Валерий яковлевич брюсов: биография, личная жизнь и интересные факты

Детство и юность

Брюсов — интересные факты из его детства и становления поэта:

  1. Дед по отцовской линии был крепостным из Костромской губернии, смог сам себя и свою семью выкупить из крепосных и обрести долгожданную свободу. Тут же дед переезжает в Москву, где нашел прибыльную нишу – торговля пробками, поэтому смог купить себе дом, где и родился Брюсов.
  2. Дед поэта, Александр Бакулин, писал басни и даже был известен среди любителей этого жанра.
  3. Многие качества передались Валерию от отца: любовь к поэзии (отец сам писал стихи), увлечение азартными играми (увлекался тотализатором), атеизм (уход от религии и увлечение научными трудами).
  4. Отец был увлечен скачками, и делая ставки на тотализаторе, просадил почти все состояние семьи.
  5. Валерий Брюсов также был склонен к азартным играм, о чем свидетельствуют его статьи в журналах и газетах в защиту тотализаторов.
  6. И мать, и отец поэта были сторонниками материализма и атеизма. Сын пошел по их стопам, и даже за пропаганду атеизма был исключен с 4 курса гимназии.
  7. У мальчика были способности и к точным наукам, в юности он увлёкся математикой и вполне мог бы стать известным учёным, если бы выбрал это поприще.
  8. В детстве будущий поэт увлекался творчеством Жюля Верна и Майна Рида, а свой первый стих Валерий сочинил в 8-летнем возрасте.
  9. В 13 лет юноша всерьез увлекся литературой.
  10. Первым русским литературным кумиром стал Некрасов, к творчеству которого он возвращался на протяжении всей жизни.
  11. В подростковом возрасте увлёкся творчеством французскими символистами, пытаясь подражать им. Начал писать свои стихи в этом стиле.
  12. С юношества Валерий коллекционировал марки, он оставался заядлым филателистом всю жизнь.

Что такое Брюсов календарь

Как уже говорилось выше, в 1709 году под контролем шотландского графа была издана книга, получившая полное название «Календарь или месяцеслов христианский. По старому стилю или исчислению на лето от воплощения Бога Слова 1710. От миробытия 7217. Напечатан в Москве, лета Господня 1709. Декабрь в день».

Фамилия Брюса приписывается источнику из-за его причастности к изданию. Непосредственным автором Брюсова календаря 1709 года является Василий Киприянов. Об этом есть прямое указание на заглавном листе. Первое издание было отгравировано на медных пластинах и напечатано в 6 листах большого формата со стихами, рисунками и таблицами.

Разные издания Брюсового календаря

  • справочной;
  • предсказательной.

Справочная часть включает 14 разделов. Они посвящены следующим темам:

  • библейское сотворение мира и летоисчисление, святцы;
  • изображение вселенной;
  • лунный календарь;
  • координаты звёзд;
  • связь погоды с фазой луны в привязке к знакам Зодиака;
  • описание транспортных маршрутов;
  • карты и гербы.

Страницы Брюсового календаря

Предсказательная часть календаря содержит 200-летний календарь в сферах астрологии, экономики и политики.

Во 2 части содержатся следующие сведения:

  • особенности погоды — собран многолетний народный опыт наблюдения погодных событий;
  • восход и заход Солнца, Луны;
  • продолжительность дня;
  • даты затмений с расчётами;
  • пророчества по людям, родившимся в определённые периоды;
  • предсказания, касающиеся будущих войн, правителей, экономических изменений;
  • рекомендации по действиям — когда лучше вступать в брак, платить долги, лечиться и т. д.

В основе расчёта Солнца и 5 планет, известных к моменту создания документа, положен 28-летний цикл. В лунном календаре применялся 19-летний цикл. События будущего в календаре формировались по определённой системе, основанной на «теории земного наблюдателя».

