Николай михайлович карамзин: биография, семья, творчество, память

Личная жизнь

В 1801 году Николай Михайлович Карамзин впервые сочетался законным браком. Супругой писателя стала Елизавета Ивановна Протасова. Молодая женщина была давней возлюбленной историка. По признанию Карамзина, Елизавету он любил в течение 13 лет. Жена Николая Михайловича слыла образованной гражданкой.

Она при необходимости помогала супругу. Единственное, что беспокоило Елизавету Ивановну – здоровье. В марте 1802 года родилась Софья Николаевна Карамзина, дочь литератора. Протасова страдала послеродовой горячкой, которая оказалась смертельной. По мнению исследователей, произведение «Бедная Лиза» было посвящено первой жене Николая Михайловича. Дочь Софья служила фрейлиной, дружила с Пушкиным и .

Будучи вдовцом, Карамзин познакомился с Екатериной Андреевной Колывановой. Девушка считалась внебрачной дочерью князя Вяземского. В этом браке родилось 9 детей. В юном возрасте умерло трое потомков, в том числе две дочери Натальи и сын Андрей. В 16-летнем возрасте скончался наследник Николай. В 1806 году в семье Карамзиных случилось пополнение – родилась Екатерина. В 22 года девушка вышла замуж за подполковника в отставке князя Петра Мещерского. Сын супругов Владимир стал публицистом.

В 1814 году родился Андрей. Молодой человек учился в Дерптском университете, но после уехал за границу из-за проблем со здоровьем. Андрей Николаевич подал в отставку. Женился на Авроре Карловне Демидовой, но в браке дети не появились. Однако внебрачные наследники у сына Карамзина имелись.

Через 5 лет в семье Карамзиных вновь случилось пополнение. Сын Владимир стал гордостью отца. Остроумный, находчивый карьерист – так описывали наследника Николая Михайловича. Он был остроумным, находчивым, достиг серьезных высот в карьере. Владимир работал в консультации при министре юстиции, сенатором. Владел имением Ивня. Женой стала Александра Ильинична Дука – дочь известного генерала.

Фрейлиной стала дочь Елизавета. Даже пенсию женщина получала за родство с Карамзиным. После того, как мать скончалась, Елизавета переехала к старшей сестре Софии, которая в то время обитала в доме княгини Екатерины Мещерской.

Судьба у фрейлины была непростой, но девушку знали как добродушную и отзывчивую, умную личность. Даже считал Елизавету «примером самоотвержения». В те годы фото были редкостью, поэтому портреты членов семьи рисовали специальные художники.

Личная жизнь

В биографии Карамзина было две женщины, на которых он был женат. Первой его супругой стала Елизавета Протасова.

Она была очень грамотной и покладистой девушкой, однако часто болела. В 1802 г. через год после свадьбы у них родилась дочь София.


Екатерина Андреевна Колыванова, вторая жена Карамзина

После родов у Елизаветы начала прогрессировать горячка, от которой она впоследствии умерла. Ряд биографов считают, что повесть «Бедная Лиза» была написана в честь Протасовой.

Интересен факт, что дочь Карамзина София дружила с Пушкиным и Лермонтовым.

Второй супругой Карамзина стала Екатерина Колыванова, являвшаяся внебрачной дочерью князя Вяземского.

В этом браке у них родилось 9 детей, трое из которых умерли в детстве.

Некоторые из детей достигли определенных высот в жизни.

Например, сын Владимир был очень остроумным и перспективным карьеристом. Позже он стал сенатором в Министерстве юстиции.

Самая младшая дочь Карамзина, Елизавета, никогда не была замужем, хотя обладала большим умом и была чрезвычайно доброй девушкой.

Интересно, что Лев Толстой восхищался ею, и называл Елизавету «примером самоотвержения».


Дочери Николая Карамзина. Слева направо: Екатерина, Елизавета, Софья

Реформа языка Карамзина[]

Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.

Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов — как неологизмов («благотворительность», «влюбленность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «промышленность») так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё.

Изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику в 1810-х годах. Писатель А. С. Шишков при содействии Державина основал в 1811 году общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, Жуковского и их последователей. В ответ в 1815 году образовалось литературное общество «Арзамас», которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения . Членами общества стали многие поэты нового поколения, в том числе Батюшков, Вяземский, Давыдов, Жуковский, Пушкин. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввел Карамзин.

Был жертвой доносов и клеветы


Благородство, ум, талант, деятельность – вот те качества Карамзина, которые высоко ценил император Александр I, сделавший его своим приближенным. При дворе историку жилось нелегко: он не умел лицемерить, как большинство вельмож, а потому ему завидовали и мстили. Чиновники напрямую предлагали монарху запереть историографа-правдолюбца, а его труды немедленно сжечь.

