Самая дорогая картина Клода Моне
Картина «Пруд с водяными лилиями» или, как ещё называют это полотно — «Пруд с кувшинками», написанная Моне в 1919 году, является самой дорогой картиной этого мастера. В 2008 году на аукционных торгах Christie`s в Лондоне эта картина была продана за баснословные деньги — $80 миллионов. Сегодня «Пруд с кувшинками» занимает девятое место в рейтинге самых дорогих картин мира, проданных на аукционах. О том, кто приобрел эту картину и где она находится сейчас – неизвестно. Как правило, частные коллекционеры, приобретая подобные произведения, предпочитают остаться неизвестными.
Пруд с водяными лилиями — самая дорогая картина Клода Моне
Влияние японского искусства
Здесь они находят очень колоритный уголок – ресторанчик с купальней рядом – место отдыха богатых парижан. Влекущих бликов на воде в этом чудесном месте сколько угодно – изучай и пиши
Природа постоянно меняется и полна мимолётных эффектов – вот что всё больше привлекает внимание Клода Моне и становится его творческим кредо на все последующие годы. Здесь рождаются известные виды под названием «Лягушатник»
В этой работе, а также в «Террасе в Сент-Андресс», написанной раньше, прослеживается влияние восточного искусства – тогда многие увлекались японской графикой. Моне также стал страстным поклонником искусства Японии, которое вносил и в свою жизнь: он украшал стены веерами, собирал гравюры, обустроил соответствующе свой дом в Живерни, где он жил больше сорока последних лет, прилегающий к нему роскошный сад с прудом. Композиционным эффектам, результатам выбранного ракурса и обреза изображения рамой, Моне научился из японских ксилографий.
К первым выставкам
Ученики Глейра часто выезжают в Фонтенбло, огромный лесной массив, где художники обожали работать – существуют тысячи картин с изображением леса Фонтенбло. В 1865 году Салон принял к показу два морских пейзажа молодого художника, Клод волновался, но всё прошло тихо, его пока не особо заметили. На Салон 1866 года Моне готовил большое полотно «Завтрак на траве», ответ Эдуарду Мане на его нашумевшую одноимённую картину. Не успев завершить грандиозную работу, представил портрет своей подруги Камиллы и имел успех. Это была уже первая известность в столице. Отголоски триумфа долетают до Гавра, что восстанавливает уважение семьи к непокорному отпрыску. Для следующего Салона Моне пишет «Женщины в саду», но жюри Салона отвергает эту работу.
Личная жизнь
Клод Моне влюбился в свою натурщицу Камиллу Леонию Донсье в 1866 г. Тогда же между молодыми людьми начались романтические отношения. Вскоре девушка забеременела. В 1867 г. у них родился сын Жан Моне. Родители художника не давали разрешения на свадьбу, потому что избранница была бедной простолюдинкой, лишившейся девичьей чести. Законными супругами Клод и Камилла стали только в 1870 г.
Молодые люди были практически нищими. Картины Клода Моне не продавались. Общество оказалось не готово к полотнам импрессионистов. Критики заявляли, что большую ценность имеют даже обои. Художник постоянно занимал деньги, был вынужден скрываться от кредиторов. Несмотря на это, в 1878 г. у пары появился еще один сын Мишель Моне.
Финансовое состояние великого импрессиониста улучшилось только в 1880 г. С этого времени выставкой и продажей его работ начал заниматься известный коллекционер Дюран Рюэль.
В 1879 г. Камилла умерла от рака. Ухаживать за находящейся при смерти женой, а впоследствии и за сыновьями Клоду помогала Алиса Ошеде. В 1892 г. Моне вступил с ней во второй брак. Поскольку женщине к тому моменту было уже 48 лет, общих детей у них не было. Художник усыновил дочь Алисы.
Клод Моне входит в топ-3 самых дорогих художников мира
Клод Моне, по итогам открытых аукционов, до 2013 года занимает третью строку рейтинга самых дорогих художников мира. Всего с аукционов было продано 208 его работ на общую сумму $1622,200 млн. Средняя стоимость одной картины Моне — $7,799 млн. Самыми дорогими картинами Моне считают«Водяные лилии» (1905) — $43 млн.«Железнодорожный мост в Аржентее» (1873) — $41 млн.«Водяные лилии» (1904) — $36 млн.«Мост Ватерлоо. Облачно» (1904) — $35 млн.«Тропинка к пруду» (1900) — $32 млн.«Пруд с водяными лилиями» (1917) — $24 млн.«Тополя» (1891) — $22 млн.«Здание парламента. Солнечный свет в тумане» (1904) — $20 млн.«Парламент, закат» (1904) — $14 млн.
Детство. Шаржи – первые художества
Родился 14 ноября 1840 года в Париже, был вторым сыном в семье бакалейщика. В 1845 году семья переезжает в Гавр, где отец продолжает предпринимательскую деятельность, открыв лавку. Отец рассчитывал, что сыновья займутся семейным делом, но Клода влекла свобода – в море и на прибрежных скалах он бывал чаще, чем на занятиях. В школе был один интерес – у него ловко получались шаржи на товарищей и учителей – настолько, что он наладил продажу карикатур, а желающих заполучить свою физиономию похожей и смешной было много. В 15 лет он уже известен всему Гавру, где и началась биография художника.
Первые уроки живописи
Рисуя карандашом и углём, Клод внимает наставлениям преподавателя коллежа, где он учился, Давида Жака-Франсуа Ошара. В этот же период на глаза подростку попадаются пейзажи местного художника Эжена Будена, который удивляет жителей города тем, что пишет на природе, с натуры
Только лично познакомившись с Буденом, который отметил дарование Клода, Моне обратил внимание на природу, словно впервые увидел её. Душа юного художника наконец откликнулась, он полюбил природу настолько, что она стала единственным образцом и вдохновителем на всю жизнь
В Париж учиться
Буден уверен, что Клод должен заняться живописью серьёзно, для чего надо ехать в столицу. Убедить отца отпустить сына для пробы сил в Париже помогла тётушка юноши. Взяв сбережения от продажи карикатур и рекомендательные письма от покровителей Будена, которые имели знакомых в художественных кругах, в мае 1859 года Моне едет в Париж. Здесь он посещает Салон, Лувр, советуется с именитыми живописцами по поводу своих работ и в письмах к Будену подробно описывает всё происходящее и свои мысли. Совет поступить в мастерскую Тома Кутюра с целью овладения рисунком Моне игнорирует – академизм живописи Кутюра ему претит. Знакомится с работами Добиньи, натурализм работ которого — это шаг к будущему импрессионизму от Барбизонской школы.
Переворот в живописи
Моне был абсолютно нестудийным художником. Его место было на природе, в окружении воды и деревьев. Это давало ему возможность почувствовать сиюминутность происходящего. Кроме того, он восхищался красотой естественного освещения и старался максимально естественно передать его на своих полотнах.
Летом 1869 года вместе с Ренуаром Моне рисует в Бужевиле. Новые картины, написанные крупными мазками, выхватывают из потока времени мимолетное впечатление, преподнося зрителю важные детали происходящего. Художник находит новый подход к изображению цвета, отказавшись от использования смешанных оттенков и работая только с чистыми цветами. Это открытие повлекло за собой еще одну находку — эффект цвета во многом зависит от окружающих оттенков. Теперь Моне совершенно по-другому работает с тенью. Если раньше ее писали в основном темными цветами, то сейчас живописец стал рисовать ее в соответствии с окружающим цветом. В результате появилась совершенно новая живопись, основанная на убеждении, что тень не бывает черной.
После начала франко-прусской войны Моне переезжает в Англию, чтобы избежать армейского призыва, ведь он был убежденным противником Наполеона III. Здесь он знакомится с продавцом картин Полем Дюран-Рюэлем, который станет одним из его лучших друзей. Он купил большую часть его картин, что позволило после возвращения на родину приобрести домик в Аржантее, где Моне проживет до 1878 года. Это один из счастливых периодов жизни живописца, нашедший воплощение в серии замечательных картин — «Паруса в Аржантее», «Впечатление. Восходящее солнце», «После ланча», «Красные лодки».
Интересно, что в отличие от многих предшественников Моне в одинаковой манере изображает небо, воду и окружающий пейзаж, не разделяя их стилистически. Чтобы более точно изобразить реку, Моне создает плавающую мастерскую, которую помещал в нужном месте, ставя на якорь.
В 1874 году в Париже прошла выставка работ импрессионистов, так называемого «Анонимного общества», где одним из критиков и было дано название этому направлению, тождественное наименованию картины «Впечатление».
Начало творчества
Желание учиться привело живописца в студию, организованную Шарлем Глейром, где Клод познакомился с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем.
В академии состоялась его встреча с Камилем Писсарро и Полем Сезаном. Молодые художники были одного возраста, имели схожие взгляды на искусство. В скором времени они стали костяком, объединенным импрессионизмом.
Портрет Камиллы Донсье, созданный художником в 1866 году и выставленный в салоне, принес ему известность. Первым серьезным произведением стала картина «Завтрак на траве» (1865–1866), написанная им вслед за одноименной работой Эдуарда Мане. Вариант Клода был в четыре раза больше по размеру. Композиция картины достаточно проста: на полянке возле леса разместилась группа нарядных женщин и мужчин.
Embed from Getty ImagesКартина Клода Моне «Кувшинки»
Ценность картины — в ощущении движения воздуха, усиленного фактурными мазками. На выставку она не попала, так как художник не успел дописать большое полотно. Стесненному материально Клоду пришлось продать картину, чтобы забыть о голоде и не одалживать у друзей. Вместо нее художник выставил «Даму в зеленом» (портрет Донсье).
Следующее двухметровое полотно — «Женщины в саду» — было полностью написано на пленэре. Чтобы поймать нужное освещение, художник вырыл траншею, позволяющую перемещать холст вверх и вниз. Приходилось подолгу ждать нужного положения светила и только после этого браться за кисть. Несмотря на стремление добиться совершенства, жюри салона работу отклонило.
Молодой предприниматель Клод Моне
Возможно жилка торговца, перешедшая от отца или недостаток карманных денег, сформировало в голове мальчика идею брать плату за свои работы. Цена в двадцать франков была, по его мнению, отличной платой за его труды. Его «популярность» довольно быстро набирала все большие обороты и его работы можно было увидеть в окнах витрины одинокой в этом городе лавки для художеств. Порой толпы ротозеев собирались посмотреть на новые творения юного карикатуриста
Пусть и не мировая известность, но такое внимание было приятно Моне, и он гордился собой. Не один раз в этом же магазинчике вместе с его работами выставляли работы местного мариниста Эжена Будена
Оскар с его нестандартным восприятием мира и свободолюбивой натурой абсолютно не воспринимал реалистическую живопись художника.
Каждый раз видя эти детально прорисованные камни, волны, людей и небо он чувствовал отвращение и недоверие. Еще ни разу, не встретивший мариниста в живую он ненавидел его из-за его работ и всячески отказывался знакомиться с ним. Однако волею судьбы как-то раз они одновременно пришли в художественную лавку, и продавец между делом решил представить их друг другу. Эжен Буден будучи человеком отзывчивым и добрым положительно отозвался о карикатурах Моне и предложил ему направить свой талант в нужное русло. Пейзажи, портреты натюрморты это все должно было способствовать развитию его навыков, но было абсолютно ему ненавистно. Не один раз Буден звал Клода на пленэры и прогулки, но юноша всегда находил повод отказаться. Настойчивость мариниста сделала свое дело и одним летним днем они все-таки отправились на совместный пленэр.
Клод Моне — Подсолнухи
Интересные факты
- Сама судьба благоволила тому, чтобы Клод посвятил жизнь искусству. Когда он перебивался на подработках из-за вечной нехватки средств, внезапно обрушилась большая удача: счастливчик выиграл значительную сумму в лотерею и смог посвятить время живописи.
- Когда Моне взялся писать серию «Тополя», выяснилось, что деревья, «позирующие» для будущих картин, собираются срубить. Тогда художник выкупил островок, на котором они росли, и продолжил спокойно работать.
- Уникальные картины французского импрессиониста отличаются высокой стоимостью, а следовательно являются привлекательной мишенью для преступников. Однажды в Национальном музее Польши полотно «Пляж в Пурвилле» предприимчивый вор просто вырезал из рамы, куда вставил фото картины. Сотрудники музея не сразу обнаружили обман, но в итоге личность грабителя установили, а работу Моне вернули.
Известный, но небогатый
Самобытность сделала Моне узнаваемым и интересным художником, только вот эта известность не приносила никакой прибыли. Семья бедствовала, чтобы купить необходимые материалы для живописи, приходилось урезать бюджет на питание, а ведь у Клода рос маленький сын.
К тому же, в 1870 году началась немецко-французская война, и Моне, чтобы не попасть в действующую армию, уехал из страны. Он перебрался в столицу Великобритании, где очень удачно познакомился с Полем Дюран-Рюэлем, который владел художественным магазином.
Поль Дюран-Рюэль, меценат, оказавший поддержку тогда ещё не признанному импрессионисту Клоду Моне
Немного улучшило финансовое положение семьи получение наследства от отца Клода, который умер в 1871 году. Жизнь в Париже стоила дорого, Моне решили переехать в столичный пригород – маленький городок Аржантёй. Место было выбрано не случайно, Клода очаровали и вдохновили местные пейзажи. Художника тянуло к речным и морским пейзажам, в Аржантее их было с избытком. Там Моне создал целую серию картин, посвященных судам, а также пейзажи с водоемами.
К тому же, Поль Дюран-Рюэль, с которым Моне познакомился в Лондоне, купил несколько картин художника. Этот человек в целом стал поддерживать зарождающееся направление в живописи – импрессионизм. Он первый открыто поддержал деятелей этого направления, среди которых помимо Моне, были ещё и Мане, Дега, Ренуар, Сислей и Писсаро, с которыми также был знаком и Клод, а с некоторыми из них вместе учился живописи.
В 1872 и 1873 годах живописец пишет две значимые для него и дорогие картины. На одной он изобразил своего пятилетнего сына Жана – «Жан Моне на своей лошади – трехколесном велосипеде». Эту картину Клод не будет нигде выставлять, так как она очень дорога его сердцу.
Второе полотно, где запечатлена его любимая натурщица и жена в одном лице – «Камилла Моне на скамейке в саду». Через пару лет свет увидит «Женщина с зонтиком. Мадам Моне с сыном», именно эту картину считают самой известной из раннего творчества художника.
Из знакомства с Гюставом Кайботом – коллекционером, охотно поддерживающим импрессионистов, впоследствии родилось общество, в которое вступили многие представители этого направления в живописи. Через год после знакомства Моне с Кайботом, в 1874 году, на бульваре Капуцинок была организована первая выставка нового сообщества.
Она открылась в фотоателье Надара и носила название «Выставка Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов». Эту смелую экспозицию называли ещё и «Выставка мятежников», так как в других местах импрессионистов пока не выставляли.
Клод Моне «Женщина с зонтиком. Мадам Моне с сыном Жаном», 1875 годМестонахождение: Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
Личная жизнь
Клод Моне влюбился в свою натурщицу Камиллу Леонию Донсье в 1866 г. Тогда же между молодыми людьми начались романтические отношения. Вскоре девушка забеременела. В 1867 г. у них родился сын Жан Моне. Родители художника не давали разрешения на свадьбу, потому что избранница была бедной простолюдинкой, лишившейся девичьей чести. Законными супругами Клод и Камилла стали только в 1870 г.
Молодые люди были практически нищими. Картины Клода Моне не продавались. Общество оказалось не готово к полотнам импрессионистов. Критики заявляли, что большую ценность имеют даже обои. Художник постоянно занимал деньги, был вынужден скрываться от кредиторов. Несмотря на это, в 1878 г. у пары появился еще один сын Мишель Моне.
Финансовое состояние великого импрессиониста улучшилось только в 1880 г. С этого времени выставкой и продажей его работ начал заниматься известный коллекционер Дюран Рюэль.
В 1879 г. Камилла умерла от рака. Ухаживать за находящейся при смерти женой, а впоследствии и за сыновьями Клоду помогала Алиса Ошеде. В 1892 г. Моне вступил с ней во второй брак. Поскольку женщине к тому моменту было уже 48 лет, общих детей у них не было. Художник усыновил дочь Алисы.
Интересные факты
«Руанский собор» — один из самых знаменитых циклов в жанре импрессионизма. Клод Моне, считающийся основателем этого направления, создал эти картины, чтобы продемонстрировать влияние естественного освещения на внешний облик, атмосферу и общее впечатление, которое может произвести величественное готическое здание. Несколько интересных фактов о серии «Руанский собор»:
- Впервые картины были продемонстрированы на выставке в популярной галерее Дюран-Рюэля в 1895 г.
- За время создания полотен «Руанский собор» Клод Моне дважды приезжал в Париж из Живерни и снял 3 квартиры неподалеку от храма.
- Для цикла было создано около 40 набросков.
- Клод Моне одним из первых в Европе стал объединять картины в серии. Существует версия, что серия была вдохновлена графическими циклами японского живописца Хокусая.
- Сам «Руанский собор» послужил вдохновением для нескольких представителей абстракционизма – таких, как Кандинский и Малевич, чьи картины также отражали преимущество цвета над формой.
- Критики приняли картины, в целом, положительно, но некоторые все же упрекали автора за излишнюю техничность композиции.
Клод Моне продал 10 из 30 полотен еще до выставки, но остальные разделять не хотел. Тем не менее, после смерти автора они все же были раскуплены разными музеями по всей Европе.
Похищения картин Моне
Картины Клода Моне не раз становились предметами вожделения преступников. Известен факт, когда похититель полотна Моне «Пляж в Пурвилле», которое выставлялось в Национальном музее Польши, посмеялся над сотрудниками, вырезав знаменитый шедевр из рамы, а вместо него вставил плохонькую репродукцию. Заметили подмену 19 сентября, а когда точно произошла кража, так и осталось неизвестным. Преступником оказался 41-летний мужчина, а украденную картину нашли в его доме.
Мост Ватерлоо.Клода Моне. Картина, которая, вероятно, была сожжена похитителем
В октябре 2012 года было совершено ограбление роттердамского музея Кунстель. Было похищено 7 шедевров, среди которых был и известный «Мост Ватерлоо» Клода Моне. Это ограбление оказалось крупнейшим за 20 последних лет. После проведённого расследования эксперты подозревают, что похищенные картины могли быть сожжены.
На пути к славе
Натура художника требовала продолжения учебы, и Клод поступил в университет на факультет искусств, но быстро разочаровался в нем по причине не удовлетворявших его подходов к живописи. Вместо этого он направляется в мастерскую известного представителя академического искусства Ш. Глейра, где тоже особо ничему не научился, так как здесь предпочтение отдавалось полотнам на мифологические сюжеты. Подходы Моне к живописи Глейр не принял и довольно резко осудил. Зато здесь он познакомился с плеядой талантливых молодых художников. Среди них были О. Ренуар, А. Сислей и Ф. Базиль.
В 1863 году они начали писать с натуры в лесу Фонтебло под Парижем. Именно здесь из-под его пера выходит картина «Дорога в Шайи». Это еще не шедевр, перевернувший мировое изобразительное искусство, но уже заявка на что-то большее, нежели просто академический пейзаж.
Биография автора
Оскар Клод Моне родом из Парижа, появился на свет художник осенью 1840 г. Он был сыном состоятельного бакалейщика. Когда художнику было около 5 лет, семья переселилась в Нормандию и поселилась в Гавре.
Первые шаги к новому художественному направлению Клод Моне сделал благодаря дружбе с Эженом Буденом – пейзажистом, познакомившим его с пленером. С тех пор Клод Моне писал в основном пейзажи при естественном освещении. Развитие его таланта было стремительным, но не обошлось без препятствий:
- В 1859 г. Клод Моне возвращается в Париж, где в студии бедных художников продолжает свои художественные эксперименты.
- В 1861 г. живописца забирают на военную службу, на фронт Алжира. Там он переболел тифом, после чего тетя выкупила его за 3 000 домой.
- После возвращения Клод Моне поступает в университет на художественный факультет, но вскоре уходит оттуда из-за неудовлетворенности методикой преподавания.
- Во второй половине 1860-х годов Клод Моне обосновался в Академии Глейра, где встречает других представителей модернистской школы живописи – Базилем, Ренуаром, Сислеем. Там они разрабатывают новый стиль – импрессионизм.
В 1870-х Клод Моне путешествует сначала по Англии, затем по Нидерландам. В это время художник достигает расцвета своего таланта, его картины становятся известны на всю Европу. В 1883 ему удалось осуществить давнюю мечту – приобрести небольшое поместье Живерни. Там он проживет всю оставшуюся жизнь, занимаясь живописью и заботой о саде. Иногда он выезжает, в большие города, чтобы писать с натуры – так были созданы картины «Руанский собор». Умер Клод Моне в Живерни, в 1926 г., похоронен на кладбище, пристроенном к церкви поместья.
Водяные лилии (1914–1917)
В конце 1890-х годов Клод Моне приобрёл в Живерни земельный участок, на котором разбил прекрасный сад. Водный канал, который, впоследствии, превратился в цветущую восхитительную водную феерию стал центром и сердцем парка. Позже над водной гладью вознёсся ажурный арочный мостик в японском стиле. Здесь Моне написал свою самую грандиозную, восхитительную, знаменитую и потрясающую серию картин, изображающую водяные лилии, кувшинки и японский мостик. Сначала возникла серия с кувшинками, часть которой с успехом была выставлена в 1909 году, затем появился мостик и серия «Лилии». Свой сад Моне писал до самой смерти, будучи практически слепым.
Одна из самых замечательных работ называется «Водяные лилии». Освещённый солнцем и покрытый лёгкой рябью пруд зарос водяными лилиями, которые светятся в лучах солнца всевозможными радужными оттенками. Над прудом склонились плакучие ивы, которые отражаются в воде. Картина имеет необычный ракурс — в ней нет горизонта, лишь только водная гладь и жемчуг лилий. Это полотно отображает мгновенное впечатление от чудного пейзажа и состояния природы.
7
Личная жизнь
Клод Моне влюбился в свою натурщицу Камиллу Леонию Донсье в 1866 г. Тогда же между молодыми людьми начались романтические отношения. Вскоре девушка забеременела. В 1867 г. у них родился сын Жан Моне. Родители художника не давали разрешения на свадьбу, потому что избранница была бедной простолюдинкой, лишившейся девичьей чести. Законными супругами Клод и Камилла стали только в 1870 г.
Молодые люди были практически нищими. Картины Клода Моне не продавались. Общество оказалось не готово к полотнам импрессионистов. Критики заявляли, что большую ценность имеют даже обои. Художник постоянно занимал деньги, был вынужден скрываться от кредиторов. Несмотря на это, в 1878 г. у пары появился еще один сын Мишель Моне.
Финансовое состояние великого импрессиониста улучшилось только в 1880 г. С этого времени выставкой и продажей его работ начал заниматься известный коллекционер Дюран Рюэль.
В 1879 г. Камилла умерла от рака. Ухаживать за находящейся при смерти женой, а впоследствии и за сыновьями Клоду помогала Алиса Ошеде. В 1892 г. Моне вступил с ней во второй брак. Поскольку женщине к тому моменту было уже 48 лет, общих детей у них не было. Художник усыновил дочь Алисы.
ТВОРЧЕСТВО КЛОДА МОНЕ
В 1866 году Клод Моне создает портрет Камиллы Донсьё. Позже Камилла стала женой художника, у них родился сын Жан.
Первой значительной работой стала для Клода Моне «Завтрак на траве» (1865-1866), написанный им после одноименного полотна Эдуарда Мане. Сама работа до нас не дошла: художник расплатился ей в счет долга за проживание в деревне Шайи, в окрестностях которой он работал. Сюжет картины прост: на опушке зеленого леса расположились несколько мужчин и нарядно одетых женщин. Ощущение движения воздуха усиливается фактурой полотна: она уже не гладкая, а состоит из отдельных пятен-мазков. Закончив «Завтрак на траве», Клод совершенствует открытый им метод в разнообразных этюдах, которые он творит в «Лягушатнике» — излюбленном месте отдыха парижан того периода. В годы франко-прусской войны (1870-1871) Моне проживает в Лондоне, где познакомился с Дюран-Рюэлем. В Англии он знакомится с произведениями Джона Констебла и Уильяма Тёрнера.
Возвращение из Англии ознаменовает один из самых плодотворных периодов творчества Клода Моне. Он пишет свои лучшие картины — «Поле маков у Аржантея»,»Бульвар Капуцинок», «Сирень на солнце»,»Впечатление. Восход солнца». В 1874 году эти картины показаны на выставке при «Анонимном обществе живописцев, художников и граверов», организатором и руководителем данного являлся Клод Моне. После этой выставки, кстати, названной по имени картины Моне «Впечатление. Восход солнца», к художникам «пристало» прозвище «импрессионисты» (от франц. impression — впечатление). Это были золотые годы расцвета импрессионизма. Моне участвовал во множестве выставок. Однако произведения Клода Моне практически не продаются. Гонимый нуждой, перебиваясь изредка проданными картинами, Клод Моне проживает там, где позволяет кошелек: в Аржантее, в Ветее, в Пуасси и оставшуюся жизнь — в Живерни.
Изменение живописной манеры художника сопровождается переменами в его жизни. Тяжело заболевает его супруга Камилла. С рождением второго ребенка усиливается нищета, в которой живет семья.
В 1879 году его первая жена Камилла умирает от туберкулёза. В 1892 году Клод Моне женится во второй раз, на Алисе Ошеде. Ранее, до этого Алиса вела хозяйство и воспитывать детей от первого брака Клода. В 1883 году Клод Моне с супругой переезжает в Живерни, расположенном недалеко от Парижа. Алиса умерла в 1911 году, но Клоду Моне предстояло пережить так же и смерть старшего сына Жана в 1914 году.
В конце 80-х годов его искусство все более и более привлекает публику и критиков. Признание приносит материальный успех. Вскоре финансовые дела Клода Моне настолько поправилось, что он смог купить дом в Живерни, где он прожил до конца своих дней. В этот период художник всецело устремлен в работу над сериями пейзажей, в коих тончайшие световые эффекты он ставит «во краю угла». Он иначе начинает относиться к цвету, меняются и сюжеты его картин
Все внимание Моне сосредоточено на выразительности удивительной цветовой гаммы мазка в отрыве от предметной соотнесенности. Усиливается стремление к декоративности, которое вылилось в конечном счете в создание картин-панно
На место простых сюжетых картин 1860-1870 годов приходят более сложные, богатые всевозможными ассоциативными связями («Скалы в Бель-Иль»,»Тополя»).
Как Клод Моне стал «пачкуном» и чуть не лишился жизни
Париж не особо ждал Клода Моне. Его работы решительно никто не хотел покупать. Сады и парки неизвестного художника никому не были нужны. Денег стало не хватать даже на хлеб.
Выручали новые друзья. Это были молодые художники, которые разделяли его взгляды на живопись, но при этом не были лишены поддержки родителей, как Базиль. Или имели уже хорошее наследство, как Кайботт.
Моне понимал, что ему нужно заявить о себе. На подачках от друзей долго не продержишься. Надо было создать выдающуюся работу и выставить ее на главной выставке города – в Парижском салоне.
У Моне сработал юношеский максимализм. Он решил покорить публику размерами. Он начал работать над огромным полотном «Завтрак на траве».
Но художник не рассчитал своих сил. Приходилось делать много этюдов на воздухе: иначе не передашь правдиво, как солнечные блики ложатся на белую скатерть. А потом возвращаться в студию и работать над полотном размером … 6 на 4 метра!
Клод Моне. Завтрак на траве (этюд). 1865 г. Национальная галерея Вашингтона, США
Конечно, он не успевал. До выставки оставалось 3 дня, а работе не было конца и края! Но надо же что-то показать публике, иначе ждать следующей выставки 2 года!
Тогда Моне за оставшееся время написал картину «Дама в зеленом». Всего за 3 дня! И публика увидела даму в необычной позе в эффектно переливающемся атласном платье.
Клод Моне. Камилла (Дама в зеленом платье). 1866 г. Бременский музей, Германия.
О Клоде Моне заговорили. Теперь дело за малым – начать принимать заказы. На подобные портреты есть спрос.
Но Моне понимал, что ступил на ложный путь. Он не хотел быть салонным портретистом. Он не хотел каждый день писать дам в их нарядах и льстить им с помощью зауженных талий.
Он хотел продолжать экспериментировать с пейзажами. Он хотел работать не в студии, а на природе. Только там можно уловить, как солнечный луч меняет цвет платья, как раскалённый воздух расплавляет пространство, как шевелятся от ветра листья.
Он решил пойти своим путём. Отказавшись от неинтересных заказов, он начал работу над «Дамами в саду». На этот раз он успел к следующему Салону. Он ожидал если не триумфа, то хотя бы небольших оваций.
Клод Моне. Женщины в саду. 1867 г. Музей Д’Орсе, Париж.
Но с овациями не сложилось. Жюри салона отвергло его работу. Они решили, что работа не окончена. Ведь краски наложены так небрежно. Никто из членов жюри не увидел раскалённый воздух и шевеление листвы от ветра…
Моне испортил себе репутацию. О нем теперь говорили, как о пачкуне, который пошёл не тем путём.
Девушка, которая позировала для «Дамы в зеленом» и «Женщин в саду» Камилла, стала его женой и родила сына. Теперь Моне был не один, а вот доходы так и не выросли.
Моне удавалось изредка продавать свои картины мелким лавочникам по 20 франков за штуку. Когда-то столько давали за его карикатуры.
Это было ударом за самолюбию. Он зарабатывал столько же, сколько и в 15 лет. Сначала его одолела ярость, и он изрезал в клочья 200 своих картин. Да лучше уничтожить, чем за копейки отдавать!
А потом настало ощущение полного бессилия. Моне вышел из дома и направился к реке. Почему бы не доплыть до середины и не умереть, думал он.
Он разделся и зашёл в воду. Он долго плыл. Но метр за метром отчаяние его отпускало, а инстинкт самосохранения только рос. Он понял, что не сделает этого и вернулся на берег…
Собор в солнечный день
Картины, где собор – светлый, написаны днём. В зависимости от солнца и настроения, Моне кладёт мазки жёлтых, голубоватых, ультрамариновых «рефлексов» на стены собора. Если посмотреть внимательно – здания на «солнечных» картинах состоят из сплошных пятен света разных цветов и оттенков. Мастерство Моне заключается в том, что ему удалось передать форму, не используя контуров или достаточное количество тени. Художник просто набросал множество солнечных лучей – и получились прекрасные картины серии «Руанский собор». Клод Моне писал живо, напористо, и его эмоции передаются зрителям.