Позже календарь неоднократно переиздавался. Новые издания корректировались в предсказательной части. В документ вносились предсказания на 200 лет вперёд от даты издания очередного варианта. Так, один из позднейших вариантов увидел свет в 1875 году. Прогноз событий доходил до 2000 года.

Студенчество и молодость

Брюсов — интересные факты из жизни поэта и переводчика во времена его юности:

В 1893 году Брюсов поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. В это время его увлечение французскими символистами становится серьезным и определяет его дальнейший стиль поэзия. Самые яркие произведения Брюсова в этом жанре — драма «Декаденты

(Конец столетия)», сборника «Русские символисты».
Первый сборник стихов Брюсова «Шедевры» («Chefs d’oeuvre»), выходит в 1895, через 2 года – второй «Me eum esse» .
Поэт, публикуя свои произведения, использует более 30-ти псевдонимов: Александр Бакулин, Валерий Маслов и др., но в литературной среде он был все равно узнаваем.
Начинает писать рассказы, но они не вызывают такого резонанса среди литераторов и критиков, поэтому акцентирует свое внимание на стихах. В зрелые годы Брюсов все же вернется к прозе и напишет несколько романов, среди которых “Огненный ангел”, который больше известен любителям оперы – ведь его сюжет лег в основу оперы композитора Сергея Прокофьева.
Брюсов публикует свое стихотворение, состоящее всего из одного предложения — “О закрой свои бледные ноги”, что вызывает явное раздражение среди критиков и коллег

Многие говорили, что Брюсов просто издевается над поэзией.
В студенческие годы Валерий Брюсов познакомился с поэтами Константином Бальмонтом, но их пути разошлись, и из друзей они превратились во врагов. Уже в послеоктябрьские годы в наброске статьи «Что такое Бальмонт?» Брюсов дал такое определение его творчеству: «Сейчас для меня стихи Бальмонта — «остывшая зола» Тютчева»… Современники говорили, что у Брюсова был непростой характер, поэтому дружить с ним было очень сложно.
Брюсов самостоятельно провозглашает себя основоположником русского символизма, о чем самоуверенно сообщает в письме своему кумиру, французскому поэту Полю Верлену.
В 1899 году поэт окончил университет с дипломом 1-й степени и начал работать в журнале «Русский архив». Именно в это время к поэту приходит известность после опубликования сборника Брюсова «Tertia Vigilia» («Третья стража»).
Но молодому Брюсову тесно и он основывает свое издательство «Скорпион», а позже становится редактором русского символистского журнала «Весы» и становится директором Московского литературно-художественного кружка.
Брюсов увлекался спиритизмом, на сеансы он звал друзей-символистов: Федора Сологуба, Дмитрия Мережковского, Зинаиду Гиппиус.
Впервые поэт влюбился в 25-летнюю Елену Маслову из простой русской семьи, роман длился около двух лет, пока женщина скоропостижно ни скончалась.
Затем Брюсов ухаживал за поэтессой Надеждой Львовой. Именно ей поэт посвятил сборник “Стихи Нелли”. Когда он решил расстаться с ней, девушка совершила самоубийство.
Потом было еще много муз поэта: Елена Краскова, Наталья Александровна Дарузес, Ширяева, Шестаркина, Вилькина, Адалис.
В возрасте 24 лет Валерий Брюсов женился на Иоанне Рут, но это не мешало ему заводить романы на стороне.
Во время брака у Брюсова был 7-летний роман с Ниной Ивановной Петровской, которая, не дождавшись его развода, уехала из страны.
Помимо любви к женщинам. У Брюсова была еще одна пагубная страсть — зависимость от морфия. С годами она только нарастала, что и привело к смерти поэта в 51 год. О пагубном пристрастии Брюсова писал его друге поэт Владислав Ходасевич: « Помню, в 1917 году во время одного разговора я заметил, что Брюсов постепенно впадает в какое-то оцепенение, почти засыпает. Потом он встал, ненадолго вышел в соседнюю комнату — и вернулся помолодевшим…»
Несмотря на пристрастие к наркотикам, Брюсов старался вести здоровый образ жизни, он предпочитал пешие прогулки вместо извозчиков, о чем вспоминают его современники – всегда на работу ходил пешком. А когда извозчики все же останавливались рядом с ним, то неизменно отвечал, что прогулки ему нужны для вдохновения.
Валерий Брюсов с поэтом Андреем Белым и ещё несколькими единомышленниками учредили масонскую ложу, которую вскоре упразднили.

Детство и юность

Мэтр русского символизма родился холодным зимним днем 1 (13) декабря 1873 года в самом сердце России. Будущий поэт рос и воспитывался в зажиточной купеческой семье вместе с сестрой Надеждой, которая стала профессором Московской консерватории.


Поэт Валерий Брюсов

У Валерия Яковлевича интересная родословная. Его дедушка по отцовской линии, Кузьма Андреевич, был крепостным помещика Брюса и за два года до отмены крепостного права – реформы, проведенной Александром II, – выкупился на волю и начал свое торговое дело. Благодаря упорству и трудолюбию, Кузьма Андреевич выбился из грязи в князи и приобрел двухэтажный особняк на Цветном бульваре в Москве.

По линии матери дедушкой литератора был Александр Яковлевич Бакулин, известный современникам как поэт-баснописец и автор сборника «Басни провинциала». Возможно, именно этот человек оказал влияние на Валерия Яковлевича.


Валерий Брюсов в детстве и юности

Что касается отца Валерия, то Яков Кузьмич был фигурой загадочной и неоднозначной, сочувствовал идеям революционеров-народников, которые, движимые социалистическими идеями Герцена, всеми способами хотели приблизиться к интеллигенции и найти свое место в мире. Глава семейства был человеком азартным: увлекшийся лошадиными скачками, Брюсов-старший мигом просадил все состояние на ставках и чуть не остался без гроша в кармане.

Примечательно, что родители Брюсова не были набожными людьми, они не занимались воспитанием своего отпрыска, но зато оберегали его от «религиозных сказок». Таким образом, будущий поэт знал о натуралистических идеях Дарвина куда больше, чем о подробностях бытия царя Соломона и распятия Иисуса Христа.


Валерий Брюсов в молодости

Валерий Яковлевич рано пристрастился к литературе. Вместо того чтобы играть с мальчишками во дворе, будущий автор стихотворения «Грядущие гунны» проводил время за чтением классических произведений и бульварных романов, можно сказать, что юноша проглатывал книги одну за другой. Даже научные статьи, попадавшиеся случайно в руки Брюсова, не оставались без должного внимания.

Фаворитами Валерия были автор приключенческой литературы, подаривший миру «Капитана Немо», Жюль Верн и писатель, сочинивший «Всадника без головы», Томас Майн Рид. Также известно, что Валерий Яковлевич получил блистательное образование, он учился в двух престижных гимназиях, а в последние годы пребывания на школьной скамье начал проявлять интерес к царице наук – математике – и успешно решал самые сложные уравнения и задачи.


Валерий Брюсов

Возможно, имя Брюсова стояло бы наравне с Архимедом, Франсуа Виетом и Рене Декартом, однако молодой человек выбрал другой, творческий, путь. Заслужив аттестат зрелости, молодой человек продолжил получать образование и стал студентом Московского университета им. Ломоносова – учился на историко-филологическом факультете.

