Василий ключевский

Комментарии

Филипп Яффе

немецкий историк

Янь Либэнь

китайский художник периода Тан

Ян Длугош

польский историк и дипломат, крупный католический иерарх, автор «Истории Польши» в 12 томах

Савва Ямщиков

Васильевич Ямщиков

Наталья Яковенко

историк, профессор и заведующий кафедры истории Киево-Могилянской академии

Иван Яблонский

литовский языковед, текстолог, переводчик

Серафим Владимирович Юшков

историк государства и права, доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент АН УССР, академик АН Казахской ССР, Заслуженный деятель науки РСФСР

Юрий II Болеслав

Болеслав — Юрий Пяст, Болеслав II Мазовецкий, Болеслав Тройденович

История

Бурлящая столичная жизнь манила и пугала провинциального студента одновременно. Он старался держаться в стороне от политических кружков, митингов и прочего студенческого «досуга». Ключевский подрабатывал репетитором, чтобы прокормить сестер и мать. В 1864-1865 годах парень завершил обучение в университете. Его кандидатская работа получила название «Сказания иностранцев о Московском государстве» и заслужила высокую оценку. Получившего золотую медаль выпускника оставили стипендиатом при кафедре для подготовки к профессорскому званию.

Портрет историка В.О.Ключевского. Художник Леонид Пастернак / Русская живопись

Магистерскую диссертацию Ключевский посвятил необычной и увлекательной теме «Древнерусские жития святых как исторический источник». Историк работал над трудом 5 лет, изучил почти тысячу жизнеописаний, провел 6 научных исследований. После блестящей защиты в 1871 году получил право преподавать в вузах.

Первым рабочим местом молодого историка стало Александровское военное училище, в котором он преподавал курс новой всеобщей истории, заменив своего прославленного педагога Сергея Соловьева.

Параллельно он читает лекции на кафедре истории в Московской духовной академии и на Высших женских курсах, а с 1879 года — в Московском университете. Ораторский талант Ключевского за годы ученой работы только окреп: лекции он читает с таким воодушевлением, что собирает потоки студентов, они даже встают в очередь. Историк приводит неожиданные примеры, оспаривает принятые точки зрения, сыплет цитатами и афоризмами, живо и ярко отвечает на вопросы.

https://youtube.com/watch?v=o5MwBfa-Z1k

Василий Ключевский — «Исторические портреты»

В своих выступлениях лектор выстраивал целые галереи исторических портретов, в числе которых и образы русских монархов. К примеру, известны его ироничные высказывания об императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II, когда историк замечает, что «со времен Петра Великого много чудес перебывало на российском престоле». На самом деле Ключевский первым стал говорить о представителях российской монархии как об обычных людях, которым не чужды человеческие слабости.

В 1882 году Василий Осипович защитил докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси» и стал профессором четырех учебных заведений. Достижения и репутация молодого профессора не остались без внимания со стороны первых лиц государства.

В конце 1890-х пишет ряд крупных исторических работ: «Русский рубль ХVI–ХVIII вв. в его отношении к нынешнему» (1884), «Происхождение крепостного права в России» (1885), «Евгений Онегин и его предки» (1887) и другие.

Памятник Василию Ключевскому в Пензе / Википедия

С 1893 по 1895 годы Ключевский преподавал историю сыну императора Александра III — великому князю Георгию Александровичу. В этом статусе имел личное расположения государя, был приближен к царской семье, бывал в их обществе. Несмотря на занятость, продолжает исследовательскую работу, выпускает «Краткое пособие по новой истории», третье издание «Боярской думы Древней Руси».

В 1900 году профессор, который уже побывал в статусе декана историко-филологического факультета Московского университета, проректором этого вуза, а также председателем Общества истории и древностей Российских, избран еще и в Императорскую академию наук.

Начало нового столетия ознаменовало публикацию грандиозного труда Ключевского «Курс русской истории» в 5 частях. Можно сказать, что это работа всей его жизни: на подготовку книги ушло свыше 30 лет.

Василий Ключевский / Википедия

В ней профессор развивает теорию о четырех исторических отрезках: Днепровская Русь (основа экономики – торговля), Верхневолжская Русь (государственная власть перешла к князю), Великая Русь (управление царей и боярской думы), Императорская Россия (правящее сословие — дворяне, развитие производственной экономики).

В 1906 году Ключевский уходит из Духовной академии, в которой проработал 36 лет, несмотря на протесты студентов. Теперь педагог читает лекции в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его слушателями были многие талантливые художники и артисты.

Василий Осипович оставил после себя не только обширную библиографию, но и целые поколения замечательных учеников, ставших выдающимися учеными-историками. В их числе Павел Милюков, Матвей Любавский, Александр Кизеветтер, Михаил Богословский, Сергей Бахрушин.

Язык ученого

Особенностью лексики Ключевского является выразительность, меткость и яркость высказываний. Исследователь умел очень четко выразить свои мысли по поводу самых разных проблем современности и прошлого. Например, ему принадлежит следующее высказывание о реформах первого российского императора: «От большой стройки всегда остается много сора, и в торопливой работе Петра пропадало много добра». Историк часто прибегал к подобного рода сравнениям и метафорам, которые, отличаясь остроумием, тем не менее, очень хорошо передавали его мысли.

Интересно его высказывание о Екатерине II, которую он называл «последней случайностью на русском престоле». Ученый довольно часто прибегал к подобным сравнениям, которые позволяли лучше усвоить пройденный материал. Многие выражение Ключевского стали своего рода поговорками в отечественной историографии. Нередко на его фразы ссылаются для того, чтобы придать выразительности рассуждениям. Многие его слова стали афоризмами. Так, высказывание «В России центр на периферии» почти сразу ушло в народ: его нередко можно встретить в прессе, на симпозиумах, конференциях.

Примечания[править | править код]

  1. Цит. по: Мясников В. С. Об изучении истории внешней политики России // Новая и новейшая история. — 1992. — № 5. — С. 14.
  2. Цит. по: Солоневич И. Народная монархия
  3. Цит. по: Безотосный В. М. Антинаполеоновские коалиции и их противник // Вопросы истории. — 2009. — № 1. — С. 130.
  4. Цит. по: Безотосный В. М. Антинаполеоновские коалиции и их противник // Вопросы истории. — 2009. — № 1. — С. 135.
  5. Цит. по: Волобуев О. В. Н. А. Рожков: историк и политика (к 140-летию со дня рождения) // Отечественная история. — 2008. — № 6. — С. 89.
  6. Цит. по: Секиринский С. С. Наполеон в России: судьба легенды // Российская история. — 2012. — № 6. — С. 145.
  7. Берберова Н. Н. Люди и ложи. Русские масоны XX столетия. — Харьков: Калейдоскоп; М.: Прогресс-Традиция, 1997. ISBN 966-7226-01-8, ISBN 5-89-493-008-1
  8. Платонов О. А. Криминальная история масонства 1731‒2004 гг. — М.: Эксмо, Алгоритм, 2005. — С. 425. ISBN 5-699-09130-0
  9. Соловьев О. Ф. Русские масоны. От Романовых до Березовского. — М.: Эксмо, Яуза, 2004. — С. 23. ISBN 5-699-07654-9
  10. Брачев В. Масоны у власти. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. — С. 302. ISBN 5-699-17105-3
  11. Цит. по: Фомин С. В. Григорий Распутин: расследование. Т. 2. «А кругом широкая Россия…». — М.: Форум, 2008. — С. 376. ISBN 978-5-89747-023-5

Личная жизнь

В конце 1860-х годов Василий, уже будучи преподавателем в военном училище, делает первые шаги в личной жизни, начинает ухаживать за Анной Бородиной – старшей сестрой своего ученика. Но Анна отвергла сватовство историка, желая посвятить себя осиротевшим племянникам.

Неожиданно для всех Ключевский в 1869 году женился на старшей сестре Анны – Анисье, которая к тому времени считалась «засидевшейся в девицах». Ей тогда исполнилось 32, и она была на 3 года старше жениха, но это не смутило Ключевского.

Современники описывают ученого далеким от классических канонов красоты человеком, приписывая ему внешность приходского попа: невыразительное лицо, редкая борода, немного ироничное выражение лица. Но стоило мужчине завязать разговор, как проявлялась его невероятная харизма.

Василий Ключевский на смертном одре / С.Г. Смирнов (журнал «Огонёк», № 21, 1911), Википедия

Биографы Ключевского сообщают, что супруги через всю жизнь пронесли нежность друг к другу. Но Анисья не стала близким по духу человеком для Василия Осиповича. А вот с ее младшими сестрами – Анной и Надеждой – Ключевский поддерживал доверительную переписку.

Зато Анисья Михайловна взяла на себя заботу о быте, доме и хозяйстве, ведь в этих вопросах, как и большинство ученых, ее супруг был абсолютно беспомощен. Семейная пара воспитала единственного сына Бориса, который окончил Московский университет и помогал отцу в его научной деятельности, хотя не имел к ней особого стремления.

Также на правах родной дочери профессора в семье росла и его племянница Елизавета Корнева. Девушка в 1906 году вышла замуж и вскоре умерла от чахотки. Через 3 года умерла и Анисья Михайловна – женщина скоропостижно скончалась во время одного из походов в храм.

Ученый об истории и жизни

Мысли Ключевского отличаются оригинальностью и своеобразием. Так, он на свой лад переделал знаменитую латинскую поговорку о том, что история учит жизни: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Меткость, четкость и яркость языка принесли ученому не только всероссийскую, но и мировую славу: многие иностранные исследователи, изучая историю России, ссылаются именно на его труды. Представляют интерес и те афоризмы историка, в которых он выражал свое отношение не только к истории, но и к общефилософским проблемам вообще: «Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь».

Личная жизнь

В середине 1860-х Василий познакомился с сестрами своего ученика – Анисьей, Надеждой, Анной Бородиными.  И впервые в жизни влюбился – в младшую, Анну. Их дружба длилась четыре года, но когда Василий сделал предложение, Анна отказала, мотивируя тем, что посвятит жизнь  осиротевшим малолетним детям родственницы. Тогда Василий Осипович сделал предложение старшей из сестер, Анисье. В 1869 году они поженились, в том же году родился сын Борис. В семье Ключевских также воспитывалась дочь умершей сестры ученого – Елизавета Корнева, скончавшаяся от чахотки в 1906 году.

Жена Анисья с сыном Борисом

Анисья Михайловна занималась всеми практическими и хозяйственными вопросами жизни семьи. Хотя сфера научных интересов Василия Осиповича была ей далекой, вероятно даже чуждой, супруги прожили много лет в согласии и взаимной привязанности. В 1909 году Анисья Михайловна умерла.

Борис Васильевич окончил исторический и юридический факультет, помогал отцу в качестве домашнего секретаря. Сохранил его архив. В советские времена работал автослесарем, переводчиком, путевым обходчиком. Умер в 1944 году.

Начало научной деятельности В. О. Ключевского и его краткая биография

Василий Осипович поступил на историко-философский факультет Московского университета, и это событие произошло в 1861 году. Полное погружение в научную деятельность произошло под руководством великого отечественного историка С.М. Соловьева. Чтобы денег хватало и на научную литературу, и на то, чтобы прокормить самого себя, Ключевский параллельно с самообразованием занимался переводами, которые, к слову, никогда не вызывали в нем никакого энтузиазма и не мотивировали к какой-либо деятельности. Но он был вынужден делать это, поскольку ему необходимы были деньги на проживание и пропитание.

Еще во времена обучения Ключевский много сил и времени отдавал собственному труду под названием «Курс русской истории», который был опубликован лишь спустя 30 с лишним лет и принес Ключевскому всемирную известность и, конечно же, признание в широких научных кругах. Курс охватывал сразу несколько исторических периодов развития русского обще6ства, начиная с 8-го века и заканчивая годом начала создания работы – 1861-ым.

Далее Ключевский отказался продолжать эту работу, поскольку он все больше уходил в публицистику, а для историка она казалась неуместной и неприемлемой. По этой же причине, вероятно, Ключевский дал отказ от написания книги об Александре Третьем после его смерти – прошло недостаточно времени, чтобы подводить черту под деятельностью только скончавшегося государя. Особенность творчества Ключевского заключалась в том, что ему в творчестве удалось объединить несколько аспектов: это и наука, и литература, и даже искусство, которое, казалось бы, достаточно далеко от строгого научного языка. Не даром Василия Осиповича стали называть почетным академиком Петербургской академии наук по разряду изящной словесности: даже самые сухие исторические и научные факты он умел описать таким образом, что они походили на литературные произведения.

Свою магистерскую диссертацию Василий Осипович посвятил исследованию Древнерусского жития святых через призму исторической науки. Он считал, что их жизнь стала настоящим историческим источником, так как духовная жизнь играет важную роль в становлении русской истории на протяжении достаточно продолжительного времени. Историк изучил более тысячи жизнеописаний, провел несколько самостоятельных научных исследований для того, чтобы более углубленно рассмотреть данный вопрос и дать ему собственную, авторскую характеристику с опорой на конкретные документы и факты. Это отличало Ключевского от многих других, «голословных» авторов его времени, хотя обо всех он отзывался довольно уважительно, стараясь не критиковать их работы а находить в них что-то познавательное и интересное для самого себя.

Докторская диссертация Ключевского

В 1882 году докторская диссертация Ключевского, знаменитая «Боярская дума Древней Руси», была издана отдельной книгой, впервые опубликованной в «Русской мысли». В своем центральном труде особая тема боярской думы, «маховик» античной власти, Ключевская связывает с важнейшей социально-экономической и политической историей России до конца XVII века, выражая тем самым целостное и глубоко вдумчивое понимание этой истории, которое легло в основу ее Общего курса русской истории и его специальных исследований. Ряд важнейших вопросов древней истории-образование полицайских городищ вокруг торговых центров великих водных путей, происхождение и характер удельного порядка в Северо-Восточной Руси, состав и политическая роль московского дворянства, Московское самодержавие, бюрократический механизм Московского государства XVI-XVII веков-были в «Боярской думе» этим решением, которое отчасти стало общепринятым, отчасти послужило необходимой основой для последующих исследований историков. Статьи «Происхождение крепостного права в России» и «Подушный налог и отмена крепостного права в России», опубликованные в 1885 и 1886 годах в «Русской мысли», дали сильный и плодотворный толчок полемике о происхождении крестьянской привязанности в Древней Руси. Основная мысль Ключевского о том, что причины и основания этой привязанности следует искать не в декретах московского правительства, а в сложной сети экономических отношений крестьянина-собственника и помещика, постепенно приближавшей положение крестьянства к крепостному праву, встретила сочувствие и признание большинства последующих исследователей и резко отрицательное отношение со стороны В. И. Сергеевича и некоторых его последователей. Сам Ключевский не вмешивался в полемику, порожденную его статьями. В связи с изучением экономического положения московского крестьянства появилась его статья: «Русский рубль XVI-XVIII веков, в его отношении к современности» («Чтения Московского общества истории и древностей», 1884). Статьи «О составе представительства в земских соборах древней Руси» («Русская мысль» 1890, 1891, 1892), давшие совершенно новую постановку вопроса о происхождении земских соборов XVI века в связи с реформами Ивана Грозного, завершили цикл крупнейших исследований Ключевского о политическом и общественном строе Древней Руси («Опыты и исследования». Первый сборник статей. Москва, 1912). Талант и темперамент историка-художника также направляли Ключевского на темы из истории духовной жизни русского общества и его выдающихся представителей. В эту область входит ряд блестящих статей и речей о С. М. Соловьеве, Пушкине, Лермонтове, И. Н. Болтине, Н. И. Новикове, Фонвизине, Екатерине II, Петре Великом (они собраны во 2-м сборнике статей Ключевского, «Очерки и речи», Москва, 1912).

Издание «Курса русской истории»

Самым известным научным трудом Ключевского, получившим мировое признание, является курс русской истории в 5 частях. Ученый работал над ней более трех десятилетий, но решил опубликовать ее только в начале 1900-х годов. Как в своих монографических исследованиях, так и в Курсе, Ключевский дает свое, строго субъективное понимание русского исторического процесса, полностью исключив обзор и критику литературы данного предмета, не вступая ни с кем в полемику. Подходя к изучению общего хода русской истории с точки зрения историка-социолога и находя научный интерес этого исследования «краеведения» в раскрытии «явлений, проявляющих разностороннюю гибкость человеческого общества, его способность к применению терминов», видя предпосылку для направления изменения основных форм нашего общежития, в своеобразном отношении к природе страны, Ключевская выдвигает на первый план политическую историю социально-экономической жизни. При этом он оговаривается, что рассматривает политические и экономические факты как основу курса по их чисто методологическому значению в историческом исследовании, а не по их фактическому значению в сущности исторического процесса. «Умственный труд и нравственные достижения всегда останутся лучшими строителями общества, мощнейшими двигателями человеческого развития.» И на страницах Курса художественный талант Ключевского выразился в ряде блестящих характеристик исторических личностей и в очерке идейной стороны многих исторических моментов, предстающих перед читателем во всей их жизненной целостности. Ключевский называл колонизацию главным фактором русской истории, вокруг которого разворачиваются события: «История России-это история страны, которая колонизируется. Область колонизации в нем расширялась вместе с его государственной территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается и по сей день.» Исходя из этого, Ключевский разделил русскую историю на четыре периода. Первый период длится примерно с 8 по 13 век, когда русское население было сосредоточено на среднем и верхнем Днепре с его притоками. Россия тогда была политически разделена на отдельные города, а в экономике доминировала внешняя торговля. Во второй период (13-середина 15 века) основная масса населения переселилась в верховья Волги и Оки. Страна по-прежнему была разделена, но уже не на города с прилегающими к ним областями, а на княжеские поместья. Основой хозяйства является свободный крестьянский сельскохозяйственный труд. Третий период длится с половины xv века до второго десятилетия xvii века, когда русское население колонизировало юго-восточные Донские и Средне-Волжские черноземы; в политике произошло государственное объединение Великороссии; в экономике начался процесс закабаления крестьянства. Последний, четвертый период до середины 19 века. (Курс не охватывал более позднего времени) — это время, когда » русский народ распространился по всей равнине от Балтийского и Белого морей до Черного, до Кавказского хребта, Каспийского моря и Урала.» Формируется Российская империя, во главе которой стоит самодержавие, основанное на военно-служилом сословии — дворянстве. В экономике к крепостному сельскохозяйственному труду присоединяется обрабатывающая промышленность.

Научная концепция Ключевского, при всем ее схематизме, отражала влияние общественной и научной мысли второй половины XIX века. Выявление природного фактора, значения географических условий для исторического развития народа отвечало требованиям позитивистской философии

Признание важности вопросов экономической и социальной истории было в какой-то мере сродни марксистским подходам к изучению прошлого. Но историки так называемой «государственной школы» — К

Д. Кавелин, С. М. Соловьев и Б. Н. Чичерин-самый близкий к Ключевскому.

Детство и юность

Василий Ключевский родился в Пензенской губернии, в селе Воскресеновка, 28 января 1841 года в семье сельского священника Осипа Васильевича Ключевского. Осип Васильевич погиб, когда Василию было девять лет. Вдова Анна Федоровна осталась с тремя детьми, из которых Вася был старшим. Семью взяла на содержание Пензенская епархия. Трагическая гибель отца во время грозы так испугала мальчика, что он стал сильно заикаться.

В 1851 году его отдали учиться в духовное приходское училище Пензы, продолжил обучение в уездном духовном училище. И хотя Василий был одним из лучших учеников, заикание представляло серьезную помеху в изучении основных предметов. Тогда по просьбе Анны Федоровны с мальчиком стал заниматься старший ученик училища. В результате Василий не только почти полностью избавился от речевого недостатка, но и приобрел ясное и четкое звучание голоса и выразительность речи. В 1856 году юноша поступил в семинарию.

Василий Ключевский в молодости

Работы по истории

Василий Ключевский, биография которого была вкратце представлена в предыдущих разделах, известен как автор знаменитого курса лекций, которые он читал на протяжении нескольких десятилетий. Будучи прекрасным оратором, он великолепно владел литературным языком, который делал его выступления особенно яркими и выразительными. Благодаря метким и остроумным замечаниями и заключениям, которыми он сопровождал свои научные рассуждения, его лекции приобрели особенную популярность. Василий Ключевский, история России которого стала настоящим эталоном не только для его учеников, но и для многих других отечественных ученых, также прославился как вдумчивый наблюдатель над бытом русского народа

До него исследователи, как правило, обращали внимание на политические события и факты, поэтому его работы без преувеличения можно назвать настоящим прорывом в историографии

Смерть

Для Ключевского смерть жены стала ударом, после которого он так и не оправился. Умер выдающийся ученый и педагог 12 мая (25 мая по новому стилю) 1911 года в Москве по причине затяжной болезни. Могила Василия Осиповича находится на кладбище Донского монастыря.

Могила Василия Ключевского на кладбище Донского монастыря / Википедия

В память о русском историке в 1991 году открыт его дом-музей в Пензе. Экспозиция располагается в мемориальном доме, где проживал просветитель. В том же году в его родном селе Воскресеновка открыты бюст и мемориальная доска. 11 октября 2008 года в Пензе был установлен памятник Василию Ключевскому работы скульптора Валерия Кузнецова.

Афоризмы В. Ключевского

  • Быть счастливым значит не желать того, чего нельзя получить.
  • Великая идея в дурной среде извращается в ряд нелепостей.
  • В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их.
  • Гораздо легче стать отцом, чем остаться им.
  • Злой дурак злится на других за собственную глупость.
  • Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает.
  • Кто очень любит себя, того не любят другие, потому что из деликатности не хотят быть его соперниками.
  • Кто смеется, тот не злится, потому что смеяться — значит прощать.
  • Люди живут идолопоклонством перед идеалами, и, когда недостает идеалов, они идеализируют идолов.
  • Люди ищут себя везде, только не в себе самих.
  • Есть люди, которые умеют говорить, но не умеют ничего сказать. Это ветряные мельницы, которые вечно машут крыльями, но никогда не летают.
  • Мысль без морали — недомыслие, мораль без мысли — фанатизм.
  • Надобно не жаловаться на то, что мало умных людей, а благодарить Бога за то, что они есть.
  • Мужчина любит обыкновенно женщин, которых уважает: женщина обыкновенно уважает только мужчин, которых любит. Потому мужчина часто любит женщин, которых не стоит любить, а женщина часто уважает мужчин, которых не стоит уважать.
  • Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует.
  • Молодежь что бабочки: летят на свет и попадают на огонь.
  • Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий.
  • Размышляющий человек должен бояться только самого себя, потому что должен быть единственным и беспощадным судьей самого себя.
  • Самое умное в жизни — все-таки смерть, ибо только она исправляет все ошибки и глупости жизни.
  • Самолюбивый человек тот, кто мнением других о себе дорожит больше, чем своим собственным. Итак, быть самолюбивым — значит любить себя больше, чем других, и уважать других больше, чем себя.
  • Самый верный и едва ли не единственный способ стать счастливым — это вообразить себя таким.
  • Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести.
  • Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля.
  • Люди самолюбивые любят власть, люди честолюбивые — влияние, люди надменные ищут того и другого, люди размышляющие презирают и то и другое.
  • Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.
  • Дружба может обойтись без любви; любовь без дружбы — нет.
  • Ум гибнет от противоречий, а сердце ими питается.
  • Характер — власть над самим собой, талант — власть над другими.
  • Христы редко являются, как кометы, но иуды не переводятся, как комары.
  • Человек — это величайшая скотина в мире.
  • В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много.

Цитаты[править | править код]

  • «Наш народ поставлен был судьбой у восточных ворот Европы на страже ломившейся в них кочевой хищной Азии. Целые века истощал он свои силы, сдерживая этот напор азиатов, одних отбивал, удобряя широкие донские и волжские степи своими и ихними костями, других через двери христианской церкви мирно вводил в европейское общeство. Между тем Западная Европа, освободившись от магометанского напора, обратилась за океан, в Новый Свет, где нашла широкое и благодарное поприще для своего труда и ума, эксплуатируя его нетронутые богатства. Повернувшись лицом на запад, к своим колониальным богатствам, к своей корице и гвоздике, эта Европа чувствовала, что сзади, со стороны урало-алтайского востока, ей ничто не угрожает, и плохо замечала, что там идёт упорная борьба, что здесь в XVI в. образовался центр государства, которое наконец перешло в наступление на азиатские гнёзда, спасая европейскую культуру от татарских ударов. Так мы очутились в арьергарде Европы, оберегая тыл европейской цивилизации. …Сторожевая служба везде неблагодарна и скоро забывается, особенно когда она исправна: чем бдительнее охрана, тем спокойнее спится охраняемым и тем менее расположены они ценить жертвы своего покоя»
  • «Упадок платёжных и нравственных сил народа едва ли окупился бы, если бы Пётр завоевал не только Ингрию с Ливонией, но и всю Швецию и даже пять Швеций»
  • «…смысл 3-й и 4-й коалиций: Россия боролась за Германию, чтобы предупредить борьбу за себя, в  и  гг. хотела предотвратить 1812-й год»
  • «Наполеон толкнул Александра на Швецию, чтобы петербургские дамы не слышали шведских пушек»
  • «Чувство одиночества не только не пугает меня, даже доставляет эгоистическое удовольствие» (февраль )
  • «В настоящее время зачастую встречаешь гимназиста, который идёт с выражением Наполеона I.., хотя в кармане у него бальная книжка, где всё двойка, двойка и двойка»
  • «После Крымской войны р правительство поняло, что оно никуда не годится; после болгарской войны и р интеллигенция поняла, что её правительство никуда не годится; теперь в японскую войну р народ начинает понимать, что и его правительство и его интеллигенция равно никуда не годятся. Остаётся заключить такой мир с Японией, чтобы и правительство, и интеллигенция, и народ поняли, что все они одинаково никуда не годятся, и тогда прогрессивный паралич русского национального самосознания завершит последнюю фазу своей эволюции» (7 апреля )
  • «Азия просветила Европу, и Европа покорила Азию. Теперь Европа просвещает спавшую Азию. Повторит ли Азия ту же операцию над Европой? Это зависит от европ партии анархии: если эта партия ввиду жёлтой опасности притихнет, Европа будет завоёвана жёлтыми пигмеями; если будет безобразничать… белая Европа одолеет жёлтую Азию. Победа возможна только при единодушии европ народов, а оно достижимо только на почве борьбы с анархией» (май 1904)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: