Жизнь и творчество ромена роллана

Ролан Быков. Биографическая справка

До 1958 года был актером Московского ТЮЗа. В ТЮЗе Быков поставил острый сатирический, полный эксцентрики спектакль по пьесе Вадима Коростылева «О чем рассказали волшебники».

В кино Ролан Быков начал сниматься в 1954 году, сыграв первую роль в фильме Владимира Басова «Школа мужества». Среди его лучших актерских работ: «Шинель» (1959), «Андрей Рублев» (1966), «Комиссар» (1967), «Мертвый сезон» (1968), «Служили два товарища» (1968), «Проверка на дорогах» (1971), «Приключения Буратино» (1975), «Нос» (1977), «Письма мертвого человека» (1986), «Оно» (1989). Всего Быковым было сыграно более ста киноролей.

В 1958‑1960 годах Быков был режиссером Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, в 1958 году реорганизовал общеуниверситетский театральный коллектив в Студенческий театр МГУ ‑ первый публичный студенческий театр Москвы, и возглавил его. В разные годы в театре работали такие известные актеры и режиссеры, как Ия Саввина, Алла Демидова, Сергей Юткевич, Марк Захаров и Роман Виктюк.

Будучи руководителем театра МГУ, Быков поставил остропублицистическую пьесу «Такая любовь» Павла Когоута. О спектакле много говорили.

В 1960 году Быков пришел на киностудию «Мосфильм», где был сначала актером, а позже стал режиссером художественных фильмов.

Режиссерский дебют Ролана Быкова в кино состоялся в 1962 году, когда он поставил комедийную ленту «Семь нянек». В жанре комедии была сделана и вторая его картина ‑ «Пропало лето», которую он снял в 1964 году вместе с режиссером Никитой Орловым. Фильм «Айболит‑66», снятый Быковым по сказке Корнея Чуковского, стал заметным шагом в развитии музыкально‑комедийного кино, а сыгранная Быковым роль Бармалея ‑ одной из ярких страниц его артистической биографии.

В 1967 году был награжден премией Московского комсомола за создание фильмов для детей и юношества.

Ролан Быков ‑ один из лучших режиссеров детского кино, а созданные им фильмы «Внимание, черепаха!» (главный приз Московского кинофестиваля в Москве, 1971), «Телеграмма» (1971), «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (приз Всесоюзного кинофестиваля, 1975) вошли в «золотой фонд» советского кинематографа. Последний фильм режиссера – «Чучело» (1983)

Это глубоко реалистическая и вместе с тем лирическая картина. Судьба фильма была сложной, но в 1986 году за этот фильм Быков получил Государственную премию

Последний фильм режиссера – «Чучело» (1983). Это глубоко реалистическая и вместе с тем лирическая картина. Судьба фильма была сложной, но в 1986 году за этот фильм Быков получил Государственную премию.

С 1989 года Ролан Быков был художественным руководителем объединения «Юность». В 1989 году он также организовал Всесоюзный Центр кино и телевидения для детей и юношества, позже преобразованный в Международный Фонд развития кино и телевидения для детей и юношества. После смерти Быкова фонд получил название «Фонд Ролана Быкова».

Ролан Быков ‑ Народный артист СССР (1990). Избирался секретарем Союза кинематографистов СССР.

В 1989‑1991 годах был народным депутатом СССР.

Возглавлял Внепартийное общественно‑политическое «Движение 95» – Союз общественных организаций работников культуры, науки, образования и экологии.

В 1994 году Быков был награжден почетной Золотой медалью им. Льва Толстого, вручаемой ежегодно Международной ассоциацией детских фондов.

Ролан Быков был академиком Российской академии кинематографических искусств. С 1998 года ‑ почетный профессор МГУ.

Быков был дважды женат. Сын от первого брака Олег Роландович (1956 года рождения) ‑ выпускник экономического факультета ВГИК. Вторая жена ‑ актриса Елена Санаева.

Умер Ролан Быков 6 октября 1998 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В 2006 году в связи с 250‑летием театра Московского университета была учреждена ежегодная театральная премия имени Ролана Быкова. Оргкомитет возглавляет вдова актера, вице‑президент Фонда Ролана Быкова Елена Санаева.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Олег Быков: биография, личная жизнь, фото

С детьми у Ролана Быкова были очень хорошие отношения. Его сложно было назвать отчимом. Но если карьера Павла Санаева сложилась удачно, то приемный сын от первого брака стал для Ролана Антоновича постоянной головной болью.

Быков с Князевой прожил 15 лет. Примерно за 10 лет до развода супруги усыновили мальчика. Назвали Олегом. И после женитьбы на Елене Санаевой Быков много общался с приемным сыном. Олег был довольно проблемным. Учиться он не хотел. К работе тоже не проявлял особой тяги. Когда Олег окончил школу, Ролан Антонович определил его в цирковое училище. Спустя три года Быков-младший был призван в армию.

Вернувшись, он женился. Однако на работу так и не устроился. Тогда Быков устроил его на «Мосфильм», где тот проработал некоторое время администратором. А затем Олег учился во ВГИКе, куда поступил тоже не без помощи отца.

Фильм «Чучело» смело можно назвать семейным. Режиссер в этой картине снял свою жену и приемных детей. В биографии Ролана Быкова они занимали особое место. Одну из ролей сыграл Павел Санаев. Но в этой картине был задействован и сын режиссера от первого брака. Олег Быков исполнил эпизодическую роль.

Первый брак Олега Быкова просуществовал недолго. Во второй раз он женился на Ольге Боевой. Старший сын Быкова прожил всего 44 года.

На биографическом материале

Со временем произведения Ромена Роллана все больше начинают основываться на биографическом материале

Привносит в этот жанр он и новаторские нотки, уделяя внимание литературному портеру, психологическим очеркам и музыкальным исследованиям

Так, с 1903 по 1911 годы выходит его трилогия «Героические жизни». Это биографии Бетховена, Микеланджело и Толстого.

В них он пытается соединить действие и мечту. Например, в «Жизни Микеланджело» описывает конфликт слабого человека и личности гения, которые уживаются в одном герое. В результате он оказывается просто не в состоянии завершить свои работы, отказывается от искусства.

«Крекс-фекс-пекс»

Его кот Базило с разбитыми очками, бормочущий «Крекс-фекс-пекс», заставлял заливаться хохотом взрослых и детей. Истинный виртуоз, он может держать публику в напряжении, веселить или заставлять задуматься, однако всегда в его образах проскальзывает маленькая грустинка великого мастера, который считает, что способен на большее.

Как ни странно, в начале Быков даже не хотел сниматься в «Приключениях Буратино», особенно вместе со своей женой Еленой Санаевой, но она смогла его убедить, что такие роли выпадают раз в жизни. Так оно и получилось, Санаева стала знаменита, а Быков на все времена стал самым лучшим экранным сказочным персонажем. Фильмография Ролана Быкова была бы неполной без «Приключений Буратино».

Личная жизнь

Личная жизнь Ромена Роллана лишена разнообразия, но весьма романтична. В 1923 году писатель получил письмо от Марии Кудашевой (урожденная Майя Кювилье), в котором юная поэтесса высказывала мысли о «Жане-Кристофе». Между молодыми людьми завязалась переписка, и с помощью Максима Горького Мария получила визу, чтобы посетить Ромена в Швейцарии. Между ними возникли романтические чувства.

Ромен Роллан и Мария Кудашева

Кудашева стала женой писателя в апреле 1934 года. Совместных детей у пары не было.

Мария сопровождала супруга до его последнего вздоха в 1944 году. Женщина пережила Ромена на 41 год и была похоронена рядом с ним на кладбище в Кламси.

Начало актёрской карьеры Ролана Быкова

После окончания школы в 1947 году Ролан принял решение стать актёром. Он пытался поступить в МХАТ и во ВГИК, но не сдал экзамены. В ГИТИСе его не взяли из-за маленького роста. Оставался последний вариант — Театральное училище имени Щукина, куда его приняли. За время обучения в училище Ролан сыграл около пятидесяти ролей.

В 1951 году Быков окончил Щукинское училище и стал актёром Московского Театра юного зрителя. На сцене театра он сыграл более сорока ролей. Ставка актёра была небольшой, 33 рубля 50 копеек, и Ролан стал подрабатывать. Он вёл воскресный драмкружок и за четыре месячных занятия зарабатывал в два раза больше чем в театре. Вскоре ему пришла идея создания своего театра. В 1957 году Быков без официального разрешения открыл самодеятельный Студенческий театр при МГУ. В то время за такое самоуправство можно было угодить в тюрьму, но Ролан понадеялся на несогласованность действий различных инстанций: «Я решил, что как-нибудь проскочу: ЦК подумает, что МГК разрешил, МГК посчитает, что это дело комсомола, комсомол спишет на профсоюзы… Главное, чтобы Яблочкина красную ленточку перерезала!». Так и произошло, известная актриса приняла участие в открытии театра и при помощи ножниц узаконила его существование.

Ролан Быков блестяще сыграл кота БазилиоСтуденческий театр МГУ быстро стал полноправным членом Московского театрального мира. В 1958 году Быков поставил в театре спектакль «Такая любовь», который имел огромный успех. В том же году Ролана Антоновича пригласили в ленинградский театр «Ленком», занять должность главного режиссера. В «Ленкоме» он сумел собрать талантливый коллектив и поставить несколько ярких спектаклей, которые имели успех у публики. Однако после первого успеха труппу театра охватила «звездная болезнь» и внутри коллектива начались интриги. Отношения с коллективом у Быкова не заладились, и он принял решение уйти из театра.

Книги

Ромен дебютировал в литературе в качестве драматурга, написав пьесу «Орсино» в 1891 г. Вскоре он опубликовал пьесы «Эмпедокл», «Бальони» и «Ниобея», которые относились к античной эпохе. Интересен факт, что ни одно из этих произведений не было издано при жизни писателя.

Первым напечатанным трудом Роллана стала трагедия «Святой Людовик», вышедшая в 1897 г. Эта работа, вместе с драмами «Аэрт» и «Настанет время» составит цикл «Трагедии веры».

В 1902 г. Ромен опубликовал сборник эссе «Народный театр», где представил свои взгляды на театральное искусство. Любопытно, что он критически отозвался о творчестве таких великих литераторов, как Шекспир, Мольер, Шиллер и Гете.

По словам Ромена Роллана, эти классики не столько преследовали интересы широких масс, сколько стремились развлечь представителей элиты. В свою очередь он написал ряд произведений, которые отражали революционный настрой простых людей и стремление изменить мир к лучшему.

Роллан плохо запомнился публике в качестве драматурга, поскольку в его работах присутствовал неуместный героизм. По этой причине он решил сконцентрироваться на жанре биографии.

Из-под пера литератора вышел первый крупный труд «Жизнь Бетховена», который наряду с биографиями «Жизнь Микеланджело» и «Жизнь Толстого» (1911) составил серию – «Героические жизни». Своим сборником он показал читателю, что современными героями теперь являются не военачальники или политики, а деятели искусства.

По словам Ромена Роллана творческие люди страдают куда больше, нежели простые люди. Им приходиться противостоять одиночеству, непониманию, бедности и болезням ради удовольствия получить признание у публики.

В ходе Первой мировой войны (1914-1918) мужчина состоял в разных европейских пацифистских организациях. Одновременно с этим он усердно работал над романом под названием «Жан-Кристоф», который писал на протяжении 8 лет.

Именно благодаря данному произведению в 1915 г. Роллан удостоился Нобелевской премии по литературе. Героем романа выступал немецкий музыкант, который преодолевал на своем пути множество испытаний и пытался отыскать житейскую мудрость. Интересно, что прототипом основного персонажа выступили Бетховен и сам Ромен Роллан.

Ромен Роллан и Махатма Ганди

«Когда вы видите мужчину, вы задаетесь вопросом, является ли он романом или стихотворением? Мне всегда казалось, что «Жан-Кристоф» течет подобно реке». На основе данной мысли он создал жанр «роман-река», который и был присвоен «Жану-Кристофу», а позднее и «Очарованной душе».

В разгар войны Роллан издал пару антивоенных сборников – «Над схваткой» и «Предтечи», где критиковал любые проявления военной агрессии. Он был сторонником идей Махатмы Ганди, который проповедовал любовь среди людей и стремился к миру.

В 1924 г. писатель закончил работать над биографией Ганди, а по прошествии примерно 6 лет смог и познакомиться со знаменитым индийцем.

Ромен положительно относился к Октябрьской революции 1917 г., несмотря на последующие репрессии и установленный режим. Кроме этого, он отзывался об Иосифе Сталине, как о величайшем человеке современности.

В 1935 г. прозаик посетил СССР по приглашению Максима Горького, где смог увидеться и поговорить со Сталиным. Согласно воспоминаниям современников, мужчины рассуждали о войне и мире, а также о причинах репрессий.

В 1939 г. Ромен представил пьесу «Робеспьер», с которой он подвел черту революционной тематике. Здесь он размышлял о последствиях террора, осознав всю нецелесообразность революций. Оказавшись в оккупации вначале Второй мировой войны (1939-1945), он продолжил трудиться над автобиографическими произведениями.

За несколько месяцев до смерти Роллан издал свою последнюю работу «Пеги». После кончины литератора были опубликованы его мемуары, где наглядно прослеживалась его любовь к человечеству.

Книги

Ромен Роллан дебютировал в литературе как драматург. Во время путешествия по Италии француз создал образ человека, который соединял в себе лучшие черты эпохи Возрождения, и он воплотился в пьесе «Орсино» (1891). Античная тематика нашла развитие в произведениях «Эмпедокл», «Бальони», «Ниобея». Ни одна из этих ранних пьес не опубликована при жизни писателя.

Ромен Роллан за фортепиано

Впервые имя Роллана зазвучало в 1897 году с выходом в свет трагедии «Людовик Святой», которая вместе с драмами «Аэрт» (1898) и «Настанет время» (1903) составила цикл «Трагедии веры». Красной нитью сквозь повествование прошло противопоставление бессовестных, низменных людей тем, чьи действия продиктованы долгом, религиозными воззрениями, любовным порывом.

С 1900 года в журнале «Revue d’Art Dramatique» публиковались заметки Ромена о доступности театра, позже собранные в эссе «Народный театр» (1902). В трактате француз высказал идею, что театр – средство для «душевной бодрости» человека, стимул к действию, а также высказался критически в отношении мэтров драматического искусства: Уильяма Шекспира, Мольера, Фридриха Шиллера, Гёте. Эти авторы, по мнению Роллана, не преследуют интересы широких масс, а придумывают развлечение для элиты.

Писатель Ромен Роллан

В доказательство собственных мыслей писатель выпустил цикл «Театр революции», куда вошли четыре пьесы: «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1899), «Четырнадцатое июля» (1902). В центре произведений – революционный настрой народа, желание изменить мир, сделать жизнь лучше. «Четырнадцатое июля» предполагало интерактив со зрителем: совместные танцы, песни, хороводы. Позже Роллан добавил к сборнику еще 4 пьесы.

Француз не запомнился публике в роли драматурга из-за излишнего героизма произведений, потому сосредоточился на эпохальных произведениях. Первым серьезным трудом считается «Жизнь Бетховена» (1903), которая вместе с биографиями «Жизнь Микеланджело» (1907) и «Жизнь Толстого» (1911) составила цикл «Героические жизни».

Ромен Роллан и Рабиндранат Тагор

Этим сборником Роллан показывал, что отныне герои – не полководцы и политики, а люди искусства. Творческие личности, по мнению писателя, переживают больше лишений и страданий, чем обычные люди, потому что вынуждены бороться с одиночеством, болезнями и бедностью ради удовольствия общества потребителей – читателей, слушателей, зрителей.

Параллельно с жизнеописаниями деятелей искусства Роллан работал над ключевым произведением, которое в 1915 году принесло ему Нобелевскую премию по литературе, романом-эпопеей «Жан-Кристоф» (1904-1912). «Жан-Кристоф» – это соединение «Божественной комедии» Данте и «Страданий юного Вертера» Гёте. Главный герой романа – немецкий музыкант, который, преодолевая своеобразные круги ада, ищет житейскую мудрость.

Это цитата Роллана из предисловия к главе «В доме».

Ромен Роллан и Максим Горький

На основе этой мысли француз изобрел жанр «роман-река», который и был присвоен «Жану-Кристофу», а затем и «Очарованной душе» (1925-1933). Во многом благодаря этому произведению 23 мая 1915 года Ромен Роллан удостоился Нобелевской премии «За высокий идеализм художественных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи».

В период Первой мировой войны писатель выступал против боевых действий, пропагандировал идеи пацифизма. Он выпустил два сборника антивоенных статей – «Над схваткой» (1914-1915) и «Предтечи» (1916-1919), поддерживал политику Махатмы Ганди. В 1924 году Роллан выпустил биографию индийца, а спустя еще 6 лет мужчины познакомились.

Ромен Роллан и Махатма Ганди

В те же годы Ромен написал повесть «Кола Брюньон» (1914-1918) о пожилом мужчине, который, несмотря на страдания, смерть, болезни, оставался верен себе и семье, радовался каждому, даже самому печальному событию.

Накануне Второй мировой войны Дмитрий Кабалевский, советский композитор, использовал обнадеживающее произведение француза для поднятия народного духа. Об опере Дмитрий Шостакович отозвался так:

Ромен Роллан и Иосиф Сталин

Именно такое настроение и нужно было людям в тяжелые предвоенные времена.

Интересен факт, что, несмотря на пацифизм, Роллан считал Иосифа Сталина величайшим человеком своего времени. В 1935 году француз совершил визит в Советский Союз по приглашению Максима Горького и встретился с вождем. По воспоминаниям современников, диалог мужчин строился на обсуждении идеи войны и мира, значения репрессий.

Детские годы

Биография Ролана Быкова начинается 12 октября 1929 года в Киеве. Он был сыном красногвардейца польского происхождения, человека весьма сурового нрава. Многое из биографии Ролана Быкова известно благодаря его вдове Елене Санаевой, в том числе и некоторые факты из детства будущего актера и режиссера.

В детстве у него была небольшая голубятня. Однажды, вернувшись домой, он узнал, что отец уничтожил всех голубей и приготовил из них суп. Об этом Ролан узнал уже после ужина. Это было сильным потрясением и настоящей трагедией для подростка.

Когда мать Ролана узнала о том, что муж нашел другую, она лишь облегченно вздохнула. Ей тоже непросто жилось с этим жестоким и циничный человеком с весьма яркой биографией.

По национальности Ролан Быков был наполовину поляком, наполовину евреем. Отец прошел Первую мировую войну, побывал в плену и только в двадцатые годы сменил фамилию. Изначально он был Гордановским. С какой целью взял фамилию Быков, доподлинно не известно.

Мать происходила из большой еврейской семьи. Своего мужа с неукротимым нравом она часто называла «ужасом мира». Мать Ролана в юности мечтала стать актрисой. Мечты ее не сбылись, но всю жизнь она интересовалась искусством, литературой. Возможно, именно мать заразила будущего режиссера своей любовью к театру и кинематографу. Интересный факт из биографии актера Ролана Быкова: свое имя он получил в честь французского писателя Ромена Роллана.

Переписка с русскими классиками

Всемирно признанным автором становится после присуждения ему в 1915 году Нобелевской премии по литературе. К этому моменту уже написаны лучшие произведения Ромена Роллана, в том числе «Жан-Кристоф», о котором мы еще расскажем подробнее.

В этот период он активно поддерживает состоявшуюся в нашей стране Февральскую революцию. Позже одобрительно отзывается и о событиях октября 1917 года. Отмечая, что страшится методов, которыми действуют большевики, а также их идеи о том, что цель всегда оправдывает средства. В этом плане его больше привлекают идеи непротивления злу насилием, которые проповедует Ганди.

В 1921 году Роллан переезжает в швейцарский городок Вильневу, там продолжает активно работать, переписываться с прозаиками современности. Регулярно наносит визиты в Вену, Лондон, Зальцбург, Прагу, а также Германию.

Можно проследить, как Ромен Роллан связан с Ликино-Дулево. Сейчас это небольшой городок, расположенный менее чем в ста километрах от Москвы. Оттуда родом был советский писатель и мемуарист Александр Перегудов, автор романов «Суровая песня», «В те далекие годы», рассказов «На медведя», «Лесная ворожба», «Казенник», «Мельница», «Сердце художника». Роллан с ним переписывался, высоко оценивая его произведения. В частности, писал про замечательное чувство природы у автора, умение передать запах северных лесов.

В 1920-х годах завязываются его отношения с Максимом Горьким. В 1935 году по его приглашению он даже приезжает в Москву и встречается с Иосифом Сталиным. Воспользовавшись знакомством с генералиссимусом, через два года в разгар Большого террора он даже пишет Сталину, пытаясь вступиться за некоторых репрессированных, в частности, Бухарина, но не получает никакого ответа.

В 1938 году до него доходят известия о жестоких репрессиях в СССР, его многочисленные письма другим советским руководителям также не приносят плодов.

Когда началась Вторая Мировая война, оказался в французском селе Везле в оккупации. Продолжил писать, пока в 1944 году не умер от туберкулеза в возрасте 78 лет.

Детство и юность

Биография Ромена Роллана берет начало 29 января 1866 года в Кламси, на юге Франции, в семье потомственного нотариуса. От матери сын унаследовал любовь к музыке. Научившись играть на фортепиано, мальчик мечтал стать пианистом, и хотя судьба связала Роллана с иным видом творчества, его литературные произведения неизменно обращались к музыке.

Юный Ромен Роллан с сестрой

В 1880 году родители переехали в Париж, чтобы дать сыну достойное образование. Спустя 6 лет Ромен, окончив лицей Людовика Великого, поступил в Высшую нормальную (педагогическую) школу — ныне лучшее учебное заведение во Франции. Здесь молодой человек начал изучать философию, но отказался от этого направления, чтобы не подчиняться господствующей идеологии.

Получив образование историка в 1889 году, Роллан отправился на стажировку в Рим. Последующие 2 года ярко отпечатались в памяти писателя. Италия, средоточие изобразительного и музыкального искусства, подарила Ромену удовольствие лицезреть шедевры эпохи Возрождения, а также знакомство с Мальвидой фон Мейзенбург, номинанткой на первую Нобелевскую премию по литературе, и Фридрихом Ницше.

Ромен Роллан в молодости

Вернувшись во Францию, в 1895 году Роллан защитил в Сорбонне диссертацию на тему «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти». Затем в течение 20 лет француз преподавал в Высшей школе социальных наук (1902-1911), председательствовал на кафедре истории музыки в Сорбонне (1903-1912), вел курсы музыкального искусства во флорентийском Французском институте (1911).

Телеспектакли и озвучивание

Работа на телевидении Быкова вылилась в участие в трёх телеспектаклях и озвучивании множества мультфильмов. В 1969-м Быкову доверили исполнить роль Фансена в спектакле «Эгмонт» по пьесе Гёте, через три года он сыграл слугу в постановке по роману Чарльза Диккенса «Записки Пиквикского клуба», в 1973-м в детективном спектакле «Мегрэ и человек на скамейке» Быков исполнил роль клоуна и вора Фреда.

Значительно чаще Быкова приглашали на озвучивание мультипликационных фильмов. Среди них отметим следующие:

  • «Песня о Соколе» (Уж);
  • «Мук-скороход» (комментатор);
  • «Лоскутик и Облако» (Барбацуца);
  • «Стальное колечко» (текст);
  • «Волчок» (текст);
  • «Слонёнок заболел» (Кот);
  • «Счастливый Григорий» (пёс Гриша).

В занимательном, в чём-то даже экспериментальном, мультике 80-го года «Пиф-паф, ой-ой-ой!» Быков озвучил сразу несколько ролей – охотника, автор оперы и музыканта ансамбля.

Публикации текстов

  • Роллан Р. Собрание сочинений : в 20 т.. — Л. : Кооперативное издательство «Время» : Художественная литература, 1932—1936.
  • Роллан Р. Собрание музыкально-исторических сочинений : в 9 т.. — М. : Музгиз : Искусство, 1938.
  • Роллан Р. Собрание сочинений : в 14 т.. — М. : , 1954—1958.
  • Роллан Р. Собрание сочинений : в 9 т. / Под ред. Н. М. Любимова. — М. : Правда, 1971. — (Библиотека «Огонёк»).
  • Роллан Р. Собрание сочинений : в 9 т. / Под ред. Н. М. Любимова. — 2-е изд. — М. : Правда, 1983. — (Библиотека «Огонёк»).
  • Роллан Р. Музыкально-историческое наследие : в 8 вып. / Науч. ред. В. Н. Брянцева, Л. В. Кириллина. М.: Музыка, 1986—2019.

Режиссёрские работы и сценарии

В начале шестидесятых Быкову нестерпимо захотелось занять режиссёрское кресло. О намерении он поделился с некоторыми из своих друзей, и те одобрили его решение. Ролан Антонович решился дозвониться до мэтра режиссёрского цеха Михаила Ромма и поведать о замыслах. Тот внимательно выслушал рассказ молодого человека. Собеседники позже встретились. Маститый деятель во время общения решил, что перед ним либо оптимист, либо сумасшедший. Тем не менее, Михаил Ильич морально поддержал напористого паренька в его начинаниях.

В 1962 году на экраны страны вышел дебютный фильм Быкова «Семь нянек». Про этот великолепный фильм о перевоспитании трудного подростка группой молодых людей с часового завода ни в коем случае не скажешь «первый блин комом». Получилась добротная, классная работа, при просмотре которой создавалось впечатление, что её снял опытный постановщик.

Так Быков нашёл свою нишу – снимать кино для детей и подростков.

Через год на суд телезрителей явилась новая работа Быкова (совместно с Никитой Орловым) «Пропало лето». В ленте рассказывалось о том, как два приятеля отправились на летних каникулах в гости к тёткам одного из них, которые своего племянника никогда не видели. Ребята этим и воспользовались. Родственник отправился в экспедицию, а его товарищ-недотёпа предстал перед родными друга…

Настоящий шедевр был снят Быковым в 1966-м под названием «Айболит 66». Это была экранизация стихотворной сказки Чуковского, в которой сам режиссёр повторно изобразил Бармалея.

Через четыре года вышла картина «Внимание, черепаха!» про живой уголок первоклассников и своеобразные опыты детишек над черепахой… Любопытно, что Ролан Антонович сыграл в своём фильме роль бабушки. В семидесятых режиссёр снял три фильма: «Телеграмма», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» и «Нос»

Два первых продолжили линию детского кинематографа, а последний был снят по мотивам повести Гоголя

В семидесятых режиссёр снял три фильма: «Телеграмма», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» и «Нос». Два первых продолжили линию детского кинематографа, а последний был снят по мотивам повести Гоголя.

Пожалуй, главным фильмом в режиссёрском наследии Быкова стала экранизация повести Владимира Железнякова «Чучело» 1983 года. Для советского кино это была очень необычная работа, в ней впервые настолько остро поднимался вопрос подростковой жестокости. Сюжет фильма таков: в один из классов провинциальной школы приходит девочка по имени Лена Бессольцева. Она селится в частном доме со своим дедушкой. Шестиклассники настороженно встречают новую ученицу, за глаза посмеиваются над ней и её дедом – собирателем старинных картин. За девочкой закрепляется обидная кличка Чучело. Однажды ребята решают прогулять урок всем классом и отправиться в кино. Друзей классному руководителю выдаёт Дима Сомов – симпатичный парнишка, подружившийся с Леной. Подружка всё это слышит. В наказание весь класс лишается возможности поехать на обещанную экскурсию в Москву. Лена берёт всю вину на себя и становится изгоем. Над ней начинают издеваться почти все одноклассники. В том числе и Дима…

Фильм вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Одна часть зрителей восхищалась работой, другая возмущалась, что Быков посмел в нелицеприятном свете показать современных подростков, обнажить животрепещущие проблемы советской школы. Фильм пытались подвергнуть цензуре, но Ролан Антонович отстоял своё детище.

Последней работой Быкова в качестве постановщика стала короткометражка «Я сюда больше никогда не вернусь» – о маленькой девочке, сбежавшей из дома, в котором мать-алкоголичка избивала её.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: