Цитаты Ивана Крамского
Сохранились многочисленные письма Крамского, в которых он пишет интересные замечания о современных русских и европейских художниках, а также великих мастерах прошлого. Рассуждает он в письмах и об искусстве в целом, что говорит о той огромной и непрерывной работе, которая кипела у него внутри.
- Нет более безнадежного занятия, чем рисовать пустоту, нет ничего труднее, как живописать однообразие.
- Художник рисует, по существу, глазом: его искусство — это искусство воспринимать окружающее в правильных пропорциях и во всей красоте.
- Живопись — самое доступное и удобное из искусств.
- Архитектура — онемевшая музыка.
- Значительность художника измеряется количеством новых знаков, которые он введет в пластический язык.
- В сущности, нет ни прекрасного стиля, ни прекрасной линии, ни прекрасного цвета, единственная красота — это правда, которая становится зримой.
- Живопись — это искусство, при помощи которого художник изображает страсть через черты лица и положение тела и волнует зрителя своим .отношением к сюжету, сочувственным или ироническим.
- Живопись — это вполне конкретное искусство, оно может быть только изображением действительно существующих вещей. Это язык природы, язык зримого мира. То, чего мы не видим, не существующее и абстрактное, не относится к области живописи.
- Внешность в картине не имеет сама по себе никакой цены и должна всецело зависеть от идеи.
- Истинный художник выражает то, что думает, не страшась противодействия вековых предрассудков.
- Из всех искусств, которым отдает себя гений, живопись неоспоримо требует наибольших жертв.
«Бунта четырнадцати» и Артели художников
Иван Крамской не дожил до своего 50-летия всего 2 месяца. Несмотря на еще относительно молодой возраст, в последние годы он выглядел немощным стариком и сокрушался, что не выполнил своего предназначения. Но если посмотреть на его творчество со стороны, то сложно с ним согласиться.
Пишите комментарии: считаете ли вы, что он был прав? Выполнил ли он то, ради чего был рожден?
Галерея
Жизнь поставила Крамского перед задачей зарабатывать деньги на хлеб и на нужды растущей семьи с помощью картин. Отчасти поэтому в галерее художника есть огромный список портретов, в том числе членов королевской семьи. Как портретист Крамской достиг вершин мастерства и создал множество общепризнанных шедевров. Среди его работ — портреты императора Александра III и членов императорской семьи, писателя Некрасова, доктора Боткина, Павла Третьякова, художников Репина, Айвазовского, Куинджи, Савицкого, писателя Льва Толстого и многих других известных людей, родственников художник, а также русские коммуны.
Самые известные картины живописца:
- Христос в пустыне (1872)
- «Книги преобладали» (1872 г)
- «Девушка с распущенной косой» (1873 г)
- Автопортрет (1874 г)
- «Девушка с кошкой» (1882 г)
- Неизвестно (1883)
- «Безутешная боль» (1884)
- Дети в лесу (1887)
Во всех своих портретах Крамской добивается четкого выделения образа человека, оживляя его с помощью нейтрального фона и грамотно расставляя акценты на лице, прическе, руках и деталях одежды персонажа. Этот прием позволяет зрителю сосредоточиться на личности героя образа, составить его психологический портрет, не отвлекаясь на детали.
В своих великолепных пейзажных работах, которых не так много, художник применил свои открытия с помощью цвета и света и вывел жанр на предельно реалистичный уровень.
Презентация на тему: » Крамской Иван Николаевич. Крамской Иван Николаевич (1837–1887), русский художник жанровой, исторической и портретной живописи. Родился в Острогожске,» — Транскрипт:
1
Крамской Иван Николаевич
2
Крамской Иван Николаевич (1837–1887), русский художник жанровой, исторической и портретной живописи. Родился в Острогожске, в небогатой мещанской семье, первоначальное обучение получил в уездном училище. Рисованием занимался с детства самоучкой, а потом, при помощи советов одного любителя рисования, стал работать акварелью. В шестнадцатилетнем возрасте поступил в ретушеры к одному харьковскому фотографу. Перебравшись в 1856 г. в Петербург, продолжал заниматься тем же у лучших столичных фотографов. На следующий год решился поступить в Академию художеств, где вскоре оказал быстрые успехи в рисовании и живописи. Будучи учеником проф. А. Т. Маркова, получил малую серебряную за картину «Умирающий Ленский» (в 1860 г.), большую серебряную медаль за этюд с натуры (в 1861 г.) и малую золотую медаль, написанную по программе картину: «Моисей источает воду из камня». Крамскому надлежало конкурировать на получение большой золотой медали, но в это время между молодыми художниками академистами зародились и созрели сомнения в правильности академического преподавания, и они подали в совет академии прошение о том, чтобы им было разрешено выбрать каждому свою тему для картины на соискание большой золотой медали. Академия неблагосклонно отнеслась к предложенному новшеству.. Вследствие чего 14 молодых художников, с Крамским во главе, отказались, в 1863 г., писать на заданную академией тему – «Пир в Валгалле» и вышли из академии. Сначала, для приискания средств к жизни, они образовали художественную артель, а в 1870 г. некоторые из них, присоединившись к молодым московским художникам, с Мясоедовым во главе, основали товарищество передвижных выставок. Крамской сделался портретистом. В дальнейшей своей художественной деятельности, Крамской постоянно обнаруживал стремление к картинам.
3
Мина Моисеев
4
Шишкин И.И г.
5
Портрет Салтыкова- Щедрина
6
Портрет поэта Некрасова
8
Портрет писателя Грибоедова
9
Портрет императора Александра III
10
Портрет императрицы Марии Федоровны
11
Портрет Софьи Крамской 1869 г.
12
Христос в пустыне
13
Неизвестная
14
И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль.
15
Лунная ночь.1880 г.
16
Неутешное горе
17
Букет цветов. Флоксы
Смерть
В последние 5-6 лет жизни присутствие художника узнавали по сильному сухому кашлю: у Крамского обнаружили грудную жабу (аневризму сердца). Унять боли помогали уколы морфия. Лечил художника Сергей Боткин, скрывавший от пациента название смертельного недуга
О нем Иван Крамской узнал случайно, прочитав симптомы в медицинской энциклопедии, неосторожно оставленной Боткиным на столе
Могила Ивана Крамского
Болезнь сердца (аневризма аорты) и стала причиной смерти живописца. Он скончался за работой – рисуя портрет доктора Карла Раухфуса. Крамской не дожил 2 месяца до 50-летия.
Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
«Бунт четырнадцати»
Целью обучения Крамского отнюдь не было получение награды. Он получил большую золотую медаль, если написал картину на тему «Пир в Валгалле». Однако это направление не устраивало будущего художника, как и многих его сотрудников — они хотели добиться творческой свободы.
Студенты Академии попросили разрешения на создание работы по своей тематике, но получили отказ, поэтому Крамской и тринадцать студентов покинули учебное заведение, которое впоследствии было названо «Восстанием четырнадцати». Бывшие студенты Академии художеств под руководством Ивана Крамского создали артель: ее члены называли себя вольными художниками. Это объединение было первым в истории русской живописи.
Николай Александрович Ярошенко «Портрет художника В.Н. Крамского «, 1876 г,
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Мне кажется, это был действительно смелый поступок, потому что после ухода из Академии Крамской ушел в неизвестность — была вероятность, что Странники не добьются успеха. Если бы он оставался студентом и с отличием окончил Академию, он гарантировал бы стабильный поток заказов.
Иван Крамской организовал «Товарищество передвижных выставок» в 1870 году. В него вошли талантливые русские художники. Они занимались освещением и устраивали аскетические выставки, первая из которых состоялась в 1871 году.
Группа передвижных художественных выставок, 1886 г
Краткая биография
- За 8 лет учёбы в Академии Репин приобрёл много друзей. Он близко сошёлся с художниками Иваном Крамским и Василием Поленовым, скульптором Марком Антокольским, критиком Владимиром Стасовым. В 1865 г. Репин получил первую серебряную медаль от учебного заведения.
- В 1869 г. студент был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья».
- В 1870 г. Репин вместе с друзьями-художниками отправился в путешествие на Волгу. Там живописец начал работать над картиной «Бурлаки на Волге», идея которой родилась 2-мя годами ранее. Картину он закончил в 1873 г., она была прекрасно встречена и принесла художнику известность в Петербурге и Москве.
- В 1871 г. за дипломную картину «Воскрешение дочери Иаира» художника наградили большой золотой медалью.
- В 1871-1872 гг. живописец работал над полотном «Славянские композиторы», которое заказал ему московский предприниматель А. А. Пороховщиков для размещения в зале ресторана «Славянский базар».
- В апреле 1873 г. Репин вместе с женой и маленькой дочкой отправился в пенсионерскую поездку за границу. Они побывали в разных европейских городах, затем осели в Париже. Там художник познакомился с творчеством французских импрессионистов, но не понял и не принял их манеру.
- В 1874 г. по заказу Павла Третьякова Илья Ефимович написал портрет И. С. Тургенева, который в это время тоже находился в Париже. Картина не удалась. В 1879 г., уже в Москве, Репин повторил попытку, но и второй портрет писателя вышел плохо.
- В 1875 г. живописец создал картину «Парижское кафе» и выставил её в парижском Салоне, что пенсионеру Академии делать запрещалось. В России этот факт, да и сюжет самого полотна вызвали скандал. Но на выставке работа осталась незамеченной.
- В 1876 г. в Париже из-под кисти художника вышла фантастическая картина «Садко». За неё в России он получил звание академика.
- Вернувшись в 1876 г. в Россию, Репин около года провёл в родном Чугуеве, затем, поддавшись уговорам друзей, переехал в Москву. 2 года спустя он вступил в Товарищество передвижников.
- В 1879 г. Илья Ефимович закончил историческое полотно «Царевна Софья». Работа над картиной заняла больше года. Репин тщательно изучал исторические материалы, делал зарисовки костюмов и аксессуаров в музеях. Однако готовая работа, представленная на выставке передвижников, публикой и критиками изначально была встречена холодно.
- В 1881 г. Репин приехал в Петербург навестить своего давнего друга – композитора М. П. Мусоргского. Модест Петрович тяжело заболел и находился в больнице, художник за 4 дня в больничной палате написал его портрет, в котором сумел передать характер и мощь композитора. Через несколько дней Мусоргский скончался.
- В 1882 г. Илья Ефимович переехал в Петербург, взяв с собой наброски и эскизы к новым картинам.
- В 1885 г. живописец закончил работу над одним из своих главных шедевров – картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Для образа царя Репину позировал художник Григорий Мясоедов.
- Одна из самых известных картин Ильи Репина «Не ждали» была закончена в 1888 г. Он работал над ней более 5 лет, добиваясь точной передачи эмоционального состояния героев.
- В 1892 г. на выставке в Академии художеств живописец представил работу «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Её замысел родился ещё в 1878 г. В 1880 г. для создания зарисовок к картине состоялась первая поездка Репина на Украину, а вторая — в 1888 г. Полотно было куплено императором Александром III.
- В 1894 г. Репин стал преподавателем в Академии художеств. Он работал там до 1907 г.
- В 1903 г. по заказу императора Илья Ефимович написал картину «Юбилейное заседание Государственного совета». Это огромное полотно, на котором изображено 60 человек. Так как на создание картины было отведено мало времени, художник должен был работать быстро, портретные зарисовки чиновников он писал за 1-2 сеанса. В работе ему помогали 2 ученика – Борис Кустодиев и Иван Куликов.
- К 1915 г. Репин завершил работу над мемуарами. Книга вышла в свет уже после смерти автора.
- После 1918 г. Куоккала, где находилось имение художника, стала территорией Финляндии. Репин оказался оторванным от своей страны. С возрастом у живописца начала отниматься правая рука, и он стал писать левой, закрепляя палитру специальными ремнями.
- В 1926 г. к Репину прибыла делегация художников из СССР во главе с его учеником Исааком Бродским с целью уговорить Илью Ефимовича вернуться на родину. Но живописец решил остаться в Куоккале. Последние годы он был очень слаб, и за ним поочерёдно ухаживали его дети.
- 29 сентября 1930 в возрасте 86 лет Илья Ефимович Репин скончался. Незадолго до смерти он успел написать друзьям и родным прощальное письмо.
Художник Илья Репин
Личная жизнь
С будущей супругой Софьей Прохоровой молодой художник познакомился, будучи студентом академии. Он полюбил девушку так сильно, что пренебрег тянувшимся за ней шлейфом слухов. Репутация Сони безупречной не была: до знакомства с Крамским Прохорова жила в гражданском браке с женатым художником, узнав о его «несвободном» статусе слишком поздно.
Иван Крамской и его жена Софья
Однако для Ивана Крамского Софья стала образцом чистоты и верности. Супруга разделила с ним годы тягот и безденежья, с ней художник советовался во время работы, просил молиться, когда приступал к новому полотну.
Картина Ивана Крамского «Неутешное горе»
Софья Крамская родила мужу шестерых детей. Двое из них – сыновья – умерли с разницей в 3 года. На знаменитой картине «Неутешное горе» изображена супруга живописца. Полотно Иван Крамской создавал 4 года.
Любимица художника – дочь Софья Крамская – пошла по стопам отца. В 1930-е годы попала под каток репрессий.
Живопись
В студенческие годы биографии Крамской стал лидером академической молодежи. В 1863 г. Академия художеств удостоила молодого таланта малой золотой медали за полотно «Моисей источает воду из скалы».
До выпуска из вуза оставалось написать программу на большую медаль, что позволило бы Ивану рассчитывать на зарубежное пенсионерство. Руководство академии предложило студентам поучаствовать в художественном конкурсе. При этом полотна участников должны были соответствовать тематике скандинавских преданий.
Однако ученики отказались писать картины в таком жанре, желая самостоятельно выбирать понравившуюся им тематику. Интересен факт, что события начали развиваться с такой силой, что вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Стоит заметить, что руководство учебного заведения отказалось принять условия студентов.
В ноябре 1863 г. Иван Крамской от лица сокурсников в вежливой форме попросил представителей академического совета, освободить их от участия в конкурсе. После этого, оставившие Академию живописцы основали «Петербургскую артель художников», которая работала на протяжении нескольких лет.
В 1865 г. заслуженный профессор живописи Алексей Марков предложил Крамскому сотрудничество – совместную роспись купола храма Христа Спасителя в Москве. В скором времени Марков заболел, вследствие чего всю основную работу выполнил Иван, вместе с художниками Венигом и Кошелевым.
Одновременно с этим, Крамской какое-то время преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1869 г. он удостоился звания академика. Мужчина поражал своей работоспособностью, активно рисуя портреты и обучая учеников. Любопытно, что одним из них был Илья Репин.
Тогда же Иван Николаевич впервые отправился в Европу, с целью исследовать творчество Запада. Однако, после посещения ряда крупных галерей, западное искусство не впечатлило русского мастера.
В 1870 г. Крамской стал одним из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок». Среди создателей товарищества также были Алексей Саврасов и Василий Перов. Они стремились отойти от академизма, а также доставляли в разные города России передвижные выставки, чтобы простой народ мог ознакомиться с высоким искусством.
Кроме этого, во время таких выставок посетители могли купить понравившиеся им работы. В данный период биографии Иван Крамской написал много портретов известных русских литераторов, артистов и прочих деятелей культуры. Одна из самых знаменитых картин художника – «Христос в пустыне», созданная в 1872 г.
Это полотно представляло собой религиозный перелом в мopaльно-философском мышлении. Крамской придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию. Любопытно, что «Христа в пустыне» купил Третьяков за 6000 рублей.
«Неизвестная»
Иван Николаевич имел репутацию смелого живописца, который был склонен к критике традиционного суждения об искусстве. Прежде всего его знали, как талантливого портретиста. Он получал много заказов от различных высокопоставленных лиц, что позволяло ему достичь финансовой независимости.
За годы творческой биографии Крамской стал автором порядка 700 портретов. В 1883 г. он представил свое всемирно знаменитое полотно «Неизвестная». Дав картине такое название, живописец придал ее ореол загадочности и интриги. В идейном плане содержания образа «Неизвестной», ему удалось создать произведение, стоявшее на грани портрета и тематической картины.
Техника живописи Ивана Николаевича отличается скрупулезным и детальным прорисовыванием лиц портретируемых. Пейзажи он не писал, но на картинах «Майская ночь» и «Лунная ночь» виртуозно передал лунный свет. Крамского недаром называют идейным лидером передвижничества и ярчайшим представителем демократического искусства последней трети 19-го века.
Самые известные картины Ивана Крамского
Картины Ивана Крамского почти всегда сосредоточены на лице портретируемого, где отражаются тонкие душевные переживания. Художник писал, что через выражение лица на холсте можно передать то, для чего не найти слов. Автор обычно мало внимания уделял фону, чтобы ничто не отвлекало от главного. Вот несколько лучших работ Крамского, которые демонстрируют этот принцип.
- «Христос в пустыне», 1872. Над этим шедевром автор работал около десяти лет и специально ездил за границу, чтобы посмотреть этот сюжет в работах старых мастеров. Полную психологизма картину, посвященную переживаниям и самопожертвованию Христа, Павел Третьяков называл одной из самых любимых.
- «Портрет Льва Толстого», 1873. Знаменитый портрет русского классика был написан в Ясной Поляне в тот период, когда Толстой работал над «Анной Карениной». Образ художника Михайлова в романе был создан под впечатлением от знакомства с Крамским.
- «Неизвестная», 1883. Одетая по последней моде своего времени красавица с чувственным взглядом стала воплощением женственности в русской культуре. Ее сравнивали с Настасьей Филипповной, Анной Карениной и блоковской Незнакомкой.
Если вам нравится живопись и графика старых мастеров, не пропускайте аукционы искусства, которые регулярно проходят на сайте Very Important Lot! Еще одна возможность пополнить коллекцию произведением искусства — недорого купить картину одного из современных художников, с которыми мы сотрудничаем.
Снова Петербург
Осенью 1882 года Репин переехал в столицу – Москва опостылела, а город молодости обещал зарядить свежими силами для осуществления творческих задумок. Так и случилось – здесь родились настоящие шедевры, герои которых исторические личности и события прошлого и настоящего.
Новые знакомства словно вливали свежую кровь – за плечами пол жизни, опыта накоплено много, намётанный глаз безошибочно выхватывал главное. Увидев интересный типаж, художник загорался желанием написать портрет. Так, глаза литератора Всеволода Гаршина с первой встречи зажгли художника идеей. Позже он осуществил её, привлекая писателя к работе моделью неоднократно.
В период 1894-1899 Репин сблизился с объединением «Мир искусства», участвовал в международных выставках, что поначалу принял восторженно. Приверженцев объединения называли декадентами, их идеология строилась на отрицании школ передвижников и Академии художеств, в выражениях они не стеснялись («школа безвкусицы» и т.д.). Со временем такая резкость стала коробить Репина, и он отказался сотрудничать с «Миром искусства», защищая академистов и передвижников.
Смерть
Высокий темп работы не давал расслабляться, художник работал изо всех сил. Растущая потребность в деньгах не давала выбора чем заниматься: работать для души или для заработка. В письмах Третьякову он жалуется на боли и желание кричать о помощи: «Я хочу год художественной жизни, чтобы не быть вынужденным бегать за хлебом».
Последние 6 лет жизни Крамской болел аневризмой сердца. Справиться с болями ему помогали уколы морфия. Лечением его занимался доктор Боткин, который скрывал диагноз. О том, чем именно болеет, художник узнал случайно – по симптомам, вычитанным в энциклопедии, которую врач оставил на столе.
Это заболевание стало причиной смерти. В день своей смерти, 24 марта 1887 года, Крамской несколько часов писал портрет доктора К. Раухфуса. В процессе работы он вдруг побледнел и мертвый рухнул на мольберт.
Похоронили его на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Могила И. Н. Крамского на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге
Мне нравится1Не нравится
Детство и юность
Родился художник летом 1837 года в пригородной слободе Новая Сотня под Острогожском, что в Воронежской губернии. Воспитывался в семье чиновника-делопроизводителя, мещанина.
Пределом мечтаний родителей было, чтобы Ваня вырос и стал писарем, но планы невольно нарушил соседский художник-самоучка Михаил Тулинов. Он открыл маленькому Крамскому мир искусства и научил рисовать акварельными красками. С тех пор мальчик при каждой возможности хватался за карандаш и зарисовывал окружавший мир.
Портрет Ивана Крамского. Художник Репин
В 12 лет Иван Крамской окончил курс Острогожского училища, получив грамоты по всем предметам. В том же году подросток лишился отца и отправился работать. Устроился в городской Думе, где ранее трудился в должности писаря отец. Крамской упражнялся в каллиграфии и привлекался как посредник при полюбовном межевании. Желание рисовать не пропало, и парень устроился ретушером у фотографа, с которым объездил всю Россию.
Событие, случившееся в 1853 году, изменило биографию Ивана Крамского. Когда ему исполнилось 16, в Острогожск прибыл полк драгун, а с ним и Яков Данилевский, фотограф. Юный художник поступил на службу к Данилевскому. Работа ретушера приносила Крамскому 2 руб. 50 коп. в месяц, но главное, талантливый фотограф за 3 года, которые у него проработал Иван, научил юношу многому. С ним художник перебрался из провинциального губернского городка в Санкт-Петербург.
Иван Крамской в молодости. Автопортрет
В северной столице Иван Крамской перешел к другому фотографу, Александровскому. На тот момент мастерство молодого ретушера достигло таких высот, что его называли «богом ретуши». Уже тогда в Крамском проснулся талантливый портретист. Благодаря помощнику Александровский стал фотографом императорской семьи и получил «Орла», а Ивана пригласили в знаменитое фотоателье Андрея Деньера. В очередь за отретушированным Крамским фото становилась в очередь петербургская элита.
В Санкт-Петербурге Иван Крамской осуществил мечту, которую лелеял с детства: он поступил в Академию художеств. Юношу определили в группу профессора Алексея Маркова. Будущий живописец в первые же годы стал лидером академической молодежи.
Автопортрет Ивана Крамского
В 1863 году в копилке талантливого художника очутились Малая серебряная и Малая золотая медали. От главной награды – Большой золотой медали и оплаченной 6-летней поездки за границу – Крамского отдаляла малость: на творческом конкурсе следовало нарисовать картину на предложенную тему.
Однако изображать сюжет из скандинавской мифологии 14 из 15 претендентов на медаль отказались – в обществе рос интерес к реалистическому жанру, к картинам, в которых отображалась обыденная жизнь. Возглавил бунтарей Иван Крамской. Студентам отказали в прошении рисовать иной, не мифический сюжет, и они покинули выпускной экзамен.