Личная жизнь
Писатель был женат. Его избранницей стала Ольга Сократовна Васильева, с которой они обвенчались в 1853 году. Жена слыла весьма оригинальной личностью, и выбор Чернышевского одобрили далеко не все: Ольгу обвиняли в легкомыслии и равнодушии к творчеству супруга, однако сам Николай Гаврилович был в восторге. Его любовь к жене стала слепой и безусловной, и он считал брак способом испытания новых идей, пытаясь построить равные отношения, чтобы искоренить рабство и угнетение женщин в семье.
Ольга Сократовна Чернышевская
При знакомстве Чернышевский честно предупредил, что увлекается «вещами, которые пахнут каторгой», но Ольгу это не остановило. Получив ее согласие на брак, писатель завел «Дневник моих отношений с той, которая теперь составляет мое счастье» и начал воплощать в семейной жизни свои революционные идеи.
Чернышевский заявлял, что оба супруга равны по правам и обязанностям, что для того времени было весьма смелой позицией. В браке он предоставил Ольге полную свободу, вплоть до измен, считая, что она вправе распоряжаться собой, как пожелает. Когда у жены начался роман с другом семьи Иваном Савицким, он предложил отпустить ее, уверяя, что ничего не желает так, как ее счастья. Ольга, восхитившись таким великодушием, предпочла остаться с мужем.
Николай Чернышевский и его жена Ольга
Личный опыт Чернышевского позже лег в основу любовной линии романа «Что делать?», а описанные им отношения одной женщины и двух мужчин надолго остались в западной литературе под названием «русский треугольник».
Родственники Николая Гавриловича смотрели на его избранницу «косо», а в родном Саратове о личной жизни пары постоянно ходили неприятные сплетни и слухи. Отъезд молодой семьи в Петербург больше напоминал бегство от предрассудков и старых устоев. Масла в огонь подливал и тот факт, что свадьба состоялась слишком поспешно – незадолго до этого у Николая Гавриловича умерла мать, однако он отказался выдерживать положенный траур.
Николай Чернышевский на смертном одре
Вместе Чернышевские прожили 9 лет, но судьба отобрала у них целых 20 лет семейного счастья. Из сибирской ссылки философ написал жене 300 писем, но позже прекратил переписку, решив, что чем скорее Ольга забудет его, тем лучше.
К моменту его отъезда у супругов уже подрастали трое сыновей – Михаил, Виктор и Александр, и, оставшись без мужа и отца, семья узнала горькую нужду. Ольге пришлось подрабатывать штопкой и вязаньем. В 1866-м она, взяв младшего ребенка, отправилась навестить супруга. Путь занял полгода, а провести вместе они смогли всего 4 дня. Николай Гаврилович умолял Ольгу отказаться от него и выйти замуж снова, но она так и не захотела этого сделать.
Краткая биография
- 1850 – после окончания курса, 22-летний Николай Гаврилович Чернышевский, защитив кандидатскую диссертацию, получил свою первую учёную степень. Тогда же он получил назначение в Первую Саратовскую мужскую гимназию, где началась его преподавательская деятельность весной следующего года.
- 1853 – женитьба Чернышевского, во многом определившая его дальнейшую жизнь. По настоянию жены, сразу же после свадьбы молодая семья покинула родной Саратов и перебралась на постоянное место жительства в Санкт-Петербург. По приезду в северную столицу, Николай Гаврилович подал прошение о новом назначении.
- 1854 – руководство университета быстро удовлетворило его обращение, и уже 24 января его определили в престижное учебное заведение – Императорский Второй кадетский корпус. Но, несмотря на то, что зарекомендовал себя наилучшим образом, в корпусе он не сошёлся с военным руководством, и вынужден был подать в отставку.
- 1855 – началась деятельность Чернышевского как публициста. Он стал фактическим руководителем журнала «Современник», где работал с такими светилами того времени, как Николай Александрович Добролюбов и Николай Алексеевич Некрасов. Но и здесь его революционное рвение оценили далеко не все.
- 1858 – после того как Чернышевский получил степень магистра русской словесности, он перешёл в журнал «Военный сборник», где был назначен первым редактором. Здесь он сошёлся с Викентием Калиновским, Зигмундом Сераковским, и Николаем Щелкуновым, вовлёкшим его в радикальные революционные кружки.
- 1861 – после оглашения манифеста об отмене в России крепостного права, Николай Гаврилович написал серию статей, осуждающих дуализм и идеалистический монизм. Ими вдохновлялось тайное общество «Земля и Воля», хотя он не являлся его членом, с этого момента редактор попал под тайный надзор полиции.
- 1862 – по обвинению в составлении прокламаций и призывов сорвать осуществление крестьянской реформы 1861 года революционным путём, Чернышевского арестовали. Донос на него написал Всеволод Костомаров, представивший доказательства, после недолго следствия его заключили в Петропавловской крепости.
- 1864 – сенатор Матвей Михайлович Карниополин-Пинский в суде зачитал окончательный приговор по делу Николая Гавриловича. Согласно ему, он подлежал ссылке с определением на каторжные работы в Иркутске, сроком на 14 лет, с последующим пожизненным поселением в Сибири.
- 1864 – в том же году его перевезли в Забайкалье на Нерчинскую каторгу. Здесь первое время он работал на солеварном заводе, но из-за особой предрасположенности штабс-капитана Борисовского, Чернышевского вместе с Ушаковым сослали на Нерчинские рудники, где жизнь его стала совершенно невыносимой.
- 1866 – из-за подорванного на рудниках здоровья, Николай Гаврилович серьёзно заболел, и некоторое время находился между жизнью и смертью. После этого, его перевели в Александровский завод, где положение его стало несколько легче, и где он провёл весь отведённый срок каторжных работ.
- 1871 – после окончания официально установленного срока каторги в Нерчинске и Александровске, и заключения, а Кадаинской и Акатуйской тюрьмах, Кноблох подал запрос о дальнейших действиях относительно Чернышевского. Приговор оставался в силе, и его под конвоем доставили на поселение в Вилюйске в Якутии.
- 1874 – власти Вилюйска, под надзором которых находился Николай Гаврилович, передали ему официальное предложение об освобождении и амнистии. Для этого необходимо было соблюсти простую формальность – подать прощение о помиловании. Но Чернышевский наотрез отказался это делать.
- 1875 – состоялась уже вторая по счёту попытка освобождения ссыльного публициста. Организовал его побег революционер-народоволец Ипполит Никитич Мышкин. Он основательно подготовился, достал действительные казённые бумаги, жандармский мундир, но уже в Вилюйске его опознали и арестовали.
- 1883 – Николай Гаврилович получил высочайшее дозволение покинуть место поселения, и переселиться из Сибири в европейской части России. В том же году он переехал из Вилюйска в Астрахань, где прожил больше 5 лет. На прошения его сына перевести отца в Москву или Петербург, власти ответили отказом.
- 1889 – Михаил Николаевич Чернышевский добился разрешения на перевод отца из Астрахани в родной Саратов. Но спустя 3 месяца по приезду в город, оставленный 35 лет назад, Николай Гаврилович заболел малярией, а спустя всего 6 дней, 17 октября скончался от кровоизлияния в мозг на 62-м году жизни.
Николай Чернышевский незадолго до смерти
Память о Чернышевском
Память о Николае Гавриловиче Чернышевском увековечена различными способами:
Географические названия
- В честь писателя назван ряд улиц, площадей и переулков во многих городах бывшего СССР, включая Саратов, Санкт-Петербург, Астрахань и Иркутск, где жил и бывал писатель.
- Посёлок городского типа Чернышевский, расположенный на реке Вилюй выше по течению от Вилюйска — места ссылки писателя.
Е. К. Максимов, «Имя твоей улицы»:
Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889) -великий русский революционный демократ, автор философских, экономических и литературно-критических трудов.
Чернышевский родился в Саратове, здесь прошли его детские и юношеские годы.
После успешного окончания Петербургского университета Николай Гаврилович возвращается в Саратов и в 1851 —1853 годах преподает словесность в мужской гимназии. На уроках молодой преподаватель стремился возбудить интерес учеников к общественным вопросам, знакомил не только с передовой литературой, но и с русской и всеобщей историей, воспитывал идеалы добра и справедливости. Его демократические убеждения и творческие методы преподавания и воспитания выделяли его из среды преподавателей, а антикрепостнические настроения вызывали недовольство начальства.
В 1853 году Чернышевский уезжает в Петербург, где защищает магистерскую диссертацию, начинает сотрудничать в «Отечественных записках» А. А. Краевского, становится сотрудником, а затем и руководителем журнала «Современник». С приходом Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова «Современник» стал органом революционной демократии, идейным центром революционного движения 60-х годов.
В 1862 году за революционную деятельность Чернышевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В тюремной камере он написал свой знаменитый роман «Что делать?», на котором воспитывался ряд поколений русских революционеров. После двух лет заключения в крепости его подвергли гражданской казни и отправили на каторгу в далекую Сибирь. Около двадцати лет провел Чернышевский на каторге и в ссылке в Сибири, потом он был доставлен в Астрахань под надзор полиции, где прожил шесть лет. Лишь в 1889 году ему разрешили возвратиться на родину, в Саратов. Здесь Чернышевский прожил несколько месяцев, занимаясь литературным трудом.
Похоронен Н. Г. Чернышевский в Саратове на Воскресенском кладбище.
Памятники
Файл:Чернышевский.jpg Памятник Чернышевскому в Саратове. Скульптор А. П. Кибальников. Открыт в 1953 году.
Памятники Н.Г.Чернышевскому установлены в Саратове (на одноимённой площади, а также на могиле писателя), а также в Санкт-Петербурге, Вилюйске, Москве и посёлке Чернышевский.
Прочее
Также имя Н. Г. Чернышевского носят:
- В Санкт-Петербурге: станция метро, а также сад имени Чернышевского.
- Борисоглебский муниципальный драматический театр имени Н. Г. Чернышевского.
- Государственная республиканская библиотека имени Н. Г. Чернышевского (город Бишкек).
- Саратовский государственный университет.
- Саратовский академический театр оперы и балета
- Вилюйское педагогическое училище.
- Забайкальский государственный университет.
- С 1928 года имя писателя носит средняя школа № 1 города Семипалатинска (Казахстан).
- Музеи имени Н. Г. Чернышевского работают в Саратове, Вилюйске, а также в селе Александровский Завод.
- Чернышевский послужил прототипом Чернова — героя повести С. В. Ковалевской «Нигилист».
Семейная жизнь писателя
В 1853 году Николай Чернышевский заключил брак с Ольгой Васильевой. Вот интересный факт в биографии Николая Чернышевского: свадьба состоялась вопреки родительской воле. Писатель даже не выдержал траурный срок после смерти матери.
Новоиспеченная жена вызывала противоречивые чувства у друзей писателя. Кто-то считал ее необыкновенной и необычайно доброй, а кто-то осуждал. Публицист придерживался в своей семье равенства и позволял делать жене абсолютно все, в том числе и изменять. Такие отношения не вызывали одобрения в обществе. Кроме того, они повлекли за собой последствия — некоторые семьи стали жить в таком же формате. Такой опыт семейной жизни отразил в своем романе «Что делать?» Николай Гаврилович Чернышевский.
После заключения брака семья Чернышевских отправились в Петербург, где писатель начал свою творческую карьеру. Но вначале он все же попытался поработать преподавателем русского языка. Николай Чернышевский был настолько сильно поглощен своими идеями, что пустил все обучение молодого поколения на самотек, что повлекло за собой конфликты и увольнение.
В биографии Чернышевского к самым главным моментам в его жизни можно отнести рождение детей. У писателя в браке родилось два сына.
Биография
Русский философ-утопист Николай Чернышевский, сын саратовского протоиерея, должен был сделать блестящую духовную карьеру, но годы учебы в семинарии и университете отвратили его сердце от религии. В итоге он стал выдающимся литературным критиком-демократом.
Портрет Николая Чернышевского
Вольнодумство обошлось писателю дорого: без малого 20-летняя каторга лишила его сил, здоровья, общения с семьей и возможности работать, однако его биография стала источником вдохновения для нового поколения, а труды наложили огромный отпечаток на последующее развитие социальной философии и литературы.
Самое известное произведение
Поговорим о книге «Что делать?». Роман Чернышевского, как уже отмечалось выше, был написан во время ареста в Петропавловской крепости (1862-1863). И, по сути, являлся ответом произведению Тургенева «Отцы и дети».
Готовые части рукописи писатель передавал в следственную комиссию, которая вела его дело. Цензор Бекетов проглядел политическую направленность романа, за что вскоре был отстранен от должности. Однако это не помогло, так как произведение к тому времени уже было опубликовано в «Современнике». Номера журнала попали под запрет, но текст уже был не раз переписан и в таком виде разошелся по всей стране.
Настоящим откровением стала для современников книга «Что делать?». Роман Чернышевского мгновенно стал бестселлером, его читали и обсуждали все. В 1867 году произведение было издано в Женеве силами русской эмиграции. После этого его перевели на английский, сербский, польский, французский и другие европейские языки.
Николай Гаврилович Чернышевский
Н.Г.Чернышевский. Фотография, 1859 г.
Чернышевский, Николай Гаврилович — родился 12 июля 1828 г. в Саратове; сын протоиерея. Учился в духовной семинарии, а затем окончил историко-филологический факультет Московского университета в 1850 г. Учитель в Саратовской гимназии. Позже перевелся учителем в Петербургский кадетский корпус. С 1854 г. один из главных сотрудников журнала «Современник». В начале 60-х годов — признанный вождь социал-революционной интеллигенции, в среде которой пользовался громадным авторитетом. Арестован в июле 1862 г. Сидя в Петропавловской крепости, написал роман «Что делать?». Приговорен к 7 годам каторги за составление революционной прокламации. 19 мая 1864 г. на Мытнинокой площади над ним был совершен обряд «гражданской казни». Каторгу отбывал в Кадае, Александровском заводе, а затем сослан в Вилюйск, Якутской области. По окончании ссылки в 1883 г. возвратился в Европейскую Россию. Умер в ночь на 17 октября 1889 г. в Саратове.
+ + +
Чернышевский, Николай Гаврилович (1828-1889) — русский социалист-утопист и революционер-демократ, экономист, философ и социолог, писатель и литературный критик. Родился в Саратове, в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии, затем — на историко-философском отделении Петербургского университета (1846-1850), где познакомился с работами А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Г. Гегеля, JI. Фейербаха, а также французских социалистов-утопистов и английских экономистов. В 1855 г. защитил диссертацию на тему «Эстетические отношения искусства к действительности». Став одним из редакторов «Современника», Ч. превратил журнал в ведущий орган нарождавшейся революционной крестьянской демократии.
В
«Современнике» напечатаны важнейшие работы Чернышевского, в том числе основное философское сочинение «Антропологический принцип в философии» (1860).
Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 511-512.
Другие биографические материалы:
Фролов И.Т. Философ-материалист (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Российский общественный деятель (Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).
Шикман А.П. Революционный публицист (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997).
Абушенко В.Л. Философ, писатель, общественный деятель (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Публицист, критик, философ (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).
Сухов А.Д. Выдвинул и обосновал свои взгляды о будущем России (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).
Плимак Е. Г., Иллерицкий В. Е. Вождь революционно-демократического движения (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974).
Маслин M. А. Политическая радикализация произошла у него ранее, чем переход к идеям материализма (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).
Кулешов В.И. «Прекрасное» – это «новые» и «особенные люди» (В.И. Кулешов. Русская демократическая литература 50-60-х годов XIX века. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Русский язык и литература». Москва, Высшая школа, 1989).
Чертова Г.И. Проблемы народонаселения в России связывал с крепостным правом (Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985).
Пантин И. К., Плимак Е. Г. Формально Чернышевский не создал особой научной школы (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).
Коротков Ю.Н. Революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ (Большая советская энциклопедия. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 29. Чаган – Эксле-Бен. – М., Советская энциклопедия. – 1978).
Прозаик и философ (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000).
Социалист-утопист (Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.: Политиздат, 1982).
…носят имя Чернышевского (Черная книга имен, которым не место на карте России. Сост. С.В. Волков. М., «Посев», 2004).
Далее читайте (сочинения Чернышевского, статьи о нём, список литературы).
Другие биографии:
Цветаева Марина родилась в Москве в 1892 году. Первые стихи она написала в шестилетнем возрасте. Марина получила образование в московской частной женской гимназии, кроме того она училась в зарубежных пансионах.
Иван Данилович Калита. С этим именем связывают период становления града Московского как духовного и экономического центра Руси.
Александр Сергеевич Даргомыжский, музыкальный деятель, педагог и автор музыкальных произведений середины 19-го века, появился на свет 2 (14) февраля 1813 года в российской глубинке, в Тульской губернии
Г.К. Андерсен – известный датский сказочник, произведения которого знакомы взрослым и детям всего мира. Родился он в 1805г. в семье бедного башмачника и прачки.
Демокрит родился в городе Абдеры около 460 года до новой эры. Поэтому его довольно часто называют Демокритом Абдерским. Он считается создателем атомистического материализма, хотя, если смотреть детальнее
Взгляды Чернышевского
В юном возрасте писатель с интересом изучал разные священные книги и верил в Бога, однако после того, как он ознакомился с трудами французских и немецких материалистов, он начал активно критиковать религию и буржуазию.
Николай Чернышевский был ярым противником крепостного права.
В своих статьях он призывал властей дать людям свободу. Нелегкую жизнь русского народа он сравнивал с чернокожими рабами в Америке.
Писатель искренне верил, что через несколько десятилетий после освобождения крестьян в государстве наконец-то наступит социализм, в котором все люди будут равны.
Стоит заметить, что многие его идеи были далеки от реальности и скорее являлись утопическими.
«Земля и воля»
На протяжении многих лет своей биографии Николай Чернышевский пропагандировал идеи революции, в результате чего стал идейным вдохновителем революционного движения «Земля и воля».
В скором времени он вступил в переписку с Александром Герценом, которому пришлось эмигрировать за рубеж из-за давления со стороны властей.
Объединение «Земля и воля» набирало все большую популярность. В него входили писатели, военнослужащие, деятели культуры и все те, кто стремился к политическим и социальным переменам.
Представители этого движения беспрерывно критиковали царскую власть и старались донести свои идеи простому народу. Однако несмотря на это они не находили большого отклика у крестьян.
Краткая биография (подробно)
Николай Гаврилович Чернышевский – русский писатель, публицист, литературный критик, а также революционер-демократ. Чернышевский родился 12 июля 1828 года в Саратове, в семье священника. С детства Николай так много читал, что получил кличку «библиофаг». Несколько лет будущий писатель учился в Саратовской духовной семинарии, а в 1846 году поступил на историко-филологическое отделение университета в Петербурге. На становление Чернышевского как писателя сильно повлияли французские философы Шарль Фурье и Анри де Сен-Симон.
С 1850 года писатель преподавал в Саратовской гимназии, где параллельно проповедовал революционные идеи. В 1853 году он познакомился со своей будущей супругой – Ольгой Васильевой. С 1854 года он был удостоен должности преподавателя во Втором кадетском корпусе, однако проработал там недолго. В 1853 году началась литературная карьера Чернышевского. Его заметки стали появляться в «Отечественных записках», а также в «Санкт-Петербургских ведомостях». С 1854 года печатался в «Современнике» и пытался использовать журнал в качестве трибуны революционной демократии. Многим литераторам это не нравилось.
С 1858 года Чернышевский был первым редактором журнала «Военный сборник». Вместе с Герценым и Огаревым он стоял у истоков народнического движения, а также участвовал в тайном революционном кружке «Земля и воля». С осени 1861 года за ним тайно наблюдала полиция. В июне 1862 он был арестован по подозрению в составлении провокационных прокламаций. Следствие по этому делу велось более года. За это время Чернышевский не только вёл упорную борьбу со следственной комиссией, но и работал над своим романом «Что делать» (1863), который позже был опубликован в «Современнике». В 1864 году писатель был приговорен к каторжным работам. В родной Саратов он смог попасть лишь в 1889 году. В том же году 29 октября, в возрасте 61 года, он умер от кровоизлияния в мозг. Был похоронен на Воскресенском кладбище Саратова.
Николай Чернышевский
– русский философ-материалист, революционер-демократ, энциклопедист, теоретик критического утопического социализма, учёный, литературный критик, публицист и писатель.
Наибольшую популярность ему принесло произведение «Что делать?», заставляющее читателя задуматься над глобальными вопросами жизни.
Все свободное время он посвящал чтению , вследствие чего многие взрослые удивлялись его колоссальной начитанности и глубоким рассуждениям.
В возрасте 15 лет Чернышевский поступил в Саратовскую духовную семинарию. Он получал высокие оценки по всем предметам и был развит гораздо лучше всех сокурсников.
Однако спустя 3 года он решил бросить семинарию и поступить в Петербургский университет на отделение философского факультета.
В данный период биографии в мировоззрении Николая Чернышевского произошли серьезные перемены. Он начал интересоваться революционными идеями, а также стал сторонником демократии, социализма и материализма.
Стоит заметить, что на студента сильно повлияли члены кружка Иринарха Введенского.
Влияние на общество
Творчество Чернышевского повлияло на общественность, а также повлекло за собой увеличение числа нигилистов. В тот период времени нельзя было открыто обсуждать революционные идеи на страницах «Современника», даже в либеральной атмосфере 50-х годов. По этой причине Чернышевский использовал много хитрых методов обмана цензуры. Почти по каждой теме, которой он занимался, он старался прямо или косвенно связать все с идеями о революции.
Читатели были чрезвычайно заинтересованы в таком чтении, поэтому кумиром молодежи стал именно Чернышевский. Подход и манера писателя быстро завоевали аудиторию.
Краткая биография Чернышевского Николая Гавриловича
Николай Гаврилович Чернышевский
Николай Гаврилович Чернышевский — писатель и философ, литературный критик и ученый. Это революционер-демократ, который пользовался большим авторитетом в своей среде. Николай Чернышевский родился 24 июля 1828 года в Саратове. Его отец был протоиереем Александро-Невского кафедрального собора.
У Николая с детства была близорукость. Это ограничивало его в практической деятельности. Мальчик много читал. За это его прозвали библиофагом. До 14 лет Николай учился под руководством отца и гувернера-француза. В 1843 году Чернышевский стал студентом Саратовской духовной семинарии. Здесь юноша проучился только три года, поскольку был развитым не по годам. В 1846 году Николай поступил в Петербургский университет. Он выбрал философский факультет.
В студенческие годы Чернышевский интересовался трудами естествоиспытателей и социалистов-утопистов. Ему нравились работы Белинского и Герцена. Вскоре Чернышевский попробовал свои силы в творческой деятельности. Он написал первые произведения.
В 1850 году Николай Гаврилович окончил университет. Он возвратился в родной город и устроился учителем в гимназию. Он проповедовал революционные идеи.
В 1853 году Николай Чернышевский заключил брак с Ольгой Васильевой. После свадьбы молодожены переехали в Санкт-Петербург. В семье появилось трое сыновей. Это Александр, Виктор и Михаил. Жена Чернышевского была энергичной и жизнерадостной. Она помогала мужу в его литературной деятельности.
В 1854 году Чернышевский нашел новую работу. Он был учителем во Втором кадетском корпусе. Здесь Николай Гаврилович хорошо себя зарекомендовал. Но однажды случилось неприятное событие. Николай поссорился с офицером. Ему пришлось подать в отставку.
В 1853 году статьи Чернышевского появились в изданиях «Санкт-Петербургские ведомости» и «Отечественные записки». В 1855-1862 годах Николай Гаврилович руководил журналом «Современник». Он хотел превратить издание в трибуну революционной демократии.
В 1858 году Чернышевский работал в журнале «Военный сборник». Он был лидером школы философского материализма. В 1861 году деятельность революционера приобрела самый большой размах. Он был автором воззвания «Великорусс». Чернышевский находился под тайным надзором полиции. 7 июля 1862 года революционера арестовали. Николая Гавриловича поместили под стражу в Петропавловскую крепость. Его обвиняли в возбуждении вражды к правительству. В феврале 1864 года огласили приговор. Это 14 лет каторжных работ и поселение в Сибири навсегда. В тюрьме и в ссылке революционер провел больше 20 лет.
Главной работой Чернышевского считается роман «Что делать?». Произведение было написано в 1862-1863 годах во время пребывания под стражей. Роман прошел двойную цензуру. Произведение опубликовали в издании «Современник», но вскоре запретили. В рукописных копиях роман разошелся по всей Российской империи.
В 1883 году Николаю Гавриловичу разрешили возвратиться в Астрахань. В этом городе он жил на протяжении пяти с половиной лет. Москва и Петербург были для него закрыты. В 1889 году Чернышевский приехал в Саратов. В октябре революционер-демократ заболел малярией. 29 октября 1889 года Чернышевский умер. Причина смерти — кровоизлияние в мозг. Писателя похоронили на Воскресенском кладбище.
.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
Интересные факты
В краткой биографии Чернышевского можно выделить несколько интересных фактов.
- Известно, что родители будущего критика получили фамилию по своему месту жительства. Не секрет, что его семья проживала в селе Чернышевское.
- В юношеские годы Николай Гаврилович обожал изучать труды, созданные различными естествоиспытателями. Среди них можно отметить Лаланда и Ньютона. Как однажды заявил сам критик, на его творческий путь значительное воздействие оказала личность Гегеля – знаменитого философа.
- Когда Николаю Гавриловичу исполнилось двадцать пять лет, были напечатаны его дебютные статьи в изданиях, отличающиеся небольшим размером.
- Интересно, что, когда Чернышевский отбывал наказание, им было создано около двухсот листов рукописей.
- Когда Николай Гаврилович отбывал ссылку в Сибири, он не забывал о своем участии в воспитании детей и старался не терять контакта с ними. Семью критика поддерживали его коллеги и товарищи.
- Перед ссылкой Чернышевского подвергли унизительной процедуре — лишению всех прав. Это называлось «гражданской казнью».
- Чернышевский хотел, чтобы его супруга никак не была связана с его именем и деятельностью. Он даже перестал ей писать в надежде, что она его забудет и устроится получше. Но она дождалась мужа и воссоединилась с ним спустя 20 лет разлуки.
Эстетические воззрения писателя
Свою литературную деятельность Николай Чернышевский начал с коротких статей. Писатель устроился в «Современник», после того как стал знаком с Некрасовым. На протяжении нескольких лет находился в числе его руководителей.
В 1855 году писатель защищал диссертационную работу для получения звания магистра. Период получения образования, как часть биографии Чернышевского, интересен тем, что работу его приняли, но степень не дали ввиду отсутствия основных требований. Ученая среда восприняла диссертацию писателя как бред, а чиновники восприняли за попытку революционного выступления. Но, несмотря на это, отвергнутые труды все же нашли своего читателя – либерально-демократическую интеллигенцию. В течение нескольких лет Чернышевского подвергали критике, не принимали его рассуждения и подход к проблеме. Спустя почти четыре года диссертацию публициста все-таки утвердили.
Свои идеи Николай Чернышевский продолжил развивать в очерках и публиковать их в журнале «Современник». Либерально-демократическая общественность, а также писатели встретили работы автора положительно. Его статьи отмечались как интересные, полемичные и живые.
Последствия выхода в свет романа»Что делать?»
Чернышевский обвинялся в составлении и попытки распространения листовки «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», целью которой было насаждение революционных настроений в обществе. Начиная с 1858 года Николай Гаврилович демонстрировал активную позицию относительно готовящейся правительством аграрной реформы, выступив ее противником. Крестьянская реформа, по мнению Чернышевского, нисколько не отвечала интересам простого народа, но при этом ее принятие попросту приглушило бы уже зародившиеся революционные настроения в обществе.
С 1861 года Чернышевский главный ориентир в идейном плане для участников революционного кружка «Земля и воля», при этом сам он не имел прямого отношения к этому тайному обществу и в состав его не входил. С этого же года за Чернышевским установлена тайная слежка, как за «врагом Российской Империи номер один».
После ареста Чернышевского поместили в одиночную камеру Петропавловской крепости. Полтора года шло следствие по делу Чернышевского. Все это время Николай Гаврилович отстаивал свою невиновность, однажды даже устроил голодовку, продлившуюся девять дней.
Меж тем, Чернышевский в новых для себя условиях продолжал вести интеллектуальную работу, оставляя записи на листах, коих насчиталось впоследствии около двухсот. Ну, и знаковым моментом этого непростого периода является написание Чернышевским романа «Что делать?», который увидел свет в 1863 году, будучи напечатанным в журнале «Современник».
В это время Чернышевский был очень популярен в прогрессивном обществе. Его роман «Что делать?», казалось, дал людям, желающим изменить существующие порядки, руководство к действию. Подробно о значении и влиянии можно найти в мемуарах Е. Н. Водовозовой.
В феврале 1864 года Чернышевскому был оглашен приговор, согласно которому он приговаривался к 14 годам каторжных работ с последующим пожизненным поселением в Сибири. В мае того же года на Мытнинской площади (С.-Петербург) над революционером была проведена гражданская казнь, означающая лишение осужденного всех прав состояния.
В начале июля Чернышевский прибыл в Иркутск, где был распределен для работ на Усольский солеваренный завод. Пробыл он здесь недолго. Сменив несколько пунктов отбывания наказания, в 1867 году Чернышевского доставили в Акатуйскую тюрьму.
В период каторжных работ Чернышевский написал два романа: «Старина» и «Пролог». Обе рукописи были доставлены из места заключения доверенному лицу Чернышевского в Петербург, но напечатаны не были. Произведения опального писателя и философа «ходили» среди его сторонников, однако официально появились в печати в 1905 году.
Цитаты
«Прогрессивные люди в Европе, так восхищавшиеся Северо-Американскими Штатами, с такой гордостью ставившие их в пример всем европейским нациям, смущены и скомпрометированы слабостями, какие обнаружились в их идеале» (Из рецензии () Чернышевского на «Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных Штатов» американского экономиста Г. Кэри).
«Если бы экономисты отсталой школы понимали неизбежность влияния государства на экономические отношения, они, вероятно, вместо пустых толков об утопической системе невмешательства занялись бы определением истинно полезных предметов и действительно разумных границ неизбежного вмешательства» (Экономическая деятельность и законодательство).