Эпикур
Эпикур Родился: 342 или 341 год до н. э.
Умер: 271 или 270 год до н. э.
Биография
Эпикур (греч. Επίκουρος; 342/341 до н. э., Самос — 271/270 до н. э., Афины) — древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура»).
От почти трехсот произведений, которые, как предполагают, написал Эпикур, сохранились только фрагменты. Среди источников знаний об этом философе — сочинение Диогена Лаэртского (Лаэрция) «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» и «О природе вещей» Лукреция Кара.
Согласно Диогену Лаэртскому, афинянин Эпикур вырос на острове Самос и с 14 (по другим сведениям, с 12) лет начал интересоваться философией. В 18 лет он приехал в Афины. Когда Пердикка (регент Македонии в 323—321 гг. до н. э.) после смерти Александра Македонского изгнал афинян с Самоса, Эпикур направился к своему отцу в Колофон (город в Ионии, Малая Азия), где прожил некоторое время и собрал вокруг себя учеников. В возрасте 32 лет он основал свою философскую школу, которая первоначально находилась в Митилене (на острове Лесбос) и Лампсаке (на азиатском берегу пролива Дарданеллы), а с 306 г. до н. э. — в Афинах. В этом городе Эпикур со своими учениками поселился в купленном им саду (отсюда наименование эпикурейцев: «философы Сада»). Над входом туда висело изречение: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие — высшее благо». Философ скончался («от камня в почках», как пишет Диоген Лаэртский) в 271 или 270 г. до н. э.
Цитаты Эпикура
Цитаты Эпикура — Вселенная беспредельна. Все, что ограничено, предельно, имеет крайнюю точку, а крайняя точка может быть различима при сравнении с другой.
Отсутствие разнообразия может ощущаться как удовольствие после предшествующих разнообразных неудовольствий.
Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений.
Из всего того, что мудрость доставляет тебе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой. Если в жизни ты сообразуешься с природой, то никогда не будешь беден, а если с людским мнением, то никогда не будешь богат
Если в жизни ты сообразуешься с природой, то никогда не будешь беден, а если с людским мнением, то никогда не будешь богат.
Величайший плод справедливости — безмятежность.
Для получения больших наслаждений необходимо себя ограничивать.
Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума — счастливым.
Каждый человек стоит ровно столько, сколько стоит дело за которое он печётся.
Если ты хочешь сделать кого-то богатым, нужно не прибавлять ему денег, а убавлять его желания.
Смертный, скользи по жизни, но не напирай на неё.
Редко судьба препятствует мудрому.
Удовольствие — это начало и конец счастливой жизни.
Совсем ничтожен тот, у кого есть много причин для ухода из жизни.
Свобода — величайший плод ограничения желаний свободы.
Кто кажется страшным, тот не может быть свободным от страха.
Каждый уходит из жизни так, словно только что вошел.
Счастье — это вытеснение страдания и беспокойства.
Ни один глупец не является счастливым, ни один мудрец не является несчастным.
Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука.
Не бойся смерти: пока ты жив — её нет, когда она придёт, тебя не будет.
Кто не помнит о прошлом счастье, тот старик уже сегодня.
Лучше не бояться, лежа на соломе, чем быть в тревоге на золотом ложе.
При философской дискуссии больше выигрывает побежденный —
Не порти впечатление от того, что имеешь, желая того, чего у тебя нет. Помни о том, что когда-то ты лишь только надеялся получить то, чем обладаешь сейчас.
Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить.
Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что будет со мной, если исполнится то, чего я ищу вследствие желания,
Мудрый выбирает себе друга веселого и сговорчивого.
Из всех вещей, подаренных нам мудростью для того, чтобы прожить всю жизнь счастливо, превыше всего стоит умение дружить.
Не избегай делать мелкие услуги: будут думать, что ты также способен и на большие.
Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое — ненужным.
Необходимость есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью.
Человек бывает несчастлив или вследствие страха, или вследствие безграничной, вздорной страсти.
Никому не следует завидовать: хорошие люди не заслуживают зависти, а дурные, чем счастливее бывают, тем более вредят себе.
Надо высвободиться из уз обыденных дел и общественной деятельности.
1Вперед » |
Многие страхи возникают из-за ложных представлений о мире
Главное произведение Эпикура называется «О природе» и состоит из 37 книг. Мыслитель уделял много внимания физике и метеорологии, потому что знания о физическом мире тоже помогают избавиться от переживаний. В отличие от своих религиозных соотечественников, он пытался объяснить, как возникает гром и молния, почему в один период времени может наступить засуха, а в другой — лить ливень. Из-за смелых воззрений эпикурейцев считали безбожниками, но они не отрицали присутствие богов. По мнению Эпикура, боги существуют, но не участвуют в жизни людей и, вместо того чтобы нервно пытаться управлять всем на свете, находятся в состоянии постоянного блаженства.
Философ не мог дать точные научные объяснения природным явлениям, но выдвигал гипотезы — к примеру, он предположил, что молнии возникают из-за трения атомов в облаках. Это казалось ему более правдоподобным, чем версия о гневном Зевсе, который метает молнии, чтобы наказать людей. Вывод таков: чтобы не бояться непонятных вам явлений, нужно их изучать.
Эвдемонизм Эпикура. ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПИКУРА
(341 — 270 гг. до н. э.)- древнегреческий философ-материалист, создатель философии счастливого индивидуализма -эпикуризма (эпикурейства), на основании которого Демокрит развил эвдемонизм. Эпикур создал в Афинах школу счастливой философии — «СадЭпикура» (ок.307). На вратах этой школы была рекламная надпись: «Странник, здесь тебе будет хорошо; здесь высшее благо — наслаждение». Отвергая сверхъестественное происхождение нравственного чувства, Эпикур усматривает его источник в самом человеке, в естественном, присущем человеку от природы стремлении тянуться к удовольствию и избегать страдания. Добродетель выступает для Эпикура лишь средством для достижения блаженства — высшей цели нравственной жизни. Этика Эпикураоснована на гедонизме. Однако, подчёркивая чувственную природу наслаждения, Эпикур отдавал предпочтение не скоропреходящим, минутным плотским удовольствиям, а тем, которые вызывают устойчивое счастливое состояние. А такими могут быть только духовные формы блаженства. Высшееблаго — счастье и оно достигается по Эпикуру мудростью, которая учит жить сообразно с постигаемой разумом природой, душевным спокойствием. Эпикур прожил 72 года и написал около трехсот философских сочинений: «О любви», «О цели жизни», «О справедливом поведении» и др.Эпикур создал этическое учение об ЭВДЕМОНИЗМЕ (от греч. Eudaimonia — счастье). Эпикур считал, что решение этической проблемы заключено в правильном истолковании счастья. Счастливые люди являются добродетельными, у них нет ни нужды, ни повода ссориться между собой -таков логический стержень учения Эпикура. Если Аристотель считал, что счастье не зависит от человека, то Эпикур напротив считал, что счастье целиком находится во власти человека..
Теория познания
Свою теорию познания Эпикур именовал «каноникой», так как в её основе лежало учение о критериях или канонах истины. Не соглашаясь с Платоном и Аристотелем, первичным и главным критерием истины он считал ощущения (греч. αἰσθήσεις), в которых даётся нам жизнь. Разум же Эпикур считал полностью зависимым от ощущений. Поскольку чувственное познание, согласно Эпикуру, непогрешимо, постольку ошибки в познании или заблуждения происходят из ошибочных суждений о том, что дано в ощущениях.
В канонике Эпикура выделяют также вторичные критерии истины, такие как «предвосхищение» (греч. προλήψεις, пролепсис — мнение, понятие), «претерпевание» (патхэ) и «образный бросок мысли».
«Предвосхищение» — это «памятование того, что часто являлось нам извне», «оттиск, предварением которого были ощущения» и чувственные восприятия. Предвосхищения — это понятия или общие представления, возникающие на основе чувственных восприятий из единичных представлений.
«Претерпевание» — патхэ — это скорее критерий отношения к вещам, чем критерий истины. Претерпевание — основа для моральных оценок в соответствии с этическими принципами.
Содержание же понятия «образный бросок мысли» определяется как интуиция или интеллектуальная интуиция. Согласно Эпикуру, «истинно только то, что доступно наблюдению или уловляется броском мысли», а «главным признаком совершенного и полного знания является умение быстро пользоваться бросками мысли» (епиболами).
Атомистическая философия
Эпикур в своем учении о природе утверждал, что вселенная бесконечна и беспредельна, так же, говорил о существовании множества иных миров. Эпикурейцы переняли учение об атомах с философии Демокрита, дополнив его концепцией о свободном отклонении атомов. Не смотря на присущий этой школе статус материалистов, эпикурейцы верили в богов, которые обитают в пространстве между мирами — метакосмии.
Говоря об этической составляющей учения эпикурейцев, необходимо подчеркнуть следующий фактор: в философии Эпикура существовал некий идеал мудреца, достигшего высшего блага, то есть, состояния невозмутимости и безмятежности, которое эпикурейцы называли «атараксия». Можно заметить, что этот идеал данного состояния как две капли воды схож с этикой буддистов, только имеет некоторые незначительные расхождения в методике достижения данного состояния. Учитывая то, что буддизм возник в VI веке до нашей эры, вполне логично полагать, что эта концепция могла быть перенята у буддистов, либо самими буддистами у эпикурейцев.
Смерть представлялась эпикурейцам, как распад на атомы. Эпикур так же учил полагаться в своих действиях и брать за побуждающие к чему бы то ни было факторы свои желания. То есть делать свои естественные желания основой обыденной жизни.
В рамках обыденной жизни эпикуреизм воспринимается как гедонизм, а цель жизни эпикурейца — получение чувственных удовольствий и наслаждений. Еще при своей жизни Эпикур застал начало вульгаризации своего учения. Многие философы, (даже Л.А. Сенека) в разные времена пытались заступиться за этику эллинистической философии эпикуреизма, но в общественном сознании прочно укрепился образ эпикуреизма, как культуры наслаждений.
Представители и их идеи
Самые известные последователи Эпикура были в Древнем Риме. Среди них выделяются поэт Орасио, автор декларации «Carpe Diem» (Воспользуйтесь преимуществами дня), Вирджилио и Лукрецио. Историки описывают эпикурейство как типично средиземноморскую доктрину со светскими характеристиками и языческими точками.
Хотя в течение семи веков после смерти своего создателя школа мысли имела определенные трудности, средневековье означало конец ее влияния. Многие из его произведений были уничтожены, поскольку христианство резко отвергло его идеи. Христианское видение боли полностью противоречило эпикурейской философии.
Лишь некоторые последователи платонизма или аристотелизма включили некоторые свои идеи немного, но с небольшим успехом.
Диоген Эноанды
Так как очень немногие из работ Эпикура дошли до наших дней, работа некоторых из его последователей имеет фундаментальное значение для понимания его философии. Среди них был Диоген де Иноанда, греческий философ второго века, который распространял мысль об этом течении..
В рамках своей работы Диоген приказал записать некоторые из принципов Эпикура на большой стене рядом с главным рынком города Эноанда, который сегодня находится в Турции. Цель состояла в том, чтобы граждане помнили, что они не найдут счастья с помощью покупок или потребления.
Именно фрагменты, найденные в этой стене, разрушенные землетрясением, представляют собой один из основных источников историков об эпикурействе. В них фигурирует та часть его учения, которая была почти неизвестна специалистам, клинамен (отклонение).
К сожалению, только треть того, что было записано на стене, была восстановлена.
Зенон де Сидон
Зенон был философом, родившимся в первом веке до нашей эры. C. в Греции, вероятно, в городе Сидон (сегодня в Ливане). Он был современником Цицерона, который заявил в своей книге «О природе богов», что Зенон презирал других философов, в том числе таких классиков, как Сократ..
Вслед за Эпикуром Зено подтвердил, что счастье заключается не только в том, чтобы наслаждаться настоящим, а тем более в том, что было. Для него надежда на непрерывность процветания и удовольствия была фундаментальной. Речь шла о том, чтобы не смотреть в будущее со страхом.
Орасио
Последователи Эпикура были не только среди философов. Были и другие интеллектуалы, которые обнародовали свои идеи в своих произведениях, такие как Квинто Орасио Флако, один из главных поэтов Древнего Рима..
Орасио, известный своими сатирическими стихами, несколько лет жил в Афинах, где изучал греческий язык и философию, особенно эпикурейство..
Его работа характеризуется размышлениями о желаемом. Помимо повторяющейся похвалы за уходящую в отставку жизнь, которую он назвал Беатус Илле, Орасио известен тем, что создал максиму, которая идеально сочетается с эпикурейством: carpe diem, что означает «захватить день».
Лукреций
Романо, как и Орасио, Лукрецио был философом и поэтом, жившим между 99 а. С и 55 а. C. Известен только один текст этого автора, который называется De rerum natura (О природе вещей). В этой работе защищает учение Эпикура, в дополнение к атомистической физике Демокрита.
Лукреций объяснил движение и группировки атомов, а также указал на смертность души. По замыслу экспертов, автор хотел освободить человека от страха перед богами и смерти. Эти страхи, для поэта, были основными причинами несчастья.
Философия Эпикура
Когда Эпикуру исполнилось 32 года, он образовал свою философскую школу. Позже он купил в Афинах сад, где делился со своими последователями разными знаниями.
Интересен факт, что поскольку школа находилась в саду философа, она начала называться «Садом», а последователи Эпикура стали именоваться – «философами из садов».
Над входом в школу висела надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо».
Согласно учению Эпикура, а, следовательно, и эпикуреизму, высшим благом для человека являлось наслаждение жизнью, которое подразумевало под собой отсутствие физической боли и беспокойств, а также избавление от стpaxa перед cмepтью и богами.
По мнению Эпикура, боги существовали, однако они с безразличием относились ко всему тому, что происходило в мире и жизни людей.
Такой подход к жизни вызвал интерес у многих соотечественников философа, в результате чего у него с каждым днем появлялось все больше и больше последователей.
Ученики Эпикура являлись вольнодумцами, часто вступавшими в дискуссии и подвергавшими сомнению общественные и мopaльные устои.
Эпикуреизм быстро стал главным оппонентом стоицизма, основателем которого был Зенон Китийский.
В античном мире не было столь противоположных течений. Если эпикурейцы стремились получать максимальное удовольствие от жизни, то стоики пропагандировали аскетизм, стараясь контролировать свои эмоции и желания.
Эпикур и его последователи пытались познать божественное с точки зрения материального мира. Они разделяли эту идею на 3 категории:
- Этика. Она позволяет познать наслаждение, которое является началом и концом жизни, а также выступает в качестве мерила блага. Посредством этики человек может избавиться от страданий и ненужных желаний. Поистине, счастливым может стать только тот, кто научится довольствоваться малым.
- Каноника. В основу материалистической концепции Эпикур брал чувственные восприятия. Он полагал, что все материальное состоит из частиц, которые так или иначе проникают в органы чувств. Ощущения в свою очередь приводят к появлению предвосхищения, которое и является настоящим знанием. Стоит заметить, что разум по Эпикуру становился помехой для познания чего-либо.
- Физика. С помощью физики философ пытался отыскать первопричину возникновения мира, которая бы позволила человеку избежать стpaxa перед небытием. Эпикур говорил, что Вселенная состоит из мельчайших частиц (атомов), движущихся в бесконечном прострaнcтве. Атомы в свою очередь соединяются в сложные тела – людей и богов.
Ввиду всего перечисленного, Эпикур призывал не испытывать стpaxa перед cмepтью. Он объяснял это тем, что атомы разносятся по необъятной Вселенной, в результате чего душа перестает существовать вместе с телом.
Эпикур был уверен в том, что нет ничего такого, что могло бы повлиять на человеческую судьбу. Абсолютно все появляется по чистой случайности и без глубокого смысла.
Интересен факт, что мысли Эпикура оказали большое влияния на идеи Джона Локка, Томаса Джефферсона, Джереми Бентама и Карла Маркса.
Наследие философа
Множество мыслителей и идеологических движений на протяжении всей истории западной философской мысли брали за основы теории эпикурейского учения. Её влияние чётко прослеживается в атомистических поэмах – как, например, «Всем в мире правит атом», – а также в натуральной философии Маргарет Кавендиш. В период Французской революции теорию «взаимной пользы» Эпикура возьмут на вооружение идеологи государственного переворота. Его эгалитарные взгляды лягут в основу Американского освободительного движения и Декларации независимости США. Томас Джефферсон называл себя эпикурейцем и провозглашал, что «все люди созданы равными». Влияние этих учений на западную философскую мысль подтверждает и тот факт, что свою докторскую степень Карл Маркс получил за работу на тему «Разница между философией природы Демокрита и Эпикура». Учения Эпикура стали источником вдохновения для трудов многих философов, в том числе и Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше. Сходство философии последнего с идеологией эпикурейства очевидно в его работах «Весёлая наука», «По ту сторону добра и зла», а также в личной переписке с Петером Гастом.
Это интересно: 900,Эпоха Юстиниана: поясняем суть
Детство и жизненный путь
Эпикур родился в 341 г. до н.э. в семье Неокла и Херестраты. За несколько лет до рождения мальчика его отец перебирается в афинское поселение на острове Самос в Эгейском море. Там Эпикур и воспитывается. На протяжении четырёх лет он изучает философию под руководством Памфилия, последователя учения Платона. Уже после этого, в возрасте восемнадцати лет, Эпикур отправляется в Афины, где два года будет проходить воинскую службу. После смерти Александра Великого его преемник Пердикка переселяет афинян с острова Самос в город Колофон, расположенный на территории современной Турции. Туда Эпикур и отправляется после прохождения службы. Он учится у Нозифана, открывшего ему учения Демокрита. Между 311 и 310 г.г. до н.э. Эпикур учительствует в Митилине, однако после возникновения некоторых разногласий с местными властями покидает этот город. Оттуда он отправляется в Лампсак, где основывает собственную школу. В 306 г. до н.э. Эпикур возвращается в Афины, где и пробудет до самой своей смерти в 270 г. до н.э. В этом городе философ приобретает земельный надел, где основывает школу, получившую название «Сад Эпикура».
Название это было дано школе потому, что занятия проходили в саду, располагавшемся у дома философа. Самыми первыми учениками его стали Гермарх, Идоменей, Леонтей и его жена Темиста, автор сатирических философских трудов Колот, Полиэн из Лампсака и Метродор из Лампсака. «Сад Эпикура» стал первой греческой школой, допустившей к обучению женщину. Эпикур всегда провозглашал дружбу очень важным элементом на пути к счастливой жизни, а потому его школа всячески способствовала образованию дружеских компаний. Несмотря на то, что на формирование философии школы оказали влияние учения его предшественников, и Демокрита в частности, позднее Эпикур отречётся от них. Из всех письменных источников до наших дней дошло лишь три письма, вошедших в X том «Жизней выдающихся философов» Диогена Лаэртского. Здесь же мы находим два цикла цитат, известных под названием «Принципиальные доктрины» Эпикура. Некоторые фрагменты этого труда, некогда состоявшего из XXXVII томов и носящего название «Трактат о природе», были найдены на Вилле Папирусов в Геркулануме.
Это интересно: 889,Шумерское искусство в Раннединастический период, комплекс царских гробниц в уре
Удовольствия и страдания
Эпикуреизм считал, что удовольствия, а также страдания являются следствием получения или неудовлетворения аппетита. Это учение различает три вида удовольствий:
— Первые были естественными и необходимыми. Среди них были те, кто кормился, искали убежища и чувствовали себя в безопасности.
-Следующее было естественно, но не обязательно. Они выделялись в этой группе для приятного разговора или секса.
-Наконец, он указал на неестественные или необходимые удовольствия, такие как погоня за властью, славой или деньгами.
Эксперты подчеркивают, что Эпикур не был дуалистом. Столкнувшись, например, с Платоном, Эпикур не верил, что существует разница между душой и телом. Оба были материалами и состояли из атомов.
Это привело его к различию двух других типов удовольствий, основанных на душе и теле, разных, но объединенных.
Части тела не были самыми важными для последователей этого течения. Эпикур выступал за сознательное уравновешивание этих удовольствий. Таким образом, он сказал, что нельзя было бы наслаждаться едой, если бы душа не была познана.
С другой стороны, были радости души. Они были лучше, так как более прочные и влияют на организм.
источник
Эпикурейскому учению учил Эпикур Самосский, который также дал свое имя. Философ родился в 341 г. а. С и, пройдя через несколько мест, он основал школу под названием Сад. Именно там он разработал свои идеи.
эпикуреец
Эпикуро родился на острове Самос в афинской семье. Его образование было предоставлено его отцом, учителем и различными философами.
Когда ему исполнилось 18 лет, он отправился в Афины на военную службу. После этого он воссоединился со своим отцом в Колофоне, где он начал преподавать.
В 311 году он создал свою первую философскую школу на острове Лебос. Вскоре после этого он был директором другой школы в Лампсако, сегодня в Турции..
Сад
Философ вернулся в Афины в 306 году. Вскоре он начал преподавать свои идеи группе последователей. Выбранное место было внутренним двориком дома Эпикура, сада, в результате которого школа получила свое название..
В отличие от других философов, женщины могли пойти в Эль-Жардин, чтобы учиться у учителя. Это вызвало много клеветы на действия, которые имели место. Тем не менее, Эпикур был очень успешным, и его слушали студенты из Малой Азии и остальной Греции..
Помимо преподавания этих классов, Эпикур написал много работ. По словам историков, когда он умер, он оставил более 300 договоров, хотя почти ничего из них не сохранилось..
Современное знание об авторе приходит из трех разных букв: Heródoto, по теории знаний; Питоклу, по астрологии и космологии; и последний Meneceo, об этике. Кроме того, некоторые косвенные заметки о его учении сохранились.
Каноника, как часть философии
В философствовании Эпикура физика не может существовать без каноники. Она определяет истину, без которой развитие людей, как разумных существ, невозможно.
Восприятие очевидно, истинно и всегда правильно отражает действительность. Оно берет образ предмета и с помощью систем органов чувств опознает его. Способность фантазировать этому не противоречит. Благодаря фантазии, человек может воссоздать реальность, которая ему не доступна. Поэтому для эпикурейца чувственное восприятие — основа познания. Убрать из процесса познания восприятие нельзя — оно помогает отделить истинное суждение от ложного.
Ложь утверждает некое суждение как действительность, но на самом деле оно не подтверждено восприятием. Согласно философу, ошибка происходит, когда человек соотносит восприятие не с той действительностью, которой он был порожден, а какой-нибудь другой. Ложь — результат домысливания, добавления к увиденному образу фантастического представления. Чтобы опровергнуть ошибку, нужно искать подтверждение фантазии в действительности. Если его нет — восприятие ложное.
Презентация на тему: » Философия Эпикура Выполнил студент группы Мар -15 Мухаметгалеев Виталий.» — Транскрипт:
1
Философия Эпикура Выполнил студент группы Мар -15 Мухаметгалеев Виталий
2
Биография Эпикур ( гг. до н. э.) – древнегреческий философ — материалист. Основатель эпикуреизма в Афинах (« Сад Эпикура »)
3
Биография Эпикур родился в 341 г. до н. э. на острове Самос. Его отец Неокл был школьным учителем. Эпикур начал изучать философию с 14 лет По одной из версий это случилось после того, как в его руки попали сочинения Демокрита.
4
Основание школы В 311 г. до н. э. он переехал на остров Лесбос, и там основал свою первую философскую школу. Еще через 5 лет Эпикур переехал в Афины. Для размещения школы Эпикур купил сад, поэтому за последователями его учения закрепилось название « философы Сада »
5
Наследие Эпикура За свою жизнь Эпикур написал около 300 философских сочинений. Ни одно из них не дошло до нас полностью, сохранились только отрывки и пересказы его взглядов другими авторами.
6
Философские учения Философия Эпикура носит ярко выраженный практический характер. Три ее части : каноника ( теория познания ), физика и этика подчинены единой цели – научить человека, как достичь счастливой, блаженной жизни, свободной от страданий тела и смятения души.
7
Этика Этика Эпикура основывается на положении, что « наслаждение есть начало и конец блаженной жизни ». Он объявлял истинной природой человека способность к ощущениям поэтому смысл и конечная цель человеческой жизни в достижении удовольствий.
8
Удовольствие Отвергая сверхъестественное происхождение нравственного чувства, Эпикур усматривает его источник в самом человеке, в естественном, присущем человеку от природы стремлении тянуться к удовольствию и избегать страдания.
9
Удовольствие Подчёркивая чувственную природу наслаждения, Эпикур отдавал предпочтение не скоропреходящим, минутным плотским удовольствиям, а тем, которые вызывают устойчивое счастливое состояние. А такими могут быть только духовные формы блаженства.
10
Удовольствие Все удовольствия Эпикур разделил на : Естественные и необходимые Естественные, но не необходимые Неестественные и не необходимые
11
Счастье Эпикур считал, счастливые люди являются добродетельными, у них нет ни нужды, ни повода ссориться между собой. Эпикур утверждал, что счастье целиком находится во власти человека.
12
Каноника Каноника – учение о критериях истины и правилах ее познания, без которых невозможна разумная жизнь и разумная деятельность. По Эпикуру, источником человеческих знаний являются чувственные восприятия. С поверхности всех материальных предметов исходят истечения особо тонких частиц, которые, проникая в органы чувств, производят ощущения.
13
Физика ( натурфилософия ) Физика призвана дать такое объяснение мира, которое позволит человеку преодолеть фундаментальные препятствия на пути к достижению блаженства – страх перед богами и страх смерти.
14
Учение о человеке и о природе Своим появлением на свет человек обязан самому себе и своим родителям. Человек есть результат биологической эволюции. Судьба человека зависит от него самого, а не от богов. Душа человека умирает вместе с телом. Умение хорошо жить и хорошо умереть это одна и та же наука.
15
Эпикурейская школа Эпикурейская школа существовала более восьми столетий и была главным центром античного материализма и атеизма.
16
Источники информации :
LiveInternetLiveInternet
Эпикур – древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах.
Согласно Диогену Лаэртскому, афинянин Эпикур вырос на острове Самос и с 14 лет начал интересоваться философией. В 18 лет он приехал в Афины. В возрасте 32 лет он основал свою философскую школу, которая первоначально находилась в Митилене и Лампсаке, а с 306 г. до н. э. — в Афинах.
Эпикур отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения.Здесь собраны самые яркие его цитаты.
Не бойся смерти: пока ты жив — её нет, когда она придёт, тебя не будет.
Из крапивы извлекай нитки, из полыни — лекарство. Нагибайся только затем, чтобы поднять павших. Имей всегда больше ума, чем самолюбия. Спрашивай себя каждый вечер, что ты сделал хорошего. Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе — полную бутылку, в саду — свежий цветок.
Кто не помнит о прошлом счастье, тот старик уже сегодня.
Всегда работай. Всегда люби. Люби жену и детей больше самого себя. Не жди от людей благодарности и не огорчайся, если тебя не благодарят. Наставление вместо ненависти, улыбка вместо презрения.
Лучше не бояться, лежа на соломе, чем быть в тревоге на золотом ложе.
Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что будет со мной, если исполнится то, чего я ищу вследствие желания, и если не исполнится?
Самое страшное из зол — смерть — не имеет к нам никакого отношения, так как, пока мы существуем, смерть еще отсутствует; когда же она приходит, мы уже не существуем.
При философской дискуссии больше выигрывает побежденный — в том отношении, что он умножает знания.
Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить.
Ничего нет страшного в жизни тому, кто по-настоящему понял, что нет ничего страшного в не-жизни.
Бог желает предотвратить зло, но не может? Значит, он не всесилен. Может, но не желает? Значит, он жесток. Может и желает? Тогда откуда возникает зло? Не может и не желает? Тогда за что называть его Богом?
Не порти впечатление от того, что имеешь, желая того, чего у тебя нет
Помни о том, что когда-то ты лишь только надеялся получить то, чем обладаешь сейчас.
Из всего того, что мудрость доставляет тебе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой.
Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума — счастливым.
Мудрый выбирает себе друга веселого и сговорчивого.
Человек, недовольный немногим, не бывает доволен ничем.
Привыкай думать, что смерть для нас — ничто; ведь все — и хорошее, и дурное — заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений.
Редко судьба препятствует мудрому.
Отсутствие разнообразия может ощущаться как удовольствие после предшествующих разнообразных не удовольствий.
Совсем ничтожен тот, у кого есть много причин для ухода из жизни.
Вселенная беспредельна. Все, что ограничено, предельно, имеет крайнюю точку, а крайняя точка может быть различима при сравнении с другой.
Ни один глупец не является счастливым, ни один мудрец не является несчастным.
Кто кажется страшным, тот не может быть свободным от страха.
Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.
Никто, видя зло, не выбирает его, но попадается, прельщенный злом, как будто оно есть добро в сравнении с большим, чем оно, злом.
Каждый человек стоит ровно столько, сколько стоит дело, за которое он печётся.
Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука.
Смертный, скользи по жизни, но не напирай на неё.
Удовольствие — это начало и конец счастливой жизни.
Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала лёгким, а тяжёлое ненужным.
Величайший плод справедливости — безмятежность.
Каждый уходит из жизни так, словно только что вошел.