Михаил александрович врубель и его фантастические картины

Испытания

В 1901 году у Врубелей родился сын Савва. Родился с дефектом – «заячьей губой», это вызвало серьезный душевный кризис у художника, усмотревшего в случившемся недобрый знак. Он сосредоточился на работе, и это были вариации Демона. Содержание семьи (Надежда Ивановна, полностью посвятив себя сыну, на время оставила сцену) требовали усилий, он работал едва ли не сутками. Напряжение спровоцировало сильнейшее психическое расстройство. Художник оказался в клинике.

Помешательство живописца привлекло к нему всеобщее внимание. В его творчестве стали находить истинную поэтичность

В 1902 году друзья организовали выставку его творений. Искусствоведы и публика стали иначе относиться к работам самобытного автора. Состояние Врубеля то ухудшалось, и тогда он бывал буйным, то стабилизировалось. Узнавал знакомых, мог разговаривать, но бесед об искусстве избегал. Прогнозы врачей были неутешительными: выздоровление невозможно, дальше будет только хуже.

«Пан» 1899

На картине представлен мифический герой Пан. Согласно античной легенде, козлоногий бог лесов и полей полюбивший прекрасную нимфу, бросается за ней в погоню. От страха нимфа превращается в тростник. Пан делает из этого тростника свирель и с тех пор наигрывает на ней нежную мелодию.

Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки. Пан подобен лукавому лешему. Его вид совсем не  вызывает страха. Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. Загнутые черные рога на лысине, седые кудрявые волосы, длинная борода, белые брови и усы, козлиные ноги с шлейфом из пуха… Он подобен старому пню, заросшему мхом. Пан согнулся от старости и устал от жизни. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Врубелю удалось воплотить в своем сказочном герое дух природы, сделать его ее неотъемлемой частью.

Рекомендации родителям:

Расскажите ребенку древнегреческую историю о рождении первой флейты.

Однажды лесной бог Пан полюбил прекрасную нимфу Сирингу. Деве не нравился козлоногий бог с веселым нравом и страшным ликом. Она решила от него бежать, но Пан почти настиг ее, и Сиринга попросила реку спрятать ее. Река превратила прекрасную деву в тростник. Несчастный Пан от обиды срезал стебель тростника и смастерил из него многоствольную флейту. До сих пор в лесах Греции слышен печальный звук этой флейты, похожий на плач ребенка.

Обратите внимание ребенка на то, что в Греции флейта названа именем нимфы — Сирингой, в России этот музыкальный инструмент называется свирелью. Познакомив сына (дочь) с судьбой героя античного мира, попросите ребенка описать картину

Познакомив сына (дочь) с судьбой героя античного мира, попросите ребенка описать картину.

«Царевна-Лебедь» 1900

Сюжет картины взят из произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Перед нами сценический портрет Н. И. Забелы в роли Царевны-Лебедь в опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Роскошная корона, нанизанная жемчугом, блестит, словно серебряное кружево, на пальцах сверкают перстни,  накидка, брошенная на плечи, окаймлена драгоценными камнями. Перламутровые переливы красок оживляют картину: царевна-лебедь слово плывет по сумрачному морю, бросая тревожный взгляд.

Долгое время картина вызывала споры — не все критики признавали её шедевром.

Искусствовед Н. А. Дмитриева охарактеризовала картину так:

Рекомендации родителям:

Прочитайте ребенку сказку А. С. Пушкина. Расскажите о том, что в древние времена у всех сказок были длинные названия. Попросите повторить название этой сказки («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне-Лебеди»).

Предложите сыну (дочери) рассмотреть картину «Царевна-Лебедь» и попросите найти ее описание в сказке А. С. Пушкина.

Обратите внимание ребенка на то, что в картине показан момент превращения Царевны в Лебедя. (Правое крыло поднимается из морской жемчужной пены, левое покрывается оперением

Художнику удалось изобразить слияние образа Лебеди и Царевны. Здесь два существа. Рука Царевны, украшенная перстнями, походит на вытянутую лебединую шею, драгоценные камни перстней напоминают глаза лебедя.Происходит волшебство — Царевна, обернувшись к зрителю, превращается в Лебедя).

Предложите прослушать оперу «Сказка о царе Салтане». Помогите ребенку прочувствовать оживление картины под музыку Н. Римского-Корсакова. Это будет подтверждением большой любви художника к музыке и литературе.

Образование

Михаил Врубель получил классическое образование. Это ему помогло в дальнейшей жизни.

Учёба в гимназии

С гимназией будущему художнику повезло. Он учился в известных учебных заведениях.
Сначала это была Пятая гимназия Петербурга, куда семья переехала на время обучения отца в военно-юридической академии. Гимназия была передовой. Здесь внедряли самые современные достижения педагогики

Особое внимание уделялось изучению древних языков и литературы. Преподавались также танцы и гимнастика

Здесь Врубель увлекается естествознанием и дополнительно посещает художественную школу.

В 1870 году отец оканчивает академию и направляется служить гарнизонным судьёй в Одессу. А его сын продолжает обучение в Ришельевской гимназии. Об этом времени известно из писем Михаила к сестре Анне, уехавшей учиться в столицу. Подросток овладевает науками легко. К этим годам относится его упоминание о своих первых работах: он пишет маслом портреты умерших брата и сестры.

Однако слова о живописи в письмах редки. Чаще он повествует о чтении классики на языке оригинала. Да и театр его интересует больше. Врубель подробнейшим образом описывает гастроли петербургской оперы, а о выставке передвижников в Одессе упоминает совсем кратко. В 1874 году Михаил окончил гимназию с золотой медалью.

М. Врубель с сестрой Анной.

Мне нравится1Не нравится

Учёба в университете

В этом же году юноша по воле отца поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Но сама учёба по специальности не очень интересовала разносторонне развитого молодого человека. О ней имеется не так много сведений. Известно, что второй курс он осваивал два года, а в конце обучения не смог защитить выпускную работу и окончил юридическое образование как действительный студент.

Однако это время было весьма полезным для будущего художника. Проживая у своего дяди Николая Христиановича Весселя, Врубель имел тесные контакты со столичной богемой. В частности, он познакомился с Мусоргским, часто бывавшим у Весселей. Не интересуясь юриспруденцией, студент основательно изучает философию, в особенности, эстетику Канта, что сделает его последующее творчество более глубоким.

Активная жизнь и немалые запросы студента требовали средств, что заставило будущего живописца подрабатывать репетитором и гувернёром. Эта деятельность позволила сблизиться с состоятельными семействами. Благодаря этому Михаил посещает в 1875 году несколько стран Европы.

Самое значительное влияние оказывает семейство Пампелей. Его богатые покровители поощряют художественные опыты молодого человека. В конце 70-х годов XIX столетия он знакомится со студентами Академии художеств, посещает вечерние классы заведения, обучаясь изобразительному мастерству.

Врубель, наконец, понимает в чём его призвание, которому стоит посвятить жизнь. Отслужив недолгую воинскую повинность, он поступает в Академию художеств. В это время ему исполняется 24 года.

В Первопрестольной

Своих «Демонов» Врубель привез в Москву, где «Демон сидящий» вызвал как одобрение, так и шквал критики. Эта картина разрушала сложившийся консервативный уклад в мире искусства. Теперь Михаил приступил к работе в Москве.

В старой столице Врубель удачно рисует портреты самого известного мецената России Саввы Мамонтова, коллекционера Константина Арцыбушева, создает декоративные панно, становится иллюстратором лермонтовской поэмы «Демон».

Активное сотрудничество с журналом «Мир искусства», который устраивал выставки на международном уровне, сделало имя Михаила Врубеля известным всей Европе.

Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий», 1890 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Российский искусствовед, ученый, доктор искусствоведения и профессор МГУ Михаил Михайлович Алленов так описывал творчество Михаила Врубеля:

Ирина Шуманова дополняет слова профессора Алленова:

Михаил Александрович Врубель «Тамара и Демон», иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова Демон, 1891 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В Москве Михаил Александрович встретил свою будущую жену Надежду Ивановну Забелу. Их познакомил общий знакомый Савва Мамонтов. Забела была известной оперной дивой. Считается, что именно с неё Врубель писал свою знаменитую картину «Царевна-лебедь».

Влюбленная пара поженилась в Женеве. У Надежды и Михаила появился сын. К сожалению, мальчик родился с заячьей губой. С тех пор у Врубеля начали проявляться душевные терзания, вылившиеся в картину «Демон поверженный». В итоге всех жизненных перипетий живописец погрузился в тяжелую депрессию.

В 1902 году Врубель попал в больницу. Он стал пациентом одних из лучших докторов того времени Бехтерева и Сербского. Михаил Александрович пробыл в больнице год, его выписали, но улучшение его здоровья оказалось недолгим.

Михаил Врубель со своей женой и музой Надеждой Забелой

У художника умер единственный сын. Это печальное событие вызывает у живописца тяжелейший приступ депрессивного расстройства. Михаил вновь оказывается на больничной койке. Улучшения наступали у Врубеля лишь на несколько часов, в которые он рисовал, а затем вновь погружался в бред.

В 1906 году в результате болезни Михаил Александрович ослеп. Это было большим ударом для художника, так как он теперь не мог рисовать. Теперь живописец знал, что впереди лишь конец. Он нарочно выходил легко одетым в сильный мороз, чтобы сократить свои дни без творчества.

В 1910 году Врубель заболел сильным воспалением легких. В апреле художника не стало. Через три года скончалась и его жена. Творческую чету похоронили рядом.

Михаил Александрович Врубель, «Портрет сына», 1902 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Михаил Врубель по сути своей был художником не только своего времени, но и как многие другие гении из разных областей, он опередил свою эпоху. Он был творцом вне времени, его полотна актуальны во все времена и ещё долго останутся таковыми. Вероятно, популярность Врубеля померкнет только тогда, когда померкнет сама суть искусства в человеческом разуме.

На обложке: Фрагмент картины Михаила Александровича Врубеля «Автопортрет», 1905 год. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Живопись

Первой победой трудолюбивого ученика стало получение малой серебряной медали за академический рисунок «Обручение Марии с Иосифом». Подсветка сепией позволила добиться тончайшей градации в передачи света и тени, создав тем самым живую, просветленную атмосферу особой одухотворенности, которую испытывали изображенные на полотне люди. Знака отличия удостоилась и работа «Пирующие римляне», на которой были изображены молодые повесы, иронично посмеивающиеся над захмелевшим Патрицием.

Осенью 1883 года профессор Прахов по рекомендации Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. В городе, увенчанном головами древних храмов, и началась самостоятельная художественная жизнь Михаила. В ноябре 1884 года Адриан Викторович отправил хорошо зарекомендовавшего себя художника в Венецию. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Врубель проводил много времени в соборах и музеях, впитывая в себя опыт великих деятелей эпохи Возрождения.

Проведя в Венеции полгода, в апреле 1885-го Врубель вернулся в Киев и под впечатлением от путешествия создал четыре иконы: «Св. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Афанасий» и «Христос Спаситель». Михаил соединил воедино мистику и аскезу византийской абстракции с жизненной полнотой образов Ренессанса и наполнил застывшие типажи 12 апостолов, изображенных им на своде, плотью и кровью. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание».

Какой бы важной и духовно наполненной ни была работа в Кирилловской церкви, Михаилу было тесно в рамках канонизированных задач. Его темперамент и страсть живописца требовали выхода накопившейся цветовой энергии

В 1886 году свет увидели портрет с натуры «Девочка на фоне персидского ковра» и картина «Восточная сказка». Произведения дышали жизнью, полностью отражая пристрастие Врубеля к тонким нюансам цвета и прорисовке деталей.

«Девочка на фоне персидского ковра»

В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Данный сюжет отсутствует в Евангелии и не характерен для православной иконописи, но встречается в искусстве итальянского Ренессанса. Примечательно, что самостоятельные работы Врубеля, в которых он впервые явил миру образ демона, были отвергнуты. Более того, иконописные дерзания вызвали недоумение у Адриана Викторовича, и в 1889 году он отстранил художника от работы.

«Надгробного плача»

Не принятые церковными служителями творения Михаил везет в Москву. Картина «Демон сидящий», на которой изображен падший ангел с израненной человеческой душой, стала символом наступающей эпохи. Этой работой Михаил Александрович разрушил застывший в непроницаемом консерватизме живописный уклад, став объектом для нападок и порицаний.

«Демон сидящий»

«Принцесса Греза»

В московский период Врубель пишет портреты С.И. Мамонтова и К.Д. Арцыбушева, создает декоративные панно «Венеция» и «Принцесса Греза», а также иллюстрирует поэму Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон» («Тамара и демон», «Голова пророка», «Демон у ворот монастыря», «Свидание Тамары и Демона»).

Участие Врубеля в выставочной деятельности «Мира искусства» и ряде международных выставок принесло художнику европейскую известность. Среди поздних его шедевров особенно выделялись картина «Царевна-Лебедь», изображавшая пушкинскую героиню, а также «Сирень», «Жемчужина», «Демон поверженный», «Пантомима», «Шестикрылый серафим», «Пан» и «Гадалка». Последней работой мастера стал портрет поэта-символиста Валерия Брюсова, который из-за прогрессирующей болезни творца так и не был закончен.

«Царевна-Лебедь»

«Сирень»

«Жемчужина»

«Демон поверженный»

«Шестикрылый серафим»

Портрет Брюсова. 1906

Появился этот портрет благодаря тому, что уже окончательно потерявшему связь с реальностью Врубелю разрешили рисовать в недолгие минуты просветления.

Художнику по утрам позировал сам русский поэт, а чуть позже в больничную палату приходил художник Валентин Серов, и рисовал вечерами портрет самого Врубеля.

Так и вышло в одно время из-под кисти двух великих русских художников два портрета — поэта Валерия Брюсова и живописца Михаила Врубеля.

  • К образу Демона Врубель приступил ещё во время росписи Кирилловской церкви. В этом и проявилась противоречивая натура художника. Вырисовывая светлые образы ангелов на иконах, он в мастерской рисует эскизы демонов.
  • Во время работы над произведением художник часто менял первоначальный замысел. Так, на картине «Жемчужная раковина» появились образы морских царевен.
  • Скорее печальный факт, но душевные терзания и жизненные трагедии, в конечном счёте, привели Врубеля в психиатрическую больницу. Он начинал творческий путь с росписи Кирилловской церкви, стоящей на территории больницы, в больнице и закончил свой жизненный путь.
  • Картина «Демон поверженный» уже висела в галерее, а художник приходил и переписывал своего поверженного демона заново.
  • При жизни его не признавали как художника, над его работами посмеивались. Но однажды его друзья художники сделали большую выставку его картин… Врубеля признали, но было поздно, он уже был к тому времени тяжело болел.
  • Вечером перед смертью Врубель открыл окно и, вдыхая морозный воздух, произнёс «Едем в Академию!» На следующий день в Академии художеств началась панихида прощания с художником, а по округу разносился надгробный плач.

Врубель умер в 1910 году, а учёные и искусствоведы до сих пор ведут спор о его месте в отечественном и мировом искусстве. Но ясно одно — Михаил Александрович Врубель, словно комета, пронёсся по жизни, оставив свой неповторимый и яркий след на небосклоне российской и мировой культуры.

Окружённый людьми, он всю жизнь оставался одинок, проделав путь от отшельника-алхимика к пророку, своим творчеством намного опередив своё время, предсказав в своих картинах некоторые события своей жизни.

Цветы в синей вазе (1886)

Кстати, на topcafe.su вы можете посмотреть фотографии самых красивых синих цветов, которые легко могут украсить ваш сад или огород.

Дуэль Печорина с Грушницким (1891)

На этом мы заканчиваем нашу статью о самых знаменитых картинах Врубеля. Редакция TopCafe всегда рада вашим комментариям. Пишите ваши мысли о творчестве этого великого художника.

Новый кризис

Через год М. Врубеля выписали из клиники. Работать он не мог, был рассеянным и бессильным. Апатия переросла в жесткую депрессию. Знакомый меценат пригласил Врубелей пожить у него в имении недалеко от Киева. Это взбодрило больного, рада была и Надежда. Однако заболел двухлетний сын. Казалось, заболел легко, но состояние ребенка резко ухудшилось, и он умер.

Смерть сына вывела Врубеля из депрессии, но после похорон мальчика психическое состояние резко ухудшилось. Лечили пациента в нескольких клиниках для душевнобольных. Один из врачей, не согласившись с диагнозом, поставленным Бехтеревым и Сербским («неизлечимый прогрессивный паралич»), настаивал, что Врубель должен работать, и это спасет его от меланхолии. Однако работа не помогала.

Художник хотел покончить с жизнью, отказывался от еды. Простуда привела к острому ревматизму. Больной ослаб настолько, что его возили в коляске. В очередной клинике – доктора Усольцева – произошла временная реабилитация. Помогли методы врача, а также постоянное присутствие рядом жены и сестры.

Летом 1904 года супруги переехали в Петербург, где Надежда Ивановна возобновила певческую деятельность. Врубель ощутил возросший интерес к своему творчеству у критики и зрителей. Во многом это было обусловлено тем, что модными стали символизм и импрессионизм, и опередившие свое время работы художника с их символикой и образным строем теперь «попали в десятку». Художнику присвоили звание академика.

Искусствоведы сходятся во мнении, что «Демон сидящий» – лучшая картина Врубеля

Детство, ранние годы М.А. Врубеля

Врубелю Михаилу Александровичу довелось родиться в северной российской провинции – городе Омске. 17 марта 1856 года будущий художник появился на свет в семье военного офицера Александра Михайловича, участника войн на Кавказе и в Крыму. Мать Анна Басаргина была дочерью астраханского губернатора.

Родители художника

За год до Михаила она родила дочь Анну. После появилось ещё двое детей, которые рано умерли. Безвременно из-за чахотки ушла из жизни и сама мать семейства. Михаилу тогда было 3 года. Он был слаб здоровьем, поздно научился ходить. Отец по службе перемещался в Астрахань, Харьков, Саратов, с ним следовали и его дети.

В 1863 году у них появилась мачеха: отец женился на Елизавете Вессель. Это была образованная женщина, окончившая консерваторию. Она посвятила себя приёмным детям. Благодаря её заботам, специальным диетам, режиму Михаил физически окреп. Отец к этому времени стал подполковником и командовал саратовским военным гарнизоном.

Семья Врубелей (1863). Елизавета Вессель слева

К 10-и годам в Михаиле проявились способности к рисованию, музыке, интерес к театру. Видя его одарённость, отец нанял учителя для обучения сына живописи на дому. В это время состоялась первая встреча художника с подлинным искусством – фресками «Страшный суд» Микеланджело. Это была копия, но и она ошеломила мальчика. Он даже по памяти воспроизвёл её со всеми деталями.

Мистический гений Михаила Врубеля

Михаил Врубель (1856-1910) — личность, бесспорно, неординарная даже по меркам рубежа XIX—XX веков, богатого на таланты, художественные объединения и новые течения как в русском, так и в европейском искусстве. Все они были весьма любопытные: глубокий и многогранный символизм, склонный к эстетике и украшательству модерн, а также товарищество наших соотечественников, передвижников, любителей академизма и правдивых реалистичных пейзажей. Может быть, М. Врубелю удалось не потеряться на их фоне именно потому, что он до конца не примыкал ни к одному из разнообразных течений.

Искусство Врубеля стоит вне каких-либо рамок: временных, пространственных или жанровых. Он — типичный универсалист. Именно таких мастеров очень ценили в эпоху Возрождения. Можно без преувеличения сказать, что по разносторонности своего творчества он мог бы соперничать с великим Леонардо. Ведь Врубель работал практически во всех видах и жанрах изобразительного и монументального искусства. Он занимался живописью и графикой, керамикой, декоративной скульптурой, стенными росписями, витражами, архитектурой, придумывал театральные декорации.

Более того, он умел работать без предварительного наброска — так он создавал некоторые из своих больших монументальных панно. Любопытный факт — именно это отталкивало от него многих современников, заставляло считать его дилетантом.

Мы ведь и сегодня сомневаемся в том, что возможно качественно и профессионально заниматься многими вещами одновременно, правда? Ситуация сгладилась лишь в поздний период жизни М. Врубеля, в начале XX века, когда к нему пришло признание.

Михаил Врубель, «Демон сидящий»

Истоки

Дворянский род Врубелей – польского происхождения. Отец художника Александр Михайлович – офицер, участник Кавказской кампании и Крымской войны, позднее военный юрист. Мать, Анна Григорьевна Басаргина, также дворянка, дочь вице-адмирала, астраханского губернатора.

Михаил, родившийся 5 марта 1856 года, уже в три года потерял мать. Через несколько лет отец женился вторично, и его избранница, пианистка Елизавета Христиановна Вессель, стала заботливой матерью для всех детей мужа. В Саратове, куда отца направили командовать гарнизоном, девятилетний Михаил увидел копию фрески Микеланджело «Страшный суд» и воспроизвел в подробностях.

Врубелю был присущ эйдетизм – особый вид зрительной памяти, при котором живописец может точно воспроизвести на холсте то, что увидел лишь один раз. Таких людей называют эйдетиками.

Родители удивились и порадовались склонности сына к творчеству. Позднее в Петербурге, а затем в Саратове, где жила семья, он ходил в рисовальные классы и брал уроки рисования у частных преподавателей. Однако о карьере художника для Михаила речь никогда не шла. Наследник юриста должен был стать юристом. Сын не противился и в 1874 году поступил на юрфак Санкт-Петербургского университета.

Михаил Врубель. Автопортреты

Северная столица на любого действует гипнотически, что же говорить о юноше, душа которого рвалась к прекрасному: музыке, поэзии, живописи. Посещение Эрмитажа, знакомства с творческими людьми Северной столицы, среди которых были выпускники Академии художеств Серов, Репин, окончательно убедили Михаила, что сопротивляться своему призванию бессмысленно.

Учеба на юрфаке не задалась. Юридические дисциплины Врубеля не привлекали, но он с удовольствием занимался философией, историей и языками. Не видя себя юристом, начал ходить на лекции совсем другого толка – к профессору Академии художеств Павлу Петровичу Чистякову.

Ученические работы Врубеля, написанные под руководством Чистякова, признали академическим эталоном, они до сих пор хранятся в фонде Академии. Университет Михаил все-таки окончил, но объявил отцу, что начинает обучение в Академии художеств. Отношения были надолго испорчены.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: