Портрет Ольги Васильевны
25 января 1878 года Василий Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре (в других источниках Елизавета Артуровна Шарэ). У них родилось две дочери — Ольга и Елена. Ольга Васильевна, чей детский портрет находится в Третьяковской галерее, вышла замуж за художника Петра Кончаловского, одного из выдающихся мастеров русской живописи начала XX века.
Василий Суриков «Портрет Ольги Васильевны Суриковой», 1888
Суриков был очень дружен с Кончаловским: они вместе путешествовали, встречались в мастерских, вместе с писателями и меценатами. Л.Н.Толстой, и П.М.Третьяков были частыми гостями Сурикова.
Художник и легендарный реставратор Игорь Эмануилович Грабарь вспоминал: «С Суриковым я познакомился в 1904 году у коллекционера Гиршмана. Здесь ежедневно собирались художники и артисты. Приходили к обеду и сидели весь вечер, часов до двенадцати. Из художников у Гиршмана бывали москвичи — члены выставочного объединения Союза русских художников, чаще других — Коровин, Серов, Иванов, Архипов, Борисов-Мусатов, Малявин, Ап. Васнецов, Переплетчиков, Виноградов, Остроухов, Клодт, Мещерин, Первухин. Почти всегда приходил и Суриков, оживленно беседовавший, много рассказывавший о своих былых встречах и впечатлениях, веселый, вечно балагуривший и державший себя необыкновенно просто и по-товарищески легко с художниками. Приезжавшие из Петербурга художники — Бенуа, Сомов, Лансере, Добужинский, Бакст — также бывали завсегдатаями „гиршмановских вечеров“, на которые съезжались и все главные московские коллекционеры».
Внучка Петра Петровича Кончаловского, Наталья Кончаловская, была писателем, среди её работ — биография деда «Дар бесценный». Её дети — правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский.
Первый учитель
В училище Суриков учился успешно
Важное значение для его будущего имела встреча с человеком, угадавшим дарование практически в самой начальной стадии развития. Это Николай Васильевич Гребнев, учитель рисования. Он и сам поверил в талант Василия, и ему внушил, что он непростой мальчик, и ему непременно надо много работать, оттачивая свой талант
Копирование гравюр с картин старых мастеров, этюды на природе, приёмы акварельной живописи – Гребнев стал первооткрывателем таланта Сурикова и первым его огранщиком. Художник впоследствии всегда будет с теплотой и чувством благодарности вспоминать своего наставника
Он и сам поверил в талант Василия, и ему внушил, что он непростой мальчик, и ему непременно надо много работать, оттачивая свой талант. Копирование гравюр с картин старых мастеров, этюды на природе, приёмы акварельной живописи – Гребнев стал первооткрывателем таланта Сурикова и первым его огранщиком. Художник впоследствии всегда будет с теплотой и чувством благодарности вспоминать своего наставника.
Ранний сибирский период жизни Сурикова
Церковь
В 1861 году Суриков блестяще окончил училище. Материальное положение семьи заставляет его поступить на канцелярскую службу. Всё свободное время Василий усердно занимается рисованием. Картин Сурикова этого периода не сохранилось, лишь несколько рисунков с гравюр Боровиковского и Неффора.
В 1866 году Катя, одна из сестёр, вышла замуж и переехала в Тесинское (село, южнее Красноярска). Художник приезжал сюда несколько раз, много рисовал. Известно, что сохранился один рисунок с изображением церкви.
Работа писарем в губернском управлении оказалась полезной близостью к сильным мира сего
Так, рисунки Сурикова попали на глаза губернатора Замятнина, тот, восхищаясь в обществе, привлёк внимание золотопромышленника Кузнецова, который изъявил желание помочь молодому таланту и оплатить его учёбу в столице
«Переход Суворова через Альпы», 1899 г.
Сам художник советовал при просмотре этой картины мысленно разделить её диагональю от левого верхнего угла к правому нижнему. Если последовать его совету, то получится удивительная штука. Те, кто слева, гарантированно выживут. Те, кто справа, — не факт. Дело в том, что слева — единственный человек. Сам Александр Васильевич Суворов. Справа — солдаты, о судьбе которых генералиссимус писал в «Донесении о швейцарском походе» следующее: «На каждом шаге в сем царстве ужаса зияющие пропасти представляли отверзтые, и поглотить готовые гробы смерти. Дремучие мрачные ночи, непрерывно ударяющие громы, лиющиеся дожди и густый туман облаков при шумных водопадах, с каменьями, с вершин извергающимися, увеличивали сей трепет… Страшные камни и снежные и земляные глыбы, на которых много людей с лошадьми летели в преисподние пучины, где многие убивались…» Словом, лозунг «Да, смерть!» соответствует этому полотну просто идеально.
Дорогой художник
Василий Иванович Суриков скончался в 1916 году. И, хотя история не признаёт сослагательного наклонения, не утихают споры о том, как встретил бы Великую Октябрьскую революцию гениальный художник. Стал бы он одним из пассажиров «философского парохода» или, напротив, принял бы народный бунт с восторгом?
«Суриков – это гений, одарённый способностью прозрения в историю, безо всяких высокопарных слов. Но это обычный человек со своими страстями, – рассуждает заведующая отделом проектной и образовательно-просветительной деятельности музея-усадьбы им. Сурикова Ольга Строганова. – Довольно прижимистый при жизни. Очень дорогой художник, знающий себе цену. Накануне революции это был состоятельный человек, со счетами в банках, не пьяница и не распутник, любивший всю жизнь одну женщину и сохранивший ей верность навсегда, один воспитавший обеих дочерей. Православный человек и глубоко верующий. Неизвестно, как бы он отнёсся к идее экспроприации, ведь он был довольно консервативен. Хотя у новой власти он всегда был в фаворе, и дети его никогда не подвергались преследованиям и репрессиям. И до сегодняшнего дня клан Михалковых-Кончаловских, его прямых потомков, продолжает творческую традицию рода».
Василий Суриков: «Да, смерть!» Какие трюки использовал знаменитый художник Подробнее
Интересные факты из жизни художника
- Как в своё время Михайло Ломоносов, Суриков отправился на учёбу с рыбным обозом! Позже он вспоминал, что выехал из Красноярска, сидя на огромном осетре, от которого сильно мёрз.
- На экзамене в Академии художеств В. И. Сурикову было отказано в обучении, так как, по мнению экзаменаторов, у него полностью отсутствовали способности к изобразительной деятельности. В дальнейшем Суриков делом опроверг эту ошибку, овладев в течение 3 месяцев необходимыми умениями и навыками, в результате чего те же педагоги сочли его достойным зачисления в академию.
- Очень часто идею картины подавала художнику судьба в виде яркого образа. «Меншиков в Берёзове» появился от скуки, «Боярыню Морозову» вызвала к жизни… ворона! «Утро стрелецкой казни» – свеча, зажжённая днём.
- «Утро стрелецкой казни» у Сурикова приобрёл Павел Третьяков, основатель главной галереи страны. Тогда он отдал за полотно 8 тыс. рублей – огромные деньги. Пожалуй, впервые великий художник оказался обеспечен деньгами на несколько лет вперёд. «Меншиков в Берёзове» стоил собирателю 5 тыс. рублей. И, наконец, за «Боярыню Морозову» Третьяков заплатил 15 тыс.! Всего в собрании Третьяковской галереи находится 116 произведений Василия Сурикова.
- Однажды Суриков получил приглашение на званый ужин, в котором было отдельно указано: явка строго в смокингах. Художник выполнил пожелание хозяев, отправив вместо себя… свой смокинг, который был им важнее.
- Именно Василий Суриков и его друг, художник Леонид Чернышов, основали в Красноярске школу рисования.
- Среди покупателей картин Сурикова были и коллекционеры, и меценаты, и государи всероссийские. Картина «Переход Суворова через Альпы» была приобретена императором России Николаем II для музея Александра III за 25 тыс. рублей, а «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» – за 40 тыс.!
- За всю жизнь Суриков создал только одну заказную работу – 4 фрески для храма Христа Спасителя в Москве.
- Последними словами перед смертью Василия Сурикова стали «я исчезаю».
Кстати
Знаменитые полотна Василия Сурикова: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Посещение царевной женского монастыря».
Детство и юность
Будущий живописец родился в Красноярске 24 января 1848 года. Отец Сурикова служил регистратором, мать была домохозяйкой.
Из Красноярска семья перебралась в село Сухой Бузим. Начальное образование Василий получил в приходской школе. После завершения учебы в уездном училище краевого центра поступил на работу в управление губернии. Получение дальнейшего образования оказалось парню недосягаемо: отец умер, жизнь стала тяжелой.
С раннего детства у мальчика проявился интерес к рисованию. Его наставником по живописи стал учитель Н.Гребнев.
Картина «Плоты на Енисее» – его первая осознанная работа. Написал ее подросток в 1862 году.
Рисунки будущей знаменитости случайно заметил военный губернатор Красноярска П.Н. Замятнин. Он нашел покровителя, согласившегося оплатить обучение Василия в художественной Академии. С первого раза сюда он не попал, поступил на курс рисования в Санкт-Петербурге.
Следующей осенью стал вольным слушателем Академии. В группе П.П.Чистякова, куда перевели его через год, талантливый юноша успешно проучился 6 лет. Здесь Суриков осваивал сложнейший вид изобразительного искусства – композицию.
Зрелые годы
После окончания обучения Суриков получил задание расписать храм Христа Спасителя в Москве. Это была его первая крупная работа. Одновременно с успехом в карьере наступили светлые дни и в личной жизни. Василий Иванович познакомился с Елизаветой Августовной Шаре. Влюбившись в молодую красавицу, он сделал предложение. Девушка его приняла.
Елизавета Августовна стала для своего мужа не только заботливой женой, но также музой и верной помощницей во всем. Только она могла повлиять на своего супруга и успокоить его
Сам же Суриков частенько ревновал свою жену, потому что очаровательная и добрая женщина привлекала внимание многих. Однако она никогда не давала поводов усомниться в своей верности
Елизавета Августовна родила своему мужу двух дочерей.
Москва стала для художника источником вдохновения. Пропитанные воспоминаниями места заставляли Сурикова снова и снова браться за кисть и убедили его в желании творить на историческую тему. Следующим успехом Василия Ивановича стала картина «Утро стрелецкой казни».
Несмотря на идущую в горы карьеру, Суриков вел очень скромный образ жизни. Главное место в его квартире занимал холст и полотна. Казалось, что жизнь обещает быть безоблачной и счастливой. Но совершенно неожиданно для всех угасла и умерла Елизавета Августовна. Это был огромный удар, после которого художник уже не оправился.
Исторические сюжеты
Сюжеты у Сурикова рождались случайно. Художник неоднократно говорил об этом в биографии, записанной Максимилианом Волошиным : «Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скушно. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так же в избе сидел. И вдруг… Меншиков… сразу все пришло — всю композицию целиком увидел. Только не знал еще, как княжну посажу. …А то раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом боярыню Морозову написал. Да и „Казнь стрельцов“ точно так же пошла: раз свечу зажженную, днем, на белой рубахе увидал, с рефлексами».
Санкт-Петербург. Начало
В конце 1868 года Суриков покинул Красноярск. Весной он не поступил в Академию художеств, устроился заниматься в рисовальную школу. Затем осенью его зачислили в качестве вольнослушателя, спустя год перевели на место студента.
Княжеский суд
1869 – 1875 годы – период учёбы в Академии. Руководителем Сурикова был именитый педагог Павел Чистяков, который называл студента «сибирским самородком» и отмечал удивительное соответствие фамилии (сурик – высокостойкий минерал). Василий учился успешно, регулярно заслуживая медали, денежные премии, похвалы и даже восторги. К концу обучения начал чувствовать, что академические темы мало его волнуют, как живописца. Так, в 1874-м, задумав «Клеопатру», сделал только один, однако тщательный, эскиз. Картина Сурикова под названием «Княжеский суд», того же года, демонстрирует возникший интерес молодого художника к древнерусской народной жизни.
Жил в двух временах и не любил кровавую историю
Главный секрет картин художника наверняка еще до конца не разгадан. Ведь ту же боярыню Морозову, Ермака, Суворова писали многие, а они нам больше всего запомнились по картинам Сурикова. Один из ключей к разгадке – Суриков жил в двух временах.
Суть в том, что, пожив в Питере и в Москве, художник заметил, что красноярцы ему напоминают москвичей, но не его времени, а XVII века. Приехав из Красноярска, он понял, что преодолел не только 3 000 верст, но и как минимум 200-300 лет. Это дало ему тот механизм, благодаря которому он смог приоткрыть дверь в прошлое. Поэтому его картины на историческую тему такие правдоподобные.
Еще один любопытный факт: историческая правда в картинах художника уступает место художественной задумке. Например, в картине «Утро стрелецкой казни» Суриков изменил угол кремлевской стены, сделав его менее крутым, чтобы стена шла параллельно отряду петровских преображенцев. Так, по замыслу художника, наиболее явно видно противопоставление хаоса старой Руси новым порядкам, вводимым Петром.
«Утро стрелецкой казни»
Хотя сам Суриков никогда не говорил, на чьей он стороне – стрельцов, идущих на казнь, или царя. Он вообще был далек от политики.
А с картиной приключилась любопытная история. Ее впервые выставили на Девятой выставке передвижников 1 марта 1881 года. А вскоре после открытия выставки раздалась весть о взрыве на Екатерининском канале и убийстве Александра Второго. Выставку тут же закрыли.
К слову, на самой картине, которая говорит о казни, казни нет. Говорят, Илья Репин советовал Сурикову добавить на полотно парочку повешенных, а не просто пустые виселицы. Суриков сделал набросок, вошла няня его детей и упала в обморок. И художник сразу же отказался от этой идеи. Он не любил «чернуху» и считал, что на картине Репина «Иван Грозный убивает своего сына» неправдоподобно много крови. Сам же он кровью поражать не будет, а лишь хочет, чтобы люди задумались о своей истории.
Вершиной творчества художника считается картина «Боярыня Морозова» – полотно на тему раскола в Русской Православной Церкви, который стал идеологической травмой для русского народа, сопоставимой с революцией 1917 года и Гражданской войной. Здесь Суриков также отходит от исторической правды.
«Боярыня Морозова»
Известно, что боярыню Морозову везли на санях, привязанную к стулу. Так и было на набросках картины, но стул мешает добиться динамики, и Суриков усадил Морозову прямо в сани.
Недавно специалисты Русского этнографического музея проанализировали картину «Покорение Сибири Ермаком». С точки зрения этнографии там очень богатый выбор костюмов и деталей эпохи. И обнаружили интересные моменты. Народы, которые там представлены, преимущественно западносибирского происхождения, а костюмы на них – эвенков и нганасанов, которые живут на берегах Енисея. Причем костюмы эти женские, а надеты на мужчин. Видимо, художнику они показались более яркими и красивыми.
Творчество
Первой картиной, которой молодой Суриков заявил о себе как мастер масштабных композиций, стал «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Он продал ее своему меценату, П. Кузнецову, крупному золотопромышленнику. Спустя несколько лет, побыв в гостях у своего покровителя, молодой художник написал ему в дар картину «Милосердный самаритянин».
Из краткой биографии Сурикова известно, что он крайне неохотно соглашался писать портреты на заказ. Однако был вынужден делать это, чтобы быть финансово свободным.
Источником вдохновения для талантливого живописца служила музыка, в особенности, опера. Кроме того, он сам с удовольствием обучался игре на гитаре.
На написание одного из самых известных своих полотен – «Утро стрелецкой казни» – Суриков потратил около трех лет. Но именно эта работа открыла перед художником двери в мир большого искусства. Его талант был безоговорочно признан, и он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Василий Иванович давно мечтал о путешествии по Европе, чтобы воочию увидеть полотна выдающихся живописцев. Выгодно продав одну из своих работ, он осуществил давнишнюю мечту и побывал в знаменитых европейских галереях и художественных музеях.
В 1881 году Суриков приступил к работе над своей знаменитой картиной «Боярыня Морозова». Он настолько трепетно относился к этому произведению, что в поисках идеальной композиции мог потратить не один месяц на бесконечные эскизы и зарисовки.
К наиболее важным полотнам Сурикова также следует отнести «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин». Для детей знакомство с творчеством художника можно начинать уже с 3 класса – все картины мастера отличает высокая художественная ценность и разнообразие образов.
Вера есть дар и талант, не имеющего этого дара – не научить
Самая любимая картина художника – «Меншиков в Березове». Композицию он подсмотрел случайно. Вернулся домой в дождливый день и увидел жену и детей, сидящих за столом у окна. Перебирая образы, он вспомнил сосланного при Петре I Александра Меншикова.
Натурщицей, с которой художник писал младшую дочь Меншикова, смертельно больную Марию, стала жена художника, которая тоже в это время себя очень плохо чувствовала. На картине видно, насколько девушка бледна.
«Меншиков в Березове»
Последней большой работой художника стала картина «Благовещение». Подлинник находится в Красноярске, в Художественном музее имени В.И. Сурикова. Здесь он предельно лаконичен: архангел Гавриил протягивает руки к Богоматери.
На одном из альбомов своих рисунков Суриков пишет:
«Благовещение»
Последний раз Василий Суриков приезжал в Красноярск в 1914 году. Хотел остаться в Сибири, но началась война, его зять Петр Кончаловский был мобилизован, и художник решил вернуться к дочери и внукам.
В 1915 году он поехал в Крым, чтобы поправить здоровье. Пребывание на солнце усугубило наследственную проблему с легкими. Вернувшись, он тяжело заболел и 6 марта 1916 года умер.
На сегодняшний день еще нет полного каталога произведений Сурикова. В советское время Владимир Кеменов пытался его создать и включил туда более 2 000 названий. Но там нет многих работ, которые сегодня уже известны.
Фигура художника в бронзе выставлена в доме-музее
Сейчас специалист Красноярского художественного музея им. Сурикова Татьяна Резвых работает над созданием такого каталога. В него уже включены исторические, бытовые картины, этюды и эскизы к ним, книжные иллюстрации. До сих пор мало говорилось о том, что Суриков иллюстрировал произведения Пушкина и Лермонтова, у него есть и книжная графика. Так что исследователям еще предстоит большая работа по изучению наследия художника.
Светлана Хустик
Фото из архива Красноярского краеведческого музея
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.
И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование
Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.
Поддержите «Правмир» сейчас.
ПОДДЕРЖАТЬ
Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.
«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.
Сейчас ваша помощь особенно нужна.
ПОМОЧЬ
Предки
Известно, что живописец происходил из казачьего рода. Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. Родом они были с Дона, и есть сведения, что Суриковы упоминаются среди основателей Красноярска, где и родился художник. Биография Сурикова неотъемлема от истории России. В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее. Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске. Это был его родной дед. Отец художника, Иван Васильевич, работал коллежским регистратором, а девичья фамилия матери — Торгошина. Это известная с семнадцатого века семья. Она тоже была родом из казачьей станицы.
Кто остался, тот и лучший
Как-то раз Василий Суриков, Виктор Васнецов и Василий Поленов встретились у малоизвестного тогда художника Ильи Остроухова. Первый тост предложил хозяин Илья Остроухов. Он скромно сказал;
— Выпьем за трех лучших художников здесь присутствующих!
Выпили. Потом Василий Поленов куда-то засобирался и ушел. Тогда тост провозгласил Василий Суриков:
— Выпьем теперь за оставшихся двух — действительно лучших! Когда пришла пора уходить Васнецову, Илья Остроухов проводил его до двери парадного. На лестнице Васнецов вздохнул:
— А вот теперь наш Василий Иванович налил еще рюмочку и выпил её совершенно искренне — за единственного лучшего русского художника!
Василий Суриков, «Автопортрет», 1913
«Боярыня Морозова», 1884-1887 гг.
Ровно тот же самый фокус — «сворачивание пространства» — Суриков демонстрирует и в этом полотне. Многие замечают, что мальчик, бегущий за санями опальной боярыни, делает это совершенно напрасно: через полсекунды он врежется в толпу, и, значит, никакой внятной цели этот стремительный бег не преследует. Выхода снова нет.
Статья по теме
«Я стены допрашивал». Василий Суриков слышал прошлое и ломал реальность Нет его и дляФеодосии Морозовой. Причём никакого. «Когда её везли Кремлём, мимо Чудова монастыря, под царские переходы, она, полагая, что на переходах смотрит царь на её поезд, часто крестилась двухперстным знамением, высоко поднимая руку и звеня цепью, показывая царю, что не только не стыдится своего поругания, но и услаждается любовью Христовою и радуется своим узам». Так гласит «Житие боярыни Морозовой». Суриков же нам не показал никакого царя. А значит, показательные старания раскольницы, её гнев и укор — всё зря. Да и везут её, если внимательно посмотреть, тоже в тупик: улица в перспективе Сурикова плавно смыкается. Точно таким же мучительным тупиком завершится, как известно, и жизнь боярыни. Приехали. Будущего нет.
«Переход Суворова через Альпы», 1899 г. Василий Суриков. Фото: репродукция
Биография Сурикова
Василий Суриков родился 12 (24) января 1848 г. в Красноярске. Он рос и воспитывался в семье коллежского секретаря Иван Васильевича и его жены Прасковьи Федоровны, которая была домохозяйкой. Суриковы происходили из казачьего сословия.
Детство и юность
Когда Сурикову было 8 лет родители отдали его в приходскую школу, в которой он проучился 2 года. Потом он продолжил обучение в уездном училище. В возрасте 11 лет ему пришлось пережить личную трагедию – от туберкулеза умер его отец.
В связи с этим семья начала испытывать серьезные материальные трудности. Вследствие острой нехватки денег, мать стала сдавать в аренду 2-й этаж собственного дома. Любовь к художественному искусству у Сурикова начала проявляться еще в детские годы биографии.
Его первым наставником был преподаватель рисования в училище Николай Гребнев. Поскольку мать не имела возможности продолжать оплачивать учебу сына, Василию пришлось оставить гимназию.
В результате, юноша начал трудиться писцом в губернском управлении. По счастливому стечению обстоятельств, его рисунки увидел высокопоставленный чиновник Павел Замятнин. Именно он убедил мецената и золотопромышленника Кузнецова, оплатить учебу Сурикова в Академии художеств.
Интересен факт, что первая попытка поступления в Академию оказалась неудачной, но Василий не опустил рук. Чтобы не терять зря времени, он прошел курс рисования в Санкт-Петербургской школе Общества поощрения художников.
Осенью Сурикову удалось сдать экзамены в Академию художеств и стать вольнослушателем. Примерно через год он был переведен уже в основную группу. В вузе, в котором он проучился 6 лет (1869-1875), его учителем был Павел Чистяков.
В данный период биографии Василий смог раскрыть свой творческий потенциал, что нашло отражение в денежных премиях и 4-х серебряных медалях
Любопытно, что он уделял особое внимание композиции, вследствие чего однокурсники прозвали его «Композитором»