В 1811 году некоторые из врагов литератора перешли к действиям, и императору поступил донос на Карамзина: якобы тот обвиняется в шпионаже в пользу Франции. В течение следующих 5 лет Александр почти не общался с Николаем Михайловичем, оставляя его в своеобразной опале. Но затем они восстановили свои отношения.

Карамзин-писатель[]

Сентиментализм

Публикация Карамзиным романа «Записки русского путешественника» и повести «Бедная Лиза» открыли в России эпоху сентиментализма.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.

Публикация этих произведений имела большой успех у читателей того времени, «Бедная Лиза» вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие отечественной литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Поэзия Карамзина

Поэзия Карамзина, развившаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия:

Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы — бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников.

«Кто же милая твоя?»
Я стыжусь; мне, право, больно
Странность чувств моих открыть
И предметом шуток быть.
Сердце в выборе не вольно!..
Что сказать? Она… она.
Ах! нимало не важна
И талантов за собою
Не имеет никаких;
Странность любви, или бессонница (1793)

Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признает наличие разных точек зрения на один и тот же предмет:

Один голос
Страшно в могиле, хладной и темной!
Ветры здесь воют, гробы трясутся,
Белые кости стучат.
Дру111111
Тихо в могиле, мягкой, покойной.
Ветры здесь веют; спящим прохладно;
Травки, цветочки растут.
Кладбище (1792)

Карамзин как поэт и писатель

Как писал А. И. Герцен, Карамзин сделал литературу гуманной. Влияние творчества Карамзина на русскую литературу сложно переоценить. Именно Карамзин является лидером сентиментализма в России, который в русской литературе начался с произведений Николая Михайловича «Письма русского путешественника» и «Бедная Лиза». Публикация этих произведений имела оглушительный успех у читателей, а «Бедная Лиза» вызвала огромное количество подражаний. От сентиментализма Карамзина отталкивался романтизм Жуковского, сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на творчество Пушкина.

Развивавшаяся в традициях европейского сентиментализма, поэзия Карамзина существенно отличалась от традиционной русской поэзии того времени, которая была основана на одах Ломоносова и Державина. Главными отличиями поэзии Карамзина от традиционной поэзии того времени были:

  • стихи воспевают внутренний мир человека, а не физический
  • объектом поэзии Карамзина является обычная жизнь, для описания которой используются простые поэтические формы
  • признание разных точек зрения на одно и то же явление или предмет.

Творчество Карамзина сыграло важную роль в развитии литературного языка в России. Он целенаправленно отказывался от применения церковнославянской грамматики и лексики и приводил язык своих произведений к народному языку своего времени. В качестве образца использовались синтаксис и грамматика французского языка.

Замечание 2

В русский язык Карамзин ввел большое количество неологизмов, например, «достопримечательность», «благотворительность», «влюбленность», «человечный», «вольнодумство» и т.д. Карамзин первым начал использовать букву Ё.

Эти изменения вызвали бурную дискуссию в 1810-х годах. В 1811 году Шишковым и Державиным было основано общество «Беседа любителей русского языка», которые ставили своей целью пропаганду старого языка и критику Карамзина и его последователей. В ответ на это в 1815 году сформировалось литературное общество «Арзамас», членами которого стали поэты нового поколения – Вяземский, Давыдов, Пушкин, Батюшков, Жуковский.

Несмотря на этот спор, позже произошло сближение Карамзина с Шишковым, благодаря содействию которого Карамзин был избран членом Российской академии.

КАРАМЗИН Николай Михайлович

– рус. писатель и историк, в философии – идеалист. Сын симбирского помещика. Учился в частных пансионах. В 1785 вошел в «Дружеское ученое общество» Новикова.

Путешествуя по Европе (1789–90), посетил Канта, Бонне, Гёте, Гердера, Лафатера и др. («Письма русского путешественника», отд. полное изд., кн. 1–4, 1799–1801). Издавал ряд журналов и альманахов, автор мн. лит.-художеств, произв. сентименталистского направления («Бедная Лиза», 1792, и др.), «Истории Государства Российского» (т. 1–12, 1816–29).

Большое влияние на формирование взглядов К. оказало рус. масонство (в 1785–89 К. – член масонской ложи), а также нек-рые зап.-европ. философы, в особенности Бонне (К. перевел в отрывках его «Созерцание природы», 1789). Отстаивая идеи божеств. творения и непосредств. вмешательства бога в судьбы людей, К. воспевал «…величие творца, его премудрость, благость…» («Поэзия», 1787, в кн.: Н. Карамзин, И. Дмитриев, Избр. стихотворения, Л., 1953, с. 59). В то же время К. связывал прогресс общества с развитием наук и просвещения («Нечто о науках, искусствах и просвещении», 1793). Оправдывая обществ. неравенство, К. осуждал даже умеренно-либеральные реформы Сперанского («Записка о древней и новой России»). Он утверждал, что революции, «…всякие насильственные потрясения гибельны», что «царство счастия» «может исполниться … посредством медленных, но верных, безопасных успехов разума, просвещения, воспитания добрых нравов» (Соч., т. 4, СПБ, 1834, с. 112), что будто бы рус. народ»… всегда чувствовал необходимость повиновения …» (Соч., т. 8, СПБ, 1835, с. 200). К. рассматривал историю России как историю рус. самодержавия. Выступая против социальной направленности иск-ва, К. считал гл. его достоинствами изящество и занимательность (ст. «Что нужно автору?», 1791, изд. в 1793).

Соч.: Сочинения, т. 1–9, 4 изд., СПБ, 1834–35; Переводы, т. 1–9, 3 изд., СПБ, 1835; Письма H. M. Карамзина к И. И. Дмитриеву, СПБ, 1866.

Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 1, М., 1955, с. 277–87; Очерки по истории русской журналистики и критики, т. 1, Л., 1950, гл. 5; Белинский В. Г., Сочинения Александра Пушкина, ст. 2, Полное собр. соч., т. 7, М., 1955; Погодин М. П., H. M. Карамзин, по его сочинениям, письмам и отзывам современников, ч. 1–2; М., 1866; , Карамзин, в кн.: История русской литературы, т. 5, М.–Л., 1941, с. 55–105; Декабристы-критики «Истории Государства Российского» Η. Μ. Карамзина, в кн.: «Литературное наследство», т. 59, М., 1954; Лотман Ю., Эволюция мировоззрения Карамзина, «Уч. зап. Тартуского гос. ун-та», 1957, вып. 51, Тр. истор.-филологич. ф-та; Мордовченко Н. И., Русская критика первой четверти XIX в., М.–Л., 1959, с. 17–56; Шторм Г. П., Новое о Пушкине и Карамзине, «Изв. АН СССР. Отд. лит-ры и языка», 1960, т. 19, вып. 2; Предтеченский А. В., Общественно-политические взгляды Н. М. Карамзина в 1790-х годах, в кн.: Проблемы рус. просвещения в литературе XVIII в., М.–Л., 1961; Макогоненко Г., Литературная позиция Карамзина в XIX веке, «Рус. литература», 1962, No 1, с. 68–106; Wedel Ε., Radiśčev und Karamzin, «Die Welt der Slaven», 1959, H. 1; Rothe H., Karamzin-studien, «Z. slavische Philologie», 1960, Bd 29, H. 1; Wissemann Η., Wandlungen des Naturgefühls in der neuren russischen Literatur, там же, Bd 28, Η. 2.

Т. Ермакова. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Много путешествовал по Европе


«Письма русского путешественника» Карамзин написал именно под впечатлением от своей поездки по Европе. Путешествие выдалось длительным –всего Николай Михайлович провел за границей 14 месяцев. Началась поездка молодого писателя в Германии, где он встретился с Кантом, после через Швейцарию он приехал во Францию. В Париже он стал одним из свидетелей разворачивающихся на улицах города революционных событий.

Увиденное настолько потрясло молодого человека, ратующего за идеи либерализма, что позже он стал консерватором. Закончилось большое европейское путешествие Карамзина в Англии, которая впечатлила его меньше, чем Франция. Кстати, по некоторой информации в европейскую ссылку Николая Михайловича отправили насильно после его конфликта с неким влиятельным дворянином.

Подробнее

Будущий историк по имени Николай Михайлович Карамзин был рожден в городе Симбирске, 12 декабря 1766 в семье потомственных дворян. Свои самые первые начальные основы образования, Николай получил дома. После получения начального образования, отец отдал в дворянский пансеон, который находился в Симбмрске. А в 1778 году, он перевез сына в московский пансион. Помимо основного образования, юный Карамзин так же очень сильно увлекался иностранными языками и параллельно посещал лекции.

После окончания своего образования, в 1781 году, Николай по совету своего отца пошел на военную службу, в элитный на то время, Преображенский полк. Дебют Карамзина, как писателя состоялся в 1783, с произведением под названием «Деревянная нога». В 1784 Карамзин решил закончить свою карьеру военного и поэтому вышел в отставку, со званием поручика.

В 1785 после окончание своей военной карьеры, Карамзин принимает волевое решение переехать из Симбмрска, в котором он родился и прожил почти всю жизнь, в Москву. Именно там литератор познакомился с Новиковым и Плещеевыми. Так же, находясь в Москве он увлекся масонством и по этой причине он вступил в масонский кружок, там он заводит общение с Гамалеей и Кутузовым. Помимо своего увлечения он так же занимается изданием своего первого детского журнала.

Помимо написания собственных трудов, Карамзин так же занимается переводами различных произведений. Так в 1787 году он переводит трагедию Шекспира — «Юлий Цезарь». Уже через год он переводит «Эмилия Галотти» написанное Лессингом. Первое же произведение целиком и полностью написанное Карамзином вышло в 1789 году и назвалось оно «Евгений и Юля», публиковалось оно в журнале под названием «Детское чтение»

В 1789-1790 Карамзин решает разнообразить свою жизнь и поэтому отправляется в путешествие по всей Европе. Писатель посетил такие основные страны, как Германия, Англия, Франция, Швейцария. Во время своего путешествия Карамзин познокомился со многими известными историческими личностями того времени, например Гердер и Бонне. Ему даже удалось поприсутствовать на выступлениях самого Робеспьера. Во время путешествия он непросто любовался красотами Европы, но и все это тщательно описывал, после чего назвал этот труд «Письма русского путешественника».

Умер Карамзин 22 мая (3 июня) 1826 в Петербурге.

Карамзин как историограф

31 октября 1803 году начался новый этап в жизни и деятельности Николая Михайловича. Указом императора Александра I ему было даровано звание историографа и тем самым он официально стал лицом, которому правительством было поручено написать историю России. Этим же Указом было определено и денежное содержание в 2000 рублей в год, сумма по тем временам значительная.

Карамзин отнесся к назначению серьезно и ответственно, прекратив литературную деятельность. Начиная с 1804 года, он занимается только изучением и написанием истории, отказываясь от всякой другой работы, в том числе и от государственных должностей.

В феврале 1818 года были напечатаны первые 8 томов его исторических исследований. Успех был полный — весь тираж в три тысячи экземпляров был раскуплен в течение месяца, а вскоре появился и перевод на основные европейские языки. До 1824 года вышли в свет еще 3 тома. Последний, двенадцатый, был опубликован после смерти автора.

Карамзин не был первым человеком в России, поставившим перед собой такую задачу. Российскую историю описывали, например, первый официальный российский историограф Г. Ф. Миллер, русский историк и философ М. М. Щербатов, написавший знаменитую работу «История Российская от древнейших времен». Можно назвать и других исследователей истории.

Заслуга Н. М. Карамзина состоит в том, что его описание российской истории сделано на хорошем литературном языке. Здесь он выступил в первую очередь в качестве писателя, в этом объяснение того, почему его работа стала доступной для широких слоев образованной публики. Как писал В. Г. Белинского, историограф «заговорил с обществом на языке общества».

Вместе с тем Карамзин стремился к объективному и всестороннему отображению исторических событий как бы они ни выглядели со стороны, что далеко не всегда находило понимание в обществе. «История не роман, и мир не сад, где все должно быть приятно: она изображает действительный мир.» Цитата из предисловия к главному труду его жизни убедительно характеризует профессиональные и человеческие достоинства выдающегося историка.

За эти годы Карамзин открыл и исследовал целый ряд ценных исторических документов, в частности, записки русского купца и путешественника Афанасия Никитина «Хождение за три моря». Многие из документов погибли в 1812 году в Москве во время пожара, но часть текстов сохранились как в самой «Истории…», так и в подробнейших примечаниях к ней.

Труды Карамзина

За свою биографию Николай Карамзин выполнил немало переводов, среди которых было и произведение Шекспира «Юлий Цезарь». Однако в этом направлении он работал недолго.

Стоить заметить, что Карамзину удалось коренным образом изменить русский литературный язык. Прежде всего, писатель стремился избавиться от устаревших церковно-славянских слов, а также видоизменить грамматику.

В качестве основы для своих преобразований Карамзин взял синтаксис и грамматику французского языка.

Итогом реформ Карамзина стало появление новых слов, которые до сих пор используются в повседневной жизни. Вот краткий перечень слов, введенных в русский язык Карамзиным:

Благотворительность

Впечатление

Влияние

Влюблённость

Вольнодумство

Гармония

Достопримечательность

Занимательный

Катастрофа

Мopaльный

Ответственность

Подозрительность

Промышленность

Первоклассный

Сосредоточенность

Сцена

Трогательный

Утончённость

Человечный

Эпоха

Без этих и других слов сегодня уже сложно представить современный русский язык.

Интересен факт, что именно благодаря усилиям Николая Карамзина, в нашем алфавите появилась буква «ё». При этом следует признать, что далеко не всем нравились его реформы.

Многие критиковали его и пытались сделать все возможное, чтобы сохранить «старый» язык.

Однако вскоре Карамзина избрали члeном Российской и Императорской Академии наук, признав, таким образом, его заслуги перед Отечеством.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: