узнать этого на собственном опыте.
Приют уничтожен. Детей спасти не удалось. Все, ради чего жил, оказалось напрасно. Впереди – только смерть, в которую надо войти вместе с детьми. Это хуже и страшнее, чем пожертвовать собой.
Кажется, это было уже полное поражение. Совершенно проигранная жизнь.
И вот отсюда – из смерти, из поражения, из слабости, из трупной вони вырастает внезапная, неожиданная, небывалая победа: остаться человеком, любить, быть рядом – это сильнее газовых камер, сильнее самой страшной империи мира со всей ее индустрией уничтожения.
Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?
Педагогические идеи
Корчак утверждал, что наиболее подходящим местом для воспитания ребенка является семья, а в случае ее отсутствия – общество сверстников. Он стремился к тому, чтобы дети стирали свои убеждения и формирующиеся представления в процессе социализации (по взаимному согласию) и готовились к взрослой жизни в условиях ни идилличных, ни близких к «тихому семейному уголку». Корчак старался дать детям беззаботное, но не лишенное обязанностей детство. Воспринимал их всерьез и, несмотря на большую разницу в возрасте, проводил с ними открытые дискуссии. Он был убежден, что ребенок должен самостоятельно понять и эмоционально пережить ситуацию, прочувствовать ее, сделать выводы и, возможно, отвечать за последствия и не допускать их, а не просто быть сухо проинформированным воспитателем.
Биографические сведения
Родился в светской ассимилированной семье, сильно приобщённой к польской культуре и проникнутой традицией социальной активности, но не чуждой еврейским интересам. Дед Корчака, врач Ѓирш Гольдшмидт, сотрудничал в газете «Ѓа-Магид». Отец, Юзеф Гольдшмидт (1846-96) был адвокатом, автором монографии «Лекции о бракоразводном праве по положениям Закона Моисея и Талмуда» (1871).
В юности Генрик играл с детьми, которые были бедными и жили в плохих районах; его страсть к помощи неблагополучной молодежи осталась в его взрослой жизни. В молодости Корчак был связан с демократической интеллигенцией Варшавы в момент, когда образовательная деятельность была переплетена с польской борьбой за независимость.
В 1896 году отец Корчака умер в психиатрической больнице.
В 1898—1903 гг. Корчак учился в медицинском институте в Варшаве. В 1899 году выиграл литературный конкурс. В 1901 году поехал в Цюрих изучать наследие Песталоцци; тогда же написал книгу «Уличные дети».
В 1903-11 гг. работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов, воспитателем в летних детских лагерях, был членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам. Продолжал свою медицинскую подготовку до 1912 года в Германии, Франции и Англии.
Он служил в качестве врача во время русско-японской войны в 1904—1905 гг. и революции 1905—1906 гг.
В 1911 г. основал еврейский Дом сирот, которым руководил (с перерывом в 1914-18 гг.) до конца жизни. Еврейским детям в возрасте от семи до четырнадцати лет было разрешено жить там, посещая польскую государственную школу и спонсируемые правительством еврейские школы, известные как «субботние школы».
Во время Первой мировой войны (1914—1918) и польско-советской войны 1920 года он снова служил военным врачом.
От филантропов, субсидировавших его начинание, Корчак потребовал полной независимости в своей административной и воспитательской деятельности. Ввел новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления: парламент, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства, плебисцит, газета и т. д. Была введена система служебных обязанностей и разделение труда в обеспечении порядка, активное участие детей в заботе о других детях.
Корчак проводил тщательно документированные исследования психо-физического и социального развития своих подопечных. В 1921 году при детском доме открыли летний лагерь, который работал до лета 1940 года.
Файл:Krochmalna Street orphanage.PNG
«Дом сирот» на улице Крохмальной. Комната Корчака находилась в аттике.
В 1926-39 гг. Корчак редактировал еженедельник «Малы пшеглёнд» (Mały Przegląd, «Малый обзор» — еженедельное приложение для детей к сионистской газете «Наш пшеглёнд»), в котором активно участвовали его воспитанники. Этот проект был основан на предпосылке, что «дети писать для детей» без посредничества взрослых.
В 1919-36 гг. Корчак также принимал участие в работе польского интерната «Наш дом», организованного при поддержке социалистической партии и профсоюзов, впоследствии ставшего практически государственным. Там тоже внедрялись педагогические методы Корчака. В момент его организации Корчак действовал совместно с Мариной Фарской (1877-1944) и исполнял обязанности директора. Но левые принципы Фарской были несовместимы с уважением свободы религии, и роль Корчака в этом учреждении была снижена.
Корчак выступал с «Беседами старого доктора» по радио, был директором экспериментальной школы, читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, вел работу в качестве свидетеля-эксперта в суде по делам малолетних преступников. Он стал хорошо известен в польском обществе и получил множество наград. Рост антисемитизма в 1930-х годах ограничил его деятельность работой только с евреями.
Признанный и уважаемый в Польше в качестве эксперта по вопросам детских и рассматривается как великий моральный авторитет, Корчак был атакован экстремистами различных толков — преимущественно польскими националистами и антисемитами (его радиопередачи были прекращены из-за антисемитского давления), но и ортодоксальных евреев.
Януш Корчак 10 заповедей. Что такое любить или Януш Корчак 10 заповедей для родителей
Корчак не мог спасти никого из своих детей, он мог лишь разделить с ними тяжелую участь. Можно только догадываться, как разрывалось от боли настоящее сердце. Сердце, умеющее любить. Януш Корчак ушел, но оставил после себя нечто большее, чем книги. Он оставил 10 своих заповедей, почти каждая из которых начинается с «НЕ», как никто он, знал, как несправедливы в своей скупой требовательности бывают не понимающие ребенка родители. Читая эти особые слова, после всего, что известно об этом удивительном человеке, понимаешь, насколько близко сейчас находится его любящее сердце.
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
- Не унижай!
- Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
- Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
- Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы делали твоему.
- Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
Из полевого госпиталя в Европу
Но вот наступает 1904 год. Юный медик стоит перед выбором: куда идти дальше? Аспирантом его не оставили, зато дали дельный совет: если он немного комплексует по поводу своего происхождения, то ему лучше выбрать детскую больницу. Тем более что юные пациенты ориентируются не столько на внешний вид доктора, сколько на то, добрый он или нет.
Постепенно медик привыкает к своим ребятишкам. И тут как гром среди ясного неба — его призывают в армию и отправляют на Дальний Восток (Польша тогда входила в состав Российской империи). Корчак работает в полевом госпитале и тут окончательно убеждается в том, что ему гораздо проще работать с детьми, чем со взрослыми. Поэтому после позорного поражения империи в Русско-японской войне Януш возвращается в Варшаву, в родную больницу…
Самым известным детским педагогом в первые годы Советской власти был Антон Семенович Макаренко. Но мало кто знает, что в основу многих педагогических приемов главного воспитателя беспризорников легли наработки Януша Корчака. Вот только один прием: именно варшавский доктор первым постарался наделить своих воспитанников самыми широкими полномочиями…
Кстати, перед тем как вернуться в Варшаву, Корчак несколько месяцев практикует в больницах Берлина, Парижа, Лондона
Ему важно понять, чем отличаются по своей сути немцы, французы, англичане. Чем они хуже или лучше поляков, евреев, русских?
Смотри и думай
Корчак – прежде всего врач, который наблюдает за пациентом, и педагог, наблюдающий за воспитанником. Он заметил однажды, что улыбка, слезы, внезапно вспыхнувший румянец — это для педагога такие же важные симптомы, как для врача температура или кашель. Отсюда, от постоянных вдумчивых наблюдений – его тонкое, почти интуитивное понимание детской психологии: когда надо пожалеть, когда обнять, когда рассмешить…
Детская жизнь для него была просто человеческая жизнь – точно так же достойная внимания и уважения, как и жизнь взрослого человека. Чуть не самое знаменитое высказывание Корчака – «Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке». Он всю жизнь призывал ценить в ребенке человека. Радоваться ему каждую минуту. Уважать его – а не собственные мечты о будущем. С уважением отнестись даже к его праву умереть. Он был врач в эпоху до антибиотиков. На его глазах умирали дети – и кто-то должен был сказать родителям.
Его знаменитая книга «Как любить ребенка» — неровная, конспективная, афористичная, — скорее заметки по ходу полета мысли, пронумерованные для удобства, чем серьезный трактат о воспитании, — эта книга каждой своей строчкой утверждает человеческое достоинство ребенка, никем еще не замеченное. Корчак открывает для педагогики ребенка как человека, а не как объект приложения воспитательных усилий. Он видит: ребенок такой же, как мы, — ему только не хватает опыта.
В следующие десятилетия человечество изучало намеченный Корчаком материк, ликвидируя белые пятна, пытаясь понять ребенка во всей сложности его чувств, во всем своеобразии его развивающегося мышления, в динамике становления личности. Человечество, будто торопясь нагнать не сделанное, наиграться, как взрослый, у которого в детстве не было игрушек, заделывало пробелы, замеченные Корчаком, который упрекал цивилизацию в том, что она ничего не сделала для детей: «Взгляните-убогие детские площадки, щербатая кружка на заржавевшей цепи у колодца-и это в парках богатейших столиц Европы! Где дома и сады, мастерские и опытные поля, орудия труда и познания для детей, людей завтра? Еще одно окно, еще один коридорчик, отделяющий класс от сортира,- все, что дала архитектура; еще одна лошадь из папье-маше и жестяная сабелька — все, что дала промышленность; лубочные картинки на стенах и вышивка-немного; сказка — но это не мы ее придумали».
Читаешь Корчака – и как будто смотришь мультфильм, в котором за словами старого доктора, перепечатанными на машинке, проступает сначала пунктиром, границами, а потом всеми красками сегодняшний мир – с его детскими площадками, игрушками, с современной наукой о детстве и представлениями о современная наука о детстве, современные представления о правах ребенка… Впрочем, в сегодняшнем мире он бы тоже разглядел и горе, и болезнь, и неадекватность взрослых, не умеющих даже отвечать на детские вопросы.
Собственно, главные корчаковские заповеди матерям сводятся к уважению, вниманию, наблюдению за сложной динамикой детства — и работе мысли: смотри и думай. В приюте Корчак вел множество записей, фиксирующих самые мелкие мелочи: записывал не только результаты взвешиваний, но и как дети спали, что видели во сне, почему ссорились… Он уже по поведению ребенка при пробуждении мог понять, кому нездоровится, кому приснился страшный сон, кто не в духе и сейчас с кем-нибудь поссорится…
Во всем этом не было никакого подвига. Он знал – как врач и воспитатель – что ребенку нужно, понимал, что надо сделать, чтобы нужное у ребенка было. У него была воля и настойчивость – ходить, стучать, убеждать, писать грозные, грубые, смешные, вежливые письма благотворителям, чтобы дети были сыты и одеты.
Старый Доктор
Перед евреем Корчаком всегда стоял остро вопрос национальной самоиндефикации. Он родился в Польше, любил эту страну и чувствовал себя поляком. Идеи коммунизма, революции, равно как и сионизма, он не принимал, считал, что любая радикальная мысль несет разрушения, даже если направлена на благое дело.
Однако к концу 1930-х годов он всерьез начинает задумываться о переезде в Палестину: с ростом немецкого нацистского режима в Европе становится крайне неспокойно. Но сделать это Януш Корчак не успел — в 1939 году Польшу оккупировали немецкие войска. Тем не менее, он не боялся носить форму офицера польской армии и продолжил свою педагогическую работу: в своем доме сирот и на радио, где выступал под псевдонимом Старый Доктор.
В 1940 году в Варшаве было сформировано гетто, куда Корчак был насильно перемещен со своими воспитанниками. В еврейском гетто он старался помочь всем: добывал лекарства и продукты, вел приемы — как врач и как учитель. Подпольщики несколько раз готовили ему побег: была готова конспиративная квартира, новые документы. Но Старый Доктор отказался оставлять своих детей. «Вы же не сможете оставить своего ребенка на растерзание? А у меня их двести», — так отвечал он на предложение немедленно бежать, когда уже нацистскими властями был принят закон о «расформировании» (т.е. полнейшем уничтожении) еврейских гетто.
В августе 1942 года двести детей, помощницу Корчака Стефанию Вильчинскую и его самого этапировали в поезд на Треблинку. По воспоминаниям очевидцев, дети стояли по четверо, а во главе этой трагической колонны шел Януш Корчак, ведя за руки двоих детей. Конвоиры, как по команде, встали смирно и отдали честь.
Когда все дети и воспитатели оказались в вагоне, один из офицеров СС подошел к Корчаку. Он узнал автора «Короля Матиуша», книги, которую любил в детстве. Офицер предложил Корчаку выйти из вагона. «Ошибаетесь, не все люди мерзавцы!»,— отрезал тот.
Мемориальный комплекс истории Холокоста Яд ва-Шем (Иерусалим). Януш Корчак с детьми
Через несколько дней Януш Корчак, его воспитанники и коллеги погибли в газовой камере концлагеря Треблинка.
Перу Януша Корчака принадлежит более 20 книг о воспитании детей, художественные произведения и пьесы. 1978 год был объявлен ЮНЕСКО годом Януша Корчака. Дом сирот в Варшаве функционируют до сих пор.
Литература
- Friedhelm Beiner and Silvia Ungermann, eds., Janusz Korczak in Erinnerungen von Zeitzeugen (Gütersloh, Ger., 1999);
- Dialogue and Universalism 9-10 (1997): 3-234; 9-10 (2001): 17-248, special issues on Korczak;
- Janusz Korczak, Dzieła, 19 vols., ed. Hanna Kirchner, Aleksander Lewin, Stefan Wołoszyn, and Marta Ciesielska (Warsaw, 1992-);
- Janusz Korczak, Ghetto Diary (New Haven and London, 2003);
- Janusz Korczak, King Matt the First, trans. Richard Lourie (London, 2005);
- Betty Jean Lifton, The King of Children: The Life and Death of Janusz Korczak, 2nd ed. (New York, 1997);
- Akibah Ernst Simon, Pestalotsi ve-Korts´ak (Tel Aviv, 1948/49);
Душа ребенка равно сложна, как и наша
Удивительна судьба Хенрика Гольдшмидта (настоящее имя Януша Корчака). Родился он в 1878 году Польше, когда та была еще княжеством в составе Российской империи. Учился в русской гимназии. Надо еще не забыть, что по происхождению Хенрик – еврей, а это значило, что особое, зачастую далеко не дружелюбное отношение со стороны окружающих, было знакомо ему с самого детства, несмотря на то, что семья Гольдшмидтов считалась ассимилированной, в которой очень чтились польские традиции.
Януш Корчак
Уже учась в гимназии, он начинает репетиторскую деятельность, поскольку отец Хенрика Юзеф становится недееспособным по причине душевного заболевания. Во многом болезнь отца стала причиной того, что в дальнейшем Хенрик не заводит семью, боясь, что заболевание генетически передастся его внукам и правнукам, но всю свою жизнь посвящает именно детям. Да и не только жизнь, но и смерть.
По окончании гимназии прекрасно знает русский, немецкий, французский языки, владеет древними языками, поступает и заканчивает медицинский факультет Варшавского университета. В войне с Японией и в Первой мировой войне, а также в советско-польской войне, Корчак, имевший уже к тому времени этот псевдоним, военный врач, часто бывает на передовой, помогает и оказывает раненым не только медицинскую, но и психологическую помощь, а зачастую просто беседует с человеком, помогая ему отвлечься от страданий и боли разговором, каким-либо интересным, увлекательным рассказом.
А между войнами и после них происходит становление Корчака как педагога, публициста и детского писателя. Его работы приобретают всемирную известность, его идеи в педагогике становятся новаторскими, ими интересуются
За годы активной работы, Корчак создает детские приюты в Киеве, в Варшаве, особое внимание уделяется воспитанию сирот. Одним из важнейших принципов педагогической системы Януша Корчака была и есть самовоспитывающая активность детей
Ведущими чертами его воспитания были такие качества, как самопознание, саморазвитие, самоконтроль, самооценка и еще много различных вещей, которые делает ребенок САМ.
Взрослый может участвовать в воспитании ребенка только любовью, без интереса к личности ребенка и любви к нему общение с ребенком Корчак считал пагубным.
Одной из главных идей, которую Корчак нес родителям, была мысль позволить ребенку вырасти самим собой, а не тем, кем не стали его родители. Видеть в ребенке полноценного человека: «Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого — подпись на векселе. Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все своё состояние. Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…» (Как любить ребенка?), одновременно предлагая понять, что на самом деле преимуществ у повзрослевшего человека перед ребенком, если не считать таковой ответственность, по большому счету нет.
Уважать и изучать, открывать личность ребенка, «всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадёжно», до уровня ребенка, по мысли Корчака, нужно было не опускаться или приседать, а подтягиваться, расти, становиться на цыпочки, потому что до чувства ребенка надо еще суметь подняться, «душа ребенка равно сложна, как и наша, полна подобных противоречий, в тех же трагичных вечных борениях: стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не умею себя заставить».
Очень точно Корчак указывал на то, что представляет собой воспитание и любовь в том виде в каком они есть сейчас: «Мой ребенок — это моя вещь, мой раб, моя комнатная собачка. Я чешу его за ушами, глажу по челке, украсив ленточками, вывожу на прогулку, дрессирую его, чтобы он был послушен и покладист, а когда надоест: — Иди поиграй. Иди позанимайся. Пора спать». А не так ли это действительно?
Иногда кажется, что те методы и решения, которые когда-то были предложены «старым доктором» — это прямой ответ на те страшные и порой роковые «воспитательские» ошибки, допускаемые родителями в отношении детей. Любить и дать развиваться, наблюдать и не вмешиваться. Казалось бы в идеях Корчака не просто любовь к человеческой личности, но и доверие Творцу этой личности. И напоминание родителям о том, что «ребенок не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш в виде портрета в зале заседаний магистрата или бюста в фойе театра. В каждом есть своя искра, которую может высечь кремень счастья и правды, и, может, в десятом поколении, она вспыхнет пожаром гениальности и, прославив собственный род, осветит человечество светом нового солнца».
Биография Януша Корчака
Настоящее имя Януша Корчака – Эрш Хенрик Гольдшмидт. Он родился 22 июля 1878 г. в Царстве Польском, входившим в состав Российской империи. Януш рос в обеспеченной еврейской семье, так как его отец, Юзеф Гольдшмидт, был преуспевающим юристом.
В ассимилированной еврейской семье, в которой Януш родился и вырос, его называли на польский манер Генриком. У него была младшая сестра Анна.
Детство и юность
Детство будущего педагога трудно было назвать радостным. Отношение к евреям оставляло желать лучшего, вследствие чего семья Корачака постоянно сталкивались с какими-то трудностями.
К тому же в учебных заведениях того времени преподаватели были весьма суровыми. Когда мальчик пошел учиться в гимназию, он на собственном опыте испытал все ужасы тогдашнего педагогического воспитания.
Януш Корчак в детстве
Учителям разрешалось наказывать учеников самым жестоким образом. С детьми постоянно разговаривали на повышенных тонах и в грубой манере, и даже подвергали публичной порке.
Интересен факт, что преподавание велось на русском языке. Уже в первом классе детям 10-11 лет преподавалась латынь, во втором – французский и немецкий, в третьем – греческий. По окончании гимназии выпускникам вручалось «Свидетельство».
Из этого периода жизни, будущий педагог вынес важный урок: взрослые детей не уважают. Он замечал, как детей толкают, как на них кричат без всякого повода и как несправедливо сурово наказывают, если они нечаянно кого-то заденут.
В будущем Корчак напишет о детях как о беззащитном и угнетенном классе, как о маленьких людях под пятой больших людей:
Когда Янушу исполнилось 11 лет, у его отца обнаружились признаки душевной болезни, в связи с чем его регулярно помещали в специальные клиники.
Лечение стоило дорого, и очень скоро семейство Гольдшмитов, заложив все ценное имущество, оказалось в тяжелом материальном положении.
15-летний педагог
С пятого класса Януш начал подрабатывать репетиторством, а чтение поэзии и сочинение собственных стихов стали для любознательного юноши единственным отвлечением от житейских проблем.
Несложно догадаться, что многие ученики 15-летнего педагога были его ровесниками. Однако они внимательно слушали Януша, поскольку ему удавалось необыкновенно интересно преподносить даже самый скучный и трудноусваиваемый материал.
Для самого Корчака это был довольно мрачный период жизни. Нередко к нему относились как к прислуге, потому что его одежда выдавала трудно скрываемую бедность. Более того, его преследовали тяжелые мысли о болезни отца и ужас от того, что подобное может передаться ему по наследству, и он тоже закончит жизнь в приюте для умалишенных.