Семья
Надев корону, Артур решил жениться. Выбор пал на красавицу, непорочную и женственную «прекрасную даму» Гвиневру, дочь короля Лодегранса, некогда спасенного руками самодержца Британии. Сердце юноши растаяло от чар девушки с первого взгляда. Супружескую жизнь омрачало лишь отсутствие детей – Гвиневра носила проклятие бесплодия, полученное от злой колдуньи, о чем чета не подозревала.
Король Артур и Гвиневра
Впрочем, у короля Артура был внебрачный сын Мордред, причем от сводной сестры. Волшебник Мерлин на пару с Девой Озер наложили чары на юношу и девушку, чтобы те не узнали друг друга и вступили в любовную связь. Воспитывали бастарда злые чародеи, вложив в мальчика коварство, злость и мечты о власти.
Артур пережил измену любимой жены с другом Ланселотом. Предательство положило начало падению прекрасной эпохи правления справедливого короля. Пока правитель Британии решал личные вопросы, гоняясь за беглецами Ланселотом и Гвиневрой, Мордред захватил власть в свои руки. В битве на Каммланском поле пало все воинство Англии. Артур сразился с бастардом, но вышла ничья – пораженный копьем сын нанес смертельную рану отцу.
Историография
До конца 20 века была академическая дискуссия об историчности Артура среди историков и археологов. В 21 веке многие ученые выступили против него. Однако есть современные историки, такие как Джеффри Эш, которые отстаивают историчность военачальника V века по имени Артур.
В 1936 году Р. Г. Коллингвуд и Дж. Н. Л. Майрес относился к Артуру как к римлянину приходит Британиарум. Они утверждают, что «историчность вряд ли может быть поставлена под сомнение», хотя они стараются отделить исторического Артура от легендарного Артура.
В 1971 году Лесли Алкок утверждал чтобы «продемонстрировать наличие приемлемых исторических свидетельств того, что Артур был подлинной исторической фигурой, а не просто плодом мифа или романтики». Также в 1971 году, признавая, что Гильдас не упоминает Артура, Фрэнк Стентон говорит, что это «может предполагать, что Артур в истории был менее внушительной фигурой, чем Артур из легенд», но затем утверждает, что «это должно быть не позволено удалить его из сферы истории ». В 1977 г. Джон Моррис высказался за, но его работа в то время широко критиковалась как имеющая «серьезные методологические недостатки». Дэвид Дамвилл в том же году занял противоположную позицию: « Дело в том, что нет никаких исторических свидетельств об Артуре; мы должны исключить его из наших историй и, прежде всего, из названий наших книг ».
К 1986 году Дж. Н.Л. Майрес, писавший в 1936 году (вместе с Коллингвудом), что Артур был историческим человеком, сказал: «Немыслимо, чтобы Гильдас… не упомянул роль Артура…» (то есть, если бы он существовал) и сетует, что «ни одна фигура, находящаяся на стыке истории и мифологии, не потратила впустую больше времени историка». К 1991 году Биографический словарь Британии Темного века заявил, что «историки имеют тенденцию минимизировать представление об исторической ценности даже самых ранних свидетельств Артура, но, скорее всего, все еще видят в нем историческую фигуру…» в то время как « рыцарский Артур… был, по сути, созданием Джеффри Монмутского в двенадцатом веке «.
В 2003 году Томас Чарльз-Эдвардс в книге об этом периоде упоминает Артура только в контексте более поздняя валлийская история. В 2004 году Фрэнсис Прайор отвергает доказательства существования Артура, но говорит, что доказать, что он не существовал, так же невозможно, как и доказать, что он существовал. В 2007 году О. Дж. Падель в Оксфордском словаре национальной биографии описывает Артура как «легендарного воина и предполагаемого короля Британии». В 2014 году он проявил меньшее пренебрежение, назвав Артура «изначально легендарным или историческим», но также сослался на провал валлийской поэмы X века Armes Prydein, которая предсказывала изгнание англичан из Великобритании, упомянув Артура. среди древних героев, которые вернутся, чтобы возглавить сопротивление.
В обзоре 2007 года Говард Уайзман следует за Шеппардом Фрером (1967), говоря, что «доказательства позволяют, а не требуют веры», и следует за Кристофером Снайдером (2000), подчеркивающим необходимость лучшего понимания периода, независимо от того, существовал ли Артур. В 2011 году Робин Флеминг в истории того периода вообще не упоминает Артура. В 2013 году Гай Хэлсолл сообщает, что «в академическом сообществе скептики решительно одержали победу». В 2018 году Николас Хайэм опровергает все выдающиеся утверждения об историческом Артуре, резюмируя свою позицию следующим образом: «То, что Артур произвел необычайное количество« дыма », во многом объясняется тем, что он так хорошо подходит для роли точка опоры притворства. Но в основе историй, которые собирались вокруг него, нет никакого исторического «огня», только «горный туман» ». Его книгу в целом хвалили.
В обзоре 2018 года Том Шиппи резюмирует ситуацию так: «современные академические историки не хотят иметь ничего общего с королем Артуром». В обзоре 2019 года Брайан Дэвид сообщил, что «Некоторые темы в поздней античной и средневековой истории вызывают у ученых такие же стоны, как идея якобы« фактического »короля Артура. Тем не менее, историки и другие ученые доказывали существование Артура в исторических и литературных исследованиях до тех пор, пока 1980-е годы. Сегодня для академиков вопрос о реализме короля Артура в значительной степени исключен из популярных книг, видеоигр и фильмов ».
Интересные факты
- В XII веке при реставрации аббатства Гластонбери в графстве Сомерсет (Англия) наткнулись на могилу, на кресте которой якобы выгравировано имя короля Артура. В XVI веке монастырь упразднили, а захоронение скрылось под руинами. Сегодня туристам напоминает о возможной могиле великого правителя табличка.
- В начале 80-х годов в честь короля Артура назвали кратер на Мимасе – спутнике планеты Сатурн.
- Статистика последнего фильма о доблестном рыцаре впечатляет. В «Мече короля Артура» задействовано 40 Экскалибуров, причем только 10 выкованы из металла, остальные созданы из пластика. В главной битве участвовали 130 лошадей, а в Камелот построили мост длиною 60 метров, настолько крепкий, что выдерживал десяток всадников, скачущих по нему одновременно.
Легенды и мифы
Знаменита история о рушащейся башне Вортигерна и подземных драконах из «Истории бриттов» Ненния, где речь первоначально идет о военачальнике Амброзии Аврелиане, а не о Мерлине. Гальфрид позаимствовал этот сюжет и приписал придуманному им Мерлину. Король бриттов Вортигерн пытался построить башню, но та каждый раз рушилась еще до завершения строительства.
Мерлин и владычица озера
Мудрецы сказали королю, что башня будет стоять, если обрызгать фундамент кровью ребенка, родившегося без отца. На эту роль подходил Мерлин, рожденный от демона-инкуба. Но, когда юного волшебника привели к королю, тот открыл Вортигерну истинную причину того, почему башня падает. Под местом строительства в пещере лежало подземное озеро, и два дракона, белый и красный, сражались там, сотрясая землю.
Гальфрид также пишет, что волшебник Мерлин создал знаменитый Стоунхендж — как место захоронения Амброзия Аврелиана (который у Гальфрида предстает отдельным персонажем). А еще Мерлин при помощи магии помог королю бриттов Утеру Пендрагону замаскированным пробраться в замок Тинтагель. Там Утер в облике хозяина замка, который приходился королю врагом, пришел к его жене Игрэйне и зачал с нею Артура, будущего легендарного короля. После этого Мерлин исчезает из рассказа у Гальфрида, но в позднейших версиях легенды волшебник учит и наставляет молодого Артура, и становится советником при нем.
Стоунхендж
В ранних текстах много рассказов о том, как волшебник меняет свой облик и проделывает разные шутовские трюки. В одной из книг Мерлин появляется в Риме. В образе огромного оленя с белыми передними ногами волшебник врывается к Юлию Цезарю и говорит с императором человеческим голосом. Олень-Мерлин сообщает Цезарю, что сон, который беспокоит императора, сможет объяснить только дикарь из леса. Позже Мерлин возвращается в облике косматого черного человека, босого и в рваной одежде. В облике лесного отшельника или дикаря Мерлин появляется во многих легендах. Таким волшебника находят приспешники Утера в лесах Нортамберленда, таким Мерлин является королю Артуру.
Еще одна ипостась Мерлина — повелитель зверей. Волшебник способен принимать облик лесных животных и повелевать ими. В Броселиандском лесу Мерлин в образе пастуха-дикаря магическим искусством призывает стадо оленей, которые собираются и пасутся вокруг него.
Мерлин — повелитель зверей
Томас Мэлори, автор романа «Смерть Артура» — известной средневековой книги о рыцарях короля Артура, создает образ Мерлина, вдохновляясь старыми легендами. На версию биографии Мерлина, созданную Мэлори, опираются многие авторы книг и создатели фильмов и сериалов, которые сегодня используют этот образ в своих произведениях.
Средневековые английские города
Англия в средние века представляла собой сельскохозяйственную страну. Землю возделывали на территориях, прилегающих к крупным и мелким городам. Среди европейских государств, Англия была наиболее самодостаточной в сфере производства сельхозпродукции и торговля в пределах регионов была развита достаточно хорошо.
Постепенно англосаксы вышли на международный рынок и активно взаимодействовали в различных сферах со скандинавскими странами, а также с Францией и Германией. Основным экспортным предметом была шерсть, которая пользовалась спросом не только в виде сырья, но и в готовых изделиях. Английская шерстяная ткань продавалась дорого и приносила отличный доход и ремесленникам и казне. Почти в каждом городе были рынки, где предлагали продукты питания и шерсть. Постепенно города превращались в самостоятельные цитадели, окруженные прочными стенами, за которыми создавались гильдии торговцев и ремесленников, помогающих друг другу с доставкой продукции. Наиболее широким развитие гильдий было в Лондоне. В городе появилась богатая прослойка ремесленников, которые контролировали денежные потоки и рынки сбыта. 12 самых крупных торговых организаций развились в крупнейшие финансовые организации, которые в современном мире управляют лондонским Сити и влияют на выборы мэра столицы Великобритании.
История персонажа
По преданию Артур собрал в собственном замке – Камелоте, отважных и благородных рыцарей Круглого стола. В фольклоре он представлен в качестве справедливого, сильного и мудрого правителя, который заботился о благосостоянии своего народа и государства.
Впервые этот рыцарь был упомянут в валлийской поэме, датируемой примерно 600 годом. После этого имя Артура будет фигурировать во многих произведениях, а в наше время еще и в десятках фильмах и сериалах.
Многие эксперты полагают, что короля Артура никогда не было, а его имя было приписано какому-то историческому лицу, известному под другим именем. Среди возможных прототипов рыцаря назывались десятки вымышленных и подлинных персоналий.
Очевидно, король Артур был прообразом некоего героя, вызывавшего симпатию и доверие у простого народа. Традиционно считается, что он являлся всего лишь собирательным образом, в котором были воссоединены биографии различных правителей и полководцев.
Меч Экскалибур
Стоит заметить, что в разных источниках биография Артура имеет противоречивые данные. В общих чертах он является внебрачным ребенком британского правителя Утера Пендрагона и герцогини Игрейны.
Возлечь с замужней женщиной Утеру помог волшебник Мерлин, обратив его в мужа дамы в обмен на то, что заберет младенца на воспитание. Родившегося мальчика Мерлин отдал благородному рыцарю Эктору, который заботился о нем и обучал военному делу.
В результате, право быть королем доставалось тому, кому бы удалось вытащить оружие из камня. Артур, служивший оруженосцем у старшего брата, без проблем извлек меч и таким образом сел на трон. Тогда же он узнал всю правду от волшебника о своем происхождении.
Новый правитель обосновался в знаменитом замке Камелот. К слову, данный замок является вымышленной постройкой. Вскоре в Камелоте собралось около сотни самых доблестных и благородных рыцарей всего мира, включая Ланселота.
Эти воины защищали бедных и слабых людей, спасали молодых девиц, боролись с захватчиками, а также одерживали победы над злыми духовными силами. Одновременно с этим они стремились отыскать Святой Грааль – из которого пил Христос, дарующий ее хозяину вечную жизнь. В результате, Грааль смог найти Ланселот.
Рыцари периодически собирались в Камелоте за круглым столом. Такая форма стола уравнивала в правах и сословиях всех, кто за ним находился. Правление Артура, спасшего Британию от междоусобных войн, продолжалось долгие годы, пока его жизнь не оборвалась из-за предательства близких родственников.
Доклад №2
Согласно легенд и исторических хроник, король Артур жил в V веке нашей эры, на территории Великобритании. Но до сих пор ученые не смогли достоверно определить, существовал ли на самом деле этот персонаж, или мы имеем дело с вымышленным героем.
Территория Британии до IV века была заселена бриттами. Они отличались вспыльчивым , воинственным нравом, часто принимали участие во внутренних войнах, в результате чего оказались почти истреблены. Саксы завоевали территорию ослабленого народа, оттеснив уцелевших бриттов на територию Шотландии, Корнуолла, Бретани и Уельса.
Согласно преданий у короля бриттов Утера Пендрагона родился сын, которого похитил мудрец и волшебник Мерлин, отдав на воспитание рыцарю сэру Эктору. Когда ничего не подозревающий о своем происхождении мальчик вырос , Утер умер , а среди приближенных короля начался раздел власти. В этот момент на политической арене снова возник Мерлин. С помощью магии он воткнул в камень (а в некоторых легендах упоминается наковальня) меч Ескалибур и заставил его плавать на поверхности воды. И объявил, что королем станет тот, кто вытащит этот меч. Пятнадцатилетний Артур с легкостью сделал то, что никому до него не удалось.
Но страна, ослабленная войнами очень трудно объединялась в единое целое. Много лет молодой король доказывал свое право на престол с мечом в руках . Он разгромил противников, сделал замок Камелот соей резиденцией. Многие рыцари, воевавшие бок о бок с Артуром были приглашены в замок. Чтобы продемонстрировать равноправие, Артур созвал всех за круглым столом. Так возникли рыцари Круглого стола. Количество их согласно разных источников колебалось от 150 до 1500. Молодому королю удалось объединить страну для борьбы з завоевателями.
Один из верных рыцарей короля , Ланселот, влюбился в его жену Гвиневру и сбежал с ней во Францию. Разгневанный Артур оставил страну на племянника Мордреда, а сам поспешил за предателями. Молодой родственник объявил себя новым королем. Не все оставшиеся рыцари были с этим согласны и начали борьбу за трон. Узнав об этом король принял решение вернуться. В жутком сражении самозванец был убит, но и Артур получил смертельное ранение. Перед смертью король приказал верному другу выбросить Эскалибур в море. В момент, когда оружие приблизилось к воде,из моря показалась рука и схватила меч за рукоятку и утащила его под воду. Потом из морской пучины появилась лодка с людьми. Мужчины вышли на берег и забрали умирающего короля на судно. Согласно легенд Артура отвезли на остров Авалон, где король до сих пор лежит во сне и не умирает, так как родина все еще нуждается в герое.
Существует версия, что прототипом Артура был римский легионер Луций Арторий Карст, а в Тинтагеле при раскопках обнаружен камень, относящийся к тому врекмени, на котором есть надпись которую можно прочитать так: «Артогну воздвиг этот камень в память своего праотца Коля».
6 класс
Презентация на тему: » Англия в раннее Средневековье. Походы норманов.. 1.Легендарная история Англии. 2.Происхождение норманов. 3.Военные походы норманов. 4.Борьба англосаксов.» — Транскрипт:
1
Англия в раннее Средневековье. Походы норманов.
2
1.Легендарная история Англии. 2.Происхождение норманов. 3.Военные походы норманов. 4.Борьба англосаксов с норманами. 5.Создание норманских государств. ПЛАН УРОКА.
3
? Почему европейские государства не смогли организовать достойного сопротивления норманам ? Задание на урок.
4
1.Легендарная история Англии. Ранняя история Англии из- вестна по легендам о Ко- роле Артуре. Родители отдали мальчика на воспитание Мерлину. Когда Артур вырос,на ры- царском турнире только он смог выдернуть из под наковальни волшебный меч-Экскалибур. Артур учредил Круглый Стол-Братство 365 луч- ших рыцарей. Король Артур и рыцари Круглого Стола
5
1.Легендарная история Англии. Король Артур был реаль- ной личностью эпохи борьбы бриттов против вторжения англов и сак- сов, после ухода римских войск. Борьба продолжалась 200 лет.Бритты были разби- ты.Часть их попала в за- висимость, часть-ушла на запад, а часть пресе- лилась во Францию,на о. Бретань.
6
2.Происхождение норманов. В 793 г на северо-востоке страны появились новые завоеватели-норманы.Их набеги на Европу про- должались почти три века. Это были германские племена-выходцы из Скандина- вии-норвежцы, датчане, шведы. Начать войну их заставила суровая природа. Скандинавы жили в долинах рек.Они разводили скот и ловили рыбу,моржей, китов.Но в тех краях очень часто начинался голод. Тогда норманы снаряжали корабли, брали в руки боевые топоры, и совершали набеги на другие страны.
7
Норманы совер- шали набеги по всей Европе. Они открыли и заселили новые территории 3.Военные походы норманов. От норманов можно было ждать чего угодно-они мог- ли быть пиратами,купцами,переселенцами. Во главе отряда стоял военный вождь — викинг. Скоро так стали называть всех норманов. Норманы начали с небольших нападений, а затем ста- ли организовывать большие экспедиции. исландия Гренландия Америка
8
3.Военные походы норманов. Корабли норманов были приспособлены для дале- ких походов.Драккары — напоминали большие лодки вмещавшие сотни человек. Корабль украшался голо- вой дракона и яркими раз ноцветными парусами. Благодаря своей форме драккар хорошо держал- ся на воде даже во время шторма. Драккар-боевой корабль викингов Норманы обрушивались на поселения уничтожая всех на своем пути, или захватывали пленников. То что не удавалось унести с собой они сжигали. Набеги норманов приводи- ли к тому, что даже та-кие крупные государства как Франция, вынужде-ны были платить им дань.Норманы дошли до Испании и Италии.
9
В сер.9 века норманов ста- ла привлекать Англия. Выходцы из Дании зах- ватили большую часть страны и Лондон. Против них выступил ко- роль англосаксов Альф- ред Великий ( ). Альфред набрал ополчение и создал конницу.Для за- щиты побережья он стро ит флот и сооружает кре- пости. Территориальные захваты норманов на британских островах. 4.Борьба англосаксов с норманами.
10
Столкнувшись с яростным сопртивлением,норманы из- менили тактику-они стали строить военные лагеря и, опираясь на них пытались удержать свое господство. Альфреду удалось сдержать натиск норманов,освобо- дить Лондон,а его преемники подчинили датчан и объединили страну в единое государство. Оборонительное сооружение норманов
11
5.Создание норманских государств. Походы норманов привели к тому, что они расселились по всей Европе и создали в разных ее частях свои го- сударства-Данию,Норвегию,Швецию,Нормандию(сев. Франция),Сицилийское королевство. Усилившись, норманы заставили платить англосаксов большую дань-датские деньги.
Фильмы и актеры
Вслед за писателями образ Артура подхватил кинематограф. Первый фильм с властелином бриттов снял режиссер Ричард Торп в 1954 году. Работа «Рыцари Круглого стола», где костюм Артура носит Мел Феррер, снискала похвалы критиков и была номинирована на «Оскар» и Гран-При Каннского фестиваля.
Мел Феррер в роли Короля Артура
Телезрители конца 70-х годов с интересом наблюдали за жизнью предводителя рыцарей и игрой актера Эндрю Берта в приключенческом сериале «Легенда о короле Артуре».
Киноиндустрия до начала нового тысячелетия подарила поклонникам «артурианы» еще семь лент, где снялись разные актеры:
- 1981 — «Экскалибур» (Найджел Терри)
- 1985 — «Король Артур» (Малкольм Макдауэлл)
- 1995 — «Приключения янки при дворе короля Артура» (Ник Манкузо)
- 1995 — «Первый рыцарь» (Шон Коннери)
- 2004 — «Король Артур» (Артура сыграл Клайв Оуэн, грим и платье Гвиневры примерила Кира Найтли, а в роли Ланселота предстал Йоан Гриффит)
Затем режиссеры решили передохнуть, а к 2017 году с новыми силами взялись за воплощение короля бриттов в кино. Боевик «Король Артур: Возвращение Экскалибура» представил в начале весны Энтони Смит. На главные роли руководитель съемочного процесса пригласил Адама Байарда, Николу Стюарт-Хилл, Саймона Армстронга.
Постер к фильму 2017 года «Король Артур: Возвращение Экскалибура»
Вслед за этой премьерой вышел финальный трейлер к новому фильму от режиссера Гая Ричи «Меч короля Артура», который презентовали зрителю в мае 2017 года. В облике Артура на сей раз оказался Чарли Ханнэм. Картина не имеет почти ничего общего с оригинальной концепцией легенд о рыцарях. Главный герой надевает маску предводителя банды разбойников, который стремится свергнуть самодержца Вортигерна. Саундтреки для картины писал Дэниэл Пембертон, обладатель «Золотого глобуса-2016» за лучшую музыку к фильмам.
Чарли Ханнэм в роли Короля Артура
Персонаж также занял достойное место в анимационном наследии. Мультфильм «Меч в камне» по одноимённой книге Теренса Уайта о детстве Артура сняли на студии «Disney». А 30 лет спустя героя изобразили художники «Warner Bros» в мультике «Волшебный меч: В поисках Камелота».
Популярные темы сообщений
-
Экологическое законодательство РФ
В течение последних нескольких лет состояние природной среды Российской Федерации, а также стран, входивших некогда в Советский союз, заметно ухудшилось, в некоторых регионах наблюдается критическая ситуация.
-
Народы северного Кавказа
На северном Кавказе проживают ряд народов, общее количество этносов которых составляет более 52 сложившихся, самобытных национальных групп. На протяжении веков в процессе различных событий исторической действительности в этом регионе
-
Творчество Платона
Платон – великий древнегреческий философ, ученик небезызвестного Сократа, приговорённого судом Афин к смерти за стремление во всём дойти до истины и за привычку задавать неудобные вопросы.
-
Сусанин Иван
Жизнеописание Сусанина – это предмет спора у историков. Жалованная грамота 1619 года, выданная Михаилом Федоровичем, является единственным документальным подтверждением того, что такой человек действительно был. В грамоте,
-
Субтропики
Субтропики – географический пояс, который находится и в Северном и в Южном полушарии на широте от 30 до 40 градусов. Расположен между тропическими и умеренными широтами. Уже не тропики, но еще и не умеренный климат.
Глава I. Мифологическое и легендарное в образе Артура
Король Арту́р (англ. и валл. Arthur, ирл. Artúr от кельтского «медведь») — по преданиям, великий государь королевства Логрес, легендарный вождь бриттовV—VI века, разгромивший завоевателей-саксов. В строфе CII, описывая предводителя бриттов, поэт сравнивает его с Артуром.
Мрачна была темница Гвейра, угрюмый Каэр Сиди, Страшась коварной мести Пуйла и злобы Придери, Никто на свете до него в неё не проникал. О, много нас ушло с Артуром! Родословная Артура предположительно изложена в генеалогии Bonedd yr Arwyr («Происхождение героев») из манускрипта Mostyn MS 117, хранящегося в Национальной библиотеке Уэльса.
Легенды об Артуре имели широкое хождение в Уэльсе. Гальфрид, с «Истории» которого начинается «героико-романный» этап в развитии образа короля Артура, описывает его двор как средоточие рыцарской культуры и цивилизации.
Смерть короля Артура
До Артура дошла весть о том, что он свергнут с трона. Развенчанный венценосец со своими воинами поспешил в Британию. Самозванец встретил его с большим войском на берегу.
Противники вначале попытались вести переговоры, но закончились они ничем. Тогда два воинства сошлись в битве. Это было жуткое сражение. Согласно легенде, король убил самозванца, пронзив его копьём, но и сам был смертельно ранен.
Полегли также оба воинства. В живых остался лишь преданный королю рыцарь Бедивер.
Артур сказал ему: «Наступает конец. Возьми мой меч, иди к морю и брось его в самое глубокое место». Бедивер взял меч и ушёл на берег.
Он хотел бросить оружие в воду, но его рукоятка была украшена драгоценными камнями. Поэтому человек заколебался, а потом решил не исполнять приказ. Он спрятал меч под деревом и вернулся к раненому венценосцу.
Тот спросил:
Бедивер вновь ушёл на берег, но опять не решился бросить такое дорогое оружие в морскую воду.
Это взбесило Артура. Теряя последние силы, он крикнул: «Иди и брось меч в воду, иначе я встану и убью тебя!» Напуганный Бедивер вернулся на берег и, размахнувшись, бросил меч как можно дальше.
Но оружие не коснулось водной глади. Из морской глубины показалась рука и схватила рукоятку меча. Три раза рука взмахнула оружием, как будто салютуя стоящему на берегу рыцарю, и только после этого скрылась вместе с мечом под водой.
Бедивер бросает меч, а из воды появляется рука
Бедивер поспешил обратно и всё рассказал умирающему венценосцу. Тот приказал отвести его на берег.
Бедиверу с большим трудом удалось дотащить короля до воды. И тут же на морской глади появилась лодка, в которой сидели какие-то люди.
Лодка причалила к берегу, и верный Бедивер увидел среди людей трёх женщин в королевских одеждах.
Из лодки вышли мужчины, подхватили на руки тяжело раненого венценосца и отнесли его на судно. Самая красивая из королев произнесла: «Дорогой брат, почему ты заставил нас так долго ждать тебя?» После этого судно отчалило и медленно поплыло прочь от берега.
По легенде тело короля Артура было доставлено на таинственный остров Авалон. Там венценосец до сих пор и лежит в дрёме, но не умирает, так как родина всё ещё нуждается в нём, ведь врагов вокруг очень много.
Михаил Стариков
Развитие литературы в норманнский период
Династический аспект артуровской легенды переплетался с историческим и национальным. Исследователи отмечают, что в средневековой легенде о короле Артуре «уже наблюдаются черты того сознания, которое можно назвать преднациональным»7. В эпоху резкого противостояния Англии и Испании, в условиях, когда угроза испанского вторжения нередко становилась весьма реальной, этот аспект мифа звучал чрезвычайно актуально.
599). Создавая поэму в подражание античному эпосу и в то же время ставя перед собою цель прославить царствующую королеву. Любопытно, как переосмысливает Спенсер образ самого Артура. Спенсер не случайно делает своим героем не Артура-короля, а Артура-принца.
Юный Артур видит во сне чудесное королевство фей, где правит царственная Глориана, и отправляется на его поиски. А в песни 8 книги II спасает Гийона из рук разбойников, совершая позднее аналогичный подвиг и по отношению к Тимиасу.
Поскольку его образ лишен национального и политического пафоса, Артура вряд ли можно считать и главным героем идейного пласта произведения. Молодой Артур предстает в поэме как аллегория великолепия, однако, на мой взгляд, эта идея скорее заявлена, чем воплощена.
Можно предположить, что артуровская легенда привлекала елизаветинцев и содержащейся в ней мифологемой расцвета перед закатом, победы перед неминуемым поражением. Вместе с тем бытование легенды о короле Артуре в Англии конца XVI — начала XVII в. дает материал и для более общих размышлений о том, как Ренессанс использовал миф, в частности античный.
Однако в отличие от античного мифа применительно к артуровской легенде можно говорить не о сужении смысла, а о его расширении. Cambridge, 1992. P. 1. 9 Урнов Д.М. Английская литература: Литература XVI в. Поэзия // История всемирной литературы.М., 1985. Т. 3. С. 299. 10 Spenser E. The Faerie Queene.