Гораций: биография
Гораций родился в Венузии на юге Италии . Отец его был рабом, отпущенным на свободу. С расширением завоевательных войн paбы начинают играть все большую роль в жизни Римского государства. Их использовали не только на физических работах: образованный раб мог быть:
- учителем;
- инженером;
- агрономом;
- художником;
- администратором;
- военным советником.
Богатые люди, которые не имели прямых потомков, могли завещать свое имущество любимому paбу , предварительно отпустив его на свободу. Поскольку рабов в Рим пригоняли с завоеванных территорий, можно себе представить, какую огромную роль в культуре Древнего Рима со временем стали играть иностранцы.
Paбы, которым поручали ответственные должности, были вполне равнодушными к идее римского патриотизма , их мало интересовали римские добродетели и обычаи. Они в основном плохо знали латынь, засоряли речь словами «варварского» происхождения.
Рабская биография Горация Флакка наложила отпечаток на все его творчество . Он был равнодушен к почестям императорского двора и к служебной карьере. Зато он ценил искренние человеческие отношения и скромные радости жизни.
Образование он получил сначала в Риме, затем в Афинах — в центре изучения философии . В то время по империи прокатилась волной гражданская война после убийства Цезаря (44 г. до н. э.). 23-летний Гораций поступает в республиканскую армию для борьбы с преемниками Цезаря, занимает должность военного трибуна. Участвует в битве при Филиппах (42 г. до н. э.) на стороне Брута против Октавиана. Армия Брута была разгромлена. После амнистии Гораций возвращается в Рим, но его имение, приобретенное на сбережения отца, и имущество были конфискованы.
Поэт отправляется в Рим и устраивается на канцелярскую должность, занимается переписыванием законов и других государственных документов . Гораций был поражен и подавлен распущенностью римлян, карьеризмом и преклонением перед сильными мира сего.
Такое положение в обществе напрямую повлияло на творческую биографию Квинта Горация Флакка, его первые стихи имеют сатирическое окраску . Это «Сатиры», написанные гекзаметром, и «Эподы» (стихи с «припевом»)
Вергилий, который был тогда в зените славы, обратил внимание на поэта и познакомил его с меценатом
Встреча со знаменитым вельможей изменила всю дальнейшую биографию Горация . Ему импонировало, что меценат увидел в нем, прежде всего, поэта, а уже потом — человека определенного звена общества.
Впоследствии Гораций оставил государственную службу и посвятил себя поэзии . Если собрать краткую биографию Квинта Горация Флакка в области творчества, получается внушительный список. Поэт оставил после себя литературное наследие, состоящее из:
- двух книг сатир;
- одной книги эпод (лирических стихов);
- четырех книг од (песен);
- юбилейного гимна и двух книг посланий.
Первая книга сатир состоит из десяти стихотворений . Темой послужили разные события жизни, разные люди.
Слайд 5Создал памятник я, бронзы литой прочней, Царственных пирамид выше поднявшийся. Ни снедающий дождь,
ни Аквилон лихой
Не разрушат его, не разрушат и ряд
Нескончаемых лет — время бегущее.
Нет, не весь я умру, лучшая часть меня
Избежит похорон. Буду я вновь и вновь
Восхваляем, доколь по Капитолию.
Жрец верховный ведет деву безмолвную.
Назван буду везде — там, где неистовый
Авфид ропщет, где Давн, скудный водой, царем
Был у грубых селян. Встав из ничтожества,
Первым я приобщил песню Эолии
К италийским стихам, Славой заслуженной,
Мельпомена, гордись и, благосклонная,
Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу.
«К Мельпомене»
*Песни Эолии- греческая лирика.Город Дельфы был расположен у подножия горы Парнас, места обитания муз.Пизоны- римская аристократическая фамилия, члены которой вели свой род от римского царя Наумы ПомпилияАвфид- река на родине Горация.
Поэзия
К первому этапу литературного творчества Горация относятся «Эподы» и «Сатиры», написанные на латинском языке. Стихотворения первого сборника, форма которых была заимствована у древнегреческого сатирика Архилоха, принадлежат ямбической поэзии, отличающейся оскорбительной лексикой и порицающей социальные чувства сограждан.
Гораций читает свои стихи перед публикой
«Сатиры» были написаны в уникальной для латинской литературы форме свободного диалога. Философские мысли, написанные гекзаметром, излагались в процессе беседы с аудиторией и сопровождались анекдотами, шутками, живыми примерами. В отличие от своего предшественника Луцилия Гораций писал сатирические произведения разговорным языком образованного гражданина. Игнорируя острые политические темы, автор, подчеркивая собственную индивидуальность, обращался к социальным и этическим проблемам древнего Рима и его жителей.
После выхода первых сборников в 39-38 годах до н. э. Горацием заинтересовались сторонники Октавиана. В высшее римское общество молодого поэта ввел Вергилий посредством личного друга правителя, Гая Цильния Мецената, поклонника изящных искусств.
Гай Цильний Меценат
Гораций сблизился со своим покровителем и в 37 году до н. э. сопровождал его в путешествии в Бриндизи, описанном в произведениях поэта как серия забавных инцидентов и милых встреч в пути. На самом деле поездка носила политический характер, который молодой литератор искусно скрыл от читателя. По мнению исследователей, Гораций был с Меценатом в одной из морских экспедиций Октавиана, а также в сражении при Акциуме, завершившем период римских гражданских войн 2 сентября 31 года до н. э.
После публикации первой книги «Сатир» в середине 30-х годов до н. э. поэт получил от своих покровителей сабинскую виллу, находившуюся недалеко от итальянского города Личенца. Кроме поместья, Горацию достался доход от 5 арендаторов, что позволило ему завершить карьеру в казначействе и полностью посвятить себя творчеству.
Книга Горация «Оды»
Следующим этапом творческой биографии Горация стали «Оды», которые первоначально назывались «Песнями». Поэт адаптировал их формы и темы из греческой лирики VII – VI веков до н. э. Оды были разработаны как сознательное подражание короткой лирической поэзии греческих оригиналов – Пиндару, Сапфо и Алкею. Гений Горация проявился в применении старых форм к современной действительности.
«Оды» демонстрировали близость к режиму и чувствительность к его развивающейся идеологии
Тексты затрагивали государственные дела, не забывая подчеркивать важность частной жизни. Они охватывали широкий круг тем: любовь, дружба, вино, религия, мораль, патриотизм
Портрет Горация
В одах Гораций восхвалял Октавиана в гиперболах, которые повторяют выразительные средства эллинистической придворной поэзии. В период 27-24 годов до н. э. политические аллюзии в произведениях поэта концентрировались на иностранных войнах в Великобритании, Аравии, Испании и Парфии. Гораций приветствовал Августа по возвращении в Рим в 24 году до н. э. как любимого правителя, от крепкого здоровья которого зависело его счастье.
«Оды» поэта не снискали популярности в обществе при жизни автора. Однако в заключительном стихотворении 3-й книги «Exegi monumentum aere perennius» («Памятник» или «К Мельпомене») Гораций предсказал себе несокрушимую славу первого и величайшего из лирических поэтов Рима. Это произведение пережило создателя и вдохновило многих русских стихотворцев. Всему миру известны переводы и переложения 30-й оды 3-й книги Горация, выполненные Михаилом Ломоносовым, Гавриилом Державиным, Афанасием Фетом.
Книга стихотворений Горация
В 21-20 годах до н. э. поэт охладел к одическому жанру и написал книгу «Посланий», адресованную друзьям и знакомым. Вежливый стиль стихов этого сборника отражал новый социальный статус поэта, произведенного в рыцари. Автор заявлял о том, что он больше интересуется моральной философией, чем литературой. Однако склонность с стоицизму не отражала мыслей по поводу этики.
Во время написания первой книги «Посланий» Гораций, демонстрируя собственную независимость, отстранился от сильных мира сего. Он отклонял приглашения Мецената посетить своего покровителя. Тему 2-го сборника поэту подсказал император Август. Он заказал послание в стихах, адресованное самому себе. Правитель предложил поэту должность личного секретаря, но Гораций отверг эту идею, согласившись написать литературное письмо.
Сюжет
Жак-Луи Давид |
Эскиз Клятвы Горациев: Трое Горациев . 1783 |
58,2 × 36,2 см |
Musée Bonnat, Байонна |
(инв. INV. 3692) |
Изображения на Викискладе |
В основе картины лежит рассказ римского историка Тита Ливия, согласно которому трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга — братьями Куриациями. Давид запечатлел момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи. Справа изображена группа скорбящих женщин: вдали мать Горациев склонилась над двумя внуками, ближе сестра Камилла, невеста одного из Куриациев, и Сабина, сестра Куриациев и жена одного из Горациев. На заднем плане видны три арки, каждая из которых соответствует группе фигур: правая — группе женщин, левая — братьям, центральная отцу с мечами
Давид тщательно продумал композицию картины, «хореографию» персонажей и игру света, что концентрирует внимание зрителя в центре картины, раскрывая моральную атмосферу такой необычайной силы, что страдание отступает перед ней
Жак-Луи Давид |
Эскиз Клятвы Горациев: Старый Гораций . 1783 |
58,2 × 36,2 см |
Musée Bonnat, Байонна |
(инв. INV. 3692) |
Изображения на Викискладе |
Таким образом, Давид в этой картине противопоставляет идеалы патриотизма, гражданственности и самопожертвования во имя родины мужчин страданиям и сентиментальной слабости женщин.
Предыстория
Рим был основан выходцами из государства Альба-Лонга — главного города Латинского союза и соперничал с ним. Однако за 100 лет, к концу VII века до н. э., Рим возвысился, в то время как Альба-Лонга начало постепенно терять своё значение. Это и явилось причиной того, что ни один из латинских городов не пришёл на помощь Альба-Лонга во время войны с Римом. Поводом к войне послужили обоюдные пограничные набеги и грабежи. Как раз к тому времени умер Гай Клюилий — царь Альба-Лонга, и его жители облекли диктаторской властью Мета Фуфетия. После некоторого выжидания армии Рима и Альба-Лонга сошлись в открытом поле. Однако Мет Фуфетий вызвал Тулла Гостилия на переговоры и предостерёг его о том, что междоусобица ослабит оба города, и распря между Римом и Альба-Лонга может привести к тому, что оба эти города поработят этруски. Поэтому решено было выявить победителя единоборством нескольких избранных солдат. Так состоялось легендарное сражение между тремя братьями Горациями и Куриациями со стороны Рима и Альба-Лонга соответственно. В начале схватки все альбанцы были ранены, а двое римлян погибли. Последний из Горациев преднамеренно обратился в бегство. Когда преследователи, в силу полученных ран разъединились, Гораций сразился с каждым по отдельности и быстро победил их. Таким образом Горации победили, и Альба-Лонга был вынужден вступить в наступательный союз с Римом против этрусков. Гробницы Горациев и Куриациев по словам Ливия, можно было видеть ещё в его время; две римские вместе, а три альбанские порознь — в соответствии с тем в каком месте поля братья были убиты.
Слайд 13 Exegi monumentumЯ памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся
выше он главою непокорной
Александрийского столпа.Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Краткая биография Горация
Гораций Флакк Квинт (65-8 гг. до н.э), древнеримский поэт. Родился на юге Италии в семье вольноотпущенника. В 20 лет отправился в Афины, чтобы завершить свое образование. В 22 года получил чин военного трибуна.
В 33 г. до н. э. Гораций получил от Мецената небольшую усадьбу в Сабинских горах, благодаря которой ему больше не надо было печься о хлебе насущном.
После победы Августа, ок. 30 г до н. э., Гораций собрал еще 8 сатир во второй книге, присоединив к ней 17 коротких ямбических произведений, названных эподы.
После этого в творчестве Горация произошел решительный поворот. Он отыскал размеры, соответствующие своему ныне позитивному умонастроению, в эолийской лирической (т.е. предназначавшейся для исполнения под аккомпанемент) поэзии начала V в. до н. э., у Алкея и Сафо, у них же он черпал и вдоновение. С 30 по 13 гг. до н. э. Гораций создал четыре книги лирических стихов. Первая книга содержит философские размышления в духе эпикурейства и отчасти стоицизма. Вторая посвящена вопросам поэзии. Особое место занимает письмо к Пизонам об искусстве поэзии, названное еще в древности «Наукой поэзии».
В следующие шесть лет Гораций перестал сочинять лирические (в античном смысле слова) стихотворения. Император Август поручает Горацию сочинение гимна в честь великих Столетних игр. Это принесло поэту широкую известность, и он опять вернулся к лирике.
В 8 г. до н. э. Меценат умер, а Гораций пережил его лишь на два месяца. Его похоронили на Эсквилине рядом с Меценатом.
Творчество Горация, замечательного мастера стиха, создателя поэзии ума, блистательной и гармоничной, — одна из вершин римской литературы, которую он обогатил новыми для нее размерами греческой лирики.
«Наука поэзии» послужила основой для «Поэтического искусства» Н. Буало (1674 г.). В России ода Горация «Памятник» была переведена М.В. Ломоносовым; ее переложили Г.Р. Державин, А.С Пушкин, В.Я. Брюсов. Стиотворение Пушкина «Кто из богов мне возвратил…» — вольный перевод 7-й оды из 2-й книги од Горация
Личная жизнь
Гораций любил одиночество, у него не было ни жены, ни детей. Он окружал себя жрицами любви – гетерами. Мужчина посвятил много стихотворений капризам своих возлюбленных, предпочитавших молодых красавцев поэту. Современники считали, что это неудивительно, они так описывали его портрет: «невысокий ростом, пузатый, лысый».
Портрет Горация
Его музами были фракийка Хлоя, «искусная в пении и игре на цитаре», обворожительная Барина, отличавшаяся красотой и коварством, изменница Неэра и Филлида, которую поэт назвал последней любовью.
Плотским утехам Гораций предавался в сабинском поместье. По словам биографов, стены его спальни были оклеены зеркалами и непристойными фотографиями, чтобы поэт мог везде видеть эротику, занимавшую не последнее место в его личной жизни. Для официальных встреч и приема высокопоставленных гостей литератор приобрел 2-е поместье в богатом районе Рима.
Поэзия
Первый поэтический сборник Горация назывался «Ямбы», написанный на латыни. В последующие годы биографии он стал автором «Сатир», написанных в форме свободного диалога.
Гораций побуждал читателя рассуждать о природе человека и проблемах в обществе, оставляя за ним право на заключение выводов. Свои мысли он подкреплял шутками и примерами, которые были понятны обычным людям.
Поэт обходил стороной политические вопросы, все чаще затрагивая философские темы. После издания первых сборников в 39-38 гг. до н. э. Гораций попал в высшее римское общество, где оказаться ему помог Вергилий.
Оказавшись при дворе императора писатель проявлял осмотрительность и уравновешенность во взглядах, стараясь ничем не выделяться от других. Его покровителем стал Гай Цильний Меценат, который являлся одним из приближенных Октавиана.
Гораций пристально следил за реформами Августа, однако при этом не опускался до уровня «придворного льстеца». Если верить Светонию, то император предлагал поэту стать его секретарем, но получил от того вежливый отказ.
Не смотря на сулившие Горацию выгоды, он не хотел данной должности. В частности, он опасался того, что став личным секретарем правителя, он утратит свою независимость, которой очень дорожил. К тому моменту биографии он и так имел достаточно средств для жизни и высокое положение в обществе.
Сам Гораций акцентировал внимание на том, что его отношения с Меценатом основаны только на взаимном уважении и дружбе. То есть он подчеркивал, что не находится во власти Мецената, а лишь является его другом
Важно отметить, что он никогда не злоупотрeблял дружбой с покровителем. По мнению биографов, Гораций не стремился к роскоши и славе, предпочитая этому спокойную жизнь в деревне
Тем не менее, благодаря наличию влиятельных покровителей, он часто получал дорогие подарки и стал владельцем известной усадьбы в Сабинских горах
По мнению биографов, Гораций не стремился к роскоши и славе, предпочитая этому спокойную жизнь в деревне. Тем не менее, благодаря наличию влиятельных покровителей, он часто получал дорогие подарки и стал владельцем известной усадьбы в Сабинских горах.
Согласно ряду источников, Квинт Гораций Флакк находился с Меценатом в одной из морских кампаний Октавиана, а также в битве у мыса Акций. Со временем он издал свои знаменитые «Песни» («Оды»), написанные в лирическом стиле. Они касались самых разных тем, включая этику, патриотизм, любовь, справедливость и т.д.
В одах Гораций неоднократно превозносил Августа, поскольку в некоторых моментах был солидарен с его политическим курсом, а также понимал, что его беззаботная жизнь во многом зависит от здоровья и настроения императора.
Хотя «Песни» Горация были весьма прохладно приняты его современниками, они пережили их автора на многие столетия и стали вдохновением для русских поэтов. Любопытно, что их переводом занимались такие личности, как Михаил Ломоносов, Гавриил Державин и Афанасий Фет.
В начале 20-х годов до н. э. Гораций начал терять интерес к одическому жанру. Он представил свою новую книгу «Посланий», состоящую из 3-х писем и посвященную друзьям.
Благодаря тому, что произведения Горация пользовались большой популярностью как в древности, так и в новое время, до наших дней дошли все его труды. Мало кому известен тот факт, что после изобретения книгопечатания ни один античный автор не издавался столько раз, сколько Гораций.
Дружба с Меценатом
Девять месяцев Меценат раздумывал и, в конце концов, принял решение приблизить к себе Горация
Попав в такое окружение, поэт по-прежнему остался уравновешенным и осмотрительным, он никогда не пытался чем-то выделяться, никому не льстил, с должным вниманием следил за всеми социально-политическим реформами, которые проводил правитель Октавиан. Возможно, в чём-то Гораций не был согласен с политикой правителя, но был бесконечно благодарен ему лишь за то, что в Италию наконец-то после ста лет гражданских войн вернулся мир, которого все так долго ждали
Октавиан сделал Горацию предложение стать его личным секретарём, но такая должность не привлекала поэта, и он вежливо отказался. Несмотря на то, что место секретаря было весьма заманчивым и выгодным, Гораций не хотел лишиться своей независимости, которую очень ценил.
Гораций много путешествовал вместе с Меценатом. Они побывали у мыса Палинур, где потерпел морское поражение Октавиан, в морском итальянском порту Бриндизи, у мыса Акций, где прошло последнее в античности великое морское сражение между древнеримскими флотами.
Неоднократно в своих стихах Гораций отмечал, что их взаимоотношения с Меценатом основывались исключительно на дружбе и уважении друг к другу вне зависимости от социального статуса. Никогда их отношения не носили характер «патрон и подчинённый». Никогда Гораций не злоупотреблял этой дружбой и ничего не требовал от Мецената, он даже не пытался таким образом вернуть отцовский дом, который был конфискован в Венузии.
Слайд 8Главная тема стихотворения — прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения
поэта. Оно является подлинным гимном поэзии. Основная тема стихотворения задается уже в первой строфе: творчество становится своеобразным памятником его создателю, причем этот «чудесный» памятник оказывается прочнее любых «рукотворных монументов» — такова сила поэтического искусства. Следует отметить, что эта мысль является продолжением горацианского образа. Сопоставим эти строки: Создал памятник я, бронзы литой прочней,Царственных пирамид выше поднявшийся.Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихойНе разрушат его, не сокрушит и рядНескончаемых лет — время бегущее.(Гораций. «К Мельпомене») Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,Металлов тверже он и выше пирамид;Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,И времени полет его не сокрушит.(Державин. «Памятник»)Оба автора отмечают, что поэтический памятник необыкновенно прочен («бронзы литой прочней» и «металлов тверже»), а силы поэзии оказываются даже могущественнее законов природы . Этот «памятник» выше пирамид — традиционного образа могущества созидательной силы. Но что еще важнее — он оказывается неподвластен времени. Эта тема бессмертия поэта получает свое развитие в следующей строфе, причем опять державинский образ сходен с горацианским: «Нет, не весь я умру, лучшая часть меня избежит похорон» (Гораций); «Так! — весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить…» (Державин).
Техника[править | править код]
«Клятва Горациев» исполнена в стиле французского неоклассицизма, и Давид использовал в ней множество приёмов, характерных для этого стиля.
- Фон картины оттенён, в то время как фигуры на переднем плане выделены, чтобы показать их значимость
- Тусклые цвета используются, чтобы показать, что изображаемая история важнее самой картины
- Ясная и чёткая композиция указывает на символизм числа «три» и треугольника
- Предпочтение отдаётся чётким деталям взамен лёгких мазков, характерных для рококо
- Яркие эмоции проявляют только женщины, тогда как мужчины выполняют свой долг
- Героическая тематика всего сюжета картины
Мастер стихотворных размеров
Гораций иногда не скрывает в своих стихах свое происхождение и не стыдится, что является сыном отпущенного на волю раба. По подсчету литературоведа Михаила Гаспарова, поэт использовал в своей поэзии 12 видов древнегреческих строф, его гениальность заключается в мастерском знании и владении стихотворным искусством. В первой книге своих од он дал «парад» этих размеров, представил сапфическую, алкееву и другие строфы. Кроме од Гораций, годы жизни которого были весьма продуктивными, работал с эподами, которые очень схожи по форме с припевками. В них выражается политическое содержание и, как в ямбах, высмеиваются недостатки народа и людей (ярчайший пример – «К римскому народу»).
Рекомендации Горация с пояснениями
«Будь доволен тем, что в руках имеешь». Поэт подразумевал простую жизненную истину, которая гласит, что нужно жить и радоваться сегодняшним днем и не осуждать создателя за то, что не всякий человек знатен и богат. Все блага следует получать честным способом и довольствоваться малым.
«Пользы в деньгах нет, если ты их копишь, но не тратишь». Как много случаев знает история, когда человек всю жизнь стремился заработать капитал, отказывая себе во многом, а, заработав его, скоропостижно скончался. Гораций считает такую философию неправильной: нужно равномерно тратить заработанные деньги и жить полноценно, без ограничений.
«Печали жизни разгоняй вином, но знай меру». Гедонизм как направление в эстетике пропагандирует идею о наслаждении как о высшей цели человеческой жизни. Гораций разделял эту точку зрения наполовину: винопитие, безусловно, может утолить печали, но не стоит им злоупотреблять.
«Влюбляйся, но не страдай от любви». Гораций, биография которого пестрит семью женскими именами, вывел истину, благодаря которой мужчина может жить в ладу со своим сердцем. Он не отрицает любви, но выступает против страсти и страданий.
Возвращение в Рим
В начале 41 года до н. э. Гораций вернулся домой в Венузию, к тому времени уже умер его отец. А родная провинция вошла в список населённых пунктов, которые были отданы в качестве вознаграждения ветеранам армии Цезаря. Всё имущество и наследство Горация было конфисковано.
В 40 году до н. э. была объявлена амнистия сторонникам Брута, и Гораций уехал в Рим. Хоть он и жаловался на бедность и нищенское положение, заставившие его заниматься поэзией, у Горация были средства, которые он заплатил, чтобы получить должность в коллегии квесторских писцов. Он трудился на должности секретаря, тем самым обеспечив себе проживание в Риме и возможность свободно заниматься литературой.
Спустя 1-2 года он сочинил свои первые поэтические произведения на латинском языке. Это были стихи в античном классическом размере гекзаметр, которые вошли потом в первую книгу «Сатир» и ямбические «Эподы». Он познакомился с двумя поэтами Луцием Варием Руфом и Публием Верилием Мароном, а они в свою очередь представили начинающего поэта соратнику и хорошему другу Октавиана Гаю Цильнию Меценату. Он покровительствовал искусству и при Октавиане занимал должность подобную министру культуры.
4. Изречения
Carpe diem — «хватай день» (Carmina I 11, 8). В полном виде: «carpe diem quam minimum credula postero», «пользуйся (каждым) день, как можно менее полагаясь на следующий»
Dulce et decorum est pro patria mori — «Красиво и сладко умереть за отечество» (Carmina III 2, 13). Часто использовавшийся в газетах Первой мировой войны лозунг; также заглавие горько ироничного стихотворения английского поэта Уилфреда Оуэна «Dulce Et Decorum Est» об этой войне.
Sapere aude — «решись быть мудрым» (Epistulae I 2, 40). Изречение было воспринято Иммануилом Кантом и стало своеобразным лозунгом Эпохи Просвещения. Данное изречение является девизом Московского физико-технического института (вариант «дерзай знать»).
См. Крылатые выражения Горация.
Поэзия и жизнь
В своих произведениях Гораций отразил жизненные обстоятельства, с которыми ему пришлось столкнуться. Родился будущий поэт 8.12.65 до нашей эры, в семье вольноотпущенника, владевшего небольшим имением в сельской местности.
Такое происхождение будет влиять на его мироощущение практически до конца жизни. Дети вольноотпущенников формально считались свободными гражданами, однако неофициально рассматривались как неполноценные.
Гораций прилагал все силы, чтобы избавиться от этого «бремени»: накопив значительную сумму денег, он «вкупился» в сословие всадников (привилегированный класс римских граждан, некий прообраз дворянства), а затем таким же образом вошёл в коллегию государственных писцов.
Несмотря на изначально небольшие средства, отец Горация пожелал, чтобы сын получил самое лучшее образование. Он уехал из деревни в Рим, где устроился на аукцион комиссионером.
Доход от такой деятельности позволял ему оплачивать образование сына. Так что несмотря на то, что в своих одах Гораций описывает отца как «бедного, честного крестьянина», деньги этот человек, по-видимому, имел значительные.
В результате Гораций прошёл все ступени тогдашнего полного образования.
Сначала он учился в Риме, в школе Орбилия, а впоследствии уехал в Афины, где в платоновской Академии изучал греческую философию и литературу. В Академии тогда учились в основном представители римской аристократии, так что Гораций был практически единственным незнатным учеником.
В Афинах поэт настолько овладел греческим, что стал писать на нём стихи.
В то время Гораций был приверженцем республиканских идей. Это позволило ему сблизиться с Брутом, который приехал в Академию сразу после убийства Цезаря.
Брут собирал единомышленников-республиканцев, чтобы сразиться с наследниками Цезаря. В этой армии Гораций удивительным образом получил должность военного трибуна – это высшее офицерское звание, для сына вольноотпущенника такое назначение выглядело необычным.
Исследователи считают, что здесь решающую роль сыграли деньги – именно тогда на сумму в 400 тысяч сестерциев поэт приобрёл право вступить в сословие всадников.
Армия Брута, однако же, потерпела поражение и с позором бежала с поля боя. Вследствие этого Гораций задумывается о своих убеждениях и меняет их, становясь сторонником принципата – прообраза императорской власти.
В своих стихотворениях, посвящённых этим событиям, он укоряет себя за то, что бежал со сражения, бросив щит. Такой поступок считался проявлением трусости и наивысшим позором.
Поэт вернулся на родину, однако оказалось, что его область перешла к наследникам Цезаря. Имение Горация было конфисковано, а сам он вынужден был переехать в Рим и устроиться квесторским писцом, ответственным за государственный бюджет.
Оплачиваемый труд в те времена аристократы не приветствовали, однако некоторые профессии, в том числе и эта, считались почётными, так что Гораций не лишился общения с высшим светом. Мало того – впоследствии он сблизился с Меценатом, который стал его покровителем и настоящим другом.
Впрочем, Гораций не злоупотреблял дружбой с высокопоставленным человеком, близком к высшей власти, и в общении с Меценатом проявлял скромность и тактичность.
Октавиан Август, фактически ставший первым римским императором, тоже пожелал приблизить Горация к себе и сделать его своим секретарём.
Поэт, однако, уклонился от этого предложения, поскольку заняв такую должность, он лишил бы себя независимости. А независимость он ценил больше всего на свете, тем более что под крылом Мецената она уже была ограничена.
Как уже говорилось, Гораций с определённого времени стал сторонником сильной диктаторско-монархической власти, которую представлял Август. Сторонником, но не горячим фанатиком: Августу он был благодарен главным образом за то, что в его правление прекратились гражданские войны и в Риме воцарился мир.
Детство и юность
Квинт Гораций Флакк родился 8 декабря 65 года до н. э. в итальянском городе Веноза, лежащем на торговом пути между Апулией и Луканией. Область, в которой рос будущий поэт, была населена эмигрантами, говорившими на разных диалектах, что способствовало развитию у Горация чувства языка.
Портрет Горация
Отец лирика часть жизни провел в рабстве, он был человеком выдающихся способностей, позволивших ему обрести свободу и наладить материальную и социальную жизнь семьи. О матери Горация ничего не известно, но в его трудах есть упоминания о няне Пулии. Родитель потратил небольшое состояние на образование сына, он переехал в Рим, чтобы следить за школьными успехами и нравственным развитием будущего лирика.
Предположительно, после смерти отца, в 19-летнем возрасте, Гораций покинул Рим и продолжил обучение в Афинах, где в то время находилась Академия, основанная Платоном. Юноша влился в студенческую элиту, свел знакомство с сыном Цицерона, проникся традициями классической греческой литературы и философии.
Бюст Горация
После убийства Юлия Цезаря в Афины приехал Брут. В поисках сторонников республиканского дела он посещал лекции в платоновской Академии и вербовал студентов. Гораций в числе прочих молодых людей поступил на службу в офицерском чине военного трибуна, должности, которую обычно занимали потомки всадников или сенаторов.
После поражения армии Брута в битве при Филиппах осенью 42 года до н. э. будущий поэт вместе с другими солдатами и офицерами покинул позиции подразделения. Он пересмотрел свои политические взгляды и принял досрочную амнистию, предложенную сторонникам Брута правителем Октавианом.
Средневековое изображение Горация
Вернувшись в Италию, Гораций обнаружил, что имение отца в Венузии конфисковано в пользу ветеранов Цезаря. Молодой человек был доведен до нищеты и обратился к поэзии, которая могла дать перспективы на будущее через знакомство с литераторами и их богатыми покровителями. Он поступил на должность писца в квестуре при казначействе и занялся стихосложением в 39-38 году до н. э.