Краткая биография

  1. В 1893 г. молодой Брюсов, очарованный французскими поэтами (Верленом, Бодлером, Малларме), решает посвятить себя распространению символизма в России, о чём пишет в письме Верлену.
  2. В том же году Валерий начинает учиться в Московском университете на историко-филологическом факультете.
  3. В 1894 г. начинающий автор познакомился с другими поэтами-символистами, из которых сильнее всего сдружился с Константином Бальмонтом.
  4. В 1894-95 гг. молодой поэт выпускает сборник «Русские символисты», состоящий из 3-х томов. В них вошли стихи Брюсова (под разными псевдонимами), Миропольского, Добролюбова и др. В последний том вошёл брюсовский моностих, состоящий из одной строки: «О закрой свои бледные ноги». За это стихотворение автора и всех новоиспечённых символистов критики подняли на смех. В прессе вышло огромное количество едких рецензий по этому поводу.
  5. В 1895 г. вышел сборник Брюсова под названием «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»). Само название уже вызвало негативную реакцию у критиков и публики, поэта обвиняли в самовлюблённости.
  6. Спустя 2 года выходит новый брюсовский сборник «Me eum esse» («Это я»). В нём, как и в первом, преобладающими темами стихов является отстранённость поэта от «внешнего мира», одиночество, холодность к людям.
  7. В 1899 г. Валерий оканчивает университет и устраивается на работу в журнал «Русский архив» П. И. Бартенева.
  8. В то же время вместе с меценатом Сергеем Поляковым и поэтом Юргисом Балтрушайтисом Брюсов основывает издательство для представителей «нового искусства» и придумывает ему название – «Скорпион».
  9. Следующая книга поэта «Tertia Vigilia» («Третья стража») вышла в «Скорпионе» в 1900 г. и была посвящена другу автора – К. Бальмонту. Именно в этом сборнике в стихах Брюсова появляется урбанистическая тема. Он воспевает новую городскую культуру.
  10. В 1903 г. Брюсов выпустил сборник «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), в котором наиболее ярко проявляются идеи «новой поэзии» и поэтическое искусство автора.
  11. С 1904 г. начинает выходить литературный ежемесячный журнал «Весы». Выпуском журнала руководит Брюсов. Журнал стал самым авторитетным модернистским изданием в России и выпускался до 1909 г.
  12. В декабре 1905 г. издаётся новый сборник «Венок». В него вошли стихи, написанные в период Первой русской революции.
  13. С 1908 г. Брюсов был директором литературно-художественного кружка в Москве.
  14. В Первую мировую войну поэт работал военным корреспондентом от «Русских ведомостей».
  15. Постепенно, с 1910 г., брюсовские стихи, выходящие в новых сборниках, становятся слабее, поэт часто прибегает к само повторам. Исследователи считают время 1910-1916 гг. периодом творческого кризиса поэта.
  16. В 1913 г., как попытка справится с кризисом, выходит экспериментальный сборник Брюсова – литературная мистификация «Стихи Нелли».
  17. В 1915 г. Брюсову заказали подготовить сборник армянской поэзии. Валерий Яковлевич целиком погрузился в работу, контролировал все этапы подготовки книги, перевёл множество стихотворений армянских поэтов, изучал культуру и историю страны. За свой фундаментальный труд поэт в 1923 г. был удостоен звания народного поэта Армении.
  18. После революции Брюсов работал чиновником в Комитете по регистрации печати, потом в Московском библиотечном отделе, в Государственном издательстве и ряде других учреждений.
  19. В 1919 г. Валерий Яковлевич вступил в коммунистическую партию.
  20. С 1919 по 1921 г. возглавлял Президиум Всероссийского союза поэтов, проводил московские поэтические вечера.
  21. С 1921 г. стал профессором Московского государственного университета.
  22. В 1921 г. Валерий Брюсов по предложению А. Луначарского организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и стал его ректором и профессором.
  23. 10.1924 Валерий Яковлевич Брюсов скончался, заболев воспалением лёгких.

Начало стихотворной деятельности

С 1894-го по 1895-й годы выпускает три сборника поэзии под названием «Русские символисты». Следующий сборник называется «Шедевры». Именно этот сборник подвергся негативной оценки критиков. По словам самого создателя, этот сборник не был написан для современников, но для искусства в целом. Это ударило по критикам, которые высмеяли сборник, а о Брюсове отозвались, как об авторе с высоким самомнением.

Следующие сборники станут печатью Брюсова и сделают его знаменитым:

  • 1897-й год. Сборник назывался «Это я». Стихи подавали иные мотивы, нежели предыдущий сборник. Здесь, Брюсов выражает свои чувства к вещам, которые любил еще в детские годы;
  • 1899-й год. Брюсов оканчивает университет с дипломом первой степени. Затем он становится штатным сотрудников журнального издательства «Русский архив». В нерабочее время продолжает писать стихи и публикует свои работы в столичных издательствах;
  • 1900-й год. Известность Брюсову приносит его третий сборник под названием «Третья стража». Сборник посвящается русскому поэту-символисту Константину Бальмонту;
  • с 1901-го по 1905-й годы. Вместе с другими поэтами-символистами принимает участие в создании литературно-художественного альманаха «Северные цветы». В этот период поэтов-символистов начинают считать создателями нового литературного течения;
  • С 1905-го по 1909-й годы. Является редактором журнала «Весы», в котором публикуются работы в символическом жанре. В это время, Брюсов считает себя создателем символизма. Благодаря такому позиционированию себя, поэт стал одним из главных лиц в истории русского символизма;
  • 1914-й год. Брюсов отправляется на фронт Первой Мировой Войны как главный корреспондент «Русских Новостей» из патриотических соображений. Через 2 года, Брюсов возвращается в Москву, полностью разочарованный в войне. Его представление о ней расходилось с реалиями.

Революционное возрождение

Созвучной его мыслям и чаяниям оказывается Октябрьская революция. Брюсов полностью принимает её, становится активным сторонником социалистических преобразований и даже членом Коммунистической партии. Уже с начала 1918 года, когда большинство интеллигенции стояло ещё на выжидательных или даже враждебных позициях по отношению к Советской власти, Брюсов является к А.В.Луначарскому, занимавшему тогда пост наркома просвещения, и предлагает свою помощь.

Валерий Яковлевич ведёт огромную работу по возрождению культуры в советской России. Он возглавляет научные библиотеки, занимается вопросами художественного образования, является членом Государственного учёного совета, профессором Московского университета, председателем Всероссийского союза поэтов, редактирует журнал «Художественное слово» и занимается ещё множеством дел по поднятию культурного уровня народа. При этом он успевает писать и выпускает шесть сборников новых стихов, пишет фантастические произведения, устремлённые в будущее, экспериментирует с новой ритмикой стиха. Сквозь голод и разруху гражданской войны он видит светлое и счастливое будущее для своей страны и готов для этого много работать.

К сожалению, здоровье Брюсова оставляет желать лучшего. В 1924 году его провожают в последний путь на Новодевичьем кладбище города Москвы.

Интересные факты:

Он был первым человеком в России, прочитавшим в широкой аудитории доклад об Атлантиде.

Биография Брюсова

Валерий Яковлевич Брюсов
(1873-1924) – русский поэт и прозаик, драматург, переводчик,
критик-литературовед, один из основателей русского символизма.

Музыка

В 1894 году Федор Шаляпин поступил на службу в Императорский театр Санкт-Петербурга, но строгость, царящая здесь, начала его быстро тяготить. По счастливой случайности на одном из спектаклей его заметил благотворитель Савва Мамонтов и переманил певца к себе в театр.

Федор Шаляпин в молодости /

Во время работы в труппе Мамонтова Шаляпин раскрыл вокальные и артистические способности. Он перепел все знаменитые басовые партии русских опер «Моцарт и Сальери», «Борис Годунов», «Хованщина». Его исполнение роли Мефистофеля в «Фаусте» Шарля Гуно до сих пор остается эталонным. Впоследствии Шаляпин воссоздаст похожий образ в опере «Мефистофель» итальянского композитора Арриго Бойто в театре Ла Скала, чем заслужит успех у мировой публики.

С начала XX столетия Шаляпин вновь появился на подмостках Мариинки, но уже в роли солиста. Со столичным театром он гастролировал по странам Европы, попал на сцену Метрополитен-оперы в Нью-Йорке, не говоря уже о регулярных выездах в Москву, в Большой театр. В окружении знаменитого баса находился весь цвет творческой элиты того времени: Иван Куприн, Михаил Врубель, Сергей Рахманинов. Сохранились фото, где он запечатлен рядом с близким другом Максимом Горьким. Дружба с первым пролетарским писателем обезопасила семью Шаляпина от разорения во время «советского террора».

Неразрывно с именем певца связан Крым. Федор Иванович неоднократно посещал полуостров с концертами, был здесь на лечении и отдыхе. Впервые Шаляпин выступил в Ялте в 1898 году и сразу произвел впечатление на публику. В Крыму артист приобрел за баснословную сумму Пушкинскую скалу в Суук-Су, хотя позднее появилась легенда о том, что получил он это в подарок от состоятельной поклонницы его таланта.

Максим Горький и Федор Шаляпин /

После революции новая власть назначила Федора Ивановича руководителем Мариинского театра и присудила ему звание народного артиста Республики. Но в новом качестве певец проработал недолго, так как с первыми же заграничными гастролями 1922 года он иммигрировал вместе с семьей. Больше он на подмостках советской сцены не появлялся. Спустя годы советское правительство лишило Шаляпина звания народного артиста.

Творческая биография Федора Шаляпина — это не только его вокальная карьера. Помимо пения, талантливый артист увлекался живописью и скульптурой. Также он снялся в кино. Ему досталась роль Ивана Грозного в одноименной кинокартине Александра Иванова-Гая. Он участвовал в съемках фильма немецкого режиссера Георга Вильгельма Пабста «Дон Кихот», где исполнил главную роль знаменитого борца с ветряными мельницами.

9. Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891—1953)

Сергей Сергеевич Прокофьев — один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер. 

Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных «вундеркиндов», с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков. Начало профессиональной карьеры вызвало бурю критики и непонимание его индивидуального принципиально антиромантического и крайне модернистского стиля, парадокс в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам и впоследствии стала сдерживающей силой модернистского всеотрицающего скептицизма. С самого начала карьеры Прокофьев много выступал и гастролировал. В 1918 году он выехал в международное турне, в том числе приезжал в СССР, окончательно вернулся на родину в 1936 году.

Страна изменилась и «свободное» творчество Прокофьева вынуждено уступило реалиям новых требований. Талант Прокофьева расцвел с новой силой — он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам — острая, волевая, предельно точная музыка с новыми образами и идеями, заложила фундамент советской классической музыки и оперы. В 1948 году произошли почти одновременно три трагических события: по подозрению в шпионаже была арестована и сослана в лагеря его первая жена-испанка; вышло Постановление Полибюро ЦК ВКП(б) в котором Прокофьев, Шостакович и другие подверглись нападкам и обвинениям в «формализме» и вреде их музыки; произошло резкое ухудшение здоровья композитора, он удалился на дачу и практически не покидал её, но продолжал сочинять. 

Одними из ярких произведений советского периода стали оперы «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке«; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория «На страже мира»; музыка к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный»; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.

Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.

Цитата С.С.Прокофьева: 

«Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…»

«Я — проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному»

Цитата о С.С.Прокофьеве: «… все грани его музыки прекрасны. Но есть здесь одна совершенно необычная вещь. У нас у всех, видимо, бывают какие-то неудачи, сомнения, просто плохое настроение. И вот в такие минуты, даже если я не играю и не слушаю Прокофьева, а просто думаю о нем, я получаю невероятный заряд энергии, испытываю огромное желание жить, действовать» Е.Кисин 

Интересный факт: Прокофьев очень любил шахматы, и обогатил игру своими идеями и достижениями, среди которых изобретённые им «девятерные» шахматы — доска 24х24 поля с расставленными на ней девятью комплектами фигур.

10. Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ (1906 — 1975)

Дмитрий Дмитриевич Шостакович — один из самых значимых и исполняемых композиторов в мире, его влияние на современную классическую музыку неизмеримо. Его творения — это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи тяжёлых событий 20-го века, где глубоко личное переплетается с трагедией человека и человечества, c судьбой родной страны.

Родился в Санкт-Петербурге, первые музыкальные уроки получил от матери, закончил Петербургскую консерваторию, при поступлении в которую её ректор Александр Глазунов сравнил его с Моцартом — так поразил он всех своей прекрасной музыкальной памятью, тонким слухом и композиторским даром. Уже в начале 20-х, к окончанию консерватории, Шостакович имел багаж собственных произведений и встал в число лучших композиторов страны. Мировая слава пришла к Шостаковичу после победы в 1-м Международном конкурсе Шопена в 1927 году. 

До определённого периода, а именно до постановки оперы «Леди Макбет Мценского уезда», Шостакович творил как свободный художник — «авангардист», экспериментируя со стилями и жанрами. Жесткий разнос этой оперы, устроенный в 1936 году, и репрессии 1937 года положили начало последующей постоянной внутренней борьбы Шостаковича за стремление выразить свои взгляды своими средствами в условиях навязывания государством направлений в искусстве. В его жизни политика и творчество очень тесно переплетены, он был хвалим властью и ею же гоним, занимал высокие должности и снимался с них, награждался и был на грани ареста сам и его близкие. 

Мягкий, интеллигентный, деликатный человек он нашел свою форму выражения творческих принципов в симфониях, где мог максимально открыто говорить правду о времени. Из всего обширного творчества Шостаковича во всех жанрах именно симфонии (15 работ) занимают центральное место, самыми драматически насышенными являются 5,7,8,10,15 симфонии, ставшие вершиной советской симфонической музыки. Совсем другой Шостакович открывается в камерной музыке.

Несмотря на то, что сам Шостакович был «домашним» композитором и практически не выезжал за рубеж, его гуманистическая по сути и истинно художественная по форме музыка быстро и широко распространялась в мире, исполнялась лучшими дирижерами. Величина таланта Шостаковича столь необъятна, что полное постижение этого уникального явления мирового искусства ещё впереди.

Цитата Д.Д.Шостаковича: «Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи.»

Детство и юность

Любовь к литературе и тяга к сочинительству были в роду у Брюсовых. Наиболее интересные факты из жизни писателя:

  1. Будущий лидер символизма родился в Москве в Милютинском переулке1 (13) декабря 1873 года в купеческой семье. Был первым ребенком в семье, позже родились брат Александр и сестры Лидия и Надежда.
  2. Дед по матери Александр Яковлевич Бакулин был поэтом-самоучкой, издавшим сборник басен в начале 19 века. Именно его фамилией нередко поэт подписывал свои произведения.
  3. Дед по отцовской линии был крепостным из Костромской губернии, откупился от своей барыни и переехал Москву. Здесь он преуспел в торговле пробками и обзавелся домом в центре города, где в начале 20 века жил его знаменитый внук.
  4. Отец Брюсова Яков Кузьмич сочувствовал революционерам-народникам, писал стихи и увлекался тотализатором. Будучи типичным шестидесятником, всячески ограждал сына от религиозной литературы, прививал научные взгляды на окружающий мир.
  5. Унаследовав страсть к литературе от деда, мальчик рано научился читать и буквально жил в родительской библиотеке. К 13 годам проявился интерес к поэзии и появились первые стихи, рассказы, статьи. В это время юноша окончательно определился с будущим призванием, видя себя поэтом, писателем, литератором.
  6. Годы учебы будущего поэта прошли в двух учебных заведениях: гимназии Креймана, откуда он был отчислен за пропаганду атеизма, и в гимназии Поливанова, который оказал благотворное влияние на юного поэта.
  7. Будучи гимназистом, Брюсов увлекся Н. А. Некрасовым, считая его идеальным поэтом. В зрелые годы он не раз возвращался к его творчеству в различных статьях и заметках.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: