Фрэнсис бэкон

Фрэнсис Бэкон — кратко

Основоположник теории эмпиризма в теории познания, философ, историк, английский политический деятель Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 года в Лондоне. Родители Фрэнсиса, отец, лорд — канцлер сэр Николас Бэкон и мать, Анна Кук, воспитывали его в условиях непрекращающихся интриг большой политики. Атмосфера в доме состояла из переплетения личных дел с государственными вопросами, что определила воспитание Бэкона. Формирование интеллекта юного Фрэнсиса проходило на глазах у общества. Ниже кратко описаны вехи жизни выдающегося европейского мыслителя.

Этапы жизненного пути.

С апреля 1673, по июнь 1576 года юный Фрэнсис Бэкон обучался в колледже при Кембриджском университете. Его наставником и персональным учителем был сам будущий архиепископ Кентерберийский, Джон Уитгифт. Еще будучи студентом Бэкон отличался хорошими манерами и живым умом, чем очаровал королеву Елизавету . Во время учебы в колледже у него сформировалась стойкая неприязнь к учению Аристотеля, которое по его мнению хорошо для научных споров и диспутов, но бесполезно для общественной жизни.Благодаря протекции отца Бэкон в составе свиты посла Англии в 1576 году оказывается в Париже. Бурная политическая и общественная жизнь Франции дала молодому ученому пищу для размышлений, в результате которых вышли в свет его «Заметки о состоянии христианского мира».

Смерть отца в 1579 году заставила Ф. Бэкона возвращаться домой. Из первоначально предполагаемой суммы наследства ему досталась только пятая часть. Это обстоятельство вынудило молодого Фрэнсиса устроиться на работу юристом. Все попытки получить работу при дворе закончились неудачей, хотя королева всегда благоволила ему. Причины отказа в должности так и остаются неизвестными. В результате, в 1582 году Ф. Бэкон смог получить лишь должность младшего барристера (адвоката более высокого ранга).

1584 стал годом начала политической карьеры ученого. В том году он впервые был избран депутатом Палаты общин парламента. Монархические убеждения Фрэнсиса Бэкона пришлись ко двору. Король Яков видел в нем подданного, который может разрешить конфликты с парламентом. В итоге, к 57 годам Бэкон стал лорд — канцлером и обладателем многих поместий королевства.Политическая карьера ученого завершилась в результате обострения борьбы между королевской и парламентской властью. Под давлением парламента, чтобы успокоить взбунтовавшееся общественное мнение королю пришлось пожертвовать некоторыми должностными лицами, среди которых был и Фрэнсис Бэкон. Он был оштрафован на крупную сумму и арестован на несколько дней за казнокрадство. Получив оправдание, Бэкон, тем не менее, в политику больше не возвращался.

Последние годы жизни Бэкона прошли под знаком научных опытов. Он утверждал, что холод препятствует порче мяса и умер, простудившись во время проведения экспериментов в 1626 году. Наследников Фрэнсис Бэкон от позднего бpaка с Алисой Бэрнем не оставил.

Кратко о философии Бэкона.

В философских трудах Фрэнсис Бэкон критиковал схоластический подход к логике, который пренебрегает проблемой образования понятий. Основной идеей добэконовской философии был культурологический подход к развитию общества. Бэкон же настаивал на том, что необходимо признать приоритетным развитие науки и техники. Он утверждал, что научные открытия случайны, они нуждаются в систематизации, что даст мощный толчок развитию человеческого общества. В основу же научного познания ученый ставил индукцию и экспериментальную науку, что предполагало исчерпанность процесса в результате повторяемости.

Будучи убежденным поборником религии, Бэкон в своих научных трудах говорил о том, что мешает развитию науки: идолы рода, пещеры, рынка и театра. «В познании Природы ум должен опираться только на Опыт» -утверждал он.

Фрэнсис Бэкон внес весомый вклад в формирование и становление европейской философской науки и теоретической культурологии.

Фрэнсис бэкон новая атлантида. Ф.Бэкон: «новая Атлантида».

Идее
прогресса на основе соединения знания
и практики посвящена утопическая повесть
Бэкона «Новая Атлантида».

По
своему сюжету она следует довольно
распространенной в  XVI – XVII веках
схеме утопического произведения. Так
построены и “Утопия”
Томаса Мора и “Город Солнца” Томмазо
Кампанеллы (1623 г. выхода в свет). 
Однако произведение Бэкона не содержит
критики современной ему социальной
действительности. Вся повесть – это
гимн величию и славе научно-технического
прогресса, и, кажется, вся повесть нужна
ему для того, чтобы возвысить ученых и
изложить свой проект всегосударственной
организации науки. Это скорее сциентисткая,
чем социальная, утопия,
фрезка философии грядущей индустриальной
науки.

 Кстати,
u-topos можно перевести и как “место,
которого нет”, и как “другое место”.

Общая характеристика философии Фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон стал первым крупным философом своего времени и открыл Эпоху Разума. Несмотря на то, что он был хорошо знаком с учениями мыслителей, живших во времена древности и средневековья, он был убежден, что путь, который они указывали – ложный. Философы прошлых веков были сосредоточены на нравственных и метафизических истинах, забывая о том, что знания должны приносить практическую выгоду людям. Он противопоставляет праздное любопытство, которому до сих пор служило философствование, производству материальных благ.

Будучи носителем практичного англосаксонского духа, Бэкон не искал знаний ради стремления к истине. Он не признавал подход к философии через религиозную схоластику. Он считал, что человеку предначертано господствовать над животным миром, и он должен исследовать мир рационально-потребительски.

Силу он видел в знаниях, которые можно применить на практике. Эволюция человечества возможна только через господство над природой. Эти тезисы стали ключевыми в мировоззрении и философских учениях эпохи Возрождения.

Это интересно: 630,Фредерик Уоллас Смит — распишем по порядку

Философия эмпиризма Ф. Бэкона

Сразу скажем, что Фрэнсис Бэкон был сторонником строгого доказательного научного подхода, основанного на анализе данных, полученных опытным путем. В основе научного знания, по Бэкону, лежат эксперимент и индукция как метод обработки полученных данных. Бэкон предлагал двигаться от частных, полученных в ходе эксперимента наблюдений к более общим выводам.

В этом и заключается эмпиризм – философия Бэкона. Он считал правильным положить принципы эмпиризма в основу дальнейшего развития наук. Сам Бэкон подробно рассказал о своих идеях в книге «Великое восстановление наук. Разделение наук» . Продолжение содержится во второй части под названием «Великое восстановление наук. Новый Органон» . Уточним, что словосочетание «Новый Органон» в названии книги является отсылкой к известному труду «Органон», где изложен метод дедукции Аристотеля, которому оппонировал Бэкон.

Интересно, что страсть к экспериментам сыграла злую шутку с самим Бэконом. Он серьезно заболел в результате переохлаждения, когда взялся исследовать хладосберегающие свойства снега, закопал в сугроб тушку курицы и постоянно проверял ее сохранность. Регулярный выход на мороз и копание в снегу привели к тому, что ученый скончался на пятый день своего эксперимента.

На всякий случай напомним, что Бэкон был философом и историком, а не физиком или биологом, да и в 65 лет длительное переохлаждение опасно само по себе. Так или иначе, эта новая философия Нового времени (эмпиризм Бэкона) имела огромное значение для развития философской мысли.

Краткая биография

  1. В 1579 г. из-за скоропостижной смерти отца Фрэнсис вынужден был вернуться домой. Николас оставил юноше небольшое наследство, но этой суммы Фрэнсису было недостаточно, он влез в долги.
  2. В том же году молодой человек начал работать юристом в Грейс-Инне. Также он поступил в школу барристеров (адвокатов, которые ведут дела).
  3. В 1580 г. Бэкон предпринял попытку устроиться при дворе, отправив Королеве прошение через своего дядю. Несмотря на хорошее отношение Елизаветы I к Фрэнсису, прошение удовлетворено не было.
  4. С 1581 г. Бэкон участвовал в заседаниях Палаты общин.
  5. В 1582 г. Фрэнсис начал работать младшим барристером в Грейс-Инне.
  6. В 1584 г. он был избран в парламент и вплоть до 1614 г. участвовал в дебатах Палаты общин с яркими запоминающимися речами, вносил различные предложения, которые не всегда соответствовали взглядам королевы.
  7. В 1580-х гг. вышло первое философское эссе Бэкона «Величайшее порождение времени» (до наших дней не сохранилось). В нём мыслитель впервые описал новый метод познания – индуктивный.
  8. В 1588 г. Фрэнсис участвовал в написании и постановке спектакля-маски о короле Артуре в Грейс-Инне.
  9. В 1591 г. молодой юрист получил должность советника графа Эссекса.
  10. В 1594 г. Фрэнсис стал одни из авторов спектакля «Деяния грейитов».
  11. В 1597 г. была издана книга Бэкона «Опыты и наставления нравственные и политические», ставшая главным литературным трудом учёного, который он дополнял и дорабатывал на протяжении всей жизни. В первое издание вошло всего 10 эссе, в дальнейших переизданиях их количество увеличилось до 58. Книга была хорошо принята читателями и принесла автору известность, хотя и не помогла улучшить его материальное положение.
  12. В марте 1603 г. на трон взошёл Яков I, при котором политическая карьера Бэкона пошла в гору.
  13. В июле того же года Фрэнсису Бэкону было пожаловано звание рыцаря.
  14. В 1604 г. юрист-философ стал штатным королевским адвокатом.
  15. В 1605 г. Бэкон опубликовал философский труд «Две книги о восстановлении наук».
  16. В 1606 г. он занял пост генерал-солиситора с хорошим жалованием.
  17. В 1608 г. философ занимает пост регистратора Звёздной палаты.
  18. В 1609 г. вышел сборник миниатюр Бэкона «О мудрости древних».
  19. В 1613 г. Фрэнсис получил должность генерального прокурора.
  20. В 1616 г. учёный стал членом Тайного совета.
  21. В марте 1617 г. он был назначен на почётную должность Лорда-хранителя Большой печати Англии.
  22. В январе 1618 г. философ занял высший государственный пост лорда-канцлера. И в том же году получил титул барона Веруламского.
  23. В 1620 г. мыслитель опубликовал одно из самых известных своих сочинений – трактат «Новый Органон». Он трудился над этой книгой много лет и изложил в ней свои умозаключения о проблемах науки и новом подходе к процессу познания.
  24. В 1621 г. Бэкон был возведён в титул виконта Сент-Олбанского
  25. В том же году произошёл большой скандал, в результате которого философ потерял все свои посты и расположение при дворе. Он был обвинён во взяточничестве и привлечён к суду. Суд приговорил Бэкона к тюремному заключению и выплате крупного штрафа, но благодаря великодушию короля он пробыл в Тауэре всего 2 дня, а штрафа смог избежать вовсе.
  26. В последние годы Бэкон работал на романом-утопией «Новая Атлантида», который так и не был закончен и был издан уже после смерти философа – в 1627 г.
  27. Учёный скончался 9 апреля 1626 г. в возрасте 66 лет после того, как простудился при проведении эксперимента с куриной тушкой и снегом. Он хотел выяснить, как холод влияет на процесс гниения, замедляя его. Эксперимент оказался удачным, но философ тяжело заболел и через 5 дней умер.

Фрэнсис Бэкон. Портрет 1618 г.

Послевоенный период

Как уже оговаривалось выше, творческий расцвет художника Фрэнсиса Бэкона, картины и биография которого описаны в этой статье, наступил во второй половине двадцатого столетия.

Одним из первых полотен, которые произвели настоящий фурор в мире искусства, стала его картина «Три этюда фигур в ногах Распятия», созданная им в 1944 году. Ее выставляли в знаменитых галереях «Тейт» и «Лефевр».

В конце сороковых годов он уезжает из Англии в Монако, где работает несколько лет. По возвращении в Лондон он устраивается в Королевский колледж искусства преподавателем, а также работает некоторое время в «Хановер Гэллери» (Hanover Gallery).

В 1955 году была организована первая персональная выставка картин Фрэнсиса Бэкона, тематикой которой была ретроспектива его творчества в современных искусствах. Приблизительно по тому же плану была сделана его выставка в галерее «Тейт» в 1962 году.

Творчество и картины Фрэнсиса Бэкона набирают популярность. Его начинают признавать не только в родной Англии и Ирландии, но и во всей Европе и Америке.

Философия и учение

Основным литературным трудом Фрэнсиса Бэкона считаются «Опыты, или наставления нравственные и политические». Интересен факт, что для написания этой работы ему потребовалось 28 лет!

В ней автор размышлял о множестве проблем и качеств, присущих человеку. В частности, он высказывал свои идеи относительно любви, дружбы, справедливости, семейной жизни и т.д.

Стоит отметить, что хотя Бэкон был талантливым адвокатом и политиком, главным увлечением всей его жизни являлись философия и наука. Он критически отзывался об аристотелевской дедукции, которая в то время пользовалась необычайной популярностью.

Вместо этого Фрэнсис предложил новый способ мышления. Указывая на плачевное состояние науки, он заявлял, что до этого дня все научные открытия делались случайно, а не методически. Открытий могло быть гораздо больше, если бы ученые использовали правильный метод.

Под методом Бэкон подразумевал путь, называя его главным средством исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит здорового человека, бегущего по бездорожью.

В основе научного познания должны лежать индукция – процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему, и эксперимент – процедура, выполняемая для поддержки, опровержения или подтверждения теории.

Индукция получает знание из окружающего мира посредством эксперимента, наблюдения и проверки теории, а не из толкования, например, тех же трудов Аристотеля.

Стремясь разработать «истинную индукцию», Фрэнсис Бэкон искал не только факты, подтверждающие какой-либо вывод, но и факты, опровергающие его. Таким образом он показывал, что истинное знание является производным от чувственного опыта.

Подобная философская позиция называется эмпиризмом, родоначальником которой, собственно, и был Бэкон. Также философ говорил о препятствиях, которые могут стоять на пути познания. Он выделял 4 группы человеческих ошибок (идолов):

  • 1-й вид – идолы рода (ошибки, допускаемые человеком по причине своего несовершенства).
  • 2-й вид – идолы пещеры (ошибки, вытекающие из предрассудков).
  • 3-й вид – идолы площади (ошибки, рождающимися вследствие неточностей в использовании языка).
  • 4-й вид – идолы театра (ошибки, допускаемые по причине слепого следования авторитетам, системам или устоявшимся традициям).

Открытие Фрэнсисом нового метода познания сделало его одним из крупнейших представителей научной мысли нового времени. Впрочем, при жизни его система индуктивного познания была отвергнута представителями экспериментальной науки.

Интересно, что Бэкон является автором ряда религиозных сочинений. В своих работах он обсуждал различные религиозные вопросы, подвергая жесткой критике суеверия, приметы и отрицание существования Бога. Он заявлял, что «поверхностная философия склоняет человеческий разум к безбожию, глубины же философии обращают ум человека к религии».

Смерть

Умер Бэкон 9 апреля 1626, в 66-летнем возрасте, по нелепой случайности. Фрэнсис всю жизнь увлекался изучением всевозможных природных явлений, и однажды зимой, катаясь с королевским медиком в экипаже, ученому пришла в голову мысль провести эксперимент, в котором он намеревался проверить, в какой степени холод замедляет процесс гниения.

Памятник на могиле Фрэнсиса Бэкона

Философ купил на рынке тушку курицы и собственноручно закопал ее в снег, от чего простудился, заболел и скончался на пятый день своего научного опыта. Могила адвоката находится на территории церкви Святого Михаила в Сент-Олбанс (Великобритания). Известно, что на месте захоронения, после смерти автора книги «Новая Атлантида», установили монумент.

Смерть

В последние годы жизни мыслитель жил в своем поместье, занимаясь исключительно научной и писательской деятельностью. Фрэнсис Бэкон умер 9 апреля 1626 г. в возрасте 65 лет.

Смерть ученого настала вследствие нелепой случайности. Так как он всерьез исследовал разные природные явления, мужчина решил провести очередной эксперимент. Он захотел проверить, в какой степени холод замедляет процесс гниения.

Купив тушку курицы Бэкон зарыл ее в снег. Проведя зимой какое-то время на улице он серьезно простудился. Болезнь так быстро прогрессировала, что ученый скончался на 5-й день после начала своего опыта.

Биография Фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон появился на свет 22 января 1561 г. в Большом Лондоне. Он рос и воспитывался в состоятельной семье. Его отец, сэр Николас, был одним из наиболее влиятельных вельмож в государстве, а мать, Анна, приходилась дочерью гуманиста Энтони Кука, который воспитывал короля Англии и Ирландии Эдуарда 6.

Детство и юность

На становление личности Фрэнсиса серьезно повлияла его мать, которая имела прекрасное образование. Женщина знала древнегреческий, латинский, французский и итальянский языки, вследствие чего переводила на английский различные религиозные труды.

Анна являлась ревностной пуританкой – английской протестанткой, не признававшей авторитет официальной церкви. Она была близко знакома с ведущими кальвинистами, с которыми вела переписку.

В семье Бэконов всех детей побуждали скрупулезно исследовать теологические доктрины, а также придерживаться религиозных обычаев. Фрэнсис обладал хорошими умственными способностями и тягой к знаниям, однако не отличался крепким здоровьем.

Когда мальчику было 12 лет он поступил в колледж Святой Троицы в Кембридже, где обучался около 3-х лет. Еще с детства он часто присутствовал во время разговоров на политические темы, поскольку к его отцу приходили многие известные чиновники.

Интересен факт, что после выпуска из колледжа, Бэкон начал негативно отзываться о философии Аристотеля считая, что его идеи были хороши лишь для отвлеченных диспутов, но не приносили никакой пользы в повседневной жизни.

Летом 1576 г. благодаря протекции отца, который желал подготовить сына к служению государству, Фрэнсиса отправили за рубеж в составе свиты английского посла во Франции сэра Паулета. Это помогло Бэкону получить большой опыт в области дипломатии.

Эмпиризм Бэкона. Заблуждения разума

Основателем эмпиризма был английский философ и политик Фрэнсис Бэкон (1561-1626), который, как и другие мыслители Нового времени, был убежден, что философия может и должна стать наукой. Свое отношение к науке он выразил в афоризме «Знание — сила», или (более точный перевод) «Знание — это власть». Бэкон любил повторять: мы можем сделать столько, сколько знаем.

Наука, утверждал Бэкон, не может служить только цели оправдания Бога, она не может быть знанием ради знания. Конечная цель науки — изобретения и открытия. Цель изобретений и открытий — польза для человека: удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей, повышение их энергетического потенциала, умножение власти человека над природой. Но наука, по мнению Бэкона, в ее нынешнем виде не способна решать позитивные задачи, необходимо перестроить здание науки. По мнению Бэкона, для того чтобы реформировать науку и развивать естествознание, необходимо научиться правильно мыслить. Это, в свою очередь, требует очищения ума от заблуждений, которые являются препятствием на пути познания природы. Бэкон выделяет четыре типа заблуждений, которые он называет идолами или духами:

1) Идолы вида;2) Идолы пещеры;3) Идолы рынка;4) Кумиры театра.

Бэкон рассматривал идолов Кина как ложные представления о мире, присущие всему человеческому роду и являющиеся следствием ограниченности человеческого разума и чувств. Эта ограниченность чаще всего проявляется в антропоморфизации вещей, то есть наделении природных явлений человеческими характеристиками, смешивая человеческую природу с природной. Чтобы уменьшить вред, наносимый идолами вида, люди должны сравнивать показания органов чувств с объектами окружающего мира и таким образом проверять их точность.

У каждого человека, считает Бэкон, есть своя пещера, свой субъективный внутренний мир, который накладывает печать на все его поступки. Все его суждения о вещах и процессах реальности. Неспособность человека выйти за пределы своей субъективности является причиной такого рода заблуждений.

Среди идолов рынка или места бекона — заблуждения людей, созданные неправильным использованием слов. Люди часто вкладывают разный смысл в одни и те же слова, и это приводит к бесполезным, бесплодным спорам о словах, увлечению словесными дебатами, которые в конечном итоге отвлекают людей от изучения природных явлений и их правильного понимания. Бэкон называет их идолами рынков или площадей, потому что в средневековых городах и во времена Бэкона схоластические диспуты о таких проблемах, как количество чертей на конце иглы, проходили в местах скопления людей — на рынках и площадях.

В категорию идолов Бэкон включает ложные представления о мире, некритически заимствованные людьми из различных философских систем. Любая философская система, по мнению Бэкона, разыгрывает перед народом драму или комедию. Сколько философских систем было создано в истории, сколько драм и комедий, изображающих вымышленные, искусственные миры, было поставлено и разыграно. Люди принимали эти постановки «за чистую монету», ссылались на них в своих рассуждениях, принимали их идеи как руководство к действию.

Идолы родства и пещеры относятся к естественным свойствам человека, и их преодоление возможно на пути самовоспитания и самообразования. Идолы рынка и театра приобретаются разумом. Они являются следствием господства прошлого опыта над личностью: авторитета церкви, мыслителей и т.д. Поэтому борьба с ними должна идти через трансформацию общественного сознания.

Общее значение учения об идолах определяется его воспитательной функцией. Однако перечисление идолов не гарантирует движения к истине. Такая гарантия является тщательно разработанной доктриной метода.

Научные и философские взгляды

Сочинения, которые создал Роджер Бэкон можно разделить на два разряда: рукописи и напечатанные. Большинство из них посвящено философии.

Бэкон считал, что наиболее достоверной наукой является математика. Ведь с её помощью можно проверить данные остальных наук. Также он утверждал, что она является самой легкой и доступной. Философ выделял 3 типа опыта:

  • жизненный опыт (приобретается в процессе жизни);
  • опыт-доказательство (получен через внешние чувства);
  • духовный опыт (познается через мистическое состояние или внутреннее озарение).

Помимо этого Бэкон занимался астрологией, алхимией и оптикой. Алхимию он разделял на теоретическую (исследование состава и происхождения металлов) и практическую (добыча и очистка металлов). Ученый считал, что в будущем эта наука принесет немалую пользу медицине.

Основные сочинения:

  • «Spculum Alchimoae»;
  • «Perspectiva»;
  • «Specula Mathematica»;
  • «Opera hactenus mеdita»;
  • «Opus Tertium»;
  • «Opus Majus»;
  • «Opus Minus»;
  • «Compendium Studii Philosophiae».

Самые дорогие картины художника

Сегодня картины Фрэнсиса Бэкона ценятся очень высоко. Цены на некоторые из них исчисляются миллионами и даже десятками миллионов долларов. Так, к примеру, триптих «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» на современном арт-рынке оценивается в баснословную сумму, а именно в 142,4 миллиона американских долларов. Такую поистине колоссальную цену была отдана «Элейн Уинн» в 2013 году на аукционе «Кристис».

Еще одной картиной Бэкона, входящей в список самых дорогих произведений живописи, является «Триптих», написанный им в 1976 году. Его стоимость в 2008 году составила более 86 миллионов долларов США. Покупатель не пожелал раскрыть свое имя.

Третьей картиной, которая была продана за огромные деньги, стал триптих «Три этюда к портрету Джона Эдвардса», созданный художником в 1984 году. Полотно было продано за 80 миллионов в 2014 году. Приобретатель тоже счел уместным не раскрывать свою личность.

В одном ряду в этом списке стоят такие великие художники, как: А. Модильяни, П. Пикассо, Э. Мунк, В. ван Гог и многие другие. Все они стали величайшими, и Бэкон с ними в одном списке.

Тот факт, что люди готовы отдавать многомиллионные состояния за картины Бэкона, уже говорит о его невероятной востребованности как живописца. Творчество художника было оценено по достоинству, а сегодня он уже стал считаться современной классикой. Он один из творцов современного искусства, который во многом определил дальнейшие тенденции, которые стали двигать искусство дальше. Своим примером воодушевив миллионы молодых художников, Бэкон стал для многих настоящим идолом, иконой современного искусства.

биография

Сначала он был членом Палаты общин в Англии, а затем стал Генеральным прокурором Англии и Уэльса, лордом-хранителем королевских печатей  (в) и, наконец, канцлером в возрасте 57 лет.

Елизавета I re (1561-1603)

Бэкон родился 22 января 1561 г.В York House  (в), в Strand, где его отец, сэр Николас Бэкон ( — ) имел место жительства. Последний был Лордом Хранителем (Лордом Хранителем Великой Печати) в течение двадцати лет. Мать Бэкона, Энн Кук, была второй женой Николаса Бэкона.

Бэкон был послан в возрасте двенадцати лет (апрель, ) в Тринити — колледже в Кембриджском университете с братом Энтони Бэкон (1558-1601) . Он с детства отличался ранним развитием своего гения и рано задумал реформировать науку; но его состояние надолго отвлекло его от этого проекта. В юности он сопровождал британский посол Амиас Paulet  (EN) во Франции в суд Генриха III . Отозванный в свою страну смертью отца, он был допущен к адвокату и успешно занялся изучением юриспруденции . Однако, предпочитая карьеру в государственных делах, он присоединился к графу Эссексу и стал членом палаты общин ( 1592 г. ). Хотя он согласился, чтобы заслужить благосклонность королевы Елизаветы, чтобы оправдать осуждение несчастного Эссекса, ее защитника, он получил от нее только почетный титул советника королевы .

Он также учился какое-то время в университете Пуатье .

Совет короля (1607-1618)

После смерти Елизаветы, Жак I эр, который любил ученых, Бэкон быстро поднял почестей; он последовательно назначал генерального солиситора ( 1607 г. ), затем генерального прокурора ( 1615 г. ), члена Тайного совета ( 1616 г. ), хранителя печатей ( 1617 г. ) и, наконец, Великого канцлера ( 1618 г. ); он также сделал его бароном де Верулам и виконтом де Сен-Альбаном. Именно в этом положении он судил Уолтера Рэли (он был первым, кто объявил о своей смерти), затем Томаса Ховарда (1619).

Бэкон всемерно поддержал усилия короля по объединению королевств Англии и Шотландии и провел полезные реформы. Но едва он проработал два года на посту Великого канцлера, как палата общин обвинила его в том, что он позволил себе развратиться, принимая деньги за уступки мест и привилегий. Причина его политического падения — обвинение канцелярии в коррупции в 1621 году .

Испытание и осуждение (1621)

Следовательно, Бэкон был приговорен Палатой лордов в 1621 году к заключению в лондонском Тауэре и к уплате штрафа в размере 40 000  фунтов стерлингов; он также был лишен всякого достоинства и отстранен от государственных функций. Он признал свою вину, был оштрафован и больше никогда не поднимался в парламент . Этим суровым приговором парламент хотел нанести удар не столько Бэкону, преступление которого было далеко не столь серьезным, как предполагалось, сколько ударить фаворита Жака Джорджа Вильерса из Бэкингема, чьим слабым канцлером был этот человек и чье преступление хищение, которое он слишком легко переносил. С другой стороны, вполне возможно, что он стал жертвой политических ударов посреди английского двора. Через несколько дней король освободил его и вернул штраф.

Последние годы (1621-1626)

Несколько лет спустя король освободил его от всех объявленных ему недееспособных ( 1624 г. ). Однако Бэкон остался с опалы удален от бизнеса, и последние годы своей жизни он посвятил своим философским трудам. Он умер 9 апреля 1626 года после физических экспериментов, которые он проводил со слишком большим рвением. На грани смерти он написал лорду Арунделу:

Спорные тезисы, сначала поддержанные Элизабет Уэллс Гэллап  (en), затем генералом Франсуа Картье (1862-1953) в Un Problème de cryptographie et d’histoire или Пьером Анрионом в нескольких публикациях, включая Shakespeare: Supreme Masterpiece и Proof Definitive, стремятся продемонстрировать, что Фрэнсис Бэкон и Шекспир — одно целое. Эти тезисы не будут сохранены историками. Их главные противники — Уильям Фридман и его жена Элизабет из книги «Шекспировские шифры исследованы» .

Фрэнсис Бэкон умер от пневмонии 9 апреля 1626 года в Хайгейте после того, как заразился легочной инфекцией во время одной из своих попыток продлить жизнь курицы, заморозив ее в снегу.

Начни с себя

Как говорилось выше и как мы могли видеть из наших предшествующих разговоров о Фрэнсисе Бэконе, Роджер Бэкон не был ни первым, ни последним, кто выделил этот набор препятствий на пути к Истине. Однако его заслуга состоит в том, что он, не отделяя и себя от этих «идолов» или «язв», как он сам их называл, подчеркивал их присутствие в каждом из нас. Он не указывал пальцем на несовершенства других, но обнаруживая несовершенство в себе, убеждал нас в необходимости поступать так же.

«Этим, — утверждал Р. Бэкон, — обречен и охвачен любой человек в любом положении. И всякий в том или ином искусстве обыденной жизни, науки в любом деле, пользуется тремя печально известными аргументами: пример тому подают знаменитости; это вошло в обычай; это одобрила толпа; следовательно, этого надо придерживаться. Но… если три указанные иногда устраняются благородной силой разума, то четвертая всегда наготове и всегда на устах всякого, так что любой оправдывает свое невежество. И пусть он не знает ничего стоящего, он недостойно превозносит , так что такое превознесение его несчастной глупости, по меньшей мере, угнетает и подавляет истину» (, стр. 43).

«И я, — обращался к нам Роджер Бэкон, — присоединил эту причину к трем предыдущем из-за того, что мудрецы чаще объединяют их, и отделил ее от них из-за того, что она — главное зло. Ибо она необыкновенно свирепа и губит и уничтожает всякое разумение, и она есть желание казаться мудрым, присущее каждому человеку. Ибо как бы мало мы не знали и каким бы ничтожным и низменным не было наше знание, мы превозносим его; и мы восхваляем то, чего не знаем, там, где можем скрыть свое невежество, и намеренно показываем знание, чтобы быть прославляемыми за то, чего нет.

И все, чего мы не знаем, где мы не можем похвастаться своей осведомленностью, мы оставляем без внимания, отвергаем, осуждаем и уничижаем, чтобы не показалось, что мы не знаем чего-то; и поскольку мы всякими постыдными средствами украшаем наше невежество, как публичная женщина украшает себя нарядами и румянами, то мы таким образом отнимаем у себя и у других полезнейшее великое, полное всяческой красоты и достойнейшее благодаря своим свойствам» (, стр. 75).

Эмпирическое учение Френсиса Бэкона

Понятие «эмпиризм» появилось вследствие развития философской теории Бэкона, а его суть сводилась к суждению «познание лежит через опыт». Он полагал, что добиться чего-либо в своей деятельности, можно лишь при наличии опыта и знаний. По Бэкону существует три пути, пройдя которые человек может получить знание:

«Путь паука». В данном случае аналогия проводится с паутиной, подобно которой переплетаются человеческие мысли, при этом конкретные аспекты пропускаются мимо.
«Путь муравья». Подобно муравью человек по крупицам собирает факты и доказательства, получая таким образом опыт. При этом суть остается непонятной.
«Путь пчелы». В этом случае используются позитивные качества пути паука и муравья, а негативные (отсутствие конкретики, непонятая суть) опускаются

Выбирая путь пчелы, все факты, собранные опытным путем важно пускать через разум и призму своего мышления. Так познается истина.

Почему картины Бэкона пугают

Живописные произведения гениального художника страшат потому, что кажутся очень реальными, несмотря на всю их фантастичность и сюрреалистичность. Бэкон не пытался отретушировать окружающий мир, сделать его более красочным и уютным, он показывал его настоящим, со всем тем клубком боли, страданий и грязи, которые действительно есть и от которых никуда не деться.

Художник утверждал, что жизнь слишком хрупка, а потому смерть всегда находится рядом с ней, хотят замечать это люди или нет. Можно сказать, что умирание — это тень всех жизненных процессов. Одно без другого невозможно. А значит смерть и все ее атрибуты нельзя выбросить из творчества. Бэкон считал, что ее нужно принимать как данность, а не закрывать глаза. И в своем творчестве он пытался быть честным. Хотя это и шокировало зашоренных зрителей.

И тем не менее себя живописец считал оптимистом. Он не смаковал, как маньяк, человеческую боль, он пропускал ее через себя и на холст выплескивал собственные эмоции и переживания в цвете. Вот откуда это ощущение реальности от его картин, именно оно потрясет зрителей и вызывает одновременно и восхищение, и ужас. Бэкон был уверен: если картина никого не напугала, то она бездарна и подлежит безжалостному уничтожению. Художник очень пристрастно относился к собственной работе, возможно поэтому потомкам в наследство достались по-настоящему гениальные плотна, которые сегодня за десятки миллионов долларов продаются на аукционах.

Классификация препятствий на пути к познанию

Бэкон, помимо путей познания. Говорит и о постоянных препятствиях (так называемые препятствия-призраки), сопровождающие человека на протяжении всей его жизни. Они могут быть врожденными и приобретенными, но в любом случае, именно они мешают настроить свой разум на познание. Итак, существует четыре типа препятствий: «Призраки рода» (происходят из самой человеческой природы), «Призраки пещеры» (собственные ошибки восприятия окружающей реальности), «призраки рынка» (появляются вследствие общения с другими людьми посредством речи (языка)) и «призраки театра» (навеянные и навязанные призраки другими людьми). Бэкон уверен – для того чтобы познать новое, нужно отказаться от старого

При этом важно не «растерять» опыт, опираясь на который и пропуская его через разум, можно достичь успеха

Научный метод

После перечисления основных предрассудков, с которыми сталкиваются люди, Фрэнсис Бэкон устанавливает важность упорядочивания переживаний, чтобы результаты, полученные в результате наблюдений, были как можно ближе к истине. Именно в этой области он вводит логическую индукцию как фундаментальный элемент научного метода

Именно в этой области он вводит логическую индукцию как фундаментальный элемент научного метода.

Для Бэкона есть три основных элемента для организации и последующей интерпретации данных, полученных в результате наблюдения. Он назвал совокупность этих трех элементов Теорией трех таблиц.

Первую таблицу Бэкон назвал «таблицей присутствия», и она соответствует сценарию, в котором необходимо указать, в каких случаях наблюдается наблюдаемое явление.

Вторая таблица была названа «таблицей отсутствия», и это пространство, в котором должны быть указаны случаи, когда изучаемое явление не возникает.

Наконец, третья таблица была названа «таблицей степеней» и соответствует сценарию, в котором будут указаны случаи, в которых рассматриваемое явление имеет вариации с точки зрения разной степени интенсивности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: