Поэт николай асеев: биография, творчество

Призыв поэта на австрийский фронт

В 1915 г. Асеева призвали в армию, но спустя время от воинской службы из-за туберкулеза освободили. Литератора отправили домой на лечение. Через 2 года Николай повторно получил повестку. На это раз поэта зачислили на службу в запасной полк в Гайсине. Февральская революция освободила его от воинской обязанности.

Асеев перебрался во Владивосток, где возглавил биржу труда. Кроме того, Николай вступил в Совет солдатских и рабочих депутатов. В 1922 г. Луначарский отправил поэту приглашение, призывая вернуться в Москву. Литератор не заставил себя уговаривать дважды. После приезда в столицу Асеев издал сборник «Совет ветров», поэмы «Буденный» и «Синие гусары».

Творчество

Николай Асеев начал печататься в 20-летнем возрасте. В период 1914-1915 гг. он издавался в детском журнале «Проталинка». К тому времени он уже познакомился с разными современными поэтами, включая Маяковского и Пастернака, в связи с чем был частым гостем различных творческих вечеров.

С 1914 г. Николай Николаевич совместно с Бобровым и Пастернаком был одним из лидеров кружка «Лирика», а затем и литературной группы «Центрифуга», которая развивалась в духе футуризма. Тогда же он стал автором своего первого поэтического сборника «Ночная флейта».

Футуристическая группа «Творчество»

В данной книге, стихотворениям Асеева были присущи символистские мотивы. В эти годы биографии на него сильно повлияло творчество Хлебникова, наряду с древнеславянским фольклором. Это привело к тому, что он издал очередные сборники – «Зор» и Леторей».

Вместе с тем, Николай восхищался не только поэзий Маяковского, но и его личностью. В результате, в его творчестве стали преобладать революционные настроения. Еще до начала Октябрьской революции он пророчил скорое торжество нового порядка.

По этой причине, государственный переворот Асеев принял с большим энтузиазмом, как и многие другие поэты. О старой культуре он отзывался, как об «ушедшей туче», которая наконец-то «отгремела». Парень воспринимал революцию как стихийную силу, уничтожившую мещанский уклад и давшую возможность для развития.

В последующие годы биографии Николай Асеев начинает часто прославлять советскую Россию. В начале 1920-х годов он стал автором поэм «Буденный» и «Сентиментальное путешествие знаменитого кота Буберы», а также сборника «Бомба».

В 1922 г. Асееву пришло приглашение от Луначарского о переезде в Москву. В следующем году его приняли в творческое объединение «ЛЕФ», в котором он занимал одну из ведущих ролей. Через пару лет он опубликовал поэму «Лирическое отступление», в которой критиковал современников в том, что те не стремились к отходу от мещанства, а, наоборот, тянулись к бытовому благополучию, не думая о всеобщем благе.

В 20-е годы Николай Николаевич издал ряд произведений, которым была присуща тема революции: поэмы «Семен Проскаков», «Свердловская буря» и «Поэма о двадцати шести бакинских комиссарах», а также стихотворения «Синие гусары» и «Чернышевский».

Тогда же Асеев отправился в путешествие на Запад, вернувшись домой в 1928 г. После этого из-под его пера вышли несколько стихотворений, среди которых «Рим», «Дорога» и «Форум-Капитолий». Позднее он представил книгу «Дневник поэта».

В 30-е годы поэт продолжает писать стихи, а также публикует фельетоны на политические темы – «Надежда человечества» и «Берлинский май». Одновременно с этим он занимается переводами. Особенное место в биографии Асеева занимает поэма «Маяковский начинается» (1940).

За это произведение Николай удостоился Сталинской премии 1-й степени. В разгар Великой Отечественной войны (1941-1945) его стихи активно издавались в газетах.  В них он заверял соотечественников в неминуемой победе над фашизмом и прославлял Родину.

После войны Асеев продолжил писать стихи и публиковать книги. Незадолго до смерти он представил труд «Зачем и кому нужна поэзия» (1961), на страницах которого размышлял о прожитой жизни.

Важно отметить, что Николай Асеев часто оказывал поддержку начинающим поэтам в эпоху хрущевской «оттепели». За годы творческой биографии он издал порядка 80 поэтических сборников, а также занимался переводами стихотворений Мао Цзэдуна

Детство и юность

Николай – коренной москвич. Его родители посвятили жизнь инженерному делу. Мальчик учился в школе с углубленным изучением английского языка, а творческие способности развивал в музыкальной. Получив аттестат зрелости, влился в ряды студентов престижного МГУ, где предпочел факультет государственного управления.

Николай Алексеев в детстве

Сидя за университетской партой, понял, что из всех предметов особенно нравится конституционное право. Поэтому юридические знания подкреплял во время студенческих практик в Конституционном суде РФ.

Николай проявил способности к научной деятельности, уже в 21 год написал первую монографию, в которой рассматривал жалобы граждан, поступающие в суд. Деньги, полученные за публикацию работы, потратил на мечту – отправился за границу. И не куда-нибудь, а в столицу Англии.

Николай Алексеев

Спустя год Лондон вновь встречал студента, решившего усовершенствовать английский язык. Тесное знакомство со страной позволило молодому человеку попробовать себя в роли журналиста: пару месяцев писал для издания «Сегодня» о жизни в Великобритании.

Учеба в университете давалась легко, выпускник МГУ держал в руках красный диплом и золотую медаль. Однако так и не попрощался с alma mater, поступив в аспирантуру, где продолжил постигать возможности гражданского права. Тему для диссертации выбрал животрепещущую – собирался поднять проблему прав сексуальных меньшинств. Работу так и не закончил, не найдя понимания у руководства кафедрой.

Примечания

  1. . Дата обращения: 15 января 2018.
  2. Богомолов Н. А. Асеев Николай Николаевич // Русские писатели 1800—1917. Т. 1. — М., 1989.
  3. Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей: В 4-х т. Т. 1: Алфавитный указатель псевдонимов: Псевдонимы русского алфавита. А — И. — М.: Всесоюзная книжная палата, 1956. — 442 с. — С. 111.
  4. Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей: В 4-х т. Т. 4: Новые дополнения к алфавитному указателю псевдонимов: Алфавитный указатель авторов. — М.: Всесоюзная книжная палата, 1960. — 558 с. — С. 554.
  5. . Дата обращения: 29 августа 2012.
  6. . Дата обращения: 12 марта 2020.
  7. Купреянов Н. Я., Нехотин В. В. Кот Бубера Николая Асеева и Николая Купреянова // Wiener Slavistisches Jahrbuch (Neue Folge). 3 (2015). С. 262—276; то же: Купреянов Н. Я. Кот Бубера, московские футуристы и художник Николай Купреянов в 1922 году. М.: Кучково поле Музеон, 2020. С. 214—231. ISBN 978-5-907174-37-5
  8. Шайтанов И. Благополучный Асеев?.. // Асеев Н. Н. Стихотворения и поэмы. — М.: Художественная литература, 1990.
  9. Мао Цзэ-дун. Восемнадцать стихотворений. — М: Правда, 1957. — (Библиотека «Огонёк»).
  10. ↑ Броненосец потемкин // Энциклопедия кино. — 2010.

Биография Николай Николаевич Асеев Nikolay Aseev

Карьера: ПоэтДата рождения: 10 июля 1889, знак зодиака ракМесто рождения: Россия. Российская Федерация Николай Асеев – русский советский поэт, сценарист, деятель русского футуризма. Родился 10 июля 1889 года. Наиболее известными произведениями Николая Асеева являются: сборники «Ночная флейта» 1914 год, «Зор» 1914 год, «Леторей» 1915 год, «Бомба» 1921 год, поэмы «Лирическое отступление» 1924 год, «Свердловская буря» 1924 год, «Семен Проскаков» 1928 год и др. Родился 28 июня (10 июля) 1889 в Льгове Курской губ. Сын страхового агента (по др. сведениям, агронома). Окончил Курское реальное училище (1907), учился в Московском коммерческом институте (1908–1910), был вольнослушателем Московского университета (историко-филологический факультет). С 1908 постоянно печатался в журналах «Весна», «Заветы», «Проталинка», альманахе «Первоцвет» и др. изданиях; некоторое время работал секретарем в журнале «Русский архив». Начал как символист, в Москве сблизился с В.Я.Брюсовым, Вяч.И.Ивановым, с писателем, критиком, переводчиком и художником С.П.Бобровым; в 1913 вошел в организованную им литературную группу «Лирика», став одним из учредителей одноименного издательства, из которого в 1914 выделилась группа поэтов с явственно футуристической ориентацией «Центрифуга» (Асеев, Бобров, Б.Л.Пастернак). В том же году в Харькове Асеев – единственный из организаторов литературной группы «Лирень», прокламировавшей национально-архаическую традицию русского футуризма «хлебниковского» толка, с ее увлечением примитивизмом и словотворчеством. Сблизился с В.В.Хлебниковым, Д.Д.Бурлюком и в особенности с В.В.Маяковским (некоторое время поэты жили в одной квартире). После призыва (1915) на военную службу и работы на Дальнем Востоке по инициативе Асеева во Владивостоке было создано литературно-художественное среда «Балаганчик», ставшее основой возникшей в 1920 футуристической группы «Творчество», куда входили, в числе прочих, Бурлюк и С.М.Третьяков. С 1922 непрерывно жил в Москве; в 1923 вступил в ЛЕФ. Символистская изысканность и футуристическая эпатажность (первая книжка Ночная флейта, 1914), заинтересованность к русской народной речи (сб. Зор, 1914), переросший в культ звукописи (книжка Леторей, 1915, совместно с Г.Петниковым; позднее оценена самим Асеевым как «беспредметное новаторство»), решающее воздействие – в поэтике и антибуржуазном мировидении – Маяковского, приподнято ценившего Асеева («Этот может, хватка у него моя» – в стихотворении Юбилейное) и написавшего в соавторстве с ним уймище агитационных стихов, проявились в сборниках Асеева Ой кониндан окейн (Люблю твои глаза), 1915; Оксана, 1916; острота социальной проблематики, восторженный оптимизм революционно-романтических надежд и трагизм их несопряжения с ожидаемым – в сборниках Бомба, 1921 (выпущенный во Владивостоке тираж без малого всецело уничтожен), Стальной соловей, 1922; Совет ветров, 1923; Изморозь, 1927, включающем известное стихотворение Синие гусары; Запеваем!, 1930; Пламя победы, 1946; Разнолетье, 1950; Раздумья, 1955; Лад, 1961, Ленинская премия, 1962; Самые мои вирши, 1962, – в совокупности создавших впечатляюще ослепительный, стилистически многообразный мир лирики Асеева, органично сочетающей гражданственный пафос и интимную камерность, новаторскую дерзость и верность традициям, «индустриализованные» неологизмы и просторечие, – и, в основном векторе своего развития, идущей от усложненной образности к прозрачной ясности стиха (что отразилось кроме того в поэмах Асеева Буденный, 1923; Лирическое отступление, Электриада, Двадцать шесть, посвященная расстрелянным бакинским комиссарам, все 1924; Свердловская цунами, 1925; Семен Проскаков, 1928; Маяковский начинается, 1936–1939, отд. изд. 1970, Государственная премия СССР, 1941; дополнительные главы – 1950). Заинтересованно страстный разговорчик о судьбе поэта в революции продолжен Асеевым в статьях о литературе (книги Дневник поэта, Работа над стихом, обе 1929; Проза поэта, 1930; Зачем и кому нужна поэзия, 1961), в мемуарах и путевых записках (Разгримированная красотка, 1928). Асеев – автор кроме того стихов для детей, переводов, статей по вопросам истории русского стиха и т.п. Умер Асеев в Москве 16 июля 1963.

Прошлое: «Бомба» для интервента

В 1915 году Асеева мобилизовали. Он попал на австрийский
фронт. Позже с эшелоном раненых отправился в Иркутск, бросил службу и вместе с
женой оказался во Владивостоке.

Судя по воспоминаниям поэта, попал он сюда сразу после
Октября — поздней осенью 1917 года. Было ему тогда 28. Из очерка Асеева
«Октябрь на Дальнем» (1927): «Мне, вышедшему из тридцатишестидневной тряски,
мельканья, движенья и суматохи, он (город. — Ред.) показался плывущим по
океану, взрезывающим своим портовым бушпритом воды Амурского залива с одной и
бухты Золотого Рога — с другой стороны».

Многое показалось Асееву чуждым. Владивосток был тогда
экзотическим полуазиатским городом: «Густо вплотную кипел вокруг меня
незнакомый быт. Люди в синих длиннополых халатах обтекали меня сплошной массой.
Они плевали, скалили белые зубы, жестикулировали, спорили и перекликались,
певуче и гортанно придыхая… Их мимика, жесты, интонации были настроены по
камертону чуждого мне быта. Непонятные фрукты и цветы окружали меня толпой.
Черные поблескивающие сланцем рогожи с трепангами расстилались у моих ног
чудовищными пиршествами; розовые гирлянды огромных крабов висели на мачтах джонок.
Все было чуждо и враждебно мне».

А вот — про наши фирменные ветра: «Ветры на Дальнем Востоке
серьезные. Средняя сила их такова, что, идя против ветра, можно грудью ложиться
на него, как на барьер… В ветер вкладываешься, как бурлак в лямку, и только
тяжестью своего веса можно продвигаться вперед».

Послереволюционный период

После переезда в столицу мировоззрение Асеева несколько меняется. Революция из призрачного идеала превращается в совершившееся действие, результаты которой можно оценить. В произведениях появляется тема индустриализации, которая неразрывно связана с творчеством.

Писатель всегда тяготел к экспериментам, поэтому часто испытывал на себе влияние различных литературных течений. Например, древнерусские мотивы, заимствования у Гумилева, Гофмана, Блока, Хлебникова.

По своей тематике от предыдущих произведений отличается поэма «Лирическое отступление», написанная в 1924 года. В сочинении звучат тревожные, драматичные и взволнованные ноты. Асеев упрекает своих современников в том, что они не отошли от мещанства и все еще тянутся к бытовому благополучию, не думая о всеобщем благе. Эта поэма была высоко оценена современниками, а позднее стала считаться классикой 20 века.

Второе известное произведение этого периода – сюита «Синие гусары», которая была посвящена памяти декабристов. В произведении Асеев описывает подготовку восстания и трагическое завершение задуманного.

В 1929 году вышла книга «Дневник поэта». В этой книге на задний план уходят эстетические искания, а вперед выступает лиричность окружающего мира и бытовой стороны жизни. Вновь возвращается к романтическому пафосу Николай Асеев.

Самые известные стихи перечислим ниже:

  • «Я знаю: все печали…»;
  • «Контратака»;
  • «Предгрозье»;
  • «Что такое счастье?»;
  • «Об обыкновенных»;
  • «Песня славы»;
  • «Каждый раз, как смотришь в воду…»;
  • «Счастье»;
  • «Памятник»;
  • «Созидателю»;
  • «Снегири».

«Я не могу без тебя жить»: анализ стихотворения

Стихотворение было написано в 1960 году, поэтому его относят к поздней поэзии Асеева. Тема любви нехарактерна для творчества писателя и является скорее исключением, чем правилом. У стиха есть название – «Простые строки». Оно не всегда упоминается в сборниках, но имеет ключевое значения для осмысления произведения.

Сюжета у стихотворения как такового нет. В нем только описывается чувство – лирический герой признается в любви. Он говорит о том, что без возлюбленной ему ничего не нужно в этом мире. Асеев пишет о настоящей пламенной любви, но озаглавливает стихотворения «Простые строчки». Этим поэт хотел сказать, что для окружающих его исповедь не является каким-то откровением, подобные слова произносили многие. Но для самого лирического героя его чувства сильны и невероятны.

«Я не могу без тебя жить» — одно из известнейших стихотворений Асеева. Этим оно обязано своей лиричности и искренности.

От дедушкиных сказок к первым стихам

Детство Николая Асеева прошло в Курской губернии. Он рано остался без матери; его отец, страховой агент, постоянно ездил в командировки. Воспитанием будущего поэта занимался дедушка: «Это он мне рассказывал чудесные случаи из его охотничьих приключений, не уступавшие ничуть по выдумке Мюнхгаузену. Я слушал, разинув рот, понимая, конечно, что этого не было, но все же могло быть. Это был живой Свифт, живой Рабле, живой Робин Гуд, о которых я тогда не знал еще ничего»
.

Учиться Николая Асеева отдали в Курское реальное училище. Потом он переехал в Харьков, где поступил на филологический факультет. Поэту город не нравился. Единственное место, которое он с удовольствием посещал, — это дом сестер Синяковых. Потом их назовут музами русского футуризма. По воспоминаниям Лили Брик, Борис Пастернак ухаживал за Надеждой, Давид Бурлюк — за Марией, Григорий Петников — за Верой, Николай Асеев — за Ксенией (позже они поженились). А Велимир Хлебников влюблялся во всех сестер Синяковых по очереди.

Из Харькова по настоянию отца Асеев переехал в Москву и поступил в Московский коммерческий институт. Одновременно он слушал лекции на филологическом факультете Московского университета . В это время он познакомился со многими московскими поэтами и писателями — Вячеславом Ивановым , Валерием Брюсовым , Федором Сологубом. Но главным событием для поэта стала встреча с Владимиром Маяковским : «Со времени встречи с ним изменилась вся моя судьба. Он стал одним из немногих самых близких мне людей».

В 1913 году стихотворения Николая Асеева выходят в альманахе «Лирика». В тот же год совместно с Борисом Пастернаком и Сергеем Бобровым Асеев организовал свою группу футуристов «Центрифуга». Вскоре к ним присоединились и новые участники — Велимир Хлебников, Мария Синякова, Божидар, Григорий Петников.

За четыре следующих года Николай Асеев выпустил пять сборников стихотворений — «Ночная флейта», «Зор», «Леторей», «Четвертая книга стихов», «Оксана».

Творчество

Начал печататься в 1909 году. С 1914 года Асеев вместе с С. П. Бобровым и Б. Л. Пастернаком являлся одним из ведущих представителей кружка «Лирика» (в частности, написал предисловие к дебютному сборнику Пастернака «Близнец в тучах»), затем эти же трое поэтов составили ядро группы «Центрифуга», исповедовавшей футуризм. Первый сборник поэта «Ночная флейта» () носил следы влияния символистской поэзии. Знакомство с произведениями В. В. Хлебникова, увлечение древнеславянским фольклором сказались в сборниках «Зор» (1914), «Леторей» (1915).

Творческое общение с В. В. Маяковским (с 1913) помогло формированию таланта Асеева. В его поэзии усиливаются революционные мотивы. Поэма «Сентиментальное путешествие знаменитого кота Буберы» (1920). Сборник «Бомба» (1921) был сожжён интервентами вместе с разгромленной типографией. «Марш Будённого» из поэмы «Будённый» (1922) стал популярной песней (музыка А. А. Давиденко). С участвовал в литературной группе «ЛЕФ». Поэма «Лирическое отступление» (1924) вызвала бурные дискуссии. Здесь Асеев сокрушается по поводу «уступок в идеологической сфере» и критически изображает искажение революционной идеи в новой политической обстановке НЭПа.

Автор произведений на революционную тематику: поэма «Свердловская буря» (1924), «Семён Проскаков» (1928), стихи о революционерах («Синие гусары», 1926, «Чернышевский», 1929), «Поэма о двадцати шести бакинских комиссарах» (1925 — типичный пример агитационной лирики в стиле Маяковского).

Особое место в творчестве Асеева занимает биографически-мемуарная поэма «Маяковский начинается» (1940), где есть воспоминания об атмосфере эпохи, о других деятелях футуризма.

Опубликовал за свою жизнь около 80 стихотворных сборников. Переводил стихи Мао Цзэдуна.

Стихотворения Асеева раннего периода

Несмотря на то что Асеева относят к футуристам, начинал он как символист. В юности был сильно увлечен Верленом, Гофманом и Оскаром Уайльдом. Не удивительно, что в стихотворениях этого времени он предстает романтиком-декадентом.

Поэт в эти годы примыкает к группе «Центрифуга», представители которой пытались соединить кубо-футуризм, только набирающий обороты, и «чистую» классическую лирику. Асеев с презрением относился к «трезвенно-меркантильному» миру обывателей. Окружающую действительность он описывал как «страшную морду», которая «осыпается пачками рублей». Мечта поэта – убежать из этого мира с возлюбленной и «не встречать ни друзей, ни домочадцев». Первую мировую Асеев воспринял как долгожданное крушение мещанского устоявшегося порядка: «пусть рушатся камни зданий в огне».

Кроме этих мотивов в стихотворениях поэта присутствуют образы из русских сказок и славянской мифологии, а также запорожские напевы.

Последние годы его биографии и смерть

В период Великой Отечественной войны стихотворения Асеева поднимали боевой дух советских солдат. Его стихи, в которых он неизменно верил в победу, печатали во всех газетах.

После победы над германскими войсками литератор продолжил публиковать книги, писать стихотворения, занимался переводом литературных трудов зарубежных и украинских поэтов. В частности, Мао Цзэдуна. Во время «хрущевской оттепели» Асеев поддерживал начинающих авторов.

Николай Асеев фото

При жизни Николая Асеева вышло более 80 прозаических и поэтических сборников. В 1961 г. литератор выпустил книгу «Зачем и кому нужна поэзия», в которой содержатся его размышления о прожитой жизни.

В последние годы Асеев сильно болел. Давал о себе знать перенесенный в молодости туберкулез. Причиной смерти Николая Николаевича стала пневмония. Когда супруга в день кончины пришла в больницу навестить его, превозмогая боль, муж читал ей стихи. Сердце поэта перестало биться 16 июля 1963 г. Последний приют обрел на участке №6 Новодевичьего кладбища в Москве.

` reviewsOverall ` / 10
ОЦЕНКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
( голосов)

Привлекательность

Харизма

Обаяние

Целеустремленность

ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ…

Сортировать:
Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка

Ваш отзыв будет первым.

Проверенный

/ 10

Показать больше

{{ pageNumber+1 }}

Личная жизнь

Личную жизнь Николай не скрывает. Правозащитник долгое время встречался со швейцарцем по имени Пьер, который в 2008 году официально стал его мужем. Брак заключен в Женеве. Однополая семья в будущем планировала даже усыновить детей.

Впрочем, время от времени представители секс-меньшинств сомневаются в заявленной ориентации Алексеева, уличают его в «натуральности», считая деятельность мужчины не более чем грандиозной рекламой самого себя.

Николай Алексеев в Ванкувере

В 2015 году лидер столичного ЛГБТ-сообщества заявил в «Инстаграме», что собирается получить гражданство родины своего супруга и официально обратился к федеральным властям Швейцарии. Тем не менее, отказываться от российского гражданства не намерен.

Алексеев в совершенстве знает английский и французский языки, заядлый путешественник, успел объехать более 40 стран мира. Спортсмен: играет в футбол, увлекается лыжным спортом.

О жизни и творчестве

  • Алексеева О. Я. Асеев Н. Н. // Русская литература конца XIX – начала XX века. Библиографический указатель. Т. I (А-М). – М.: ИМЛИ РАН, 2010. – 952 с.
  • Левин Ф. Николай Асеев (К двадцатипятилетию литературной деятельности) // Литературный критик, 1939, № 4. – С. 132.
  • Марголина Л. О стихотворной судьбе Николая Асеева // Октябрь. – 1940. – № 11. – С. 186–192.
  • Крюкова А. М. Ранняя поэзия Н. Асеева // Учен. зап. Моск. Обл. пед. ин-та им. Н. К. Крупской. Т. 83. Вып. 2: Очерки по истории советской поэзии. – 1960. – 299 с.
  • Молдавский Д. М. Николай Асеев. – М.; Л.: Гослитиздат, 1965. – 151 с.
  • Карпов А. С. Николай Асеев: очерк творчества. – М.: Просвещение, 1969. – 159 с.
  • Мильков В. И. Николай Асеев: литературный портрет. – М.: Советская Россия, 1973. – 198 с.
  • Рогачев В. А. «Детский остров» Николая Асеева // Проблемы детской литературы. – Петрозаводск. – 1976. – С. 71–82.
  • Рассадин В. Л. Солнечные прописи: Стихи Н. Асеева 1917 – 1922 о революции // Литература и фольклор. – Иркутск, 1979. – С. 36 – 50.
  • Воспоминания о Николае Асееве / Сост. К. М. Асеева, О. Г. Петровская. – М.: Советский писатель, 1980. – 304 с.
  • Иванов Ю. Об инскрипте на книге Н. Асеева «Бомба» // Дальний Восток. – 1980. – №1. – С. 159.
  • Смола О. П. Лирика Асеева. – М.: Художественная литература, 1980. – 158 с.
  • Крюкова А. М. Маяковский и Асеев: К истории литературных и творческих отношений // Маяковский и современность / Сост. Лесневский С. С. – М.: Современник, 1984. – 336 с.
  • Шайтанов И. О. В содружестве светил: Поэзия Николая Асеева. – М.: Сов. писатель, 1985. – 398 с.
  • Мешков Ю. А. Николай Асеев: творческая индивидуальность и идейно-художественное развитие. – Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1987. – 270 с.
  • Лагутич М. С. Благополучный Николай Асеев // Льговские истории. – Льгов, 2001. – 288 с.
  • Устинов А., Лощилов И. Песни и легенды будетлянского скифства: Николай Асеев в журнале «Проталинка» // Детские чтения. Т. 14. – № 2. – 2018. – С. 160–209.

Война и революция

Во время Первой мировой Николай Асеев был призван в армию. Сначала его отправляют в Мариуполь, где проходит боевая подготовка. Затем посылают в составе полка в сторону Австрийского фронта. В это время он серьезно заболевает – начинается воспаление легких, осложненное туберкулезом. Асеева признают негодным к службе и отсылают в тыл. После выздоровления поэта снова отправили на фронт, где он прослужил до 1917 года, когда его избрали в члены Совета солдатских депутатов.

Разгорелась Февральская революция. Полк писателя отказался воевать. Асеев, взяв семью, отправляется на Дальний Восток. Путь его пролегал через голодную и послевоенную, охваченную мятежом страну. Свои скитания он описал в очерке «Октябрь на Дальнем», который принес ему первым настоящий литературный успех.

Поселившись во Владивостоке, писатель начал сотрудничать с новой газетой «Крестьянин и рабочий». В это время стало известно об Октябрьской революции, Асеев принял с радостью эту новость. Вскоре ему пришло приглашение от Луначарского переехать в Москву. И в 1922 Асеев перебирается в столицу. Здесь он встречается с Маяковским, который имел очень большое на него влияние.

Детство и юность

Известный советский поэт появился на свет 10 июля 1889 года в мещанской семье. Родители проживали на тот момент в городке Льгов, что расположен и поныне в Курской губернии. Отец Николая Николаевича Асеева, выходец из захудалого дворянского рода, работал страховым агентом. Мать, как было принято в те времена, занималась домом. Когда ребенку едва исполнилось восемь лет, матери не стало. Мальчика на воспитание принял дедушка, который отличался начитанностью и хорошей памятью. Именно он привил Николаю вкус и любовь к литературе.  

С младых ногтей Николай наблюдает, как живут в округе люди, зеленеют поля, облетают осенние листья и завывает метель за окном. В 1909 году, получив начальное образование в реальном училище, начинающий поэт отправляется в Москву. Отец настаивает, чтобы сын обучался в коммерческом институте. Юноша не перечит родителю, но параллельно с учебой занимается творчеством и проводит все свободное время в кругу единомышленников. Знакомится с Владимиром Маяковским и Борисом Пастернаком.  

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: