Смысл жизни Сухомлинского
Проекты и работа с ребятами были смыслом жизни великого педагога и его призванием. Без детских голосов и эмоций Василий Александрович не мог представить своей жизни. За годы, проведённые за работой, Сухомлинский привнёс много новых новаторских идей в методику воспитания детей.
Своё мировоззрение педагогики как науки, Василий Сухомлинский собрал в изданиях, которые выпускались в периодической печати. Помимо этого, талантливый педагог создал 48 отдельных научных работ, посвящённых правилам воспитания.
Его работа, педагогическая деятельность – это свидетельство новаторского подхода к возникновению и решению важных проблем современного воспитания. Самую важную ценность имеют разработки и идеи Василия Александровича, которые касаются вопросов формирования творческой индивидуальности детей.
Есть введения и новаторские методики талантливого учителя, которые китайцы и жители государств Европы и на данный момент используют в целях воспитания.
Примечания
- ↑ Сухомлинский Василий Александрович // Большая советская энциклопедия:
- ↑
- . vikent.ru. Дата обращения: 21 ноября 2019.
- 语文. 一年级(下册) (кит.) / 南京凤凰母语教育科学研究所 编著, 江苏中小学教材编写服务中心 编著, 张庆 主编, 朱家珑 主编. — 江苏教育出版社, 2010. — С. 101—102. — ISBN 9787534343681. — Учебник родного языка и литературы для первого класса школ провинции Цзянсу, в который включён рассказ В. А. Сухомлинского о цыплёнке.
- Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т., т. 1, c. 167
- ↑ Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т., т. 1, c. 147
- Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т., т. 1, c. 87
- Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т., т. 1, c. 197
- . Дата обращения: 5 ноября 2013.
- Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. — М.: Молодая гвардия, 1971. — Тираж 100 000 экз. — С. 9 — 10
Коллектив как важное звено в педагогическом процессе
Он всегда проявлял уважение к каждому педагогу, поддерживая положительную атмосферу внутри коллектива. Основные положения педагогической этики В. А. Сухомлинского включают в себя грамотное взаимодействие всех учителей. Поэтому в коллективе не должно быть ссор и распрей. К приходу нового педагога в школу все готовились заранее. Это был настоящий праздник, чтобы показать, что «новичок» стал чем-то большим, чем просто еще одним учителем.
Как он говорил, только грамотно созданная атмосфера вокруг него поможет стать ребенку полноценной личностью. Ведь он не только познает мир, но и себя в нем.
От критики к признанию
По понятным причинам, педагогические идеи народного учителя не вписывались в советскую идеологию. Его гуманную педагогику причисляли к христианской, считали проповедью абстрактного гуманизма, который не вписывается в реалии. Василий Александрович был атеистом, но он не отрицал, что в природе существует некое божественное начало. Это было достаточно смело.
На него оказывали постоянный прессинг в прессе, критиковали его идеи.
Но народный учитель стоял на своих позициях и показывал в своей школе удивительные результаты. Его многочисленные статьи и книги стали востребованы сначала в учительской среде, а потом и в отделах образования.
Многие его идеи, которые вписывались в коммунистические реалии, стали применяться в других школах. Постепенно пришло признание.
И сейчас многие его методики и идеи очень актуальны. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях Сухомлинского. Для изучения и внедрения в систему сегодняшнего образования идей народной педагогики были образованы Международная ассоциация и объединение исследователей Сухомлинского. Оказалось, что народная педагогика содержит много полезных зерен, которые могут стать плодами в современной школе.
Педагогическая деятельность
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.
Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений, чтению книг.
Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.
В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).
Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственная премия УССР в области науки и техники 1974 года, посмертно). Его жизнь — воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.
В своей книге «100 советов учителю» Сухомлинский писал о том, что ребёнок является существом, которое мыслит, познает мир не только вокруг себя, но ещё и познает самого себя. Причём это знание приходит не только умом, но и сердцем. По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке излагает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педагога, тем ярче раскрывается его личное отношение к знаниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюбленность учителя в свой предмет, в науку, школу, педагогику. Учитель — это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребёнка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны. Учитель должен не только уметь анализировать причины влияния на ребёнка, но и должен придерживаться того, чтобы изучение предмета стало цельным. Труд должен стать главным в жизни ученика. Народная педагогика знает, что ребёнку посильно и что непосильно. Потому что в ней органически сочетается жизненная мудрость с материнской и отцовской любовью. Чтобы ребёнку хотелось хорошо учиться, и этим он стремился приносить радость матери и отцу, нужно беречь, лелеять, развивать у него чувство гордости труженика. Это значит, что ребёнок должен видеть, переживать свои успехи в учении. Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде — когда один что-то создаёт для другого. Задание педагога — не только уметь правильно определять причины и последствия в воспитании, но и влиять на жизнь ребёнка, при этом разделять свои заботы с родителями. Педагогу нужно работать, чтобы у матери и отца было единое представление о том, кого они вместе со школой воспитывают, а отсюда и о единстве их требований, прежде всего — к самим себе. Добиться того, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве — это значит научить мудрости материнской и отцовской любви, гармонии доброты и строгости, ласки и требовательности. Педагог становится светочем знаний — и поэтому воспитателем — лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями.
Личная жизнь писателя
Война отразилась и на личной жизни Сухомлинского. С первой женой они оформили отношения в 1939 г., а спустя два года началась война, Василий ушел на фронт.
Жена осталась в Полтаве и была беременной мальчиком. После снятия оккупации от немцев Василий узнал, что жена трагически умерла. Сына он так и не смог отыскать.
Второй раз педагог женился в 1943 г. на учительнице русской словесности. В браке родилось двое детей.
В 1970 г. всеми любимого учителя, директора и педагога не стало. Похоронили Василия Александровича на территории школьного двора в поселке Павлыш.
За свой вклад в педагогику и добросовестный труд в обучении детей Сухомлимский получил награды:
-
«Заслуженный учитель школы»;
-
«Государственная премия Украинской ССР»;
-
«Герой Социалистического Труда».
Педагогическая деятельность
За время своей многолетней работы Сухомлинский привнес множество передовых идей в процесс воспитания детей. Его педагогическая методика была основана на признаках гуманизма, согласно которым наивысшей ценностью была личность ребенка.
Педагог всегда старался выстраивать воспитательный процесс таким образом, чтобы он приносил радость обеим сторонам: учителю и ученику. Он разработал целый комплекс эстетических программ «Воспитание красотой». Большое значение педагог отдавал художественному стилю изложения предмета, давал рекомендации по совместному сочинению с детьми сказок и увлекательных рассказов.
Однако у методов Сухомлинского было немало противников, поскольку они полностью противоречили авторитарному воспитанию, широко распространенному в стране.
Василий Александрович стал автором около 30 книг и 500 статей, посвященных воспитательному процессу и обучению подростков. Он написал более 1500 увлекательных сказок для детей, в которых учил их добру, ответственности, справедливости.
Создание народной педагогики
Новаторско-педагогическая система, которая была создана Василием Александровичем, основана на принципах гуманизма, на признании личности детей, как высшей ценности, на которую должен быть ориентирован процесс обучения и воспитания. Ключевая идея этого образования заключалась в том, что учитель должен верить в возможность и существование коммунистического идеала, обязан измерять свой труд мерой идеального.
Великий педагог старался строить процесс воспитания и обучения, как труд, который бы приносил радость.
Особое внимание Сухомлинский уделял развитию мировоззрения учеников, большую роль отводил слову педагога, художественному стилю изложения, придумыванию совместно с ребятами детских сказок и художественных произведений. Также педагог-новатор создал комплекс эстетических программ под названием «Воспитание красотой»
В педагогике того времени он разработал гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. Его программа противодействовала авторитарному воспитанию и поддавалась критике в официальных педагогических кругах за «абстрактный гуманизм»
Также педагог-новатор создал комплекс эстетических программ под названием «Воспитание красотой». В педагогике того времени он разработал гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. Его программа противодействовала авторитарному воспитанию и поддавалась критике в официальных педагогических кругах за «абстрактный гуманизм».
Обучение ребенка по В. А. Сухомлинскому
В. А. Сухомлинский считал, что педагог должен обязательно суметь наладить контакт с детьми. Этот контакт должен быть построен на педагогике, в основе которой лежат гуманистические идеи. Он считал неприемлемым использование наказаний в процессе воспитания и обучения.
Большое значение отводилось оценке в старших классах. Оценка выступала в качестве награды за проделанную работу, за труд.
Учитель должен уметь находить подход к детям, устанавливать с ними контакт. Большое значение в школе Сухомлинского уделялось личности учителя. Учитель должен быть добрый, отзывчивым, но иметь авторитет среди учащихся.
Задача школы заключается в том, чтобы поощрять и мотивировать ребёнка на обучение. Учитель не должен давить на ребенка, Каждый ребенок имеет свой собственный темп развития и темп освоения материала. Учитель должен проявлять терпение и не торопить ученика.
Задача учителя рассмотреть в каждом ребенке творческие особенности. Он должен помочь каждому учащемуся в развитии его собственного таланта, помочь развиваться как личности.
Учитель должен нести идеи гуманизма, он должен научить ребенка любить природу и окружающих людей, помогать другим людям, видеть красоту в окружающей действительности.
Для наилучшего воспитательного эффекта и обучения школа в обязательном порядке должна взаимодействовать с родителями. Родителей, учащихся следует приглашать в школу для поощрения интеллектуальных и творческих способностей ребенка.
Учитель должен нести идеи гуманизма, он должен научить ребенка любить природу и окружающих людей, помогать другим людям, видеть красоту в окружающей действительности.
Для наилучшего воспитательного эффекта и обучения школа в обязательном порядке должна взаимодействовать с родителями. Родителей, учащихся следует приглашать в школу для поощрения интеллектуальных и творческих способностей ребенка.
Большое значение В. А. Сухомлинский уделял роли коллектива в процессе воспитания и образования. Коллектив сформированный на основе уважения и радости является одним из важных элементов воспитания. Гармоничное развитие личности возможно только в правильно сформированном коллективе.
Такие понятия как доброта и понимание являются крайне важными в процессе воспитания, если ребенок окружен ими, то никакие наказания ему не потребуются.
Для решения проблемы переходного возраста В. А. Сухомлинский предлагал искать подход к каждому ребенку, учить детей контролировать свои эмоции, учить их стойко справлять с жизненными трудностями.
Замечание 3
В школе В. А. Сухомлинского каждый ребенок испытывал радость трудовой, творческой и обучающей деятельности.
Принципы системы Сухомлинского
Можно выделить несколько основополагающих принципов педагогики Сухомлинского:
Воспитание без наказаний
Педагог был уверен, что нецелесообразно применять наказания в процессе воспитания и обучения ребёнка, так как оно не приводит к положительным результатам. Это один из пунктов гуманности.
Поощрение желания ребёнка быть хорошим
Сухомлинский считал это стремление движущей силой обучения и воспитания, потому что ребёнок прикладывает максимум усилий в этот момент.
Запрет на удовлетворение деструктивных желаний
Желания ребёнка педагог делил на два вида: конструктивные и деструктивные. Если родители удовлетворяет любые запросы ребёнка, то из него получается капризный раб прихотей.
Природа — источник нравственного воспитания
Сухомлинский полагал, что познание растительного мира — это начало умственного развития ребёнка. Изолирование от природы способствовало повышенной утомляемости и невозможности справиться с поставленными задачами.
Обработка информации по четырём пунктам
Чтобы ответить на вопросы учителя или сделать задания, детям нужно было пройти четыре ступени.
Лестница (снизу вверх):
первая ступень: замечаю (что? кого?)
вторая ступень: наблюдаю (для чего? за чем? за кем? как?)
третья ступень: размышляю (зачем? почему? как? для чего?)
четвёртая ступень: узнаю (что мне это дало? что я теперь знаю?)
Трудовое воспитание порождает человечность и доброту
Главная заслуга — сделать своими руками, проявляя творчество. А прививать полезный труд можно начинать в 5-6 лет.
Главный предмет — человековедение
Сухомлинский считал этот урок краеугольным камнем в воспитании маленького человека. Истоки такого мнения скрыты в войне и понесённых потерях.
В некотором смысле к школе Сухомлинского можно отнести истоки тайм-менеджмента. Педагог считал, что уроки нужно делать в одно и то же время, что приучит ребёнка к усидчивости и самостоятельности. Родители не должны выполнять задания за сына или дочь, но помогать организовывать рабочее время — это их прерогатива.
<<Форма демодоступа>>
Сухомлинский о воспитании
Базовые идеи воспитания Сухомлинский озвучил в книге «Сердце отдаю детям». Он считал, что воспитание занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности. В школе народного учителя процесс воспитания был очень эффективным, так как решался на межличностном уровне: ребенок — ребенок, ребенок — коллектив, ребенок — учитель.
Он полагал, что суть воспитания заключается в диалоге, общении с ребенком:
- воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов
- общение с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня
- в процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого
- ребенок и учитель должны быть искренними в своих эмоциях
Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно. Возникают гармоничные взаимоотношения наставника и ученика, возможность формирования у детей высокой нравственности и гражданственности.
Нравственность станет основой успешной жизни ребенка. Такая нравственность базируется на долге:
- перед людьми
- обществом
- родителями
- коллективом
Сухомлинский считал, что только люди долга могут стать успешными в жизни, поскольку они всегда добрые, мудрые, гуманные. Только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность.
Немалую роль в воспитательном процессе гуманная педагогика отводит труду. Труд физический и умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает радость. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию.
Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу, которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля — это и есть наша природа.
Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка прекрасному. Уход за хомячком, посадка цветов, птичья кормушка — все это учит читать природу, понимать красоту.
Великий учитель также считал важным воспитание потребностей ребенка, поскольку они двигают человеческую личность. Духовные и материальные потребности в человеке должны быть сбалансированы, гармоничны. Это возможно только воспитанием культуры потребностей. Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы. Еще выше он ставил потребность человека в человеке. Это основа создания духовной общности людей.
Тогда смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности ребенка через человеческое общение. Такое воспитание делает человека терпимым, не агрессивным. Если материальные потребности удовлетворяются сполна, то человек будет острее и чутче воспринимать душевное состояние других. Такая утонченность будет залогом человеческого счастья.
Средства воспитания Сухомлинского
Педагог выделял четыре средства воспитания:
- Слово
Педагог должен воздействовать на учеников словом, без применения физических наказаний. А главное умение воспитателя — говорить.
- Авторитет педагога
Дети должны любить и уважать педагога, который в свою очередь обязан быть открытым, искренним и честным.
- Индивидуальность ребёнка
Индивидуальный подход к каждому ребёнку — основной аспект гуманизации воспитания. Он необходим для понимания внутреннего мира маленького человека.
- Доверие воспитателя к ребёнку и наоборот
Это одно из главных средств реализации методов воспитания. Оно делает процесс общения эмоционально насыщенным и плодотворным.
Педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского
За время своей многолетней работы Сухомлинский творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить, чем привнес множество передовых идей в процесс воспитания детей. Согласно его педагогической методике наивысшей ценностью была личность ребенка.
Вся педагогическая система Сухомлинского базировалась на основных принципах гуманизма:
- доверия к ребенку
- получение знаний без принуждения
- воспитания без наказаний
- сотрудничество родителей, учителей и детей
- высокая нравственность
- труд как творчество
- свобода выбора поведения, поступка, образа жизни
- ответственность за свой выбор
Педагог всегда старался выстраивать воспитательный процесс таким образом, чтобы он приносил радость обеим сторонам: учителю и ученику. На базе Павлышевской школы он разработал целый комплекс эстетических программ «Воспитание красотой»: «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток.
Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но для возможности развития гармоничной личности делать это надо совместно с родителями.
Сухомлинский утверждал, что семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Воплощая в жизнь этот принцип Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.
Василий Александрович стал автором около 30 книг и 500 статей, посвященных воспитательному процессу и обучению подростков. Он написал более 1500 увлекательных сказок для детей, в которых учил их добру, ответственности, справедливости.
Большое значение педагог отдавал художественному стилю изложения предмета, давал рекомендации по совместному сочинению с детьми сказок и увлекательных рассказов. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания. Основной стимул учения по Сухомлинскому — не оценка, не получение аттестата, но разбуженный учителем познавательный интерес!
- оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах
- учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь авторитет среди детей
- школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться
- никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний
- нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность
- нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой)
- необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка
- коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде
- личность и коллектив — это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.
Война и послевоенное время
В 1941 году молодой учитель добровольцем отправился на фронт. В краткой биографии Сухомлинского было место тяжелому ранению: во время одного из боев за Москву в начале 1942 года осколок снаряда задел его сердце. Врачи не давали никакой гарантии, что молодой человек выживет. Однако Сухомлинский, вопреки всем прогнозам, пошел на поправку и в дальнейшем всю жизнь носил в сердце кусочек снаряда, который хирурги так не смогли извлечь.
Лечение Василий проходил на Урале. Сразу после выписки он рвался на фронт, однако медкомиссия отказала ему в этом. Сухомлинскому не оставалось ничего другого, как остаться в Удмутрии и приступить к обязанностям директора поселковой школы.
Когда в 1944 году украинские земли были освобождены от фашистской оккупации, учитель вернулся на родину в качестве заведующего райотдела народного образования в Онуфриевке.
Однако Сухомлинский очень скучал по работе с детьми, и спустя несколько лет вернулся к любимой работе. На должности директора средней школы в поселке Павлыш он проработал до конца своих дней.
Память о педагоге-новаторе
Василий Александрович многим обязан педагогическому институту, который находится в Полтаве. Именно в этом вузе его обучали педагогическим наукам, работе с ребятами, прививали культуру общения. В стенах родного института великий педагог останется навсегда. Одну из самых светлых и просторных аудиторий в старом корпусе, в котором в своё время проходил обучение молодой Василий, назвали в его честь. Также на территории вуза был открыт мемориальный музей, который освещает жизнь и деятельность педагога-новатора.
В начале 80-х годов XX столетия на здании института им. В. Г. Короленко была размещена мемориальная доска памяти великого учителя. В память о Сухомлинском назвали национальный университет в городе Николаеве и педагогический колледж, который находиться в городе Александрия. На территории учебного заведения расположен памятник великому педагогу. Также аудиторию в честь Сухомлинского назвали в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» города Москвы.
Личная жизнь
Из четвертой части биографии Сухомлинского Василия можно узнать, что талантливый ученый был несколько раз женат. Его первый брак омрачился трагедией. Когда Василий Александрович ушел на войну, он оставил в зоне оккупации жену, которая тогда была беременна. Возвратившись домой, он узнал, что она за партизанскую деятельность была убита врагом. Великий педагог женился еще раз. Его спутница жизни преподавала в школе русскую словесность. Последняя жена родила ему сына и дочку. Умер ученый 2 сентября 1970 года. Причиной смерти послужил тот самый осколок, который застрял в сердце этого талантливого человека.
Этим разделом завершается краткая биография Василия Александровича Сухомлинского. Далее описано его творчество.
Принципы деятельности
Изучив далее биографию педагога Сухомлинского, читатель узнает об основных принципах его научной и практической деятельности:
Педагогика гуманизма – это полная вера в ребенка. Воспитатель не должен заставлять ребенка познавать мир и наказывать за проступки. Педагогика гуманизма, в понимании Сухомлинского, это: высокая нравственность; сотрудничество воспитателей (родителей и педагогов) с учащимися; труд в качестве творчества. Талантливый педагог считал, что ребенок должен свободно делать выбор своего жизненного уклада, а также, как ему поступать и вести себя в обществе. Становление личности должно происходить в команде и развивать ее должно общество, а также природа. Важным аспектом педагогики гуманизма являлся баланс в воспитании. Обучение личности педагогом и коллективом должно проводиться поровну. В. А. Сухомлинский создал методики развития детского творчества и педагогику семьи. Он выяснил, что существует теснейшая связь между дошкольным и школьным образованием. Свои идеи Василий Александрович активно практиковал. Он считал, что любую мысль в педагогике нужно качественно и долгое время творчески воспроизводить в команде учеников. Его разработки стали основой для собственной программы развития и образования учащихся. Великий учитель внедрил и систему выставления оценок. Оценки ставили подросткам, а не малышам. Поддержание личного авторитета учителем (он должен быть человечным, чтобы дети делились с ним проблемами). Нужно всегда вызывать интерес ребенка к получению знаний. Учебное заведение не должно уничтожать в ученике желание изучать. Сухомлинский учил, что нельзя увеличивать скорость получения новых знаний ребенком, нужно помочь развить способности. Главное, научить его любви к людям и природе. Родители должны только одобрять действия ребенка, если их вызвали в учебное заведение. Стать воспитателем может только коллектив, который формировался в радости, а также в уважении и в большом труде. Личность и коллектив должны быть одним целым
Великий педагог считал, что особое внимание нужно уделять детям среднего возраста. Если частным образом воспитывать дитя, не наказывать, обходиться с ним по-доброму и ласково, понимать его потребности и желания, то при соблюдении всех этих правил у учителя получится научить ученика, как ему создать верное мировоззрение
Если у учителя получится подготовить ребенка к жизни, чтобы он владел своими эмоциями, то проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет. Говоря о взаимоотношениях преподавателя и ученика, Василий Александрович считал, что педагог должен расти духовно вместе с каждым учеником. Он должен заново открывать с ним мир и понимать в нем личное. Учителем может быть только тот, кто может обратиться к личности каждого дитя, верит в силу воспитания и имеет призвание учить. Настоящее общение между учеником и учителем и полноценные отношения возникнут тогда, когда у первого проявятся интерес и внимание, дитя будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им.
Творчество ученого
Василий Александрович написал почти 50 монографий, множество статей и более 1500 сказок для детей. Например, в своей книге «Избранные педагогические сочинения», том 2, «Павлышская средняя школа», автор делится своим опытом работы. Из этого произведения можно узнать, что учебное заведение уже с 4-летнего возраста готовит детей к первому классу. Учителя заранее знакомятся с родителями детишек и помогают им правильно развивать своих чад, а также заботиться об их здоровье.
Для лечения деток школа совместно с предприятиями, где работают их родители, выделяет дополнительное питание и путевки в санатории. Василий Александрович в своей книге рассказывает, как в его учебном заведении заботятся о режиме труда и отдыха учащихся и педагогов и постоянно наблюдают уровень утомляемости учеников на занятиях, корректируя их.
Его школа очень много уделяет времени заботе об экологии. В усадьбе возле школы посажен целый сад из ореховых, вишневых, абрикосовых, каштановых, еловых деревьев. Учитель добился того, чтобы на каждого ребенка было около 10 деревьев. В школе Сухомлинского уроки для младших классов велись в саду в специальных беседках. Великий ученый также создал у себя в школе уголок для девочек. Это комната, в которой лежали книги и брошюры о женской физиологии и гигиене, а также о материнстве.
Василий Александрович придумал целую систему, как поддерживать чистоту в учебном заведении. При входе каждый ученик мыл в специальном бассейне свою обувь. Также Сухомлинский устраивал соревнования конструкторов. Каждый год в кружок юных радиотехников выбирал, кто создал более совершенную модель, а в кружок селекционеров – у кого получился лучший саженец.
Директор был против единой школьной формы, он считал, что она должна быть проста и изящна. Форма и внешний вид играют значительную роль в эстетическом воспитании. Прическа должна быть скромной и соответствовать индивидуальным чертам. В своем учебном заведении Сухомлинский обучал красотой. До наступления рассвета он вместе с учениками шел в поля. Они слушали пробуждение птиц, собирали опавшие листья и устраивали пикники. Также поступали и на закате.
Последняя книга великого педагога — «Сердце отдаю детям» — стала итогом его учительского опыта по воспитанию детей. В ней он написал, что ребенок формируется до 5 лет и что нельзя сухо преподавать у доски, а нужно развивать каждое дитя, прислушиваясь к нему. Ученый много говорит о воображении, создавая фантастические образы. Родителям можно легко добиться того, чтобы интеллект чада начал быстро развиваться.
Основа — народный опыт
Всем, кто плохо знаком с педагогическими идеями Сухомлинского, они могут показаться поверхностными, ведь за основу он взял народную педагогику. На самом же деле она таит в себе многовековой опыт, который люди собирали на примере собственных ошибок и удачных моментов. Эти знания сокрыты в сказках, легендах и песнях.
Вот почему именно сказку педагог выбрал главным инструментом воспитания ребенка. Она воспринимается легче, но имеет колоссальный заряд знаний и моделей поведения. На своих уроках педагог использовал не только народное творчество, но и сам писал сказки и рассказы для того, чтобы объяснить ребятам некоторые важные аспекты жизни, дать им сложный материал в простой форме.
Сухомлинский также не отбрасывал опыт других учителей. Кроме того, он активно анализировал вместе с коллективом все достижения и провалы, чтобы вынести из них самые положительные моменты. Также Сухомлинский постоянно изучал разных времен и современных учебных заведений. Это позволило ему создать собственную систему, подкрепленную большим педагогическим опытом.
Он говорил: если не заставлять детей учиться, а быть им другом и вместе проводить время с пользой для обеих сторон, можно добиться небывалого успеха. При этом к каждому классному коллективу нужно искать свой подход. Нельзя учить всех детей по одному шаблону. Взаимодействуя с детьми, педагог не только добивается всестороннего их развития, но и сам с ними открывает что-то новое, меняется.
Отношение к ребенку и обучению
«Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца».
Сухомлинский строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания.
На этом строились отношения в его школе:
- оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах
- учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь
- школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться
- никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний
- нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность
- нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой)
- необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка
- коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде
- личность и коллектив — это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.
Великий учитель считал, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке, понимании. Это особенно актуально в отношении подростков. Если индивидуально подходить к каждому ребенку, научить его владеть эмоциями, выработать правильное мировоззрение, то и исчезнет.
Главным принципом обучения в школе народного учителя были шаги каждого ребенка от успеха к успеху. В школе Сухомлинского обучение было превращено в радость труда по обретению знаний, в радость творчества и духовного роста. Большая роль в этом процессе отводилась слову: сказкам учителя и детей, художественным изложениям, детским стихам и фантазийным сочинительствам.
Эффективное обучение возможно только в коллективе, который базируется на идее, интеллекте, правильных эмоциях. Он должен быть высокоорганизованным сообществом стараниями детей и учителя. Тогда взаимопомощь, обмен новыми знаниями, взаимодействие увлечений, совместный труд станут движущей силой в индивидуальном саморазвитии каждого члена коллектива.