Николай чернышевский: биография, семья, творчество писателя

Федор Достоевский

Годы жизни: 11 ноября 1821 – 9 февраля 1881.

Наиболее известные произведения: «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот».

Первые произведения Достоевского имели грандиозный успех, но писатель был арестован за политические взгляды. Федор Михайлович увлекался утопическим социализмом. Назначили смертную казнь, но в последний момент заменили ее каторгой.

Этот период жизни оказал сильное влияние на психику писателя, от его социалистических идей не осталось и следа. Достоевский обрел веру и переосмыслил свое отношение к простому народу. Теперь героями его романов стали простые люди, которые попадали под влияние внешних обстоятельств.

Главное в его произведениях – психологическое состояние героев. Достоевскому удалось раскрыть природу самых разных человеческих эмоций: ярость, унижение, саморазрушение.

Произведения Достоевского известны во всем мире, но литературоведы до сих пор не могут прийти к единому мнению и найти ответы на многие вопросы относительно творчества этого писателя.

Семейная жизнь писателя

В 1853 году Николай Чернышевский заключил брак с Ольгой Васильевой. Вот интересный факт в биографии Николая Чернышевского: свадьба состоялась вопреки родительской воле. Писатель даже не выдержал траурный срок после смерти матери.

Новоиспеченная жена вызывала противоречивые чувства у друзей писателя. Кто-то считал ее необыкновенной и необычайно доброй, а кто-то осуждал. Публицист придерживался в своей семье равенства и позволял делать жене абсолютно все, в том числе и изменять. Такие отношения не вызывали одобрения в обществе. Кроме того, они повлекли за собой последствия — некоторые семьи стали жить в таком же формате. Такой опыт семейной жизни отразил в своем романе «Что делать?» Николай Гаврилович Чернышевский.

После заключения брака семья Чернышевских отправились в Петербург, где писатель начал свою творческую карьеру. Но вначале он все же попытался поработать преподавателем русского языка. Николай Чернышевский был настолько сильно поглощен своими идеями, что пустил все обучение молодого поколения на самотек, что повлекло за собой конфликты и увольнение.

В биографии Чернышевского к самым главным моментам в его жизни можно отнести рождение детей. У писателя в браке родилось два сына.

Арест

Почти сразу после закрытия журнала власти перехватили письмо, написанное находившимся в эмиграции А. Герценом. Узнав о том, что «Современник» прекратил свою деятельность, публицист написал одному из сотрудников — Н. Серно-Соловьевичу — предложение печататься за рубежом. Данное письмо использовалось в качестве повода для ареста Чернышевского и Серно-Соловьевича. Они были отправлены в Петропавловскую крепость. Однако не было обнаружено каких-либо других доказательств, подтверждающих тесную связь между «Современником» и политическими эмигрантами. В итоге Николая Чернышевского обвинили только в написании прокламации. Однако и в настоящее время ученые не пришли к единому мнению – Николай Чернышевский является автором данного революционного обращения или нет.

1864 год стал началом темного периода в биографии Чернышевского. Писателя признали виновным. Его осудили на семь лет и отправили в Сибирь до конца своих дней. Над ним совершили гражданскую казнь – поставили на площадь с доской на груди, где было написано «государственный преступник». В течение нескольких часов писатель простоял возле столба, прикованный к нему цепями.

18 интересных фактов о Николае Чернышевском

Николай Чернышевский (1828-1889) – писатель, философ, прозаик, журналист, публицист, педагог и литературный критик.
Отец прозаика происходил из крестьянской семьи и служил священником.
Любопытно, что Чернышевский так много читал, что друзья и знакомые прозвали его «пожирателем книг» (см. интересные факты о книгах).

До 14-летнего возраста грамоте Николая обучал его отец, который был мудрым и образованным человеком.
По словам самого Чернышевского, на него серьезно повлияли идеи и мировоззрения Гегеля.
В течение недолгого времени Николай Чернышевский преподавал в кадетском корпусе в Петербурге. Позже он был вынужден уволиться оттуда по причине конфликта с одним из офицеров.
Первые работы Чернышевского были изданы в 1853 г., когда ему едва исполнилось 25 лет.
Интересен факт, что в 1858 г. Николай Чернышевский удостоился почетного звания магистра русской словесности.
В 1861 г

полиция обратила на писателя пристальное внимание, поскольку тот состоял в связи с революционерами.
Вскоре Чернышевского арестовали, после чего отправили в Петропавловскую крепость. Именно в это время он написал свой знаменитый роман «Что делать?»

На удивление, цензоры лояльно отнеслись к произведению, дав свое разрешение на его публикацию.
Поскольку политические и социальные взгляды Чернышевского отличались от традиционных, сотрудники тайной полиции называли его «врагом Российской империи №1».
Писатель был отправлен на вечную ссылку в Сибирь (см. интересные факты о Восточной Сибири) после того, как суд признал его участие в антиправительственной деятельности.
После оглашения приговора, Чернышевский подвергся позорной публичной церемонии, в процессе которой его лишали всех гражданских прав.
Знаете ли вы, что в общей сложности Николай Чернышевский провел в тюрьмах и ссылках более 20 лет жизни?
После того, как Чернышевский отбыл на каторге 7 лет и прибыл на место ссылки, ему было предложено помилование. Любопытно, что он отказался писать прошение царю, предпочтя и дальше находиться в заключении.
Революционеры дважды пытались добиться того, чтобы литератора выпустили на свободу.
Во время нахождения в ссылке, Чернышевский смог уводиться с женой, которая преодолев огромное расстояние приехала на свидание к мужу. Писатель не желал переписываться с супругой, поскольку хотел, чтобы она его забыла и вела беззаботную жизнь. Тем не менее, по прошествии 20 лет супруги вновь встретились, поскольку любили друг друга.
В советскую эпоху Николай Чернышевский имел огромную популярность, во многом благодаря положительным отзывам Ленина о его книге «Что делать?».

Это были самые интересные факты о Чернышевском. Если вам понравилась данная статья, – поделитесь ею в соцсетях. Если вы вообще любите интересные факты о великих людях, – подписывайтесь на сайт interesnyefakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Парк Победы

Напротив памятника Чернышевскому в Санкт-Петербурге – парк Победы. Заложен он был в 1945 году и стал символом памяти о подвиге ленинградцев.

Прежде на этой территории был кирпичный завод, печи которого в годы блокады использовались в качестве крематория. Прах закапывался в карьерах, потому здесь находится большая братская могила. Несколько монументов в парке установлены в память захороненных здесь людей.

Центральная аллея, которая идет от памятника Чернышевскому к парку Победы, делит его на две части. Они выполнены в разных стилях: пейзажном и регулярном. Вдоль аллеи установлены памятники дважды Героям Советского Союза, рожденным в Ленинграде. Пруды замысловатой формы появились в парке там, где раньше были карьеры, воронки от бомб и снарядов.

Влияние на общество

Творчество Чернышевского повлияло на общественность, а также повлекло за собой увеличение числа нигилистов. В тот период времени нельзя было открыто обсуждать революционные идеи на страницах «Современника», даже в либеральной атмосфере 50-х годов. По этой причине Чернышевский использовал много хитрых методов обмана цензуры. Почти по каждой теме, которой он занимался, он старался прямо или косвенно связать все с идеями о революции.

Читатели были чрезвычайно заинтересованы в таком чтении, поэтому кумиром молодежи стал именно Чернышевский. Подход и манера писателя быстро завоевали аудиторию.

Личная жизнь

Писатель был женат. Его избранницей стала Ольга Сократовна Васильева, с которой они обвенчались в 1853 году. Жена слыла весьма оригинальной личностью, и выбор Чернышевского одобрили далеко не все: Ольгу обвиняли в легкомыслии и равнодушии к творчеству супруга, однако сам Николай Гаврилович был в восторге. Его любовь к жене стала слепой и безусловной, и он считал брак способом испытания новых идей, пытаясь построить равные отношения, чтобы искоренить рабство и угнетение женщин в семье.


Ольга Сократовна Чернышевская

При знакомстве Чернышевский честно предупредил, что увлекается «вещами, которые пахнут каторгой», но Ольгу это не остановило. Получив ее согласие на брак, писатель завел «Дневник моих отношений с той, которая теперь составляет мое счастье» и начал воплощать в семейной жизни свои революционные идеи.

Чернышевский заявлял, что оба супруга равны по правам и обязанностям, что для того времени было весьма смелой позицией. В браке он предоставил Ольге полную свободу, вплоть до измен, считая, что она вправе распоряжаться собой, как пожелает. Когда у жены начался роман с другом семьи Иваном Савицким, он предложил отпустить ее, уверяя, что ничего не желает так, как ее счастья. Ольга, восхитившись таким великодушием, предпочла остаться с мужем.


Николай Чернышевский и его жена Ольга

Личный опыт Чернышевского позже лег в основу любовной линии романа «Что делать?», а описанные им отношения одной женщины и двух мужчин надолго остались в западной литературе под названием «русский треугольник».

Родственники Николая Гавриловича смотрели на его избранницу «косо», а в родном Саратове о личной жизни пары постоянно ходили неприятные сплетни и слухи. Отъезд молодой семьи в Петербург больше напоминал бегство от предрассудков и старых устоев. Масла в огонь подливал и тот факт, что свадьба состоялась слишком поспешно – незадолго до этого у Николая Гавриловича умерла мать, однако он отказался выдерживать положенный траур.


Николай Чернышевский на смертном одре

Вместе Чернышевские прожили 9 лет, но судьба отобрала у них целых 20 лет семейного счастья. Из сибирской ссылки философ написал жене 300 писем, но позже прекратил переписку, решив, что чем скорее Ольга забудет его, тем лучше.

К моменту его отъезда у супругов уже подрастали трое сыновей – Михаил, Виктор и Александр, и, оставшись без мужа и отца, семья узнала горькую нужду. Ольге пришлось подрабатывать штопкой и вязаньем. В 1866-м она, взяв младшего ребенка, отправилась навестить супруга. Путь занял полгода, а провести вместе они смогли всего 4 дня. Николай Гаврилович умолял Ольгу отказаться от него и выйти замуж снова, но она так и не захотела этого сделать.

Работа в «Современнике»

Творческий этап Николая Чернышевского в «Современнике» пришелся на середину 19-го века. Это время характеризовалось стремительными изменениями в политике. Россия была в преддверии важных перемен. Редакция журнала не осталась равнодушной к происходящему.

В 50-60-х годах писатель издается очень много. Также много он конфликтовал с властями. Описать кратко самые главные в биографии Чернышевского политические интриги, в которых он принимал участие, довольно сложно. Он использовал любой удобный повод, чтобы продемонстрировать свое мнение. За счет этого публицистический отдел Николая Чернышевского выдвинулся на лидирующие позиции, оттеснив на задворки художественный отдел. Постепенно «Современник» стал представлять интересы революционеров. Многие писатели-дворяне перестали работать с редакцией, т. к. почувствовали себя некомфортно. «Современник» привлекал читателей именно острыми и полемичными статьями Чернышевского. Аудитория журнала в эти годы значительно увеличилась, как и его прибыль.

«Современник», публицистика

Впервые Чернышевский заявил о себе небольшими статьями в «Санкт-Петербургских Ведомостях» в 1853 году. Спустя год он стал сотрудничать с общественно-политическим журналом «Современник», причем здесь он выступал также и как руководитель издания наряду с Некрасовым Н., а позже и Добролюбовым Н.

В 1855 году 10 мая состоялась защита диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». Это событие стало знаковым. Аудитория вняла его резкой критике эстетики идеалистов. Однако новаторский подход к теме оценили не все: ученую степень Николай Гаврилович получил не сразу, а лишь тремя годами позже своего громкого выступления.

В 1860 году Чернышевский пишет работу «Антропологический принцип в философии», после обнародования которой удостоился чести стать лидером в стане русской материалистической философии 19 в.

Начиная с 1858 года «Современник» под началом Чернышевского взял курс в сторону революционно-демократического направления общественной мысли в России, что послужило впоследствии причиной конфликта в редакции — либеральной ее части радикальный уклон оказался не по нраву. В мае 1862 года «сверху» было приказано прекратить работу над издательством журнала сроком на восемь месяцев, а уже 7 июля его главный идейный вдохновитель Чернышевский Николай Гаврилович был арестован.

Дела сердечные

Следует отметить, что творчество и жизнь Чернышевского были тесно связаны только с одной женщиной. Со своей избранницей, Ольгой Васильевой, мужчина обвенчался в 1853 году.

Жена писателя была оригинальной личностью, поэтому его выбор одобряли не все: женщину обвиняли в безразличии к творчеству Чернышевского, но сам он опровергал эти слухи. Его любовь к супруге была слепой, он считал брак методом испытания различных идей. Мужчина пытался выстроить равные отношения для искоренения рабства и угнетения представительниц слабого пола в семье.

Сразу после знакомства Николай честно признался избраннице в своем «увлечении тем, за что могут отправить на каторгу», однако Васильеву это не пугало. Получив положительный ответ на предложение руки и сердца, мужчина стал вести «Дневник отношений с той женщиной, которая является моим счастьем». Кроме того, он приступил к реализации собственных революционных идей в семье.

Николай Гаврилович считал, что между супругами должно быть равенство в правах и обязанностях. Такая позиция для того периода была довольно смелой. Он предоставил избраннице полную свободу действий, вплоть до измен, заявляя, что Ольга вправе распоряжаться своим телом, как захочет.

Когда у Васильевой начался роман с Иваном Савицким, Чернышевский предложил отпустить женщину, уверяя, что искренне желает ей счастья. Супруга осталась с писателем, восхищаясь его великодушием.

Родня Чернышевского не воспринимала его жену, а в родном городе о жизни супругов постоянно ходили сплетни и пересуды. Отъезд семейства в Северную столицу был похож на бегство от старых устоев. Кроме того, общественность возмущал тот факт, что церемония бракосочетания прошла слишком быстро — незадолго до этого события у мужчины умерла мать, но он наотрез отказался выдерживать траур.

Николай и Ольга прожили 9 лет, судьба отняла у них 20 лет счастливой семейной жизни. Из ссылки мужчина отправил супруге 300 писем, но позднее прекратил писать, решив, что Васильева должна скорее забыть его. На момент ареста у Чернышевского было три сына:

  1. Саша.
  2. Миша.
  3. Витя.

Легенда 3. Он спровоцировал жену на измену, чтобы решить женский вопрос

Ольга Сократовна Чернышевская (в девичестве Васильева). Вторая половина XIX века. Wikimedia Commons

Вердикт: это отчасти правда.

По окончании университета Чернышевский записал в дневнике: «Теперь у меня своя мысль — жениться и perpetuum mobile»9. Еще до встречи с будущей женой он сформулировал кардинально новую концепцию брака:

«По моим понятиям, женщина занимает недостойное место в семей­стве. Меня возмущает всякое неравенство. Женщина должна быть равной мужчине. Но когда палка была долго искривлена на одну сторону, чтобы выпрямить ее, должно много перегнуть ее на другую сторону»10

9Цит. по: И. Паперно. Семиотика поведения: Николай Чернышевский — человек эпохи реализма. М., 1996.

10Там же.

Этим идеям он следовал в жизни и описал их в романе «Что делать?».

Первоначально Чернышевский предполагал найти и «спасти» девушку, нахо­дящуюся в крайней нищете, однако затем его выбор пал на дочь саратовского врача Ольгу Сократовну Васильеву. У его избранницы была дурная репутация из-за слишком вольного нрава и слухов о недопустимых для незамужней барышни отношениях с мужчинами. Еще до брака Чернышевский писал в дневнике о том, что он будет делать в случае измены жены:

«А если в ее жизни явится серьезная страсть? Что ж, я буду покинут ею, но я буду рад за нее, если предметом этой страсти будет человек достойный. Это будет скорбью, но не оскорблением. А какую радость даст мне ее возвращение!»11

11Там же.

Как показала автор книги «Семиотика поведения: Николай Чернышевский — человек эпохи реализма» Ирина Паперно, эти идеи во многом были резуль­татом увлечения романами Жорж Санд: проповедуемый в них принцип «свободы сердца» определил не только жизнь Чернышевского, но также тройственные союзы Александра Герцена и его первой жены Натальи с немецким поэтом Георгом Гервегом, а затем самого Герцена — с Натальей и Николаем Огаревыми. Содержание романа «Жак», в котором муж кончает самоубийством, чтобы освободить жену от себя для нового брака, Черны­шевский пересказал невесте накануне свадьбы.

Дальнейшее больше всего похоже на самосбывающееся пророчество. По слу­хам, у Ольги, кроме нескольких случайных связей, был серьезный роман, который описала в своих воспоминаниях двоюродная сестра Чернышевского Евгения Николаевна Пыпина:

«Я слышала от Ольги Сократовны, что один из товарищей и хороших знакомых Николая Гавриловича в Петербурге просил ее с ним посе­литься, и у них по этому поводу было совещание втроем, один убеди­тельно просит, другой колеблется, а третий говорит: „Если хочешь — ступай, я в претензии не буду. В этих делах человек должен быть свободен“. И вот колеблющаяся сторона осталась по-старому»12.

12Там же.

Ольга Сократовна осталась женой Чернышевского, хотя большую часть супружеской жизни они провели раздельно, пока Николай Гаврилович отбывал каторгу и ссылку.

Арест и ссылка

В 1861 году деятельность Николая Гавриловича обратила на себя пристальное внимание полиции, и над ним установили тайный надзор. Редактора «Военного сборника» и автора «Современника» заподозрили в составлении революционных воззваний и возбуждении враждебных чувств к действующей власти (эти обвинения были зафиксированы в служебной записке, составленной главным жандармом Долгоруковым)

Кроме того, Чернышевского подозревали в причастности к пожарам, случившимся в Петербурге в 1862 году.


Николай Чернышевский

Вскоре «Современник» закрыли, а через месяц Николая Гавриловича арестовали, поместив в одиночную камеру Петропавловской крепости. Формальным поводом для ареста стало перехваченное полицией письмо Герцена к Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского – якобы он планировал организовать работу запрещенного «Современника» в Великобритании. Кроме того, Николаю Гавриловичу предъявили обвинение в изготовлении прокламаций, призывающих крестьян к восстанию против помещиков.

Следствие по делу революционера длилось 1,5 года. Комиссия для подтверждения виновности Чернышевского использовала и незаконные методы – показания подставных свидетелей, фальшивые документы

Чтобы привлечь внимание к несправедливости, узник объявил 9-дневную голодовку, но это не помогло


Николай Чернышевский в тюрьме

Даже в тюрьме ученый продолжал работу, написав больше 200 листов текста. В заточении он закончил роман «Что делать?». Интересный факт – произведение приняли и опубликовали, несмотря на положение его автора.

В 1864 году Николаю Гавриловичу объявили приговор: 14-летняя каторга в Сибири и пожизненное поселение там же. По личному пожеланию императора каторжный срок был уменьшен вдвое, однако в итоге писатель провел в ссылке 19 с лишним лет. Гражданская казнь Чернышевского – унизительное наказание в виде публичного лишения всех чинов и привилегий – состоялась 19 мая 1864 года на Конной площади Санкт-Петербурга.


Памятник Николаю Чернышевскому в Санкт-Петербурге

Узника переправили на Нерчинскую каторгу, а позднее сослали в Вилюйск. Через 10 лет Чернышевскому официально предложили подать прошение о помиловании, однако он отказался. Товарищи по революционному кружку сделали несколько попыток освободить его, но домой в Саратов Чернышевский в итоге вернулся не скоро.

В конце концов, друзья и родственники смогли добиться, чтобы его перевели из Сибири в Астрахань. Император пошел на этот шаг из страха перед новыми беспорядками, ведь «Земля и воля» тогда уже показала себя как общественно опасная организация, и накалять обстановку не хотелось.

Николай Гаврилович Чернышевский

Н.Г.Чернышевский. Фотография, 1859 г.

Чернышевский, Николай Гаврилович — родился 12 июля 1828 г. в Саратове; сын протоиерея. Учился в духовной семинарии, а затем окончил историко-филологический факультет Московского университета в 1850 г. Учитель в Саратовской гимназии. Позже перевелся учителем в Петербургский кадетский корпус. С 1854 г. один из главных сотрудников журнала «Современник». В начале 60-х годов — признанный вождь социал-революционной интеллигенции, в среде которой пользовался громадным авторитетом. Арестован в июле 1862 г. Сидя в Петропавловской крепости, написал роман «Что делать?». Приговорен к 7 годам каторги за составление революционной прокламации. 19 мая 1864 г. на Мытнинокой площади над ним был совершен обряд «гражданской казни». Каторгу отбывал в Кадае, Александровском заводе, а затем сослан в Вилюйск, Якутской области. По окончании ссылки в 1883 г. возвратился в Европейскую Россию. Умер в ночь на 17 октября 1889 г. в Саратове.

+ + +

Чернышевский, Николай Гаврилович (1828-1889) — русский социалист-утопист и революционер-демократ, экономист, философ и социолог, писатель и литературный критик. Родился в Саратове, в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии, затем — на историко-философском отделении Петербургского университета (1846-1850), где познакомился с работами А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Г. Гегеля, JI. Фейербаха, а также французских социалистов-утопистов и английских экономистов. В 1855 г. защитил диссертацию на тему «Эстетические отношения искусства к действительности». Став одним из редакторов «Современника», Ч. превратил журнал в ведущий орган нарождавшейся революционной крестьянской демократии. 

В

«Современнике» напечатаны важнейшие работы Чернышевского, в том числе основное философское сочинение «Антропологический принцип в философии» (1860).

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 511-512.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Философ-материалист (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Российский общественный деятель (Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).

Шикман А.П. Революционный публицист (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997).

Абушенко В.Л. Философ, писатель, общественный деятель (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Публицист, критик, философ (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Сухов А.Д. Выдвинул и обосновал свои взгляды о будущем России (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Плимак Е. Г., Иллерицкий В. Е. Вождь революционно-демократического движения (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974).

Маслин M. А. Политическая радикализация произошла у него ранее, чем переход к идеям материализма (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Кулешов В.И. «Прекрасное» – это «новые» и «особенные люди» (В.И. Кулешов. Русская демократическая литература 50-60-х годов XIX века. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Русский язык и литература». Москва, Высшая школа, 1989).

Чертова Г.И. Проблемы народонаселения в России связывал с крепостным правом (Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985).

Пантин И. К., Плимак Е. Г. Формально Чернышевский не создал особой научной школы (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Коротков Ю.Н. Революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ (Большая советская энциклопедия. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 29. Чаган – Эксле-Бен. – М., Советская энциклопедия. – 1978).

Прозаик и философ (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000).

Социалист-утопист (Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.: Политиздат, 1982).

…носят имя Чернышевского (Черная книга имен, которым не место на карте России. Сост. С.В. Волков. М., «Посев», 2004).

Далее читайте (сочинения Чернышевского, статьи о нём, список литературы).

Самое известное произведение

Поговорим о книге «Что делать?». Роман Чернышевского, как уже отмечалось выше, был написан во время ареста в Петропавловской крепости (1862-1863). И, по сути, являлся ответом произведению Тургенева «Отцы и дети».

Готовые части рукописи писатель передавал в следственную комиссию, которая вела его дело. Цензор Бекетов проглядел политическую направленность романа, за что вскоре был отстранен от должности. Однако это не помогло, так как произведение к тому времени уже было опубликовано в «Современнике». Номера журнала попали под запрет, но текст уже был не раз переписан и в таком виде разошелся по всей стране.

Настоящим откровением стала для современников книга «Что делать?». Роман Чернышевского мгновенно стал бестселлером, его читали и обсуждали все. В 1867 году произведение было издано в Женеве силами русской эмиграции. После этого его перевели на английский, сербский, польский, французский и другие европейские языки.

Библиография

Произведения Николая Гавриловича Чернышевского:

Романы:

  • 1862−1863 — Что делать?
  • 1867−1870 — Пролог.
  • 1879−1884 — Отблески сияния.

Повести:

  • 1848 — Теория и практика
  • 1848 — Пониманье (Не судите)
  • 1863 — Алферьев
  • 1871 — История одной девушки
  • 1886 — Вечера у княгини Старобельской

Рассказы:

  • 1863 — Потомок Барбаруссы. Исторический рассказ
  • 1864 — Мелкие рассказы
  • 1871 — Знамение на кровле (По рассказу очевидца)
  • 1875 — Академия Лазурных гор

Пьесы:

  • 1871 — Драма без развязки
  • 1872 — Мастерица варить кашу. Пастораль в одном действии
  • 1872 — Великодушный муж

Литературная критика:

  • 1850 — О «Бригадире» Фонвизина. Кандидатская работа.
  • 1854 — Об искренности в критике.
  • 1854 — Песни разных народов.
  • 1854 — Бедность не порок. Комедия А. Островского.
  • 1855 — Сочинения Пушкина.
  • 1855−1856 — Очерки гоголевского периода русской литературы.
  • 1856 — Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения.
  • 1856 — Стихотворения Кольцова.
  • 1856 — Стихотворения Н. Огарёва.
  • 1856 — Собрание стихотворений В. Бенедиктова.
  • 1856 — Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого.
  • 1856 — Очерки из крестьянского быта А. Ф. Писемского.
  • 1857 — Лессинг. Его время, его жизнь и деятельность.
  • 1857 — «Губернские очерки» Щедрина.
  • 1857 — Сочинения В. Жуковского.
  • 1857 — Стихотворения Н. Щербины.
  • 1857 — «Письма об Испании» В. П. Боткина.
  • 1858 — Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася».
  • 1860 — Собрание чудес, повести, заимствованные из мифологии.
  • 1861 — Не начало ли перемены? Рассказы Н. В. Успенского. Две части.

Публицистика:

  • 1856 — Обзор исторического развития сельской общины в России Чичерина.
  • 1856 — «Русская беседа» и её направление.
  • 1857 — «Русская беседа» и славянофильство.
  • 1857 — О поземельной собственности.
  • 1858 — Откупная система.
  • 1858 — Кавеньяк.
  • 1858 — Июльская монархия.
  • 1859 — Материалы для решения крестьянского вопроса.
  • 1859 — Суеверие и правила логики.
  • 1859 — Капитал и труд.
  • 1859−1862 — Политика. Ежемесячные обзоры заграничной политической жизни.
  • 1860 — История цивилизации в Европе от падения Римской империи до Французской революции.
  • 1861 — Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных Штатов Г. К. Кэри.
  • 1861 — О причинах падения Рима.
  • 1861 — Граф Кавур.
  • 1861 — Непочтительность к авторитетам. По поводу ‘Демократии в Америке’
  • 1861 — Барским крестьянам от их доброжелателей поклон.
  • 1862 — Письма без адреса.
  • 1878 — Письмо сыновьям А. Н. и М. Н. Чернышевским.

Мемуары:

  • 1861 — Н. А. Добролюбов. Некролог.
  • 1883 — Заметки о Некрасове.
  • 1884−1888 — Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861—
  • 1862.
  • 1884−1888 — Воспоминания об отношениях Тургенева к Добролюбову и о разрыве дружбы между Тургеневым и Некрасовым.

Философия и эстетика:

  • 1854 — Критический взгляд на современные эстетические понятия.
  • 1855 — Эстетические отношения искусства к действительности. Магистерская диссертация.
  • 1855 — Возвышенное и комическое.
  • 1855 — Характер человеческого знания.
  • 1858 — Критика философских предубеждений против общинного владения.
  • 1860 — Антропологический принцип в философии. «Очерки вопросов практической философии». Сочинение П. Л. Лаврова.
  • 1888 — Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь. Предисловие к некоторым трактатам по ботанике, зоологии и наукам о человеческой жизни.

Переводы:

  • 1858—1860 — «История восемнадцатого столетия и девятнадцатого до падения Французской империи» Ф. К. Шлоссера.
  • 1860 — «Основания политической экономии Д. С. Милля»
  • 1861—1863 — «Всемирная история» Ф. К. Шлоссера.
  • 1863—1864 — «Исповедь» Ж. Ж. Руссо.
  • 1884−1888 — «Всеобщая история Г. Вебера»

Генри Форд

Этот знаменитый во всем мире создатель автомобилей марки Ford, на пути к своему успеху, также столкнулся с целым рядом неудач. Первая, созданная Фордом компания быстро обанкротилась в результате маленьких продаж. После чего, его инвестор Уильям Мерфи, отказался дальше финансировать его проект.

Но, все же Форду удалось уговорить этого бизнесмена дать ему еще немного денег на создание другой компании, но к сожалению, эта его идея также в треском провалилась.

После этого Форд прекращает свое сотрудничество с Уильямом Мерфи и начинает работать с Александром Малконсоном, который был продавцом угля и решил профинансировать очередной проект Генри Форда. Тогда Форду пришлось значительно улучшить дизайн выпускаемого автомобиля и спустя некоторое время Ford Motor Company стала известной на весь мир компанией и лидером в сфере производства и продаже автомобилей.

Юношеские годы

Не секрет, что первый шаг к получению высшего образования Чернышевский сделал в 1843 году. В Саратове молодой человек приступил к обучению в духовной семинарии. Но после того, как Николай Гаврилович здесь проучился три года, он решил отчислиться из семинарии. Изучая научную литературу, он стал сомневаться в существовании высших сил. Все природные явления и чудеса нашли четкое обоснование, а религиозные догмы, на его взгляд, противоречили здравому смыслу.

В 1846 году, успешно сдав вступительные экзамены, Николай Чернышевский поступает в Санкт-Петербургский университет. Молодой человек обучается на историко-филологическом факультете. Именно здесь начался процесс формирования революционной личности Чернышевского. Во время обучения Николай Гаврилович изучал труды Лапласа, Исаака Ньютона, а также труды западных материалистов. Именно в северной столице Чернышевский стал ощущать себя истинным революционером, нигилистом и проповедником новых истин.

Благодаря кружку И. И. Веденского Николай Гаврилович начал приобщаться к писательской деятельности. Там юноши обсуждали политику, экономику, философию и делились впечатлениями, полученными в путешествиях. Выяснилось, что страны без крепостного права и тотальной цензуры живут намного лучше. Чернышевский жадно впитывал новую информацию. Именно здесь началось формирование социально-политических взглядов Чернышевского. В 1850 году Николай Гаврилович заканчивает университет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: