Чарльз диккенс

Приключения Оливера Твиста

«Приключения Оливера Твиста» – второй роман гения слова Чарльза Диккенса, и первый в английской литературе,  главным героем которого стал ребенок. Оливер начал свое триумфальное шествие по миру в 1837 году и продолжает его до сих пор.

История мальчика, ставшего сиротой, покорила многих читателей. Осиротевший ребенок был вынужден скитаться по лондонским трущобам. Перипетии судьбы, незабываемые встречи и счастливая концовка опасных приключений вызвали интерес у читателей со всего мира. Подробности жизни маленького мальчика и кошмары его детства подкреплены основательностью Диккенса. Многое вырвано автором из собственной жизни, поскольку он не понаслышке знал, что такое голод и нищета.

ДЕТСКИЕ ОБИДЫ

Впервые женское вероломство он узнал в детстве. Родители писателя, Джон и Элизабет Диккенс, были весьма скромного происхождения, но до поры до времени им невероятно везло. Отец, славный малый, получил отличную должность в адмиралтействе и всеми силами старался забыть о том, что его родители когда-то были лакеем и горничной. Он играл роль истинного джентльмена, а роль эта требует немалых затрат.

Когда Чарльзу было 9 лет, на их большую семью обрушилось страшное несчастье: его отец был объявлен банкротом и за долги посажен в тюрьму. Его жена осталась с шестью детьми на руках и без средств к существованию. Миссис Диккенс решила не сдаваться и открыла школу для детей, но, увы, ни один ученик так и не появился в стенах этого учебного заведения. Элизабет вместе с младшими перебралась к мужу в тюрьму, а Чарльза, как самого взрослого, отправила работать. Мальчик попал на крошечную фабрику по производству ваксы. «Моя работа, — вспоминал он, — заключалась в том, чтобы запечатывать банки».

Получал он за труды немного — всего 6 шиллингов в неделю, — но даже это было отличным подспорьем для семьи в те страшные времена. На фабрике он провел около полугода, но они показались парнишке вечностью. Он ведь не знал, что это время станет для него в будущем неиссякаемым источником вдохновения, ведь тяжелый опыт позволил ему увидеть жизнь с другой стороны

Но тогда все это было совершенно неважно… Все дороги, как казалось Чарльзу, перед ним закрылись. Впереди было только беспросветное темное будущее

Но отец Чарльза бы страшным везунчиком: через два года после разорения он получил наследство. Заплатив долги, выбравшись из тюрьмы, он вернул семью к нормальной жизни. Но миссис Диккенс решила оставить мальчика на фабрике… «Я никогда не забывал и никогда не смогу забыть, что моя мать была полностью за то, чтобы я вернулся на работу», — горько писал Чарльз. К счастью, отец решительно этому воспротивился, и в 12 лет Чарльз снова поступил в школу, поклявшись себе, что никогда не допустит ничего подобного в своей жизни. Писатель впоследствии редко го но рил о своем пролетарском прошлом, и даже собственные дети Диккенса узнали об этом эпизоде лишь из его посмертной биографии.

ТРИ СЕСТРЫ

Впрочем, зачем Диккенсу были нужны какие-то там призраки из прошлого, когда у него была идеальная семья. Если смотреть со стороны, конечно… Певец семейных радостей, он награждал в финале романов своих положительных героев земными благами. Уютный дом, где все на своих местах, камин, в котором потрескивает огонь, веселые праздники, друзья… Диккенс знал, о чем он писал, — в 23 года он женился по любви, а к 40 годам был отцом 9 детей. Его жена Кэт была, по общему мнению, скромной женщиной.

Она не блистала никакими талантами, но зато была очень покладиста. Видимо, силы характера и жизненной энергии у нее хватало только на то, чтобы вынашивать, рожать и кормить детей. Диккенс даже в начале брака жаловался друзьям на то, что Кэт его не понимает. Да и как понять такого человека, который в качестве отдыха ходил пешком по 10-15 километров в день? Который от домашних требовал безукоризненного порядка в доме? Которого, как живые, преследовали герои его романов? Как можно было соответствовать человеку, ставшему самым популярным писателем Англии, но при этом успевавшему и редактировать журналы, и бороться с общественными пороками? А страсть Диккенса к перемене мест? Он обожал путешествовать и не только объездил всю Европу, но и дважды побывал в Америке.

«Главная беда его жены была в том, что она не была Диккенсом в юбке, — остроумно заметил однажды Бернард Шоу. То, что не могла дать Диккенсу Кэтрин, компенсировали ее сестры. В квартире у молодых людей (хозяину было всего 24 года, его жене — 21) поселилась 16-летняя девушка. Диккенс очень привязался к свояченице. Свободная от материнских и супружеских обязанностей, она обожала своего шурина, считала его самый удивительным, самым талантливым человеком, которого только встречала в жизни. И конечно же, она была права! Диккенс платил своей юной свояченице искренней любовью, которую не менее искренне считал чистой и братской. Кэт не испытывала ни малейшей ревности.

Ей даже было удобно, что ее страстный и энергичный муж переносит часть своего внимания на юную Мэри, и разрешала ей сопровождать супруга в гости, в театры, на официальные приемы, которыми наполнилась его жизнь после оглушительных успехов первых романов. 5 недель пролетели как в сладком сне. Однажды вечером, оставив ребенка на няню, молодые люди втроем отправились в с театр. Вечером, когда они вернулись, веселая и совершенно здоровая Мэри ушла в свою комнату. Кэт отправилась к сестре пожелать ей спокойной ночи и в ужасе сбежала по лестнице. Девушке внезапно стало плохо, и утром все было кончено… «Слава богу, она умерла на моих руках, — писал Диккенс, — и ее последние слова были обо мне». Он снял с ее руки кольцо и носил его до самой смерти. «Я торжественно заявляю, что столь совершенного создания никогда не видел свет. Мне были открыты сокровенные тайники ее души, я был способен оценить ее по достоинству. В ней не было ни одного недостатка». Силой воображения Диккенс оживил, а потом снова убил свояченицу в образе крошки Нел, которую так горячо оплакивали тысячи его читателей. Почему же писатель должен щадить чувства других, если смерть отняла у него горячо любимое существо?

А вот судьба оказалась куда более милостивой. Спустя три года после смерти Мэри миссис и мистер Диккенс поехали в Америку, а за детьми попросили присмотреть вторую сестру Кэтрин, Джорджину. Когда супруги вернулись, они увидел и, что девушка прекрасно справляется с ролью няни и домоправительницы. Они попросили Джорджину остаться в их доме навсегда… Ей, как и Мэри, было в то время 16 лет, она была так же влюблена в своего великого родственника. Вот только этой женщине довелось пережить Диккенса на двадцать лет и умереть со словами о нем…

Но это будет намного позже, а пока бразды правления в доме перешли в руки Джорджины: она заведовала хозяйством, занималась воспитанием детей, стала собеседницей и секретарем Диккенса. А Кэтрин становилась все более апатичной и ленивой. Злые языки утверждали, что миссис Диккенс пила, но доподлинно это неизвестно — за несколько лет до смерти писатель перебрал весь свой архив и большинство личных писем предал огню…

Интересные факты из жизни Чарльза Диккенса

7 февраля 1812 года родился Чарльз Диккенс — английский писатель, романист и очеркист, классик мировой литературы и один из крупнейших прозаиков XIX века. Самый популярный англоязычный писатель при жизни. Творчество Диккенса относят к вершинам реализма, но в его романах отразились и сентиментальное, и сказочное начало.

Редакция Diletant.media представляет вашему вниманию интересные факты из жизни одного из самых известных английских писателей.

1) Критики его времени часто говорили, что Диккенсу никогда не войти в число лучших писателей английской литературы. Даже сам Оскар Уайльд не воспринимал всерьез сочинения Диккенса.

2) Диккенс был очень суеверным человеком: он ко всему прикасался три раза — на удачу, считал пятницу своим счастливым днем, а в день выхода последней части очередного романа непременно уезжал из Лондона.

Жена Диккенса родила ему 10 детей

3) Диккенс самопроизвольно впадал в транс, был подвержен видениям и время от времени испытывал состояния дежавю. Диккенс однажды рассказал главному редактору журнала «Фортнайтли ревью» Джорджу Генри Льюису о том, что каждое слово, прежде чем перейти на бумагу, сначала отчетливо им слышится, а его персонажи постоянно находятся рядом и общаются с ним.

4) Диккенс каждые 50 строк написанного запивал глотком горячей воды.

5) С самого начала отношений Чарльз Диккенс заявил Кэтрин Хогарт, своей будущей жене, что ее основное назначение — рожать детей и делать то, что он ей скажет. За годы их совместной жизни она родила десять детей, и все это время беспрекословно выполняла любое указание мужа. Однако с годами он начал ее попросту презирать.

6) В 1857 году к Диккенсу приехал в гости Ханс Кристиан Андерсен (автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева» и др.

). Товарищи познакомились еще в 1847 году, пришли в полный восторг друг от друга, и 10 лет спустя Ханс решил воспользоваться приглашением Диккенса. Но дело было в том, что за эти годы в жизни Диккенса очень все изменилось и усложнилось — он был не готов принять Андерсена. «Он не владеет никакими языками, кроме своего датского, хотя есть подозрения, что и его он тоже не знает » — в таком ключе рассказывал друзьям о своем госте Диккенс. Спустя пять недель — именно столько гостевал Андерсен в доме Диккенса — хозяин дома написал на стене комнаты: «Ганс Андерсен ночевал в этой комнате пять не­дель, которые показались нашей семье годами ».

7) Одним из любимейших развлечений Чарльза Диккенса были походы в парижский морг, где он мог проводить целые дни напролет, захваченный видом неопознанных останков.

Диккенс ходил в парижский морг любоваться видом неопознанных останков

9) Чарльз Диккенс всегда спал головой на север. Также, когда писал свои произведения, садился лицом в эту сторону.

10) Он назвал злостного негодяя из романа «Оливер Твист» Фэйгин — точно так, как звали его лучшего друга, Боба Фэйгина.

Диккенс ненавидел памятники и запретил, чтобы ему их воздвигали

11) Писатель ненавидел памятники, и в своем завещании запретил, чтобы ему возводили какие-либо статуи. Но кто-то из почитателей его таланта ослушался. Семья Диккенса отвергла скульптуру, и та, в итоге, нашла пристанище в филадельфийском Кларк-парке.

12) После смерти Диккенс был превращен в настоящего идола английской литературы.

Дела любовные и первые лучи известности

В 1836 году Диккенс обзавелся семьей, женившись на Кэтрин Хогарт, дочери своего друга – журналиста. Жена подарила Чарльзу семерых сыновей и трёх дочерей. В 26 лет Чарльз уже вошел в число сорока самых знаменитых писателей Великобритании. Его стремление стать известным и успешным было более чем сильно. Очерки под псевдонимом Боз вышли отдельной книгой под названием «Очерки Боза», настолько восторженно они были восприняты читающей публикой. Семейная жизнь поначалу была счастливой для обоих супругов. Муж говорил жене:

Дэниел Маклиз «Портрет Кэтрин Диккенс», около 1847 года

Идиллия в семье была нарушена после рождения пятого ребенка. Кэтрин, родившая стольких детей, была уже не той юной девушкой, в которую влюбился писатель. Естественно, многодетная мать чувствовала усталость, постоянное раздражение, периодические приступы постродовой депрессии преследовали её. Какая уж тут романтика, а творческому Диккенсу хотелось видеть рядом жизнерадостную и цветущую жену.

Начались разногласия, непонимание. Тем не менее, в семье появилось ещё пятеро детей. Сложно представить, как выглядела и чувствовала себя женщина, у которой было 10 детей, но, вероятно, справляться со всеми ей было нелегко. В 1857 году Чарльз, вращаясь в культурных кругах и общаясь со многими творческими людьми, познакомился с молодой актрисой Эллен Тернан. Она играла в театре спектакли, поставленные по произведениям Диккенса.

Поначалу общение двух творческих людей было сугубо деловое, затем оно переросло в романтическое чувство. Диккенс снял для актрисы квартиру, где навещал её, дарил ей украшения и впоследствии даже включил Эллен в свое завещание.

С женой писатель развелся в 1858 году, когда она узнала о тайных похождениях неверного мужа, хотя они 23 года прожили вместе. В те времена развод был делом скандальным, об этом написали в газетах, а дети остались с отцом. Дочери Кэтрин вспоминали о своей матери с большим теплом, говоря, что она всегда была добродушным человеком, хоть после развода они не так часто виделись с ней. Роман с актрисой Тернан у Диккенса продлился до самой его смерти, но он так и не женился на ней.

Эллен Тернан – последняя и наиболее известная любовница Чарльза Диккенса

«Рождественская песнь»

Главный герой повести – скупой и безжалостный старик Скрудж. Ему чужды веселье и радость. Любит он только деньги. Старик готовится встретить на работе приближающееся Рождество. Вернувшись домой, он видит перед собой призрак компаньона, умершего несколько лет назад. Призрак рассказывает ему, как страдает от тяжести грехов, совершенных прежде. Не хочет, чтобы Скруджа постигла такая же участь. И сообщает ему, что его посетят три духа.

Первый, Святочный дух прошлых лет, переносит Скруджа в детство. Старик видит себя беззаботным молодым человеком, радуется жизни, любит, имеет надежды и мечты. После этого он переносит его в то время, когда он сосредотачивается на накоплении богатства. Где его возлюбленная уходит к другому человеку. Скруджу это тяжело видеть и он просит перенести его обратно.

Второй, Дух нынешних Святок, приходит и показывает, насколько все люди рады Рождеству. Они готовят кушанья, покупают подарки, спешат домой к близким, чтобы встретить праздник. Домашний очаг, семья, уют – то, чему придавал большое значение Чарльз Диккенс.

Рождественская предпраздничная суета всегда у него ассоциировалась с домашним очагом, где любой человек был в тепле и безопасности. Вот Дух переносит Скруджа в небогатый дом, где семья готовится к Рождеству. Веселье омрачается тем, что младший ребенок очень болен и до следующего Рождества, возможно, не доживет. Это дом клерка, который работает у Скруджа.

Третий, Дух будущих Святок, молчит и, не говоря ни слова, переносит старика по разным местам и показывает возможное будущее. Он видит, как в городе умирает известный человек, но это вызывает у всех плохо скрываемую радость. Скрудж понимает, что с ним может быть так же. Он взмолился, чтобы Дух позволили ему изменить настоящее.

Скрудж становится другим человеком, становится добрым и щедрым, проводит Рождество с племянником. Основная идея повести – это нравственное перерождение Скруджа. Он переосмыслил ценности, оживил свою когда-то живую душу, вспомнил, что такое радость и добрые дела. То, что происходит накануне Рождества, – это символ обновления и рождения нового.

Экранизации

  • Скрудж, или Призрак Марли / Scrooge; or Marley’s Ghost. Фильм. Реж. Уолтер Буф. Студия Paul’s Animatograph Works. Великобритания, 1901.
  • Рождественская песнь / A Christmas Carol. Фильм. Реж. Сирл Доули. Студия Edison Manufacturing. США, 1910.
  • Большие надежды / Great Expectations. Фильм. Реж. Роберт Виньола. Студия Famous Players Film Company. США, 1917.
  • Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим / The Personal History, Adventures, Experience, & Observation of David Copperfield the Younger. Реж. Джордж Кьюкор. Студия MGM. США, 1935.
  • Большие надежды / Great Expectations. Фильм. Реж. Дэвид Лин. Студия Cineguild. Великобритания, 1946.
  • Оливер Твист / Oliver Twist. Фильм. Реж. Дэвид Лин. Студия Cineguild. Великобритания, 1948.
  • Скрудж / Scrooge. Фильм. Реж. Брайан Десмонд Херст. Студия United Artists. Великобритания, 1951.
  • Оливер! / Oliver! Музыкальный фильм. Реж. Кэрол Рид. Студия Warwick Film Productions. Великобритания, 1968.
  • Скрудж / Scrooge. Фильм. Реж. Рональд Ним. Студия Cinema Center Films. Великобритания, 1970.
  • Записки Пиквикского клуба. Реж. А. Прошкин. Телевизионный спектакль. Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ. СССР, 1972.
  • Тайна Эдвина Друда. Фильм. Реж. А. Орлов. Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ СССР. СССР, 1980.
  • Рождественская история. Мультфильм. Реж. Жан Тич. Студия Burbank Films Australia. Австралия, 1982.
  • Рождественская история Микки / Mickey’s Christmas Carol. Мультфильм. Реж. Барни Мэттинсон. Студия The Walt Disney Company. США, 1983.
  • Оливер и компания / Oliver & Company. Мультфильм. Реж. Джордж Скрибнер. Студия Walt Disney Pictures. США, 1988.
  • Мартин Чезлвит. Фильм. Реж. Педр Джеймс. Великобритания, 1994.
  • Большие надежды / Great Expectations. Фильм. Реж. Альфонсо Куарон. Студия Twentieth Century-Fox Film Corporation. США, 1998.
  • Все псы празднуют Рождество / An All Dogs Christmas Carol. Мультфильм. Реж. Пол Сабелла. Студия Metro-Goldwyn-Mayer. США, 1998.
  • Дэвид Копперфилд / David Copperfield. Фильм. Реж. Саймон Кёртис. Студия BBC. США, Великобритания, 1999.
  • Рождественская сказка / Christmas Carol: The Movie. Реж. Джимми Мураками. Студия Pathé Pictures. Великобритания, 2001.
  • Оливер Твист / Oliver Twist. Фильм. Реж. Роман Полански. Франция, Великобритания, Италия, Чехия, 2005.
  • Оливер Твист. Фильм. Реж. Коки Гедройц. Студия BBC. США, Великобритания, 2007.
  • Крошка Доррит / Little Dorrit. Телевизионный сериал. Реж. Адам Смит, Дэрбла Уолш и др. Великобритания, 2008.
  • Рождественская история / A Christmas Carol. Фильм. Реж. Роберт Земекис. Студия Walt Disney Pictures. США, 2009.
  • Большие надежды / Great Expectations. Телевизионный сериал. Реж. Брайан Кирк. Студия BBC Television Centre Masterpiece Theatre. Великобритания, 2011.
  • Большие надежды / Great Expectations. Фильм. Реж. Майк Ньюэлл. Студия BBC Films. США, Великобритания, 2012.
  • Диккенсиана / Dickensian. Телевизионный сериал. Реж. Гарри Брэдбир, Марк Брозел и др. Студия Red Planet Pictures. Великобритания, 2015.
  • История Дэвида Копперфилда / The Personal History of David Copperfield. Фильм.Реж. Армандо Ианнуччи. Студия FilmNation Entertainment. США, Великобритания, 2019.

Интересные факты

Чарльз Диккенс был блестящим чтецом, он зарабатывал не только на публикациях своих книг, но и чтением романов перед публикой. Подобная работа приносила автору не только деньги, но и удовлетворение. Писатель читал свои произведения в родной Англии и в далекой Америке. Правда, чтение отрывков из романов доводило Диккенса до изнеможения.

В 1868 он совершил тур по Британии и 87 раз выходил на сцену, чтобы прочитать аудитории свои произведения. Иногда ему приходилось проводить чтения дважды в день. В последние годы жизни Чарльза даже подкосил инсульт из-за слишком плотного графика публичной деятельности. От еще одного приступа, вызванного изнурительной литературной деятельностью, величайший писатель умер, так и не дожив до своего шестидесятилетия.

Произведения Диккенса мало подходили для постановки на сцене театра, ведь он почти не писал пьесы. Но Чарльз был заядлым театралом, он еще в 50-х годах 19 века устраивал у себя дома любительские театральные постановки. В 1857, вместе с Вилки Коллинсом, написал пьесу «Замороженная глубина». Для ее постановки нанял нескольких актеров, в том числе и Эллен Тернан. Спустя год после знакомства с актрисой писатель ушел от жены, а через 10 лет официально оформил развод.

Льюис Кэрролл (1832-1898)

Льюис КэрроллЛьюис Кэрролл — английский писатель. Более того, он был не только писателем, но и профессором математики в Оксфордском университете. На написание своих самых знаменитых повестей для детей «Алиса в стране чудес» (1865) и «В Зазеркалье» (1871) о приключениях девочки Алисы, писателя вдохновило знакомство с семьей декана колледжа, где он читал лекции. Его дочь Алиса стала прототипом главной героини. Настоящее имя писателя — Чарлз Лютвидж Доджсон.

В небольшом городке Лландидно в графстве Конуи (Уэльс), у берегов Ирландского моря, разместились скульптуры сказочных героев этого английского писателя: статуя Белого Кролика, Алисы в стране чудес, статуя Чеширского кота, статуя Червонной Королевы, статуя Безумного Шляпника.

Три самых популярных романа

«Дэвид Копперфильд» — это во многом автобиографический роман, многие события здесь перекликаются с жизнью автора. Это роман-воспоминание. Это то, что пережил сам Чарльз Диккенс. Биография главного героя тесно переплетена с его собственной жизнью. Бережно доносит до читателя впечатления и суждения ребенка взрослый человек, сумевший сохранить в своей душе чистоту детского восприятия. Здесь рассказывается история мальчика, ставшего писателем.

Копперфильд рассказывает жизненную историю уже достигнутых высот. К концу повествования вера в победу справедливости сменяется усталостью – переделать можно только себя, а мир не переделаешь. К такому заключению приходит Чарльз Диккенс. Краткое содержание романа уже ясно показывает, как человек сумел остаться хорошим, хотя на его пути постоянно были несправедливость, ложь, коварство, утраты.

Герой романа, росший рядом с милой, доброй, но слабой матерью сталкивается со злом впервые, когда она выходит замуж. Жестокий отчим и сестра возненавидели мальчика, всячески унижали его и издевались над ним. Но худшее еще впереди. Умирает мать Дэвида, отчим не хочет платить за учебу и отправляет его работать на склад. Мальчик страдает от неподъемной работы, но больше всего от того, что его лишили возможности учиться. Но, несмотря на все трудности, Дэвид сохранил чистую душу ребенка и веру в добро.

Дэвид вспоминает свою жизнь и многие события в ней оценивает совершенно по-другому, не так, как оценивал их мальчиком. Сквозь повествование пробивается голос талантливого малыша, который много запомнил и понял.

Диккенс показывает, как ребенок учится отличать добро и зло, трезво оценивать силы, и даже в отрицательном персонаже пытается разглядеть что-то хорошее. Мягкий юмор автора спасает читателя от излишней назидательности. И читатель не просто извлекает жизненные уроки, но и проживает жизнь вместе с Дэвидом Копперфильдом.

Биография из Википедии

Чарльз Джон Ха́ффем Ди́ккенс

(англ. Charles John Huffam Dickens ; 7 февраля 1812 года, Портсмут, Англия — 9 июня 1870 года, Хайэм , Англия) — английский писатель, романист и очеркист. Самый популярный англоязычный писатель при жизни. Классик мировой литературы, один из крупнейших прозаиков XIX века. Творчество Диккенса относят к вершинам реализма, но в его романах отразились и сентиментальное, и сказочное начало. Самые знаменитые романы Диккенса: «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Оливер Твист», «Николас Никльби», «Дэвид Копперфильд», «Холодный дом», «Повесть о двух городах», «Большие надежды», «Наш общий друг», «Тайна Эдвина Друда».


Портрет Диккенса работы художника Фрэнсиса Александера, 1842 год

Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в пригороде Портсмута — Лэндпорте . Он был вторым ребёнком из восьми детей Джона Диккенса (1785—1851) и Элизабет Диккенс, урождённой Барроу (1789—1863). Его отец служил чиновником на военно-морской базе Королевского флота; в январе 1815 года был переведён в Лондон, в апреле 1817 года семья переехала в Чатем. Здесь Чарльз учился в школе баптистского пастора Уильяма Жиля, даже когда семья вновь переехала в Лондон. Жизнь в столице, не по средствам, привела его отца в 1824 году в долговую тюрьму. Его старшая сестра продолжала учиться в Королевской музыкальной академии до 1827 года, а Чарльз работал на фабрике по производству ваксы (Blacking Factory

) Уоррена, где он получал шесть шиллингов в неделю. Но в воскресенье и они пребывали в тюрьме с родителями. Спустя несколько месяцев, после смерти бабушки по отцовской линии, Джон Диккенс, благодаря полученному наследству, был освобождён из тюрьмы, получил пенсию в адмиралтействе и место парламентского репортёра в одной из газет. Однако, по настоянию матери, Чарльз был оставлен на фабрике, что повлияло на его отношение к женщинам в последующей жизни. Спустя некоторое время он был определён вWellington House Academy , где учился до марта 1827 года. В мае 1827 года он был принят в адвокатскую контору «Эллис и Блэкмор» младшим клерком, на 13 шиллингов в неделю. Здесь он трудился до ноября 1828 года. Изучив стенографию по системе Т. Гарнье, он стал работать свободным репортёром, — вместе со своим дальним родственником, Томасом Чарлтоном. В 1830 году Чарльз приглашён в «Morning Chronicle ». В этом же году Чарльз Диккенс встретил свою первую любовь, Марию Биднелл — дочь директора банка. Позднее он ушел от неё к Эллен Тернан, которую впоследствии включил в своё завещание. По мотивам этой истории Рэйфом Файнсом был снят фильм «Невидимая женщина» (2013).

Литературная деятельность

«Моя вера в людей, которые правят, в общем, ничтожна. Моя вера в народ, которым правят, в общем, беспредельна»

Диккенс нашёл себя прежде всего как репортёр. Как только Диккенс выполнил — на пробу — несколько репортёрских заданий, он сразу же был замечен читающей публикой.

Литература — вот что теперь являлось для него самым главным.

Первые нравоописательные очерки Диккенса, которые он назвал «Очерками Боза», были напечатаны в 1836. Дух их вполне соответствовал социальному положению Диккенса. Это была, в некоторой степени, беллетристическая декларация интересов разоряющейся мелкой буржуазии. Психологические зарисовки, портреты лондонцев, как и все диккенсовские романы, также сначала выходили в газетном варианте и уже принесли молодому автору достаточно славы.

Краткая биография

Чарльз Диккенс

(полное имя Чарльз Джон Хаффам Диккенс) – знаменитый английский писатель-реалист, классик мировой литературы, крупнейший прозаик XIX в. — прожил насыщенную и непростую жизнь. Родиной его был расположенный недалеко от Портсмута городок Лендпорт, где он 7 февраля 1812 г. появился на свет в небогатой семье мелкого чиновника. Родители как могли пестовали Чарльза, который был не по годам развит и одарен, однако их материальное положение не позволяло развивать способности, дать ему качественное образование.

В 1822 г. семью Диккенса перевели в Лондон, где им довелось жить в крайней нужде, периодически продавая нехитрый домашний скарб. 12-летнему Чарльзу пришлось идти подрабатывать на фабрику ваксы, и, хотя его трудовой стаж на ней исчислялся всего четырьмя месяцами, это время, когда он, себялюбивый, не привыкший к физическому труду и не блещущий крепким здоровьем, вынужден был тяжело работать за сущие гроши, было для него серьезным нравственным потрясением, наложило огромный отпечаток на его мировоззрение, определило одну из жизненных целей — больше никогда не нуждаться и не оказываться в столь унизительном положении.

Бедственное положение семьи, в которой росло шестеро детей, еще больше усугубилось, когда в 1824 г. на несколько месяцев отец оказался под арестом из-за долгов. Чарльз ушел из школы и устроился в адвокатскую контору переписчиком бумаг. Следующим пунктом его трудового пути был парламент, где он работал стенографом, а потом ему удалось найти себя на поприще газетного репортера. В ноябре 1828 г. юный Диккенс занял место независимого репортера, работавшего в суде Докторс-Коммонз. Не получивший систематического образования в детстве и отрочестве, 18-летний Чарльз усердно занимался самообразованием, превратившись в завсегдатая британского музея. В 20 он работал репортером в «Парламентском зеркале» и «Тру сан» и выгодно отличался на фоне большинства собратьев по перу.

В 24 года Диккенс выпустил дебютный сборник очерков под названием «Записки Боза» (это был его газетный псевдоним): амбиционный молодой человек понял, что именно занятия литературой помогут ему войти в высшее общество, а заодно совершать благое дело ради таких же обиженных судьбой и угнетенных, каким он был сам. В 1837 г. он дебютировал как романист, выпустив «Посмертные записки Пиквикского клуба». Литературная слава Диккенса по мере написания им очередных произведений росла, укреплялось материальное положение, повышался социальный статус. Когда женившийся еще в 1836 г. Диккенс вместе с женой отплыл в Бостон, его встречали в американских городах как очень известного человека.

С июля 1844 г по 1845 г

Диккенс с семьей жил в Генуе, по возвращении на родину все свое внимание уделял основанию газеты «Дейли ньюс». 50-е гг

стали его личным триумфом: Диккенс добился славы, влияния, богатства, с лихвой компенсировав все предыдущие удары судьбы. С 1858 г. он постоянно устраивал публичные чтения своих книг: так он не столько преумножал состояние, сколько реализовывал оставшиеся невостребованными незаурядные актерские способности. В личной жизни прославленного писателя было не все гладко; семью с ее запросами, ссорами с женой, восемью болезненными детьми он воспринимал, скорее, как источник постоянной головной боли, нежели тихую гавань. В 1857 г. в его жизни появилась любовная связь с молодой актрисой, продлившаяся до самой его смерти, в 1858 г. он развелся.

Бурная личная жизнь сочеталась с интенсивным писательским трудом: в этот период биографии также появились романы, внесшие значительный вклад в его литературную славу, — «Крошка Доррит» (1855-1857), «Повесть о двух городах» (1859), «Большие надежды» (1861), «Наш общий друг» (1864). Непростая жизнь не лучшим образом отразилась на состоянии здоровья, но Диккенс работал, не обращая внимания на многочисленные «звоночки». Продолжительное турне по американским городам усугубило проблемы, но он, немного передохнув, отправился в новое. В апреле 1869 г. дело дошло до того, что у писателя отнимались левая нога и рука, когда он заканчивал очередное выступление. 8 июня 1870 г. вечером у Чарльза Диккенса, находившегося в своем поместье Гэйдсхилл, случился инсульт, а на следующий день он скончался; похоронили одного из популярнейших английских писателей в Вестминстерском аббатстве.

Особенности творчества

Писательский успех Диккенса заключался в том, что его понимали и принимали все слои общества. Своего единомышленника в нем видели и либералы, защищавшие свободу, и консерваторы, ратовавшие за традиционные ценности.

Произведения Диккенса написаны в лучших традициях критического реализма. Писатель стремился показывать читателю правду, какой бы горькой и нелицеприятной она ни была. Но при этом он скрашивал все тёмные стороны тонким юмором и иронией, давал надежду на перемены к лучшему.

Зачастую главными героями Диккенса становились простые, обычные люди, для которых главной ценностью является семья. Немаловажную роль в его произведениях сыграли дети, образы которые есть почти в каждом произведении Диккенса.

Смерть

Совмещая бурную личную жизнь с интенсивным писательством, здоровье Диккенса становилось незавидным. Литератор не обращал внимания на тревожащие его недуги и продолжал усердно трудиться.

После путешествий по американским городам (литературное турне) проблем со здоровьем добавилось. В 1869 году у писателя периодически отнимало ноги и руки. 8 июня 1870 года в период его пребывания в поместье Гэйдсхилл произошло страшное событие – у Чарльза случился инсульт, а утром следующего дня великого классика не стало.


Памятник Чарльзу Диккенсу

Чарльз Диккенс – величайший писатель похоронен в Вестминстерском аббатстве. После смерти слава и популярность романиста продолжала расти, а народ превратил его в идола английской литературы.

Знаменитые цитаты, книги Диккенса и сегодня проникают в глубину сердца его читателей, заставляя задуматься над «сюрпризами» судьбы.

Терапия кризиса

В семейной жизни все складывалось иначе. Кэтрин была очень стойкой женщиной, никогда не жаловалась мужу, не перекладывала на него семейные заботы, но ее послеродовые депрессии и головные боли все сильнее раздражали Чарлза, не желавшего признавать обоснованность страданий жены. Домашняя идиллия, рожденная его воображением, не соответствовала реальности. Стремление стать добропорядочным семьянином шло вразрез с его природой. Приходилось многое подавлять в себе, что лишь усугубляло чувство неудовлетворения.

С детьми Чарлз тоже проявлял характерную для своей натуры двойственность. Был нежен и предупредителен, развлекал и поощрял, вникал во все проблемы, а потом внезапно охладевал. Особенно когда они достигали того возраста, когда закончилось его собственное безмятежное детство. Он чувствовал постоянную необходимость заботиться прежде всего о том, чтобы дети никогда не испытали тех унижений, что выпали на его долю. Но в то же время эта забота слишком тяготила его и мешала дальше быть страстным и нежным отцом.

Тяжелые времена

Есть мудрость ума, а есть сердца. Без первого сносно, а без второго невыносимо… «Тяжелые времена» – роман, в котором Диккенс продемонстрировал все пороки и заблуждения с имеющимся врожденным талантом. Он рассказал о вранье, высокомерии и заблуждениях, и с огромной теплотой о рабочем классе. После книг Диккенса хочется спросить себя: «А каков я на самом деле?» Редкий автор способен на такую магию слова.

Основные события разворачиваются в Кокстауне в Англии, где оказываются переплетенными судьбы людей из разных слоев общества и их интересы. Том Грэдрайнд – владелец школы, принимает в семью дочь клоуна – Сесси. У девочки доброе сердце. Старшая дочь Тома – Луиза, помогает ткачу Стивену Блекпулу, обвиненному в преступлении, который совершил ее брат. Слири – хозяин цирка, спасает брата Луизы, объявленного в розыск…

Семья. Мать

Мать Элизабет – добрая, честная женщина стояла по происхождению выше своего мужа. Среди ее родственников были и чиновники. Но мягкость ее характера не позволяла как-то повлиять на мужа. Чарльз рано научился читать и писать, в этом помогла ему мать. Она же научила его латыни. Времени на занятия с Чарльзом у нее не было, отвлекали хлопоты и заботы о младших детях. Няня, служившая в их доме, говорила, что миссис Диккенс превосходная женщина и заботливая мать.

В семье было восемь детей. Чарльз просто не понимал, что на плечи матери легли все заботы о благосостоянии семьи. Он, как зачастую и происходит с болезненными детьми, у которых нет полноценного общения со сверстниками, замыкался в себе. А материнская любовь казалась ему непрочной и непостоянной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кадетка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: